Исчисление расчетной пенсии по специальному стажу

Льготная пенсия предоставляется гражданам, еще не достигшим общеустановленного пенсионного возраста. Для этого необходимо наличие обозначенного законом стажа по определенной профессии. Список профессий также закреплен законодательно. Сама по себе методика расчета льготной пенсии мало отличается от принятой для расчета пенсии вообще. Вместе с тем каждая профессия, дающая право на досрочный выход на пенсию, и расчет пенсионных пособий по ней имеют нюансы, связанные прежде всего со стажем.

В общем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает ранее достижения пенсионного возраста при определенных условиях, связанных с размером индивидуального пенсионного коэффициента, продолжительностью страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.
Посмотреть подробнее

Кто имеет право на льготы

Действующее законодательство содержит в общей сложности более 1700 профессий, работники которых, имея соответствующий размер трудового стажа, могут претендовать на досрочное пенсионное обеспечение.

Прежде всего, это ФЗ №400 от 28/12/13 г. и его гл. 6 (ст. 30-32), содержащие обширный список «льготников» — от работников горячих цехов и вредных производств до водителей городских автобусов. Указан по каждой категории и стаж выхода на пенсию. При этом для женщин, как правило, число лет снижено на 5, по сравнению с «мужским» лимитом.

Существуют уточняющие списки льготных профессий, принятые еще кабинетом министров СССР, условно называемые «список 1» и «список 2» (приняты пост. №10 от 26/01/91 г.). В них включены особо тяжелые и вредные работы, такие как фармацевтическое производство, работы, связанные с горно-рудным обогащением, химическим и коксо-химическим производством, атомной промышленностью и рядом других.

При определении льгот используются и так называемые малые списки профессий: медицинские, педагогические, водительские профессии, всего 19 позиций. К примеру, правительственное Постановление №781 от 29/10/02 г. содержит информацию о педагогических и медицинских профессиях, дающих право на льготу.

Эту информацию в первую очередь необходимо изучить будущим «льготникам».

Что нужно знать для расчета пенсии

Отметим вначале, что, хотя процедура расчета достаточно сложна, составить представление о размере собственной пенсии все-таки возможно.

На первоначальном этапе следует определить, имеются ли основания для назначения определенному гражданину досрочной пенсии, и обратиться к ФЗ №400 от 28/12/13 г. (гл. 6 ст. 30-32), где содержатся списки профессий для «льготников», а также уточнить при необходимости информацию в т.н. списках 1 и 2, малых списках.

Попробуйте самостоятельно рассчитать льготные годы стажа, согласно пост. №516 от 11/07/02 г. Правительства РФ. Этот документ утверждает Правила для расчета стажа по досрочным пенсиям. Например, в стаж включается время нетрудоспособности, основных и дополнительных отпусков, вынужденных прогулов. При переводе на другую работу в той же организации на срок не более месяца этот перевод тоже засчитывается в «льготный» стаж. Свои особенности исчисления стажа существуют для беременных женщин, переведенных с «льготного» рабочего места на «обычное» по мед. показаниям.

При подсчете стажа следует обратить внимание на то, какие периоды льготного труда суммируются, а какие – нет.

Так, согласно Правилам, суммируются (по тексту п. 2, 3 Правил):

  • работы на вредных производствах (под землей, в горячих цехах) со сроком работы «ликвидаторов», работников «чернобыльской» зоны;
  • труд женщин на сельхозмашинах, тракторах, строительных машинах со сроком работы во вредных условиях, горячих цехах, в тяжелых условиях труда, в геологических экспедициях, в железнодорожной отрасли на определенных работах, например, связанных с безопасностью;
  • работа на судах, непосредственно выполняющих работы при выходе из порта, в море суммируется с работой на вредных производствах, подземных работах;
  • труд в условиях Крайнего Севера не исключает стажа работы водителем на городском маршруте, профессионального спасателя, стажа работы с осужденными в системе исполнения наказаний и т.д.

Перед обращением за назначением пенсии важно учесть такой фактор, как стаж.

Совет! Для определения стажа при расчете льготной пенсии в спорных случаях целесообразно обращаться в отделение ПФР. Специалисты смогут определить все нюансы той или иной ситуации, соотнести ее с нормами законодательства, произвести корректный расчет сроков и стажа.

С 2015 года размер пенсии напрямую зависит от количества т.н. пенсионных баллов, и если для получения льготной пенсии необходимы названные выше особые условия, то сама методика подсчета пенсионных накоплений едина для всех. Из этого следует, что претендовать на «особую» пенсию, не имея накопленных баллов от ПФР, невозможно. Для того чтобы подсчитать, сколько баллов накоплено к выходу на пенсию, к примеру, в текущем году, необходимо знать объем отчислений в пенсионный фонд. Чем он выше, тем на большее число баллов можно рассчитывать. Так, в текущем году необходимое количество баллов — 16,2. Этот показатель достигнет максимума (30) в 2024 году.

Цена одного балла в текущем году — 87,24 руб., размер же накоплений в фонд можно узнать через регистрацию в сервисе Госуслуг, в личном кабинете, либо обратившись с запросом непосредственно к работникам пенсионного фонда. За каждый год, начиная с 2002-го, такой расчет нужно делать отдельно по годам. Не стоит забывать и о нерабочих периодах, за которые согласно ФЗ №400 (ст. 12) тоже начисляются баллы.

Количество баллов умножается на размер одного пенсионного коэффициента, и получается приблизительная величина льготной пенсии.

Точный расчет возможен только при обращении в пенсионный фонд, ведь пересчет пенсий, накопленных до 2002 года, производился специалистами этой организации по особым, переходным условиям. Для самостоятельного подсчета потребуется знать объем страховой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.15 (так или иначе потребуется запрос в ПФР) и ставку одного балла на 01.01. 2015 г. Она составляла 64,10 руб. Подсчет делается простым делением суммы на ставку.

При подсчете также учитывают и фиксированный размер выплат, который ежегодно изменяется.

Совет! Если вы работаете по профессии, соответствующей «льготному» списку в настоящее время, целесообразно обратить внимание на правильное оформление именно льготного стажа, документов, соответствующих ему, соблюдение норм трудового законодательства, а не на накопление пенсионных баллов как таковых. В противном случае, проработав фактически достаточное количество лет по «льготной» профессии, можно утратить право на получение соответствующей досрочной пенсии. Пенсионные же баллы при соблюдении прочих законных условий будут накапливаться автоматически.

Обращаться в отделение ПФР за начислением пенсии необходимо заранее, минимум за месяц до наступления пенсионного срока, со всеми документами, подтверждающими личность, сложные или особые условия работы, стаж работы по ним. Следует помнить, что начисления пенсии будут производиться от даты подачи заявления гражданина в ПФР.

Пример расчета

Поясним сказанное на условных примерах.

Предположим, что стоит задача самостоятельно рассчитать годовой пенсионный коэффициент (пенсионные баллы). Максимальную базу для начисления взносов берем по 2018 году – 1021000 руб. Пусть работник имеет заработную плату 22000 в месяц. Его годовой фонд оплаты труда составит (22000*12) 264000 руб.

Пусть при этом гражданин не формирует накопительную часть пенсии, следовательно, для расчетов используется 16% тариф (в противном случае следует брать 10%). Отчисления работника в ПФР равны (264000 * 16%) 42240 руб. Норматив отчислений равен (1021000 * 16%) 163360 руб. 42240 / 163360 * 10, где 10 – максимальный пенсионный коэффициент (максимально возможное количество баллов в год). Результат подсчетов — 2,586 балла.

Цена одного балла в 2018 году 81,49 руб. Если к моменту выхода на пенсию гражданин накопил условно 100 баллов, то пенсия составит 81,49 * 100 = 8149 руб. Добавим фиксированную выплату указанного года — 4 982,90 руб. и получим 8149 руб. + 4 982,90 руб. = 13131,90 руб.

Что в будущем?

Льготники в будущем, наравне с другими категориями пенсионеров, могут столкнуться с отменой балльной пенсионной системы. Такой проект существует в правительстве, которое все чаще признает, что «система баллов так и не заработала». Планируется вернуться к используемому ранее простому механизму: «Пенсии должны составлять не менее 40% от заработка гражданина, утраченного им».

Новые правила могут начать применять уже в текущем году, но окончательного решения пока нет.

В то же время, несмотря на возникающие на фоне пенсионных нововведений, опасения, правительство не планирует изменять условий назначения пенсий по вредным и опасным условиям труда (т.н. списки 1,2) против тех, что уже есть.

Еще один важный нюанс: работники Крайнего Севера (и приравненных к ним территорий) испытают повышение пенсионного возраста наравне с другими категориями граждан, однако если они одновременно трудились на опасных и вредных работах (например, шахтерский труд, железнодорожники), никаких изменений и повышений для них не будет.

В рамках проводимой пенсионной реформы произойдет либо фактическое повышение пенсионного возраста, либо отсрочка предоставления льготной пенсии для педагогов, медиков, творческих работников, жителей Крайнего Севера.

Все изменения будут проходить поэтапно.

При каких условиях медработнику, в том числе работающему во вредных условиях труда, пенсия назначается досрочно?

Что в итоге

Для получения льготной пенсии должны соблюдаться такие условия:

  • соответствующая льготе должность;
  • соответствующий должности трудовой стаж;
  • необходимое число накопленных к моменту выхода на льготную пенсию пенсионных баллов.

Чтобы рассчитать льготную пенсию, необходимо проверить наличие вышеназванных условий, затем исчислить самостоятельно либо с помощью сервисов пенсионного фонда число накопленных к моменту выхода на пенсию баллов и, умножив это число на законодательно закрепленное стоимостное значение балла, произвести расчеты на соответствующую дату. Следует учесть в сумме также и фиксированный размер пенсии, в соответствии с законом.

Проконтролировать правильность расчетов можно, обратившись с запросом в пенсионный фонд. Отказать чиновники не имеют права, даже если выход на пенсию гражданин только планирует в будущем.

Заметим также, что в правительстве обсуждается проект, связанный с отменой пенсионных баллов.

Во время расчета пенсионных отчислений учитываются разные факторы, к которым относится и место трудоустройства гражданина. Некоторые лица, трудящиеся в специфических условиях, получают не обычный трудовой, а специальный страховой стаж. Это позволяет им выйти на заслуженный отдых намного раньше положенного срока.

Что это такое

Бесплатно по России

Официальное определение специального стажа для назначения пенсии приводится в ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях». Он начисляется при работе во вредных условиях, которые негативно влияют на состояние здоровья наемного специалиста. Дополнительно сюда входит труд с интенсивными нагрузками. Чтобы человек смог рассчитывать на досрочную пенсию на основании специального стажа, должны удовлетворяться некоторые условия.

К ним относится:

  • конкретная продолжительность работы в сложных условиях;
  • наличие документов, которые подтверждают, что гражданин трудился при нужных условиях.

Особенностью специального стажа является то, что он относится к периодам труда при особых условиях. При этом не учитывается, какое количество страховых взносов уплачивалось работодателем за наемного работника.


Правила расчета отработанных лет

Для определения длительности специального стажа рассчитывается общее число дней выработки. Для получения ранней пенсии необходимо трудиться на Крайнем Севере или при опасных условиях.

Если при таких условиях трудится женщина и у нее обнаруживается беременность, то она переводится на безопасный труд, но при этом весь период засчитывается в качестве специального стажа.

Чтобы правильно выполнить расчет, учитываются специальные списки, утвержденные Правительством РФ, а также имеющиеся в положениях ФЗ №400.

Во время расчета учитываются правила:

  • пенсионный возраст снижается на период от 5 до 10 лет;
  • обычно для женщин предлагаются более лояльные условия;
  • для некоторых должностей предусматриваются особые правила влияния спецстажа на снижение пенсионного возраста;
  • чтобы подтвердить вредность труда, необходимо ориентироваться на результаты специальной оценки, которая проводится ежегодно после 2012 года;
  • огромное влияние на стаж оказывает работа, которая осуществляется на Крайнем Севере или иных районах, приравниваемых к северным условиям.

До принятия ФЗ №400 в 2013 году применялись немного другие правила расчета спецстажа, которые по-прежнему используются при определении актуального пенсионного возраста.

Когда пенсия назначается по спецстажу

В ФЗ №400 приводятся основные виды деятельности, при которых начисляется специальный стаж.

К ним относится работа:

  • в горячих цехах;
  • под землей;
  • в тяжелых условиях;
  • на лесозаготовке или лесосплавах;
  • на судах дальнего плавания;
  • на грузовых автомобилях или железной дороге;
  • в противопожарных службах и др.

Включаются в спецстаж следующие периоды:

  • временной нетрудоспособности;
  • декретный отпуск;
  • простоя по вине работодателя.

Если человек трудился при сельских и городских условиях, то формируется смешанный стаж. Если работа осуществляется в селе, то за 1 год труда начисляется стаж 1 год и 3 месяца. Для медицинских сотрудников во время расчета применяется особый поправочный коэффициент.

Например, для хирургов, травматологов и офтальмологов, работающих в хирургических отделениях, один год приравнивается к 1 году и 6 месяцев. Такие же условия предлагаются лицам, трудящимся в реанимации. Во время подсчета стажа медицинских сотрудников, учитываются положения многочисленных нормативных актов, которые могут быть не только федеральными, но и региональными.

Общие условия

На общих основаниях спецстаж начисляется, если гражданин работает по определенной профессии или должности, которая включена в список ФЗ №400. При этом к каждому специалисту предъявляются определенные требования, которые должны подтверждаться официальными документами.

Работа на Севере

Люди, которые для работы выбирают северные субъекты РФ, трудятся при сложных условиях, поэтому могут рассчитывать на разные преференции от государства. К ним относится и ранняя .

С 2008 года увеличилось количество областей и городов, которые считаются приравненными к Крайнему Северу. Если человек работал в этих субъектах до 2008 года, то полученный стаж не будет считаться специальным, а уже после 2008 года применяются новые правила расчета.

Последние корректировки внесены нормативными актами 2012 года, поэтому перед началом расчета рекомендуется изучить актуальные данные.

По выслуге лет

Благодаря спецстажу у граждан появляется право воспользоваться выслугой лет, чтобы раньше положенного срока уйти на заслуженный отдых. При этом учитывается не возраст человека, а нужное число лет стажа.

Данное положение важно для военных, так как во время несения службы за них не перечисляются средства в ПФ, но их стаж учитывается для расчета будущей пенсии, а также предлагается льгота по выслуге. На такие послабления могут рассчитывать не только военнослужащие, но и государственные служащие, горняки или лица, чья работа приравнивается к военной деятельности.

Требуется получить стаж от 25 лет, а для госслужащих, относящихся к федеральному уровню, данный период снижается до 15 лет. Местными нормативными актами применяются во время расчета поправочные коэффициенты.

Другие ситуации

Иногда в стаж включаются не только периоды непосредственной работы, когда за человека работодатель перечислял средства в ПФ, но и другие периоды. К ним относится получение образования в области медицины или педагогики. Дополнительно сюда входит период военной службы.

Когда нужно оформлять

Сказать точно, когда человек сможет оформить пенсию, невозможно, так как он может начать работу при сложных условиях в разном возрасте. При этом учитываются списки профессий, которые регулярно изменяются и дополняются федеральными нормативными актами.

Поэтому учитываются следующие правила:

  • если женщина работала при особо тяжелых и опасных условиях, то она сможет уйти на отдых в 45 лет, но для этого нужен стаж от 15 лет, причем из этих 15 лет не меньше 7,5 нужно проработать на опасном производстве;
  • если при таких условиях работает мужчина, то для него выход на пенсию возможен с 50 лет при стаже от 20 лет, причем 10 лет требуется специального стажа;
  • если работа осуществляется в просто опасных условиях, то женщины уходят на пенсию в 50 лет со стажем от 20 лет, а мужчины в 55 лет, причем стаж для них должен составлять 25 лет.

Полный список профессий и условий можно изучить на сайте Правительства РФ, причем регулярно вносятся изменения и дополнения.

Для каждой профессии устанавливаются собственные нюансы. Например, медицинские работники, которые трудятся в селе, могут рассчитывать на пенсионную выплату от государства через 25 лет после трудоустройства. Если же работа осуществляется в городе, то требуется стаж от 30 лет. При этом для хирургов и некоторых других врачей предлагаются специальные коэффициенты.

Если претендует на раннюю пенсию педагог, то учитывается не только работа по профессии, но и обучение в аспирантуре, а также занятие других должностей в образовательной сфере.

Документы для подтверждения

При оформлении досрочной пенсии необходимо подготовить доказательства наличия специального стажа.

Для этого используются следующие виды документов:

  • трудовая книжка, предназначенная для фиксации всех мест трудоустройства гражданина;
  • счета на перевод зарплаты, которые могут заменяться платежными ведомостями;
  • трудовые соглашения, составляемые и подписываемые с работодателями;
  • выписки, сделанные из приказов руководства разных организаций;
  • справки из учреждений, которые содержат сведения о сроках работы, занимаемой должности и иные актуальные данные.

Необходимость получения справок и других документов возникает, если у сотрудников ПФ по разным причинам отсутствует сведения обо всех местах трудоустройства гражданина, претендующего на раннюю пенсию. Поэтому если предварительно гражданин получает отказ в назначении выплаты, то ему придется в течение 5 дней собрать нужную документацию.

Если организации, в которых работал гражданин, уже закрыты, то придется пользоваться услугами архива. Справки должны содержать сведения не только о периодах работы и наименовании организаций, но и о занимаемой должности, а также об опасных или тяжелых условиях, при которых исполнялись трудовые обязанности. С помощью этих документов подтверждается, что работа действительно была опасной и тяжелой. Для этого могут использоваться должностные инструкции и трудовые соглашения.

Если компания, где трудился гражданин, не было официальным предприятием, на котором фиксировались особые условия, то такой стаж не считается специальным. При этом не учитываются даже свидетельские показания других работников.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:

Заключение

Специальный стаж позволяет гражданам заранее выходить на заслуженный отдых. Для этого нужно работать в сложных или опасных условиях. Стаж доказывается с помощью официальных справок или другой документации. У необходимого периода работы есть зависимость от занимаемой должности и специфических воздействий на организм наемного специалиста.

Здравствуйте! Сегодня, как и обещал, я расскажу как рассчитать свою будущую пенсию за период до 2002 года. Эта часть пенсии является одной из основных составляющих вашей пенсии. Основная сложность оценки пенсионных прав заключается в том, что за время трудовой деятельности большинства граждан, пенсионное законодательство поменялось несколько раз. Поэтому формулы и правила расчета для разных периодов оказались совершенно разными и расчет пенсии приходиться проводить отдельно для периода до 2002 года, для периода с 2002 по 2014 год и периода после 01.0.2015 г. Причем, для каждого из них этих периодов - по своим правилам.

С 2015 года, пенсионные права, сформированные гражданами, измеряют не в рублях, а величиной индивидуального пенсионного коэффициента – ИПК. Вот его и надо рассчитать, а затем умножить на стоимость одного пенсионного балла в год выхода на пенсию.

Очень рекомендую внимательно прочитать статью до конца и тогда вам станет всё понятно и легко рассчитаете свою пенсию за период до 2002 года.

Пенсионные права, сформированные вами до 2002 г., определяются размером так называемой расчетной пенсии (РП), заработанной за периоды до 2002 года. Вначале ее рассчитывают в рублях с учетом валоризации и индексации на 01.2015 г., а затем переводят в баллы, определяя величину ИПК до 2002 г. Для этого рублевый размер найденной страховой пенсии, заработанной до 2002 г., делят на 64,1 рубля.

Для расчета пенсии до 2002 года необходимы следующие данные:

1. Продолжительностью страхового стажа до 2002 года (лет) – Стаж до 02.

2. Среднемесячным заработком гражданина либо за 2000—2001 годы, либо за любые 60 месяцев (5 лет) подряд в период до 01.01.2002 г. (выбирается то, что выгоднее) – ЗР . Это нужно для определения коэффициента средней зарплаты - КСЗ .

3. Продолжительностью страхового стажа до 1991 года (лет) - Стаж до 91 .

Неверный учет, также недооценка любого из этих параметров приведёт к занижению размера начисляемой пенсии.

При расчете пенсии стаж до 2002 года учитывается не напрямую, а через, так называемый, стажевый коэффициент – СК . Его вычисляют так:

- для мужчин, чей страховой стаж до 2002 года больше (равен) 25 лет:

СК = 0,55 + 0,01 за каждый год стажа свыше 25 лет;

- для мужчин, чей страховой стаж до 2002 года менее 25 лет (Стаж до 02

- для женщин, чей страховой стаж до 2002 года больше (равен) 20 лет:

СК = 0,55 + 0,01 за каждый год стажа свыше 20 лет,

- для женщин, чей страховой стаж до 2002 года менее 20 лет (Стаж до 02

Величина стажевого коэффициента СК ограничена законом. Он не может превышать 0,75. Это значит, что если при расчете, стажевый коэффициент - СК окажется больше, чем 0,75, то его примут равным 0,75.

Среднемесячный заработок за период 2000-2001 гг. или за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. учитывается через специальный коэффициент (коэффициент среднемесячной зарплаты) КСЗ - отношение среднемесячного заработка ( ЗР ) за выбранный вами период к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период ( ЗП ):

Как правило ваша зарплата в период 2000-2001 гг. зафиксирован в Пенсионном фонде и не требует документального подтверждения. Но в случае, если такой информации нет, или вам выгоднее применить коэффициент, вычисленный за другие периоды (чем он больше, тем лучше), то придется представить в ПФ подтверждающие зарплату документы. Если для расчета вы выбрали период 2000 – 2001 гг., то коэффициент среднемесячной зарплаты КСЗ вычисляется делением вашей средней зарплаты ЗР в этот период на 1494, 5 (средняя зарплата в РФ за этот период).

КСЗ = ЗР/ЗП = ЗР / 1494,5.

Если для подсчета КСЗ выгоднее применить другой период (какие-либо 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г.), то расчеты придется выполнить или самостоятельно. По Закону коэффициент не может быть больше, чем 1,2. Исключение по ограничению КСЗ величиной 1,2 сделано только для тех, кто работал до 01.01.2002 г. в районах Крайнего Севера. У них, в зависимости от районного коэффициента, КСЗ колеблется от 1,4 до 1,9.

Согласно ФЗ-173 пенсионные права, сформированные вами за периоды трудовой деятельности до 2002 года (по состоянию на 1 января 2002 года) учитываются стажевым коэффициентом ( СК ) и отношением заработков ( КСЗ ). Эти права пересчитываются в расчетную пенсию ( РП на 01.2002 г. ) по следующим формулам:

- Ваш стажевый коэффициент СК > 0,55 (мужчин, чей трудовой стаж до 2002 г. - 25 и более лет и женщин, чей трудовой стаж до 2002 г. - 20 и более лет)

РП на 01.2002 г. = СК х КСЗ х 1671 – 450.

Но если при расчете окажется, что величина РП=СК х КСЗ х 1671

РП на 01.2002 г. = 660 - 450 = 210 руб.

- Ваш стажевый коэффициент СК = 0,55 (мужчин, чей трудовой стаж до 2002 г. составил менее 25 лет и женщин, чей трудовой стаж до 2002 г. составил менее 20 лет)

РП на 01.2002 г. = (0,55 х КСЗ х 1671 – 450) х (Стаж до 02 : 25) - для мужчин;

РП на 01.2002 г. = (0,55 х КСЗ х 1671 – 450) х (Стаж до 02 : 20) - для женщин.

Но если при расчете окажется, что величина РП=0,55 х КСЗ х 1671

РП на 01.2002 г. = 210 х (Стаж до 02 : 25 ) - для мужчин;

РП на 01.2002 г. = 210 х (Стаж до 02 : 20) - для женщин.

Стаж до 2002 - фактический ваш стаж до 1.01.2002 года.

Рассмотрим это на конкретных примерах:

- Женщина имеет полный стаж до 2002 г. - 32 года (т.е. более 20 лет до 2002 г.). Величина СК - 0,67, отношение заработков (КСЗ) – 0,9. Поскольку СК > 0,55. то используем следующую формулу:

Рассчитываем размер РП: РП = СК х КСЗ х 1671 = 0,67 х 0,9 х 1671 = 1007,61. РП получается > 660.

Теперь посчитаем расчетную пенсию на 01.2002г:

РП на 01.2002 г . = СК х КСЗ х 1671 – 450 = 0,67 х 0,9 х 1671 – 450 = 557,61 руб.

Это величина будет браться для дальнейших расчетов.

- Мужчина имеет до 2002 г. неполный стаж - 19,5 лет (менее 25 лет), КСЗ – 1,2. Так как стаж неполный, то СК=0,55 и для расчетов используем уже другую формулу:

Считаем размер РП: РП = СК х КСЗ х 1671 = 0,55 х 1,2 х 1671 = 1102,86 руб. Получили РП > 660 руб.

Считаем расчетную пенсию на 01.2002г:

РП на 01.2002 г .= (0,55 х КСЗ х 1671 – 450) х (Стаж до 02 : 25) = (1102,86 – 450) х (19,5:25) = 509,23 руб.

- Мужчина имеет стаж до 2002 г. - 2,5 года (т.енеполный). КСЗ – 0,2. Так как стаж неполный, то СК=0,55. Используем такую формулу:

Считаем размер РП: РП = СК х КСЗ х 1671 = 0,55 х 0,2 х 1671 = 183,81 руб. Получили РП

Теперь считаем РП на 01.2002 г .= (660 – 450) х (Стаж до 02 : 25) = 210 х (2,5:25) = 21 руб.

Но это не всё. Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 213-ФЗ, когда была проведена процедура валоризации (разового увеличения) расчетных пенсионных капиталов, имевшихся на лицевых счетах граждан на 1 января 2002 года. По этому закону сумма валоризации составляет 10% от величины расчетного пенсионного капитала, и кроме того, по 1% от величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа до 1 января 1991 года. В пересчете на месячный размер пенсии - РП на 01.2002 г . это означает, что сумма валоризации ( СВ ), или полагающаяся вам добавка – составляет 10% от величины РП на 01.2002 г. и кроме того, по 1% от РП на 01.2002, за каждый полный год вашего общего трудового стажа до 1 января 1991 г. Вот поэтому так важно наличие стажа до 1991 г. Этот стаж влияет на пенсионные права, заработанные до 2002 г.

Формула для расчета суммы валоризации (СВ) при наличии стажа до 1991 г. такая:

СВ = РП на 01.2002 х (0,1 + 0,01 х Стаж до 91) .

Но если у вас стаж до 1991 г. отсутствует, то добавка составит 10% от РП на 01.2002 г.:

СВ = РП на 01.2002 х 0,1 .

Пример расчета суммы валоризации:

- Расчетная пенсия на 01.2002 года - 510,42 руб, стаж до 1991 года – 9 лет. Сумма валоризации:

СВ = РП на 01.2002 х (0,1 + 0,01 х Стаж до 91) = 510,42 х (0,1 + 0,01 х 9) = 510,42 х 0,19 = 96,98 руб.

Размер вашей месячной страховой пенсии за период до 01.2002г ( СП на 01.2002 г. ) будет состоять из суммы расчетной пенсии и суммы валоризации:

СП на 01.2002 г. = РП на 01.2002 + СВ.

Но и это не всё. Если сумму (СП на 01.2002 г.) умножить на 228 месяцев (19 лет – срок дожития), то получим величину вашего пенсионного капитала, который сформировался у вас на 01.2002 г. До конца 2014 года все пенсионные отчисления формировали пенсионный капитал. И поскольку пенсионные капиталы ежегодно индексировались, то к концу 2014 года и пенсионный капитал и СП на 01.2002 г. выросли. Величина индекса для пересчета пенсионного капитала (пенсии) начала 2002 года в капитал (или пенсию) конца 2014 года – index=5,6148 . Таким образом, страховая пенсия – СП до 2002 г., заработанная за периоды до 2002 года, на 01 января 2015 года увеличивается за счет индексации:

СП до 2002 г. = СП на 01.2002 г. х index = (РП на 01.2002 + СВ) х index .

Или в более проще:

СП до 2002 г. = (РП на 01.2002 + СВ) х 5,6148 (рублей) .

Это и есть ваш пенсионный капитал в рублевом эквиваленте, заработанный за периоды до 2002 года. Осталось только перевести его в индивидуальный пенсионный коэффициент ( ИПК ). Для перевода в баллы (для определения величины ИПК до 2002 г.) необходимо полученную сумму разделить на 64,1. Где 64,1 - величина постоянная для всех.

ИПК до 2002 г. = СП до 2002 г. : 64,1 = (РП на 01.2002 + СВ) х 5,6148 : 64,1 (баллов).

Расчетная пенсия на 01.2002 года (РП) = 560,60 руб., сумма валоризации СВ – 135,5 руб. Рассчитаем размер части страховой пенсии, заработанной до 2002 года с учетом индексации и валоризации по состоянию на 01.2015, а также ИПК за этот период.

СП до 2002 г. = (РП на 01.2002 + СВ) х 5,6148 = (560,60 + 135,5) х 5,6148 = 3908,46 руб.

ИПК до 2002 г. = СП до 2002 г. : 64,1 = 3908,46 : 64,1 = 60,974 (баллов).

Осталось баллы умножить на стоимость ИПК в год выхода на пенсию. В 2018г. ИПК = 81 рубль 49 копеек.

Пенсия заработанная за период до 2002 г. = 60,74 х 81,49=4949,70.

Вот и всё. Если всё понятно, ставите свои данные в формулы и получаете свой результат. Формулы даны в хронологическом порядке: в следующую формулу вставляем результаты предыдущих. При желании разберётесь, это в ваших интересах.

Пока всё, как просчитать всю пенсию и что влияет на её увеличение - в следующих публикациях.

Пенсия рассчитана по специальному стажу, увеличенному на 10 лет по "чернобыльскому" закону. Как рассчитывается валоризация?



---Здравствуйте, Для того, чтобы рассчитать валоризацию пенсии, нужно сначала посчитать величину накопленного пенсионного капитала (НПК) за периоды до 01.01.02 года. Для этого нужно взять формулы из пунктов 1 и 3 статьи 30 ФЗ №173 и подставить туда подходящие значения. Поскольку эти формулы весьма объемны и требуют объяснения основ расчета трудовой пенсии по законам 2002 года (что нам в общем-то не нужно), предположим, что это значение нам известно и обозначим его условно, как НПК. Далее необходимо выяснить, какой объем пенсионных прав получен до 2002 года. Проще говоря, сколько лет человек проработал до 01.01.02 г. и отдельно - сколько из них пришлось на период до 01.01.91 г.Обратите внимание, валоризация увеличивает не всю пенсию, а только ту ее часть, что была "заработана" до пенсионной реформы 2002 г. Страховой капитал, полученный после 2002 года в 2015 году будет переведен в баллы, а пенсия будет рассчитываться уже по закону №400, а не по закону №173.http://creditnyi.ru/oformlenie-pensii/valorizaciya-pensii-166/#menu-3


Расчет валоризации и увеличение пенсии в результате этого производится в без заявительном порядке, то есть, органами Пенси­онного фонда РФ без подачи пенсионерами каких-либо заявлений.

Однако в том случае, если у вас имеются документы о трудовом стаже до 1 января 2002 г., которые не были уч­тены ранее при определении пенсионных прав, необхо­димо будет представить эти документы в территориаль­ный орган Пенсионного фонда РФ самостоятельно.

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Статья 30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав

(введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

1. Величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).

Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

3. При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности) в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в общий трудовой стаж, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан из числа космонавтов, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), предусмотренную Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в общий трудовой стаж, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом.

4. Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

На 01.01.2002 г мной отработано:

Спецстаж по 2-му списку 14 лет 10 мес

Общий стаж 19 лет 11 мес 16 дн

На дату назначения пенсии:

Спецстаж 17 лет полных

Общий стаж 32 года полных

Имею ли я право выбора для расчета размера пенсии не по общему стажу, а по спецстажу?

п. 9 ст.30 ФЗ № 173 сформулирован весьма лукаво:

с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Как это понимать конкретно в моем случае?

Ответы юристов ( 1 )


  • 183 ответа
  • 52 отзыва

Здравствуйте, ничего хитрого в определении нет, при расчете по общему стажу (это называется конвертация пенсионных прав) один из коэффициентов (стажевый) фиксирован, но увеличивается на 0.1 за каждый год стажа сверх 20 лет (для женщин), при льготном — на 0.1 за каждый год сверх 10 лет (для женщин).

Таким образом, при расчете по общему стажу у Вас был бы 0.55, а по льготному — 0,59, что положительно отразилось бы на размере пенсии.

Теперь конкретно к Вашему случаю. К сожалению, в Вашем случае расчет по льготному стажу невозможен, т.к. для его применения нужно 10 лет списка 2 и 20 лет страхового стажа на 01.01.2002, чего у Вас нет.

Получается, что 4 года переработанные по спецстажу сгорают, а мне считают с пониженным коэффициентом? И это только из за того, что к 2002 году я не успела доработать 14 дней? И несмотря на большой стаж после 2002 года? Неужели нет каких то дополнительных комментариев к этому пункту? Ведь из 32 лет общего стажа большая часть (17 лет) отработана по спецстажу. Какому периоду общего стажа эквивалентен 1 год спецстажа?

К сожалению, в законе четко сформулированы условия, они не могут быть изменены.

Если в указанные Вами 19 лет 11 месяцев Вы не включили учебу (а она участвует в определении права на льготную конвертацию), Вы набираете 20 лет. В противном случае — расчет из обычного стажа.

Т.е. с принятием нового ФЗ 173 мои пенсионные права были конкретно дискриминированы, хотя по закону ухудшения в пенсионных правах тех, кто их заработал до 01.01.2002 быть не должно? А как на предмет того, что с 01. 01. 2015 при расчете первичной пенсии за каждый год общего стажа сверх 30 лет добавляется ещё по 6 % за каждый год, а я вышла на пенсию в августе 2014 г.? Я опять промахнулась, и мне за 32 г. общего стажа на дату назначения пенсии опять ничего не положено.

Какие то странные законы у нас, все привязаны к дате принятия, и все задним числом, когда застрахованному лицу уже ничего изменить невозможно.

Как я могу это оспорить? Почему за мои плюсы мне НИЧЕГО не положено, зато за недоработку в 14 дней на эту чертову дату, мне всё считают исключительно с понижением? Насчитали пенсию, чуть больше минималки, которую всяким неработям платят.

И что тогда значит: ПРАВО ВЫБОРА ДЛЯ РАСЧЕТА ПЕНСИИ.

Похоже, что в КС придется обращаться, таких как я много будет, просто в силу возраста. Я считаю это дискриминацией, если у меня есть и общий стаж, и спецстаж - значит право выбора для более выгодного варианта тоже есть, а когда какой закон примут заранее знать никто не мог.

Цитирую: в законотворческом порыве нередко забывается необходимость соблюдения так называемого принципа правовой определенности, важность которого в пенсионной сфере неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ в своих решениях:«Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности

их государственной защиты…С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано».

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Читайте также: