Казахстан непрерывный стаж для пенсии

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.

Сноска. Заголовок статьи 13 в редакции Закона РК от 17.11.2015 № 408-V (вводится в действие с 01.03.2016).

1. При исчислении трудового стажа для назначения пенсионных выплат по возрасту засчитываются:

1) работа по трудовым договорам, оплачиваемая физическими и юридическими лицами;

2) воинская служба;

3) служба в специальных государственных и правоохранительных органах, государственная фельдъегерская служба;

4) государственная служба;

5) предпринимательская и иная приносящая доходы деятельность;

6) время ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста;

7) время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;

8) время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности;

9) время содержания под стражей, отбытия наказания в местах лишения свободы и ссылки граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и репрессированных, но впоследствии реабилитированных;

10) время нахождения трудоспособных граждан на временно оккупированной территории бывшего СССР и лиц (независимо от возраста) на территории других государств в период Великой Отечественной войны, куда они были насильственно вывезены, содержания в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания в период войны), если в указанные периоды эти лица не совершили преступлений против Родины;

11) время нахождения на инвалидности неработающих инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов;

12) период проживания за границей супруги (супруга) работников бывших советских учреждений, учреждений Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;

13) период проживания супругов военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных органов с супругами в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет в общей сложности;

14) исключен Законом РК от 02.08.2015 № 342-V (вводится в действие с 01.01.2016);

15) обучение в высших учебных заведениях, в том числе на подготовительных курсах, средних специальных учебных заведениях, училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, а также духовных (религиозных) организациях образования на территории Республики Казахстан и за ее пределами;

16) служба в военизированной охране, органах специальной связи и горноспасательных частях независимо от ведомственной подчиненности и наличия специального или воинского звания.

17) исключен Законом РК от 02.08.2015 № 342-V (вводится в действие с 01.01.2016);

18) трудовая деятельность в стране выбытия этнических казахов, прибывших в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на исторической родине.

2. При льготном исчислении трудового стажа для назначения пенсионных выплат по возрасту также засчитываются:

1) воинская служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении воинского долга, а также пребывание в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на лечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы – в порядке, установленном для исчисления сроков этой службы при назначении пенсионных выплат за выслугу лет военнослужащим;

2) работа, в том числе в качестве вольнонаемного состава в воинских частях, и служба, кроме воинской службы, предусмотренной подпунктом 1) настоящего пункта, в годы Великой Отечественной войны – в двойном размере;

3) работа в городе Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – в тройном размере;

4) время нахождения граждан в возрасте от 12 лет и старше в городе Ленинграде в период его блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – в двойном размере;

5) время пребывания лиц на территории других государств в период Великой Отечественной войны, куда они были насильственно вывезены, а также время нахождения в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания в период войны), если в указанные периоды эти лица не совершили преступления против Родины, – в двойном размере;

6) время содержания под стражей, отбытия наказания в местах лишения свободы, ссылки, привлечения к принудительному труду с ограничением свободы, в колонии-поселении и на принудительном лечении в психиатрических учреждениях граждан, незаконно привлеченных к уголовной ответственности и репрессированных, впоследствии реабилитированных, – в тройном размере;

7) работа и воинская служба в районах, примыкающих к Семипалатинскому испытательному ядерному полигону, в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года – в тройном размере, а с 6 июля 1963 года по 1 января 1992 года – в полуторном размере;

8) работа в противолепрозных и противочумных учреждениях, инфекционных учреждениях по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, – в двойном размере, в организациях, осуществляющих судебно-медицинскую экспертизу и патолого-анатомическую диагностику, – по перечню работ, утвержденному Правительством Республики Казахстан, – в полуторном размере;

9) работа на водном транспорте в течение полного навигационного периода засчитывается за год работы;

10) работа в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности независимо от их ведомственной подчиненности – по списку, утвержденному Правительством Республики Казахстан, засчитывается в стаж за год работы.

Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными законами РК от 10.01.2014 № 156-V (вводится в действие с 01.01.2014); от 23.04.2014 № 200-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.08.2015 № 342-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 17.11.2015 № 408-V (вводится в действие с 01.03.2016); от 26.12.2018 № 203-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

по Праву социального обеспечения

тема: Общий трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж.

1. Общий трудовой стаж.

2. Непрерывный трудовой стаж.

1. Общий трудовой стаж

Одним из важнейших юридических фактов, с которыми законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. В одних случаях от трудового стажа зависит само право на материальное обеспечение, а в других – его размер, в-третьих – и то и другое.

Трудовой стаж – это суммарная продолжительность не только трудовой, но и иной общественно полезной деятельности, причем как оплачиваемой, так и не оплачиваемой, независимо от того, где и когда она протекала, и имелись ли в ней перерывы.

Трудовой стаж имеет качественную и количественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность, качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц выделяет общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке.

В общий трудовой стаж включаются следующие периоды:

1) работы в качестве рабочего, служащего (в т.ч. работа за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации, иной работы на которой работник подлежал пенсионному страхованию, индивидуальной трудовой деятельности и т.д.;

2) творческой деятельности членов творческих союзов – писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, органах внутренних дел РФ, спецслужбах РФ, федеральных органах исполнительной власти в которых предусмотрена военная служба и т.д.;

4) временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

По сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством содержание общего трудового стажа резко сужено. Так, сейчас в общий трудовой стаж не включаются периоды обучения, проживания граждан в районах, временно оккупированных во время войны; проживания в г. Ленинграде в периоды его блокады; ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым; ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения; проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться; проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций и др.

Из общего трудового стажа исключены, как упоминалось выше, периоды, связанные с историей нашей страны – это лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию. Они крайне обостренно воспринимают данное нововведение.

Отсутствие необходимой преемственности в правовом регулировании трудового стажа влечет за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в т.ч. весьма преклонного возраста.

Юридическое значение общего трудового стажа для целей пенсионного обеспечения уменьшается. Раньше трудовой стаж был необходим как для назначения пенсии, так и для ее расчета.

По Закону РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с учетом общего трудового стажа устанавливалась пенсия по старости, а в соответствующих случаях – пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца.

Так, например, пенсия по старости на общих основаниях устанавливалась мужчинам по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

От продолжительности общего трудового стажа зависел размер пенсии по старости. Пенсия устанавливалась в размере 55% от среднемесячного заработка при необходимом стаже и увеличивалась на 1% за каждый полный год общего трудового стажа, превышающий требуемый, но не более, чем на 20%.

2. Непрерывный трудовой стаж

Непрерывный трудовой стаж – это продолжительность последней непрерывной работы в одной организации или нескольких при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков.

Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключается в том, что его продолжительность влияет на размер пособия по нетрудоспособности.

При определении размера пенсии или момента начала ее выплаты непрерывность стажа не учитывается. Данный вид трудового стажа не должен иметь превышающих установленные пределы промежутков времени, в течение которых трудоспособный работник не осуществлял трудовой деятельности и не предпринимал действий к трудоустройству. Данное условие является определяющим при установлении непрерывности стажа.

Непрерывный трудовой стаж является самостоятельной оценочной категорией трудовой деятельности работника, характеризующей не общую продолжительность времени работы, а конкретный промежуток трудового стажа работника.

Не является непрерывным стаж работника, имеющий определенной продолжительности промежутки времени, в течение которых не осуществлялась трудовая деятельность после увольнения. Обычно трудовой стаж прерывается вследствие несоблюдения именно этих сроков. Конкретные сроки, которые в зависимости от причин увольнения отводятся работнику на поиск новой работы или на обращение в органы занятости, установлены Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252 с изменениями от 1 июля 1991 г. (далее - Правила).

По общему правилу при переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца[1]. Особые сроки устанавливаются как вышеуказанными Правилами, так и другими нормами действующего законодательства.

Согласно п. 3-10 Правил, непрерывный трудовой стаж сохраняется:

1) если перерыв в работе не превысил трех недель в случае увольнения после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин;

2) если перерыв в работе не превысил двух месяцев в случае:

- поступления на другую работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;

- поступления на работу в РФ после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях РФ за границей или в международных организациях;

- поступления на работу в РФ граждан, переселившихся из стран, с которыми Россия заключила соглашения или договоры о социальном обеспечении, после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях этих стран (двухмесячный период в этом случае исчисляется, начиная со дня приезда в Россию);

3) если перерыв в работе не превысил трех месяцев в случае:

- поступления на работу лиц, высвобождаемых с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также при поступлении на работу рабочих и служащих, увольняемых из частей, учреждений, организаций из предприятий Вооруженных Сил РФ в связи с проведением мероприятий по сокращению их в соответствии с решениями Правительства РФ;

- поступления на работу после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, а также при поступлении на работу после увольнения с работы в связи с инвалидностью либо после увольнения инвалидов по другим основаниям (кроме оснований, не обеспечивающих сохранение непрерывного стажа), по которым не установлены более льготные условия сохранения непрерывного трудового стажа (трехмесячный период в этих случаях исчисляется начиная со дня восстановления трудоспособности, дня вынесения заключения об этом врачебно-консультационной комиссией (ВКК) либо дня, по который была установлена инвалидность);

- поступления на работу после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);

- поступления на работу учителей начальных классов общеобразовательных школ, освобожденных от работы в школе в связи с переводом 4-х классов на систематическое преподавание основ наук и временным сокращением числа учащихся начальных классов;

4) независимо от продолжительности перерыва в работе в случае:

- поступления на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;

- поступления на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям, кроме оснований, не обеспечивающих сохранение непрерывного стажа (это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям, например за выслугу лет, если они одновременно имеют право на пенсию по старости).

Положения п. 3-10 Правил от 13 апреля 1973 г. дополняет приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами».

Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г., предусмотрены случаи несохранения непрерывного трудового стажа. Это своего рода расплата за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на работника трудовым законодательством. Так, непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

- систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;

- прогул (в том числе отсутствие на работе больше трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин либо появление на работе в нетрезвом состоянии;

- вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;

- утрата доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности;

- совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

- требование профсоюзного органа;

- увольнение в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в порядке подчиненности или в соответствии с уставом о дисциплине;

- совершение работником других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы;

- повторное увольнение после 13 декабря 1979 г. по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев.

Трудоспособный гражданин может заниматься трудовой по существу деятельностью без заключения трудового договора (например, по договору подряда). Кроме того, в силу определенных препятствий на пути к трудовой деятельности трудоспособный гражданин (потенциальный работник) может в течение определенного времени не реализовывать свои способности к труду.

Правилами учтены интересы временно нетрудоспособных, а также переселяющихся в другую местность (обычно под другой местностью понимают другой населенный пункт), которые затрачивают на излечение или переселение немалое количество времени, что также могло стать формальной причиной прерывания стажа. Установлено, что во всех случаях, когда при переходе с одной работы на другую меняется место жительства, допускаемый перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для проезда к новому месту жительства. Это правило в более узком понятии закреплено также в п.2 ст.28 Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», где указано, что время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж. Если же в течение срока поступления на новую работу, которым обусловлено сохранение непрерывного трудового стажа, работник был временно нетрудоспособен и представил справку об этом, выданную лечебным учреждением за подписями лечащего и главного врачей, удостоверенными печатью, то этот срок удлиняется на число дней нетрудоспособности.

В случае же установления работнику инвалидности в срок непрерывного трудового стажа включается весь срок инвалидности и еще три месяца (предусмотренные для принятия мер к трудоустройству).

Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебное пособие / М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2006.

Голенко Е.Н. Ковалев В.И. Трудовой кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий (для командиров воинских частей, профсоюзных работников и гражданского персонала). – М.: «За права военнослужащих», 2004. - (Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант»)

Журнал «Кадровая политика и управление персоналом», № 12, 2005.

[1] Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252.

Внимание! Ответы на вопросы даются в соответствии с законодательством, действующим на дату ответа.
Если Вы хотите написать комментарий или задать уточняющий вопрос, напишите его здесь. Если Вы хотите задать НОВЫЙ вопрос - создайте НОВУЮ тему. На НОВЫЕ вопросы, заданные здесь, администрация давать ответы не будет.

Добрый день.
В этом году меняю гражданство — переезжаю из Казахстана в Россию.
Год рождения 1975 ( 42 года). Работаю с 1997.
Есть пенсионные отчисления в казахстанском фонде.
Что и как я должна сделать, чтобы мой казахстанский стаж не пропал?

Уважаемая Татьяна!
Россия и Казахстан являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
В соответствии со статьей 6 Соглашения при назначении пенсии в одном из государств — участников Соглашения учитывается и стаж, и заработок, полученный в другом государстве.
При этом по законодательству РФ на размер пенсии непосредственно влияет только стаж, приобретенный до 01.01.2002 (учитываемый при конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал).
Начиная с 01.01.2002 на пенсию влияют только периоды стажа, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Отчисления в пенсионный фонд Казахстана не дают право на учет периодов стажа при назначении пенсии в России.
Таким образом, период стажа с 1997 года по 31.12.2001 будет учтен при назначении пенсии в России без каких-либо специальных действий с Вашей стороны (если имеются документы, подтверждающие стаж – трудовая книжка или иные документы, например, справки работодателей). Стаж с 01.01.2002 до даты переезда в Россию при назначении пенсии учтен не будет.

Спасибо за пояснения.
Несколько дополнительных вопросов:
1) Как я могу повлиять на ситуацию (имею ввиду ваши пояснения о том, что в России не будет учитываться мой казахстанский стаж с 01.01.2002)? Например, перенести свои пенсионные накопления из пенсионного фонда Казахстана в пенсионный фонд России? Или, возможно, есть иные способы влияния?
2) На какую пенсию дает право факт учета моего стажа с 1997 по декабрь 2001 года?
3) Какие документы, касаемые пенсии, я должна обязательно взять из Казахстана, чтобы совершить процесс пенсионной постановки на учет в России. И что я должна сделать по прибытию в Россию?

1. Повлиять на эту ситуацию Вы никак не можете. Перевод накоплений из Пенсионного фонда Казахстана в Пенсионный фонд РФ невозможен, такая процедура не установлена законодательством РФ и международными договорами.
Есть уточнение – если в этот период Вы рожали детей, то периоды ухода за каждым ребенком до полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, могут быть учтены в страховой стаж как нестраховые периоды со «стоимостью» 1,8 индивидуального пенсионного коэффициента (балла) за каждый год ухода.

2. Для оценки размера пенсии кроме стажа на 01.01.2002 необходим еще размер среднемесячной зарплаты за любые 60 месяцев до 01.01.2002 (в Вашем случае это фактически весь период трудовой деятельности).
Максимально возможное значение индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за период с 1997 по 2001 годы составляет 14,3. В настоящее время стоимость одного пенсионного коэффициента составляет 81,49 руб. Таким образом, при назначении пенсии в настоящее время стаж работы с 1997 по 2001 годы даст максимальный прирост к пенсии 14,3 * 81,49 = 1 165,31 руб.
Реальный прирост может быть меньше, если отношение среднемесячной зарплаты пенсионера к среднемесячной зарплате в РФ за тот же период меньше 1,2.

здравствуйте у меня шахтерский стаж в республике казахстан справки о характере работы казахстан подтвердил а справка о практике назначения дьготных трудовых пенсий в республике казахстан где-то потерялась\не дошла\ в пф говорят что без нее пенсию не назначат что мне делать

Рекомендуем самостоятельно запросить справку о практике назначения досрочных пенсий в компетентных органах Казахстана.

Добрый день!
Я учитель со стажем более 25 лет, из которых последние 21 год отработала в РФ. Педагогическую деятельность начала в Казахстане, где отработала с августа 1990 г. по август 1997 г. ПФ РФ отказал в назначении досрочной страховой пенсии, не засчитав периоды работы с 13.03.1992 -25.08.1997. ПФ РФ ссылается на отсутствие уплаты страховых взносов в этот период в ПФ РФ, согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 № 400 ФЗ. Правомерен ли этот аргумент? Если нет, то как мне доказать законность моего права на пенсию и зачисление этого периода работы в льготный стаж.
С ув.Елена

Позиция органа ПФР непонятна. Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13.03.1992 (в том числе Казахстана), учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах — участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к стажу на соответствующих видах работ.
Если Ваша работа в Казахстане проходила в общеобразовательной школе (либо в другом образовательном учреждении, наименование которого содержится в списке учреждений, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781), период 1992-1997 годов должен засчитываться в педагогический стаж.
Такое разъяснение содержится, например, в обзорах практики ПФР за 4 квартал 2016 года (вопрос 84), за 2 квартал 2017 г. (вопросы 70, 71) и др. Аналогичная ситуация, – педагогический стаж в Казахстане до 27.07.1996, – рассматривалась в обзоре за 2 квартал 2017 г., вопрос 71. восьмой абзац ответа. Там указано:
Таким образом, периоды работы в должности учителей, непосредственно занятых на педагогической работе в школах, врачей и других медицинских работников, непосредственно занятых на лечебной работе, имевшие место на территории Республики Казахстан до 27.07.1996, могут рассматриваться при назначении досрочной страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации при их надлежащем подтверждении компетентным органом Республики Казахстан.
— конец цитаты –

Обзор практики рассылается всем территориальным органам ПФР из Исполнительной дирекции ПФР и является для них руководством. Период работы в Казахстане с 13.03.1992 по 27.07.1996 должен быть засчитан в Ваш педагогический стаж независимо от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (после 27.07.1996 в Казахстане поменялось законодательство и пенсии за выслугу лет педагогам были отменены). Рекомендуем Вам обратиться в территориальный орган ПФР и сослаться на указанное выше разъяснение.

Добрый день! рождена в СССР, являюсь гражданином РФ с 2016 года. Разъясните, пожалуйста, какое государство должно учитывать стаж приобретённый после 2001 года для назначения,если проживал и работал в Казахстане? обязательные пенсионные взносы высчитывала с 1998-2015 гг Умники разделили страну, стаж выкинули, пенсию назначили как тунеядцу при общем стаже 38 лет Где справедливость.

При назначении пенсии в России за периоды с 01.01.2002 по 31.12.2014 на размер пенсии влияет не стаж, а сумма страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд России. Если Вы работали в Казахстане, то страховые взносы в ПФР не уплачивались и этот период, к сожалению, по законодательству не учитывается при назначении пенсии в России.

Добрый вечер. у Меня свекровь получила в этом году гражданство РФ, была гражданкой Казахстана. у нее 7 детей но все иуже взрослые, а ей 52 года. она сейчас оформляет пенсию, так как по детям уходят в 50 лет. она проработала в Казахстане больше 20 лет , стаж занесен в труд.книжку. и уже лет 12-13 не работает. будет ли учтен стаж в России? и сколько она будет получать если не учтут стаж? и такой еще вопрос, она получила медаль матери героини в казахстане и за это ей платили там, а тут сказали , что она здесь не имеет значения. будут ли доплачивать все таки за медаль? заранее спасибо…

Я гражданин РФ с 2018 г мне 51 год у меня есть общего стажа 22года из них подземного стажа 14 лет 6 месяцев отработанные в КЗ за периоды с с1988 г по 1995 г и с 2007 г по 2014 гв ПРФ не хотят учитывать стаж за период с 2007 по 2014гг ссылаясь на закон КЗ об отмене подземных льготных стражей в КЗ с 1998 г,что делать?Все справки подтверждающие и копия трудовой сданы в ПРФ при этом есть справки о характере и специфике моейтрудовой деятельности в МЧС КЗ подземного горноспасателя+ я имею награждение знак шахтёрская слава 3 степени.

Ответы в этой теме больше не даются. Создайте новую тему.

В Казахстане с 1 июля 2018 года размер пенсии будет зависеть от стажа участия в пенсионной системе и от величины прожиточного минимума

АСТАНА, 17 июн — Sputnik. В Казахстане с июля этого года изменится порядок начисления базовой пенсии. От чего сегодня зависит размер пенсии, и как ее рассчитать — читайте в материале Sputnik.

Кто имеет право на пенсию

Право на пенсионные выплаты имеют граждане Казахстана, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории республики.

Из чего состоит пенсия

Выплата складывается из трех показателей:

  • базовая пенсия
  • солидарная/трудовая (учитываются отчисления до 1 января 1998 года)
  • накопительная пенсия (учитываются отчисления после 1 января 1998 года)

Базовая пенсия

Базовая пенсия выплачивается независимо от того, какую солидарную или накопительную пенсию вы получаете. В настоящее время размер базовой пенсии для всех одинаков — 15 274 тенге.


Те, кто имеет стаж десять и менее лет либо вовсе не имеет его, будут получать минимальную базовую пенсию — 54% от прожиточного минимума или 15 274 тенге. За каждый год, отработанный более десяти лет, базовая пенсия будет увеличиваться на 2%. При стаже 33 и более лет человек получит максимальную базовую пенсию — 100% от прожиточного минимума или 28 тысяч 284 тенге.

Стаж участия в пенсионной системе будет включать в себя:

— трудовой стаж до 1 января 1998 года,

— уплату пенсионных взносов после 1 января 1998 года;

— другое − уход за ребенком до трех лет, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников спецгосорганов, дипломатических работников и так далее.

Нововведение коснется как будущих пенсионеров, так и нынешних — им с 1 июля 2018 года будет произведен перерасчет базовой пенсии.


Вместе с тем, по словам эксперта Айдара Алибаева, изменения по базовой пенсии никак не улучшат жизнь казахстанских пенсионеров и не повлияют на их качество жизни.

"Базовая пенсия увеличится на небольшую величину. У среднего пенсионера в Казахстане есть три основные жизненно важные потребности: это питание, квартплата и лечение. Базовая пенсия не позволяет покрыть даже одну из этих потребностей. То есть пенсионеру нужно выбирать: либо услуги ЖКХ с квартплатой, либо лечение, либо питание", — сказал Алибаев Sputnik.

Солидарная (трудовая) пенсия

При расчете трудовой пенсии учитывается среднемесячный доход за любые три года подряд, начиная с 1 января 1995 года. Размер трудовой пенсии составляет 60% от среднемесячного дохода.

Верхняя граница среднемесячного дохода ограничивается 46 месячными расчетными показателями — это 110 тысяч 630 тенге по состоянию на 2018 год.


Если стаж больше или меньше требуемого, то пенсия будет изменяться:

— пенсионные выплаты за каждый год работы сверх требуемого стажа увеличиваются на 1%. Вместе с тем максимальный размер пенсионной выплаты составляет 75% от среднемесячного дохода;

— при стаже менее требуемого применяется уменьшающий коэффициент.

На 2018 год в Казахстане установлен показатель обязательной минимальной солидарной пенсии — 33 тысячи 745 тенге.

Накопительная пенсия

Каждый работодатель должен регулярно перечислять обязательные пенсионные взносы в размере 10% от ежемесячного дохода работника. Деньги перечисляются на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в Едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ).


Эксперт Айдар Алибаев назвал неэффективной существующую сегодня накопительную пенсионную систему.

"Деятельность ЕНПФ непрозрачна.Что за люди принимают решения, куда инвестировать наши деньги? Было бы лучше, на мой взгляд, частично вернуться к прежней системе — в конкурентную среду и допустить к пенсионным активам частную управляющую компанию. Мне кажется, конкурентная среда — это всегда лучше, чем монопольное положение", — сказал Алибаев.

Пенсионный возраст

Пенсионный возраст для мужчин на сегодня составляет 63 года, для женщин – 58 лет и шесть месяцев. Однако ежегодно пенсионный возраст для женщин повышается, изменения касаются женщин, родившихся с 1960 по 1964 годы.

Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:

  • с 1 января 2018 года — по достижении 58,5 лет;
  • с 1 января 2019 года — по достижении 59 лет;
  • с 1 января 2020 года — по достижении 59,5 лет;
  • с 1 января 2021 года — по достижении 60 лет;
  • с 1 января 2022 года — по достижении 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года — по достижении 61 года;
  • с 1 января 2024 года — по достижении 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года — по достижении 62 лет;
  • с 1 января 2026 года — по достижении 62,5 лет;
  • с 1 января 2027 года — по достижении 63 лет.

Кто может выйти на пенсию раньше

  • граждане, проживавшие с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее пяти лет) в зонах экологического риска, пострадавшие вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне: мужчины – по достижении 50 лет; женщины – по достижении 45 лет.

  • женщины, родившие либо усыновившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста. Они могут выйти на пенсию при достижении 53 лет.

Читайте также: