Кто с украины работал в ссср пенсию

Доброго времени суток,

Моя мама гражданка РФ родилась на территории СССР и жила на севере до 1983г. в Архангельской обл. Затем она вышла замуж и уехала на Украину, где работала с 1985 по 1990г. и получала там официальную ЗП в 105р. Есть распечатки, подтверждающие ЗП, а также записи в трудовой книжке. А потом 91-го произошёл развал и она уехала обратно в родной город в Архангельскую область. Затем вышла замуж и родила 4-го ребёнка.

Вот 6 лет назад она пошла оформлять пенсию, т.к. на севере женщины идут на пенсию с 50 лет. В местном пенсионном фонде выбирают 5 самых высокооплачиваемых лет, а ЗП как раз-таки была высокая в Украинской ССР. В пенсионном фонде сказали, что нужно предоставить подтверждающие документы. Она сделала запрос и ей выслали все документы, подтверждающие ЗП. И когда она пришла в пенсионный фонд в следующий раз с этими документами, ей сказали, что эти документы больше не требуются, т.к. Украина уже другое государство.

Но ведь она работала в СССР и это было единое государство. Можно ли что-нибудь сделать?

Спасибо за быструю и качественную помощь!

04 Мая 2017 00:08

Ответы юристов ( 2 )


Необходимо обжаловать отказ в судебном порядке, т.к. такое право у нее имеется.

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 января 1994 года N 1-369-18
О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР
1. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию_* из государств — участников Соглашения о гарантиях прав граждан, государств — участников СНГ, в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года_** (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина)_*** производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств — участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств — участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж

В случае, если в государствах — участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии (независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии).


Информация с официального сайта ПФ РФ

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на страховую пенсию по старости

Гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.
Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики
Гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Вам необходимо обратится в ПФ РФ с письменной жалобой и требованием дать разъяснения.
Кроме того, по этому вопросу Вы можете обратится с жалобой в прокуратуру.

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.

Мне приходит много просьб рассчитать пенсию и помочь советом от людей, которые приобретали свой стаж до 2002 года, да и после него, в бывших республиках СССР.

Что хочется отметить в первую очередь? Стаж в бывших союзных республиках до 2002 года и после этой даты, по моему мнению, не может весь считаться стажем в другом государстве. Это моё личное мнение, основанное на самом простом постулате: До определенной даты каждое из ныне независимых государств было частью единой страны. Поэтому предлагаю для начала вспомнить, в какие даты, и в каком порядке выходили наши союзники из состава нашей бывшей чудной огромной Родины.

Обратила внимание, что наши "знайки" из ПФР стаж до даты выхода республики из состава СССР считают почему-то стажем иностранного государства, и пытаются применить к нему соглашения и договоры между РФ и каждого из перечисленных государств.

Согласна, сегодня это иностранные государства. Но государствами-то они стали только с даты выхода из состава СССР. Поэтому думаю, что без всяких обиняков, стаж, заработанный до даты отсоединения любой из республик не может считаться стажем иностранного государства.

Любой, кто зарабатывал свой стаж до 2002 года на территории любой из республик, должен обязательно помнить и знать такую вещь, что он имеет право отказаться от применения норм договора между РФ и страной нынешнего проживания, выбирая для себя более выгодный вариант расчета стажа, заработка, и, соответственно, пенсии.

Но важно понимать и такой момент: практически везде встречается фраза, что если человек отказался от расчета пенсии с применением норм такого международного договора, это решение окончательное, и отмене не подлежит. Поэтому, господа, СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬТЕ.

Однако часто встречаются ситуации, когда даже и не знаешь, смеяться или плакать.

Одной из обратившихся ко мне девушке стаж на территории Эстонской СССР 1984-1987 годов посчитали, как стаж другой страны. И начали под этим соусом подтягивать договор с Эстонией, хотя она с 1993 года живет в России. Казалось бы чего проще, не брать в расчет стаж (тем более, что там был период ухода за детьми) с 20.08.1991 до момента переезда в Россию. Так они его и не взяли, мотивировав, что дети-двойняшки родились на территории уже суверенной Эстонии. Однако при расчете пенсии работники пенсионного фонда ухитрились не только уменьшить её ПК в РФ из-за стажа менее 20 лет до 2002 года, но потом ещё второй раз уменьшили ПК, применив понижающий коэффициент, так как на территории Эстонии (а по факту - СССР, преемницей которого является Россия) у неё, естественно, не было полных двадцати лет. Народ, ну вот это уже, по-моему, полный маразм. Это однозначно, совершенное непонимание работниками ПФР законодательства, как на уровне РФ, так и на международном уровне.

Второй случай, который разбирала сегодня, тоже очень непрост. Девушка работала на территории Молдовы, потом в РФ, а сейчас с 2015 года живет в Беларуси. Пенсию назначили в 2017 году по возрасту. Эти два года до пенсии человек не работал на территории бацьки. У меня сразу возник вопрос, договор с какой страной должен быть применен при расчете её пенсии. На территории Беларуси она только проживает, а работала-то в Молдове. То есть для расчета её пенсии учитывается стаж в России и в Молдове. Работники же пенсионного фонда всучивают человеку условия договора с Белоруссией. Ну при чем тут Белоруссия, если гражданин туда просто уехал на ПМЖ. Работал-то он в России и в Молдове. Значит и применяться должен договор с Молдовой. Мы этот вопрос попробуем разрешить в пользу подписчицы. Придётся побороться, мне так кажется.

Вывод, который я сделала из всех этих ситуаций: прежде, чем Вам назначат пенсию, если Вы работали на территории бывшей союзной республики, попросите рассчитать пенсию по всем возможным вариантам, выберите вариант, который будет давать большую пенсию. чем все остальные, и только потом либо отказывайтесь от применения международного договора, либо соглашайтесь. Но не торопитесь!

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу.А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в этой и предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .


В свете крайне непопулярной пенсионной реформы, суть которой заключается в повышения возраста, когда граждане могут обращаться за начислением материальных выплат, все чаще в обществе озвучиваются положительные мнения о системе социального обеспечения при СССР.

Многие ныне живущие граждане считают, что пенсия в советском государстве назначалась справедливее, а размер выплат обеспечивал более безбедное существовании граждан преклонного возраста, чем в наше время. Но так ли оно было на самом деле? Ответ на этот вопрос содержится в этой статье далее.

Бесплатно по России

Немного истории

На протяжении первых десятилетий существования СССР пенсии не выплачивались вовсе, а пенсионной системы в принципе не существовало. Конечно, на государственном уровне социальная поддержка нетрудоспособным оказывалась, однако в крайне ограниченной форме. Так, до наступления 1956 года выплаты получали лишь отдельные категории граждан (инвалиды, работники некоторых видов производств), однако ее размер был крайне низким, а о периодической индексации и вовсе не заводилось и речи.

Закон СССР «О государственных пенсиях», который вступил в силу в 1956 году, предполагал, что на пенсионное обеспечение по старости могут рассчитывать все советские рабочие, служащие и военные. Также осуществлялись выплаты содержания в случае утраты трудоспособности с присвоением инвалидности и по потере кормильца.

При этом данный правовой акт совершенно не учитывал интересы сельских жителей, трудящихся в колхозах. Денежные выплаты от государства им стали назначаться лишь в 1964 году, однако их суммы были значительно меньше, чем у других категорий граждан СССР.

Предполагалось, что колхозы должны сами обеспечивать бывших работников, для чего колхозниками создавались специальные фонды. Однако на практике эта система практически не работала так, как задумывалась изначально.

Закон 1956 года установил следующие критерии для возникновения права на госпенсию:

  • достижение определенного возраста (55 лет для женщин и 60 для мужчин);
  • трудовой стаж – не менее 20 лет;
  • стаж непосредственно перед выходом на отдых – не менее 3 лет.

Отдельные категории граждан, например, работники производств, опасных для здоровья, могли рассчитывать на уменьшение возраста, когда они смогут получать выплаты, на 5 лет.

Отличия в пенсиях и пенсионный возраст в республиках бывшего СССР


Следует понимать, что размер пенсии в Советском Союзе также был разным. Он непосредственно зависел от заработной платы работника, составляя определенный процент от нее.

Соответственно, говоря крайне упрощенно, чем выше зарплата, тем больше размер материальных выплат.

Какой-либо дифференциации по размеру пенсии в разных советских республиках не было, однако их экономические показатели были очень разными, равно как уровень жизни и зарплат. Так, наиболее высоким благосостоянием могли похвастаться жители Прибалтийских республик – Латвии, Литвы, Эстонии. Размер выплат у тамошних пенсионеров был наиболее высоким. Чуть меньше размер пенсий был у жителей Украины и Грузии, также считавшимися экономически развитыми частями страны.

В азиатской части государства, в частности, в Таджикистане, Киргизии, Узбекистане уровень жизни был хуже всего, поэтому и пенсию в этих республиках получали минимальную.

Возраст был установлен союзным законодательством и не различался в разных районах страны.

Было ли повышение пенсионного возраста когда-либо

Система выплаты госпенсий, которая сложилась в Союзе ССР после 1956 года, оказалась довольно прочной, однако не лишенной изъянов. К концу 80-х годов число пожилых граждан выросло практически вдвое, а это означало, что дотации союзного бюджета на их поддержку выросли в разы.

Однако пенсионный возраст не увеличивался, оставаясь на прежнем уровне до конца существования советского государства, а в России этот критерий использовался вплоть до 2019 года, когда власти решили все же поднять его.

Несколько иначе выглядела ситуация с колхозниками, которые хоть и получали государственную пенсию, однако обязанность по их содержанию по большей части лежала на самих колхозах. Возраст начала выплат не был отрегулирован союзным законодательством, а вопрос этот решался руководителями колхозных хозяйств самостоятельно.

Размер пенсии в СССР

Средняя пенсия в стране Советов составляла около 35 рублей в начале 60-х годов и 76 рублей в 80-х годах. Максимальная пенсия, которую получали работники интеллектуального труда, составляла 120 рублей.

Это было совсем немного, учитывая, что средняя заработная плата, скажем, в начале 80-х годов составляла около 150 рублей. Этой суммы хватало для удовлетворения повседневных потребностей, но не более. В принципе, пенсия советских пенсионеров была примерно сопоставима с размером выплат нынешним пожилым гражданам.

Отличалась ли сумма выплаты в зависимости от места работы и должности

От места работы зависела заработная плата и, как следствие, размер пенсионного обеспечения, составлявший 85% от нее, но не более 120 рублей в месяц. Так, наибольшие деньги получали учителя, врачи, инженеры и прочие работники умственного труда. Именно они и могли рассчитывать на максимальные выплаты.

Льготы в СССР

Как таковых льгот у пенсионеров по старости, по общему правилу, не было. Ими могли воспользоваться лишь те граждане, которые имели какие-либо заслуги перед страной и обществом.

Кроме этого, льготы имели и инвалиды. Это был бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, 50% оплаты ЖКУ и телефона, а также раз в год инвалид мог без платы отправиться в любую точку страны на поезде или самолете.

Часть этих льгот в той или иной мере сохранилась и в наше время, это касается субсидий на оплату коммунальных услуг и проезд в транспорте.

Всеобщая пенсия в СССР начала выплачиваться только после 1956 года. Вопреки распространенному мнению, размер ее был крайне невелик и значительно зависел от уровня зарплаты, которую получал пенсионер, будучи трудоспособным. В целом, уровень пенсионного обеспечения в советском государстве был вполне сопоставим с сегодняшним.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео с интересной информацией:


Начнем с истоков. Тем более что некоторые «знатоки» берутся утверждать: в 1917 году большевики сломали и отменили прекрасную пенсионную систему, якобы существовавшую в Российской империи. Да, в царской России по состоянию на 1914 год имелись определенные категории граждан, которые могли рассчитывать на обеспеченную государством старость, причем даже не при достижении определенного возраста, а при наборе нужного трудового стажа. Однако что это были за категории? Чиновники, офицеры, жандармы – в первую очередь служилый люд. Также пенсию могли заработать учителя, врачи, инженеры и даже рабочие, но исключительно трудившиеся на государственных (казенных) предприятиях и в учреждениях. Всем остальным – как пролетариям, вкалывавших на частника, так и крестьянам (составлявшим до 90% населения страны), не полагалось ничего.

С приходом к власти большевиков все царские выплаты и вправду были упразднены. Понятно, что молодая Страна Советов, едва выкарабкавшаяся из разрушительной Гражданской войны, голодовок и эпидемий, достаточными средствами для создания всеобъемлющей системы социального обеспечения не располагала. Тем не менее, первые шаги в этом направлении стали делаться еще по инициативе Ленина. В 1918 году появились пенсии для бойцов Красной Армии, оставшихся инвалидами, в 1923 их стали получать партийцы с особенно большим стажем и заслугами. У большинства этих людей за спиной были годы тюремных и каторжных отсидок, та же Гражданская… Да и не заживались они на свете – средняя продолжительность жизни мужчин в СССР тогда составляла лет 40-45.

К огромному сожалению, чрезвычайно живуч и распространен миф о том, что пенсии советским людям дал Хрущев. Нет. Первое «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию» было принято в стране в 1930 году, то есть при товарище Сталине. Да, выплаты были невелики и давались далеко не всем: изначально их получали бывшие работники ключевых отраслей промышленности: горнорудной, электрической, транспортники. Впоследствии, к 1937 году, пенсионная система была распространена на всех рабочих и служащих. Также, что весьма важно, в 1932 году был установлен единый возраст выхода на пенсию – 60 лет для мужчин и 55 для женщин. На тот момент это была самая низкая пенсионная планка в мире. В остальных странах пенсию по старости выплачивали людям, достигшим более преклонных лет – если вообще платили.

Сталина обычно ругают за две вещи: слишком низкие суммы социальных выплат (мол, студент получал 130 рублей стипендии, а инвалид 1 группы – всего 65) и за то, что он не позаботился о пенсиях для селян. Внесем ясность: в то время обеспечивать старость своих утративших способность трудиться членов колхозы и сельскохозяйственные артели были обязаны. Но самостоятельно, из собственных фондов, сами устанавливая и размер содержания, и возраст, с которого оно начинало выплачиваться (или выдаваться в натуральном виде). Таким образом стимулировались две вещи: стремление тружеников села к повышению эффективности труда (чтобы старики не голодали) и переход определенной их части на работу в промышленность, остро нуждавшуюся в кадрах. Что до размеров стипендий, то стремительно развивавшейся стране до зарезу нужны были грамотные люди. Отсюда и перекос в пользу студентов и учащихся.

Пенсии колхозникам якобы дал Никита Хрущев. Тут тоже не все так просто и однозначно. Да, закон СССР «О государственных пенсиях» был принят 14 июля 1956 года, то есть в его времена. Однако, что касается тружеников села… Им Никита Сергеевич со свойственной ему «щедростью» отмерил … по 12 рублей каждому, совершенно вне зависимости от трудового стажа и достижений! Вот уж осчастливил так осчастливил. И при этом, не будем забывать, Хрущев фактически лишил тех же селян подсобных хозяйств, за счет которых большинство стариков в деревнях и выживало.

Как бы там ни было, с 1956 года право на государственную пенсию имели все граждане СССР, даже и не наработавшие положенного стажа. Правда, им полагалось минимальное пособие в 35 рублей. Остальные, доработавшие до положенного срока (он остался таким же) и имевшие достаточный стаж (20 лет — женщины, 25 — мужчины) могли рассчитывать на сумму в половину собственной зарплаты за любую трудовую «пятилетку» или последние два года. Но опять-таки не более 120 рублей в месяц. Максимальными были так называемые персональные пенсии, впрочем, и их размер не мог превышать 300 рублей.

Теперь о самом интересном. Никакого Пенсионного фонда в СССР не существовало. Вообще. Денежные средства перечислялись предприятиями и организациями напрямую в государственный бюджет, откуда потом они и выплачивались пенсионерам. Причем эти взносы не вычитались из заработной платы сотрудников, а платились непосредственно из фондов предприятия или организации – в соответствии с количеством трудящихся. В социалистическом государстве всяческие посреднические организации вроде ПФ были попросту никому не нужны, оно само обеспечивало старость собственных граждан.

Были ли советские пенсии маленькими или достаточными для нормальной жизни? Это тема для отдельной и непростой дискуссии. Каждый, кто жил в то время, может попросту обратиться к собственному опыту и тому, что видел и слышал сам. Лично я в своих советских детстве и юности просивших милостыню стариков как-то не припоминаю.

Читайте также: