Квотирование рабочих мест для предпенсионного возраста

В соответствии с федеральным законом № 350-ФЗ для сохранения и соблюдения прав граждан в законодательство Российской Федерации вводится понятие предпенсионный возраст.

Льготы и гарантии людям предпенсионного возраста

Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и льготный проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.

С 2019 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода, то есть начиная с 51 года для женщин и 56 лет для мужчин. С 2019 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам №1, №2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.

Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в марте 2019 года выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.

Для тех, у кого пенсионный возраст с 2019 года не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, то есть за 5 лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии – им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр. А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.

Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми – ранее этого возраста. Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Подтверждение предпенсионного статуса

Начиная с 2019 года Пенсионный фонд России запускает новый сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используются органами власти, ведомствами и работодателями для предоставления соответствующих льгот гражданам.

Благодаря сведениям Пенсионного фонда России самому предпенсионеру не нужно получать документ, подтверждающий право на льготы, – достаточно просто подать заявление в ведомство, предоставляющее льготу, где уже будет вся необходимая информация. К примеру, граждане предпенсионного возраста освобождены от уплаты имущественного налога на жилье и земельного налога с шести соток земли. Для того чтобы воспользоваться льготой, достаточно просто подать заявление в налоговый орган, специалисты которого самостоятельно сделают запрос в ПФР для подтверждения предпенсионного статуса заявителя.

Аналогичное взаимодействие у ПФР налажено с центрами занятости, которые с 2019 года предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются программами профессионального переобучения и повышения квалификации предпенсионеров.

Данные ПФР передаются в электронной форме по каналам СМЭВ, через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и электронное взаимодействие с работодателями.

В личном кабинете на официальном сайте ПФР работает электронный сервис, позволяющий заказать справку об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста.

Справку в формате PDF и XML можно получить за несколько секунд. Для этого необходимо войти в Личный кабинет при помощи пароля и логина учетной записи после регистрации на Едином портале государственных услуг , выбрать в разделе «Пенсии» вкладку «Заказать справку (выписку): об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста», после чего указать орган, куда предоставляются сведения, - Федеральная налоговая служба России, орган государственной власти РФ в области содействия занятости населения, работодатель. При желании сформированную справку можно получить на электронную почту, сохранить, распечатать, а также просмотреть в разделе «История обращений».

Основной функцией государства является социальная защита граждан, реализация которой осуществляется по различным направлениям. В частности, путем содействия трудоустройству представителей отдельных категорий населения. Поэтому государство предоставляет им такую социальную гарантию, как наличие квотируемых рабочих мест.

Заниматься реализацией данной гарантии обязаны работодатели. Более подробно о ее практическом применении — далее.

  • Понятие и законодательное регулирование
  • Как рассчитывается количество мест?
  • Реализация прав инвалидов
  • Квотируемые места для других категорий населения
  • Ответственность работодателя

Понятие и законодательное регулирование

Квотируемое рабочее место представляет собой определенное количество вакансий, которые предусмотрены специально для трудоустройства особых категорий работников. Эти категории могут определяться в соответствии с законодательными актами — как местного, так и федерального уровня.

Причины этого могут быть разными: состояние здоровья, неподходящий возраст,
отсутствие опыта и т. п. Как правило, работодателям, которые трудоустраивают таких работников, государство предоставляет за это определенные льготы.

На федеральном уровне не существует единого нормативно-правового акта, который бы регулировал этот вопрос. Частично он затрагивается в таких законах:

  • «О занятости населения в РФ»;
  • «О соцзащите инвалидов в РФ».

Более подробно регулирование предоставляемых квот осуществляется уже региональными законодательными документами. Поэтому и льготные категории работников, которые получают право на такие места, могут различаться в зависимости от территории.

Как рассчитывается количество мест?

В законодательстве не установлено точное количество квот, которые должны быть предусмотрены на каждом предприятии. Точная цифра зависит от таких факторов:

  • общая штатная численность сотрудников;
  • конкретный субъект РФ.

Последний фактор объясняется тем, что точное установление квот зачастую происходит на региональном уровне, путем закрепления этого положения в местных законодательных актах. При этом квота устанавливается в процентном соотношении от общего количества работников.

Что касается первого фактора, то есть штатной численности, то здесь зависимость следующая:

  • предприятия с численностью менее 35 работников вообще не должны предоставлять квоту;
  • компании, в которых трудится от 35 до 100 человек, могут предложить квоту в размере максимум 3% от общей численности (то есть от одного до трех человек);
  • для предприятий с количеством работников более 100 квота определяется работодателем, но в пределах 2-4%.

Локальными нормативными актами квота может быть разделена между несколькими категориями работников — например, 2% для инвалидов и 2% для несовершеннолетних.

Реализация прав инвалидов

Основная категория работников, для которых гарантируется предоставление квоты — это инвалиды. Причем данная гарантия предоставляется им на федеральном уровне.

Соискатели могут обратиться к работодателю либо самостоятельно, либо после получения направления от центра занятости. В первом случае для подтверждения своего статуса они должны предоставить определенные документы, а именно:

  • справку медико-социальной экспертизы, в которой указывается группа инвалидности;
  • индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Без этих документов работодателю бывает сложно определить принадлежность соискателя ко льготной категории, поэтому трудоустраивать его на квотируемую должность он не обязан. Если инвалидность подтверждена и инвалид принят в штат, порядок его оформления на работу ничем не отличается от общих случаев.

Направление от центра занятости также возможно, поскольку работодатель обязан ежемесячно предоставлять туда отчет о наличии свободных мест и выполнении квоты. В этом случае для получения направления инвалиду необходимо, прежде всего, встать на учет в качестве безработного.

Также работодатель должен соблюдать и другие законодательные гарантии, предусмотренные для таких работников: установить специальное оборудование, организовать сокращенную продолжительность рабочего времени, предоставлять дополнительный бесплатный отпуск и т. п.

Квотируемые места для других категорий населения

Помимо инвалидов, региональными нормативными актами может быть предоставлено право на получение квот и для других категорий работников. В частности, ими могут быть:

  • несовершеннолетние дети (в возрасте от 14 до 18 лет);
  • бывшие воспитанники детских домов;
  • дети из неполных семей;
  • одинокие матери;
  • бывшие заключенные, которые после выхода на свободу не могут трудоустроиться;
  • молодые специалисты (то есть выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы);
  • люди пенсионного или предпенсионного возраста;
  • дети из неполных, многодетных или малообеспеченных семей;
  • матери, имеющие маленьких детей (до трех лет);
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС и т. д.

Очевидно, что представители всех перечисленных выше категорий являются либо социально незащищенными, либо просто непривлекательными для работодателей в качестве сотрудников, по тем или иным причинам. Квота вводится именно для того, чтобы помочь этим соискателям зарабатывать себе средства на существование.

Что касается количества мест, то оно отличается для каждой категории и устанавливается отдельно в конкретном регионе, в зависимости от возможностей местных властей. Для получения информации о том, кто именно относится ко льготникам и в каком количестве предоставляются квоты, необходимо обратиться к нормативным актам, принятым в отдельных субъектах РФ.


Как получить декретные если не работаешь — узнайте у нас!

Как правильно рассчитать ваш больничный? Наша статья содержит всю информацию на эту тему.

Как решить вопрос с оплатой больничного уже после вашего увольнения — читайте тут.

Ответственность работодателя

Требования относительно установления квоты распространяются на все предприятия с
соответствующей численностью сотрудников, вне зависимости от их формы собственности. Работодатель в обязательном порядке должен предусмотреть у себя в компании необходимое количество мест, предназначенных именно для льготных работников.

Создание и закрепление этих мест происходит на основании соответствующего приказа и внесения изменений в штатное расписание. Кроме этого работодатель должен также издать локальный нормативный акт (например, Положение о квотировании) и уведомить о наличии вакансий местный центр занятости.

Если данных вакансий нет или на них приняты другие работники (не льготные), то это является нарушением и основанием для привлечения работодателя к административной ответственности. Конкретное наказание устанавливается ст. 5.42 КоАП РФ и состоит в наложении на должностное лицо штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб.

К этой ответственности работодатель может быть привлечен, только если не создаст необходимых мест или откажет в трудоустройстве льготникам, которые к нему обращались.

Очевидно, что создание квотируемых рабочих мест является важной социальной гарантией для особых категорий работников. В некоторых случаях это вообще единственный для них шанс на трудоустройство, поэтому упускать эту возможность не стоит.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.

Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.

А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?

Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.

Что такое рабочая квота?

Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.

Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.

Законодательное регулирование квотирования

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

    Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  • Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.
  • Другие возможные категории для квотирования

    В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

    • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
    • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
    • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
    • родителям-одиночкам, особенно матерям;
    • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
    • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
    • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
    • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
    • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

    ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

    Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

    Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

    Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

    • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
    • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
    • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
    • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

    Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

    К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

    Квотирование для работодателя

    Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

    Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

    Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

    • свидетельство о государственной регистрации (копия);
    • устав (копия);
    • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
    • письмо из Единого госрегистра;
    • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

    После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

    Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

    За что могут наказать работодателя в связи с квотированием

    Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

    Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

    • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
    • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
    • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

    Права квотирующего работодателя

    Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

    • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
    • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).

    от 25 апреля 2008 года N 53/2008-ОЗ

    О квотировании рабочих мест

    (с изменениями на 27 ноября 2018 года)

    Принят
    постановлением
    Московской областной Думы
    от 17 апреля 2008 года N 4/40-П

    Статья 1. Сфера действия настоящего Закона


    Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Московской области для приема на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации рекомендации к труду, и граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2011 года Законом Московской области от 31 марта 2011 года N 42/2011-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2018 года Законом Московской области от 2 апреля 2018 года N 27/2018-ОЗ.

    Статья 2. Основные понятия


    Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

    Квота - минимальное количество рабочих мест для определенных настоящим Законом категорий граждан, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий.

    Квотирование рабочих мест - выделение рабочих мест для трудоустройства определенных настоящим Законом категорий граждан в процентах от среднесписочной численности работников в соответствии с установленной квотой.

    Выполнение квоты - создание (выделение) работодателем минимального количества рабочих мест для определенных настоящим Законом категорий граждан, которых он обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий.
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июня 2013 года Законом Московской области от 6 июня 2013 года N 51/2013-ОЗ.

    Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
    Абзац дополнительно включен с 22 июня 2013 года Законом Московской области от 6 июня 2013 года N 51/2013-ОЗ)

    Работодатель - организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность на территории Московской области.
    (Абзац дополнительно включен с 28 февраля 2014 года Законом Московской области от 13 февраля 2014 года N 8/2014-ОЗ)

    Статья 3. Лица, для которых вводится квотирование рабочих мест


    Квотирование рабочих мест устанавливается для трудоустройства следующих категорий граждан:

    инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации рекомендации к труду;
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2018 года Законом Московской области от 2 апреля 2018 года N 27/2018-ОЗ.


    несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

    лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года Законом Московской области от 2 апреля 2010 года N 34/2010-ОЗ;

    лиц, освобожденных из мест лишения свободы (абзац в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2011 года Законом Московской области от 31 марта 2011 года N 42/2011-ОЗ, - см. предыдущая редакция);

    выпускников образовательных организаций для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа), в возрасте до 19 лет;
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Законом Московской области от 30 декабря 2013 года N 171/2013-ОЗ.

    выпускников профессиональных образовательных организаций в возрасте до 20 лет, ищущих работу впервые.
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Законом Московской области от 30 декабря 2013 года N 171/2013-ОЗ.

    Статья 4. Размер и условия установления квоты

    1. Для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников, для приема на работу иных категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, - в размере 1 процента от среднесписочной численности работников.

    При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

    2. Для работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 1 процента от среднесписочной численности работников.

    При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону увеличения до целого значения.

    3. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты, исходя из среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2018 года Законом Московской области от 27 ноября 2018 года N 195/2018-ОЗ.


    При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
    (Абзац дополнительно включен с 1 мая 2014 года Законом Московской области от 25 апреля 2014 года N 38/2014-ОЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года)

    4. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона.

    5. Для организаций в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области (далее - уполномоченный орган), устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2018 года Законом Московской области от 2 апреля 2018 года N 27/2018-ОЗ.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 28 февраля 2014 года Законом Московской области от 13 февраля 2014 года N 8/2014-ОЗ.

    Статья 5. Права и обязанности работодателя

    1. Работодатели обязаны в соответствии с установленной квотой создавать или выделять рабочие места для трудоустройства категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона.

    2. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий, либо они вакантны для приема на работу этих граждан.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 22 июня 2013 года Законом Московской области от 6 июня 2013 года N 51/2013-ОЗ.

    3. Работодатели вправе получать от уполномоченного органа информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.
    (часть в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2009 года Законом Московской области от 11 декабря 2009 года N 156/2009-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 28 февраля 2014 года Законом Московской области от 13 февраля 2014 года N 8/2014-ОЗ.

    4. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченного органа, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальных подразделений уполномоченного органа, органов, осуществляющих управление в сфере образования, органов по работе с молодежью, органов опеки и попечительства, общественных организаций инвалидов.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2009 года Законом Московской области от 11 декабря 2009 года N 156/2009-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июня 2013 года Законом Московской области от 6 июня 2013 года N 51/2013-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Законом Московской области от 30 декабря 2013 года N 171/2013-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 28 февраля 2014 года Законом Московской области от 13 февраля 2014 года N 8/2014-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2018 года Законом Московской области от 2 апреля 2018 года N 27/2018-ОЗ.

    5. Работодатели обязаны представлять в уполномоченный орган:

    ежемесячно информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой для приема на работу инвалидов, установленной частями 1 и 2 статьи 4 настоящего Закона, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

    ежеквартально информацию о выполнении квоты для приема на работу иных категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, в соответствии с квотой, установленной частью 1 статьи 4 настоящего Закона
    (Часть в редакции, введенной в действие с 25 февраля 2015 года Законом Московской области от 19 февраля 2015 года N 15/2015-ОЗ.

    Статья 6. Ответственность за нарушение настоящего Закона

    1. За нарушение установленной настоящим Законом обязанности по квотированию рабочих мест работодатель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

    2. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами уполномоченного органа.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2009 года Законом Московской области от 11 декабря 2009 года N 156/2009-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 28 февраля 2014 года Законом Московской области от 13 февраля 2014 года N 8/2014-ОЗ.

    Статья 7. Заключительные положения

    1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

    2. Нормативные правовые акты Московской области подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок со дня его вступления в силу.

    25 апреля 2008 года
    N 53/2008-ОЗ

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"


    На днях Минтруд разместил на федеральном портале три уведомления о том, что планируется разработка нормативных актов, которые касаются квотирования рабочих мест для инвалидов.

    Квоты

    Дело в том, что действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, неудобен работодателям, неоднозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

    Напомним, ранее Минтруд уже размещал текст данного проекта. Сейчас этот проект находится в статусе «Отказ от продолжения разработки».

    В документе говорится, что Федеральными законами может быть предусмотрено проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов РФ экспериментов по вопросам установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

    Сейчас работодателям с численность работников более 100 человек, региональными властями устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % ССЧ. Работодателям с численность от 35 до 100 человек региональными властями может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % ССЧ.

    Однако как показывает практика, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных рабочих местах.

    Эксперимент по квотам

    Напомним, ранее также был представлен текст этого законопроекта. Он тоже находится в статусе «Отказ от продолжения разработки».

    Эксперимент пройдет в следующих регионах:

    • Республике Саха (Якутия);
    • Воронежской области;
    • Орловской области;
    • Свердловской области;
    • Тверской области.

    Законопроектом устанавливается срок проведения эксперимента — 5 лет (с 01.01.2020 по 31.12. 2025 года).

    Законопроектом устанавливаются обязанности работодателей из регионов, включенных в эксперимент, применять специальный режим установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов, включая особый порядок информирования ЦЗН о потребности в работниках, в том числе из числа инвалидов, для замещения свободных рабочих мест и вакантных должностей.

    Как откупиться от квот

    Законопроектом также предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов в целях внесения в установленном законодательством размере компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

    Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом и/или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов субъекта РФ, включенного в эксперимент, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды (по отношению к расчетной среднесписочной численности работников).

    Сколько

    Куда пойдут деньги

    • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
    • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
    • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
    • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
    • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
    • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

    Ответственность

    Отметим, ранее был опубликован текст этого законопроекта. Сейчас он перешел в статус «Отказ от продолжения разработки».

    Цель поправок — усиление ответственности работодателей за неисполнение обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с квотой.

    За неисполнение работодателем в Республике Саха (Якутия), в Воронежской, Орловской, Свердловской и Тверской областях обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, либо неосуществление в установленном порядке по итогам отчетного периода компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства будут предусмотрены штрафы:

    • для должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей;
    • на юрлиц — в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

    Читайте также: