Международная организация труда минимальная пенсия

Законопроект о ратификации конвенции Международной организации труда (МОТ) № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» на днях был внесен в Государственную Думу РФ. Международный акт, содержащий ряд стандартов в области социального обеспечения, предполагает возможность частичного присоединения к конвеции. Один из разделов конвенции посвящен пенсиям по старости, для которых установлен размер выплат в 40% от предыдущего заработка работника.

РАПСИ представляет краткий обзор положений конвенции, которые может принять Россия, а также мнение опрошенных экспертов по трудовому праву по некоторым вопросам возможной ратификации.

Конвенция МОТ

Правительство РФ в июне направило в Государственную Думу РФ законопроект о ратификации конвенции МОТ № 102. Конвенция вступила в силу в 1955 году и в настоящее время ратифицирована 55 государствами, среди которых большинство развитых стран Европы, Израиль, Япония, Мексика, Бразилия, Сенегал. Положения конвенции предусматривают установление минимальных стандартов социальных выплат в государствах-участниках. Среди разделов — медицинское обслуживание, семейное обеспечение, обеспечение по материнству, болезни, инвалидности и старости, а также на случаи безработицы, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и потери кормильца.

Каждое государство, выразившее волю присоединиться к конвенции вправе выбрать не менее трех разделов о видах обеспечения. Предложенный Правительством РФ вариант ратификации конвенции предусматривает принятие международных обязательств по следующим специальным разделам: «Медицинское обслуживание», «Обеспечение по болезни», «Обеспечение по старости», «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», «Обеспечение по материнству», «Обеспечение по инвалидности» и «Обеспечение по случаю потери кормильца». Законопроект не предусматривает участие России в обязательствах по гарантиям, связанным с семейным обеспечением и выплатам по безработице.

Пенсии

В связи с обсуждением реформы социального обеспечения в России и повышенным вниманием к инициативе повысить возраст выхода на пенсию, особый интерес представляют положения Конвенции о нормах обеспечения по старости.

Международный акт устанавливает, что по общему правилу возраст выхода на пенсию не должен превышать 65 лет. При этом допускается установление иного возраста, однако такое решение органов власти должно учитывать показатели работоспособности пожилых лиц в государстве. Государствам предоставляется право приостанавливать либо снижать уровень пенсионного обеспечения для лиц, чьи доходы превышают установленные значения. Количество граждан, имеющих право на выплаты по старости, в соответствии с конвенцией может быть ограничено. Государства вправе установить процент от числа наемных работников (не ниже 50%), экономически активных граждан (не менее 20% населения страны) либо обеспечивать пенсиями всех жителей, чей доход не превышает значений, которые рассчитываются в соответствии с нормами международного акта.

Типовой бенефициарий — в данном случае получатель пенсии — мужчина с женой пенсионного возраста на иждивении. Покрываемый риск или размер пенсии — 40% от прежнего заработка. Максимальный размер прежнего заработка устанавливается так, чтобы обеспечить пенсии в соответствующем объеме лицам, чей прежний заработок равен или ниже заработной платы наемного работника мужского пола, занятого квалифицированным ручным трудом.

Конвенция предлагает государствам выбор в установлении условий, необходимых для получения защищенными лицами выплат по старости. Это может быть 30-летний стаж уплаты пенсионных взносов или работы по найму, 20-летний срок проживания, достижение установленного количества среднегодовых взносов. Размер покрываемого риска в 40% от прежнего заработка может быть пропорционально уменьшен при невыполнении указанных условий для граждан со стажем работы или уплаты взносов больше 10, но меньше 30 лет.

Россия готовится к ратификации

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, разделы конвенции, обязательства по которым предлагается принять, не содержат иных правил чем те, которые предусмотрены действующим российским законодательством.

«Ратификация Конвенции Российской Федерацией продемонстрирует намерения нашей страны в части подтверждения ее приверженности принципам и нормам международного права и международной практики в области социального обеспечения. Российская Федерация гарантирует применение признанных международных норм, что жизненно важно для населения страны и не может не влиять на общественно-политическую обстановку», — отмечает Правительство РФ, говоря о необходимости присоединиться к международному акту.

Для выполнения требований конвенции, необходимо принять значения среднемесячной начисленной заработной платы работника мужского пола, занятого ручным трудом. Данный показатель будет использован для дальнейших расчетов размера пенсий и коэффициентов, связанных с наличием иных выплат у пенсионера либо его супруга. Правительство указывает, что проведением необходимых исследований и расчетов займется Росстат.

Комментарии экспертов

В кулуарах конференции издательского дома «Коммерсантъ», посвященной актуальным вопросам трудового права, корреспондент РАПСИ поинтересовался отношением экспертов к конвенции, которую предлагает ратифицировать Правительство РФ.

«Как юрист, как специалист в области трудового права я считаю, что любые международные документы, независимо от срока их принятия, должны быть имплементированы и внедрены в практику уже с учетом современных реалий», — заявил РАПСИ первый заместитель Фонда социального страхования РФ Евгений Писаревский.

Представитель Фонда также подчеркнул, что конвенция охватывает более широкий спектр вопросов помимо социального страхования. Меры по компенсации утраты трудоспособности и потере кормильца Фонд уже реализует в той или иной степени, отметил Писаревский. Эксперт обратил внимание и на то, что принятие международного акта затрагивает вопрос страховой модели в целом, но проработка предложений о новом статусе Фонда уже ведется.

Заместитель регионального директора по персоналу ПСМА Рус Сергей Гарифуллин на конференции рассказал о некоторых тенденциях в профсоюзном движении России. Как отметил спикер, в Европе тема профсоюзов неразрывно связана с трудовыми протестами, но за последние 10 лет российские профсоюзы показали, что тоже умеют протестовать. Согласно мониторингу Центра социально-трудовых прав, в 2017 году наблюдалась тенденция к снижению количества трудовых протестов, но на докризисный уровень их число не вернулось и по-прежнему оставалось высоким. Проводившие исследование специалисты связали некоторое снижение протестов с предвыборным циклом, в ходе которого надзорные органы более оперативно реагировали на нарушение трудовых прав. Основные причины протестов остались прежними — долги по зарплате, низкие размеры оплаты труда, политика руководства предприятий. Гарифуллин обратил внимание на две тенденции — увеличение количества протестов в неформальном секторе экономики (строительство, ЖКХ, транспорт) в прошлом году и сближение «традиционных» и «прогрессивных» профсоюзов. Заместитель регионального директора по персоналу ПСМА Рус привел пример с недавним заседанием Российской трехсторонней комиссии (РТК), где профсоюзная сторона выступила против повышения пенсионного возраста.

После конференции Гарифуллин поделился мнением по поводу того, может ли ратификация конвенции МОТ №102 повлиять на градус неприятия пенсионной реформы профсоюзами.

«Все зависит от того, какой будет кампания по ратификации. Когда в 2010 году ратифицировали конвенцию МОТ об отпусках, поднялся шум, появлялись громкие заголовки о том, что «отпуска сгорают». На самом деле, ничего практически не изменилось на тот момент, но СМИ использовали кампанию по ратификации таким образом, что градус накалялся, и обычные, рядовые работники, которые не понимали, о чем идет речь, шли за разъяснениями в профсоюзы, которые при желании всегда могут манипулировать какими-либо изменениями», — заявил собеседник.

Гарифуллин отметил, что пока нет четкого понимания, к чему именно придет пенсионная реформа, нельзя говорить о влиянии ратификации конвенции на вопрос изменения возраста выхода на пенсию.

«Насколько я понимаю, сложилась неоднозначная ситуация, нам высказали намерение, объявили о том, что решение принято, но закон не принят. Мне кажется, власти не совсем ожидали такой реакции, общегражданской и профсоюзной. На заседании РТК и в СМИ профсоюзы выступили против повышения пенсионного возраста. Представители бизнеса запросили дополнительную статистику, анализы. Все будет зависеть от того, каким образом решение будет оформлено юридически, и на какие уступки пойдет власть. Есть негласное поручение попытаться найти консенсус между тремя партнерами по РТК — властью, работодателями и профсоюзами», — прокомментировал ситуацию Гарифуллин.

По мнению эксперта, ратификация Конвенции № 102 однозначно может повлиять на бизнес и работу юристов на предприятиях, но на глобальном уровне нужно смотреть, в какой части будет принят международный акт, какие инструменты будут внедрены сразу, а на реализацию каких потребуется время, как будет устроено финансирование социальных обязательств. Гарифуллин обратил внимание на то, что в целом за последние десять лет о трудовом праве в России стали говорить чаще, о чем свидетельствует и большое количество конференций по обсуждению вопросов в данной сфере. Работники изучают свои права, есть исследования о трудовых протестах, и компаниям необходимо уделять больше внимания трудовому законодательству. Трудовое право становится актуальным еще и потому, что все больше и больше работодателей приходят к восприятию работников как своего основного актива, заключил эксперт.


Владимир Путин подписал Федеральный закон № 349-ФЗ от 03.10.2018 «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)». Документ опубликован накануне вечером на официальном интернет-портале правовой информации. Улучшится ли жизнь россиян после этого? Судя по комментариям властей, в нашей стране с соцобеспечением и так все неплохо по сравнению с нормами, диктуемыми Конвенцией.

Разделы Конвенции

Федеральным законом предлагается принять от имени РФ обязательства в отношении семи разделов Конвенции:

  • медицинское обслуживание;
  • обеспечение по болезни;
  • обеспечение по старости;
  • обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
  • обеспечение по материнству;
  • обеспечение по инвалидности;
  • и обеспечение по случаю потери кормильца.

Медицина

Анализ российского законодательства в сфере охраны здоровья нормам Конвенции (федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты) показывает, что правовое регулирование в этой сфере, а именно охватываемые риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность и роды), круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам), виды медицинской помощи, продолжительность ее оказания, отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медицинской помощи, предоставление основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого медицинского работника, соответствуют положениям раздела II Конвенции «Медицинское обслуживание».

Отметим, в статье 10 Конвенции говорится:

1. Обеспечение должно включать как минимум:

а) в случае болезненного состояния:

  • обслуживание врачами общей практики, включая визиты на дому;
  • обслуживание врачами-специалистами стационарных и амбулаторных больных в больницах, и обслуживание, которое может оказываться врачами-специалистами вне больниц;
  • предоставление основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого квалифицированного практика;
  • госпитализацию в случае необходимости;
b) в случае беременности и родов и их последствий:

  • обслуживание до, во время и после родов, оказываемое либо врачом, либо дипломированной акушеркой;
  • госпитализацию в случае необходимости.
2. Бенефициарий или его кормилец могут привлекаться к долевому участию в оплате стоимости медицинского обслуживания бенефициария в случае его болезненного состояния; правила такого долевого участия должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы оно не оказалось слишком обременительным.

Больничные

Пособие по временной нетрудоспособности, определяемое Конвенцией как пособие по болезни, предоставляется всем работающим гражданам (за исключением работающих по гражданско-правовым договорам), а также гражданам, вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию (при условии уплаты страховых взносов).

Российское законодательство (в отличие от Конвенции) не обусловливает предоставление пособия по временной нетрудоспособности периодом уплаты страховых взносов или работы по найму в том числе для предотвращения злоупотреблений, – право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности.

Пособия предоставляются более широкому кругу лиц, чем это предусмотрено Конвенцией, – обеспечение гарантировано не только в случае заболевания или травмы, но и в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, карантином застрахованного лица и ребенка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи, признанного недееспособным, протезированием по медицинским показаниям в стационаре, долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения.

Кроме того, Конвенцией не предусматривается выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в РФ такие пособия существуют многие годы.

Пособие по временной нетрудоспособности при ее утрате вследствие заболевания или травмы выплачивается, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого ее дня и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности, тогда как согласно Конвенции период его выплаты может быть ограничен.

Производственные травмы

Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией.

Кроме того, застрахованные лица имеют право на возмещение вреда по нормам гражданского законодательства в части, превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии Федеральным законом №125-ФЗ от 24.07.1998. Причинителем вреда дополнительно, сверх выплат за счет средств обязательного социального страхования, осуществляется возмещение морального вреда.

Потеря кормильца

Материнство

В ряде случаев законодательством РФ по сравнению с нормами Конвенции установлены более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют требования к стажу (в РФ пособия по беременности и родам предоставляются всем работающим женщинам, без каких-либо исключений, а также женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях).

Согласно Конвенции продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями, в РФ пособие выплачивается суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, минимальная продолжительность которого составляет 70 дней до родов и 70 дней после родов, а в некоторых случаях продолжительность отпуска увеличивается. Предоставляются также отпуск и пособие при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев.

Разделы I, XI – XIV Конвенции, содержащие общие положения, относящиеся ко всем сферам социального обеспечения, обязаны соблюдать все государства – члены, ее ратифицировавшие. Согласно Конвенции (приложение к разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам для типового получателя (женщины) определен из расчета в 45% заработной платы.

Пособие по беременности и родам в РФ выше указанной минимальной нормы и составляет 100% заработка. Однако в общем правиле имеется исключение: застрахованной женщине, имеющий страховой стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем МРОТ за полный календарный месяц.

Инвалиды

Порядок и условия назначения страховых пенсий по инвалидности в РФ (раздел IX «Обеспечение по инвалидности») являются более льготными по сравнению с нормами Конвенции.

Пенсии

Согласно позиции Правительства РФ в целом параметры российской пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции, предъявляемым к условиям предоставления обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца, сообщается на сайте Кремля.

Отметим, в статье 25 Конвенции говорится, что обеспечение по старости должно гарантироваться защищенным лицам определенного возраста. Установленный возраст не должен превышать 65 лет или такой старший возраст, который может быть определен компетентными властями с должным учетом работоспособности пожилых лиц в данной стране.

Конвенция обладает собственным контрольным механизмом. Механизм предполагает регулярное (один раз в пять лет) представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств, взятых государством при ратификации Конвенции. При этом выполнение указанных обязательств будет оцениваться по методике самой Конвенции.


Госдума на пленарном заседании 19 июля одобрила в первом чтении законопроект о ратификации конвенции Международной организации труда (МОТ). Это решение поддержали единогласно все присутствовавшие на заседании депутаты – 420. Какое отношение имеет данный коэффициент к пенсионным изменениям, которые "запустила" Госдума, приняв в первом чтении законопроект о повышении пенсионного возраста. Что такое коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости? Какова методика и как делается рассчет коэффициента?

Коэффициент замещения утраченного заработка

В 1919 г. с целью ненасильственного пути разрешения существовавших социальных конфликтов была создана Международная организация труда (МОТ). 102-я Конвенция – “О минимальных нормах социального обеспечения” (скачать документ)


Эта Конвенция устанавливает нормы выплат пенсий по старости, инвалидности и потере кормильца относительно уровня заработной платы, т.е. – коэффициент замещения. Согласно Конвенции, он рассчитывается, как соотношение пенсии и прежних доходов (заработка) получателя.

Коэффициент замещения зависит, в первую очередь, от стажа и заработка, от базы начисления страховых взносов, возраста выхода на пенсию, пенсионной формулы, тарифа, учитываемого в пенсионных правах (если он учтен пенсионной формулой).

В Конвенции утверждено, что Коэффициент замещения, как эквивалент замещения пенсионных прав, должен составлять не менее 40% от уровня материального обеспечения гражданина в трудоспособный период. В настоящее время ее ратифицировали 55 государств.

Методика Минтруда в России по обеспечению законопроекта

В соответствии с требованиями конвенции в отношении национальных систем обязательного пенсионного страхования наемных работников, Минтрудом РФ разработана методика расчета коэффициента замещения прежнего заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. "Эта методика соответствует юридическим обязательствам, которые планирует взять на себя Россия в связи с участием в конвенции", — отмечается в пояснительной записке.

Авторы инициативы отмечают, что конвенция охватывает все основные сферы социального обеспечения, включая медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, по безработице, по старости, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, семейное обеспечение, обеспечение по материнству, по инвалидности, по случаю потери кормильца. При этом, по словам замминистра труда и соцзащиты Андрея Пудова, из ратификации изъяты разделы обеспечения по безработице и семейное обеспечение.

Предполагается, что документ вступит в силу 1 января 2019 года одновременно с законопроектом об изменениях в пенсионном законодательстве. Комитет Госдумы по труду и соцполитике ранее рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект о ратификации конвенции.

Как рассчитывается коэффициент и в чем суть методики


Когда сегодня в России говорят о “коэффициенте замещения” утрачиваемой при выходе на пенсию зарплаты самой пенсией, то специалисты обычно имеют в виду просто соотношение средней по стране начисленной пенсии и начисленной зарплаты (в %).

Экономическая сущность коэффициента замещения вытекает из экономической сущности самой трудовой пенсии. Однако до сих пор нет методологически точного определения объекта государственного пенсионного обеспечения, т.е. трудовой пенсии. По своей институциональной природе в системе рыночных производственно-трудовых отношений трудовая пенсия представляет собой способ материального обеспечения работника при наступлении нормативно установленных событий - страховых случаев. В международной нормативной практике такими событиями приняты старость, инвалидность и случай потери кормильца (СПК).

Известная нормативная формулировка о «компенсации утраченного заработка» в случае прекращения или изменения условий трудовой деятельности представляет собой только один из способов определения размера трудовой пенсии. Таким образом, исходным признаком наступления страхового случая с соответствующим началом реализации пенсионных прав в установленном размере (выплата трудовой пенсии) должен являться возраст пенсионера, инвалидность или СПК.

Исходя из экономической природы трудовой пенсии коэффициент замещения традиционно принят как показатель эффективности функционирования пенсионной системы по отношению к объекту пенсионной системы - застрахованному (защищаемому) лицу - выраженный соотношением его пенсии и прежнего заработка.

Коэффициент замещения рассчитывается для пенсионеров, пенсия которым назначена в отчетном году, причем в расчет включаются показатели пенсии, заработной платы и пособий на один и тот же временной интервал, т.е. на момент назначения пенсии. Однако в отличие от отечественной практики применения этого показателя международная практика требует для сопоставлений приведения сложившихся методов к общепринятым нормам. Наиболее полно требования для международных сопоставлений уровня развития пенсионного обеспечения отражены в Конвенции №102 МОТ.

Коэффициент замещения рассчитывается для типичного получателя (бенефициария) по каждому виду трудовой пенсии (по старости, инвалидности, СПК). Норматив коэффициента замещения для типичного получателя по каждому виду пенсии составляет 40% прежнего заработка с учетом семейных пособий, выплачиваемых лицу, имеющему одинаковое с типичным получателем число и состав иждивенцев.

Стандартные требования к характеристикам типичного получателя (пенсионера)

Типичный получатель (бенефициарий) должен соответствовать установленным Конвенцией №102 МОТ требованиям по полу, стажу числу и составу иждивенцев, возрасту (для пенсии по старости) (см. табл.). В качестве типичного получателя для всех видов трудовой пенсии принимается лицо мужского пола.

Требования к характеристикам типичного получателя трудовой пенсии

к стажу получателя, лет уплаты взносов или работы по найму

-Цитатник

Развитие Каждый ЧЕЛОВЕК проявляет СВОЮ Божественную реальность. Семинар В.Ю. Мироновой Фрагмент. .

Обвисшие щеки: кулак и 10 минут чтобы вернуть лицо на место. Народные Средств.

alexandr44: Как погибала прошлая цивилизация. Как и когда погибнет наша. Ракурс первый. (Философия, .

Страх. Инаугурационная речь Нельсона манделлы 1994г. Про освобождение от страхов. Наш глубоч.

Когда портной - Агент Кремля!)))

-Рубрики

-Музыка

-Фотоальбом

-Поиск по дневнику

-Статистика

Голикова назвала ещё три направления в реформировании пенсионной системы

Реформирование пенсионной системы, очевидно, не ограничится только повышением пенсионного возраста. Заместитель председателя правительства Татьяна Голикова в интервью ведущим российским телеканалам рассказала еще о нескольких предстоящих изменениях.

Во-первых, введенная с 2015 года "балльная" схема расчета пенсий, судя по всему, признана неэффективной. Во всяком случае, Татьяна Голикова сообщила, что правительство рассматривает возможность ее отмены. Действительно, введенная три года назад пенсионная формула, согласно которой пенсионные права работников формировались в баллах, вызывала много споров и нареканий.

Прежде всего, из-за непрозрачности и сложности расчетов. Проконтролировать, каким образом формируется будущая пенсия, исходя из этой формулы, хотя бы примерно просчитать размер будущих выплат практически невозможно. Одна из причин: стоимость балла в рублях (от этого, собственно, и зависит конкретная сумма) было решено пересматривать и утверждать ежегодно. Так что до самого момента назначения пенсии работник мог оценить свои права исключительно в ничего не говорящих ему "баллах".

По словам Татьяны Голиковой, такие расчеты обязательно должны быть прозрачны и понятны для людей. Кроме того, никто не отменял выполнения нашей страной международных требований, согласно которым (это зафиксировано в подписанной Россией Конвенции МОТ) уровень пенсий не должен быть меньше 40 процентов от утраченного заработка. Нынешняя модель расчетов это условие не соблюдает.

Во-вторых, увеличить доходы Пенсионного фонда предполагается не только за счет повышения возраста выхода на пенсию и увеличения числа работающих, но и вывода из тени части зарплат, которые сегодня люди получают черным налом. Поэтому правительство готовит новый комплекс мер по уходу от зарплат "в конвертах".

"Я думаю, что на отрезке 2018 - первой половине 2019 года мы предложим механизм "обеления" заработных плат для тех, кто сегодня находится в "серой" экономике", - пояснила Голикова.

По оценке Минфина, нелегальные ("серые") доходы работников в прошлом году составили порядка 5 триллионов рублей, это примерно 10 процентов от уровня официального фонда оплаты труда. В неформальном секторе, по оценкам Росстата, трудятся сегодня более 15 млн человек.

Проблемой "теневых" заработков много лет занимаются в Минтруде совместно с Пенсионным фондом. Роструд также проводит проверки, в том числе - отслеживая нарушения в оплате труда.

Третье направление касается накопительной части пенсионной системы. Напомним, ранее минфин и Центробанк уже озвучивали идею перевода накоплений в добровольный формат - при этом у каждого будущего пенсионера будет формироваться индивидуальный пенсионный капитал.

Вице-премьер подтвердила, что правительство разрабатывает законопроект, которым будет создана новая инфраструктура для пенсионных накоплений, правда, не уточнив, принимается ли идея индивидуального капитала, или будет придумано что-то еще. Пока ясно одно: накопления в той или иной форме решено сохранить. "То, что было накоплено гражданами, оно останется, - подчеркнула Татьяна Голикова. - Сейчас будет некоторым образом доработана идеология того, как нужно работать с пенсионными накоплениями, которые уже переданы в негосударственные пенсионные фонды".

Вы здесь

Простое повышение сроков выхода на пенсию не несет в себе никакой социальной нагрузки. Работающие не ощутят этого «реформирования». Премьер-министр Д.Медведев на заседании правительства подчеркнул, что пенсии будут повышаться на 1000 рублей в год уже для нынешних пенсионеров. Это такой мизер, что об этом и говорить не хочется. Но Д.Медведев, к сожалению, не сказал, главного, — когда Россия выйдет на уровень норматива пенсионного минимума, введенного Международной организацией труда (МОТ). Как известно, первоначальный норматив не менее 40% (величина пенсии от средней зарплаты), введенный 102-й Конвенцией МОТ и согласно последнему изменению МОТ № 131 от 22 июня 1970 года равен 55%.

Россия, к сожалению, до сих пор не присоединилась к Конвенции МОТ, крутиться на уровне 30% и при упоминании этих нормативов российские горе-«реформаторы» скромно опускают глазки ниц.

Между тем большинство развитых стран мира не только придерживаются уровня норматива Конвенции МОТ, но и значительно превышают его. Так, в Ирландии он равен 79,7%, в Канаде — 73,1%, в Великобритании — 67,1%, в Германии 58%, в Бельгии — 56,1%

Автор: Виктория Барбаева. Специализация: экономика, финансы. Два высших образования: инженер и финансист. Экономист мебельной компании из Италии. Дата: 23 сентября 2019. Время чтения 7 мин.


Riya Kumari/pixabay

Обеспечение граждан старшего возраста – проблема многих развивающихся государств. По состоянию на 2019 год, минимальные выплаты пожилым людям полагаются в Индии – всего 3 $ или 195 руб. в месяц. Если рассматривать по регионам, то страна с самой небольшой гарантированной пенсией в Южной Америке – Перу (46 $ или 2 990 руб.), Восточной Европе – Беларусь (25 $ или 1 625 руб.), на Западе – Греция (330 $ или 21 450 руб.).

Справка! HelpAge International – это международная неправительственная организация, которая помогает пожилым людям отстаивать свои права, бороться с дискриминацией и преодолевать нищету, с тем чтобы они могли вести достойную, безопасную, активную и здоровую жизнь.


Скриншот с портала ILO

Западная Европа, Северная Америка и Австралия

Это хорошо обеспеченный ресурсами регион, который должен играть ведущую роль в формировании безопасности своего стареющего населения и повышении его благосостояния.

Таблица 1. Топ-10 самых небольших пенсий

Место Позиция в Global AgeWatch Страна Минимальная Средняя
$ руб. $ руб.
1 79 Греция 330 21 450 937 60 905
2 4 Германия 419 27 235 835 54 275
3 18 Израиль 422 27 430 1 922 124 930
4 47 Мальта 461 29 965 740 48 100
5 5 Канада 667 43 355 1 415 91 975
6 25 Испания 701 45 565 908 59 020
7 9 США 733 47 645 1 300 84 500
8 10 Великобритания 752 48 880 830 53 950
9 2 Норвегия 764 49 660 1 670 108 550
10 14 Финляндия 856 55 640 1 632 106 080

Источник: HelpAge International

Каждая из этих стран имеет собственные уникальные пенсионные системы, но во всех обеспечиваются выплатами, хотя бы минимальными, 100% старшего населения.

Справка! Страна с самой лучшей программой в этой группе – Люксембург. Выплаты составляют 3 000–6 000 евро или 225 000–450 000 руб. ежемесячно.


Восточная Европа

Из 20 стран, входящих в группу, почти половина занимает нижнюю треть индекса, что отражает отсутствие социальной и экономической политики, направленной на удовлетворение потребностей пожилых людей.

Таблица 2. Выплаты в Европе Восточной


Скриншот с сайта Helpage

Россия также находится в этой группе, но занимает 12 место. В общем индексе ей отведена лишь 65 позиция.

Латинская Америка

Является одним из наиболее быстро стареющих регионов мира и проводит прогрессивную политику в области пенсионного права. Однако до серьезных улучшений ей все еще далеко.

Таблица 3. Выплаты пожилым гражданам в Южной Америке

Место Позиция Global Страна Минимальная
$ руб.
1 48 Перу 46 2 990
2 44 Эквадор 50 3 250
3 54 Сальвадор 50 3 250
4 59 Гватемала 51 3 315
5 55 Боливия 68 4 420
6 69 Парагвай 98 6 370
7 33 Мексика 102 6 630
8 62 Доминиканская республика 104 6 760
9 20 Панама 120 7 800
10 21 Чили 161 10 465

Большинство стран этого континента располагаются в самой нижней части общего топа. Яркое исключение – Япония (min ‒ 1 013 $ или 65 845 руб.), которая по уровню жизни пенсионеров входит в первую десятку в мире.

Таблица 4. Обязательные выплаты в Азии

Помимо низких выплат, эти государства отличаются и малым охватом населения пенсионным обеспечением. Например, в Китае пособие по старости получают только бывшие государственные служащие. Исключение составляют Гонконг и Тайвань, формально входящие в его состав.

Если рассматривать все страны, то пенсия больше, чем в России, только в Западной Европе и Северной Америке. И, однозначно, она ниже в государствах Азии и Африки.

Таблица 5. Гарантированные платежи

Место Страна Минимальная
$ руб.
1 Индия 3 195
2 Бангладеш 6 390
3 Мозамбик 7 585
4 Уганда 8 650
5 Таджикистан 9 715
6 Танзания 9,5 975
7 Филиппины, Папуа Новая Гвинея 10 1 040
8 Китай, Замбия 11 1 105
9 Киргизия, Ямайка 15 1 235
10 Индонезия 16 1 625


  • Афганистан;
  • Пакистан;
  • Ирак;
  • Андорра;
  • Куба;
  • западный берег реки Иордан и другие.

В Афганистане руководство не считает нужным даже думать о пенсионной системе, т.к. в этой стране редко кто доживает до 45 лет.

Смотрите видео о том, насколько хватает пенсии в разных странах мира:

Житель любого государства, достигнув установленного возраста, имеет право на получение материальной поддержки от государства, называемой пенсией. Величина пенсионного обеспечения в различных государствах разнится. На размер выплат влияет рабочий стаж, средняя зарплата, средняя величина пенсионного обеспечения на территории государства.

Как организовано пенсионное обеспечение в Европе

Бесплатно по России


Правительство множества развивающихся государств Евросоюза является заинтересованным в том, чтобы пенсионеры получали выплаты, которых достаточно для удовлетворения всех потребностей.

Основное направление множества реформ, связанных с пенсиями, в странах Европы – это повышение пенсионного возраста.

В этом присутствует рациональное зерно, потому что многие пожилые европейцы, невзирая на собственный возраст, работают, а значит, имеют стабильный источник средств к существованию.

На уровень жизни пожилых людей влияет следующее:

  • минимально установленная величина пенсий;
  • индексирование пенсионного обеспечения с учетом инфляции в государстве;
  • льготы для пенсионеров;
  • возраст выхода на пенсию. Он зависим от средней длительности жизни, а также от потребительской корзины.

Средний уровень выплат

Лучше всего система пенсионного обеспечения развита в таких государствах:

  1. Датское. Дания считается «Меккой» для стариков. Граждане других государств Европы хотят работать именно в Дании, чтобы в дальнейшем получать выплаты, средний размер которых – 2.8 тыс. долларов ежемесячно.
  2. Финское. Средняя величина выплат в Финляндии –1.9 тыс. долларов. Размер пенсионного обеспечения зависим от наработанного стажа и зарплаты.
  3. Норвежское. Тут установлен самый высокий пенсионный возраст (67 лет). Однако величина выплат компенсирует подобный «недостаток». Уровень жизни в норвежском государстве достаточно высокий, даже если учесть большие налоги, выплачиваемые рабочими и бизнесменами.
  4. Чешское. Здесь можно получать пенсию с 58 лет. Средняя величина выплат – 1 тыс. долларов.
  5. Германское. Примерно 25 процентов немцев получают пенсионные выплаты, средний размер которых составляет 850 евро. Кроме того, каждый пенсионер может рассчитывать на поддержку от государства, заключающуюся в возможности не платить за коммуналку.
  6. Французское. Здесь пенсии полностью зависят от стажа и зарплаты. Пенсионерами французы становятся с 60 лет.


Социальная защита пенсионеров в США

Средний размер пенсионного обеспечения в Соединенных Штатах Америки составляет 1.2 тыс. долларов. Стать пенсионером можно с 62 лет. При этом уйти на пенсию можно и позже, вплоть до 67 лет. Чем позже человек перестает работать, тем больше денег он будет получать в дальнейшем. Средняя длительность жизни в Америке – 78 лет.

Кроме того, в Америке действует множество программ, которые позволяют гражданам самим копить на свою жизнь в старости. К примеру, существуют особые накопительные счета, освобожденные от налогообложения.

Пенсия в Австралии

Одиноким пожилым людям государство ежемесячно выплачивает примерно 0.5 тыс. долларов. Семьи из 2 человек получают 0.9 тыс. долларов на двоих. Средняя заработная плата в государстве – 4.5 тыс. долларов. Как и остальные социальные выплаты, пенсионное обеспечение каждый год индексируется из-за повышения цен.

Не все граждане получают приведенные выше суммы. Если у австралийца имеется жилье, стоящее дороже 160 тыс. долларов, величина пенсионного обеспечения понижается. На все остальные виды собственности установлено ограничение в 280 тыс. долларов. Гражданин может совсем остаться без пенсионных выплат, если является собственником дорогостоящего имущества.

Люди, которые имеют большие доходы, стремятся не переходить за установленный законодательно предел. Разумеется, им важна не столько сама пенсия, сколько льготы для пенсионеров.


Обеспечение в Китае и Японии

Отличительной чертой пенсионной системы китайского государства является то, что работники сельскохозяйственной сферы не получают никакого материального обеспечения.

Получать пенсию в Китае вправе только менеджеры, государственные служащие и сотрудники заводов.Лица мужского пола начинают получать выплаты в 60 лет, женского – в 50. Женщины, работавшие менеджерами, становятся пенсионерками в 55 лет.

В общем, невзирая на значительный подъем экономики, который показывает государство в последние 30 лет, большинство вопросов, касающихся пенсий, остаются неразрешенными. Средний размер пенсионных выплат в китайском государстве – всего 80 долларов. Подобная ситуация обусловлена большим количеством стариков в Китае, эта нация признана стареющей.


В течение своей трудовой деятельности гражданин перечисляет государству 11 процентов собственной заработной платы. При этом 4 процента отчисляются автоматически, а остальные 7 процентов вносит компания-наниматель.

Чтобы приобрести возможность оформления базовой пенсии, требуется проработать в фирме, которой владеет государство, больше 15 лет.

В Японии дела обстоят совершенно иначе. Средняя величина пенсионных выплат в Японии – примерно 700 долларов. Это дает возможность пожилым японцам не испытывать недостатка в деньгах и жить комфортной жизнью. Данной суммы хватает и на еду, и на внесение платежей по коммуналке, и на отдых.

Соответственно со статистическими данными, в Японии самая высокая продолжительность жизни. Количество японцев, которые старше 100 лет, больше 60 тыс. человек. Средняя длительность жизни в Японии равняется 84 годам.

Эксперты полагают, что жить долго японцам помогает здоровое питание. Они употребляют много риса, сои, рыбы. Также, становясь пенсионером, японский гражданин не перестает жить активно. Пенсионеров из Японии возможно встретить в любой части мира.

Сравнительная таблица пенсий в странах мира

Приведем цифры размера пенсий в Российской Федерации и европейских странах по состоянию на 2018 год:

СтранаСредняя пенсия, доллары
Россия285
Германия1200
Испания1190
Швеция833
Италия583
Венгрия400

Становится ясно, что в европейских странах пенсии гораздо выше, чем в России. Даже в Венгрии пожилые люди получают больше, чем в РФ, что уж говорить о таких странах, как Германия и Испания. Однако нужно учитывать, что цены в европейских странах, как и налоговые взносы, достаточно высокие, особенно если сравнивать с Российской Федерацией.

Интересное видео

Предлагаем посмотреть видео-сюжет с полезной информацией:

Читайте также: