Международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения

В настоящее время у Российской Федерации действует 15 международных соглашений с 19 странами. Чтобы получать пенсию в рамках международных соглашений (договоров), следует обращаться в компетентный орган страны проживания.

Международные соглашения, подписанные СССР

Страна

Название

Дата подписания

Соглашение о социальном обеспечении

2 декабря 1959 года (в отношении Чешской Республики указанное Соглашение с 1 января 2009 года утратило силу по причине его денонсации чешской стороной в одностороннем порядке)

Румынская Народная Республика

Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения

24 декабря 1960 года

Венгерская Народная Республика

Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения

20 декабря 1962 года

Монгольская Народная Республика

Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения

6 апреля 1981 года

Международные соглашения в области пенсионного обеспечения, подписанные Россией

Страна

Название

Дата подписания

Особенности

Договор о социальном обеспечении

8 декабря 2011 года

Договор основан на принципе пропорциональности каждая Договаривающаяся Сторона определяет право на пенсию исходя из страхового (трудового) стажа, приобретенного по её законодательству. Если собственного стажа недостаточно для определения права на пенсию, во внимание принимается стаж, приобретенный по законодательству другой Стороны.

Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина

Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения

13 марта 1992 года

Вышеперечисленные соглашения основываются на принципе территориальности. Согласно их нормам пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству и за счет средств государства, на территории которого они проживают. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории одной и/или другой страны.

Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения

10 февраля 1995 года

Вышеперечисленные соглашения основываются на принципе территориальности. Согласно их нормам пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству и за счет средств государства, на территории которого они проживают. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории одной и/или другой страны.

Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения

16 мая 1997 года

Соглашение о пенсионном обеспечении

29 июня 1999 года

Соглашение о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконура Республики Казахстан

27 апреля 1996 года

Временное соглашение о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения

15 января 1993 года

Граждане Стран, проработавшие в районах Крайнего Севера либо в приравненных к районам Крайнего Севера, независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств имеют право на досрочную пенсию по старости. Выплата российской пенсии производится до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству Украины.

Соглашение в области пенсионного обеспечения

25 июня 1993 года

Договоры основаны на принципе пропорциональности. В отношениях с Белоруссией и Латвией с элементами территориальности в отношении стажа, приобретенного на территории СССР. Предусматривают распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории стран. В этом случае Россия отвечает только за стаж, приобретенный на ее территории.

Договор о социальном обеспечении

11 апреля 1994 года

Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения

24 января 2006 года

Договор о социальном обеспечении

27 февраля 2009 года

Договоры основаны на принципе пропорциональности. В отношениях с Белоруссией и Латвией с элементами территориальности в отношении стажа, приобретенного на территории СССР. Предусматривают распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории стран. В этом случае Россия отвечает только за стаж, приобретенный на ее территории.

Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения

18 декабря 2007 года

Дополнение по Латвии

Назначение пенсии российскому пенсионеру, проживающему в Латвии, может производиться по следующим вариантам:

Вариант 1: за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, пенсию назначает страна проживания гражданина. За периоды после 1 января 1991 года, каждая страна назначает пенсию за стаж, приобретенный на ее территории (Россия назначает пенсию за стаж, выработанный на территории Российской Федерации, а Латвия – за стаж, выработанный на ее территории);

Вариант 2: по законодательству страны, гражданином которой является пенсионер. В этом случае пенсия гражданину Российской Федерации назначается по российскому законодательству, а гражданину Латвийской Республики – по латвийскому законодательству, независимо от места проживания. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Дополнение по Белоруссии

Назначение пенсии российскому пенсионеру, проживающему в Белоруссии, может производиться по следующим вариантам:

ВАРИАНТ 1: назначение и выплата российской пенсии за периоды стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, осуществляется по законодательству и за счет средств страны проживания. А за периоды стажа, приобретенного после этой даты на территориях этих стран, – по законодательству и за счет средств страны, на территории которой этот стаж приобретен;

ВАРИАНТ 2: по желанию и на основании заявления гражданина может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству страны, гражданином которой он является, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит;

ВАРИАНТ 3: если законодательство страны по новому месту жительства не определяет право пенсионера на пенсию, то выплачивать пенсию продолжает страна по прежнему месту жительства до приобретения гражданином права на пенсию, в том числе пенсию другого вида, согласно законодательству страны по новому месту жительства пенсионера.

ВАРИАНТ 4: при переезде из одной страны в другую пенсионера, имеющего стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории одной из стран (в том числе в период СССР), выплату пенсии может продолжить страна, назначившая пенсию. При этом нормы Договора не применяются. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Чтобы получать пенсию в рамках международных соглашений (договоров), следует обращаться в компетентный орган страны проживания.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 г. № 103 “О Концепции международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения”

Совет Евразийской экономической комиссии решил:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.

2. Евразийской экономической комиссии и государствам - членам Таможенного союза и Единого экономического пространства руководствоваться Концепцией, одобренной настоящим Решением, при разработке проекта международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.

3. Коллегии Евразийской экономической комиссии доложить о ходе работы над проектом международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения на заседании Совета Евразийской экономической комиссии в I квартале 2015 г.

4. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

Члены Совета Евразийской экономической комиссии:

От Республики
Беларусь
С. Румас

От Республики
Казахстан
Б. Сагинтаев

От Российской
Федерации
И. Шувалов

Концепция
проекта международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения
(одобрена решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 г. № 103)

В Концепции определяются цели, задачи, основные принципы, срок подготовки и особенности реализации Международного договора между государствами - членами Евразийского экономического союза о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - проект Договора, Договор).

Предпосылки разработки

Необходимость разработки отдельного международного договора, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов и членов семьи, предусмотрена частью 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о ЕАЭС). В соответствии с пунктом 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС «трудящийся государства-члена» - лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает.

В настоящее время одним из основных направлений развития интеграции является устранение барьеров на пути передвижения рабочей силы. Отсутствие или недостаточная правовая урегулированность вопросов пенсионного обеспечения при работе в других государствах-членах Союза является сдерживающим фактором при формировании общего рынка труда, в связи с этим вопрос пенсионного обеспечения трудящихся на территории государств-членов является актуальным.

По итогам заседания Совета Евразийской экономической комиссии 27 марта 2014 года Комиссии совместно со Сторонами было поручено определить основные подходы и принципы социального обеспечения трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз), а также разработать концепцию Договора в области пенсионного обеспечения.

В настоящее время основное отличие заключается в разных подходах финансирования пенсионной системы и распределения пенсионных средств. В Республике Беларусь и Российской Федерации страховые взносы уплачиваются работодателем, и преобладает солидарный принцип распределения. В Республике Казахстан пенсионные взносы удерживаются из доходов работника, и действует обязательная накопительная пенсионная система. Кроме того, системы пенсионного обеспечения отличаются структурно: пенсионный возраст, размеры и источники пенсионных отчислений и другие параметры.

Проблемными являются вопросы, возникающие с переводом и сохранением пенсионных прав при осуществлении трудовой деятельности и переезде граждан государств-членов ЕАЭС из одной страны в другую.

Цели и задачи разработки

Основная цель разработки проекта Договора - обеспечение равных прав в сфере пенсионного обеспечения, защита приобретенных трудящимися пенсионных прав на территории государств - членов ЕАЭС, а также развитие сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между государствами - членами Союза.

Разработка проекта Договора между государствами членами ЕАЭС о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения предполагает решение следующих основных задач:

- пенсионное обеспечение граждан государств-членов должно осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства, в части уплаты страховых (обязательных пенсионных) взносов, а также приобретения и сохранения соответствующих пенсионных прав;

- учет государством-членом приобретенных гражданами пенсионных прав, на территориях государств-членов ЕАЭС, при определении права на пенсионное обеспечение, назначении пенсий в соответствии с положениями Договора и законодательства государства-члена;

- развитие сотрудничества между государствами-членами Союза в сфере пенсионного обеспечения, в том числе путем обмена информацией и документами между уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС, включая обмен в электронном виде.

Основные принципы

В отношении видов пенсий, согласованных Сторонами в рамках Договора, государство - член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение равный объему прав, предоставляемому гражданам этого государства-члена при аналогичных условиях.

Договор должен распространяться на все виды пенсий, предусмотренные в государствах - членах ЕАЭС, право на которые зависит от факта уплаты страховых (обязательных пенсионных) взносов.

Государство - член ЕАЭС должно гарантировать сохранение объема пенсионных прав граждан другого государства - члена ЕАЭС, приобретенных на его территории.

Договор не должен распространяться на отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих вооруженных сил и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, членов семьи, других лиц, приравненных к указанным категориям в части пенсионного обеспечения согласно специальному законодательству, а также на государственных служащих (в РФ - государственных гражданских служащих).

Действие Договора должно распространяться на отношения, регулируемые законодательством государств - членов ЕАЭС о пенсионном обеспечении, которое изменяет или дополняет положения, относящиеся к видам пенсий определенным в Договоре, в части расширения круга лиц, а также установления новых видов пенсионного обеспечения (страхования), если государства - члены ЕАЭС не договорятся об ином.

Предмет правового регулирования проекта Договора

Договором будут регулироваться правоотношения в сфере пенсионного обеспечения трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, а также лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования и членов семьи, включая лиц предпенсионного и пенсионного возраста, подпадающих под действие законодательства государств - членов ЕАЭС по следующим видам пенсий:

в Республике Беларусь: трудовая пенсия по возрасту;

в Республике Казахстан: накопительная пенсия;

в Российской Федерации: трудовая (страховая) пенсия по старости.

При подготовке Договора Сторонами необходимо предусмотреть правовое регулирование иных видов пенсий и пособий, в частности на трудовую (страховую) пенсию по инвалидности, трудовую (страховую) пенсию по случаю потери кормильца, социальную пенсию (в Республике Беларусь и Российской Федерации), накопительную пенсию (в Российской Федерации), выплаты на счет средств пенсионных накоплений (в Российской Федерации), за выслугу лет (в Республике Беларусь), социальные пенсии (в Российской Федерации и Республике Беларусь), государственное социальное пособие по инвалидности, по случаю потери кормильца (в Республике Казахстан), пенсионные выплаты при установлении инвалидности 1 и 2 групп бессрочно (в Республике Казахстан), пенсионные выплаты наследникам гражданина (в Республике Казахстан), пособие на погребение (в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации).

Социальная пенсия, государственное социальное пособие по инвалидности, по случаю потери кормильца будет назначаться и выплачиваться в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза.

В Договоре должны быть урегулированы вопросы учета и перевода приобретенных гражданами пенсионных прав к моменту назначения пенсии, а также базовые вопросы, связанные с административным применением Договора, сотрудничеством Сторон и информационным обменом.

Сроки подготовки проекта Договора

Разработка проекта Договора осуществляется в соответствии с Планом разработки актов в соответствии с Договором о ЕАЭС в течение 2015 года.

Вопросы административного характера применения норм Договора, относящихся к обмену документами, формулярами связи, контролю за выплатой пенсий, взаимодействию между компетентными учреждениями и другим элементам сотрудничества должны быть урегулированы в проекте Соглашения о применении Договора.

Основные результаты и последствия реализации

Реализация Договора будет способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества, устранению барьеров на пути свободного движения рабочей силы в пределах Союза, росту деловой активности путем предоставления гражданам государств-членов гарантий пенсионного обеспечения.

Обзор документа

В течение 2015 г. планируется разработать проект договора между государствами - членами ЕАЭС о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.

Договор будет регулировать правоотношения в сфере пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов, а также лиц, застрахованных в системе ОПС и членов семьи, включая лиц предпенсионного и пенсионного возраста, подпадающих под действие законодательства государств - членов. Имеются ввиду следующие виды пенсий: в Белоруссии - трудовая по возрасту, в Казахстане - накопительная, в России - трудовая (страховая) по старости.

Предполагается закрепить особенности предоставления иных сумм, в т. ч. пенсионных выплат при установлении инвалидности 1 и 2 групп бессрочно (в Казахстане), пособия на погребение (во всех 3 государствах).








Сейчас в России действует 20 международных соглашений или договоров о выплате пенсий за рубежом, говорится на сайте Пенсионного фонда России (ПФР). Они заключены с 24 странами.

Действительными остаются несколько соглашений, которые были подписаны еще СССР. Они касаются сотрудничества в области социального обеспечения, в том числе выплаты пенсий, с Чехословацкой Республикой (подписано 2 декабря 1959 года, утратило силу в отношении Чешской Республики), Румынской Народной Республикой (24 декабря 1960 г.), Венгерской Народной Республикой (20 декабря 1962 г.) и Монгольской Народной Республикой (6 апреля 1981 года).

Остальные международные соглашения и договоры были подписаны уже Россией. Часть из них основана на принципе территориальности, часть — на принципе пропорциональности.

Какие соглашения основаны на принципе территориальности и что это значит для пенсионера?

Принцип территориальности означает, что пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого проживает гражданин. Расчет делается по нормам его национального законодательства. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории и страны проживания и страны, гражданином которой является человек.

Если пенсионер-россиянин переезжает на территорию страны, с которой есть подобный международный договор (и наоборот), но при этом по законодательству данного государства ему не положена пенсия, выплаты продолжит делать Россия, пока он не приобретет право на пенсию на новом месте жительства.


Подобные соглашения действуют с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной («Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения», 13 марта 1992 г.), а также Молдавией (10 февраля 1995 г.), Грузией (16 мая 1997 г.), Литвой (29 июня 1999 г.). Отдельное соглашение с Казахстаном, подписанное 27 апреля 1996 года, гарантирует пенсионные права жителям города Байконура.

Какие договоры и соглашения основаны на принципе пропорциональности?

Принцип пропорциональности означает, что расходы на выплату пенсии распределяются между двумя странами: каждая делает выплаты только за стаж, выработанный на ее территории. Такие международные договоры действуют с Испанией (11 апреля 1994 г.), Болгарией (27 февраля 2009 г.), Эстонией (14 июля 2011 г.), Израилем (6 июня 2016 г.), Республикой Сербия (19 декабря 2017 г.).

Договоры с Белоруссией (24 января 2006 г.) и Латвией (18 декабря 2007 г.) тоже основаны на принципе пропорциональности, но отличаются тем, что за стаж, приобретенный во время их нахождения в составе СССР, пенсию назначает государство-преемник союзной республики, на территории которой проживал пенсионер. Подобное условие содержит договор с Чехией (8 декабря 2011 г.): стаж не менее 1 года, приобретенный до 31 декабря 2008 года, учитывается по законодательству страны, на территории которой в это время постоянно проживал пенсионер.

Кроме того, 15 января 1993 года Россия подписала с Украиной временное соглашение о пенсионных правах граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно документу, эти люди имеют право на досрочную пенсию по старости независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств. В целом система пенсионного обеспечения таких граждан основана на принципе пропорциональности.

Какие еще международные договоры о выплате пенсий подписала Россия?

По двум международным соглашениям пенсионное обеспечение осуществляется особым образом. Соглашения с Республикой Абхазия (14 апреля 2014 г.) и Южной Осетией (25 ноября 2016 г.) касаются пенсионного обеспечения россиян, постоянно проживающих в этих странах. Пенсия им назначается и выплачивается в соответствии с российским законодательством. При этом данным гражданам положена доплата к пенсии до среднего уровня в Северо-Кавказском федеральном округе. Однако за стаж, выработанный на территории Республики Абхазия или в Южной Осетии после 1 января 2002 года, выплаты делают эти страны в соответствии с их законодательством.


Как выплачиваю пенсии в странах, с которыми нет пенсионного соглашения?

Если пенсионер проживает на территории страны, с которой РФ не имеет соглашения или договора, ее выплачивает ПФР в соответствии с российским законодательством. Россиянам, проживающим за границей, положены страховые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за исключением социальных), доплаты к пенсиям летчикам, шахтерам, ядерщикам, за особые заслуги, ежемесячные выплаты ветеранам ВОВ.

Чтобы назначить пенсию за границей или восстановить ее (если человек успел выйти на нее в России), нужно подать заявление в ПФР лично или через законного представителя. Деньги будут перечисляться на карточку пенсионера либо выдаваться его доверенному лицу.

Пенсионеры, которые живут за границей и получают пенсию по российскому законодательству, должны ежегодно подтверждать факт нахождения в живых. Для этого они могут обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, а также в любое отделение ПФР на территории России.

О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ

(Москва, 13 марта 1992 года)

Правительства государств - участников настоящего Соглашения,

руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан,

признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства - участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

1. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномачивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства - участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Совершено в г. Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Соглашение подписано Правительством Республики Молдова с замечанием: "Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".

Судебная практика и законодательство — "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992)

Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года или (и) двусторонними соглашениями.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, которые являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 либо с которыми заключены двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения (с Грузией, Молдовой, Литвой), необходимо отметить следующее.

продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;

Прокурор Нижегородской области в связи с жалобой Н.Д. Пирожкова на нарушение его пенсионных прав обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" недействующими как противоречащих требованиям федеральных законов и Соглашению государств - участников СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решением от 18 октября 2005 года заявление прокурора Нижегородской области удовлетворила, однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 февраля 2006 года данное решение отменила и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Нижегородской области отказано.

24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально незащищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Подготовить и подписать соглашения по вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

37. Пенсионные дела лиц, выехавших на жительство в государства - участники Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Бюллетень международных договоров, 1993, N 4) и в государства - участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, могут направляться органам, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства, в порядке, установленном договаривающимися сторонами.

основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,

выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей,

4. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 .

Однако в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями о трудовой деятельности и социальной защите граждан между Российской Федерацией и Украиной и между Российской Федерацией и Белоруссией вопросы пенсионного обеспечения граждан Украины и Белоруссии, работающих на территории Российской Федерации, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

В настоящее время у Российской Федерации действует 15 международных соглашений с 19 странами. Чтобы получать пенсию в рамках международных соглашений (договоров), следует обращаться в компетентный орган страны проживания.

Международные соглашения, подписанные СССР

Страна

Название

Дата подписания

Соглашение о социальном обеспечении

2 декабря 1959 года (в отношении Чешской Республики указанное Соглашение с 1 января 2009 года утратило силу по причине его денонсации чешской стороной в одностороннем порядке)

Румынская Народная Республика

Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения

24 декабря 1960 года

Венгерская Народная Республика

Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения

20 декабря 1962 года

Монгольская Народная Республика

Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения

6 апреля 1981 года

Международные соглашения в области пенсионного обеспечения, подписанные Россией

Страна

Название

Дата подписания

Особенности

Договор о социальном обеспечении

8 декабря 2011 года

Договор основан на принципе пропорциональности каждая Договаривающаяся Сторона определяет право на пенсию исходя из страхового (трудового) стажа, приобретенного по её законодательству. Если собственного стажа недостаточно для определения права на пенсию, во внимание принимается стаж, приобретенный по законодательству другой Стороны.

Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина

Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения

13 марта 1992 года

Вышеперечисленные соглашения основываются на принципе территориальности. Согласно их нормам пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству и за счет средств государства, на территории которого они проживают. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории одной и/или другой страны.

Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения

10 февраля 1995 года

Вышеперечисленные соглашения основываются на принципе территориальности. Согласно их нормам пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству и за счет средств государства, на территории которого они проживают. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории одной и/или другой страны.

Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения

16 мая 1997 года

Соглашение о пенсионном обеспечении

29 июня 1999 года

Соглашение о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконура Республики Казахстан

27 апреля 1996 года

Временное соглашение о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения

15 января 1993 года

Граждане Стран, проработавшие в районах Крайнего Севера либо в приравненных к районам Крайнего Севера, независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств имеют право на досрочную пенсию по старости. Выплата российской пенсии производится до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству Украины.

Соглашение в области пенсионного обеспечения

25 июня 1993 года

Договоры основаны на принципе пропорциональности. В отношениях с Белоруссией и Латвией с элементами территориальности в отношении стажа, приобретенного на территории СССР. Предусматривают распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории стран. В этом случае Россия отвечает только за стаж, приобретенный на ее территории.

Договор о социальном обеспечении

11 апреля 1994 года

Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения

24 января 2006 года

Договор о социальном обеспечении

27 февраля 2009 года

Договоры основаны на принципе пропорциональности. В отношениях с Белоруссией и Латвией с элементами территориальности в отношении стажа, приобретенного на территории СССР. Предусматривают распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории стран. В этом случае Россия отвечает только за стаж, приобретенный на ее территории.

Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения

18 декабря 2007 года

Дополнение по Латвии

Назначение пенсии российскому пенсионеру, проживающему в Латвии, может производиться по следующим вариантам:

Вариант 1: за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, пенсию назначает страна проживания гражданина. За периоды после 1 января 1991 года, каждая страна назначает пенсию за стаж, приобретенный на ее территории (Россия назначает пенсию за стаж, выработанный на территории Российской Федерации, а Латвия – за стаж, выработанный на ее территории);

Вариант 2: по законодательству страны, гражданином которой является пенсионер. В этом случае пенсия гражданину Российской Федерации назначается по российскому законодательству, а гражданину Латвийской Республики – по латвийскому законодательству, независимо от места проживания. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Дополнение по Белоруссии

Назначение пенсии российскому пенсионеру, проживающему в Белоруссии, может производиться по следующим вариантам:

ВАРИАНТ 1: назначение и выплата российской пенсии за периоды стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, осуществляется по законодательству и за счет средств страны проживания. А за периоды стажа, приобретенного после этой даты на территориях этих стран, – по законодательству и за счет средств страны, на территории которой этот стаж приобретен;

ВАРИАНТ 2: по желанию и на основании заявления гражданина может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству страны, гражданином которой он является, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит;

ВАРИАНТ 3: если законодательство страны по новому месту жительства не определяет право пенсионера на пенсию, то выплачивать пенсию продолжает страна по прежнему месту жительства до приобретения гражданином права на пенсию, в том числе пенсию другого вида, согласно законодательству страны по новому месту жительства пенсионера.

ВАРИАНТ 4: при переезде из одной страны в другую пенсионера, имеющего стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории одной из стран (в том числе в период СССР), выплату пенсии может продолжить страна, назначившая пенсию. При этом нормы Договора не применяются. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Чтобы получать пенсию в рамках международных соглашений (договоров), следует обращаться в компетентный орган страны проживания.

Читайте также: