Министерства труда и социальной защиты российской федерации и пенсионного фонда российской федерации


Министерство труда и социальной защиты предложило изменить организационно-правовую форму трех государственных внебюджетных фондов и предоставить Пенсионному фонду России (ПФР), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонду социального страхования (ФСС) статус публично-правовых компаний (ППК). Об этом РБК сообщили три источника, знакомых с предложениями министерства, которые были направлены в правительство.

Курирующая эту сферу вице-премьер Татьяна Голикова дала поручение до 1 апреля внести в правительство предложения о правовом статусе внебюджетных фондов. Все три фонда функционируют на одной законодательной основе и поэтому к ним необходим единый подход, указала вице-премьер. «Нам важно обсудить, как минимум концептуально, и окончательно определиться со статусом государственных внебюджетных фондов, с их ролью в системе социального страхования и с дальнейшей, надеюсь, на многие годы, их работой», — заявила она на коллегии Минтруда в середине апреля. По словам Голиковой, во втором квартале года предстоит обсуждение предложений министерства с экспертами.

В правительстве ранее обсуждалась идея преобразовать ПФР в публично-правовую компанию, сообщили источники РБК в конце декабря 2017 года. Позднее в интервью РБК председатель ПФР Антон Дроздов говорил, что публично-правовая компания рассматривается как один из возможных вариантов преобразования Пенсионного фонда. Кроме ППК анализировалась форма некоммерческой организации, а также казенного учреждения, отметил он.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал предложение Минтруда рабочей инициативой. «Это идеологически новая история, поэтому я предлагаю обращаться в кабинет министров за разъяснениями», — сказал он журналистам в четверг, 23 мая.

В пресс-службе Минтруда во вторник, 21 мая, отказались представить комментарий. РБК направил запрос в секретариат Татьяны Голиковой, а также в пресс-службы ПФР, ФОМС и ФСС.

Зачем менять статус внебюджетных фондов

Установление правового статуса внебюджетных фондов создаст возможность, чтобы в дальнейшем объединить ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, отмечают два источника РБК. За объединение в единую структуру выступала Голикова, занимавшая должность председателя Счетной палаты.

«Объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности», — заявила Голикова в январе 2018 года. Это позволит построить управление новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысить прозрачность его деятельности и обеспечить высокий уровень доверия со стороны населения, сказала она. Объединение также позволит сократить административные расходы и траты на информатизацию фондов. Заняв пост социального вице-премьера в мае 2018 года, она не отказалась от этой инициативы. «Мне кажется, что это правильная постановка задачи», — подчеркнула вице-премьер в интервью РБК.

Определение правового статуса — это предпосылка к созданию мегарегулятора из объединенных фондов в единой организационно-правовой форме, который возьмет на себя весь комплекс социального страхования, полагает партнер компании НАФКО Павел Иккерт. Установление правового статуса кодифицирует в одном документе все законы и постановления, которые принимались в отношении социальных фондов. «То есть то, что было создано начиная с 1990-х годов, сотни положений и актов будут приведены в унифицированный вид, что впоследствии облегчит работу единого социального фонда», — пояснил Иккерт.

Какой правовой статус у фондов сейчас

Сегодня внебюджетными фондами фактически управляют профильные министерства, а федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999 год) определяет социальные фонды как форму социальной защиты, пояснил РБК первый директор Федерального фонда ОМС (в 1993–1998 годах) профессор Владимир Гришин. «Фактически внебюджетные фонды работают как государственные учреждения», — отметил он.

У Пенсионного фонда сейчас нет единого учредительного документа, в котором были бы закреплены все его фактические полномочия и организационно-правовая форма. Проект федерального закона, гармонизирующий все законодательные акты и уточняющий правовой статус ПФР, должен был быть подготовлен и внесен в правительство еще в марте 2014 года, следует из графика стратегии развития пенсионной системы, но документ так и не был разработан.


Что изменит новый статус социальных фондов

Функционал публично-правовой компании регулируется отдельным законом или указом президента, что даст возможность установить особый порядок работы социальных фондов, пояснил один из собеседников РБК.

При этом необходимо решить вопрос о форме собственности на средства бюджета социальных фондов, в том числе на пенсии.

«Сейчас мы находимся в той парадигме, что пенсии — это государственные средства, которые являются частью бюджета фонда, а этот бюджет является частью бюджетной системы России, и все это гарантируется государством. Поэтому с точки зрения статуса фонда если мы входим в публично-правовую компанию, то отношения с государством должны быть перестроены», — отмечал ранее Дроздов.

Исходя из закона статус публично-правовой компании позволил бы внебюджетным фондам свободнее распоряжаться средствами: наращивать резервы, инвестировать и размещать свободные деньги в активах для получения дополнительной прибыли. У Пенсионного фонда, например, по итогам 2017 года были переходящие остатки (временно свободные средства) на 234,2 млрд руб.

«Изменение статуса внебюджетного фонда на ППК в то же время означает, что будет поставлен вопрос о том, кто будет ею руководить», — подчеркнул собеседник РБК. Генеральный директор ППК, согласно закону, назначается на должность решением правительства.

Переход к публично-правовой форме позволит перевести управление фондами на трехстороннюю основу — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей, заметил секретарь комитета РСПП по развитию пенсионных систем и соцстрахованию Вячеслав Батаев.

Публичный статус социальных фондов давно напрашивался; главное, чтобы на деле и работодатели, и профсоюзы имели реальную возможность принимать участие в управлении фондами, голосовать по решениям, имели реальные рычаги влияния», — сказал РБК Батаев. «В любом случае на первом месте основа управления должна быть трехсторонняя», — сказал РБК председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.

Что такое публично-правовая компания

Возможность создания ППК появилась в 2016 году. Публично-правовая компания — это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности, следует из закона «О публично-правовых компаниях». ППК вправе приобретать активы, открывать банковские счета и заключать договоры банковского счета и вклада, создавать филиалы, коммерческие и некоммерческие организации. Такая компания может формировать свой резервный фонд. В законе также прописана возможность осуществления напрямую президентом России различных полномочий в отношении публично-правовых компаний.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Минтруд РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики и нормативному регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, пенсионного обеспечения, социального обслуживания, страхования, трудовых отношений, условий и охраны труда, занятости, безработицы, трудовой миграции, социальной защиты, альтернативной и гражданской службы, опеки и попечительства, ортопедической помощи инвалидам, проведения медико-социальной экспертизы, и управления государственным имуществом. Министерство труда Российской Федерации координирует и контролирует деятельность Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда, а также Фонда социального страхования.

Котяков Антон Олегович
Министр труда и социальной защиты Российской Федерации

Вовченко Алексей Витальевич
Первый заместитель министра

Пудов Андрей Николаевич
Статс-секретарь - заместитель министра

Баталина Ольга Юрьевна
Заместитель министра

Вуколов Всеволод Львович
Заместитель министра

Мухтиярова Елена Вячеславовна
Заместитель министра

Скляр Алексей Валентинович
Заместитель министра

Воронин Филипп Игоревич
Советник Министра

Кирьянова Анна Викторовна
Помощник Министра

Лабутин Антон Владимирович
Помощник Министра

Прохоров Павел Владимирович
Помощник Министра

Иванков Михаил Юрьевич
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости

Топилин Максим Анатольевич
Председатель Правления Пенсионного фонда Российской Федерации

Кигим Андрей Степанович
Председатель Фонда социального страхования Российской Федерации

Департаменты министерства труда

Родионова Ольга Константиновна
Директор департамента комплексного анализа и прогнозирования

Ананкина Ирина Владимировна
Врио директора департамента демографической политики и социальной защиты населения

Лигомина Дмитрий Витальевич
Врио директор департамента по делам инвалидов

Маслова Марина Сергеевна
Директор департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства

Жигастова Татьяна Михайловна
Врио директор департамента условий и охраны труда

Кирсанов Михаил Владимирович
Директор департамента занятости населения

Игнатьев Игнат Михайлович
Директор департамент пенсионного обеспечения

Чикмачева Людмила Юрьевна
Директор департамента развития социального страхования

Бельская Маргарита Григорьевна
Врио директора департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции

Безпрозванных Анастасия Юрьевна
Директор департамента правовой, законопроектной и международной деятельности

Привезенцева Светлана Викторовна
Директор департамента организации бюджетных процедур планирования и финансового обеспечения

Кесаев Артур Хасанович
Директор департамента управления делами

Омелай Ярослав Владимирович
Директор департамента информационных технологий и обеспечения проектной деятельности

21 марта 2020 года распоряжением председателя правительства России Михаила Мишустина заместитель министра труда и социальной защиты РФ Черкасов Алексей Анатольевич освобожден от занимаемой должности по его просьбе. Этот пост он занимал с 2015 года.

21 февраля 2020 года распоряжением председателя Правительства России Михаила Мишустина заместителем министра труда и социальной защиты РФ назначена Елена Мухтиярова. Ранее, она являлась министром экономики и финансов Московской области. Также, занимала пост директора департамента финансов и организации бюджетного процесса минобрнауки России.

21 января 2020 года Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина Министром труда и социальной защиты Российской Федерации назначен Котяков Антон Олегович. Во главе ведомства он сменил Максима Топилина. Ранее, Котяков занимал пост замминистра финансов.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
(Минтруд России)

Общая информация
Страна Россия
Дата создания 21 мая 2012 года
Предшествующее ведомство Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Руководство деятельностью осуществляет Правительство Российской Федерации
Вышестоящее ведомство Правительство Российской Федерации
Штаб-квартира Москва, ул. Ильинка, д. 21
Число сотрудников 465
Годовой бюджет 273,196,8 тыс. руб. (на 2012 год)
Министр Максим Анатольевич Топилин
Подведомственные органы Роструд
Пенсионный фонд Российской Федерации
Фонд социального страхования Российской Федерации
Ключевые документы Указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
Положение о Минтруде России [1]
Сайт rosmintrud.ru
Карта


Россия, Москва

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Функции Минтруда
  • 3 Подведомственные органы исполнительной власти
  • 4 Подведомственные государственные фонды
  • 5 Подведомственные организации
    • 5.1 Учреждения науки
    • 5.2 Образовательные учреждения
    • 5.3 Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы
    • 5.4 Иные учреждения
  • 6 Центральный аппарат
  • 7 Руководство
    • 7.1 Министр
    • 7.2 Заместители министра труда и социальной защиты РФ
    • 7.3 Аппарат министра труда и социальной защиты РФ [9]
  • 8 Совещательные и координационные органы [10]
  • 9 Политика государства в области охраны труда
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

История

До 1996 года существовали:

  • Министерство социальной защиты населения РФ, управления социальной защиты населения в регионах, отделы социальной защиты населения — в городах и районах,
  • Министерство труда РФ и соответствующие отделы в регионах.

В 1996 году Министерство социальной защиты населения РФ и Министерство труда РФ были объединены в Министерство труда и социального развития РФ, региональные службы также были объединены.

В 2004 году часть Министерства труда и социального развития РФ была объединена с Министерством здравоохранения РФ в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации было вновь разделено на Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации указом президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636.

Функции Минтруда

Минтруд имеет право осуществлять правовое регулирование в следующих областях [1] :

Подведомственные органы исполнительной власти

  • Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Подведомственные государственные фонды

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации.

Подведомственные организации

Учреждения науки

  1. Всероссийский научно-исследовательский институт труда (ФГБУ)
  2. Научно-исследовательский институт труда и социального страхования (ФГБУ)
  3. Межведомственный аналитический центр социальных инноваций (ФГБУ)
  4. Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального медико-биологического агентства (ФГБУ)
  5. Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства (ФГБУ)

Образовательные учреждения

  1. Ивановский радиотехнический техникум-интернат
  2. Калачевский техникум-интернат
  3. Кинешемский технологический техникум-интернат
  4. Кунгурский техникум-интернат
  5. Курский музыкальный колледж-интернат слепых
  6. Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж) (Санкт-Петербург, Павловск)
  7. Михайловский экономический колледж-интернат
  8. Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат
  9. Новочеркасский технологический техникум-интернат
  10. Оренбургский государственный экономический колледж-интернат
  11. Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Федерального медико-биологического агентства
  12. Сиверский техникум-интернат бухгалтеров

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы

Иные учреждения

  1. Всероссийский научно-методический геронтологический центр (ФГБУ)
  2. Реутовский экспериментальный завод средств протезирования (ФГУП)
  3. Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих (ФГБУ) [2]
  4. Управление служебными зданиями и материально-техническим обеспечением (ФГБУ)
  5. Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий (ФГУП)

Центральный аппарат

  • Департамент комплексного анализа и прогнозирования
    • Отдел политики доходов и уровня жизни
    • Отдел анализа и статистики
    • Сводный отдел планирования и прогнозирования развития труда и социальной защиты
    • Отдел регионального развития
    • Отдел координации программ и научных исследований по труду и социальной защите
    • Отдел по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации и Общественной палатой
    • Отдел по взаимодействию со средствами массовой информации
  • Департамент демографической политики и социальной защиты населения
    • Отдел демографической политики и вопросов гендерного равенства
    • Отдел семейной политики
    • Отдел обеспечения социальных гарантий и мер социальной поддержки семей с детьми
    • Отдел политики в сфере социальной защиты населения и взаимодействия с региональными органами и неправительственными организациями
    • Отдел по делам ветеранов
    • Отдел организации социального обслуживания населения
  • Департамент по делам инвалидов
    • Отдел методологии разработки и реализации программ в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов
    • Отдел развития реабилитационной индустрии
    • Отдел политики в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации
    • Отдел развития сети подведомственных учреждений медико-социальной экспертизы
    • Отдел методологии медико-социальной экспертизы
    • Отдел по взаимодействию с общественными организациями инвалидов и мониторинга соблюдения прав инвалидов
    • Отдел социальной защиты граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций
  • Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнёрства
    • Отдел оплаты труда
    • Отдел трудовых отношений
    • Отдел развития квалификаций и профессиональных стандартов
    • Отдел развития социального партнёрства
    • Отдел мониторинга и анализа трудовых отношений
  • Департамент условий и охраны труда
    • Отдел политики охраны труда
    • Отдел стандартов безопасности труда
    • Отдел обучения по охране труда и информационным системам
  • Департамент занятости населения
    • Отдел правового регулирования в сфере занятости и альтернативной гражданской службы
    • Отдел программного планирования в сфере занятости населения
    • Отдел мониторинга и прогнозирования рынка труда
    • Отдел трудовой миграции
    • Отдел правового регулирования в сфере защиты от безработицы
  • Департамент пенсионного обеспечения
    • Отдел регулирования пенсионного обеспечения
    • Отдел социальных выплат
    • Отдел пенсионного страхования
    • Отдел вопросов государственного обеспечения
    • Отдел вопросов совершенствования пенсионной системы
  • Департамент развития социального страхования
    • Отдел социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
    • Отдел социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
    • Отдел методологии исчисления страховых взносов
    • Отдел администрирования уплаты страховых взносов
  • Департамент развития государственной службы
    • Отдел реформирования и развития государственной службы
    • Отдел совершенствования мер по противодействию коррупции
    • Отдел профессионального развития кадрового состава
    • Отдел совершенствования государственного управления и мониторинга
  • Департамент правового регулирования и международного сотрудничества
    • Отдел правового регулирования в сфере труда и занятости
    • Отдел правового регулирования в сфере социальной защиты населения и пенсионного обеспечения
    • Отдел договорно-судебной работы
    • Отдел правового регулирования социального обеспечения
    • Отдел международного сотрудничества
    • Отдел стран СНГ
  • Финансовый департамент
    • Сводный отдел бюджетного планирования и прогнозирования
    • Отдел планирования и финансового обеспечения расходов социальной сферы
    • Сводный отдел расчётов, платежей и финансовой отчётности
    • Отдел бюджетного учёта, сводной бюджетной отчётности
    • Отдел обеспечения проведения процедур размещения государственных заказов
    • Отдел имущественных отношений
    • Отдел финансового контроля
    • Отдел методологии финансово-бюджетной политики, имущественных отношений, бюджетного учёта и отчётности
  • Департамент управления делами
    • Общий отдел
    • Отдел контроля
    • Организационный отдел
    • Отдел государственной службы и кадров
    • Административно-хозяйственный отдел
    • Отдел по работе с обращениями граждан и организации приёма населения
    • Отдел эксплуатации и развития технической инфраструктуры и обеспечения связью
    • Отдел сопровождения и развития информационных систем и ведения фонда алгоритмов и программ
    • Отдел профилактики коррупционных и иных правонарушений

Руководство

Министр

  • Министр труда и социальной защиты РФ — Топилин Максим Анатольевич (с 21 мая 2012 г., № 661) [3] .

Заместители министра труда и социальной защиты РФ

  • Вовченко Алексей Витальевич — первый заместитель министра [4]
  • Блинова Татьяна Викторовна (с 30 августа 2012 г., № 1574-р) [5]
  • Вовченко Алексей Витальевич (с 14 июня 2012 г., № 977-р) [6]
  • Ельцова Любовь Юрьевна (с 14 июня 2012 г., № 979-р) [7]
  • Пудов Андрей Николаевич (с 17 июля 2012 г., № 1278-р) — статс-секретарь [8]

Аппарат министра труда и социальной защиты РФ [9]

  • Баранецкая Людмила Георгиевна
  • Дубов Иван Иванович
  • Лабутин Антон Владимирович
  • Петрова Светлана Валентиновна
  • Прохоров Павел Владимирович

  • Башмакова Любовь Алексеевна
  • Беренда Владимир Петрович
  • Исянова Мария Сергеевна — пресс-секретарь Министра труда и социальной защиты РФ
  • Шеловнина Анна Олеговна

Совещательные и координационные органы [10]

  • Рабочая группа по повышению качества оказания государственных услуг в социальной сфере с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия
  • Коллегия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Контрольный совет Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Рабочая группа по выработке предложений по вопросам совершенствования механизмов обеспечения занятости инвалидов, стимулирования создания для них специальных рабочих мест
  • Координационный совет по контролю за реализацией государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы
  • Координационный совет Минтруда России по гендерным проблемам
  • Экспертный совет Минтруда России по вопросам демографического развития
  • Рабочая группа Минтруда России по совершенствованию законодательства в сфере предоставления социальных услуг, включая санитарно-эпидимиологические правила и нормативы, а также развитию механизмов частно-государственного партнёрства

Политика государства в области охраны труда


На Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации возложена ответственность за разработку и осуществление государственной политики в области охраны труда [13] . По мнению специалистов (например [14] ), разработка методов воздействия на работодателя, позволяющая эффективно стимулировать его улучшать условия труда, не увенчалась успехом. Износ основных фондов предприятий, нежелание новых владельцев вкладывать прибыль в модернизацию производства, невнимание их к вопросам охраны труда - всё это привело к постепенному и неуклонному росту доли рабочих мест с опасными и/или вредными условиями труда. По данным Росстата [11] за период конца 1990-х до 2014 г. их доля возросла с

40%. Сначала, в 90-е, рост происходил медленно, т.к. из-за массовых закрытий заводов и фабрик часть рабочих мест с вредными условиями труда была ликвидирована, а износ основных фондов был ещё не очень большой. Затем рост ускорился.

В связи с этим ростом, государство пыталось принять принять какие-то меры, например - декларировалась необходимость проводить аттестацию рабочих мест. Однако это обязательное мероприятие, направленное даже не на улучшение условий труда, а лишь на оценку степени вредности, с сентября 2008 г по июль 2011 г провели менее 1 % организаций. [15] Возможно, неудача с аттестацией побудила Минтруда разработать закон 426-ФЗ [16] . Принятие этого закона, позволяющего приравнять выдачу рабочим средств индивидуальной защиты (СИЗ) к улучшению условий труда; а также внесение изменений [12] в научно-обоснованные методики оценки условий труда, привело к снижению (регистрируемой) доли рабочих мест с опасными и вредными условиями труда с

2014 г. Возможно, фактически (при сохранении прежнего подхода к оценке условий труда) такое снижение не произошло. Закон 426-ФЗ стимулирует работодателя проводить специальную оценку условий труда, и (теоретически) должен стимулировать его улучшать условий труда - чем они хуже, тем выше отчисления. Однако на практике оценка условий труда не всегда проводилась качественно (порой без измерительных приборов [17] , и даже заочно).

Для стимулирования улучшения условий труда Фонд социального страхования (ФСС) разрешил работодателям использовать до 20% отчислений в ФСС на улучшение условий труда. Однако большая часть этих средств, по данным ФСС, ушла не улучшение условий труда, а на закупку СИЗ, порой заведомо неэффективных и по завышенным ценам - расходы на них в десятки раз выше [18] . На практике, вместо стимулирования работодателя улучшать условий труда, его отчасти стимулируют закупать СИЗ (наименее эффективный способ защиты жизни и здоровья и не за счёт своих средств, а за счёт отчислений в Фонд социального страхования. Это плохо согласуется с ратифицированной РФ конвенцией МОТ № 148 [19] которая требует отдавать предпочтение более эффективным техническим средствам коллективной защиты, а не индивидуальным.

В результате неэффективного стимулирования работодателя улучшать условия труда, большое число граждан работает в опасных и/или не гигиеничных условиях. Это вносит свой вклад в то, что происходит ускоренное биологическое старение организма [20] ; по мнению Н. Ф. Измерова и других специалистов по гигиене труда, из-за плохих условий труда растёт смертность трудоспособного населения [21] (в России она в 4,5 раз выше, чем в Евросоюзе, в 2,5 раз выше, чем в развитых странах, и в 1,5 раз выше, чем в развивающихся странах [22] . Значительная доля мужчин не доживает до пенсионного возраста.


Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Полномочия

Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство здравоохранения и социального развития преобразовано в Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты.


Здание Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Министерству труда и социальной защиты передаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.

Структура

  • Департамент комплексного анализа и прогнозирования
    • Отдел политики доходов и уровня жизни
    • Отдел анализа и статистики
    • Сводный отдел планирования и прогнозирования развития труда и социальной защиты
    • Отдел регионального развития
    • Отдел координации программ и научных исследований по труду и социальной защите
    • Отдел по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации и Общественной палатой
    • Отдел по взаимодействию со средствами массовой информации
  • Департамент демографической политики и социальной защиты населения
    • Отдел демографической политики и вопросов гендерного равенства
    • Отдел семейной политики
    • Отдел обеспечения социальных гарантий и мер социальной поддержки семей с детьми
    • Отдел политики в сфере социальной защиты населения и взаимодействия с региональными органами и неправительственными организациями
    • Отдел по делам ветеранов
    • Отдел организации социального обслуживания населения
  • Департамент по делам инвалидов
    • Отдел методологии разработки и реализации программ в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов
    • Отдел развития реабилитационной индустрии
    • Отдел политики в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации
    • Отдел развития сети подведомственных учреждений медико-социальной экспертизы
    • Отдел методологии медико-социальной экспертизы
    • Отдел по взаимодействию с общественными организациями инвалидов и мониторинга соблюдения прав инвалидов
    • Отдел социальной защиты граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций
  • Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнёрства
    • Отдел оплаты труда
    • Отдел трудовых отношений
    • Отдел развития квалификаций и профессиональных стандартов
    • Отдел развития социального партнёрства
    • Отдел мониторинга и анализа трудовых отношений
  • Департамент условий и охраны труда
    • Отдел политики охраны труда
    • Отдел стандартов безопасности труда
    • Отдел обучения по охране труда и информационным системам
  • Департамент занятости населения
    • Отдел правового регулирования в сфере занятости и альтернативной гражданской службы
    • Отдел программного планирования в сфере занятости населения
    • Отдел мониторинга и прогнозирования рынка труда
    • Отдел трудовой миграции
    • Отдел правового регулирования в сфере защиты от безработицы
  • Департамент пенсионного обеспечения
    • Отдел регулирования пенсионного обеспечения
    • Отдел социальных выплат
    • Отдел пенсионного страхования
    • Отдел вопросов государственного обеспечения
    • Отдел вопросов совершенствования пенсионной системы
  • Департамент развития социального страхования
    • Отдел социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
    • Отдел социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
    • Отдел методологии исчисления страховых взносов
    • Отдел администрирования уплаты страховых взносов
  • Департамент развития государственной службы
    • Отдел реформирования и развития государственной службы
    • Отдел совершенствования мер по противодействию коррупции
    • Отдел профессионального развития кадрового состава
    • Отдел совершенствования государственного управления и мониторинга
  • Департамент правового регулирования и международного сотрудничества
    • Отдел правового регулирования в сфере труда и занятости
    • Отдел правового регулирования в сфере социальной защиты населения и пенсионного обеспечения
    • Отдел договорно-судебной работы
    • Отдел правового регулирования социального обеспечения
    • Отдел международного сотрудничества
    • Отдел стран СНГ
  • Финансовый департамент
    • Сводный отдел бюджетного планирования и прогнозирования
    • Отдел планирования и финансового обеспечения расходов социальной сферы
    • Сводный отдел расчётов, платежей и финансовой отчётности
    • Отдел бюджетного учёта, сводной бюджетной отчётности
    • Отдел обеспечения проведения процедур размещения государственных заказов
    • Отдел имущественных отношений
    • Отдел финансового контроля
    • Отдел методологии финансово-бюджетной политики, имущественных отношений, бюджетного учёта и отчётности
  • Департамент управления делами
    • Общий отдел
    • Отдел контроля
    • Организационный отдел
    • Отдел государственной службы и кадров
    • Административно-хозяйственный отдел
    • Отдел по работе с обращениями граждан и организации приёма населения
    • Отдел эксплуатации и развития технической инфраструктуры и обеспечения связью
    • Отдел сопровождения и развития информационных систем и ведения фонда алгоритмов и программ
    • Отдел профилактики коррупционных и иных правонарушений

    Руководство

    Контактная информация


    Топилин
    Максим Анатольевич

    Избран Министром труда и социальной защиты РФ 21 мая 2012 года.

    Адрес Минтруда РФ: Москва, улица Ильинка, 21.

    Часы работы

    Адрес общественной приёмной Министерства: г. Москва, ул. Ильинка, д. 15, ком. 103.


    Вовченко
    Алексей Витальевич

    Первый заместитель Министра


    Ельцова
    Любовь Юрьевна


    Лекарев
    Григорий Григорьевич


    Черкасов
    Алексей Анатольевич


    Пудов
    Андрей Николаевич


    Министерство труда и социальной защиты предложило изменить организационно-правовую форму трех государственных внебюджетных фондов и предоставить Пенсионному фонду России (ПФР), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонду социального страхования (ФСС) статус публично-правовых компаний (ППК). Об этом РБК сообщили три источника, знакомых с предложениями министерства, которые были направлены в правительство.

    Курирующая эту сферу вице-премьер Татьяна Голикова дала поручение до 1 апреля внести в правительство предложения о правовом статусе внебюджетных фондов. Все три фонда функционируют на одной законодательной основе и поэтому к ним необходим единый подход, указала вице-премьер. «Нам важно обсудить, как минимум концептуально, и окончательно определиться со статусом государственных внебюджетных фондов, с их ролью в системе социального страхования и с дальнейшей, надеюсь, на многие годы, их работой», — заявила она на коллегии Минтруда в середине апреля. По словам Голиковой, во втором квартале года предстоит обсуждение предложений министерства с экспертами.

    В правительстве ранее обсуждалась идея преобразовать ПФР в публично-правовую компанию, сообщили источники РБК в конце декабря 2017 года. Позднее в интервью РБК председатель ПФР Антон Дроздов говорил, что публично-правовая компания рассматривается как один из возможных вариантов преобразования Пенсионного фонда. Кроме ППК анализировалась форма некоммерческой организации, а также казенного учреждения, отметил он.

    Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал предложение Минтруда рабочей инициативой. «Это идеологически новая история, поэтому я предлагаю обращаться в кабинет министров за разъяснениями», — сказал он журналистам в четверг, 23 мая.

    В пресс-службе Минтруда во вторник, 21 мая, отказались представить комментарий. РБК направил запрос в секретариат Татьяны Голиковой, а также в пресс-службы ПФР, ФОМС и ФСС.

    Зачем менять статус внебюджетных фондов

    Установление правового статуса внебюджетных фондов создаст возможность, чтобы в дальнейшем объединить ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, отмечают два источника РБК. За объединение в единую структуру выступала Голикова, занимавшая должность председателя Счетной палаты.

    «Объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности», — заявила Голикова в январе 2018 года. Это позволит построить управление новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысить прозрачность его деятельности и обеспечить высокий уровень доверия со стороны населения, сказала она. Объединение также позволит сократить административные расходы и траты на информатизацию фондов. Заняв пост социального вице-премьера в мае 2018 года, она не отказалась от этой инициативы. «Мне кажется, что это правильная постановка задачи», — подчеркнула вице-премьер в интервью РБК.

    Определение правового статуса — это предпосылка к созданию мегарегулятора из объединенных фондов в единой организационно-правовой форме, который возьмет на себя весь комплекс социального страхования, полагает партнер компании НАФКО Павел Иккерт. Установление правового статуса кодифицирует в одном документе все законы и постановления, которые принимались в отношении социальных фондов. «То есть то, что было создано начиная с 1990-х годов, сотни положений и актов будут приведены в унифицированный вид, что впоследствии облегчит работу единого социального фонда», — пояснил Иккерт.

    Какой правовой статус у фондов сейчас

    Сегодня внебюджетными фондами фактически управляют профильные министерства, а федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999 год) определяет социальные фонды как форму социальной защиты, пояснил РБК первый директор Федерального фонда ОМС (в 1993–1998 годах) профессор Владимир Гришин. «Фактически внебюджетные фонды работают как государственные учреждения», — отметил он.

    У Пенсионного фонда сейчас нет единого учредительного документа, в котором были бы закреплены все его фактические полномочия и организационно-правовая форма. Проект федерального закона, гармонизирующий все законодательные акты и уточняющий правовой статус ПФР, должен был быть подготовлен и внесен в правительство еще в марте 2014 года, следует из графика стратегии развития пенсионной системы, но документ так и не был разработан.


    Что изменит новый статус социальных фондов

    Функционал публично-правовой компании регулируется отдельным законом или указом президента, что даст возможность установить особый порядок работы социальных фондов, пояснил один из собеседников РБК.

    При этом необходимо решить вопрос о форме собственности на средства бюджета социальных фондов, в том числе на пенсии.

    «Сейчас мы находимся в той парадигме, что пенсии — это государственные средства, которые являются частью бюджета фонда, а этот бюджет является частью бюджетной системы России, и все это гарантируется государством. Поэтому с точки зрения статуса фонда если мы входим в публично-правовую компанию, то отношения с государством должны быть перестроены», — отмечал ранее Дроздов.

    Исходя из закона статус публично-правовой компании позволил бы внебюджетным фондам свободнее распоряжаться средствами: наращивать резервы, инвестировать и размещать свободные деньги в активах для получения дополнительной прибыли. У Пенсионного фонда, например, по итогам 2017 года были переходящие остатки (временно свободные средства) на 234,2 млрд руб.

    «Изменение статуса внебюджетного фонда на ППК в то же время означает, что будет поставлен вопрос о том, кто будет ею руководить», — подчеркнул собеседник РБК. Генеральный директор ППК, согласно закону, назначается на должность решением правительства.

    Переход к публично-правовой форме позволит перевести управление фондами на трехстороннюю основу — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей, заметил секретарь комитета РСПП по развитию пенсионных систем и соцстрахованию Вячеслав Батаев.

    Публичный статус социальных фондов давно напрашивался; главное, чтобы на деле и работодатели, и профсоюзы имели реальную возможность принимать участие в управлении фондами, голосовать по решениям, имели реальные рычаги влияния», — сказал РБК Батаев. «В любом случае на первом месте основа управления должна быть трехсторонняя», — сказал РБК председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.

    Что такое публично-правовая компания

    Возможность создания ППК появилась в 2016 году. Публично-правовая компания — это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности, следует из закона «О публично-правовых компаниях». ППК вправе приобретать активы, открывать банковские счета и заключать договоры банковского счета и вклада, создавать филиалы, коммерческие и некоммерческие организации. Такая компания может формировать свой резервный фонд. В законе также прописана возможность осуществления напрямую президентом России различных полномочий в отношении публично-правовых компаний.

    Читайте также: