Министерство труда и здравоохранения пенсионный фонд


Министерство труда и социальной защиты предложило изменить организационно-правовую форму трех государственных внебюджетных фондов и предоставить Пенсионному фонду России (ПФР), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонду социального страхования (ФСС) статус публично-правовых компаний (ППК). Об этом РБК сообщили три источника, знакомых с предложениями министерства, которые были направлены в правительство.

Курирующая эту сферу вице-премьер Татьяна Голикова дала поручение до 1 апреля внести в правительство предложения о правовом статусе внебюджетных фондов. Все три фонда функционируют на одной законодательной основе и поэтому к ним необходим единый подход, указала вице-премьер. «Нам важно обсудить, как минимум концептуально, и окончательно определиться со статусом государственных внебюджетных фондов, с их ролью в системе социального страхования и с дальнейшей, надеюсь, на многие годы, их работой», — заявила она на коллегии Минтруда в середине апреля. По словам Голиковой, во втором квартале года предстоит обсуждение предложений министерства с экспертами.

В правительстве ранее обсуждалась идея преобразовать ПФР в публично-правовую компанию, сообщили источники РБК в конце декабря 2017 года. Позднее в интервью РБК председатель ПФР Антон Дроздов говорил, что публично-правовая компания рассматривается как один из возможных вариантов преобразования Пенсионного фонда. Кроме ППК анализировалась форма некоммерческой организации, а также казенного учреждения, отметил он.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал предложение Минтруда рабочей инициативой. «Это идеологически новая история, поэтому я предлагаю обращаться в кабинет министров за разъяснениями», — сказал он журналистам в четверг, 23 мая.

В пресс-службе Минтруда во вторник, 21 мая, отказались представить комментарий. РБК направил запрос в секретариат Татьяны Голиковой, а также в пресс-службы ПФР, ФОМС и ФСС.

Зачем менять статус внебюджетных фондов

Установление правового статуса внебюджетных фондов создаст возможность, чтобы в дальнейшем объединить ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, отмечают два источника РБК. За объединение в единую структуру выступала Голикова, занимавшая должность председателя Счетной палаты.

«Объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности», — заявила Голикова в январе 2018 года. Это позволит построить управление новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысить прозрачность его деятельности и обеспечить высокий уровень доверия со стороны населения, сказала она. Объединение также позволит сократить административные расходы и траты на информатизацию фондов. Заняв пост социального вице-премьера в мае 2018 года, она не отказалась от этой инициативы. «Мне кажется, что это правильная постановка задачи», — подчеркнула вице-премьер в интервью РБК.

Определение правового статуса — это предпосылка к созданию мегарегулятора из объединенных фондов в единой организационно-правовой форме, который возьмет на себя весь комплекс социального страхования, полагает партнер компании НАФКО Павел Иккерт. Установление правового статуса кодифицирует в одном документе все законы и постановления, которые принимались в отношении социальных фондов. «То есть то, что было создано начиная с 1990-х годов, сотни положений и актов будут приведены в унифицированный вид, что впоследствии облегчит работу единого социального фонда», — пояснил Иккерт.

Какой правовой статус у фондов сейчас

Сегодня внебюджетными фондами фактически управляют профильные министерства, а федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999 год) определяет социальные фонды как форму социальной защиты, пояснил РБК первый директор Федерального фонда ОМС (в 1993–1998 годах) профессор Владимир Гришин. «Фактически внебюджетные фонды работают как государственные учреждения», — отметил он.

У Пенсионного фонда сейчас нет единого учредительного документа, в котором были бы закреплены все его фактические полномочия и организационно-правовая форма. Проект федерального закона, гармонизирующий все законодательные акты и уточняющий правовой статус ПФР, должен был быть подготовлен и внесен в правительство еще в марте 2014 года, следует из графика стратегии развития пенсионной системы, но документ так и не был разработан.


Что изменит новый статус социальных фондов

Функционал публично-правовой компании регулируется отдельным законом или указом президента, что даст возможность установить особый порядок работы социальных фондов, пояснил один из собеседников РБК.

При этом необходимо решить вопрос о форме собственности на средства бюджета социальных фондов, в том числе на пенсии.

«Сейчас мы находимся в той парадигме, что пенсии — это государственные средства, которые являются частью бюджета фонда, а этот бюджет является частью бюджетной системы России, и все это гарантируется государством. Поэтому с точки зрения статуса фонда если мы входим в публично-правовую компанию, то отношения с государством должны быть перестроены», — отмечал ранее Дроздов.

Исходя из закона статус публично-правовой компании позволил бы внебюджетным фондам свободнее распоряжаться средствами: наращивать резервы, инвестировать и размещать свободные деньги в активах для получения дополнительной прибыли. У Пенсионного фонда, например, по итогам 2017 года были переходящие остатки (временно свободные средства) на 234,2 млрд руб.

«Изменение статуса внебюджетного фонда на ППК в то же время означает, что будет поставлен вопрос о том, кто будет ею руководить», — подчеркнул собеседник РБК. Генеральный директор ППК, согласно закону, назначается на должность решением правительства.

Переход к публично-правовой форме позволит перевести управление фондами на трехстороннюю основу — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей, заметил секретарь комитета РСПП по развитию пенсионных систем и соцстрахованию Вячеслав Батаев.

Публичный статус социальных фондов давно напрашивался; главное, чтобы на деле и работодатели, и профсоюзы имели реальную возможность принимать участие в управлении фондами, голосовать по решениям, имели реальные рычаги влияния», — сказал РБК Батаев. «В любом случае на первом месте основа управления должна быть трехсторонняя», — сказал РБК председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.

Что такое публично-правовая компания

Возможность создания ППК появилась в 2016 году. Публично-правовая компания — это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности, следует из закона «О публично-правовых компаниях». ППК вправе приобретать активы, открывать банковские счета и заключать договоры банковского счета и вклада, создавать филиалы, коммерческие и некоммерческие организации. Такая компания может формировать свой резервный фонд. В законе также прописана возможность осуществления напрямую президентом России различных полномочий в отношении публично-правовых компаний.

  • 27376
  • 1

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляется Правительством Российской Федерации.


Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации было образовано в 2012 при разделении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на указанное Министерство и Министерство здравоохранения Российской Федерации (Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636).

Два Постановления Правительства Российской Федерации являются основополагающими для определения статуса, компетенций, структуры и полномочий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации № 535 от 31 мая 2012 года «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на 04.09.2012) и Постановление Правительства Российской Федерации № 610 от 19.06.2012 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ» (с изменениями по состоянию на 11.11.2013).

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруда России) является правопреемником Министерства здравоохранения и социального развитии Российской Федерации и осуществляет полномочия в сферах трудовых отношений, занятости населения, социальной защиты и пенсионного обеспечения.

Функции Минтруда России

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:


  • Демографии;
  • Труда;
  • Уровня жизни и доходов;
  • Оплаты труда;
  • Пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение;
  • Социального страхования;
  • Условий и охраны труда;
  • Социального партнерства и трудовых отношений;
  • Занятости и безработицы;
  • Трудовой миграции;
  • Альтернативной гражданской службы;
  • Государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда);
  • Социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей;
  • Опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
  • Оказания протезно-ортопедической помощи;
  • Реабилитации инвалидов и проведения медико-социальной экспертизы;
  • А также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Структура министерства

С 21 мая 2012 года возглавляет Министерство Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Топилин Максим Анатольевич.


Министр труда и социальной защиты Российской Федерации организует работу Минтруда России и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций, а также за реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности, представляет Министерство в отношениях с другими органами государственной власти, гражданами и организациями (п. 1.6. Регламента Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. Приказом Минтруда России № 123н от 27.03.2013).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 535 от 31 мая 2012 года «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» Минтруда России разрешено иметь 5 заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя Министра и одного статс-секретаря заместителя Министра, а также 12 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

На текущий момент (декабрь 2013 года) должность первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации занимает Вельмяйкин Сергей Федорович, который координирует вопросы и обеспечивает руководство деятельностью по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере уровня жизни и доходов, в сфере труда в части условий и охраны труда, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере профессиональной подготовки, переподготовки отдельных категорий работников в области охраны труда.

Помощники и советники Министра формируют Аппарат Министра, а в Центральный аппарат Минтруда России входит 12 департаментов:

  • Департамент комплексного анализа и прогнозирования;
  • Департамент демографической политики и социальной защиты населения;
  • Департамент по делам инвалидов;
  • Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства;
  • Департамент условий и охраны труда;
  • Департамент занятости населения;
  • Департамент пенсионного обеспечения;
  • Департамент развития социального страхования;
  • Департамент развития государственной службы;
  • Департамент правового регулирования и международного сотрудничества;
  • Финансовый департамент;
  • Департамент управления делами.

Подробнее с информацией о Минтруда России Вы можете ознакомиться на официальном сайт Министерства (см. ссылку ниже).

Фонды, находящиеся в ведении Минтруда России

Минтруда России осуществляет координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.


Пенсионный фонд Российской Федерации был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является одним из наиболее значимых социальных институтов страны.

Фонд социального страхования Российской Федерации был образован с 01 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года № 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» и с 1993 года является финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального страхования.

Служба, находящаяся в ведении Минтруда России

В ведении Минтруда России находится Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан. В отношении Роструда Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет координацию и контроль деятельности.


Организации, подведомственные Минтруда России

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий. Среди них можно выделить следующие:


  • Учреждения науки (например, ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда»; ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»)
  • Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» и главные бюро медико-социальной экспертизы)
  • Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» и главные бюро медико-социальной экспертизы)
  • Специализированные предприятия (например, ФГУП «Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий»; ФГУП «Реутовский экспериментальный завод средств протезирования)
  • Протезно-ортопедические предприятия (например, ФГУП «Московская фабрика ортопедической обуви»)

К подведомственным организациями Минтруда России, как уже было указано выше, относится старейшее, ведущее свою историю с 1930-х годов, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ (ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России http://fbmse.ru/ ) многопрофильное экспертное, лечебно-профилактическое и реабилитационное учреждение, осуществляющее помимо практической экспертной, медицинской и реабилитационной деятельности научно-методическое и учебно-методологическое сопровождение для учреждений медико-социальной экспертизы, медико-социальной реабилитации и реабилитационной индустрии. В структуре учреждения действуют Экспертные составы, обеспечивающие проведение медико-социальной экспертизы, Клиника и консультативно-диагностический центр, Центр проектирования и производства современных протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, Научно-методический и Учебно-методологические центры, а также Диссертационный совет.

А еще…

Минтруда России осуществляет государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (Прим.: на текущий момент система профессионального пенсионного страхования фактически не действует в связи с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы).

Полномочия Минтруда России

Полномочия Минтруда России определены Постановлением Правительства Российской Федерации № 610 от 19.06.2012 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ» (с изменениями по состоянию на 11.11.2013).


Минтруда России наделено широкими полномочиями нормативно-правового регулирования в установленных сферах.

Помимо права на внесение в Правительство России проектов федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, Минтруда России самостоятельно принимает нормативно-правовые акты по определенным Положением вопросам, в том числе (приводится выборочно):

  • Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю;
  • Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • Определения перечней работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками до 18 лет;
  • Определения перечней производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную;
  • Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы необходимых документов;
  • Критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Форм документов, связанных с оформлением утраты профессиональной трудоспособности, несчастных случаев на производстве, приобретением профессионального заболевании;
  • Формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек;
  • Вопросам, связанным с привлечением иностранной трудовой силы.

Обращения граждан в Минтруда России

Порядок обращения граждан и организаций в Минтруда России определен Приказом Минтруда России от 27.03.2013 № 123н «Об утверждении Регламента Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».


Минтруда России в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан и организаций. По результатам рассмотрения обращения Минтруда России принимает необходимые меры и направляет ответ в течение 30 дней с даты регистрации обращения. При необходимости срок рассмотрения обращения может продлеваться, но не более чем на 30 дней, о каждом продлении сообщается заявителю с указанием причин продления. Письменные обращения, содержащие вопросы, не входящие в компетенцию Минтруда России, направляются Министерством в течение 7 дней с даты их регистрации по подведомственности с уведомлением заявителя, направившего обращение, о переадресации обращения.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
(Минтруд России)

Общая информация
Страна Россия
Дата создания 21 мая 2012 года
Предшествующее ведомство Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Руководство деятельностью осуществляет Правительство Российской Федерации
Вышестоящее ведомство Правительство Российской Федерации
Штаб-квартира Москва, ул. Ильинка, д. 21
Число сотрудников 465
Годовой бюджет 273,196,8 тыс. руб. (на 2012 год)
Министр Максим Анатольевич Топилин
Подведомственные органы Роструд
Пенсионный фонд Российской Федерации
Фонд социального страхования Российской Федерации
Ключевые документы Указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
Положение о Минтруде России [1]
Сайт rosmintrud.ru
Карта


Россия, Москва

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Функции Минтруда
  • 3 Подведомственные органы исполнительной власти
  • 4 Подведомственные государственные фонды
  • 5 Подведомственные организации
    • 5.1 Учреждения науки
    • 5.2 Образовательные учреждения
    • 5.3 Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы
    • 5.4 Иные учреждения
  • 6 Центральный аппарат
  • 7 Руководство
    • 7.1 Министр
    • 7.2 Заместители министра труда и социальной защиты РФ
    • 7.3 Аппарат министра труда и социальной защиты РФ [9]
  • 8 Совещательные и координационные органы [10]
  • 9 Политика государства в области охраны труда
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

История

До 1996 года существовали:

  • Министерство социальной защиты населения РФ, управления социальной защиты населения в регионах, отделы социальной защиты населения — в городах и районах,
  • Министерство труда РФ и соответствующие отделы в регионах.

В 1996 году Министерство социальной защиты населения РФ и Министерство труда РФ были объединены в Министерство труда и социального развития РФ, региональные службы также были объединены.

В 2004 году часть Министерства труда и социального развития РФ была объединена с Министерством здравоохранения РФ в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации было вновь разделено на Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации указом президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636.

Функции Минтруда

Минтруд имеет право осуществлять правовое регулирование в следующих областях [1] :

Подведомственные органы исполнительной власти

  • Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Подведомственные государственные фонды

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации.

Подведомственные организации

Учреждения науки

  1. Всероссийский научно-исследовательский институт труда (ФГБУ)
  2. Научно-исследовательский институт труда и социального страхования (ФГБУ)
  3. Межведомственный аналитический центр социальных инноваций (ФГБУ)
  4. Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального медико-биологического агентства (ФГБУ)
  5. Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства (ФГБУ)

Образовательные учреждения

  1. Ивановский радиотехнический техникум-интернат
  2. Калачевский техникум-интернат
  3. Кинешемский технологический техникум-интернат
  4. Кунгурский техникум-интернат
  5. Курский музыкальный колледж-интернат слепых
  6. Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж) (Санкт-Петербург, Павловск)
  7. Михайловский экономический колледж-интернат
  8. Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат
  9. Новочеркасский технологический техникум-интернат
  10. Оренбургский государственный экономический колледж-интернат
  11. Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Федерального медико-биологического агентства
  12. Сиверский техникум-интернат бухгалтеров

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы

Иные учреждения

  1. Всероссийский научно-методический геронтологический центр (ФГБУ)
  2. Реутовский экспериментальный завод средств протезирования (ФГУП)
  3. Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих (ФГБУ) [2]
  4. Управление служебными зданиями и материально-техническим обеспечением (ФГБУ)
  5. Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий (ФГУП)

Центральный аппарат

  • Департамент комплексного анализа и прогнозирования
    • Отдел политики доходов и уровня жизни
    • Отдел анализа и статистики
    • Сводный отдел планирования и прогнозирования развития труда и социальной защиты
    • Отдел регионального развития
    • Отдел координации программ и научных исследований по труду и социальной защите
    • Отдел по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации и Общественной палатой
    • Отдел по взаимодействию со средствами массовой информации
  • Департамент демографической политики и социальной защиты населения
    • Отдел демографической политики и вопросов гендерного равенства
    • Отдел семейной политики
    • Отдел обеспечения социальных гарантий и мер социальной поддержки семей с детьми
    • Отдел политики в сфере социальной защиты населения и взаимодействия с региональными органами и неправительственными организациями
    • Отдел по делам ветеранов
    • Отдел организации социального обслуживания населения
  • Департамент по делам инвалидов
    • Отдел методологии разработки и реализации программ в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов
    • Отдел развития реабилитационной индустрии
    • Отдел политики в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации
    • Отдел развития сети подведомственных учреждений медико-социальной экспертизы
    • Отдел методологии медико-социальной экспертизы
    • Отдел по взаимодействию с общественными организациями инвалидов и мониторинга соблюдения прав инвалидов
    • Отдел социальной защиты граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций
  • Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнёрства
    • Отдел оплаты труда
    • Отдел трудовых отношений
    • Отдел развития квалификаций и профессиональных стандартов
    • Отдел развития социального партнёрства
    • Отдел мониторинга и анализа трудовых отношений
  • Департамент условий и охраны труда
    • Отдел политики охраны труда
    • Отдел стандартов безопасности труда
    • Отдел обучения по охране труда и информационным системам
  • Департамент занятости населения
    • Отдел правового регулирования в сфере занятости и альтернативной гражданской службы
    • Отдел программного планирования в сфере занятости населения
    • Отдел мониторинга и прогнозирования рынка труда
    • Отдел трудовой миграции
    • Отдел правового регулирования в сфере защиты от безработицы
  • Департамент пенсионного обеспечения
    • Отдел регулирования пенсионного обеспечения
    • Отдел социальных выплат
    • Отдел пенсионного страхования
    • Отдел вопросов государственного обеспечения
    • Отдел вопросов совершенствования пенсионной системы
  • Департамент развития социального страхования
    • Отдел социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
    • Отдел социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
    • Отдел методологии исчисления страховых взносов
    • Отдел администрирования уплаты страховых взносов
  • Департамент развития государственной службы
    • Отдел реформирования и развития государственной службы
    • Отдел совершенствования мер по противодействию коррупции
    • Отдел профессионального развития кадрового состава
    • Отдел совершенствования государственного управления и мониторинга
  • Департамент правового регулирования и международного сотрудничества
    • Отдел правового регулирования в сфере труда и занятости
    • Отдел правового регулирования в сфере социальной защиты населения и пенсионного обеспечения
    • Отдел договорно-судебной работы
    • Отдел правового регулирования социального обеспечения
    • Отдел международного сотрудничества
    • Отдел стран СНГ
  • Финансовый департамент
    • Сводный отдел бюджетного планирования и прогнозирования
    • Отдел планирования и финансового обеспечения расходов социальной сферы
    • Сводный отдел расчётов, платежей и финансовой отчётности
    • Отдел бюджетного учёта, сводной бюджетной отчётности
    • Отдел обеспечения проведения процедур размещения государственных заказов
    • Отдел имущественных отношений
    • Отдел финансового контроля
    • Отдел методологии финансово-бюджетной политики, имущественных отношений, бюджетного учёта и отчётности
  • Департамент управления делами
    • Общий отдел
    • Отдел контроля
    • Организационный отдел
    • Отдел государственной службы и кадров
    • Административно-хозяйственный отдел
    • Отдел по работе с обращениями граждан и организации приёма населения
    • Отдел эксплуатации и развития технической инфраструктуры и обеспечения связью
    • Отдел сопровождения и развития информационных систем и ведения фонда алгоритмов и программ
    • Отдел профилактики коррупционных и иных правонарушений

Руководство

Министр

  • Министр труда и социальной защиты РФ — Топилин Максим Анатольевич (с 21 мая 2012 г., № 661) [3] .

Заместители министра труда и социальной защиты РФ

  • Вовченко Алексей Витальевич — первый заместитель министра [4]
  • Блинова Татьяна Викторовна (с 30 августа 2012 г., № 1574-р) [5]
  • Вовченко Алексей Витальевич (с 14 июня 2012 г., № 977-р) [6]
  • Ельцова Любовь Юрьевна (с 14 июня 2012 г., № 979-р) [7]
  • Пудов Андрей Николаевич (с 17 июля 2012 г., № 1278-р) — статс-секретарь [8]

Аппарат министра труда и социальной защиты РФ [9]

  • Баранецкая Людмила Георгиевна
  • Дубов Иван Иванович
  • Лабутин Антон Владимирович
  • Петрова Светлана Валентиновна
  • Прохоров Павел Владимирович

  • Башмакова Любовь Алексеевна
  • Беренда Владимир Петрович
  • Исянова Мария Сергеевна — пресс-секретарь Министра труда и социальной защиты РФ
  • Шеловнина Анна Олеговна

Совещательные и координационные органы [10]

  • Рабочая группа по повышению качества оказания государственных услуг в социальной сфере с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия
  • Коллегия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Контрольный совет Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Рабочая группа по выработке предложений по вопросам совершенствования механизмов обеспечения занятости инвалидов, стимулирования создания для них специальных рабочих мест
  • Координационный совет по контролю за реализацией государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы
  • Координационный совет Минтруда России по гендерным проблемам
  • Экспертный совет Минтруда России по вопросам демографического развития
  • Рабочая группа Минтруда России по совершенствованию законодательства в сфере предоставления социальных услуг, включая санитарно-эпидимиологические правила и нормативы, а также развитию механизмов частно-государственного партнёрства

Политика государства в области охраны труда


На Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации возложена ответственность за разработку и осуществление государственной политики в области охраны труда [13] . По мнению специалистов (например [14] ), разработка методов воздействия на работодателя, позволяющая эффективно стимулировать его улучшать условия труда, не увенчалась успехом. Износ основных фондов предприятий, нежелание новых владельцев вкладывать прибыль в модернизацию производства, невнимание их к вопросам охраны труда - всё это привело к постепенному и неуклонному росту доли рабочих мест с опасными и/или вредными условиями труда. По данным Росстата [11] за период конца 1990-х до 2014 г. их доля возросла с

40%. Сначала, в 90-е, рост происходил медленно, т.к. из-за массовых закрытий заводов и фабрик часть рабочих мест с вредными условиями труда была ликвидирована, а износ основных фондов был ещё не очень большой. Затем рост ускорился.

В связи с этим ростом, государство пыталось принять принять какие-то меры, например - декларировалась необходимость проводить аттестацию рабочих мест. Однако это обязательное мероприятие, направленное даже не на улучшение условий труда, а лишь на оценку степени вредности, с сентября 2008 г по июль 2011 г провели менее 1 % организаций. [15] Возможно, неудача с аттестацией побудила Минтруда разработать закон 426-ФЗ [16] . Принятие этого закона, позволяющего приравнять выдачу рабочим средств индивидуальной защиты (СИЗ) к улучшению условий труда; а также внесение изменений [12] в научно-обоснованные методики оценки условий труда, привело к снижению (регистрируемой) доли рабочих мест с опасными и вредными условиями труда с

2014 г. Возможно, фактически (при сохранении прежнего подхода к оценке условий труда) такое снижение не произошло. Закон 426-ФЗ стимулирует работодателя проводить специальную оценку условий труда, и (теоретически) должен стимулировать его улучшать условий труда - чем они хуже, тем выше отчисления. Однако на практике оценка условий труда не всегда проводилась качественно (порой без измерительных приборов [17] , и даже заочно).

Для стимулирования улучшения условий труда Фонд социального страхования (ФСС) разрешил работодателям использовать до 20% отчислений в ФСС на улучшение условий труда. Однако большая часть этих средств, по данным ФСС, ушла не улучшение условий труда, а на закупку СИЗ, порой заведомо неэффективных и по завышенным ценам - расходы на них в десятки раз выше [18] . На практике, вместо стимулирования работодателя улучшать условий труда, его отчасти стимулируют закупать СИЗ (наименее эффективный способ защиты жизни и здоровья и не за счёт своих средств, а за счёт отчислений в Фонд социального страхования. Это плохо согласуется с ратифицированной РФ конвенцией МОТ № 148 [19] которая требует отдавать предпочтение более эффективным техническим средствам коллективной защиты, а не индивидуальным.

В результате неэффективного стимулирования работодателя улучшать условия труда, большое число граждан работает в опасных и/или не гигиеничных условиях. Это вносит свой вклад в то, что происходит ускоренное биологическое старение организма [20] ; по мнению Н. Ф. Измерова и других специалистов по гигиене труда, из-за плохих условий труда растёт смертность трудоспособного населения [21] (в России она в 4,5 раз выше, чем в Евросоюзе, в 2,5 раз выше, чем в развитых странах, и в 1,5 раз выше, чем в развивающихся странах [22] . Значительная доля мужчин не доживает до пенсионного возраста.


Председатель Правления ПФР
ДРОЗДОВ Антон Викторович

Родился 4 октября 1964 года в Москве.

В 1986 году окончил Московский финансовый институт по специальности экономист.

В 1986 году поступил на работу экономистом в Управление финансирования социального обеспечения Минфина СССР. С 1987 года - экономист Управления финансирования здравоохранения и социального обеспечения Минфина СССР. В 1988 году работал старшим экономистом Отдела финансирования социального развития Минфина.

С 1988 по 1989 год проходил службу в рядах Советской Армии.

С 1989 года занимал разные должности в Министерстве финансов РФ: ведущий экономист Отдела финансово-социального развития, эксперт I категории Сводного валютно-экономического отдела, заместитель начальника, начальник отдела Управления валютно-финансового регулирования Минфина России.

В 1994 году назначен заместителем начальника Главного управления федерального казначейства Минфина России.

С июля 1999 года по июль 2008 года работал в аппарате Правительства Российской Федерации: начальник Департамента финансов, заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, директор Департамента экономики и финансов Правительства Российской Федерации.

17 июля 2008 года назначен Председателем Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Осуществляет общее руководство деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации. Распределяет обязанности, координирует и контролирует деятельность заместителей Председателя Правления ПФР. Непосредственно осуществляет координацию и контроль деятельности Ревизионной комиссии ПФР, Департамента общественных связей и взаимодействия со средствами массовой информации, Департамента правового обеспечения системы ПФР (в части вопросов, касающихся подразделений, курируемых непосредственно Председателем Правления ПФР), Департамента управления делами, Департамента обеспечения безопасности и внутреннего контроля, Управления кадровой политики, Первого отдела.

Награжден "Орденом почета", присвоено звание "Заслуженный экономист РФ".

Женат, воспитывает дочь и сына.


Первый заместитель Председателя Правления ПФР
КУРТИН Александр Владимирович

Родился 26 мая 1948 года в Москве.

Имеет 2 высших образования (Московский Ордена Трудового Красного Знамени институт народного хозяйства им. Плеханова, Академия народного хозяйства при Совете Министров СССР).

Кандидат экономических наук, доцент.

После окончания Московского института народного хозяйства им Г.В. Плеханова в период с 1976 по 1985 год работал в Министерстве социального обеспечения РСФСР: старший экономист, начальник отдела.

С 1985 по 1987 год - освобожденный секретарь партбюро Минсоцзащиты РФ.

С 1987 по 1990 год - начальник Планово-финансового управления Минсоцобеспечения РСФСР.

С 1990 по 1991 год занимал должность заместителя министра социального обеспечения РСФСР.

С 1991 по 1993 год - Председатель Правления ПФР.

В период с 1994 по 1998 год возглавлял негосударственный пенсионный фонд "Надежда".

С 1998 года - первый заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ.

Обеспечивает взаимодействие с Правительством РФ и Федеральным собранием РФ. Осуществляет координацию и контроль деятельности Департамента казначейства, Учебно-методического центра (на правах управления), Отдела международного сотрудничества. Также осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемых структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, курирует Южный федеральный округ.

Присвоено звание "Заслуженный экономист РФ". Награжден орденом "Знак почета", медалью "В память 850-летия Москвы".


Первый заместитель Председателя Правления ПФР
ЧИЖИК Лилия Ивановна

Родилась 4 апреля 1950 года в Гомельской области (Белоруссия).

Имеет 2 высших образования (Белорусский Государственный университет им. В.И. Ленина, Российская академия государственной службы при Президенте РФ).

Кандидат социологических наук.

С 1972 по 1984 год работала на Опытном заводе Промсвязьрадио: инженер, инженер-технолог, старший инженер.

В период с 1984 по 1991 год руководила отделом социального обеспечения Исполкома Пушкинского горсовета Московской области.

В 1991 году возглавляла Отделение Пенсионного фонда РФ по Московской области.

В 1992 году была назначена Заместителем Председателя Правления Пенсионного фонда РФ. С 2011 года - первый заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ.

Осуществляет координацию и контроль деятельности Департамента организации назначения и выплаты пенсий, Департамента социальных выплат, Департамента правового обеспечения системы ПФР (за исключением вопросов, относящихся к сфере ведения подразделений, курируемых Председателем Правления ПФР), Департамента организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц, Управления государственного пенсионного обеспечения государственных служащих. Также осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемых структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, курирует Центральный федеральный округ и Отделение ПФР по г. Байконур.

Присвоено звание "Заслуженный работник социальной защиты населения РФ", награждена медалью "В память 850-летия Москвы" и медалью к ордену "За заслуги перед Отечеством" 2й степени.


Заместитель Председателя Правления ПФР
ГУКАЙЛО Борис Витальевич

Родился 11 апреля 1966 года в Красногорске.

В 1989 году окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики по специальности инженер-конструктор-технолог ЭВА.

В период с 1989 по 1999 год занимал руководящие позиции в коммерческих структурах.

С 2006 по 2009 год - заместитель генерального директора, а затем Генеральный директор ОАО "ГипродорНИИ".

С 2009 года - заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ. Осуществляет координацию и контроль деятельности Административного департамента, Управления капитального строительства.

Осуществляет координацию и контроль деятельности Административного департамента, Управления капитального строительства. Также осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемых структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, курирует Дальневосточный федеральный округ.


Заместитель Председателя Правления ПФР
КОЗЛОВ Николай Борисович

Родился 17 июня 1956 года в Москве.

В 1978 году окончил Московский финансовый институт по специальности международные экономические отношения.

Доктор экономических наук, профессор.

С 1978 года занимал различные должности в Министерстве финансов СССР.

В 1992 году руководил отделом "Русского национального банка".

В 1993 году был экспертом "Дойче Банка".

В 1994 году работал в должности начальника Управления ценных бумаг "Банка развития предпринимательства".

С 1994 по 2010 год являлся Президентом, Председателем совета директоров Инвестиционной компании "Риком-траст".

С 2011 года - заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ.

Осуществляет координацию и контроль деятельности Департамента организации и контроля инвестиционных процессов. Также осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемых структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, курирует Сибирский федеральный округ.


Заместитель Председателя Правления ПФР
ПЕТРОВА Наталия Владимировна

Родилась 24 декабря 1966 года в Москве.

В 1989 году окончила Всесоюзный заочный институт Пищевой промышленности, затем Финансовую академию при Правительстве РФ.

С 1984 года работала в различных должностях. В системе Пенсионного фонда работает с 1994 года.

В 1994 году занимала должность заместителя начальника отдела учёта поступлений и расходования средств Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области.

С 1994 по 2002 год занимала должности заместителя начальника отдела, заместителя начальника Главного управления, начальника отдела, начальника Главного управления учёта и распределения средств ПФР Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 2002 по 2013 год занимала должность Главного бухгалтера ПФР - начальника Департамента казначейства Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 2013 года - заместитель Председателя Правления ПФР.

Награждена почетной грамотой Правительства Российской Федерации, почетной грамотой Министерства здравоохранения и социального развития РФ, почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации, присвоено звание «Почетный работник Пенсионного фонда РФ», имеет благодарность Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ, курирует Северо-Западный федеральный округ.


Заместитель Председателя Правления ПФР
ЕЛИСТРАТОВ Николай Витальевич

Родился 12 июля 1958 года в Москве.

В 1980 году окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД СССР по специальности экономист по международным экономическим отношениям.

С 1981 по 1993 года - на дипломатической службе.

С 1993 года по 2010 работал в бизнес структурах, более десяти лет возглавлял крупные российские и международные компании в сферах морского транспорта, нефтехимии и информационных технологий.

С 2010 года занимал должность советника Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации

С 2011 года - заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ.

Осуществляет координацию и контроль деятельности Департамента информационных технологий, Департамента управлнеия инфраструктурой автоматизированной информационной системы, Департамента государственных услуг, Департамента по обеспечению информационной безопасности, Информационного центра персонифицированного учета. Также осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемых структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР и подведомственного ПФР учреждения, курирует Приволжский федеральный округ.


Заместитель Председателя Правления ПФР
АФАНАСЬЕВ Сергей Анатольевич

Родился 27 декабря 1963 года в г. Клину Московской области.

В 1987 году окончил Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова.

В 2000 году окончил Российскую академию государственной службы.

В 1995 году - Исполнительный директор Фонда "Научно-методический центр «Социальные и пенсионные технологии".

С 1995 по 1996 год - главный специалист Министерства социальной защиты населения РФ.

С 1996 по 2004 год - главный специалист, заместитель руководителя Министерства труда и социального развития РФ.

С 2004 по 2010 год занимал разные должности в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ: заместитель директора, директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения, заместитель директора Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения, Директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения, Директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения.

С 2010 по 2013 год - Председатель Фонда социального страхования РФ.

С марта 2013 года - заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ.

Осуществляет координацию и контроль деятельности Департамента актуарных расчётов и стратегического планирования, Департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, Управления по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей. Также осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемых структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, курирует Уральский федеральный округ.


Управляющий Отделением ПФР по г. Москве и Московской области
АНДРЕЕВ Андрей Евгеньевич

Родился 25 декабря 1956 года.

В 1979 году окончил Ленинградский университет им. А.А. Жданова.

С 1979 по 1991 год работал в должностях: инспектор, старший инспектор сектора пенсий и пособий, начальник контрольно-ревизионного сектора, заместитель начальника Управления социального обеспечения Исполкома Ленсовета

С 1991 по 1997 год возглавлял Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ленинграду.

С 1997 по 2001 год руководил Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В период с 2001 по 2002 год возглавлял Управление ПФР в Северо-Западном Федеральном округе ПФР, а с 2002 по 2003 год - Организационный департамент ПФР.

С 2003 года - управляющий Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области.

Награжден Почетной грамотой ПФР, присвоено звание "Почетный работник ПФР", отмечен Знаком губернатора Московской области "За полезное" и Благодарностью Председателя Правления ПФР.


Член Совета Федерации от Псковской области
БИБИКОВА Елена Васильевна

Родилась 23 сентября 1956 года.

В 1985 году окончила Псковский государственный педагогический институт.

С 1975 года работает в системе социальной защиты населения.

В 1991-2014 гг. руководила Отделением ПФР по Псковской области.

С октября 2014 года - член Совета Федерации от Псковской области.

Награждена знаками "Отличник социального обеспечения РСФСР", "Отличник ПФР", орденом "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени. Присвоено звание "Почетный работник ПФР".


Управляющий Отделением ПФР по Тамбовской области
КОЗЛОВСКАЯ Тамара Ивановна

Родилась 17 августа 1947 года.

В 1966 году окончила Звенигородский финансовый техникум, в 1974 году - Всесоюзный финансово-экономический институт по специальности Финансы и кредит.

С 1966 по 1991 год работала на различных должностях в финансовых и налоговых органах области (в т.ч., с 1979 по 1991 год - заведующий финотделом Октябрьского райисполкома г. Тамбова, заместитель начальника финуправления Тамбовского облисполкома, заместитель начальника госналогинспекции по Тамбовской области).

С марта 1991 года - управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Тамбовской области.

Награждена орденом Почета, знаком "Отличник финансовой работы", знаком "Отличник ПФР", присвоены звания "Заслуженный экономист РФ" и "Почетный работник Пенсионного фонда РФ".


Управляющий Отделением ПФР по Республике Башкортостан
ХАНТИМЕРОВ Фоат Галяутдинович

Родился 14 апреля 1950 года в Ермекеевском районе Республики Башкортостан.

Окончил экономический факультет Башкирского сельскохозяйственного института и Финансовую академию при Правительстве РФ в г. Москве.
Кандидат экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Трудовую деятельность начал в 1968 году преподавателем физики и математики в школе. С 1968 по 1973 год - студент экономического факультета БСХИ, затем окончил очную аспирантуру и продолжил преподавательскую работу.

С 1989 года - на партийной и государственной работе. С 1990 по 1991 год - заведующий аграрным сектором, секретарь Башкирского обкома КПСС, с 1991 по 1994 год - заместитель председателя Госкомитета РБ по управлению государственной собственностью, с 1994 по 2002 год - заместитель Премьер-министра, министр финансов РБ.

С 2002 года - управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан.

Награжден Медалью "В память 850-летия Москвы" и нагрудным знаком "Отличник финансовой работы РФ".


Председатель Совета Всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов
КАРАБАНОВ Дмитрий Иванович

Родился 13 мая 1927 года в селе Виноградовка Алтайского края.

В 1950 году окончил Владивостокское Высшее инженерное морское училище по специальности инженер-судомеханик.

Трудовую деятельность начал в 1950 году в должности оперативного работника МГБ. С 1954 по 1962 год работал в различных должностях в дальневосточном пароходстве.

С 1962 по 1971 год возглавлял Судоремонтный завод в г. Находка.

С 1971 по 1976 год работал в должности начальника Управления материально-технического снабжения Дальневосточного района, а в 1977 году возглавил исполком Приморского краевого Совета Народных депутатов.

С 1986 года занимает руководящие позиции в Совете Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

Имеет Орден Октябрьской Революции, три ордена Трудового Красного Знамени и орден "Знак Почета", Орден Почета, медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени.

Читайте также: