Министерство труда проект пенсионной


Министерство труда и социальной защиты предложило изменить организационно-правовую форму трех государственных внебюджетных фондов и предоставить Пенсионному фонду России (ПФР), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонду социального страхования (ФСС) статус публично-правовых компаний (ППК). Об этом РБК сообщили три источника, знакомых с предложениями министерства, которые были направлены в правительство.

Курирующая эту сферу вице-премьер Татьяна Голикова дала поручение до 1 апреля внести в правительство предложения о правовом статусе внебюджетных фондов. Все три фонда функционируют на одной законодательной основе и поэтому к ним необходим единый подход, указала вице-премьер. «Нам важно обсудить, как минимум концептуально, и окончательно определиться со статусом государственных внебюджетных фондов, с их ролью в системе социального страхования и с дальнейшей, надеюсь, на многие годы, их работой», — заявила она на коллегии Минтруда в середине апреля. По словам Голиковой, во втором квартале года предстоит обсуждение предложений министерства с экспертами.

В правительстве ранее обсуждалась идея преобразовать ПФР в публично-правовую компанию, сообщили источники РБК в конце декабря 2017 года. Позднее в интервью РБК председатель ПФР Антон Дроздов говорил, что публично-правовая компания рассматривается как один из возможных вариантов преобразования Пенсионного фонда. Кроме ППК анализировалась форма некоммерческой организации, а также казенного учреждения, отметил он.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал предложение Минтруда рабочей инициативой. «Это идеологически новая история, поэтому я предлагаю обращаться в кабинет министров за разъяснениями», — сказал он журналистам в четверг, 23 мая.

В пресс-службе Минтруда во вторник, 21 мая, отказались представить комментарий. РБК направил запрос в секретариат Татьяны Голиковой, а также в пресс-службы ПФР, ФОМС и ФСС.

Зачем менять статус внебюджетных фондов

Установление правового статуса внебюджетных фондов создаст возможность, чтобы в дальнейшем объединить ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, отмечают два источника РБК. За объединение в единую структуру выступала Голикова, занимавшая должность председателя Счетной палаты.

«Объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности», — заявила Голикова в январе 2018 года. Это позволит построить управление новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысить прозрачность его деятельности и обеспечить высокий уровень доверия со стороны населения, сказала она. Объединение также позволит сократить административные расходы и траты на информатизацию фондов. Заняв пост социального вице-премьера в мае 2018 года, она не отказалась от этой инициативы. «Мне кажется, что это правильная постановка задачи», — подчеркнула вице-премьер в интервью РБК.

Определение правового статуса — это предпосылка к созданию мегарегулятора из объединенных фондов в единой организационно-правовой форме, который возьмет на себя весь комплекс социального страхования, полагает партнер компании НАФКО Павел Иккерт. Установление правового статуса кодифицирует в одном документе все законы и постановления, которые принимались в отношении социальных фондов. «То есть то, что было создано начиная с 1990-х годов, сотни положений и актов будут приведены в унифицированный вид, что впоследствии облегчит работу единого социального фонда», — пояснил Иккерт.

Какой правовой статус у фондов сейчас

Сегодня внебюджетными фондами фактически управляют профильные министерства, а федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999 год) определяет социальные фонды как форму социальной защиты, пояснил РБК первый директор Федерального фонда ОМС (в 1993–1998 годах) профессор Владимир Гришин. «Фактически внебюджетные фонды работают как государственные учреждения», — отметил он.

У Пенсионного фонда сейчас нет единого учредительного документа, в котором были бы закреплены все его фактические полномочия и организационно-правовая форма. Проект федерального закона, гармонизирующий все законодательные акты и уточняющий правовой статус ПФР, должен был быть подготовлен и внесен в правительство еще в марте 2014 года, следует из графика стратегии развития пенсионной системы, но документ так и не был разработан.


Что изменит новый статус социальных фондов

Функционал публично-правовой компании регулируется отдельным законом или указом президента, что даст возможность установить особый порядок работы социальных фондов, пояснил один из собеседников РБК.

При этом необходимо решить вопрос о форме собственности на средства бюджета социальных фондов, в том числе на пенсии.

«Сейчас мы находимся в той парадигме, что пенсии — это государственные средства, которые являются частью бюджета фонда, а этот бюджет является частью бюджетной системы России, и все это гарантируется государством. Поэтому с точки зрения статуса фонда если мы входим в публично-правовую компанию, то отношения с государством должны быть перестроены», — отмечал ранее Дроздов.

Исходя из закона статус публично-правовой компании позволил бы внебюджетным фондам свободнее распоряжаться средствами: наращивать резервы, инвестировать и размещать свободные деньги в активах для получения дополнительной прибыли. У Пенсионного фонда, например, по итогам 2017 года были переходящие остатки (временно свободные средства) на 234,2 млрд руб.

«Изменение статуса внебюджетного фонда на ППК в то же время означает, что будет поставлен вопрос о том, кто будет ею руководить», — подчеркнул собеседник РБК. Генеральный директор ППК, согласно закону, назначается на должность решением правительства.

Переход к публично-правовой форме позволит перевести управление фондами на трехстороннюю основу — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей, заметил секретарь комитета РСПП по развитию пенсионных систем и соцстрахованию Вячеслав Батаев.

Публичный статус социальных фондов давно напрашивался; главное, чтобы на деле и работодатели, и профсоюзы имели реальную возможность принимать участие в управлении фондами, голосовать по решениям, имели реальные рычаги влияния», — сказал РБК Батаев. «В любом случае на первом месте основа управления должна быть трехсторонняя», — сказал РБК председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.

Что такое публично-правовая компания

Возможность создания ППК появилась в 2016 году. Публично-правовая компания — это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности, следует из закона «О публично-правовых компаниях». ППК вправе приобретать активы, открывать банковские счета и заключать договоры банковского счета и вклада, создавать филиалы, коммерческие и некоммерческие организации. Такая компания может формировать свой резервный фонд. В законе также прописана возможность осуществления напрямую президентом России различных полномочий в отношении публично-правовых компаний.

Новые правила доставки пенсий: можно сохранить дату доставки при изменении кредитной организации

Новые правила доставки пенсий: можно сохранить дату доставки при изменении кредитной организации

Минтруд России и ПФР России помогут защитить пенсионные накопления

Для получения компенсации за проезд на отдых пенсионеры-северяне смогут прислать в ПФР проездные документы в электронном виде

Пенсионный стаж медработников, работающих с зараженными коронавирусом, в 2020 году будет идти из расчета день за три

Глава Минтруда России Антон Котяков в программе «Право на справедливость» на Первом канале

Директор департамента пенсионного обеспечения Игнат Игнатьев в программе «Утро России» телеканала «Россия 1» рассказал о проактивном информировании о пенсиях

Минтруд России поможет правильно спланировать будущую пенсию

Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков: с 1 июля 2021 года начнется пилотный проект по назначению пенсий по инвалидности в проактивном режиме

Заседание Общественного совета при Минтруде России

Антон Котяков: С 1 апреля более 3 миллионов получателей социальных пенсий будут получать повышенные пенсии

Министр Антон Котяков: Одна из задач ПФР – развитие клиентоориентированных сервисов

Предлагается уточнить пенсионные нормы в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

Министр Максим Топилин дал интервью «Российской газете» по вопросам социальной политики

Итоги года: пенсионное обеспечение

Министр Максим Топилин дал интервью телеканалу «Россия 24» об основных итогах года в социальной сфере

Министр Максим Топилин дал интервью телеканалу «Россия 24» об основных итогах года в социальной сфере

Президентами стран-членов Евразийского экономического союза подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза

Госдума России приняла в третьем чтении законопроект об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2020 год

В программе «Утро России» на телеканале «Россия 1» рассказали о том, как заняться бизнесом на пенсии

Программа переобучения предпенсионеров набирает обороты

Красноярские предпенсионеры могут повысить квалификацию

Предпенсионеры получают новые профессии по программе WorldSkills Russia

Подготовлен порядок направления отозванных и неиспользованных средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии

Госдума России приняла в I чтении законопроект об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2020 год

Минтруд России планирует упростить для граждан порядок назначения и выплаты пенсий

Министры России и Венгрии подписали договор о социальном обеспечении между двумя странами

«Перспектива. Старшее поколение». Талант скульптора расцвел на пенсии

90-летние магаданцы учатся рисовать с пользой для здоровья

Амурская область лидирует среди регионов по переобучению людей предпенсионного возраста

1 октября отмечается Международный день пожилых людей

Приказ Минтруда России № 211н от 22 апреля 2020 г.

Приказ Минтруда России № 110 от 1 февраля 2017 г.

Письмо Минтруда России №11-1/10/В-5505 от 8 августа 2016 г.

Приказ Минтруда России №106 от 11 марта 2016 г.

Приказ Минтруда России №316 от 25 мая 2015 г.

Протокол №19 от 21 мая 2015 г.

Приказ Минтруда России №722 от 29 декабря 2014 г.

Соглашение от 8 августа 2014 г.

Приказ Минтруда России № 119 от 3 марта 2014 г.

Приказ Минтруда России № 21 от 20 января 2014 г.

Федеральный закон №424-ФЗ от 28 декабря 2013 г.

Информация от 19 ноября 2013 г.

Информация Минтруда России от 9 августа 2013 года

Проект федерального закона от 4 апреля 2013 г.

Проект федерального закона от 25 марта 2013 г.

Уведомление Минтруда России от 25 марта 2013 г.

Проект приказа Минтруда России от 18 марта 2013 г.

Проект федерального закона от 4 марта 2013 г.

Проект приказа Минтруда России от 27 февраля 2013 г.

Проект федерального закона от 25 февраля 2013 г.

Проект приказа Минтруда России от 19 февраля 2013 г.

Проект пенсионной реформы готов. Граждане будут выбирать между накопительной программой и солидарной моделью. Тех, кто выбрал накопления, могут обязать софинансировать их вместе с работодателем. Льготные пенсии будут оплачиваться по повышенному тарифу или переводится в сферу корпоративного страхования. Тарифы для самозанятых повысятся в два раза.

Проект Стратегии пенсионной реформы подготовлен и разослан в заинтересованные ведомства, которые должны в ближайшее время написать свои заключения. Об этом сообщили замминистра труда Андрей Пудов и глава ПФР Антон Дроздов, пишет газета "Известия".

К 15 сентября документ должен быть представлен правительству. До сего момента необходимо договориться по всем вопросам, по которым сейчас есть разногласия, в том числе по накопительной части. А в начале октября стратегия должна быть представлена президенту.

По словам замминистра труда, главные цели стратегии — гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан. Основные задачи: размер трудовой пенсии должен быть не менее 40% от зарплаты человека (сейчас коэффициент замещения — 37%), размер пенсионных выплат — не менее 2,5–3 прожиточных минимума пенсионера.

Отменять накопительную часть трудовой пенсии никто никогда не собирался, напротив, необходимо ее развивать, подчеркнули разработчики стратегии от Минтруда и ПФР.

Тем не менее, пока не определились, что именно делать с накопительным компонентом пенсии. Минтруд по-прежнему рассматривается накопительный компонент как основной ресурс для частичного покрытия дефицита ПФР.

Перед ПФР была поставлена задача не повышать пенсионный возраст, как и нагрузку на бизнес. Поэтому, чтобы снизить собственный дефицит Пенсионный фонд вынужден искать ресурсы внутри системы. Минтруд и ПФР видит только два варианта:

1. как предлагает Минфин, снизить индексации пенсий и социальных пособий (что сэкономит 0,5 трлн рублей к 2015 году),

2. как предлагает Минтруд, провести так называемый страховой маневр.

Под страховым маневром имеется в виду то, чтобы на три года перераспределить часть тарифа страховых взносов с накопительной части пенсии в пользу страховой части (сейчас на накопительную часть отчисляется 6% от фонда оплаты труда). С процентным соотношением этого перераспределения Минтруд пока не определился. Предполагается, что за это время, ориентировочно к 2016 году, люди должны будут решить, в какой системе остаться — солидарной или накопительной (либо полностью свои 6% направить на накопительную часть, либо оставить их в солидарной системе). Тем, кто верит в накопительную систему, Минтруд хочет предложить еще плюс 2% от зарплаты направлять на формирование накоплений (добровольно или обязательно это будет, пока не решено). Как считает Антон Дроздов, по умолчанию людей надо оставить в солидарной системе.

По словам Дроздова, основной аргумент в пользу страхового маневра в том, что в ближайшие 20 лет основным источником пенсионного обеспечения будет солидарная составляющая, а накопительная начнет давать какой-то серьезный коэффициент замещения только к 2035 году. Но с Минфином пока по этому вопросу не договорились.

Пенсионную формулу Минтруд решил пока не изменять, консультации продолжатся в 2014 году. Повышение возраста выхода на пенсию не рассматривается.

Среди нерешенных вопросов Антон Дроздов назвал предложение сохранить действующие тарифы страховых взносов (на уровне 22%), не увеличивать нагрузку на бизнес, двукратно в 2013 году увеличить тариф для самозанятого населения — по мнению ПФР, этих людей нужно поэтапно вводить в систему на общих основаниях.

Предлагается также постепенно вводить тариф на рабочие места для работодателей, имеющих вредные производства: 2–4% с 2013 года с увеличением до 5–9% к 2015 году. В следующем году предполагается принять закон, который выведет некоторые специальности из списка вредных. Работникам будут предлагаться системы корпоративного страхования. У медицинских и педагогических работников, имеющих стаж, сохранится право на досрочные пенсии, а для вновь входящих в систему будет поэтапно повышаться срок этого стажа.

Участники пенсионного рынка не оценили стратегию. По их мнению, проблема дефицита ПФР решится, остальные — нет.

Также возможно, что принятие основных решений по пенсионной реформе будет отложено. Как пишет издание, есть сомнения, что к 1 октября стратегия будет представлена президенту.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Минтруд России подготовил проект бюджета Пенсионного фонда России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Проект бюджета подготовлен Пенсионным фондом на основании параметров прогноза Минэкономразвития России.

Согласно проекту, средства бюджета ПФР будут направлены на предоставление материнского (семейного) капитала, на выплату страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, федеральной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, предоставление компенсации для оплаты стоимости проезда к месту отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и других социальных выплат. Перечень выплат сформирован исходя из государственных обязательств, закрепленным федеральным законодательством. Все эти меры социальной поддержки и социального обеспечения граждан составляют обязательные расходы Пенсионного фонда.

В 2021 году бюджет ПФР составит 9,6 трлн рублей. На выплату пенсий будет направлено 8,4 трлн рублей, на осуществление ежемесячной денежной выплаты - 425 млрд рублей.

В 2021 году Пенсионный фонд обеспечит выплату пенсий для 43 млн человек. С учетом прогноза рождаемости на 2021 год право на материнский капитал будет предоставлено 1,2 млн семей.

Размер пенсионных выплат заложен в бюджете с учетом размеров пенсионного обеспечения, предусмотренным действующим законодательством. Так, в соответствии с нормами закона, индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам предусмотрена на уровне 6,3%, а социальных пенсий - на уровне 2,6%. Так, среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году составит 17443 рубля. Всего на финансирование выплаты страховых пенсий в 2021 году запланированы средства в сумме 7,8 трлн рублей, на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсии, компенсаций, пособия на погребение будет направлено 632,7 млрд рублей.

Также в проекте бюджета ПФР предусмотрена индексация материнского капитала исходя из прогнозного уровня инфляции 2021 года в 3,7%, определенного в основных параметрах сценарных условий прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития России. Соответственно размер материнского капитала в 2021 году составит 483 882 рубля на первого ребенка, 639 432 рубля на второго ребенка, если на первого семья не получала материнский капитал, размер доплаты на второго ребенка, если семья получала материнский капитала на первого ребенка, составит 155 550 рублей. Всего на материнский капитал в 2021 году запланированы средства в сумме 443,3 млрд рублей.

Доходы Пенсионного фонда формируются из страховых взносов и трансфертов федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда для финансового обеспечения социальных обязательств государства, осуществление которых отнесено к компетенции Пенсионного фонда, прочих доходов, в том числе от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, а также доходов от инвестирования и временного размещения средств пенсионных накоплений. Доходы бюджета Пенсионного фонда в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сформированы исходя из тарифа страхового взноса в размере 22% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов и 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов. При этом для отдельных категорий плательщиков страховых взносов применены льготы, что снижает объем поступлений в Пенсионный фонд. Так, например, для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, страховые взносы с 2021 года определены исходя из тарифа страхового взноса в размере 6%.

С учетом привлечения переходящих остатков на начало 2021 года все обязательства Пенсионного фонда будут выполнены в сроки, установленные законодательством и в полном объеме.

Проект бюджета Пенсионного фонда России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов также планируется обсудить на заседании Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям.

Обзор документа

Минтруд сообщил о подготовке проекта бюджета ПФР на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 гг. и разъяснил, на какие цели будут направлены средства и в каком объеме, на сколько будет проиндексирован маткапитал, как будут формироваться доходы Фонда.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


Минтруда подготовило проект пенсионной реформы. Людям предстоит выбрать между накопительной программой и солидарной моделью. Выбравших накопления могут обязать софинансировать их вместе с работодателем. Льготные пенсии будут оплачиваться по повышенному тарифу или переводится в сферу корпоративного страхования. Взносы для самозанятых будут увеличены в два раза. Ведомственный проект ориентирован на солидарную пенсионную систему, критикуют эксперты.

Работа над проектом cтратегии долгосрочного развития пенсионной системы завершена, в минувшую пятницу документ внесен на согласование в профильные министерства, сообщили в Минтруда и Пенсионном фонде России (ПФР).

Разработку новой пенсионной стратегии социальный блок правительства начал в соответствие с майским указом президента: правительство должно определить основные параметры пенсионной реформы до 1 октября 2012 года. Цель проекта — к 2032 году вывести пенсионную систему из хронического дефицита (около 1 трлн рублей в год, покрывается из бюджета), обеспечив коэффициент замещения на уровне 40% (сейчас, по подсчетам ПФР, — 37%) и пенсионные выплаты гражданину не ниже 2,5—3 прожиточных минимумов.

Пенсионную формулу в Минтруда решили пока не изменять, консультации продолжатся в 2014 году. Повышение возраста выхода на пенсию не рассматривается.

Но дискуссионным остается вопрос включения стажа в расчет. Сейчас минимальный объем пенсионных прав гарантируется пятилетним стажем. Социальный блок правительства рассматривает возможность кратного увеличения. «Предполагается, что 40% замещения дают 30 лет стажа. Но это не вопрос следующего года», — говорит источник, близкий к теме, не исключая увеличения показателя до 40 лет.

«Но пока работа предполагала поиск внутренних резервов покрытия дефицита», — заметил он.

Взносы работодателей в ПФР составляют 22% от фонда оплаты труда (зарплаты не выше 512 тыс. руб. в год) и 10% от зарплат более 512 тыс. Уровень нагрузки пока не изменится, говорит источник.

Но, по его словам, документ не исключает перехода на актуарно обоснованный (бездефицитный) тариф в среднесрочной перспективе. Сейчас 6% из 22% идут на обязательную накопительную часть для граждан, родившихся в 1967 году и позднее. Накопительную часть гражданин имеет право направить через негосударственный пенсионный фонд (НПФ) в частную управляющую компанию. Средства тех, кто не определил, что делать с пенсионными накоплениями («молчуны»), автоматически попадают в государственную управляющую компанию ВЭБ.

Остальные 16% направляются в солидарную пенсионную систему (используются для текущих выплат пенсионерам). Они не покрывают хронический дефицит ПФР.

Основные составляющие дефицита — это накопительный компонент и льготные пенсии по стажу и тарифу, говорит источник в правительстве. А также малый бизнес, индивидуальные предприниматели, которых около 30 млн из 75 млн работающего населения, добавляет участник рабочей группы при Минтруда. Эти категории выплачивают взносы частично (с привязкой суммы к минимальному размеру оплаты труда) или не выплачивают совсем, но при существующем минимальном стаже в 5 лет вправе рассчитывать на пенсию по достижении возраста (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин) — средства солидарной системы перераспределяются в их пользу.

Стратегия Минтруда предполагает вывод самозанятого населения на общий уровень выплат в социальные фонды: с 2013 года размер взносов удваивается, в дальнейшем «продолжается настройка», уточнил источник, знакомый с содержанием документа. Проблему накопительной части пенсии (вклад в общий дефицит ПФР, по данным источников, составляет около 300 млрд рублей в год, а результаты инвестирования неудовлетворительны) социальный блок правительства и ПФР предлагают решить за счет «страхового маневра» — на три года снизить отчисления по этому компоненту. По данным «Газеты.Ru», предусматривается снижение с 6% до 2% с зачислением оставшихся 4% в солидарную часть.

В течение трех лет населению предлагается выбрать между солидарной системой и накопительной, но с меньшим объемом пенсионных прав в рамках солидарной.

По умолчанию люди будут оставаться в солидарной распределительной модели.

Кроме того, участников накопительной системы могут обязать софинансировать свою будущую пенсию вместе с работодателем — регулярно отчислять 2%. А база для взимания страховых взносов (сейчас 512 тыс. рублей в год плюс 10% от суммы сверх этого уровня) для участников накопительной системы с высокими зарплатами может быть повышена, говорит осведомленный источник.

Накопительный компонент экспертные группы при Минтруда предлагают вывести из-под действия закона о трудовых пенсиях (173 ФЗ). Сфера будет регулироваться специальным актом, возможно, законом о корпоративных пенсиях (соответствующий законопроект готовится, говорили источники «Газеты.Ru»). По неофициальной информации, работодатели и работники смогут перечислять взносы на накопительную часть пенсии не в ПФР, а в корпоративные пенсионные системы, условия работы которых будут определяться коллективными договорами между компаниями и их сотрудниками.

Сохранность пенсионных накоплений планируется обеспечить собственными резервами НПФ, в которые попадут отчисления, а также созданием в отрасли структуры, действующей по принципу Агентства по страхованию вкладов в банковской сфере (АСВ гарантирует сохранность вкладов на сумму до 700 тыс. рублей в случае отзыва лицензии у банка, гарантийный фонд пополняется за счет взносов банков-участников), утверждает осведомленный источник. По его данным, помимо НПФ к работе с пенсионными деньгами будут допущены банки и страховые компании. Третья значимая составляющая дефицита – льготные пенсии (источники оценивают в 350 млрд руб. в год). Минтруда предлагает устранить проблему за счет повышения тарифов, которые работодатели выплачивают за работников вредных и опасных производств (1-й и 2-й списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях). Предполагается, что с 2013 года тариф за рабочие места из категории особо вредных (1-й список) превысит общий уровень на 4%, а за вредное производство (2-й список) — на 2%. В дальнейшем Минтруда предлагает поднять соответствующие тарифы на 9% и 6%, соответственно.

Параллельно социальный блок правительства подготовит законопроект, описывающий процедуру переаттестации рабочих мест с возможным выводом их из 1-го и 2-го списков и переводом на корпоративное страхование. В этом случае опасность профессии будут определять страховые компании, а не государство. Для медиков и педагогов, также имеющих право на досрочные пенсии, стратегия Минтруда предусматривает поэтапное повышение минимально требующегося стажа.

Оппонентом концепции социального блока правительства выступает Минфин, знает источник, близкий к консультациям. Финансовый блок предлагает снизить уровень индексации пенсий до среднего арифметического между инфляцией и средней зарплатой. Второе предложение — сократить выплаты работающим пенсионерам. По оценкам Минфина, это обеспечит экономию на уровне 500 млрд рублей. В стратегии развития пенсионной системы такие меры не предусмотрены, говорит источник, близкий к Минтруда.

Пенсионная система превращается из лоскутного одеяла во взаимосвязанную систему интересов людей с большими зарплатами и менее крупным заработком, позитивно оценивает результат Антон Табах из «Уралсиб капитала». «Но Минтруда рассчитывает сохранить большую часть пенсионных накоплений в государственной распределительной системе. При такой реформе люди среднего и старшего возраста предпочтут остаться в распределительной системе, и это будет правильный выбор. Накопить весомую добавку к пенсии за короткий срок с помощью накопительной части, даже усиленной на 2%, нереально», — заметил он, сравнив ведомственную стратегию с опытом пенсионной реформы в Чили. Там людей старше 50 лет не пустили в новую пенсионную систему, граждан до 30 лет отправили в накопительную систему, а выбор предложили сделать тем, что между 30 и 50 годами.

Большинство будущих пенсионеров предпочтут распределительную систему: активных действий население не предпримет, появятся «молчуны-2», согласен Сергей Лукин, директор департамента по работе с институциональными инвесторами «Allianz РОСНО управление активами».

Михаил Дмитриев, президент фонда «Центр стратегических разработок», критичен: «В предложениях по-прежнему просматривается стремление быстро потратить ресурсы накопительной системы, не учитывая интересы будущих пенсионеров, которые начнут выходить на пенсию уже в 2020—2030 годах».

«Все так же активно продвигается идея залатать дыру в бюджете ПФР за счет будущих пенсионеров», — поддерживает Константин Угрюмов, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов.

Дополнительные тарифы для рабочих мест на вредных и опасных производствах Табах называет правильной мерой. «Но право компаний самим определять, какие места могут быть льготными, — это конфликты, это обиженные профсоюзы», — предупредил экономист.

Конфликты работодателей и работников неизбежны, убежден Лукин: «На Горбатом мосту возле Белого дома будут стучать касками не только шахтеры». «Но, если на такие рабочие места власти вводят повышенный тариф по пенсионным взносам, бизнес будет заинтересован в модернизации, создании современных производственных цепочек с минимумом вредных неэкологичных технологий», — констатировал он.

Пятница, 31.08.2012, 01:25:00

Министерство труда и Пенсионный фонд определились со своим вариантом проекта реформы российской пенсионной системы. Цели - увеличить размер выплат минимум до сорока процентов от зарплаты и вывести систему на бездефицитный уровень к 2032 году.

Насколько это реалистично без повышения пенсионного возраста и увеличения налоговой нагрузки, выяснял обозреватель радио "Вести ФМ" Леонид Гурьянов.
Одно из ключевых положений реформы получило название "страховой манёвр". Накопительную часть пенсии предлагается сохранить, но её размер на три года будет существенно сокращён. Из шести процентов от фонда оплаты труда, которые идут сегодня в накопительную часть, от двух до четырёх процентов должно пойти на текущие выплаты пенсионерам и ликвидацию триллионного дефицита фонда. К 2016 году будущим получателям выплат предложат определиться - направлять свои 6 процентов на накопительную часть, либо оставить, по сути, в распределительной системе. По умолчанию будет выбран именно этот вариант. Тем, кто осознанно останется в рамках накопительной системы, предложат отчислять ещё примерно по два процента от своих зарплат на формирование накоплений. Хотя страховой манёвр позволит решить проблему дефицита бюджета Пенсионного фонда, в сущности, с накопительной системой можно будет попрощаться, считает директор Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики Сергей Смирнов.
"Конечно, это в определённой мере заткнёт дыры бюджета Пенсионного фонда. Но это фактически ставит крест на пенсионной реформе, которая затевалась в 2002 году. И пенсионная система превращается в ту систему распределения, назначения пенсий которые были в советский период". Контраргумент авторов поправок - неэффективность накопительной системы, которая пока приводит не к преумножению пенсионных накоплений, а к их уменьшению с учётом инфляции. Впрочем, у пенсионной системы есть и другие проблемы, которые реформа в том виде, в котором она предлагается, сейчас будет только обострять, говорит генеральный директор управляющей компании "Капитал" Вадим Сосков. "Мы не решаем главного - как дальше быть с проблемой увеличения так называемого трудоспособного возраста, как мы сможем решать проблему эффективного размещения пенсионных средств, чтобы они стали действительно эффективным инвестиционным ресурсом. Словом, страховой манёвр может обернуться страховым обманом". Постепенная реформа ждёт и систему досрочного выхода на пенсию, которой сейчас пользуются работники предприятий с вредными условиями труда. Сейчас её называют главным балластом пенсионной системы. И многие работодатели активно пользуются возможностью, в сущности, сэкономить на зарплатах за счёт государственной пенсионной системы. Предлагается повышать тарифы для работодателей и провести переаттестацию рабочих мест. Комментирует председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев. "Работодатели даже заинтересованы в сохранении вредных производств. Потому что работники старших возрастов у них получают не только заработную плату, но и пенсию. Таким образом работодатель за счёт государства увеличивает доход своего работника. Что обсуждается сегодня? Чтобы работодатели этих вредных производств платили в Пенсионный фонд дополнительные взносы. Должна быть проведена аттестация рабочих мест с участием государства, профсоюзов и независимых экспертов. Если будет доказано, что теперь это производство не является вредным, тогда работники там будут выходить на пенсию вместе со всеми остальными, и не надо будет платить дополнительных взносов". Сообщается, что постепенно будет увеличиваться возраст выхода на пенсию и для других льготников - преподавателей и медиков. Должны расти и отчисления для самозанятых категорий населения. Индивидуальные предприниматели, адвокаты или фермеры уже с будущего года будут вынуждены платить в два раза больше нынешнего тарифа в 14 с небольшим тысяч рублей. Окончательный вариант реформы должен быть представлен президенту в начале октября. - сообщает "Вести ФМ".

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.

Национальный проект «Демография» и все входящие в него программы и федеральные проекты были разработаны Министерством труда и социальной защиты населения. Утверждение данный национальный проект прошел 3 сентября 2018 года.

  • 💡 Национальный проект «Демография»
  • ⭐ Нормативное регулирование
  • ❗ Федеральный проект «Старшее поколение»
  • ⏰ Срок проведения проекта
  • 👇 Для кого предназначена программа
    • Программа только для безработных? Можно ли участвовать работающим?
  • 💰 Оплата обучения
  • 👍 Как получить стипендию?
  • 👩‍🎓 Как попасть на обучение?
    • Через центр занятости населения
    • Через работодателя
    • С помощью образовательного сертификата
  • 👉 Перечень профессий для обучения
    • Наиболее популярные направления
    • Наиболее востребованные направления, с точки зрения работодателя
  • ⚡ Как организовано обучение?
  • 💥 Сколько раз можно пройти обучение в рамках проекта?
  • ✅ Гарантия трудоустройства
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

💡 Национальный проект «Демография»

Национальный проект «Демография» включает в себя достаточно широкий круг мер в рамках федеральных проектов, которые направлены не только на увеличение рождаемости среди населения Российской Федерации, но и на улучшение жизни различных групп населения, которым необходимы различные меры социальной поддержки.

К числу ключевых федеральных проектов, входящих в нацпроект «Демография», относятся такие федеральные проекты:

  • «Финансовая поддержка семей при рождении детей»;
  • «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»;
  • «Старшее поколение»;
  • «Укрепление общественного здоровья»;
  • «Спорт – норма жизни».

Ознакомиться со всеми аспектами содержания данного проекта можно на официальном сайте Министерства труда по ссылке. Паспорт проекта можно посмотреть здесь.

⭐ Нормативное регулирование

Регулирование осуществления федерального проекта «Старшее поколение» осуществляется с помощью ряда федеральных нормативных актов, в том числе федеральных программ:

  • утверждение федерального проекта произошло с помощью Распоряжения Правительства Российской Федерации №2498-р от 23 октября 2019 года. Данное распоряжение вносило изменения в ранее изданные Распоряжения путем включения в них положений, позволяющих реализовать положения федерального проекта «Старшее поколение»;
  • государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (утверждение программы было осуществлено Постановлением Правительства РФ №296 от 15 апреля 2014 года). Последние изменения в данную программу и указанное Постановление Правительства были внесены 31 марта 2020 года;
  • государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» (утверждение программы было произведено с помощью Постановления Правительства Российской Федерации №298 от 15 апреля 2014 года). Последние изменения, в том числе в рамках реализации федерального проекта «Старшее поколение», были внесены в государственную программу и Постановление Правительства Российской Федерации 30 марта 2020 года;
  • государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утверждение программы было осуществлено на основании Постановления Правительства Российской Федерации №316 от 15 апреля 2014 года). Последние изменения датируются 22 мая 2020 года.

❗ Федеральный проект «Старшее поколение»

Федеральный проект «Старшее поколение» направлен на улучшение жизни населения, которое перешагнуло рубеж пятидесятилетнего возраста. В первую очередь, действие данного проекта направлено на то, чтобы сформировать у населения старшего возраста принципы жизни, которые можно охарактеризовать, как активное долголетие.

Кроме того, у данного проекта имеются также и определенные задачи, к числу которых относятся:

  • разработка специальных программ, направленных на поддержку и повышение качества жизни людей, относимых к старшему поколению;
  • формирование системы специализированного долговременного ухода за гражданами пожилого возраста, если они нуждаются в таком качественном уходе;
  • организация должного уровня социального обслуживания граждан, нуждающихся в таком обслуживании в силу возраста и состояния здоровья;
  • организация профессионального обучения и проведение обучения в рамках дополнительного профессионального образования для людей, входящих в состав населения предпенсионного возраста.

В рамках направления федерального проекта по переобучению и дополнительному профессиональному образованию планируется обучить порядка 450 тысяч человек, которые получили статус предпенсионеров.


За период с 1 по 6 сентября на сайт Минтруда России поступило около 90 откликов на проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года, размещенный в открытом доступе.

Около половины комментариев содержат призыв не отменять и не отнимать накопительную часть пенсии («Прошу Вас оставить мои накопления в покое!», «Почему вы отнимаете накопления, которые я вносила лично по программе софинансирования?», «Я против отъема у меня накопительной пенсии», «Верните накопления на счета», «Не трогайте мои накопления» и др.).

В связи с этим напомним, что Минтруд России никогда не делал заявлений об отмене накопительной составляющей пенсионной системы, а тем более об отъеме накопленных средств.

Проект Стратегии, представленный на суд общественности, подразумевает развитие института пенсионных накоплений. В документе прописано, что при этом «все ранее сформированные пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в ранее установленном порядке».

Проблема «серых» зарплат

Несколько пользователей в своих комментариях подняли проблему «серых» зарплат и в этом явлении видят источник дефицита пенсионного фонда: «Надо заставить работодателя, чтобы он выплачивал белую зарплату. ». Один из откликнувшихся предлагает «внести изменения в действующее законодательство по ужесточению ответственности страхователей за своевременную и полную уплату страховых взносов и за скрытую заработную плату».

При этом отмечается несправедливость по отношению к тем, за кого работодатель добросовестно вносит страховые взносы: «Есть люди, которые всю жизнь не работали нигде, т.е. получали "черную" или "серую" зарплату и по достижении пенсионного возраста государство назначит им социальную пенсию. Не работал! Получал "черную" или "серую" зарплату! Получай пенсии 0! Почему честно работающие люди должны кормить бездельников. »

Минимальный стаж

Тема несправедливости поднимается и в другом вопросе – о минимальном стаже, необходимом для получения права на пенсию. Например: «Стаж должен быть повышен, как минимум, до 20 лет для мужчин и 15 лет для женщин» или «Если человек всю жизнь влачил жалкое существование и довольствовался малым – это его выбор. Здесь не виноваты ни образование, ни родители, ни правительство. Такой человек и не должен получать большую пенсию, тем более за счет тех, кто 30-40 лет пахал, зарабатывал деньги, а потом должен делится своим вкладом с лодырями. Считаю, что право на трудовую пенсию должны получать люди, отработавшие не менее 25 лет (это по силам даже женщинам)».

«Логично сейчас поднять минимальный стаж с 5 лет до 15-25 лет для всех категорий. Это будет абсолютно безболезненно для большинства населения, если даже его поднимать на 5 лет в год», – считает один из прокомментировавших. «Сами выращиваем тунеядцев», – говорит другой.

Поднять пенсионный возраст и лишить работающих пенсионеров пенсии

Несколько посетителей сайта предлагают поднять возраст выхода на пенсию: «считаю, что нужно увеличить пенсионный возраст для женщин до 60 лет, сделать его равным с мужчинами, или увеличить до 62 лет для всех категорий граждан», «логично пойти по пути постепенного увеличения пенсионного возраста для женщин до 60 лет (как на Украине) при сохранении размера стажа».

Еще один пользователь выступает и за повышение возраста, и за лишение работающих пенсионеров права на получение пенсии: «Модернизация пенсионной системы возможно в первую очередь за счет повышения пенсионного возраста (вместе с мероприятиями по запрету одновременного получения и пенсии и зарплаты, а также повышения пенсии в случае более позднего выхода на пенсию)».

Досрочники: что делать?

В Стратегии представлен раздел, в котором содержатся предложения по установлению повышенного тарифа для предприятий, сохраняющих вредные условия труда.

«Вносы работодателей, имеющих вредные условия труда, должны быть повышены (по сравнению с предлагаемыми в Стратегии), как минимум, в 2 раза», – считает один из пользователей.
«Немедленный ввод профессиональных пенсионных систем. Пересмотреть Списки 1 и 2 и по другим профессиям на льготное пенсионное обеспечение. В первую очередь педагогических работников, которых стимулировать более высокой зарплатой, а не пенсией за выслугу, которую получают и продолжают работать дальше. Медицинским работникам – значительно уменьшить список профессий, дающих право на досрочную пенсию (только самые основные – хирурги, травматологи, реаниматоры и др.) Медицинские работники в абсолютном большинстве продолжают работать 15-30 лет после назначения пенсии за выслугу лет. Компенсировать зарплатой», – такой план предлагает другой посетитель.

Несколько вопросов касаются «северного» стажа. Спешим успокоить: этот вопрос не отражен в Стратегии, а значит для «северян» все остается без изменений.

Обсуждение проекта Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года продолжается. Ждем ваших комментариев здесь.

Читайте также: