Министр труда и социальной защиты о пенсионном возрасте

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

14 июня 2018 13:17


14 июня Правительство Российской Федерации одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ.

Законопроект направлен на поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

В соответствии с разработанным проектом федерального закона повышение пенсионного возраста не предусматривается для граждан, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт угольной отрасли, добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»), граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам, а также в связи с радиационным воздействием.

Повышение пенсионного возраста не предусматривается:

  1. Для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемым в результате специальной оценки условий труда:
  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины и женщины);
  • в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины);
  • в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины);
  • в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (мужчины и женщины);
  • в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (мужчины и женщины);
  • на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (мужчины и женщины);
  • в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины);
  • на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (мужчины и женщины);

  • трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины);
  • рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины);
  • водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины);
  • спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины).
  1. Для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья, а именно:
  • женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет,
  • одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
  • опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
  • женщинам, родившим двух и более детей, если они имеют необходимый страховой стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;
  • инвалидам вследствие военной травмы (мужчины и женщины);
  • инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности (мужчины и женщины);
  • гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам (мужчины и женщины);
  • постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (мужчины и женщины).
  1. Для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  2. Для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины).

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Краткое содержание:

Пенсионная реформа провалилась, и это уже доказано экономически. Уже в аналитическом отчете об исполнении федерального бюджета за 2019 год, подготовленном Счетной палатой, было констатировано, что расходы ВВП на пенсионное обеспечение упали в 2019 году до 7,9%, хотя раньше падали и больше – на 9% в 2017 году, на 8,6% в 2018-м. Обещанных увеличений пенсий также не случилось. А ведь авторы антинародного пенсионного закона собирались помочь «достичь достойного уровня жизни» для пожилых – вследствие чего и отодвинули возраст выхода на пенсию, но все знают эти повышения пенсии – на рубль, в лучшем случае - на десять.

Так в чем смысл отодвигать возраст выхода на пенсию, если это экономически не выгодно? Или надо, чтобы старики просто пошли по миру…

И они пошли по миру

Все декларации о повышенном пособии по безработице для людей предпенсионного возраста – полный блеф. Ведь для того, чтобы пожилые люди получали в центрах занятости сумму, равную МРОТ, нужно одно невыполнимое условие – чтобы они были сокращены по сокращению штатов или в связи с ликвидацией предприятия. Спросите – кто из стариков попали под эти статьи при увольнении? Единицы, у которых работодатель честно исполнил букву трудового кодекса. Все же остальные ничего не получают в центрах, в лучшем случае – полторы тысячи рублей, так как они:

  • Вынуждены были работать без официального трудоустройства;
  • Работодатель вынудил их уволиться по собственному желанию, чтобы не платить зарплату еще 2 месяца;
  • Они просто долго не могли трудоустроиться – работодатели не хотят брать предпенасионеров (за увольнение им светит уголовка), тем более желающей потрудиться молодежи сейчас много.

А, все же чиновники думают о нас

Да, чиновники разрешили досрочно выходить на пенсию тем, у кого стаж: у женщин – 37 лет, у мужчин – 42 года. Так почему в этот общий стаж не входят:

  • Служба в армии;
  • Учеба на очном отделении в вузе;
  • Рождение детей и пребывание в отпуске по их уходу.

И, вообще, для кого вы написали этот закон? Для человека, который сразу после школы пошел трудиться, не служил а армии, не обучался в техникуме или вузе, не рожал и не воспитывал детей. Так сколько таких в нашей стране? Единицы. Вы для них этот закон писали? Зато бравады у чиновников море – «мы постоянно стараемся обеспечить малоимущие слои населения разными пособиями, даем им льготы». Не стараетесь вы, у вас и мыслей таких нет. Все мысли направлены – на экономию бюджетных средств. А зачем нужна эта экономия, если страдают люди – граждане вашей страны, где вам посчастливилось стать вершителями их судеб?

Чиновники, снизойдите до людей

Так обратите же внимание на эту категорию ваших граждан - предпенсионеров. В 2020 году таких в России – более 2 миллионов. Телеканалы вещают о Сирии, Азербайджане, Украине, Армении – о ком или чем угодно, только не о своих проблемах. А ведь эти пожилые люди сейчас ждут помощи от государства – потом она им уже будет не нужна. Или чиновники выжидают, когда наступит это «потом»?

Министр труда и социальной политики, прими уже волевое решение и верни прежний возраст выхода на пенсию – мужчинам в 60 лет, женщинам – в 55. Или трудоустрой всех желающих – твои подведомственные структуры в виде центров занятости не справляются с трудоустройством предпенсионеров.

Ладно, если пожилой человек не одинок – дети помогут, а если он один, то отсутствие законодательной базы для этой категории просто обрекает его на голодную смерть в богатейшей стране.

Не можете вернуть старый пенсионный возраст, тогда назначьте хотя бы достойное пособие безработным предпенсионерам без вашей оговорочки – «только уволенным по сокращению или ликвидации организации».

Нельзя так обесценивать людей и обнулять их честный труд долгие годы. Или обнуление уже прочно стало трендом нашей страны? Ситуация в стране и так непростая, а тут еще полная невозможность трудоустроиться или хотя бы получать достойные деньги в центрах занятости людям от 50-ти до 65-ти лет.

Краткое содержание:

Пенсионная реформа провалилась, и это уже доказано экономически. Уже в аналитическом отчете об исполнении федерального бюджета за 2019 год, подготовленном Счетной палатой, было констатировано, что расходы ВВП на пенсионное обеспечение упали в 2019 году до 7,9%, хотя раньше падали и больше – на 9% в 2017 году, на 8,6% в 2018-м. Обещанных увеличений пенсий также не случилось. А ведь авторы антинародного пенсионного закона собирались помочь «достичь достойного уровня жизни» для пожилых – вследствие чего и отодвинули возраст выхода на пенсию, но все знают эти повышения пенсии – на рубль, в лучшем случае - на десять.

Так в чем смысл отодвигать возраст выхода на пенсию, если это экономически не выгодно? Или надо, чтобы старики просто пошли по миру…

И они пошли по миру

Все декларации о повышенном пособии по безработице для людей предпенсионного возраста – полный блеф. Ведь для того, чтобы пожилые люди получали в центрах занятости сумму, равную МРОТ, нужно одно невыполнимое условие – чтобы они были сокращены по сокращению штатов или в связи с ликвидацией предприятия. Спросите – кто из стариков попали под эти статьи при увольнении? Единицы, у которых работодатель честно исполнил букву трудового кодекса. Все же остальные ничего не получают в центрах, в лучшем случае – полторы тысячи рублей, так как они:

  • Вынуждены были работать без официального трудоустройства;
  • Работодатель вынудил их уволиться по собственному желанию, чтобы не платить зарплату еще 2 месяца;
  • Они просто долго не могли трудоустроиться – работодатели не хотят брать предпенасионеров (за увольнение им светит уголовка), тем более желающей потрудиться молодежи сейчас много.

А, все же чиновники думают о нас

Да, чиновники разрешили досрочно выходить на пенсию тем, у кого стаж: у женщин – 37 лет, у мужчин – 42 года. Так почему в этот общий стаж не входят:

  • Служба в армии;
  • Учеба на очном отделении в вузе;
  • Рождение детей и пребывание в отпуске по их уходу.

И, вообще, для кого вы написали этот закон? Для человека, который сразу после школы пошел трудиться, не служил а армии, не обучался в техникуме или вузе, не рожал и не воспитывал детей. Так сколько таких в нашей стране? Единицы. Вы для них этот закон писали? Зато бравады у чиновников море – «мы постоянно стараемся обеспечить малоимущие слои населения разными пособиями, даем им льготы». Не стараетесь вы, у вас и мыслей таких нет. Все мысли направлены – на экономию бюджетных средств. А зачем нужна эта экономия, если страдают люди – граждане вашей страны, где вам посчастливилось стать вершителями их судеб?

Чиновники, снизойдите до людей

Так обратите же внимание на эту категорию ваших граждан - предпенсионеров. В 2020 году таких в России – более 2 миллионов. Телеканалы вещают о Сирии, Азербайджане, Украине, Армении – о ком или чем угодно, только не о своих проблемах. А ведь эти пожилые люди сейчас ждут помощи от государства – потом она им уже будет не нужна. Или чиновники выжидают, когда наступит это «потом»?

Министр труда и социальной политики, прими уже волевое решение и верни прежний возраст выхода на пенсию – мужчинам в 60 лет, женщинам – в 55. Или трудоустрой всех желающих – твои подведомственные структуры в виде центров занятости не справляются с трудоустройством предпенсионеров.

Ладно, если пожилой человек не одинок – дети помогут, а если он один, то отсутствие законодательной базы для этой категории просто обрекает его на голодную смерть в богатейшей стране.

Не можете вернуть старый пенсионный возраст, тогда назначьте хотя бы достойное пособие безработным предпенсионерам без вашей оговорочки – «только уволенным по сокращению или ликвидации организации».

Нельзя так обесценивать людей и обнулять их честный труд долгие годы. Или обнуление уже прочно стало трендом нашей страны? Ситуация в стране и так непростая, а тут еще полная невозможность трудоустроиться или хотя бы получать достойные деньги в центрах занятости людям от 50-ти до 65-ти лет.








До конца этого года правительство должно представить стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Вокруг проекта документа развернулись горячие дискуссии, и стратегия уже обросла мифами. Специально для читателей «АиФ» о том, какой может быть новая пенсия, если документ будет принят, рассказал Максим Топилин, министр труда и социальной защиты РФ.

Пенсионный возраст поднимают?

Для того чтобы получить максимальную пенсию, будет нужен больший стаж, чем раньше. Означает ли это, что таким образом у нас увеличат возраст выхода на пенсию? Неужели реально выработать 40 лет стажа, как предлагают реформаторы?

В. Купецкая, Выкса

- Пенсионный возраст повышаться не будет. Женщины в 55 лет, мужчины в 60 лет, как и сейчас, смогут прийти в Пенсионный фонд (ПФР) и обратиться за назначением трудовой пенсии. Но чем позднее человек будет выходить на пенсию и чем продолжительнее у него будет трудовой стаж, тем выше будет размер трудовой пенсии. Во времена СССР максимальная пенсия у женщин была при 40 годах стажа, у мужчин - при 45. Сегодня средний трудовой стаж у 55-60-летних граждан в России - 32 года.


Сейчас в рамках стратегии прорабатывается вопрос установления нормативного стажа на уровне 35 лет, то есть всего на 3 года больше, чем сегодня есть в среднем по факту. Введение норматива по стажу, чтобы гражданину пенсия начислялась в полном размере и не менее 40% от заработка, будет поэтапным. Если стаж будет выше нормативного, то и пенсия будет выше 40% от заработка и наоборот. Важно отметить, что в стаж включаются и периоды отпуска по уходу за детьми, службы в армии и другие.

Накопления отменяются?

Накопительную часть могут отменить. Но нас так уговаривали решать судьбу этой части пенсии самостоятельно, переводить эти деньги в негосударст­венные фонды, зарабатывать! Что же с ней будет?

С. Лобачёв, Сыктывкар


- Деньги, которые уже находятся на счетах граждан, а это почти 2 т­рлн рублей, никто даже не думал «отнимать». Все сформированные пенсионные накопления при выходе человека на пенсию будут выплачены в полном объёме, причём с учётом инвестиционного дохода. Человек их получит либо в виде накопительной части пенсии, либо в виде единовременной пенсионной выплаты, что уже сегодня начал делать Пенсионный фонд.

В стратегии же обсуждаются варианты будущего развития института пенсионных накоплений. Накопительный компонент предлагаем сделать добровольным, и добровольность здесь - ключевое слово. При этом в законах должны быть прописаны меры по госрегулированию системы добровольных накоплений, чтобы средства не только не пропали, но и принесли доход. Таким образом человеку будет гарантирована дополнительная прибавка к пенсии.

Денег на прибавку хватит?

Уже сейчас 20% от наших зарплат работодатели отчисляют в Пенсионный фонд, но больших пенсий в итоге это не гарантирует. Новая реформа обещает достойные пенсии при таких же соцвзносах. Нас дурят? Или объясните, что же собираются изменить, чтобы этих накоплений хватало на хорошие выплаты?

О. Романова, Зеленоград

- Сегодня не все работодатели отчисляют страховые взносы в Пенсионный фонд по единому тарифу: часть организаций имеет льготы по их уплате. К тому же дефицит бюджета ПФР складывается и из-за отсутствия источников покрытия выплат «досрочникам» (оформляющим пенсию раньше общеустановленного возраста), а их около трети от всего числа пенсионеров. Компании, в которых работают «досрочники», платят ровно те же страховые взносы, что и компании с нормальными условиями труда. То есть работодатели не участвуют в финансировании досрочных пенсий. В результате досрочные пенсии фактически выплачиваются за счёт пропорционального снижения пенсий всем остальным пенсионерам.

Чтобы устранить несправедливость, предлагается обязать всех работодателей платить общеустановленный полный тариф, а для тех, кто имеет рабочие места с вредными условиями труда, установить повышенный. Последним мы не только привлекаем больше средств в ПФР, но и стимулируем модернизацию рабочих мест с вредными и опасными условиями, а значит, сохраняем здоровье наших работников.


Источник: Министерство физической культуры и спорта Московской области

С 1 января 2019 года в Подмосковье вступил в силу закон о сохранении региональных льгот для людей предпенсионного возраста. Согласно изменению федерального пенсионного законодательства, теперь возраст выхода на пенсию для мужчин составляет 65 лет, для женщин - 60 лет. В целях смягчения пенсионной реформы на переходный период были определены льготы для людей предпенсионного возраста. О том, что такое предпенсионный возраст, на что имеют право предпенсионеры в Подмосковье и сколько выделено средств в 2019 году на льготы для данной категории жителей, читайте в материале портала mosreg.ru.

Количество предпенсионеров в Подмосковье


Источник: РИАМО

С 2019 года в пенсионном законодательстве появились понятия-новеллы – «лица предпенсионного возраста» и «сохранение льгот на переходный период». Речь идет о мужчинах, которым в этом году исполняется 60 лет и женщины, которым исполняется 55 лет. Для них на переходный период реформы – 5 лет сохранены все льготы и меры соцподдержки, которыми пользуются пенсионеры по старости, вышедшие на заслуженный отдых до 1 января 2019 года.

В 2019 году таких льготников в Подмосковье 30 000 человек, из них 10 200 человек – ветераны труда и ветераны военной службы, 600 человек - лица, награжденные знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России», а 19 200 – пенсионеры без льготного статуса, в том числе около 6000 человек с доходом ниже двух прожиточных минимумов.

Льготы для ветеранов труда и военной службы


Источник: Пресс-служба Губернатора Московской области

Ветераны труда и ветераны военной службы получают ежемесячную денежную выплату от 160 до 487 рублей, ежемесячную денежную компенсацию по оплате квартирного телефона в размере 220 рублей, ежемесячную компенсацию в размере 50% по оплате ЖКУ и взносу на капитальный ремонт.

Также они смогут воспользоваться бесплатным зубопротезированием, бесплатными санаторно-курортными путевками (если доход ниже двух прожиточных минимумов), бесплатным проездом на транспорте общего пользования по территории Московской области и бесплатным проездом на железнодорожном транспорте.

Льготы для почетных доноров


Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Лица, награжденные знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России», получают ежемесячную денежную выплату в размере 384 рублей и денежную компенсацию в размере 50% на оплату коммунальных услуг ежемесячно.

Кроме того, им предоставлен бесплатный проезд на транспорте общего пользования по территории Московской области и бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

Предпенсионеры без льготного статуса


Источник: ©, Орехово-Зуевский комплексный центр социального обслуживания

Одиноко проживающие предпенсионеры по возрасту могут получить ежемесячную денежную компенсацию в размере 100% по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт, бесплатный проезд на транспорте общего пользования по территории Московской области.

Им также доступны бесплатный проезд на железнодорожном транспорте, бесплатное зубопротезирование (если доход ниже 2,5 прожиточных минимумов), бесплатные санаторно-курортные путевки (если доход ниже двух прожиточных минимумов) и обеспечение периодическими печатными изданиями (если доход ниже прожиточного минимума).

Всем данным категориям предоставляются льготы по налогообложению.

Финансирование


Источник: Главное управление «Государственная жилищная инспекция Московской области»

На 2019 год в Подмосковье выделили 618 миллионов рублей на компенсацию льгот для граждан предпенсионного возраста.

Ежегодно на обеспечение пенсионеров и граждан предпенсионного возраста из бюджета планируется выделять порядка 25 миллиардов рублей.

В четверг, 14 июня, правительство РФ одобрило законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Документ направлен на поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

Законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно (сейчас – 60 и 55 лет).

Изменение пенсионного возраста предполагается начать с 1 января 2019 г. При этом увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 г. для мужчин и 2019 по 2034 г. для женщин. Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Увеличение пенсионного возраста, как рассказали в Министерстве труда и социальной защиты РФ, первыми затронет мужчин 1959 г. рождения и женщин 1964 г. Граждане, указанных годов рождений, с учётом переходных положений, получат право выйти на пенсию в 2020 г. – в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет.

мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2020 г. (в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет);

мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2022 г. (в возрасте, соответственно, 62 года и 57 лет);

мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2024 г. (в возрасте, соответственно, 63 года и 58 лет);

мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2026 г. (в возрасте, соответственно, 64 года и 59 лет);

мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2028 г. (в возрасте, соответственно, 65 лет и 60 лет);

женщины 1969 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2030 г. (в возрасте 61 года);

женщины 1970 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2032 г. (в возрасте 62 лет);

женщины 1971 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2034 г. (в возрасте 63 лет).

Пенсионный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно, а именно:

  • работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для тех, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно.
  • педагогических, медицинских, творческих работников. Для данной категории работников исходя из их общественной значимости институт досрочных пенсий сохраняется в полном объёме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Вместе с тем, исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 8 лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 г. и далее с учётом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.

Законопроектом также предлагается с 1 января 2020 г. увеличение темпа роста шага повышения пенсионного возраста государственным служащим – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста.

Законопроект предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно. Данные изменения предлагается проводить так же постепенно. У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, имеется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).

Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров, это порядка 46,5 млн получателей пенсий (как по линии Пенсионного фонда России, так и «силовых» ведомств). Они, как и ранее, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с приобретенными пенсионными правами и льготами.

В соответствие с проектом федерального закона не предусматривается повышение пенсионного возраста для граждан, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт (угольной отрасли), добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»), граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам, а также в связи с радиационным воздействием.

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта подпишитесь на нашу рассылку

Читайте также: