Нагрузка на работодателей пенсионная система

Если работник трудоустроен официально, то работодатель обязательно делает отчисления в пенсионный фонд. Сумма высчитываются относительно заработной платы и передается в ПФР. Эти деньги идут на поддержание пенсионных выплат текущим пенсионерам и на формирование будущей пенсии самого работника.

В последнее время вопрос пенсионных отчислений весьма актуален. Многие граждане интересуются, сколько отчисляется в Пенсионный Фонд с зарплаты, как распределяются эти деньги, как отслеживать свои накопления. Поэтому портал Бробанк.ру провел анализ и дал ответы на важные для россиян вопросы.

Сколько от зарплаты идет в Пенсионный Фонд

Работодатель проводит довольно много отчислений из заработной платы работника, и это не только обязательный 2НДФЛ. По закону он обязан сам проводить социальные вычеты из зарплаты и перечислять эти деньги в бюджет.

Что вычитает работодатель кроме налогов:

  • отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты составляют 22% от начисленной суммы;
  • также уплате подлежит взнос в фонд Медицинского страхования — 5,1%. Фактически это оплата за медицину (так что, она у нас совсем не бесплатная);
  • фонд социального страхования — 2,9%. Этот фонд занимается выделением средств на оплату больничных. Так что, за свой больничный мы по факту тоже платим.

Пенсионные отчисления в процентах от зарплаты — самая большая затратная часть. В целом работодатель платит в госорганы 30% от начисленной зарплаты, плюс к ним добавляется еще НФДЛ 13%. По закону НДФЛ выплачивается с начисленной заработной платы, а все остальные взносы — отталкиваясь от размера зарплаты, но за счет самого работодателя.

Конечно, многим работодателям не нравится такое положение вещей, и пенсионные отчисления с зарплаты они делают все же за счет самих работников, изначально занижая реальный размер заработной платы.

Как делятся отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты

Итак, процент отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты — 22%. Все эти деньги направляются в ПФР, но разделяются на две большие категории, которые преследуют разные цели:

  • 16% направляются на страховую часть пенсии. Это значительная часть отчислений. По сути эти деньги идут на формирование будущей пенсии гражданина. Чем больше он получает зарплату, чем больше размер пенсионных отчислений с нее, тем выше по итогу будет пенсия.
  • 6% — накопительная часть пенсии. Этой частью гражданин может распоряжаться, перемещать деньги из ПФР в НПФ — негосударственные фонды. То, сколько отчисляется в Пенсионный Фонд на накопительную часть, можно отслеживать, следить за ростом накоплений.

Если рассматривать страховую часть, то как-то отслеживать, сколько вы отдали в ПФР, нельзя, если только делать самостоятельные расчеты. Эти деньги уходят на выплаты действующим пенсионерам. Потом, когда вы тоже достигните пенсионного возраста, государство будет давать вам обеспечение также за счет молодых граждан — так устроена система.

С 1 января 2019 вступил в силу закон, согласно которому все 22% отчислений в ПФР будут направляться на страховую пенсию. Эта норма будет действовать до конца 2021 года.

Такое решение было вызвано тем, что фонд ПФР испытывает серьезные трудности, нехватку средств. Так что, теперь весь процент отчисления в Пенсионный Фонд направляется на одну цель. Накопительный счет и расположенные на нем средства никуда не деваются, им можно управлять по своему усмотрению, но за счет выплат работодателя он пополняться не будет.

Как проводятся отчисления в Пенсионный Фонд от зарплаты

Сам работник может даже не думать об этом. Процент пенсионных отчислений, его расчет и перечисление средств — все это законная обязанность любой компании или предпринимателя, которые нанимают работников.

Расчет выплат ведется только с официальной зарплаты работника. Если он получает выплату в конверте, никаких отчислений не последует. Если частично в конверте, то отчисления будут рассчитаны только от официально проведенной суммы.

Если вы трудоустроены неофициально, процент отчислений в ПФР браться не будет. Ваша пенсия никак не будет формироваться.

По закону пенсионные отчисления в России выплачиваются работодателем не позднее 15 числа следующего месяца. То есть за заработную плату, полученную работником в марте, компания должна сделать взнос не позже 15 апреля.

Любой бухгалтер знает, сколько с зарплаты отчисляется в пенсионный фонд. К назначенному времени специалист проводит все расчеты и направляет средства со счета компании на специальный счет ПФР. Небольшие ИП обычно не держат в штате постоянных бухгалтеров и нанимают временных, которые также делают все расчеты и совершают переводы.

Как проверить, делает ли работодатель отчисления

Каждый гражданин имеет доступ к информации о размере своей накопительной пенсии, на которую уходит 6% от отчислений. По логике, если выплачиваются эти 6%, то 16% на социальную пенсию тоже были выплачены. Если знать, сколько перечисляют в Пенсионный Фонд с зарплаты на накопительную часть, то можно без труда выявить оставшиеся 16%.

Например, вы видите, что в прошедшем месяца ваш накопительный счет пополнился на 1800 рублей, соответственно, это 6%. Нам же нужно вычислить 16%. Путем математических вычислений получаем, что 16% — это 4800 рублей. Сколько платится в Пенсионный Фонд с зарплаты в этом случае — 4800+1800, то есть 6600 рублей.

Как получить информацию о состоянии накопительного счета :

  • на портале Госуслуг при условии наличия на нем регистрации;
  • в территориальном отделении ПФР при наличии паспорта в порядке очереди.

Если вы видите, что накопительный счет не пополнился или пополнился, но на меньшую сумму, можно задавать вопросы работодателю. Такое действие является незаконным. Для начала просто обратитесь к бухгалтеру или к руководству. Не исключается, что это просто банальная ошибка, которая тут же будет исправлена. Бухгалтера прекрасно знают, сколько процентов идет в Пенсионный Фонд, но человеческий фактор не исключается.

Если же работодатель «встал в стойку», то в первую очередь вам нужно обратиться с заявлением в сам ПФР. За этим последует разбирательство. Также можно обратиться сразу с заявлением в суд, так как это прямое нарушение ваших прав. Обращения принимаются в течение трех месяцев после обнаружения нарушения.

Проблемы при отслеживании информации

С начала 2019 года у граждан возникают проблемы с получением информации. Процент пенсионных накоплений в части накопительного типа пенсии временно переводится на страховой счет. В итоге счет, на котором можно отслеживать движение, не пополняется. Накопительная пенсия заморожена до конца 2021 года, движения средств не будет в любом случае, даже если работодатель верно исполняет все свои обязательства.

Так что, какой передал процент от зарплаты в Пенсионный Фонд работодатель, можно узнать только при непосредственном обращении в ПФР. Если у вас есть сомнения, лучше это сделать. Обычно, если работодатель — крупная и стабильная компания, проблем не возникает. А вот если это небольшое ИП, могут возникнуть махинации.

Мы разобрались, какой процент работодатель отчисляет в Пенсионный Фонд. Сверх вашей зарплаты в этот орган уходит 22% Сумма немаленькая, но именно она формирует вашу будущую пенсию. Если вас не устраивает то, сколько отчисляют в Пенсионный Фонд, вы правомочны софинансировать свою будущую пенсию и класть на свой накопительный счет дополнительные суммы. В этом случае дополнительный процент отчислений в Пенсионный Фонд формируете вы сами.


Система корпоративного пенсионного обеспечения зародилась в постсоветской России в начале 1990-х годов (Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 "О негосударственных пенсионных фондах"). Подавляющее большинство крупных НПФ России начинали свою деятельность именно как корпоративные пенсионные фонды, созданные на предприятиях нефтегазового сектора, энергетики, транспорта. Первоначально они обеспечивали пенсионные накопления сугубо для своих работников. Однако с течением времени первопроходцы на формирующемся рынке негосударственного пенсионного обеспечения окрепли и стали открытыми НПФ. Иными словами, пройдя определенный набор процедур, они получили право привлекать накопительную часть пенсии граждан, не работающих в компаниях – учредителях фондов.

Западные страны имеют более богатый опыт организации системы корпоративного пенсионного обеспечения. Граждане США, Великобритании, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Японии и Австралии, с одной стороны, имеют высокий уровень дохода, а с другой – размер их государственной пенсии относительно невелик. Основной доход после выхода на заслуженный отдых у жителей этих стран формируется за счет корпоративных пенсий и частных накоплений.

Законодательство многих западных государств обязывает работодателей внедрять систему корпоративного пенсионного обеспечения. По данным отчета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Pensions at a Glance 2011: Retirement-income Systems in OECD and G20 Countries за 2011 год, большинство стран-членов этой международной организации включают в состав пенсионной системы форму корпоративных пенсий. В Швейцарии, Финляндии, Норвегии и Исландии профессиональными пенсиями обеспечиваются 70–80% трудоспособного населения.

Корпоративные пенсии в странах ОЭСР зачастую выстраиваются через отраслевые или общенациональные коллективные договоры: работодатели устанавливают схемы страхования (своеобразные правила игры), к которым присоединяются работники различных отраслей. Однако не все секторы экономики охвачены такими схемами.

На Западе существует также практика добровольных корпоративных пенсий, в рамках которой работник и работодатель договариваются об открытии пенсионного счета для работника и оговаривают сумму взносов, время действия счета и прочие условия корпоративного пенсионного страхования.

Перспективы корпоративных пенсий в России

Наша страна также заинтересована в развитии корпоративного пенсионного обеспечения. Очередной виток пенсионной реформы свидетельствует о том, что назрела необходимость менять подходы к формированию пенсионного обеспечения граждан. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации предполагает, что к 2020 году будет сформирована трехуровневая модель пенсионной системы, включающая следующие элементы:

  • частная пенсия – формируется гражданином путем взносов в НПФ, страховую компанию или кредитную организацию (коэффициент замещения зарплаты этим видом пенсии должен составлять 5%);
  • корпоративная пенсия – формируется за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения (планируемый коэффициент замещения – 15%);
  • государственная пенсия – формируется за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую (должна обеспечивать коэффициент замещения не менее 40%).

Условия формирования корпоративной пенсии работодатель отражает в коллективном договоре либо локальном акте компании, а также в заключаемом с работником трудовом договоре (ст. 41, 57 ТК РФ).

Корпоративные пенсии: выгодно всем

Корпоративные пенсии несут в себе много плюсов не только для работников, которые завершили свою трудовую деятельность и получили прибавку к государственной пенсии, но и для работодателей. Так, корпоративное пенсионное обеспечение позволяет компаниям уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на всю сумму дополнительных пенсионных взносов, но не более чем на 12% от годового фонда оплаты труда (ст. 255 НК РФ). Кроме того, система корпоративных пенсий способствует ротации кадров – ведь сотрудники пенсионного возраста без опаски уходят на заслуженный отдых, зная о том, что им обеспечен достойный уровень пенсии. Тем самым освобождаются рабочие места для молодых и деятельных коллег, повышается лояльность и мотивированность персонала.

Не стоит забывать и о том, что наличие у организации системы корпоративного пенсионного обеспечения служит дополнительным конкурентным преимуществом, что позволяет привлекать наиболее ценных сотрудников с рынка труда. Особое значение корпоративное пенсионное страхование имеет для тех организаций, которые заинтересованы в привлечении западных инвестиций и стремятся выйти на международные рынки, провести процедуру IPO (то есть стать публичными компаниями, чьи акции котируются на биржах). Для осуществления этих задач необходимо повышение внутренней прозрачности и эффективности компании, а также позиционирование себя как социально ответственного работодателя.

Наличие системы корпоративного пенсионного обеспечения может быть также интересно компаниям с вредными условиями труда. Ожидается, что в 2015 году будет утверждена Концепция развития досрочного негосударственного пенсионного обеспечения 1 , которую разработала рабочая группа при Минтруде России с участием представителей Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, общероссийских отраслевых объединений работодателей и крупнейших НПФ. Согласно этой Концепции работодатели не будут платить дополнительные тарифы "за вредность" в ПФР, а смогут направить сэкономленные средства на корпоративное пенсионное обеспечение.

Работодатель может самостоятельно выбрать одну из трех существующих сегодня корпоративных пенсионных схем (все они допустимы на основании положений Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"):

  • солидарная – корпоративная пенсия формируется исключительно за счет работодателя – пенсионные взносы аккумулируются на солидарном счете и облагаются налогом на прибыль. Данная схема предусматривает открытие вкладчику (предприятию) солидарного пенсионного счета. Взносы на него могут вноситься единовременно, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода или один раз в год. Средства могут зачисляться в пользу одного или нескольких работников предприятия. При этом предприятие самостоятельно устанавливает следующие параметры: при солидарном счете – продолжительность и сроки выплат, при выделении из солидарного счета именного пенсионного счета – сумму пенсионных накоплений участника (работника);
  • индивидуальная – формирование корпоративной пенсии происходит также исключительно за счет работодателя, но солидарный счет не открывается, пенсионные взносы учитываются на индивидуальном счете работника и не облагаются налогом на прибыль;
  • паритетная – предусматривает долевое участие работника и работодателя в формировании корпоративной пенсии. Учет пенсионных взносов работодателя и работника ведется раздельно.

Среди этих программ корпоративного пенсионного обеспечения следует особо выделить паритетную схему, поскольку именно она может способствовать формированию в сознании работников потребности самостоятельно копить на пенсию. Учитывая некоторые результаты пенсионной реформы (в частности, повышение необходимого стажа для назначения трудовой пенсии с пяти лет до 15, прекращение программы государственного софинансирования пенсии и прочее), необходимость корпоративных программ очевидна.

Для работника корпоративное пенсионное обеспечение – это шанс на достойную жизнь в старости при минимуме вложений (или вообще без таковых в случае использования работодателем солидарной или индивидуальной схемы), а также возможность завещать свои пенсионные накопления по наследству (постановление Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. № 741 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета").

Пять шагов к формированию системы корпоративной пенсии

Для организации системы корпоративного пенсионного обеспечения необходимо выполнить ряд действий.

Выбрать НПФ–партнера. Компании, принявшей решение о формировании системы корпоративных пенсий, следует привлечь партнера – НПФ. НПФ разработает индивидуальную, то есть максимально подходящую именно для данной компании корпоративную пенсионную программу или сразу несколько корпоративных пенсионных программ для разных групп работников.

Разработать совместно с НПФ критерии допуска работников к участию в корпоративных пенсионных программах. Такими критериями могут стать стаж работы в компании (например, не меньше трех лет), успешное прохождение испытательного срока, достижение определенного возраста и т. д.

Определить вестинг, то есть период времени, по истечении которого сотрудник может перевести свои корпоративные пенсионные накопления с солидарного счета на свой индивидуальный. При увольнении сотрудника из компании до истечения срока вестинга пенсионные взносы работодателя в пользу этого сотрудника остаются на солидарном счете компании. При увольнении сотрудника после истечения срока вестинга пенсионные взносы уже находятся на индивидуальном пенсионном счете в полном распоряжении сотрудника.

Определить основные условия корпоративной пенсионной программы. Перед тем как приступить к разработке корпоративной пенсионной программы, работодателю необходимо решить следующие вопросы:

  • нужны ли различные подпрограммы для разных категорий работников;
  • каким будет размер дополнительной пенсии и размер взносов по каждой программе, если их несколько;
  • какими будут условия получения корпоративной пенсии.

Для оптимизации затрат на внедрение корпоративного пенсионного обеспечения и разработки наиболее эффективной для предприятия системы необходимо учитывать следующие факторы:

  • численность работников. Если штат предприятия насчитывает несколько десятков тысяч человек, корпоративная пенсионная программа, скорее всего, будет существенно отличаться от программы предприятия с численностью до тысячи человек. В первом случае под действие программы могут попадать не все работники, во втором случае, скорее всего, разумнее будет включить в систему всех сотрудников;
  • возрастная структура работников. Если коллектив преимущественно молодой, есть смысл ввести ограничение на участие в корпоративной пенсионной программе в виде возрастного ценза – установить, что для участия в программе сотрудник должен достичь возраста, например, 30–40 лет;
  • отраслевые и региональные особенности. В регионах с тяжелыми климатическими условиями (Крайний Север и приравненные к нему местности) люди выходят на пенсию досрочно. Данный критерий необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить достойной корпоративной пенсией ценных работников, имеющих право на досрочную пенсию;
  • уровень доходов населения в отрасли и регионе. Размер будущей корпоративной пенсии должен стремиться к максимально высокому коэффициенту замещения средней зарплаты по отрасли и учитывать при этом средний уровень зарплаты в регионе.

Разработать корпоративную пенсионную программу или программы, оптимальные для организации. Эта работа осуществляется совместно с НПФ и заключается в выборе схемы корпоративного пенсионного обеспечения (солидарная, индивидуальная, паритетная), подготовке локальных актов, регулирующих условия и порядок выплаты негосударственных пенсий, а также интеграции корпоративного пенсионного обеспечения в социальный пакет и систему оплаты труда.

Правильно разработать программу корпоративного пенсионного обеспечения и провести ее предварительный аудит может сделать только НПФ, давно работающий на рынке и прошедший путь от корпоративного (внутреннего, разработанного сугубо для своих работников) пенсионного фонда к открытому негосударственному пенсионному фонду.

На правах рекламы


Оксана Власьева, директор департамента по работе с корпоративными клиентами ОАО "НПФ электроэнергетики":

"Корпоративное пенсионное обеспечение – не только элемент социальной ответственности бизнеса, но и инструмент современного работодателя для мотивации и удержания персонала, дающий предприятию дополнительное конкурентное преимущество на рынке труда. На текущий момент специалистами нашего Фонда разработано порядка десяти пенсионных программ, которые можно по-разному комбинировать в зависимости от конкретных задач, стоящих перед компанией, – как для управления кадровым ресурсом предприятий, так и для оптимизации расходов. Реализация подобных программ позволяет руководству компаний успешно контролировать ротацию кадров, привлекать лучших специалистов на рынке, а также удерживать и мотивировать ключевых сотрудников. Но самое главное – это, конечно, социальная поддержка работников. Благодаря дополнительной пенсии работник вполне может обеспечить себе привычный уровень дохода на заслуженном отдыхе, что особенно важно в условиях новой пенсионной реформы ".


Александр Прокопенко, вице-президент НПФ "Европейский пенсионный фонд" (ЗАО):

"Для государства развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) – одна из приоритетных задач в сфере пенсионного страхования. Она закреплена в Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года. Сегодня есть ряд успешных проектов по внедрению корпоративных программ НПО. Но не все предприятия – в особенности средний и малый бизнес – знают о тех преимуществах, которые такие программы могут принести. Это лояльность сотрудников, эффективная система управления персоналом, которая гарантирует стабильность в будущем. И к тому же – налоговые льготы. Нужна популяризация корпоративных систем, распространение успешного опыта по всем регионам страны ".

  • Информационно-аналитические бюллетени (ИАБ)
  • Аналитические материалы (АВ, АЗ, АО, МИ)
    • Государственное строительство и конституционные права граждан
    • Экономическая политика
    • Социальная политика
    • Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство
    • Оборона и безопасность
    • Внешняя политика
    • Совершенствование законодательного процесса
    • Региональная политика
  • Научно-исследовательские работы для Государственной Думы
  • Материалы к мероприятиям

АВ 2008г. Выпуск 14 О системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации

  • Титульный лист
  • Содержание

1.6. Профессиональная пенсионная система

Под профессиональными пенсионными системами следует понимать институт накопления и выплаты пенсий, сформированных за счет взносов работодателей в пользу своих работников через негосударственные пенсионные фонды. Термин "профессиональный" следует понимать не как отношение к той или иной профессиональной категории, а как признак наемного труда.
Для формирования целостного представления о проектируемой структуре пенсионного обеспечения предлагается использовать модель "трех колонн". Первая колонна формируется за счет общенациональной пенсионной системы и включает как государственное пенсионное обеспечение, так и государственное пенсионное страхование. При этом государственное пенсионное страхование может строится как на условно-накопительных принципах, так и использовать чисто накопительные механизмы.
Вторая колонна формируется за счет профессиональных пенсионных систем или пенсий от работодателей.
И, наконец, к третьей колонне относиться вся гамма частных пенсионных накоплений сформированных за счет добровольных личных взносов через различные финансовые институты: негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и банки.
Конструируя новую модель пенсионного обеспечения, мы должны определить круг задач, решаемых профессиональными пенсионными системами. К ним, несомненно, необходимо отнести:
самофинансирование пенсий и финансовую устойчивость профессиональной пенсионной системы;
ликвидация института административно назначаемых льготных пенсий и создание эффективной модели более раннего выхода на пенсию, базирующейся на критериях профессиональных рисков и реальной утраты трудоспособности, координацию основных условий назначения профессиональных пенсий с общегосударственными;
предоставление гражданам свободы выбора даты выхода на пенсию и варианта пенсионных выплат, возможность планировать и увеличивать уровень пенсионного обеспечения;
Особенностью предлагаемого концептуального подхода к профессиональным пенсионным системам является отсутствие понятия границы между общими пенсиями и досрочными пенсиями.
Основными субъектами профессиональной пенсионной системы являются работодатель, работник и негосударственный пенсионный фонд, связанные между собой договорными отношениями. Законодательство о профессиональных пенсионных системах должно определять права и обязанности субъектов профессионального пенсионного обеспечения, регулировать их взаимоотношения и определять роль государства, как гаранта устойчивости и надежности новых пенсионных отношений.
Инициатива создания профессиональных пенсионных систем принадлежит работодателю, а условия профессионального пенсионного обеспечения являются предметом договора работодателя и работников (трудового коллектива). Поскольку основные условия взаимоотношений работодателя и трудового коллектива регулируются через институт коллективных договоров, то основные положения профессионального пенсионного обеспечения могут войти составной частью коллективного договора, тем более, что процедура принятия колдоговоров тщательно прописана в действующем законодательстве.
Реализация профессионального пенсионного обеспечения осуществляются на базе негосударственных пенсионных фондов.
Процедура выработки условий профессионального пенсионного обеспечения может выглядеть следующим образом. На первом этапе определяется желательный уровень пенсионного обеспечения и принципы формирования пенсий, общие для всех работников. Размер будущей профессиональной пенсии должен быть сбалансирован с финансовыми возможностями предприятия/отрасли и финансовой схемой организации ППС. На втором этапе определяется круг лиц, которым должно быть предоставлено право более раннего выхода на пенсию. Необходимым критерием для включения в эту категорию может быть наличие права на льготную досрочную пенсию по закону о государственных пенсиях, однако ключевыми факторами должны стать критерии профессиональных рисков. Фактическая утрата трудоспособности должна стать фактором, определяющим возникновения права на досрочную пенсию.
В процессе выработки условий профессионального пенсионного обеспечения и заключения коллективных договоров должен быть достигнут компромисс между работодателем и трудовым коллективом относительно общего уровня пенсионного обеспечения и возможностей раннего выхода на пенсию для отдельных категорий работников. Баланс достигается путем противопоставления интересов: увеличение льгот отдельным категориям влечет снижение общего уровня пенсионного обеспечения остальных работников.
Роль государства на данном этапе заключается в поддержании институтов государственной экспертизы условий труда, медико-санитарной экспертизы утраты трудоспособности и актуарной оценки тарифов, рассчитанных с учетом уровня профессионального риска.
Государственный орган, уполномоченный контролировать деятельность ППС, должен регулярно утверждать источники и размеры отчислений работодателя на профессиональное пенсионное обеспечение. Только индивидуальные определения тарифов с учетом профессиональных рисков и их регулярный пересмотр, на базе полученной реальной статистики, позволит соблюсти баланс профессионально-отраслевых интересов и интересов общества в целом. Реальное снижение нагрузки на государственное пенсионное обеспечение позволит рассматривать в качестве источников взносов в ППС либо часть обязательных отчислений в ПФР, либо дополнительные взносы, относимые на себестоимость.

Автор: Елена Селедцова

Минтруд выступил с предложением запретить компенсацию пониженных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и внебюджетные социальные фонды из бюджета. По мнению министра труда Максима Топилина, несправедливо, когда государство должно расплачиваться за льготы отдельным секторам. Для облегчения нагрузки на бизнес министр предложил предоставить работодателям возможность согласовывать с профсоюзами уменьшенный размер взносов во внебюджетные фонды. В таком случае пенсия работнику будет формироваться с учетом этого сокращения и без компенсации из федерального бюджета.

Елена Селедцова, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт», региональный информационный центр сети КонсультантПлюс:

До того, как был принят Федеральный закон 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

в Налоговом кодексе РФ взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд медицинского страхования регулировались главой 24 Налогового кодекса «Единый социальный налог» . При этом, статья 239 Налогового кодекса РФ предусматривала освобождение от уплаты единого социального налога некоторых категорий налогоплательщиков.

Например, организации, имеющие в штате инвалидов, не облагали единым социальным налогом доходы работников-инвалидов до 100 тысяч рублей, общественные организации, доля инвалидов в которых превышала 80 %, а также общественные организации, уставный капитал которых состоял из вкладов общественных организаций инвалидов, и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов. Индивидуальные предприниматели и адвокаты, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода. Как видим, льготы имеют ярко выраженную социальную направленность.

Кроме того, статьей 241 Налогового кодекса РФ были установлены пониженные ставки единого социального налога. Если для обычных организаций налоговая нагрузка составляла 26 %, то для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, ставка налога составляла 20%.

Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов, соответственно, 10 % и 8 %.

С 01.01.2010 глава 24 Налогового кодекса РФ утратила силу в связи с вступлением Федерального закона 212-ФЗ.

Минздравсоцразвития предлагал решения по реформированию единого социального налога, но они приводили к увеличению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. В поручении Правительства Российской Федерации от 04.10.2008 № ИШ-П13-16пр рассматривались компенсирующие меры по снижению налоговой нагрузки на предприятия, но вместе с тем представлялось затруднительным оценить эффективность возможных мер компенсации в условиях нестабильной социально-экономической ситуации.

Поэтому решения по изменению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в сторону его увеличения было целесообразно отложить (Письмо Минздравсоцразвития от 03.04.2009 № 4892-ЭН/Д01).

В связи с этим на переходный период 2010-2016 годов для сохранения социально-экономической стабильности были установлены пониженные ставки, которые предполагалось постепенно повышать.

И они повышались. Если в 2010-2011 годах общая нагрузка по страховым взносам составляла 26 %, то в 2012-2014 годах она увеличилась до 30 %.

В то же время Федеральным законом 212-ФЗ для отдельных категорий организаций и для организаций малого бизнеса, осуществляющих определенные виды деятельности, установлены пониженные ставки страховых взносов, а для отдельных организаций и вовсе нулевые.

Пониженные ставки были установлены для сельскохозяйственных производителей, СМИ, но в основном касались малого бизнеса. И это понятно, ведь малый бизнес составляет значительную долю в народном хозяйстве России. Кроме того, малый бизнес занимает такую нишу, как оказание услуг населению, образование, производство продуктов питания и другие важные отрасли.

Нужно отметить, что установление пониженных тарифов сыграло положительную роль в расширении малого бизнеса, создании новых рабочих мест и пополнении бюджета за счет уплаты налогов и страховых взносов.

Конечно, Правительство осознанно сделало этот шаг. Льготные ставки страховых взносов стоили государству немалых средств. Это было изначально предусмотрено в пункте 3 статьи 57 Федерального Закона 212-ФЗ.

Выпадающие доходы бюджета Пенсионного фонда РФ в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда РФ. Объем компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с общими тарифами и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в Пенсионный фонд РФ, и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на каждый плановый период.

Согласно данным руководителя Пенсионного фонда РФ Антона Дроздова, доходы Пенсионного фонда в прошлом году составили 6,388 триллионов рублей. Трансферты из федерального бюджета выросли до 1,9 триллиона против 1,78 триллиона в 2012 году. Из этих цифр видно, что бюджет фонда на четверть состоит из средств государственного бюджета. Это говорит о том, что работающее население России не в состоянии обеспечить Пенсионный фонд достаточными денежными средствами.

А с учетом того, что к российским пенсионерам в 2014 году добавились пенсионеры Крыма, то становится очевидным, что существующие на сегодняшний день ставки страховых взносов не в состоянии обеспечить стабильную работу Пенсионного фонда.

Понятно, что в данной ситуации необходимо принимать меры по уменьшению льгот для категорий налогоплательщиков. В этом направлении работа ведется, начиная с 2010 года.

Понятно, что увеличение налоговой нагрузки снова приведет к увеличению доли «серой зарплаты» и вся борьба с зарплатой в конвертах может снова сойти на нет. За уменьшением доли белой зарплаты последует и уменьшение зарплатных налогов, формирующих внебюджетные фонды, в том числе Пенсионный фонд РФ.

Получается замкнутый круг. От чего ушли — к тому и пришли. Только-только малый бизнес начал набирать обороты, как над ним снова нависла угроза. А сельское хозяйство и подняться-то не успело, как его снова хотят вернуть в исходную позицию.

Еще раз повторюсь, что льготы по страховым взносам имеет в основном предприятия малого бизнеса, использующие упрощенную систему налогообложения, поэтому предложение о том, что размер взносов в Пенсионный фонд РФ работодатель должен согласовывать с профсоюзом и закреплять в коллективном договоре, кажется более чем странным.

Какой такой профсоюз у работников небольшой аптеки, ателье или химчистки? С кем согласовывать страховые взносы владельцу автомастерской? Да они никогда не видели эти самые профсоюзы и не имели с ними дел. Не придется ли в этой связи раздувать штат профсоюзных работников, чтобы своевременно согласовывать и одобрять ставки страховых взносов? Не приведет ли это к созданию новых профсоюзов и принудительному вступлению в них работников малого бизнеса? Чем будут заниматься эти профсоюзы в перерывах между одобрениями и согласованиями? Не придется ли организациям помимо многочисленных контролирующих органов спонсировать еще и профсоюзы, от которых будет зависеть величина ставки?

Не слишком ли большая нагрузка на работодателей малого бизнеса? Когда же им в этой одобрительно-согласовательной свистопляске заниматься развитием производства, созданием новых рабочих мест и вносить вклад в развитие конкуренции? А ведь именно эти задачи были поставлены в письме Минздравсоцразвития от 03.04.2009№ 4892-ЭН/Д01 как приоритетные?

К чему городить весь этот огород, когда можно просто внести изменения в Федеральный закон 212-ФЗ и отрегулировать ставки страховых взносов, чтобы не вносить сумятицу в рядах работодателей? Раз надо — значит надо. Не впервые российскому бизнесу переживать повышение налоговой нагрузки. Понятно, что бизнес будет искать способы выжить в данной ситуации и частично уйдет в тень, что снова приведет к уменьшению потока во внебюджетные фонды.

Российская пенсионная система находится еще в стадии формирования и пытается перенимать опыт успешных государств, в которых работники с младых ногтей самостоятельно заботятся о своей обеспеченной старости. Понятно, что и россиянам нужно прививать мысль о том, что пока ты молод и здоров — позаботься о своем будущем.

Многие граждане готовы делать добровольны отчисления в Пенсионный фонд РФ, но у одних нет уверенности в том, что все их вложения к моменту наступления пенсии сохранятся и приумножатся, а у других просто нет достаточных средств на то, чтобы каким-то образом позаботится о старости.

Кроме того, частые изменения в порядке формирования страховой и накопительной частей не добавляют доверия к пенсионной системе РФ и не стимулируют граждан заботиться о старости. Многие просто не думают об этом, так как уверены, что и после выхода на пенсию будут вынуждены работать, так как не смогут прожить, только получая пенсию.

В такой нестабильной ситуации крайне трудно привить гражданам ответственность за свою обеспеченную старость. Лишь уверенность в завтрашнем дне, в постоянстве законодательства позволит населению переложить на свои плечи часть ответственности за свои пенсионные накопления. Опыт передовых в этом вопросе стран показал, что население заботится о своих пенсиях, так как уверено, что пенсионные отчисления позволят им после выхода на пенсию не только удовлетворять свои физические потребности, но и путешествовать, и заниматься творчеством.

Поэтому все нововведения на пенсионную тему, особенно те, которые увеличивают налоговую нагрузку на организацию и явным образом не влияют на величину пенсии граждан, вряд ли обречены на успех. По нашему мнению, доходы пенсионного фонда могут быть увеличены только в результате усиления доверия населения государственной пенсионной политике, способствующего повышению ответственности каждого за свою жизнь после выхода на пенсию, чтобы это была достойная старость, а не «время дожития».

Пенсионная нагрузка на работодателей в ближайшие три года будет расти, но уровень жизни пенсионеров – снижаться. Это следует из проекта бюджета Пенсионного фонда (ПФР) на 2017-2019 гг., с которым ознакомились «Ведомости» (подлинность документа подтвердили чиновники социального и финансового блоков правительства).

Проект бюджета исходит из сохранения текущей конструкции уплаты пенсионных взносов на следующие три года: тарифа в 22% с зарплат до определенной суммы («потолка») и дополнительных 10% – с зарплат сверх этого лимита. Все взносы поступают в распределительную часть пенсионного бюджета и направляются на выплату страховых пенсий. Восстановление взноса на накопительную часть в проекте бюджета не предусмотрено.

Работодатели заплатят больше

Несмотря на неизменность тарифа, нагрузка на фонд заработной платы будет расти: «потолок» годовой зарплаты для уплаты взносов в ПФР ежегодно повышается и в 2019 г. превысит 1 млн руб. (796 000 руб. в 2016 г., 883 000 руб., 991 000 руб. и 1,1 млн руб. в 2017, 2018 и 2019 гг., соответственно).

Это связано как с прогнозным ростом средней зарплаты, так и с предусмотренным пенсионной реформой повышающим коэффициентом. Если в 2016 г. предельная база для уплаты взносов ограничена размером в 1,8 средней зарплаты, или 66 333 руб. в месяц, то в 2019 г. взнос будет взиматься с заработков размером до 2,1 среднего по стране – это зарплаты до 91 750 руб. в месяц. Средняя нагрузка на фонд оплаты труда вырастет с 20,5% в 2016 г. до 21,6% в 2019 г. Сильнее всего – на высокие заработки, так как регрессия будет сокращаться. Например, с зарплаты 100 000 руб. в месяц работодатель сейчас платит в ПФР ежемесячно 17 960 руб., или 18%, в 2019 г. с такого же размера зарплаты он будет платить на 3 п.п. больше – 21%.

Доля средств федерального бюджета в финансировании пенсий, согласно проекту, будет постепенно сокращаться. Но незначительно: в среднем бюджет будет компенсировать около 30% расходов на выплату пенсий (в 2017 г. – 31%, в 2019 г. – 29%). В соотношении к ВВП выплаты страховых пенсий тоже будут постепенно уменьшаться на 0,1 п.п. ежегодно до 7,1% ВВП в 2019 г. Расходы ПФР в целом уменьшатся за трехлетку на 0,5 п.п. ВВП, до 9,2% ВВП в 2019 г.

Пенсионеры получат меньше

Индексировать пенсии, согласно законопроекту, предполагается в соответствии с уровнем фактической инфляции предыдущего года. В проекте указана инфляция из прогноза Минэкономразвития: 5,8% в 2016 г., 4,9% в 2017 г. и 4,4% в 2019 г. Однако прогноз может измениться: Минфин и ЦБ настаивают, чтобы официальный правительственный прогноз по инфляции соответствовал цели, которую ЦБ намерен достичь и поддерживать – 4% в 2017 г. и далее. В любом случае индексация по инфляции предполагает, что реальный размер пенсий будет поддерживаться около нуля. В 2017 г. реальный рост пенсий, по оценкам Минэкономиразвития, может быть около 3% за счет единовременной выплаты в 5000 руб. в январе (на это потребуется 221 млрд руб.), но по этой же причине в 2018 г. пенсии в реальном выражении снова упадут.

В предстоящие три года пенсионеры продолжат беднеть, следует из проекта. По итогам 2019 г. средний размер страховой пенсии вырастет в сравнении с 2016 г. на 11,3% (до 14 081 руб. в среднем за год), среднегодовая инфляция за тот же период – на 14,7%. Отношение средней страховой пенсии к средней зарплате (коэффициент замещения) продолжит падать, так как номинальные зарплаты будут расти чуть быстрее инфляции. С 34,5% в 2016 г. это соотношение в 2019 г. снизится до 32,2%.

В соотношении с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП) размер средней страховой пенсии снизится в 2019 г. до 1,42 (1,53 ПМП – в 2017 г., 1,43 – в 2018 г.). Стратегия развития пенсионной системы, принятая правительством в 2012 г., предусматривала рост пенсий до 3 ПМП к 2030 г. В январе 2013 г. в «Основных направлениях деятельности правительства» предусматривался рост пенсий до 2 ПМП к 2018 г. В новой редакции документа, утвержденной в мае 2015 г., информация об этих ориентирах исчезла.

Резерв доходов

Минфин намерен в ближайшие три года побороться с серыми зарплатами, следует из его «Основных направлений бюджетной политики» (ОНБП; «Ведомости» ознакомились с документом). По оценке Минфина, серые зарплаты, с которых не платятся взносы, достигают 5 трлн руб., или почти четверти фонда оплаты труда. Всю нагрузку на труд – а она в России одна из самых высоких среди сопоставимых по уровню развития стран, сравнивает Минфин, – берет на себя добросовестный бизнес. За счет «обеления» теневых заработков можно получить 50-70 млрд руб. дополнительных доходов, посчитал Минфин. А сочетая повышение издержек уклонистов со снижением нагрузки на добросовестных плательщиков – выровнять конкурентные условия, указывает министерство.

Конкретных предложений по выравниванию ОНБП не содержит. Ранее Минфин предлагал снизить ставку тарифа в ПФР при одновременном повышении НДС. В числе других мер обсуждалась унификация ставки, т.е. уплата пенсионного взноса в 22% со всего зарплатного фонда полностью, а также унификация с возможным снижением этой ставки на 1-2 п.п. Пока такое решение не принято.

Около 20 млн работников, или почти 30% всех занятых, являются участниками теневого рынка труда, из них 8 млн полностью исключены из официальной экономики, посчитал Андрей Покида из РАНХиГС на основе социологических исследований. А более половины граждан хотя бы раз в месяц оплачивали услуги или товары неофициально, подобные расходы достигают 4 трлн руб. в год. По данным Росстата, на фоне снижения занятости в крупном, среднем, а также наблюдаемых малом и микробизнесе, растет занятость в ненаблюдаемом секторе (до 16,2 млн с 15,3 млн в 2010 г.): он служит «кризисным амортизатором», обеспечивая людям доход при сокращении рабочих мест в официальной экономике. «От мелких [предпринимателей] и самозанятых нужно просто отстать и перестать считать их теневой экономикой», – призвал на недавнем форуме Минфина генеральный директор Qivi Сергей Солонин. Увеличить собираемость налогов со среднего бизнеса можно за счет регуляторных улучшений регулирования, а крупного – за счет институциональных, заключил он.

Денег нет

В бюджете ФОМСа нет денег на выполнение «майских указов президента», а именно – на повышение зарплат медикам, говорится в проекте бюджета ФОМСа на 2017-2019 гг. («Ведомости» ознакомились и с ним). Согласно указам, зарплаты врачей в 2017 г. должны составлять 180% от средней по региону, а в 2018 г. вырасти до 200%. Средний и младший медперсонал должны к 2018 г. получать 100% средней в своем регионе зарплаты. Решить проблему могут 91,2 млрд руб., которые ФОМС сейчас перечисляет в федеральный бюджет (так называемый «обратный трансферт»), говорится в пояснительной записке к бюджету фонда.

По закону, эта дотация перечисляется в последний день года, и фактически федеральный бюджет не может использовать эти средства, уточняется в документе. С 2017 г. «обратный трансферт» предлагается отменить, оставляя ФОМСу все средства; однако в документе предлагается это сделать уже в 2016 г.

Доходы Фонда обязательного медицинского страхования в 2017 г. составят 1,69 трлн, 1,75 трлн в 2018 и 1,817 трлн в 2019 гг. Они полностью сформируются из взносов на ОМС (платятся по ставке 5,1% со всего фонда оплаты труда).

Читайте также: