Нарушение пенсионных прав работников

Пенсионное законодательство, особенно в части исчисления размера полагающейся гражданину пенсии, достаточно сложное для восприятия даже специалистами, не говоря уже о простых пенсионерах. У них могут возникать сомнения, полностью ли соблюдены их пенсионные права. Порой пенсионер случайно узнает, что его пенсионные права нарушаются (например, при наличии нескольких вариантов расчета пенсии пенсионный орган не применил наиболее выгодный или им была допущена ошибка при исчислении показателей, влияющих на размер пенсии, и т.п.).

Для исключения таких ситуаций граждане могут обращаться (устно или в письменной форме) в органы Пенсионного фонда за получением исчерпывающих объяснений по интересующим вопросам, касающимся их пенсионных прав, в том числе за обоснованием размера начисленной им пенсии.

Полномочия Пенсионного фонда по проведению разъяснительной работы среди населения закреплены в Положении о Пенсионном фонде РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2122-1 ) и в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Согласно последнему (ст. 13) пенсионные органы обязаны:

- бесплатно консультировать застрахованных лиц (пенсионеров) по пенсионным вопросам и информировать их о нормативных правовых актах;

- организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам (пенсионерам) по пенсионным вопросам.

Помимо этого застрахованные лица (работники и пенсионеры) имеют право на информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде.

В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», все граждане , подлежащие обязательному пенсионному страхованию, должны быть зарегистрированы в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ и на них должны предоставляться необходимые для пенсионного обеспечения сведения. Данный Закон вступил в силу с 1 января 1996 года на территории отдельных субъектов РФ, а с 1 января 1997 года – на всей территории России. Однако, его поэтапная реализации в регионах растянулась на несколько лет, что объясняет различие в датах регистрации застрахованных в органах ПФР.

На индивидуальном лицевом счете в системе индивидуального (персонифицированного) учета содержатся сведения о заработке, стаже (в том числе, приобретенном до регистрации гражданина в системе персонифицированного учета), сумме поступивших от работодателя страховых взносов (из которых рассчитываются страховая и накопительная части трудовой пенсии) и дополнительных поступлениях на накопительную часть пенсии, сведения о расчетном пенсионном капитале и его индексации, сведения о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений, о назначенной трудовой пенсии и индексации ее размера.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и п. 44 Постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» работодатели должны были в период с 1 августа 2003 г. до 1 июля 2004 г. в сроки, согласованные с территориальными органами Пенсионного фонда, представить сведения о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом в первоочередном порядке сведения о трудовом (страховом) стаже должны были представить организации, имеющие должности (профессии), работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и организации, находящиеся в стадии ликвидации, банкротства (Порядок представления страхователями сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правления ПФР от 01.10.2003 № 139п).

Информация с лицевого пенсионного счета не только дает представление о том, исходя из каких параметров рассчитана пенсия конкретному пенсионеру, но и позволяет лицам, еще не вышедшим на пенсию, проконтролировать правильность учета и отражения их пенсионных прав для принятия превентивных мер по устранению ошибок, которые могут негативно отразиться на размере его будущей пенсии, а также удостовериться в добросовестности своего работодателя, прежде всего, в части своевременного и в полном объеме перечисления взносов за работника.

В Постановлении Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19пб от 27.02.2002 «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии» в п. 19 акцентировано внимание, что «гражданин, обращающийся за пенсией, имеет право заблаговременно знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В случае несогласия со сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете, гражданин вправе обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда РФ, либо в суд.

Гражданин может также обратиться в орган ПФР по вопросу уточнения (исправления) содержащихся в его индивидуальном лицевом счете сведений о стаже, приобретенном до 1 января 2002.

Реализовать свое право на ознакомление с пенсионными правами, отраженными на лицевом счете, работники и пенсионеры могут, обратившись к работодателю за информацией о сведениях, представленных за него в Пенсионный фонд РФ (ст. 14 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»), и о начисленных за него страховых взносах (ст. 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работодатель должен передавать работнику копию сведений индивидуального (персонифицированного) учета одновременно с передачей этих сведений в Пенсионный фонд. Увольняющимся работникам сведения персучета передаются в день увольнения (работодатель должен получить письменное подтверждение об этом). Работнику, подавшему заявление о выходе на трудовую пенсию, указанные сведения передаются в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления.

Получить информацию, содержащуюся в индивидуальном лицевом счете, можно также непосредственно в органах Пенсионного фонда по месту жительства или работы (бесплатно такая информация предоставляется один раз в год в течение 10 дней со дня обращения гражданина).

ü Указанная информация направляется застрахованному лицу способом, указанным им при обращении (в т.ч. в форме электронного документа, черезединый портал государственных и муниципальных услуг, почтовым отправлением).

ü Граждане, формирующие накопительную часть своей трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде, по всем вопросам относительно пенсионных накоплений могут обращаться в соответствующий негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственный пенсионный фонд, которому переданы пенсионные накопления, заводит на каждое застрахованное лицо пенсионный счет [2] (аналог специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде, где отражается информация о пенсионных накоплениях).

В соответствии с Типовыми страховыми правилами негосударственного пенсионного фонда, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 731н, будущий пенсионер имеет право запрашивать у негосударственного пенсионного фонда интересующие его документы - устав, страховые правила, полный текст зарегистрированных изменений и дополнений в них, бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, заключения аудиторов и актуариев и т.д. Негосударственный пенсионный фонд обязан бесплатно консультировать застрахованных лиц по всем вопросам обязательного пенсионного страхования.

В случае несогласия с имеющейся у негосударственного фонда информацией о пенсионных накоплениях, можно требовать их исправить, в том числе в судебном порядке.

ü Ранее на органах Пенсионного фонда (а если по выбору гражданина пенсионными накоплениями в рамках обязательного пенсионного страхования управляет негосударственный пенсионный фонд, то – в части информирования о пенсионных накоплениях - на соответствующем негосударственном пенсионном фонде) лежала обязанность бесплатно направлять один раз в год застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах (так называемые «письма счастья»). С 2013 года эта обязанность отменена. Теперь получить сведения о состоянии своих пенсионных счетов можно только в заявительном порядке.

Помочь гражданам получить информацию от Пенсионного фонда призван и открывшийся 15 декабря 2009 г. - в рамках внедрения Федеральной целевой программы «Электронная Россия» - Единый портал государственных услуг. По интернет-адресу http://www.gosuslugi.ru можно найти сведения о государственных услугах (к ним относится и информация, предоставляемая пенсионными органами [3] ) и возможностях их получения. В карточке услуги можно ознакомиться с ее описанием, узнать сроки ее исполнения, изучить бланки заявлений, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения услуги. Зарегистрировавшись в «Личном кабинете», можно в электронной форме заполнить и отправить заявление на получение услуги, а затем отследить прохождение своего обращения. Из «Личного кабинета», можно, например, отправить запрос на получение информации о состоянии своего индивидуального лицевого счета. Предполагается, что к 2014 году все госуслуги можно будет получать в электронной форме по универсальной электронной карте.

ü Пояснения по поводу пенсионных услуг, доступных в электронном виде, можно получить на сайте ПФР - http://www.pfrf.ru/elvid/) и на сайте проекта «электронное Правительство» - http://www.gosuslugi.ru/pgu/stateStructure/10000002796.html).

[1] См. Порядок корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года (утв. Постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 № 246п).

[2] Статья 36.19 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».


Работники пенсионного возраста, который в скором времени станет предпенсионным, будут под защитой, обещают власти.

Работодателей уже начали проверять на предмет соблюдения трудовых прав пенсионеров. Обижаете пенсионеров? ГИТ уже идет к вам.

Что случилось

В июне разговоры о возможном повышении пенсионного возраста перешли в практическую плоскость.

16 июня в Госдуму внесен законопроект о пенсионной реформе, а 19 июля он был принят в первом чтении, а 24 сентября пройдет второе чтение.

Одновременно с повышением пенсионного возраста власти начали кампанию по защите трудовых прав предпенсионеров, тем самым проявив заботу об их будущем. Ведь люди, которые из-за новой реформы не смогут выйти на пенсию, должны как-то и где-то работать, чтобы обеспечивать себя средствами к существованию.

Что придумали

Глава Правительства Дмитрий Медведев поручил обеспечить занятость граждан предпенсионного возраста. В частности, планируется повышение квалификации граждан предпенсионного возраста и внедрение проактивных инструментов работы органов службы занятости с гражданами, достигшими этого возраста. На программу повышения квалификации таких граждан планируется ежегодно выделять 5 млрд рублей.

По словам главы кабмина, работодатели далеко не всегда охотно берут на работу людей в возрасте, пожилых людей. А ведь это хорошие специалисты с огромным опытом, зачастую с уникальной квалификацией, они могут эффективно организовать работу, научить более молодых работников.

«Нам очень важно не потерять ни одного профессионала. Приложить все усилия, чтобы у людей в зрелом возрасте не было проблем при приёме на работу. Ещё раз хочу подчеркнуть, возраст ни в коем случае не должен быть причиной для увольнения людей. Дискриминация по возрасту в трудовых отношениях у нас законодательно запрещена», — отметил премьер-министр.

Вместе с тем, безработных предпенсионеров в России не так и много — всего 8%, заявил глава Минтруда Максим Топилин.

Отметим, что свои ноу-хау по относительно возрастных работников высказывают и рядовые граждане. Так, недавно на сайте РОИ была опубликована народная инициатива, автор которой предлагает внедрить квоты на трудоустройство предпенсионеров. По его мнению, количество женщин старше 45 лет и мужчин старше 50-ти на каждом предприятии (кроме микробизнеса) должно составлять не менее 20% штата.

За соблюдением этой нормы должны будут следить трудинспекторы.

Чем грозят работодателям

Роструд выпустил письмо от 03.07.2018 № 368 «Об организации работы „горячей линии“ по вопросам нарушения трудовых прав граждан предпенсионного возраста». В итоге в каждом регионе трудинспекторы начали принимать жалобы на работодателей от этой категории сотрудников.

Напомним, ГИТ Московской области подготовила памятку для пенсионеров и лиц предпенсионного возраста. Ознакомиться с памяткой можно здесь.

Минтруд заявил, что примет превентивные меры, чтобы не допустить дискриминацию возрастных сотрудников.

«Мы выгрузили информацию по персонифицированному учету в отношении людей пенсионного возраста на крупных предприятиях и взяли на жесткий мониторинг вопросы сокращения и увольнения. По каждому факту мы будем разбираться. Мониторинг ведется на уровне федеральном и региональном. Такие задачи поставлены перед региональными министрами, которые отвечают за службы занятости», — подчеркнул замглавы ведомства Андрей Пудов.

В Роструде предупредили, что каждый сигнал в трудовую инспекцию от гражданина старше 50 лет станет поводом для выездной проверки с приглашением профсоюзов и администрации предприятия.

Более того, Минтруд намерен проработать вопрос об усилении ответственности работодателей за увольнение предпенсионеров — вплоть до уголовной. Это позволит защитить трудовые права, «не допустить увольнений и отказов в приеме на работу по мотивам, не связанным с профессиональными качествами», и добиться «искоренения стереотипов и предвзятого отношения» к гражданам предпенсионного возраста, говорится в проекте плана по созданию условий для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан.

Что ответил бизнес

Бизнесмены выступили против административного давления в вопросе сохранения на рабочих местах сотрудников предпенсионного возраста.

Государство не должно перекладывать заботу о предпенсионерах на бизнес, следует из проекта решения заседания комитета по рынку труда и социальному партнерству РСПП. Работодателям нужно дать финансовые стимулы для сохранения возрастных сотрудников на рабочих местах.

Например, это могут быть льготные взносы за таких работников в ПФР, ФСС и ФОМС или субсидирование их занятости. Государство могло бы компенсировать зарплаты людей предпенсионного возраста в размере МРОТ.

В частности, координатор Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений со стороны работодателей Александр Калинкин считает инициативу Минтруда непродуманной и недальновидной, сообщает региональная Федерация профсоюзов.

«Бизнес — это высококонкурентная среда. И конкуренция между бизнес- субъектами нам вменяется на законодательном уровне. Но почему тогда нас лишают права на конкурсной основе выбирать работника на рынке труда? Почему бизнес не защищают от недобросовестных сотрудников? Есть опасения, что подобные меры наоборот приведут к более раннему избавлению от неконкурентноспособных, возрастных сотрудников ДО достижения ими предпенсионного возраста, — выражает он мнение предпринимателей Приморского отделения «Деловой России».

От слов — к делу

Предпенсионеров и пенсионеров в обиду не дадут, за защиту их трудовых прав рьяно взялись трудинспекторы. Как говорится, первый пошел.

На днях отчет о проделанной в этом направлении работе опубликовала ГИТ Карелии.

Трудинспекторы проверили одно из предприятий региона и выявили там факты нарушения трудового законодательства в отношении работников пенсионного возраста.

Так, 31.01.2018 трем работникам пенсионного возраста была выплачена зарплата за первую половину января 2018, тогда как должна была быть выплачена 30.01.2018. Таким образом, срок задержки выплаты зарплаты за первую половину января 2018 составил 1 день;

01.03.2018 трем работникам пенсионного возраста была выплачена зарплата за первую половину февраля 2018, тогда как должна была быть выплачена 28.02.2018. Таким образом, срок задержки выплаты зарплаты за первую половину февраля 2018 составил 1 день;

16.04.2018 трем работникам пенсионного возраста была выплачена зарплата за вторую половину марта 2018, тогда как должна была быть выплачена 15.04.2018. Таким образом, срок задержки выплаты зарплаты за вторую половину марта 2018 составил 1 день.

Также пенсионерам не выплачены проценты (денежная компенсация) за задержку выплаты зарплаты.

Установлено, что 3 работника пенсионного возраста были приняты на должность вахтера по срочному трудовому договору, после окончания которого процедуры увольнения не произошло, сотрудники работают по настоящее время. Однако в нарушение части 4 статьи 58 ТК, не заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам о внесении изменений в части срока действия трудового договора.

Кроме того, в нарушение статьи 57 ТК в трудовых договорах работников пенсионного возраста не указаны размеры тарифных ставок.

ТИ привлекла виновных лиц к административной ответственности и выдала компании предписание об устранении нарушений.

Отметим, что в пресс-релизе ГИТ о нарушении трудовых прав сотрудников других возрастов в этой организации не сообщается. Либо права молодых сотрудников не нарушаются и зарплата им, в обход сотрудников-пенсионеров, выплачивается вовремя, либо по какой-то причине трудовые права молодых сотрудников не вызвали озабоченности ГИТ.


Трудовой кодекс наделяет сотрудников-пенсионеров некоторыми преимущественными правами. В частности, при увольнении по собственному желанию им не нужно, в отличие от остальных, отрабатывать две недели. Также по письменному заявлению работодатель обязан отправлять пенсионеров в отпуск без сохранения заработной платы.

В течение этого года было принято несколько законов, которые защищают трудовые права пенсионеров и граждан предпенсионного возраста. В связи с этим требования к работодателям ужесточились, вплоть до уголовной ответственности. В частности, принятый Федеральный закон от 03.10.2018 № 352-ФЗ ввел в Уголовный кодекс ст. 144.1, которая предусматривает строгие санкции к работодателям за увольнение предпенсионеров, а также необоснованный отказ в приеме на работу человека по мотивам достижения им предпенсионного возраста. За нарушение может грозить штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательные работы на срок до 360 часов.

Кроме того, сейчас рассматривается законопроект № 269898-7, который вносит поправки в ст. 356-357 ТК РФ. Чиновники хотят расширить полномочия трудовой инспекции в сфере защиты трудовых прав работников, то есть наделить этот орган правом обращения в суд от имени работника и представления его интересов в суде. Соответственно, если закон будет принят, то работники-пенсионеры тоже могут воспользоваться новыми возможностями за защиты своих прав.

Еще одно новшество: Роструд подключил трудовые инспекции к организации проведения ежеквартального мониторинга сведений о работодателях и численности работников-предпенсионеров (Письмо Роструда от 25.07.2018 № 858-ПР). Форму нужно сдавать начиная с 1 октября 2018 года, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Более подробно о законодательных нововведениях и инициативах мы писали ранее.

Очевидно, что государство предпринимает попытки законодательно защитить сотрудников старшего возраста. Понимая это, бизнес, который работает с такой категорией сотрудников, в ответ на новые законы выдвинул требования со своей стороны: он просил о преференциях — снижении взносов, введении налоговых льгот в том случае, когда работодатель инвестирует деньги в переквалификацию и повышение квалификации предпенсионеров и т.д. Однако их обращение не было удовлетворено.

Поэтому с учетом новых требований начиная с 2019 года работодателям стоит быть особенно осторожными в отношении работников-пенсионеров и предпенсионеров и стараться не нарушать нормы трудового законодательства.

Каким может быть увольнение пенсионера

Прежде всего нужно отметить, что достижение пенсионного возраста не является основанием для увольнения. Работник, оформивший пенсию, может либо продолжать работать дальше и уволиться тогда, когда ему захочется, либо захотеть уволиться сразу, в связи с выходом на пенсию. В зависимости от обстоятельств действуют разные сценарии увольнения.

  • Сотрудник уже вышел на пенсию, продолжает работать в компании, но в определенный момент решает уволиться

В этом случае основание для увольнения — собственное желание сотрудника. Это общее основание, обозначенное в ст. 77 ТК РФ, поэтому о своем намерении покинуть компанию работник должен письменно предупредить работодателя за две недели (ч. 1 ст. 80 ТК РФ). И эти две недели сотрудник должен отработать в компании.

В этом случае в трудовой книжке делается запись: «Уволен по собственному желанию, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

  • Сотрудник увольняется в связи с выходом на пенсию

Расторжение трудовых отношений между работодателем и работником в связи с выходом последнего на пенсию имеет особенность, которая отражена в ч. 3 ст. 77 ТК РФ. Она подразумевает расторжение трудового договора в срок, указанный в заявлении работника. То есть работодатель не вправе требовать от работника двухнедельной отработки.

В этом случае запись в трудовой книжке будет такой: «Уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

Порядок увольнения работника в связи с выходом на пенсию

Если работник, собравшийся уходить на пенсию, решает уволиться, то алгоритм его действий будет следующим.

1. Работник пишет заявление об увольнении по собственному желанию в произвольной форме.

В это заявление важно включить следующую информацию:

  • ФИО;
  • должность;
  • основание увольнения («по собственному желанию»);
  • причину увольнения («в связи с выходом на пенсию»);
  • дату увольнения.

Сколько раз может уволиться сотрудник в связи с выходом на пенсию?

На официальном сайте Роструд высказывает четкую позицию по этому вопросу. Если работник однажды воспользовался формулировкой «в связи с выходом на пенсию», то второй раз уволиться по этой же причине он не имеет права. При этом не имеет значения, работал ли он до увольнения «в связи с выходом на пенсию» у того же работодателя или у другого.

Таким образом, если у работника-пенсионера уже есть в трудовой книжке запись об увольнении в связи с выходом на пенсию, то впоследствии он может уволиться только с формулировкой «по собственному желанию». При этом он должен предупредить о своих планах работодателя за две недели (если у него нет другой уважительной причины, не связанной с выходом на пенсию) и, соответственно, отработать этот срок.

2. Работодатель готовит следующий пакет документов:

При оформлении приказа следует учитывать несколько нюансов. В строке «основание прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения)» нужно указать основание увольнения согласно п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ и причину увольнения («в связи с выходом на пенсию»).

В строке «номер документа» и «дата составления» указываются реквизиты заявления работника. Далее работник знакомится с приказом под роспись.

Если работник просит выдать копию приказа, то работодатель обязан это сделать, заверив документ надлежащим образом (ст. 84.1 ТК РФ). Если приказ об увольнении невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ставить под ним роспись, то на документе производится соответствующая запись.

  • делает запись в трудовой книжке

В трудовой книжке указываются основание и причина увольнения — они должны соответствовать тексту приказа.

3. Работодатель осуществляет необходимые выплаты работнику.

Ст. 140 ТК РФ обязывает работодателя при расторжении трудового договора выплатить сотруднику все причитающиеся суммы в день увольнения. Если в этот день человек не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

При увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию работнику выплачивается зарплата, компенсация за неиспользованный отпуск и иные суммы, которые могут быт предусмотрены коллективным договором или отраслевыми соглашениями.

Если работодатель своевременно не выплатил суммы в связи с тем, что не оформил увольнение в день, указанный в заявлении, то есть без отработки, тогда ему придется выплатить сумму с процентами, согласно ст. 236 ТК РФ.

Увольнение пенсионера при сокращении штата

Увольнение пенсионера по причине сокращения штата происходит на общих основаниях. При этом согласно ст. 179 ТК РФ преимущественное право на оставление на работе имеют специалисты с более высокой производительностью и квалификацией.

Работодатель обязан предупредить сотрудника о предстоящем сокращении за два месяца – письменным уведомлением. В нем должно быть указано, что работник увольняется в связи с сокращением штата по истечении указанного срока, со дня получения уведомления, а также сведения об отсутствии вакансий, в связи с чем он не может быть переведен на другую работу. С этим документом сотрудник знакомится под роспись.

Работодатель может предложить сотруднику расторгнуть трудовой договор до истечения срока уведомления, если будет готов выплатить ему дополнительную компенсацию. Размер компенсации составляет средний заработок, который исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

При сокращении штата работодатель обязан предложить сотруднику другую имеющуюся у него в данной местности работу — вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, а также вакантную нижестоящую должность или работу. С этими предложениями работник знакомится под роспись. Он может взять время на размышления о предложении работодателя — до истечения срока предупреждения об увольнении.

Со стороны работодателя также издается приказ о сокращении штата работников в произвольной форме. В документе обязательно указывается следующая информация:

  • основание сокращения (решение собственника, реорганизация или другое);
  • должности, какое количество штатных единиц подлежат сокращению;
  • дата введения изменений (с учетом срока предупреждения работников об увольнении).

Если работник-пенсионер был уволен досрочно, дав на это согласие, то в приказе отражаются реквизиты письменного согласия (оно может быть зафиксировано прямо на приказе). Роструд советует прикладывать подлинник письменного согласия сотрудника на досрочное увольнение, а заверенную копию приобщать к личному делу. С приказом сотрудник должен быть ознакомлен под роспись.

В трудовой книжке делается запись о расторжении трудового договора в связи с сокращением штата (основания п. 2 ст. 81 ТК РФ), ставятся подпись и печать работодателя и подписью увольняемого сотрудника.

В день увольнения сотрудник получает от работодателя:

  • трудовую книжку;
  • все выплаты. Если сотрудник в этот день не работал, то суммы выплачиваются не позднее дня, следующего после предъявления уволенным работником требования о расчете;
  • справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы;
  • заверенные копии документов, связанных с работой (если сотрудник затребовал их по письменному заявлению).

Сколько выходных пособий обязан выплатить работодатель при сокращении работника-пенсионера?

Работодатель обязан выплатить одно выходное пособие и сохранить за работником средний заработок на период поиска новой работы (ст. 178 ТК РФ).

Выходное пособие при сокращении штата выплачивается в размере среднего месячного заработка. Если в течение двух месяцев после увольнения человек не устраивается на другую работу, ему выплачивается еще один средний месячный заработок. Чтобы его получить, человек пишет заявление и обращается с ним к работодателю, а также предоставляет ему свою трудовую книжку.

В некоторых случаях средний месячный заработок сохраняется в течение третьего месяца со дня увольнения. Но это зависит от решения службы занятости — при условии, если человек обратился в эту организацию в двухнедельный срок после увольнения и ему не смогли помочь с трудоустройством.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 20 августа 2013 г. № 189п “Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации”

В целях повышения доверия общества к Пенсионному фонду Российской Федерации, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения работниками системы ПФР должностных обязанностей, а также предупреждения коррупции в ПФР и его территориальных органах Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации.

2. Управляющим отделениями ПФР, директору федерального учреждения «Информационный центр персонифицированного учета», руководителям структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР и Ревизионной комиссии ПФР:

организовать ознакомление работников с Кодексом этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации;

при проведении аттестации и оценке деловых и моральных качеств работников ПФР учитывать соблюдение ими положений Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу постановление Правления ПФР от 02 сентября 2009 г. № 195п «Об утверждении Кодекса профессиональной этики работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правления ПФР Дроздова А.В.

Председатель А. Дроздов

Кодекс
этики и служебного поведения
работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации
(утв. постановлением Правления ПФР от 20 августа 2013 г. № 189п)

I. Общие положения

1. Настоящий Кодекс разработан в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Настоящий Кодекс разработан с целью установления этических норм и правил служебного поведения работников системы ПФР для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности, а также укрепления авторитета работников Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных учреждений (далее - соответственно ПФР, система ПФР) и повышения доверия граждан и организаций к Пенсионному фонду Российской Федерации.

3. Настоящий Кодекс представляет собой свод общих профессиональных принципов и правил поведения, которыми надлежит руководствоваться всем работникам системы ПФР независимо от занимаемой должности.

4. Правовую основу настоящего Кодекса составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, постановления и распоряжения Правления ПФР.

5. Настоящий Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе ПФР, основанных на нормах морали, уважительном отношении к работе ПФР в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности работников системы ПФР, их самоконтроля.

6. Анализ и оценка соблюдения правил профессиональной этики являются обязательными при проведении аттестации, включении в резерв кадров, назначении на вышестоящую должность, поощрении и награждении.

7. Лицу, поступающему на работу в ПФР и его территориальные органы, рекомендуется ознакомиться с положениями настоящего Кодекса и руководствоваться ими в процессе своей трудовой деятельности, а каждому работнику принимать все меры для соблюдения положений Кодекса.

8. Знание и соблюдение работником системы ПФР положений настоящего Кодекса является одним из критериев оценки их служебного поведения.

II. Основные принципы профессиональной этики работника системы ПФР

9. Деятельность системы ПФР и ее работников основывается на следующих принципах профессиональной этики:

приоритет прав и интересов граждан Российской Федерации: пенсионеров, получателей социальных пособий и застрахованных лиц;

сохранность и прирост средств пенсионных накоплений граждан Российской Федерации;

эффективный внутренний контроль;

доверие, уважение и доброжелательность к коллегам по работе.

III. Общие принципы и правила поведения во время исполнения работником системы ПФР должностных обязанностей

10. Полностью осознавая свою социальную роль и ответственность перед государством, обществом и гражданами, работник системы ПФР призван:

добросовестно и на высоком профессиональном уровне исполнять свои должностные обязанности, соблюдая все требования в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами в целях обеспечения эффективной работы ПФР и реализации возложенных на него задач; при принятии решения учитывать только объективные обстоятельства, подтвержденные документами;

исходить из того, что соблюдение и защита пенсионных и социальных прав граждан определяют основной смысл и содержание деятельности системы ПФР;

осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного учреждения;

не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

исключать действия, связанные с возможностью приобретения материальной или личной выгоды или влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) или иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

быть корректным, внимательным, доброжелательным и вежливым с гражданами, а также в своих отношениях с вышестоящими руководителями, коллегами и подчиненными;

проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей;

создавать условия для развития добросовестной конкурентной среды и обеспечивать объективность и прозрачность при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

не допускать поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету ПФР;

придерживаться правил делового поведения и связанных с осуществлением возложенных на ПФР государственных социальных функций этических норм; поддерживать порядок на рабочем месте; в одежде соблюдать опрятность и чувство меры.

11. Работники системы ПФР, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, должны быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, должны способствовать формированию в системе ПФР благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

12. Работник системы ПФР обязан:

уведомлять работодателя (его представителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;

передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов;

уведомлять работодателя (его представителя) о получении работником подарка и передавать указанный подарок, стоимость которого превышает 3 тыс. рублей, по акту с сохранением возможности его выкупа в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

13. Работник системы ПФР не имеет права:

злоупотреблять должностными полномочиями, склонять кого-либо к правонарушениям, имеющим коррупционную направленность;

во время исполнения им должностных обязанностей вести себя вызывающе по отношению к окружающим, проявлять негативные эмоции, использовать слова и выражения, не допускаемые деловым этикетом.

IV. Конфликт интересов

14. В целях недопущения возникновения конфликта интересов в сферах деятельности ПФР, осуществление которых подвержено коррупционным рискам, работник системы ПФР обязан:

воздерживаться от совершения действий и принятия решений, которые могут привести к конфликту интересов;

действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, соблюдать правила и процедуры, предусмотренные нормативными актами ПФР и настоящим Кодексом;

уведомлять работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме.

15. В случае если непосредственный руководитель должным образом не отреагировал на полученную от работника системы ПФР информацию, работнику следует обратиться к вышестоящему руководителю или в структурные подразделения системы ПФР, обеспечивающие безопасность и внутренний контроль, которые имеют право инициировать или провести проверку поступившей информации.

16. Работодатель, если ему стало известно о возникновении у работника системы ПФР личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

17. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного положения работника системы ПФР, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

18. Регулирование вопросов, связанных с возникновением конфликта интересов должностных лиц системы ПФР в процессе инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2006 г. № 113 «Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений».

19. Должностные лица системы ПФР, приступающие к осуществлению деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, или осуществляющие указанную деятельность, обязаны ежегодно информировать вышестоящего руководителя о наличии или об отсутствии предконфликтной ситуации с их участием. Указанные лица обязаны сообщать о возникновении предконфликтной ситуации с их участием в 10-дневный срок с даты ее возникновения.

V. Ответственность за нарушение требований Кодекса

20. Нарушение требований настоящего Кодекса квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником системы ПФР должностных обязанностей, влечет одно из установленных федеральными законами дисциплинарных взысканий и (или) учитывается при принятии решения при проведении аттестации.

21. Вопросы обеспечения соблюдения работниками системы ПФР требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов рассматриваются комиссиями ПФР и его территориальных органов по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами ПФР.

22. Нарушение правил антикоррупционного поведения влечет проведение служебного расследования по обстоятельствам возникновения коррупционно- опасной ситуации.

23. Работник системы ПФР в зависимости от тяжести совершенного проступка несёт дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

24. Наложение дисциплинарного взыскания за нарушение установленных настоящим Кодексом правил поведения во время исполнения должностных обязанностей осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

25. Если работник системы ПФР не уверен, как необходимо поступить в соответствии с настоящим Кодексом, он должен обратиться за консультацией (разъяснениями) к своему непосредственному руководителю либо в кадровое или юридическое подразделение ПФР или его территориального органа, либо в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Обзор документа

Разработан новый Кодекс этики и служебного поведения работника системы ПФР.

Деятельность системы ПФР и ее работников основывается на определенных принципах. К ним дополнительно отнесены ответственность, объективность, доверие, уважение и доброжелательность к коллегам.

Как и ранее, работник системы ПФР обязан добросовестно и на высоком уровне исполнять свои должностные обязанности. Он не должен оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям. Не следует совершать действия, связанные с возможностью приобрести материальную или личную выгоду. Необходимо быть корректным, внимательным, доброжелательным и вежливым с гражданами. Требуется избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету ПФР.

Предусмотрены обязанности сотрудника уведомлять о совершении коррупционных действий, представлять сведений о доходах, расходах (собственных, супругов и несовершеннолетних детей), сообщать о получении подарка стоимостью более 3 000 руб. и др.

Особое внимание уделено предотвращению конфликта интересов. Усовершенствован порядок привлечения к ответственности за нарушение требований Кодекса.

Прежний Кодекс профессиональной этики работников системы ПФР признан утратившим силу.

Читайте также: