О командировании работников системы пфр

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 сентября 2015 г. N 426р

О ВОЗЛОЖЕНИИ ЗАДАЧ И РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ
В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

В целях совершенствования организации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в сфере противодействия коррупции:

1. Задачи в сфере противодействия коррупции возложить на следующие структурные подразделения:

1.1. формирование у работников нетерпимости к коррупционному поведению - Департамент обеспечения безопасности (Богатиков В.Н.);

(в ред. расп. от 29.08.2016 N 419р)

1.2. профилактика коррупционных правонарушений в системе ПФР - Департамент обеспечения безопасности (Богатиков В.Н.);

(в ред. расп. от 29.08.2016 N 419р)

1.3. разработка и принятие мер, направленных на обеспечение соблюдения работниками ПФР запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, - Департамент обеспечения безопасности (Богатиков В.Н.), Департамент правовой политики (Лесникова Т.В.), Департамент кадровой политики (Корякина Ю.С.);

(в ред. расп. от 18.04.2018 N 201р)

1.4. осуществление контроля за соблюдением работниками ПФР запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, - Департамент обеспечения безопасности (Богатиков В.Н.), Департамент кадровой политики (Корякина Ю.С.);

(в ред. расп. от 18.04.2018 N 201р)

1.5. осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в Межрегиональном информационном центре Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за реализацией в Межрегиональном информационном центре Пенсионного фонда Российской Федерации мер по профилактике коррупционных правонарушений - Департамент обеспечения безопасности (Богатиков В.Н.), Департамент кадровой политики (Корякина Ю.С.), Межрегиональный информационный центр Пенсионного фонда Российской Федерации (Янкин К.Г.).

(в ред. расп. от 18.04.2018 N 201р)

2. Основной задачей Комиссии ПФР по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов является содействие в обеспечении соблюдения работниками ПФР ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, а также в осуществлении в ПФР мер по предупреждению коррупции.

3. Установить, что в соответствии с возложенными задачами ответственными за реализацию ПФР полномочий в сфере противодействия коррупции являются:

3.1. Департамент обеспечения безопасности (Богатиков В.Н.) в части полномочий:

- обеспечение соблюдения работниками ПФР запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

- принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов;

- рассмотрение обращений, писем и жалоб граждан, юридических лиц, сообщений государственных органов, а также сообщений средств массовой информации, содержащих информацию о возможных коррупционных проявлениях среди работников ПФР, его территориальных органов и МИЦ ПФР;

(в ред. расп. от 18.04.2018 N 201р)

- обеспечение деятельности Комиссии ПФР по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

- обеспечение реализации обязанности работников ПФР уведомлять работодателя, органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;

- осуществление проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также иных сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представленных гражданами, претендующими на замещение, и лицами, замещающими должности в системе ПФР, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей указанных лиц (далее - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) в случаях и в порядке, установленных актами ПФР в сфере противодействия коррупции;

(в ред. расп. от 18.04.2018 N 201р)

- обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения в ПФР законных прав и интересов работника ПФР, сообщившего работодателю, органам прокуратуры, другим государственным органам в соответствии с их компетенцией о ставшем ему известном факте коррупции;

- оказание работникам ПФР консультативной помощи по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе с подготовкой сообщений о фактах коррупции;

- организация в пределах своей компетенции антикоррупционного просвещения работников ПФР;

- подготовка в пределах своей компетенции проектов нормативных правовых актов ПФР в сфере противодействия коррупции;

- организация и методическое обеспечение работы территориальных органов ПФР и МИЦ ПФР по реализации названных в настоящем пункте полномочий в сфере противодействия коррупции;

(в ред. расп. от 18.04.2018 N 201р)

- осуществление иных полномочий в сфере противодействия коррупции в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами ПФР, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных структурных подразделений ПФР.

- обеспечение реализации обязанности работников ПФР уведомлять о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

- осуществление проверок фактов возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

- подготовка мотивированных заключений по результатам рассмотрения уведомлений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

(доп. расп. от 29.08.2016 N 419р)

3.2. Департамент кадровой политики (Корякина Ю.С.) в части полномочий:

(в ред. расп. от 18.04.2018 N 201р)

- сбор и анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, подготовка таких сведений (в том числе заполнение с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера), а также в Департамент общественных связей и взаимодействия со средствами массовой информации (Нагога М.Г.) для размещения на официальном сайте ПФР в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, хранение таких сведений;

(в ред. расп. от 18.04.2018 N 201р)

- участие в обеспечении соблюдения работниками ПФР запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

- обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения в ПФР законных прав и интересов работника ПФР, сообщившего работодателю, органам прокуратуры, другим государственным органам в соответствии с их компетенцией о ставшем ему известном факте коррупции;

- обеспечение соблюдения гражданами, замещавшими должности федеральной государственной гражданской службы, ограничений при заключении ими после увольнения с федеральной государственной гражданской службы трудового договора с ПФР в случаях, предусмотренных федеральными законами;

- оказание консультативной помощи и организация в пределах своей компетенции антикоррупционного просвещения работников ПФР;

- подготовка в пределах своей компетенции проектов нормативных правовых актов ПФР в сфере противодействия коррупции;

- организация и методическое обеспечение работы территориальных органов ПФР и МИЦ ПФР по реализации названных в настоящем пункте полномочий в сфере противодействия коррупции.

(в ред. расп. от 18.04.2018 N 201р)

3.3. Департамент по осуществлению закупок (Руднев А.С.) в части полномочий:

- обеспечение соблюдения гражданами, замещавшими должности федеральной государственной гражданской службы, ограничений при заключении ими после увольнения с федеральной государственной гражданской службы гражданско-правового договора с ПФР в случаях, предусмотренных федеральными законами;

- подготовка в пределах своей компетенции проектов нормативных правовых актов ПФР в сфере противодействия коррупции;

- организация и методическое обеспечение работы территориальных органов ПФР и МИЦ ПФР по реализации названных в настоящем пункте полномочий в сфере противодействия коррупции.

(в ред. расп. от 18.04.2018 N 201р)

3.4. Департамент правовой политики (Лесникова Т.В.) в части полномочий:

- проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов ПФР и проектов нормативных правовых актов ПФР;

- участие в обеспечении соблюдения работниками ПФР запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

- оказание консультативной помощи и организация в пределах своей компетенции антикоррупционного просвещения работников ПФР;

- подготовка в пределах своей компетенции проектов нормативных правовых актов ПФР в сфере противодействия коррупции;

- организация и методическое обеспечение работы территориальных органов ПФР и МИЦ ПФР по реализации названных в настоящем пункте полномочий в сфере противодействия коррупции.

(в ред. расп. от 18.04.2018 N 201р)

3.5. Административно-хозяйственный департамент (Елисеев И.В.) в части полномочий:

- прием подарков, полученных работниками ПФР в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, их оценка для принятия к бухгалтерскому учету, а также реализация указанных подарков в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами ПФР;

- подготовка в пределах своей компетенции проектов нормативных правовых актов ПФР в сфере противодействия коррупции;

- организация и методическое обеспечение работы территориальных органов ПФР и МИЦ ПФР по реализации названных в настоящем пункте полномочий в сфере противодействия коррупции.

(в ред. расп. от 18.04.2018 N 201р)

3.6. Ревизионная комиссия ПФР (Белистов И.П.) в части полномочий:

- подготовка информации о выявленных ревизиями и проверками нарушениях, создающих условия для коррупционных проявлений, и нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции для последующего ее направления руководству ПФР и в Департамент обеспечения безопасности (Богатиков В.Н.);

- подготовка в пределах своей компетенции проектов нормативных правовых актов ПФР в сфере противодействия коррупции;

- организация и методическое обеспечение работы контрольно-ревизионных отделов (управлений, групп) отделений ПФР по реализации названных в настоящем пункте полномочий в сфере противодействия коррупции.

3.7. Департамент общественных связей и взаимодействия со средствами массовой информации (Нагога М.Г.) в части полномочий:

- размещение на официальном сайте ПФР в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предоставление общероссийским средствам массовой информации материалов, подготовленных структурными подразделениями ПФР в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере противодействия коррупции;

- подготовка материалов по результатам мониторинга средств массовой информации (включая размещенные в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), содержащих сведения о фактах коррупции в ПФР и его территориальных органах, для последующего их направления руководству ПФР и в Департамент обеспечения безопасности (Богатиков В.Н.);

- подготовка в пределах своей компетенции проектов нормативных правовых актов ПФР в сфере противодействия коррупции;

- организация и методическое обеспечение работы территориальных органов ПФР и МИЦ ПФР по реализации названных в настоящем пункте полномочий в сфере противодействия коррупции.

(в ред. расп. от 18.04.2018 N 201р)

4. Комиссия ПФР по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Положением о ней рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов в отношении работников ПФР, иные вопросы по предупреждению коррупции в ПФР, принимает решения, включая решения о направлении материалов в отношении работника ПФР в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией, готовит рекомендации, в том числе о применении к работникам ПФР мер ответственности.

Положение о Комиссии Пенсионного фонда Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов утверждено постановлением Правления ПФР от 11.06.2013 N 136п "О Комиссии Пенсионного фонда Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов" (зарегистрировано в Минюсте России 15 июля 2013 г. N 29067).

5. Департаменту кадровой политики (Корякина Ю.С.), Департаменту правовой политики (Лесникова Т.В.), Департаменту обеспечения безопасности (Богатиков В.Н.), Департаменту по осуществлению закупок (Руднев А.С.) подготовить предложения по внесению изменений в положения о соответствующих структурных подразделениях Исполнительной дирекции ПФР.

6. Пункт утратил силу.

(у. с. п. 6 расп. от 18.04.2018 N 201р)

6. Управляющим отделениями ПФР, директору МИЦ ПФР Янкину К.Г. в соответствии с настоящим распоряжением внести изменения в положения о структурных подразделениях и (или) должностные инструкции работников, ответственных за реализацию полномочий в сфере противодействия коррупции.

(в ред. расп. от 18.04.2018 N 201р)

7. Признать распоряжение Правления ПФР от 29 декабря 2012 г. N 475р "О распределении полномочий в сфере противодействия коррупции" утратившим силу.

8. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Время от времени мы обращаемся к теме начисления страховых взносов, что, собственно, понятно - не все моменты четко разъяснены законодателем. К тому же она (тема) корреспондирует и с другими вопросами, наиболее актуальными из которых (в последнее время) являются соцстраховские пособия: какие выплаты нужно учесть при их исчислении? Понятно, что те, на которые начисляются страховые взносы. И. вновь возникают непонятные моменты. Причем попытки официальных инстанций (Минздравсоцразвития (Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах. "), ПФР и ФСС (Подпункт 1 п. 1 ст. 28, пп. 3 п. 3 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ)) "подправить" ситуацию (путем выпуска многочисленных писем) порой не увенчиваются успехом - не все ответы (на наш взгляд) в достаточной мере основаны на нормах действующего законодательства.
Сегодня рассмотрим наиболее интересные из них подробнее (тем более что это представляется весьма актуальным в преддверии предстоящих в 2011 г. (Совместное Письмо ПФР и ФСС РФ от 21.12.2010 N ТМ-30-24/13848/02-03-08/13-2872 "О планировании совместных выездных проверок". Дополнительно см. Письмо Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 19-5/10/2-1748) за расчетный период 2010 г. (Письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 N 1344-19) соответствующих выездных проверок (Распоряжение Правления ПФР от 11.05.2010 N 127р "Об утверждении Временных методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов") плательщиков страховых взносов, которые, кстати, могут проходить не без участия налоговых органов (Соглашение о взаимодействии ПФР и ФНС России от 22.02.2011)).

Выплаты, не предусмотренные трудовыми договорами

Наибольшее количество вопросов возникало у плательщиков по поводу необходимости включения в базу для обложения взносами выплат, не предусмотренных трудовыми договорами.

Официальная позиция

Минздравсоцразвития за прошедший год не раз высказывало свою точку зрения в рассматриваемой ситуации (Письма от 10.03.2010 N 10-4/308103-19, от 16.03.2010 N 589-19, от 23.03.2010 N 647-19), которая сводится к следующему: согласно п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования") к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.

С учетом изложенного выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и, значит, связанные с трудовыми договорами.
Исключением являются только суммы, указанные в ст. 9 Закона о страховых взносах, которые страховыми взносами не облагаются (названный подход поддержал и ФСС РФ в Письме от 15.02.2010 N 02-03-09/08-147П).

Комментарий

Для того чтобы четко разобраться в рассматриваемой проблеме, необходимо вспомнить, что согласно п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
При этом в ст. 15 ТК РФ особо подчеркивается, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. Более того, ст. 16 ТК РФ также определяет, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
Анализ вышеназванных положений позволяет сделать однозначный вывод о том, что для включения в объект обложения взносами какой-либо выплаты требуется одновременное соблюдение следующих условий:
- выплата должна быть предусмотрена в трудовом договоре;
- выплата должна носить характер вознаграждения за выполненную работу, оказанную услугу в связи с исполнением трудовой функции.
При несоответствии выплаты хотя бы одному из вышеобозначенных критериев законодательных оснований для включения ее в объект обложения взносами не имеется.
Таким образом, выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, не подлежат обложению страховыми взносами как не производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и, значит, не связанные с трудовыми договорами.
Следовательно, несмотря на разъяснения официальных органов (далее по тексту в скобках указаны реквизиты изданных документов), отсутствуют законодательные нормы для включения в объект обложения взносами:
- материальной помощи, выплаченной работнику в любом размере вне зависимости от целей ее использования, но не предусмотренной в трудовом договоре (Письма Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 426-19, от 10.03.2010 N 10-4/306657-19, от 17.05.2010 N 1212-19);
- суммы частичной оплаты за работников стоимости путевок в санатории/разницы между полной и льготной стоимостью путевки (Письма Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 426-19, ПФР от 28.10.2010 N 30-19/11437);
- суммы невозвращенного долга в случае прекращения обязательств по возврату работником денежных средств по договору займа (Письмо Минздравсоцразвития России от 17.05.2010 N 1212-19);
- суммы невозвращенного долга в случае прекращения обязательств по возврату работником денежных средств по договору ссуды (Письмо Минздравсоцразвития России от 21.05.2010 N 1283-19);
- оплаты организацией за своего работника процентов по нецелевому кредиту, взятому работником на потребительские цели, а не конкретно на приобретение или строительство жилья (Письмо Минздравсоцразвития России от 13.08.2010 N 2640-19);
- частичной компенсации коммунальных услуг, предусмотренной коллективным договором, и компенсации на содержание детей в детских дошкольных учреждениях (Письмо ПФР от 18.10.2010 N 30-21/10970);
- уплаты членских взносов и сумм за получение аттестатов бухгалтеров (Письмо Минздравсоцразвития России от 05.08.2010 N 2519-19; примечательно, что ранее данное ведомство было более лояльно и в Письме от 17.05.2010 N 1212-19 разъясняло, что членские взносы в ИПБ не предназначены для оплаты каких-либо консультационных или информационных услуг, цель их внесения - финансирование деятельности отмеченной выше организации, в том числе содержание административного аппарата, а оплата работодателем вышеназванных сумм не является предметом трудового договора, заключенного с бухгалтером, и, соответственно, не является объектом обложения страховыми взносами).
Отметим, что в терминологическом смысле использование понятия "ссуда" в данном Письме Минздравсоцразвития юридически некорректно: договор ссуды можно заключить лишь в отношении конкретной натуральной вещи, определенной индивидуальными признаками, причем договор ссуды должен четко характеризовать имущество, подлежащее передаче, так как ссудополучатель обязуется вернуть ту же вещь - п. 1 ст. 689, п. 2 ст. 691, ст. 607 ГК РФ. В случае передачи денежных средств следует использовать понятийный аппарат в соответствии со ст. ст. 807 - 821 ГК РФ, а именно "заем или кредит".

О договорах дарения

На практике возникают вопросы обложения страховыми взносами стоимости подарков, полученных работниками организации.

Официальная позиция

В Письмах Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 N 406-19, от 05.03.2010 N 473-19 со ссылками на ст. ст. 128, 574 ГК РФ разъяснено, что в случае передачи подарка (в том числе в виде денежных сумм) работнику по договору дарения, заключенному в письменной форме, у организации объекта обложения страховыми взносами на основании ч. 3 ст. 7 Закона о страховых взносах не возникает. А стоимость приобретенных подарков для работников, предусмотренных трудовыми договорами (коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами), не оформленных договорами дарения, будет являться объектом обложения страховыми взносами. Аналогичную позицию занимает и ПФР в Письме от 29.09.2010 N 30-21/10260.

Комментарий

Для правомерного выбора режима обложения взносами стоимости подарка, полученного сотрудником, изначально необходимо определить: в связи с чем производится выдача соответствующего подарка, связана ли она с выполнением работником трудовой функции?
В случае если подарок выдается работнику в качестве поощрения за труд - ст. ст. 129, 135, 191 ТК РФ (то есть не по гражданско-правовому договору, о котором идет речь в п. 3 ст. 7 Закона о страховых взносах), то, безусловно, его стоимость облагается страховыми взносами на основании п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах вне зависимости от того, оформлена ли эта выдача письменно или устно, поскольку несоблюдение письменной формы договора никоим образом не влияет на юридическую квалификацию дарения в свете норм налогового и трудового законодательства.
Если же выдача подарка производится по иным, не связанным с трудом работника основаниям (в связи с гражданско-правовыми отношениями), то его стоимость по определению не входит в объект обложения и, соответственно, не облагается страховыми взносами, в том числе согласно п. 3 ст. 7 Закона о страховых взносах (при этом также несоблюдение формы договора - ст. 162 ГК РФ - в рассматриваемом контексте не приводит к каким-либо финансовым последствиям).

Командировка: оплата проживания без документов

Довольно часто возникают ситуации, когда работодатель возмещает сотруднику расходы по найму жилья без подтверждающих документов.

Официальная позиция

Минздравсоцразвития в Письме от 06.08.2010 N 2538-19 указало, что оплата в том числе расходов, не поименованных в ст. 9 Закона о страховых взносах, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые в пользу работников в рамках трудовых правоотношений. Таким образом, подлежат обложению страховыми взносами, в силу ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах, не подтвержденные документально расходы по найму жилого помещения в командировке. Также указанное ведомство в Письме от 11.11.2010 N 3416-19 подчеркнуло, что коммерческая организация не облагает страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только фактически произведенные расходы по найму жилого помещения работника организации при его командировании как по территории РФ, так и за ее пределы.

Комментарий

Согласно п. 2 ст. 9 Закона о страховых взносах при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами расходы по найму жилого помещения. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Следовательно, работодатель самостоятельно устанавливает норматив возмещения расходов на проживание без подтверждающих документов во внутренних документах организации, и суммы, выплаченные в пределах названного норматива, не подлежат обложению взносами.
Аналогичного мнения ранее придерживалось Минздравсоцразвития России в Письме от 26.05.2010 N 1343-19: в случае если работник документально не подтвердил произведенные в командировке расходы по найму жилого помещения, данные расходы могут быть освобождены от обложения страховыми взносами только в размере, определенном в коллективном договоре или локальном нормативном акте.

Реорганизация плательщика в форме преобразования

У плательщиков, которые провели в течение 2010 г. реорганизацию компании в форме преобразования, возникал вопрос: при подсчете лимита в размере 415 000 руб. следует ли учитывать выплаты, произведенные с начала года, то есть до момента реорганизации?

Официальная позиция

В Письме Минздравсоцразвития России от 28.05.2010 N 1375-19 обращено внимание на следующее: п. 4 ст. 57 ГК РФ установлено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Таким образом, при реорганизации хозяйственного общества в форме преобразования создается новая организация.
Согласно ч. 3 ст. 10 Закона о страховых взносах, если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года. При этом Законом о страховых взносах не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации.
С учетом изложенного при реорганизации юридического лица в форме преобразования вновь возникшая организация при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации. У вновь созданной организации (ОАО) в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников начиная со дня создания этой организации, то есть со дня ее государственной регистрации.

Комментарий

Анализируя вышеизложенную ситуацию, вспомним, что подобный вопрос возникал и у плательщиков ЕСН, и Минфин также считал, что не имеется правовых оснований для учета в налоговой базе возникшего в результате преобразования юридического лица выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц до реорганизации (Письма от 08.04.2010 N 03-04-07/1-16, от 23.11.2009 N 03-04-06-02/84).
Однако Президиум ВАС РФ по рассматриваемой проблеме пришел к иному выводу (Постановление от 01.04.2008 N 13584/07).
Судом было отмечено следующее: как установлено ст. 75 ТК РФ, при реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются. Выплаты и вознаграждения, являющиеся объектом обложения единым социальным налогом, представляют собой оплату труда, которая является существенным условием трудового договора.
На данном основании, а также с учетом содержания п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ суд указал, что выплаты, осуществляемые в силу трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении налоговой базы по ЕСН реорганизованной организации.
При этом подчеркнуто, что особенностью ЕСН является накопительный порядок исчисления его налоговой базы путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников и других физических лиц.
Принимая во внимание аналогичность норм законодательства по страховым взносам и законодательства по ЕСН - п. 1 ст. 7, п. п. 1, 3, 4 ст. 8 Закона о страховых взносах, полагаем, что выводы ВАС РФ по ЕСН вполне уместно применить и к ситуации по страховым взносам. Вместе с тем (стоит отметить) при наличии противоположного мнения Минздравсоцразвития учет у преобразованной организации накопленной до преобразования суммы выплат физическим лицам для целей исчисления страховых взносов может привести к спорам с контролерами.

Оплата проезда работникам, успешно обучающимся в образовательных учреждениях

И еще обратим внимание бухгалтерских служб организаций на Письмо Минздравсоцразвития России от 20.04.2010 N 939-19, в котором разъясняется следующее: ст. 173 ТК РФ определено, что работникам, успешно обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.
Таким образом, суммы производимой работодателем в соответствии с вышеприведенным положением ТК РФ оплаты один раз в учебном году проезда работников, которые успешно обучаются по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к месту учебы и обратно не подлежат обложению страховыми взносами на основании пп. "е" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах.
Определенные затруднения в применении на практике вышеупомянутой нормы может вызывать понятие "успешно обучающийся".
Отдельные эксперты полагают, что работники считаются успешно обучающимися, если у них отсутствует задолженность за предыдущий курс или семестр, к началу сессии они сдали зачеты и выполнили все контрольные, курсовые и другие работы, предусмотренные учебным планом, по дисциплинам, вынесенным на сессию, а также если они имеют удовлетворительные оценки.
Однако на законодательном уровне не установлено, какие лица относятся к успешно обучающимся. Единственным подтверждением успешного обучения является наличие справки-вызова из вуза, которая сама по себе выдается учебным заведением лицам, успешно обучающимся. Работодатель, которому представлена такая справка, обязан оплатить соответствующий проезд сотруднику, при этом вводить свои критерии успешности обучения работодатель не вправе.

К сведению. Названный подход используется и при применении ст. 174 ТК РФ, содержащей гарантии по оплате проезда при получении сотрудником среднего профессионального образования, которые предоставляются на основании аналогичной справки-вызова из среднего специального учебного заведения.

В завершение отметим, что при выездных проверках контролирующие органы, скорее всего, будут руководствоваться письмами вышестоящих инстанций. Однако ничто не препятствует плательщикам применять нормы законодательства о страховых взносах в понимании, отличающемся от трактовки официальных органов.

Зарегистрировано в Минюсте России 05 июня 2020 г. № 58605

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2019, N 51, ст. 7488) Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.

2. Признать утратившими силу порядок и условия направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2018 г. N 3п "Об утверждении формата, порядка и условий направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (зарегистрировано Минюстом России 5 февраля 2018 г., регистрационный N 49887).

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правления ПФР Топилина М.А.Председатель М. Топилин


Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июня 2020 г.

Приложение
Утвержден
постановлением Правления ПФР
от 11 марта 2020 г.
N 178п
Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета
I. Общие положения

1. Настоящий Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета определяет общие принципы, правила и условия организации информационного обмена при представлении страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета в электронном виде (далее - представление индивидуальных сведений в электронном виде) и направлении в электронном виде страхователю документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2019, N 51, ст. 7488) (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).

2. Участниками информационного обмена при осуществлении электронного документооборота являются:

страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832; 2018, N 49, ст. 7497) (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ), статьей 2 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1943; 2014, N 30, ст. 4217) (далее - Страхователь);

Пенсионный фонд Российской Федерации;

операторы, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между Пенсионным фондом Российской Федерации и страхователями (далее - Оператор).

4. Для регистрации в системе электронного документооборота ПФР Страхователи направляют заявление на подключение к системе электронного документооборота ПФР (далее - Заявление на подключение), которое содержит:

регистрационный номер Страхователя в ПФР;

регистрационный номер Оператора;

наименование Страхователя в ПФР (юридического лица), Оператора;

фамилию, имя, отчество (при наличии) Страхователя (физического лица);

сведения об адресе (месте нахождения) Оператора;

контактный телефон и адрес электронной почты Оператора;

страховой номер индивидуального лицевого счёта Страхователя;

индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);

код причины постановки на учет (КПП);

сведения о представителе (в случае представления Страхователем индивидуальных сведений в электронном виде через представителя, осуществляющего свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2013, N 19, ст. 2327), или уполномоченного распорядительным актом).

5. ПФР в течение двух рабочих дней после получения Заявления на подключение направляет Страхователю уведомление о результате рассмотрения с отметкой об удовлетворении или об отказе в удовлетворении Заявления на подключение.

6. В случае если в Заявлении на подключение сведения о Страхователе внесены не полностью или содержат ошибки ПФР вправе отказать в удовлетворении Заявления на подключение.

7. В случае прекращения доверенности Страхователь направляет уведомление о прекращении полномочий представителя.

8. Для отключения Страхователя от системы электронного документооборота ПФР Страхователь направляет в ПФР заявление на отключение от системы электронного документооборота ПФР (далее - Заявление на отключение).

9. ПФР в течение двух рабочих дней после получения Заявления на отключение направляет Страхователю уведомление о результате рассмотрения с отметкой об удовлетворении Заявления на отключение.
III. Порядок взаимодействия участников информационного обмена при представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета

10. Для представления индивидуальных сведений в электронном виде Страхователь (представитель) подготавливает указанные сведения в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью, и отправляет через оператора в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в зашифрованном виде.

При представлении индивидуальных сведений Страхователем (представителем) они заверяются подписью этого лица (представителя) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

11. Датой представления индивидуальных сведений в электронной форме через оператора считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации1, о чем оператором делается соответствующая отметка при составлении документа "Опись содержания пакета" и направляется в орган системы ПФР в пакете с подготовленными электронными документами со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

12. Датой представления документов страхователя с использованием Кабинета страхователя считается дата, зафиксированная в электронном документе "Квитанция о регистрации", сформированном в Кабинете страхователя.

13. В течение одного рабочего дня с момента поступления электронных документов при представлении индивидуальных сведений в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет Страхователю подтверждение получения указанных сведений - уведомление о доставке (далее - Уведомление о доставке).

14. ПФР в течение трех рабочих дней с момента направления уведомления о доставке выполняет следующие действия:

1) Проверяет усиленную квалифицированную подпись (далее - УКЭП) Оператора и состав пакета.

2) Расшифровывает входящие документы.

В случае выявления ошибок при проверках, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 14 настоящего Порядка, отправляется электронный документ "Уведомление об отказе в приеме пакета".

3) Проверяет УКЭП страхователя.

4) Осуществляет проверку индивидуальных сведений на соответствие установленной форме, формату и порядку заполнения.

15. При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, страхователю направляется уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации2, для исправления в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.

Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

16. В случае подключения страхователя к системе электронного документооборота ПФР формы документов для привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, уполномоченный работник территориального органа ПФР формирует в электронном виде по формам, утвержденным постановлением Правления ПФР от 23 ноября 2016 г. N 1058п "Об утверждении форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", и о признании утратившим силу постановления Правления ПФР от 29 июля 2016 г. N 684п" (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 2017 г., регистрационный N 46627), подписывает электронной подписью и направляет Страхователю в зашифрованном виде.

В случае направления указанных документов в электронном виде территориальный орган ПФР не направляет их на бумажном носителе.

17. Датой получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через оператора, считается дата, указанная в электронном документе "Уведомление о доставке", который формируется автоматически при их поступлении на транспортный сервис оператора и высылается одновременно в адреса всех участников информационного обмена.

18. Датой получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через Кабинет страхователя, считается дата их размещения в Кабинете страхователя.

При размещении в Кабинете страхователя документов в электронном виде от территориальных органов ПФР автоматически формируется и размещается в Кабинете страхователя электронный документ "Уведомление о доставке".
IV. Обеспечение защиты сведений индивидуального (персонифицированного) учета

19. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета содержат персональные данные, которые относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2018, № 1, ст. 82).

20. Средства электронной подписи, предназначенные для создания электронных подписей в электронных документах, содержащих информацию ограниченного доступа (в том числе персональные данные), не должны нарушать конфиденциальность такой информации и должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; 2019, N 52, ст. 7794).

21. В целях обеспечения защиты информации при представлении индивидуальных сведений в электронном виде используются средства криптографической защиты информации в соответствии с требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст. 6257).

1 Пункт 32 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 766н (зарегистрировано Минюстом России 6 февраля 2017 г., регистрационный N 45549), с учетом изменений, внесенных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июня 2018 г. N 385н (зарегистрировано Минюстом России 16 июля 2018 г., регистрационный N 51615) (далее - Инструкция).

Читайте также: