О трудовых пенсиях в российской федерации 1992

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля, 22, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 29, 30 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 1 июля, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г., 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р

См. план подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом

О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

17 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Определяются понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования. Выделяются три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Определяются условия назначения трудовых пенсий, порядок их перерасчета и индексации. Устанавливаются периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж, а также порядок его подтверждения. Размер базовой части трудовой пенсии дифференцируется в зависимости от категории пенсионера. При этом учитывается необходимость обеспечения более высокого уровня пенсий инвалидам I группы и престарелым гражданам, а также неработающим лицам, на иждивении которых находятся неработающие члены семьи.

Определяются порядок и сроки назначения, перерасчета размера пенсии и ее выплаты (включая ее доставку), а также перехода с одного вида пенсии на другой.

Федеральный закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2002 года. С этой даты утрачивают силу Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 29-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями позволяет не включать в страховой стаж гражданина, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированного, период, в течение которого он был временно отстранен от должности (работы) в связи с решением органа, осуществляющего уголовное преследование, о применении к нему данной меры процессуального принуждения, и тем самым препятствует восстановлению его пенсионных прав

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и пункта 7 статьи 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, не гарантирует этим лицам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с утраченным доходом семьи в виде заработной платы судьи (ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи), на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса и, по крайней мере, не хуже предусмотренных для членов семей лиц, осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность и в связи с этим подлежавших обязательному пенсионному страхованию

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения позволяют не включать определенные периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 настоящего Федерального закона признаны частично недействующими

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением изменений в статьи 18, 19, подпункт 2 пункта 3 статьи 22, вступающих в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений пунктов 17, 18 и 19 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Действие положений пункта 23 статьи 14 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) в части применения при определении размера накопительной части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 июня 2009 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2009 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений подпункта 2 пункта 3 статьи 5, пунктов 2 - 3.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г.

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ были предусмотрены изменения в настоящий Федеральный закон, вступающие в силу с 1 декабря 2009 г. Названные изменения исключены Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ со дня его официального опубликования

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ статья 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ исключена

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 4 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 3 названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 10 названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 сентября 2007 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2007 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 февраля 2005 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР

от 1 октября 1991 года N 1-98-У

О перерасчете и назначении пенсий с 1 января 1992 года в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Минтруда России от 30 апреля 2020 года N 232
____________________________________________________________________

1. Общие положения


Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"* с 1 января 1992 года вводится в действие для всех категорий пенсионеров.
________________
* В дальнейшем именуется Закон от 20.11.90.

1.1. Перерасчету с применением норм Закона РСФСР (по стажу, заработку, условиям, механизму исчисления) подлежат все виды ранее назначенных пенсий, за исключением некоторых пенсий за выслугу лет, для которых сохранен порядок их назначения и выплаты, предусмотренный союзным законодательством (спортсмены, космонавты, отдельные категории работников здравоохранения и просвещения, артисты).

В связи с изменением прожиточного минимума пересчитываются и пенсии, пересмотренные с 1 марта 1991 года, а также надбавки и повышения к ним.

1.2. В соответствии со статьей 134 Закона РСФСР с 1 января 1992 года на территории республики отменены персональные пенсии, в том числе и ранее назначенные. С указанной даты персональные пенсионеры должны быть переведены на соответствующие виды государственных пенсий по нормам и условиям республиканского Закона. При этом перевод на государственную пенсию осуществляется по выбору пенсионера: из того же заработка, с учетом которого устанавливалась персональная пенсия, из заработка перед персональной пенсией либо перед государственной пенсией с соблюдением правил, предусмотренных разделом VII Закона РСФСР.

1.3. Пенсии, назначенные до введения в действие Закона РСФСР в более высоких размерах, чем полагается по условиям и нормам этого Закона, в том числе и превышающие максимальные, сохраняются в прежнем размере (статья 133 Закона РСФСР в редакции Закона РСФСР "О внесении изменений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 19 апреля 1991 года)*.
________________
* Приказ Минсобеса РСФСР от 29.05.91 N 100.

1.4. Пенсии, пересчитанные по Закону РСФСР, с 1 января 1992 года по 1 июля 1992 года следует выплачивать не более нового размера ограничения (кроме случаев, когда имеется право на более высокий размер пенсии). С 1 июля 1992 года - в полной сумме.

Ограничение пенсии до 1 июля 1992 года производится без учета компенсации. Компенсация начисляется сверх указанного предела.

2. Пенсии по старости (по возрасту)

2.1. С 1 января 1992 года перерасчету подлежат:

минимальные пенсии до размера нового прожиточного минимума; это относится и к пенсии по старости инвалидам войны, получаемой наряду с пенсией по инвалидности;

пенсии, установленные в минимальном размере, до фактического размера, исчисленного исходя из имеющегося заработка с его корректировкой и дополнительно учтенного по новым правилам трудового стажа;

остальные пенсии до фактически полученной суммы, определенной по нормам Закона РСФСР в пределах максимального размера (кроме случаев сохранения прежнего размера) с соблюдением этапов, указанных в пункте 1.4 настоящих указаний).

2.2. В соответствии с пунктами "а" и "б" статьи 12 Закона РСФСР лицам, у которых работа по спискам N 1 и N 2 составляет не менее половины стажа на таких работах, пенсия назначается с уменьшением общеустановленного возраста.

Однако для назначения пенсии при сниженном возрасте требуется наличие общего стажа 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

При этом увеличение размера пенсии на один процент заработка производится за каждый полный год трудового стажа сверх указанных 20 - 25 лет.

Пример. Гр. Селиванова, 53 лет, ее общий трудовой стаж 35 лет, из них 6 лет на работах по списку N 2, средний заработок 300 рублей.

За 6 лет льготной работы по списку N 2 пенсия по старости может быть назначена женщине с 52 лет. Поэтому Селиванова приобрела право на пенсию с 1 января 1992 года.

Пенсия составит: 70% (за общий стаж 35 лет) от 300 рублей = 210 руб. (без компенсации). До 1 июля будет выплачиваться 180 руб.* и сверх этого полагающаяся компенсация, а с 1 июля - в полной сумме.
_______________
* Предельная сумма и все расчеты в примерах приводятся по состоянию на день издания настоящих указаний.


При назначении указанных досрочных пенсий возраст снижается только на полные годы. Льготная работа, не позволяющая уменьшить возраст на полный год, во внимание не принимается.

Например, мужчина 5 лет и 4 месяца был занят на работах по списку N 1. Пенсия ему может быть назначена на 5 лет раньше, т.е. не ранее 55 лет (4 месяца по списку N 1 для снижения возраста не учитываются).

2.3. В тех случаях, когда при назначении пенсии по статье 14 Закона от 20.11.90 специальный стаж складывается из работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, пересчет работы в этих местностях в работу на Крайнем Севере за неполный календарный год производится пропорционально, исходя из установленных 9 месяцев за полный год такой работы.

Пример. Заявитель проработал в районах Крайнего Севера 9 лет и 7 лет 6 месяцев в приравненных местностях. Его стаж работы на Крайнем Севере составит 9 лет + 5 лет 7 мес. 15 дн. (за 7,5 лет работы в местностях), итого 14 лет 7 месяцев 15 дней.

При назначении пенсий по части третьей статьи 14 возраст снижается только на полные годы в порядке, изложенном в пункте 2.2 указания.

2.4. В соответствии с частью второй статьи 88 Закона от 20.11.90 в специальный стаж засчитывается работа (служба). Поэтому при назначении пенсии по статье 14 в 15 - 20 календарных лет включается военная и иная служба, предусмотренная статьей 90, проходившая в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к этим районам. Никакая другая деятельность в этот стаж не включается.

2.5. Определение размера и расчет пенсии по старости производится в порядке, изложенном в Указании Минсобеса РСФСР от 03.01.91 N 1-1-У.

3. Пенсии по старости при неполном общем трудовом стаже

3.1. Пенсии по старости при неполном стаже устанавливаются при условии, если трудовой стаж составляет не менее 5 лет. При этом в указанный стаж засчитываются трудовая и иная общественно полезная деятельность, учеба и служба в Вооруженных Силах (статьи 89, 90, 91, 92 Закона РСФСР от 20.11.90).

При подсчете трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по ст.15 Закона РСФСР от 20.11.90, применяется льготное исчисление отдельных периодов (статья 94).

3.2. В связи с введением с 1 января 1992 года новых правил исчисления стажа право на пенсию при неполном стаже могут приобрести получатели социальных пенсий, общий трудовой стаж которых не менее 5 лет. В случае целесообразности этих пенсионеров следует перевести на трудовую пенсию с 1 января 1992 года с применением сроков, предусмотренных частью первой статьи 132.

4. Пенсии по инвалидности

4.1. С 1 января 1992 года перерасчету подлежат все пенсии по инвалидности, в том числе и инвалидам войны в связи с изменением прожиточного минимума.

4.2. Инвалидам I и II групп (независимо от причины инвалидности) пенсия исчисляется в одинаковом проценте к заработку - 75 процентов. За стаж, превышающий необходимый для назначения пенсии, дополнительного увеличения размера не производится. При этом максимальный размер пенсии устанавливается на уровне трех минимальных размеров и не дифференцируется в зависимости от длительности трудового стажа.

Правило о повышении максимума за общий стаж к пенсии по инвалидности не применяется.

4.3. Законом от 20.11.90 снижена продолжительность трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания. Поэтому при перерасчете пенсии по инвалидности I и II групп при неполном стаже размер пенсий следует определять исходя из новых стажевых требований.

5. Пенсии по случаю потери кормильца

5.1. С 1 января 1992 года пересчитываются пенсии по случаю потери кормильца, независимо от причины смерти умершего и числа нетрудоспособных членов семьи.

5.2. Новый механизм исчисления пенсий предусматривает, что на каждого нетрудоспособного члена семьи пенсия устанавливается в одинаковом проценте к заработку кормильца: 30 процентов в случае наступления смерти от общих причин (статья 62 Закона).

Таким образом, общая сумма пенсии семье складывается из размеров, полагающихся каждому иждивенцу.

Пример. За умершего вследствие общего заболевания кормильца, имевшего необходимый трудовой стаж и среднемесячный заработок 300 рублей, пенсия назначается 2 членам его семьи: матери и ребенку - круглому сироте. Общий размер пенсии составит 30% x 300 рублей = 90 рублей (пенсия матери) и 150* рублей (пенсия ребенка), итого 240 рублей.
________________
* Расчет сделан с учетом прожиточного минимума, определенного на 1991 год.

5.3. Максимальный размер пенсии установлен только на одного получателя пенсии. Если пенсия назначается на нескольких членов семьи, то общая сумма пенсии не должна превышать в совокупности максимума в расчете на каждого иждивенца. Например, на трех нетрудоспособных пенсия вследствие общего заболевания не может превысить трех минимумов по старости.

5.4. В тех случаях, когда пенсия семье назначена в других суверенных республиках на основании законодательства этих республик или союзного Закона с выделением доли пенсии жителю РСФСР, то на этого получателя пенсия пересчитывается по нормам Закона от 20.11.90, за исключением случаев, когда предусмотрено сохранение ранее назначенного более высокого размера.

5.5. Дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца имеют право на пенсию до достижения 18 лет, независимо от того, продолжают ли они обучение или работают.

В возрасте от 18 до 23 лет такое право предоставлено только учащимся очных учебных заведений.

При этом для продления выплаты или назначения пенсии после достижения 18 лет необходима справка из учебного заведения об обучении на очном отделении с указанием даты окончания обучения.

Представление справки о продолжении обучения по состоянию на начало каждого учебного года не требуется.

6. Пенсии за выслугу лет

6.1. С 1 января 1992 года перерасчету по нормам Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" подлежат пенсии за выслугу лет, назначенные отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава, некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, педагогическим и медицинским работникам.

Перерасчет пенсии за выслугу лет по нормам Закона РСФСР от 20.11.90 производится на основании списков профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги, утвержденных Советом Министров РСФСР*.
_________________
* См. Приказы Минсобеса РСФСР: от 19.09.1991 N 181; от 25.09.1991 N 182, 183; от 02.10.1991 N 187.



В случае отсутствия права на перерасчет пенсий за выслугу лет по нормам Закона от 20.11.90 ранее назначенная пенсия сохраняется в прежнем размере.

6.2. Педагогическим и медицинским работникам, не имеющим права на назначение пенсии за выслугу лет по нормам Закона от 20.11.90, пенсии за выслугу лет назначаются по правилам, действовавшим до принятия настоящего Закона, т.е. по союзному законодательству.

Также по правилам, действовавшим до принятия Закона от 20.11.90, производится назначение пенсий за выслугу лет космонавтам и спортсменам.

6.3. Работники науки, прокуратуры, судов, получающие пенсии на основании специальных постановлений Правительства, 1 января 1992 года при соблюдении необходимых условий (по возрасту и стажу) должны быть переведены на пенсию по возрасту или по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

6.4. Размер пенсий за выслугу лет определяется в зависимости от продолжительности имеющейся выслуги, а не от общего стажа.

6.5. Перерасчет пенсии за выслугу лет производится из среднемесячного заработка или ставки (оклада), имеющегося в пенсионном деле на 1 января 1992 года.

При этом применяются правила корректировки заработка, в том числе ставки (оклады), предусмотренные статьей 131 Закона РСФСР от 20.11.90.

6.6. Исчисление пенсий за выслугу лет работникам гражданской авиации, педагогическим, медицинским работникам и артистам производится по нормам статьи 84 Закона от 20.11.90.

Работникам летно-испытательного состава гражданской авиации пенсии исчисляются в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава*.
________________
* См. Приказ Минсобеса РСФСР от 06.08.91 N 146.

6.7. Пенсии за выслугу лет, исчисленные в соответствии с Законом от 20.11.90, повышаются по правилам статьи 110 Закона.

К пенсиям за выслугу лет не начисляются никакие надбавки.

7. Исчисление трудового стажа

7.1. В общий трудовой стаж для назначения пенсии по Закону от 20.11.90 засчитывается трудовая и иная общественно полезная деятельность (статьи 89, 90, 91, 92 Закона).

7.2. В общий трудовой стаж наравне с работой учитывается период ухода за престарелым, если он нуждается в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом следует иметь в виду, что к престарелым относятся граждане, достигшие пенсионного возраста, т.е. мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет. О порядке выдачи справки о нуждаемости в постороннем уходе см. указание Минздрава РСФСР и Минсобеса РСФСР от 02/14.08.91 N 17/1-90-У.

7.3. При подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих основаниях, льготных основаниях, в связи с особыми условиями труда, по инвалидности вследствие общего заболевания применяется льготное исчисление стажа в порядке, определенном ст.94 Закона.

При наличии нескольких оснований для льготного исчисления одного и того же периода трудовой деятельности применяется одна - наибольшая льгота.

Пример. Гражданин, подвергавшийся репрессиям по политическим мотивам, работал с 01.10.41 по 09.05.45 в ссылке в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В данной ситуации следует применить только одну льготу по исчислению стажа (большую) и засчитать период работы с 01.10.41 по 09.05.45 в стаж в тройном размере.

7.4. Гражданам, проживавшим в г.Ленинграде в период его блокады, а также гражданам из числа узников фашистских концлагерей время проживания в блокадном Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны засчитывается в стаж в двойном размере. При этом не имеет значения возраст и состояние трудоспособности данных лиц в указанные периоды.

Такой порядок исчисления стажа распространяется на лиц, насильственно вывезенных с временно оккупированной территории СССР в период Великой Отечественной войны на территории государств, находящихся в состоянии войны с СССР, на узников, в том числе детей, содержавшихся в гетто и других местах принудительного содержания в период войны, если они не совершили в этот период преступлений против Родины.

8. Заработок, из которого может быть произведен перерасчет пенсий

В соответствии со статьей 131 Закона РСФСР от 20.11.90 с 1 января 1992 г. перерасчет пенсий может быть произведен:

8.1. Из заработка, из которого исчислена пенсия.

При этом если заработок не достигает 250 руб.*, то он подлежит корректировке на 4% за каждый полный календарный год, истекший после назначения пенсии (до 1990 г. включительно).
______________
* Предельная сумма и все расчеты в примерах приводятся по состоянию на день издания настоящих указаний.


Например, пенсия по старости была назначена 01.09.72 из заработка 72 руб. Впоследствии неоднократно производились перерасчеты пенсии по п.125 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, последний - в 1989 году из заработка 200 руб.

С 1 января 1992 г. пенсию следует пересчитать из заработка 250 руб.

Расчет этого заработка: за 18 полных лет x 4 процента = 72 процентам, 72 процента от 200 рублей составит 144 рубля, 200 рублей + 144 рубля = 344 рубля, однако, заработок должен быть ограничен 250 рублями.

8.2. Из заработка за 24 последних месяца работы перед первоначальным обращением за пенсией.

Пенсия пересчитывается по справке о заработке, представляемой пенсионером, по правилам статей 100-105 Закона от 20.11.90.

При этом корректировка заработка, предусмотренная статьей 131 Закона от 20.11.90, не производится.

8.3. Из заработка за любые 60 месяцев работы подряд из всей трудовой деятельности перед первоначальным обращением за пенсией по правилам, изложенным в п. 8.2 настоящих указаний.

8.4. Из заработка за 24 месяца работы после назначения пенсии по правилам, изложенным в статье 107 Закона от 20.11.90 и п. 8.2 настоящих указаний.

Например, пенсия по старости была назначена в 1980 г. Перерасчеты из более высокого заработка производились в 1983, 1985, 1987, 1989 гг.

Перерасчет пенсии с 01.01.92 может быть произведен из заработка за 24 месяца работы подряд после последнего перерасчета, т.к. после него прошло более 2-х лет.

8.5. Пенсионерам Министерства обороны, внутренних дел и КГБ, переходящим на пенсию по линии органов социального обеспечения, в расчет может приниматься денежное довольствие, из которого им была пересчитана пенсия на основании Закона СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих".

При этом корректировка заработка, предусмотренная статьей 131 Закона от 20.11.90, не применяется.

8.6. При исчислении пенсий из заработка, предусмотренного пунктами 8.2 - 8.4 настоящих указаний, включаются все премии и вознаграждения, полученные в учитываемом периоде, независимо от их количества.

Например, в течение 24 последних месяцев работы перед назначением пенсии гражданину были выплачены 3 годовые премии по итогам работы за год, 5 квартальных премий за сдачу продукции, предусмотренные Положением о премировании. Все указанные премии следует учесть при исчислении заработка для назначения пенсии.

Текст документа сверен по:
рассылка

Далее размещаю заявление-ответ на предыдущее письмо.

Возможно кому нибудь пригодится или натолкнет на другие умные мысли в нашей совместной борьбе с беспределом ПФ.

Мною, К.А. Б___________, 18.01.2020г. был получен от вас ответ №ТБ-1102/132 от 16.01.2020г. На вопросы, поднятые в данном письме имею сообщить следующее.

Да, вы правы, «страховой стаж» также, как и «общий трудовой стаж» – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, но учитываемая не только при определении права на страховую пенсию, но и при исчислении ее размера ( пункт 2 статья 3 № 400-ФЗ ). А из этого следует, что «общий трудовой стаж»- это лишь часть «страхового стажа», учитываемая за период до 01.01.2002г.

Кроме этого, хотелось бы отметить, что правовой акт, в соответствии с которым, по вашим словам, вы включили в страховой стаж период службы в Советской Армии по призыву с 01.11.1976г. до 01.11.1978г . в двойном размере, гласит буквально следующее:

Статья 94. Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж.

Абзац 8: военная служба по призыву - в двойном размере .

(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)», к тому же, закон от 27.01.1995 N 10-ФЗ является действующим и на сегодняшний день.

Обращаю ваше внимание на то, что « исчисление размера страхового стажа» - это самостоятельная правовая норма и « исчисление размера трудовой пенсии (оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал)» - это также самостоятельная правовая норма . Правовое применение каждой из этих норм регулируется в законах самостоятельно .

По этому поводу должен отметить, что пункт 3 статьи 36 №400-ФЗ от 28.12.2013г. гласит:

«3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм , регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.»

Из содержания п. 3 ст. 36 №400-ФЗ однозначно видно, что подлежат применению лишь правовые нормы (а не какие-нибудь статьи или пункты №173-ФЗ) для исчисления размера трудовых пенсий и в п. 3 ст. 36 №400-ФЗ ни слова не говорится об исчислении трудового страхового стажа .

В связи с этим, считаю неправомерным ссылаться на пункт 3 или пункт 4 статьи 30 закона №173-ФЗ , в части определения размера страхового стажа .

Так же рекомендовал бы Вам дать задание юристам вашего управления как следует разобраться с правилами подсчета страхового стажа при исчислении продолжительности периодов трудовой и иной деятельности «в календарном порядке» .

Порядок исполнения правовой нормы: «календарный порядокисчисления» подробно описан в Правилах подсчета страхового стажа, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.10.2014г. №1015 пункте 47, а именно:

«47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы , а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы .

Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня .».

Другими словами, исчисление периодов деятельности «в календарном порядке» ни каким образом не отменяет факт льготного (особого порядка) исчисления страхового стажа, если таковой предусмотрен в соответствии с законом. Так как сначала производится определение периодов трудовой и иной деятельности, в том числе и льготном (особом порядке), а затем производится исчисление продолжительности данных периодов в календарном порядке (в соответствии с пунктом 47 №1015 от 12.10.2014г.). Ваше же толкование формулировки исчисления страхового стажа в календарном порядке полностью искажает смысл правовой нормы «календарный порядок», прописанной в законе .

Так как, суд принял решение о включении в страховой стаж К.А. Б______ 03.08.1958 года рождения, СНИЛС 193______ 58, в том числе, периода службы в Советской Армии по призыву в двойном размере , а решение суда является обязательным к исполнению, не зависимо от моего или вашего желания, то рассуждения о том, настаиваю я или не настаиваю на выполнении решения суда, не имеют смысла.

Уже в третий раз обращаюсь к вам с просьбой о предоставлении мне полного и подробного расчета размера страхового стажа в соответствии с Правилами подсчета от 12.10.2014г. №1015 пункта 47 и Инструкцией по заполнению ПФ РФ №2п от 11.01.2017г .:

1) прошу указать каждый период, включенный в страховой стаж;

-с указанием продолжительности периодов ;

-с указанием кода вида трудовой или иной деятельности периодов;

- исчисления периодов трудового-страхового стажа в календарном порядке;

2) подробно распишите, каким образом выполнены арифметические действия при расчете суммарной продолжительности всех периодов, учтенных в трудовом страховом стаже, в том числе и в календарном порядке исчисления;

3) отдельно поясните основание и порядок учета периодов трудовой и иной деятельности, в соответствии с какими законодательными актами, указанные в трудовой книжке периоды, учтены (если нет, то на основании каких норм пенсионного права и в соответствии с какими положениями закона).

4) Особо прошу обратить внимание на учет периода службы в Советской Армии по призыву 1976-1978 гг. в двойном размере.

- укажите, в соответствии с каким законодательным актом данный период включен в страховой стаж;

- в соответствии с какой правовой нормой произведены исчисления продолжительности данного периода;

- в каком размере (из расчета полных лет полных месяцев и дней) данный период включен в мой страховой стаж;

Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены случаи, когда работникам трудовая пенсия по старости назначается в районе возраста, определенного данным Законом для трудовых пенсий.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утверждаются постановлением Правительства от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления от 24.04.2004 г.) «О списках производств, работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Законодательно закреплен данный перечень, установлен список должностей и работ, однако на практике работнику, обратившемуся в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как правило, отказывают в таковом. Причины тому самые разнообразные.

Наиболее частые из них:

- ненадлежащее оформление трудовой книжки — 36%

- в предоставленных работодателями сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствуют указания на особые условия труда — 52%;

- отсутствие штатного расписания — 2%;

- в числе страхователей, имеющих рабочие места, дающие право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости, работодатель не значится — 2%;

- отсутствие правовых актов, закрепляющих основания для досрочного назначения пенсии — 5%;

- отсутствие иных документов, подтверждающих факт работы в спорный период — 3 %.

Приведем несколько примеров из судебной практики.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 25 апреля 2013 г. удовлетворено исковое заявление Ж. к ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) о понуждении зачесть периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и назначить досрочно трудовую пенсию по старости. В судебном заседании установлено, что Ж. обратилась в ГУ УПФРФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР ей было отказано по подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием необходимого специального стажа, поскольку в него не зачтены периоды отпусков по уходу за ребенком и курсов повышения квалификации. При удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с которым время работы в должности учителя и воспитателя в школах и детских садах всех наименований засчитывается в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781

В силу п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (действующего на период спорных правоотношений) период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР (вступил в силу 6.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6.10.1992 г.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался в период действия вышеуказанных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то спорный период подлежал включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Н., обратился в ГУ УПФР с заявлением и со всеми необходимыми документами о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что стаж его работы с тяжелыми условиями труда составил более лет, он достиг возраста 55 лет и имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа и недостаточной продолжительности страхового стажа, при этом Управлением в специальный трудовой стаж не были включены периоды его работы, поскольку в предоставленных работодателями сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствуют указания на особые условия труда, а также не включены в страховой стаж периоды его работы в связи с допущенными нарушениями правил оформления трудовой книжки (нечитаемая печать, отсутствие даты приказа об увольнении). При удовлетворении исковых требований Окуловский районный суд Новгородской области исходил из того, что согласно подп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления от 24.04.2004 г.) «О списках производств, работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, работниками, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, — Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абз. 1 настоящего подпункта.

Исходя из раздела XXXII «Общие профессии» Списка № 2 от 22.08.1956 г. право на назначение пенсии на льготных условиях имеют газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные.

Согласно разделу XXXIII «Общие профессии» (позиция 23200000-19756) Списка № 2 от 26.01.1991 г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют газоэлектросварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3-го класса опасности; позицией 23200000-11620 указанного раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «газосварщики», позицией 23200000-19906 указанного раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «электросварщики ручной сварки».

Таким образом, Список № 2 от 22.08.1956 г. не предусматривал деление сварщиков по типу работ: на электросварщиков (газосварщиков) ручной сварки и на электросварщиков (газосварщиков) на автоматических и полуавтоматических машинах. Такое деление было установлено только в Списке № 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

Квалификационные характеристики работ электрогазосварщика, приведенные в разделе «Сварочные работы» Выпуска 2 ЕТКС, предусматривают выполнение работ электросварщика и газосварщика, то есть электрогазосварщик (газоэлектросварщик) совмещает работу по двум профессиям.

Как следует из информационного письма Министерства труда и социального развития РФ № 3073-17, Пенсионного фонда РФ № 06-27/7017 от 02.08.2000 г., «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» — это разные наименования одной профессии.

Вместе с тем из представленной истцом архивной справки видно, что в документах архивного фонда Государственного унитарного предприятия имеются сведения о трудовом стаже Н., согласно которым истец был принят на работу учеником такелажника на участок, затем электросварщиком на заводе, далее учеником такелажника на заводе и уволен приказом от года.

При вынесении решения суд также руководствовался п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, согласно которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также п. 5 Разъяснения № 5 от 22.05.1996 г. Министерства труда РФ «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», устанавливающего, что право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29, имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Кроме того, в судебном заседании были допрошены несколько свидетелей.

Таким образом, работник вынужден доказывать свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по причинам ненадлежащего исполнения работодателем своих обязанностей, а также отсутствия упорядоченной нормативной базы по данному вопросу. Процесс доказывания по таким делам является весьма трудоемким по времени и возможностям в силу возраста, ликвидации учреждений, в которых они когда-то осуществляли трудовую деятельность, необходимости запроса архивных данных, привлечения свидетелей.

Личный трудовой опыт позволяет выделить основные проблемные моменты таких дел:

  • всегда требуют временных затрат;
  • обжалуются УПФР во всех случаях. При этом без получения решения с отметкой о вступлении в законную силу с приложенной копией апелляционного определения никто исполнять решение суда не станет;
  • всегда энергозатратны. Поскольку обязанность по доказыванию всегда возлагается в данных делах на истцов, то они вынуждены «добывать» доказательства, обращаясь в архивы, к прежним работодателям, лично носить запросы суда в необходимые инстанции, лично добиваться явки свидетелей в суд.
Рассмотренная практика показала, что решения по данным вопросам однотипны, что и позволило выделить мотивы, по которым лицо вынуждено обращаться в суд. Однако это, по неизвестным причинам, не является для законодателя основанием для приведения нормативно-правовой базы в соответствие. Учитывая, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, обязанность по доказыванию принадлежащих по закону прав всегда лежит в таких спорах на истце. И принимая во внимание, что законом предусмотрен месячный срок для вступления решения суда в законную силу, а также тот факт, что эти категории дел обжалуются УПФР во всех случаях, добиться своего права претенденту на досрочную пенсию весьма сложно.

Читайте также: