О трудовых пенсиях в российской федерации работающим пенсионерам

В соответствии с изменениями в пенсионном законодательстве, с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. Эта норма закона распространяется только на получателей страховых пенсий и не распространяется на получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии.

При прекращении трудовой деятельности страховая пенсия выплачивается с учетом плановых индексаций, имевших место в период осуществления работы. Если пенсионер после этого вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет.

После прекращения трудовой деятельности подавать заявление в Пенсионный фонд пенсионеру нет необходимости. Дело в том, что со II квартала 2016 года для работодателей введена ежемесячная упрощенная отчетность, и факт осуществления работы пенсионера будет определяться Пенсионным фондом автоматически.

В данной отчетности работодатель указывает работающих у него и уволившихся в отчетном месяце застрахованных лиц. Отчетность сдается работодателем до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Пенсионный фонд после обработки и учета сведений в месяце, следующем за месяцем сдачи отчетности, принимает соответствующее решение о выплате сумм пенсии с учетом (без учета) индексации с месяца, следующего за месяцем принятия решения.

Однако гражданин имеет право самостоятельно представить заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности.

Внимание: если пенсионер устроился на работу в январе или марте и ему произведена индексация 1 февраля или 1 апреля, то после поступления сведений о факте его работы в территориальные органы ПФР, с 1 числа следующего месяца размер пенсии будет приведен в соответствие с нормами законодательства, то есть будет выплачиваться без учета индексации.

С 01.01.2018 изменен срок, с которого после увольнения пенсионера с работы выплата страховой пенсии будет производиться с учетом индексаций (корректировок).

В соответствии с положениями статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»), при прекращении пенсионером осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии с учетом индексаций (корректировок), имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, выплачиваются, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Тем самым после представления работодателем соответствующих сведений о прекращении работы и вынесении решения территориальным органом ПФР пенсионеру будет осуществлена доплата с 1-го числа месяца следующего за месяцем увольнения.

Если пенсионер прекратил трудовую деятельность в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, он может уведомить об этом Пенсионный фонд. Для этого пенсионер должен подать в ПФР заявление и предоставить соответствующие документы. Это можно сделать по 31 мая 2016 года.

После рассмотрения заявления пенсионеру со следующего месяца начнется выплата страховой пенсии с учетом индексации. То есть, если пенсионер прекратил работать уже после проведения индексации, то со следующего после подачи заявления месяца он будет получать уже увеличенный благодаря индексации размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней.

Если пенсионер после этого вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет.

Какие документы и куда представить

Гражданин имеет право представить заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности. Прием заявлений осуществляют все территориальные органы ПФР и многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (МФЦ).

Заявление можно подать лично или через представителя, а также направить по почте, либо через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через Личный кабинет гражданина.

В этом случае документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.

Краткое содержание:


Работающих пенсионеров интересует вопрос индексации получаемой пенсии.

С 2016 года размер пенсионных выплат этой категории граждан не повышается. Эту несправедливость правительство хочет устранить. Поэтому в затратную часть российского бюджета на 2021 год Министерством финансов заложены средства для повышения пенсий тем, кто продолжает трудовую деятельность, но при выполнении определенных условий.

Что ждет работающих пенсионеров с 1 января 2021 года

Постановление правительства России от 2015 года отменило индексацию пенсии работающим пенсионерам с 2016 по 2021 год. Заморозка пенсий была связана с отсутствием средств в бюджете. Но поправки в основной закон страны, принятые всенародным голосованием летом 2020 года, предусматривают индексацию пенсий всем категориям пенсионеров, в том числе и работающим.

Правительство предоставит в Госдуму законопроект бюджета на следующий год. В нем предусмотрен средний размер пенсии 17432 рублей, что на 948 рублей выше уровня 2020 года. На 6,3% будет проиндексирован размер пенсий с 1 января 2021 года, но работающих граждан пенсионного возраста это повышение не коснется. Для них индексация будет произведена после того, как работник уволится с работы. В этом случае размер доплаты будет пересчитан за предыдущие года работы. Перерасчет будет произведен с 1 числа месяца, следующего за месяцем увольнения.

За официально трудоустроенного сотрудника пенсионного возраста предприятие делает страховые отчисления в пенсионный фонд. На основании этого у каждого работающего идет накопление баллов на его личном счету. В 2021 году один балл будет стоить 98,86 рублей. Исходя из накопленных баллов, пенсия для работающих пенсионеров будет индексирована. Максимальная величина доплаты не должна превышать трех баллов. Производить такую доплату планируется с 1 августа 2021 года. Для каждого человека прибавка будет рассчитываться индивидуально и определяться количеством заработанных им баллов за 2020 год, но не более трех. Максимальная сумма будет составлять 296 рублей.

Изменения в пенсии для работающих пенсионеров с 1 января 2021 года

Но правительство решило для некоторых категорий работающих пенсионеров повысить пенсию с 1 января 2021 года. Индексация коснется:

владельцев недвижимости, сдающих ее на законных основаниях;

работников сельского хозяйства, которые самостоятельно выращивают и продают свою продукцию;

лиц, прекративших трудовые отношения. При этом они могут вновь устроиться на работу, но не ранее чем через 3 месяца после увольнения с предыдущего места.

Повышение не коснется всех трудящихся пенсионеров. По-прежнему полноценной компенсации для всех не будет в связи с нехваткой средств в бюджете страны.

Дополнительные льготы для работающих пенсионеров

Повышение пенсии для работающих пенсионеров с 1 января 2021 года Для данной категории существуют налоговые льготы. Они имеют право не платить:

подоходный налог с пенсионных отчислений и материальной помощи;

имущественный налог с одного объекта недвижимости.

Набор социальных льгот устанавливается органами местного самоуправления и может отличаться в зависимости от региона.

В некоторых регионах местная власть отменила земельный налог на участок определенной площади и транспортный налог на транспортное средство установленной мощности.

Работающие пенсионеры имеют право на неполную трудовую неделю или сокращенный рабочий день при наличии инвалидности 1 или 2 группы или при уходе за любым нетрудоспособным членом семьи. Кроме того, работающие инвалиды 1 и 2 группы имеют дополнительные льготы:

не платить налог на имущество;

возможность исполнять трудовые обязанности в соответствии с предписаниями для конкретной группы инвалидности;

получать единовременную денежную компенсацию;

использовать набор социальных услуг бесплатно или заменить его на денежные выплаты.

К региональным социальным льготам относятся компенсации на проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро. Для получения скидки на цену билета на поезд следует обращаться в органы местной социальной защиты. Работающие пенсионеры, имеющие звание ветерана труда, получают возможность оплачивать коммунальные услуги в размере 50% от начисленной суммы. Медицинские препараты, прописанные лечащим врачом, могут приобретаться со скидкой после оформления в органах соцзащиты по месту прописки.

Льготы для пенсионеров, продолжающих трудовую деятельность, зависят от профессии. Для врачей и учителей начисление пенсий происходит не по возрасту, а осуществляется по выслуге лет.

Последние новости из Госдумы

После принятия поправок в Конституцию России, касающихся права всех пенсионеров получать доплаты к пенсионному вознаграждению, возникает противоречие между постановлением правительства о заморозке компенсаций и конституционным правом работающих пенсионеров. Осенняя сессия Госдумы должна привести пенсионное законодательство в соответствие с Конституцией и принять законопроект об обязательном повышении пенсии раз в год на уровень роста потребительских цен.

Трудящиеся пенсионеры в 2021 году получат небольшую прибавку, но размер доплаты будет отличаться в меньшую сторону от размера повышения неработающим пенсионерам. Конституционные поправки должны способствовать решению вопроса одинаковой компенсации для всех категорий пенсионеров, справедливого отношения к гражданам страны, заработавшим себе пенсию.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля, 22, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 29, 30 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 1 июля, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г., 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р

См. план подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом

О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

17 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Определяются понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования. Выделяются три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Определяются условия назначения трудовых пенсий, порядок их перерасчета и индексации. Устанавливаются периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж, а также порядок его подтверждения. Размер базовой части трудовой пенсии дифференцируется в зависимости от категории пенсионера. При этом учитывается необходимость обеспечения более высокого уровня пенсий инвалидам I группы и престарелым гражданам, а также неработающим лицам, на иждивении которых находятся неработающие члены семьи.

Определяются порядок и сроки назначения, перерасчета размера пенсии и ее выплаты (включая ее доставку), а также перехода с одного вида пенсии на другой.

Федеральный закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2002 года. С этой даты утрачивают силу Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 29-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями позволяет не включать в страховой стаж гражданина, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированного, период, в течение которого он был временно отстранен от должности (работы) в связи с решением органа, осуществляющего уголовное преследование, о применении к нему данной меры процессуального принуждения, и тем самым препятствует восстановлению его пенсионных прав

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и пункта 7 статьи 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, не гарантирует этим лицам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с утраченным доходом семьи в виде заработной платы судьи (ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи), на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса и, по крайней мере, не хуже предусмотренных для членов семей лиц, осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность и в связи с этим подлежавших обязательному пенсионному страхованию

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения позволяют не включать определенные периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 настоящего Федерального закона признаны частично недействующими

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением изменений в статьи 18, 19, подпункт 2 пункта 3 статьи 22, вступающих в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений пунктов 17, 18 и 19 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Действие положений пункта 23 статьи 14 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) в части применения при определении размера накопительной части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 июня 2009 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2009 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений подпункта 2 пункта 3 статьи 5, пунктов 2 - 3.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г.

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ были предусмотрены изменения в настоящий Федеральный закон, вступающие в силу с 1 декабря 2009 г. Названные изменения исключены Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ со дня его официального опубликования

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ статья 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ исключена

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 4 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 3 названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 10 названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 сентября 2007 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2007 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 февраля 2005 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

В последнее время все чаще обсуждается вопрос, будет ли индексация пенсий работающим пенсионерам. Каждый год эта категория граждан РФ ждет каких-либо изменений в законодательстве в свою пользу.

Однако, на сегодня никаких подвижек в этом плане не наблюдается. Попробуем, разобраться, что ждет работающих пенсионеров в следующем году и будет ли что-то новое в пенсионном законодательстве в ближайшее время.

Изменения в пенсионном законодательстве с 1 января 2021 года в России

Если зайти на официальный сайт Пенсионного фонда РФ, то можно убедиться, как проходит пенсионная реформа и кто может рассчитывать на повышение пенсии в ближайшие годы.

Существующий закон об индексации не предусматривает изменения в пенсионном обеспечении работающих пенсионеров. Индексация пенсии будет в январе производиться только для неработающих пожилых людей пенсионного возраста.

Новое в пенсионном законодательстве

Изменения касаются, прежде всего, пенсионного возраста.

В 2021 году возраст выхода на пенсию увеличится на один год. То есть пенсионные выплаты смогут получить женщины 1966 года рождения с 56 лет. Что касается сильного пола, то мужчины 1961 года рождения получат пенсии с 63 лет.

На досрочный выход на пенсию могут рассчитывать те, кто проработал на вредных производствах или в тяжелейших условиях труда. Так же досрочно могут оформить пенсию лица, которые имеют инвалидность или пострадали от техногенных катастроф или радиации.

Назначить пенсии на два года раньше могут женщинам, которые имеют стаж не менее 37 лет и достигшим 55 летнего возраста. Мужчинам могут оформить пенсии на два года раньше, если их рабочий стаж достиг 42 лет и в случае 60-летнего возраста.

На 2 года раньше могут выйти на пенсию граждане, заработавшие стаж: 37 лет – женщины, достигшие 55-летнего возраста, и 42 года – мужчины, достигшие 60-летнего возраста.

На три года раньше, в 57 лет назначат пенсию и женщинам, родившим троих детей. Если у женщины четверо детей, то они могут оформить пенсию на четыре года раньше, т. е в 56 лет.

Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и прилегающих территориях, могут также выйти раньше на пенсию: мужчины – в 58 лет, а женщины – в 53 года.

С 01.01. 2021 года в программу повышения пенсионного возраста включат и государственных служащих.

Раньше срока могут выйти на пенсию и предпенсионеры, потерявшие работу по сокращению и не имеющие возможность трудоустроиться. Речь идет о женщинах 55-летнего возраста и мужчинах, которым исполнилось 60 лет.

Если работники сельского хозяйства имеют стаж работы 30 лет и не собираются продолжать трудовую деятельность, то они также в 2021 году могут рассчитывать на рост страховых пенсий на 25%.

Социальные пенсии с 01.01. 2021 года могут оформить женщины с 63 лет, а мужчины – с 68 лет.

Правда, что работающие пенсионеры не будут получать пенсию в 2021 году

Понятно, что государство в первую очередь заботится о пенсионном обеспечении неработающих пенсионеров. В то же время, пенсионеры, которые продолжают трудовую деятельность и имеют дополнительный доход вправе рассчитывать на поддержку государства.

Сначала они посвятили много лет, чтобы заработать себе пенсию, которая, к слову, не индексируется с 2016 года. Сейчас они работают, и их работодатели постоянно делают взносы в Пенсионный фонд РФ.

О заморозке пенсий таким гражданам вообще не может идти речь. Тем более, что Конституция Российской Федерации гарантирует пенсии всем, без исключения, гражданам.

По существующему законодательству, работающие пенсионеры могут рассчитывать на надбавку к пенсиям только после увольнения.

Будет ли индексация пенсии работающим пенсионерам 1 февраля 2021

В бюджете страны не запланированы средства на индексацию пенсий работающим пенсионерам ни с первого января, ни с первого февраля, ни в другие периоды 2021 года.

Они могут рассчитывать только на надбавку к страховым пенсиям, которая рассчитывается индивидуально в зависимости от суммы перечисленных работодателем средств и накопленных балов.

Причем, прибавка не может быть больше по сумме трем пенсионным баллам. В 2020 году он соответствует 93 рублям.

Такие надбавки к пенсиям назначают работающим пенсионерам с 1 августа каждый год.

Последние новости из Госдумы

Надбавку в 2021 году получат только работающие граждане, занимающиеся:

  • репетиторством;
  • официальной сдачей в аренду недвижимости;
  • выращиванием и продажей овощей и фруктов.

Среднегодовой размер страховой пенсии по стране в 2021 году достигнет 17 212 рублей. Это почти на тысячу рублей больше, нежели в 2020 году.

Что ждёт работающих пенсионеров после поправок в Конституцию

В Основном законе РФ появилась поправка, касательно индексации пенсий всем пенсионерам без исключения. Это означает, что в ближайшее время может появиться закон об индексации.

Пока в Госдуме думают над этим вопросом, однако Президент России уже дал распоряжение Правительству изучить вопрос о возвращении индексации пенсий работающим пенсионерам. Будем надеяться, что инициатива Путина получит логическое завершение.

Каждый гражданин Российской Федерации, осуществляющий трудовую деятельность, имеет право на получение пенсионных выплат в преклонном возрасте. Подавляющее большинство лиц, которые имеют право на пенсию, прекращают работать и живут только за счет нее.

Однако известно, что размер пенсионного обеспечения в нашей стране крайне низкий, в связи с чем многие пенсионеры продолжают трудовую деятельность, получая при этом соответствующие выплаты. Эта категория граждан имеет дополнительные права и гарантии, о наборе которых пойдет речь далее в статье.

Бесплатно по России

Права работающего пенсионера

Граждане пенсионного возраста, которые продолжают трудиться официально, имеют те же права, что и пенсионеры, прекратившие трудовую деятельность в связи с достижением необходимого количества лет.

Так, в первую очередь, они могут рассчитывать на получение пенсии. Однако следует отметить, что денежные выплаты, которые они получают, не подлежат ежегодной индексации. Это связано с тем, что в 2016 году Правительством был наложен соответствующий мораторий.

Решение о приостановке индексаций было принято в силу сложных экономических условий. Однако на сегодняшний день очевидно, что данный мораторий действует на неопределенный период, а исходя из официальных заявлений должностных лиц становится ясно, что отменять его не планируется.

За пенсионеров, равно как и за остальных категорий работников, организации-работодатели уплачивают страховые взносы. Таким образом, объем накопленных пенсионных баллов у работающих пожилых людей увеличивается с каждым годом.

Это отражается и на размере их текущего пенсионного обеспечения. Так, ежегодно пенсионный фонд производит соответствующую корректировку выплат. Она осуществляется в августе. Именно с этого месяца работающие пенсионеры получают прибавку к пенсии. Следует понимать, что это не является индексацией в той форме, которая проводится для выплат неработающим получателям пенсионных денег.


Налоговые льготы

В целом, трудящиеся пенсионеры имеют право на те же льготы и преференции, что и неработающие, за исключением индексации их пенсионных выплат. Это, кроме прочего, и предполагает наличие налоговых послаблений при налогообложении их доходов и имущества.

Так, установлено, что работающие лица преклонного возраста освобождаются от уплаты части имущественных налогов. Так, они могут не платить за один объект недвижимого имущества, имеющийся у них в собственности. Однако верно это только в том случае, если он не используется в коммерческих целях.

К примеру, если пенсионер имеет в собственности квартиру, где он сам же и проживает, то платить имущественный налог ему нет необходимости. Однако если у пожилого человека имеется еще одна квартира, с которой он имеет доход от сдачи квартирантам, то оплатить нужно как налог с полученного дохода, так и с этой недвижимости.

Кроме этого, у пенсионеров имеются льготы по внесению в бюджет денег в рамках уплаты земельного налога. Так, им положен налоговый вычет, но только в пределах стоимости (по кадастру) 6 соток земли. Таким образом, большинство пенсионеров, имеющих, скажем, дачные участки, могут не вносить соответствующие налоговые платежи.

Отдельно следует рассмотреть вопрос, связанный с освобождением от уплаты транспортного налога. Установлено, что перечень лиц, имеющих право на соответствующую льготу, устанавливается региональными властями. Это же касается и формы льготного налогообложения. Так, в большинстве субъектов РФ работающие пенсионеры уплачивают транспортный налог. В части их них освобождены от данной обязанности. В некоторых случаях пожилые граждане платят налог частично.

Чтобы узнать об имеющихся льготах по транспортному налогу в конкретном субъекте федерации, гражданину необходимо обратиться в ИФНС по месту жительства за разъяснениями.

Социальные привилегии

Пенсионеры, в том числе и работающие, имеют право на ряд социальных привилегий, которые, по большей части, связаны с наличием у них льготного статуса. Разберем подробнее.

  1. Льготы по оплате капремонта. Так, федеральные льготники (инвалиды, «чернобыльцы» ветераны ВОВ и боевых действий и некоторые другие) частично освобождены от оплаты капремонта. Им положена субсидия в размере 50% процентов. Кроме этого, решением региональных властей льготы по оплате капремонта могут иметь граждане старше 70 лет (50% субсидия) и старше 80 лет (100% субсидия). Льготы пенсионерам по возрасту положены только в том случае, если жилье находится в их собственности, а проживают они одни или совместно с другим лицом, имеющим аналогичные послабления.
  2. Льготы по оплате услуг ЖКХ. Граждане, которые относятся к категории льготников, также могут претендовать на снижение платежей за коммунальные услуги.

Кроме этого, отдельные категории льготников имеют право на получение единовременной денежной выплаты и набора социальных услуг. Перечень получателей строго определен законом.

В их число входят:

  • инвалиды;
  • ветераны;
  • лица, пострадавшие от техногенных катастроф;

В отдельных регионах граждане преклонного возраста могут рассчитывать на льготный проезд в муниципальном транспорте, а также имеют преференции при получении медицинской помощи.

Следует отметить, что подавляющее большинство социальных льгот устанавливается работающим пенсионерам решением региональных властей на местах.

Трудовые гарантии

Трудовое законодательство отдельно выделяет работников пенсионного возраста. Они имеют некоторые дополнительные гарантии, связанные с их статусом. В первую очередь, они касаются процедуры увольнения и порядка предоставления отпусков.

Какие права есть у пенсионера при увольнении

Во-первых, следует отметить, что наступление пенсионного возраста не является основанием для увольнения сотрудника, если речь не идет об особых условиях труда, где к работникам предъявляются специальные требования. Если гражданин изъявил желание продолжать трудовую деятельность, то уволить его без каких-либо иных существенных оснований невозможно.

В целом же процедура увольнения по собственному желанию граждан предполагает, что работник должен предупредить об этом своего работодателя за 14 дней до соответствующей даты. Эта обязанность в народе называется «отработка».

Данное правило установлено трудовым законодательством и служит в целях защиты интересов работодателя, которому необходимо время, чтобы найти работника взамен уволившегося. При этом если сотрудник находится на испытании, то данный срок сокращается до 3 дней.

Что касается пенсионеров, то они могут уволиться без предварительного уведомления своего работодателя. Это означает, что отрабатывать 2 недели им нет необходимости, а соответствующие требования руководства организации являются необоснованными.

Особые права на отпуск

Работающие пенсионеры имеют право на отпуск в период, который определяется внутренним распорядком работы организации, то есть графиком. Кроме этого, отдельные категории работников могут рассчитывать на дополнительные дни отпуска. К ним, в первую очередь, относятся лица, занятые на работах с вредными условиями труда.

Также ст. 128 ТК РФ устанавливает, что работающие пенсионеры, вне зависимости от их условий труда, вправе рассчитывать на дополнительные дни отдыха за свой счет. Так, по согласованию с работодателем, пожилые граждане могут взять до 14 дней неоплачиваемых выходных.

Что изменилось в 2019 году в отношении привилегий

В 2019 году объем прав и привилегий работающих пенсионеров остался практически прежним. Однако нельзя не отметить, что законом для них была установлена возможность брать дополнительные выходные (до 2 дней в году) для прохождения программы диспансеризации.

Работающие пенсионеры имеют те же гарантии, что и их ровесники, которые окончили трудовую деятельность, за исключением права на ежегодную индексацию пенсионного обеспечения. Кроме этого, работники преклонного возраста имеют дополнительные права, связанные с выходом в отпуск и увольнением, а также прохождением ежегодной диспансеризации.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме статьи в видео:

Достигнув определенного возраста, граждане могут начать получать пособие по старости. Сегодня наблюдается увеличение числа пенсионеров. По состоянию на 2018 год более 30% населения страны достигло установленного возраста. Однако из-за низкого уровня пенсии часть граждан продолжают трудовую деятельность. Эта особенность отражается на размере выплат. Лиц, получивших право на пособие, волнует, как начисляется пенсия работающим пенсионерам.

Чтобы предотвратить возможный кризис платежей, государство проводит различные реформы и создает ряд пенсионных программ. О том, как учитывается стаж в таком случае, о процедуре расчёта выплат, а также о возможности индексации суммы поговорим далее.

Стоит ли продолжать трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста

Человек имеет право самостоятельно решить, хочет ли он продолжать работать на пенсии или планирует уйти на заслуженный отдых. Большинство граждан РФ отдают предпочтение первому варианту. Это связано с небольшим размером пенсионного пособия. Оставаясь на прежнем месте, лицо получает пенсию и увеличивает страховой стаж. Если деятельность выполняется официально, работодатель предоставляет страховые взносы. В результате при ежегодном перерасчете размер пенсионных выплат повысится. Однако продолжение работы влечет за собой невозможность рассчитывать на индексацию пенсии. В результате размер выплат снизится. После увольнения пенсия будет пересчитана с учетом всех предыдущих индексаций.

Учет трудового стажа при назначении пенсии

В России ведется учет пенсионных прав граждан. Выполнением процедуры занимается ПФР. Манипуляция осуществляется в отношении лиц, которые ранее получили номер СНИЛС и были зарегистрированы в системе ОПС. Данные в организацию передают работодатели.

В результате на пенсионном счете выполняется формирование следующих сведений:

  • о размере страховых взносов;
  • местах осуществления трудовой деятельности и условий работы;
  • количестве набранных пенсионных баллов;
  • продолжительности стажа;
  • периодах иной деятельности, включаемых в страховой стаж.

Информация используется органами ПФР для расчета, назначения пенсии и последующего перерасчета. В страховой стаж может быть включён срок по уходу за ребёнком до достижения 1,5 лет. Если несовершеннолетний имеет инвалидность, это также отразится на пенсионных выплатах. Сюда же включают уход за пожилым человеком в возрасте от 80 лет или лицом, имеющим ограниченные возможности здоровья 1-й группы, а также военную службу по призыву. Периоды будут приняты в учёт при определении размера пенсии.

Определение размера пенсионной выплаты

На величину пенсии оказывают влияние взносы работодателя, срок работы, также иные периоды, включённые в страховой стаж. При расчёте применяются индивидуальные пенсионные коэффициенты.

Определение размера выплат осуществляется по следующей формуле:

  • Страховая пенсия = сумма накопленных пенсионных баллов * стоимость одного пенсионного балла в момент начисления пенсии + фиксированная выплата.

Ежегодно работающему человеку начисляется определенное количество пенсионных баллов. Стоимость каждого из них ежегодно индексируется. Исключение составляет пенсия работающих пенсионеров. В 2018 году значение показателя составляет 81,49 руб. Размер фиксированной выплаты к пенсии также определяется действующим законодательством и ежегодно индексируется. В 2018 году сумма составляла 4982,9 руб.

Обратите внимание! Пенсия работающих и неработающих лиц складывается из стоимости баллов, фиксированной выплаты и накопительной части, если она была сформирована.

Чтобы рассчитать итоговую сумму, пенсионную выплату делят на ожидаемое количество месяцев, в течение которых деньги будут предоставлять. Срок также ежегодно определяется законодательством. В 2018 году период составлял 246 месяцев. Пенсия оказывает влияние и на срок обращения за предоставлением.

Проведение перерасчета пенсии

Процедура выполняется каждый год 1 августа. Перерасчет производится в отношении страховой и накопительной части, если формирование последней не осуществлялось. Если лицо продолжает работать, оно не обязано обращаться в Пенсионный фонд для произведения перерасчета. Процедуру выполняют автоматически. Данные берутся из отчётов, предоставляемых работодателями.
Во внимание принимаются средства, которые были начислены на лицевой счёт работающего пенсионера во время предшествующего года. Правило действует, если сумма не была учтена при назначении пенсии или во время предыдущего перерасчета.

В учет принимаются:

  • суммы, накопленные в результате пенсионного инвестирования;
  • взносы работодателя или самого пенсионера;
  • дополнительные пенсионные выплаты, направленные на формирование накопительной части;
  • доходы от инвестирования накопительной части пенсии.

Повышение величины выплаты происходит при помощи возрастания числа пенсионных баллов.

Для определения суммы также используется формула:

  • Пенсия после перерасчета = выплата по состоянию на 31 июля текущего года + накопленное количество пенсионных баллов по состоянию на 1 января текущего года * цена в момент произведения перерасчета.

Закон ограничивает максимальное количество пенсионных баллов, которое может быть учтено при перерасчете. Для лиц, которые в соответствующий период не формировали накопительную пенсию, показатель будет составлять 3. Если взносы на создание этой части осуществлялись, максимальное количество баллов, которые могут быть учтены при перерасчете, составит 1,875. Надбавка предоставляется и в случае, если гражданин обратился за пенсионной выплатой не сразу, а после возникновения права на неё. В законодательстве отражены пенсионные коэффициенты, оказывающие влияние на величину пенсии в зависимости от обращения.

Количество лет отсрочки обращения за пенсией Повышение страховой пенсии Возрастание размера фиксированной выплаты
По старости Досрочная пенсионная выплата По старости Досрочная пенсионная выплата
1 1,07 1,046 1,056 1,036
2 1,15 1,1 1,12 1,07
3 1,24 1,16 1,19 1,12
4 1,34 1,22 1,27 1,16
5 1,45 1,29 1,36 1,21
6 1,59 1,37 1,46 1,26
7 1,74 1,45 1,58 1,32
8 1,9 1,52 1,73 1,38
9 2,09 1,6 1,9 1,45
10 2,32 1,68 2,11 1,53

Как меняется накопительная пенсия

Размер накоплений ежегодно корректируются.

Их величина может меняться из-за:

  • дополнительных сумм, предоставляемых работодателем, если пенсионер продолжает трудовую деятельность;
  • взносов, направленных на накопительную пенсию;
  • доходов от пенсионного инвестирования.

В 2020 году правительство продлило мораторий на формирование накопительной части при помощи страховых взносов. Если гражданин хочет получать дополнительные пенсионные выплаты, он должен предоставлять дополнительную сумму за свой счёт. Кодировка пенсии позволяет учесть платежи, которые не были приняты во внимание в процессе начисления пенсии и при произведении перерасчета.

Во время процедуры используется следующая формула:

  • Размер накопительной пенсии = сумма накоплений по состоянию на 1 июля текущего года : количество месяцев, в которых будет предоставляться выплата.

Величина суммы может быть изменена и в зависимости от результатов инвестирования накоплений.

Отмена индексации для работающих пенсионеров

В стандартном случае гражданин имеет право на ежегодное повышение пенсионных выплат в связи с возрастанием уровня инфляции. Правительство вынуждено принимать меры, суть которых сводится к экономии бюджетных средств. Так, было принято сократить расходы на пенсионное обеспечение, отказавшись от выполнения процедуры в отношении работающих пенсионеров.

Важно! Разбираясь, с какого года не индексируют пенсию работающим пенсионерам, удастся выяснить, что процедура не осуществляется с 1 января 2016 года. Индексацию отменила ФНС № 385.

Считается, что для пенсионеров, получающих основной доход на работе, выплата по старости выступает дополнительной финансовой поддержкой. Ограничение по индексации не распространяется на государственные пенсии, в том числе и на социальные. При этом не учитывается, работает пенсионер или нет.

Когда ожидать следующих индексаций

В 2016 году осуществление процедуры в отношении работающих пенсионеров отменили. Однако в 2017 году они также смогли получить единовременную выплату в размере 5000 руб. в качестве компенсации индексаций.

Обратите внимание! Мнение правительства в отношении работающих пенсионеров не изменилось. В последующем их страховые пенсии увеличиваться не будут. Такое ограничение предусмотрено вплоть до 2020 года.

Если лицо принимает решение прекратить трудовую деятельность, оно возвращает себе право на индексацию. Причём будут предоставлены все надбавки к пенсионным выплатам, которые происходили до этого.

Пенсионная поддержка после прекращения трудовой деятельности

Узнав, что индексацию отменили, граждане пытаются понять, получает ли работающий пенсионер пенсию в полном объеме или нет после увольнения. Закон обязывает представителей уполномоченного органа осуществлять процедуру. До 2018 года перерасчет выполнялся в течение 2-3 месяцев. В результате пенсионную выплату в положенном объеме пенсионеры получали лишь после этого срока. Компенсация за это время не предоставлялась.

Обратите внимание: С 2018 года начисление пенсии в повышенном размере происходит с первого месяца после увольнения. Однако вся сумма предоставляется лишь через 3 месяца, как и раньше. Весь этот период компенсируется в полном объёме.

Пенсионер не обязан обращаться в уполномоченный орган и сообщать, что прекратил трудовую деятельность. Однако лицо имеет право осуществить процедуру. Однако нужно понимать, что это не ускорит срок предоставления пенсии в повышенном размере.


Отмена пенсии работающим пенсионерам

Пытаясь найти новые способы сэкономить бюджет, правительство обсуждало возможность снижения расходов за счет лиц, продолжающих трудовую деятельность. Подобная практика применялась в СССР. Однако в тот период времени с помощью метода пытались достичь иных целей.

Это важно! В 2015 году в свет вышел законопроект, предписывающий отмену даже минимальных пенсий работающим пенсионерам. Однако под его действие попадали лишь лица, чей годовой доход превышал 1 млн руб.

Однако законопроект об отмене пенсии мог негативно сказаться на состоянии экономики в целом и самих граждан. Представители уполномоченных органов посчитали, что подобный запрет может привести к уходу от официальных зарплат. Подобное решение противоречит законам, позволяющим гражданам рассчитывать на пенсионное обеспечение. В результате законопроект отклонили, а выплаты работающим пенсионерам сохранили.

Меры соцподдержки

Если человек достиг пенсионного возраста, он может воспользоваться рядом льгот, компенсаций и иных возможностей. А некоторые из них распространяются и на работающих пенсионеров.

Лицо получает следующие преимущества:

  • прекратить трудовую деятельность можно в любой день, уведомив об этом работодателя. Потребность оповещать учреждение о планируемом уходе за 2 недели отсутствует;
  • трудовые отношения с пенсионером можно расторгнуть лишь на общих основаниях;
  • закон позволяет пенсионеру в любой момент взять отпуск без сохранения оплаты. Количество дней неоплачиваемого отдыха зависит от статуса гражданина. Если это пенсионер по возрасту, ему положено 2 недели. Ветераны ВОВ могут рассчитывать на 35 дней. Если работающим пенсионером является инвалид, период продлевается до 60 суток;
  • пенсионер имеет право воспользоваться возможностями службы занятости для повышения квалификации или получения новых специальностей. Работающие пенсионеры освобождаются от НДФЛ с пенсии, матпомощи, предоставляемой работодателем, компенсации за покупку лекарств по рецепту, страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования. Работающий пенсионер может получить налоговый вычет. Льгота предоставляется и в отношении суммы, потраченной на покупку жилья, участка для возведения жилого дома, строительства недвижимости. Пенсионеры не платят налог на имущество;
  • пенсионер имеет право раз в 3 года проходить бесплатную диспансеризацию и бесплатную вакцинацию.

Социальные льготы работающим пенсионерам устанавливаются местными властями. Нередко лицам предоставляют право на бесплатный проезд или помощь в оплате коммунальных услуг. Работающие пенсионеры имеют право получить компенсацию ценой билета за поездку к месту отдыха и обратно. Военные пенсионеры освобождаются от земельного и транспортного налога, могут устроиться на работу вне очереди по гражданской специальности, имеют право получить внеочередные места для внуков и детей в детских садах и школах.

Читайте также: