О взыскании накопительной части трудовой пенсии

Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступил в силу. И многих пенсионеров интересует – освободит ли этот закон их от возврата долгов и преследования со стороны приставов, банков и коллекторов? Давайте разберемся. Законодатели, с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня, например - с детскими пособиями. То есть на первый взгляд новый закон эффективно поможет пенсионерам. Разбираемся подробнее.

21 февраля 2019 года был принят Федеральный закон № 12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступил в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к уже давно работавшему ФЗ № 229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании службой судебных приставов. Многие граждане ожидают от этого нововведения полное ограничение пенсионеров от судебных взысканий. Мол теперь банки, выиграв суды, не смогут забирать у пенсионеров-должников по кредитам даже 50% от пенсий в счёт погашения долгов.

Люди думают, что приставы по новому закону больше не будут иметь право на удержание с песий по старости и по инвалидности. В интернете даже появились статьи с рассказами об избавлении пенсионеров от преследований банков, а в ютубе – ролики на эту тему. Но в реальности всё это совершенно не так и эти авторы просто выдают желаемое за действительное. Основной посыл данного закона заключается в запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и с социальных выплат. Всё!

Кроме того, данный закон нововведением не является - многие выплаты социального характера были защищены и раньше. Поэтому ещё раз – весь смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Итак – подведем итог. После июня 2020 года с пенсии по старости и по инвалидности взыскание будет, как и раньше осуществляться в общем порядке, а с пенсии по потере кормильца, как и раньше, ни при каких условиях приставы долг не будут удерживать. Кроме того, судебными приставами, как и раньше может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Ох, а какие у государственных умов были планы еще несколько месяцев назад. Руководитель ФССП публично обещал, что из-за пандемии - до конца 2020 года будет введен мораторий на взыскание долгов и изъятие имущества должников .

Если после удержания остается денег меньше прожиточного минимума

Иногда меня спрашивают – пенсионер стал должником по кредиту. Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу если у пенсионера останется денег ниже прожиточного минимума? На что он тогда будет жить? Но государство и законодатели тут исходят из такого принципа – когда такой человек брал кредит, он как-то рассчитывал погашать его? Он же не специально взял невозвратный кредит, так как у него только одна пенсия на которую он живет? Поэтому тут ничего не изменилось.

В этом случае, согласно ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», сумма удержания, в том числе с пенсии будет составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %. Насколько разумно государство поступает в этом вопросе? – сказать сложно.

С одной стороны жалко пожилых людей, которые став должниками, вынуждены отдавать своим кредиторам половину пенсии и жить впроголодь. С другой стороны, наивно надеяться, что государство возьмёт и запретит кредиторам возвращать свои деньги с тех же пенсий. Иначе в стране увеличится количество юридически закрепленных невозвратных кредитов и государству тогда придётся вводить запрет на выдачу кредитов и займов гражданам пенсионного возраста, что плохо уже скажется на кредитоспособных пенсионерах. По этим причинам кардинальных изменений в этом вопросе в ближайшее время можно не ожидать.

В принципе сейчас у нас в отношении пенсионеров действуют такие же принципы ответственности по долгам, как в Европе и США. С той лишь разницей, что пенсии там в разы больше и на них реально можно не существовать, а жить: хорошо питаться. лечиться, одеваться, даже отдыхать. Не говоря уже о возможности кредитоваться под разумный процент.

Как сделать удержание с пенсии меньше 50%

Что бы я порекомендовал делать в такой ситуации, когда пожилой человек стал должником по кредиту, коммунальным платежам или иному обязательству, у него взыскивают 50% с пенсии и на оставшиеся деньги трудно прожить? Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Прежде всего это должен учитывать пристав– исполнитель!

Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставом. Для этого достаточно в свободной форме составить ходатайство, в котором указать на размер пенсии, который остается после удержания и размер официальных ежемесячных расходов.

К заявлению необходимо приложить копии подтверждающих расходы документов: квитанцию о квартплате, чеки на лекарство и продукты питания и другие социально- необходимые расходы. Если пристав оказался черствым и не принял во внимание Вашу просьбу на уменьшение ежемесячного удержания с пенсии – необходимо обратиться с жалобой по этому вопросу на имя старшего судебного пристава, а лучше - в суд.

Мой ютуб-канал адвоката

🎦 Кстати, важная новость для пенсионеров – с апреля 2020 года можно будет обращаться с заявлением в ФССП к приставу, который ведет Ваше исполнительное производство, и просить снизить удержание по исполнительным листам до 20% в месяц или предоставить рассрочку па 2 года. Такая мера – это попытка государства в лице ФССП помочь пенсионерам выжить в условиях вынужденных мер ограничения в связи с пандемией коронавируса. В этом видео я рассказываю, как можно получить рассрочку по исполнительному производству :

🎦 Я думаю Вам будет интересен рассказ о том, как можно ходатайствовать перед приставом об уменьшении ежемесячного удержания по исполнительному листу с 50% до меньшей суммы . Причем это можно сделать не только пенсионерам:

Посмотрите эти видеоролики! В комментариях к своим видео я совершенно бесплатно консультирую подписчиков своего канала по вопросам кредитных долгов. Жду Ваших вопросов, и лайков. Подписывайтесь на мой ютуб-канал!

В силу сложной экономической ситуации, в которой оказалась наша страна, уровень доходов и, соответственно, материальной обеспеченности населения падает. Кроме прочего, это выражается в том, что растет закредитованность граждан, а вместе с ней и показатель просроченной задолженности.

Действующее законодательство устанавливает различные механизмы по ее взысканию. Среди них наиболее действенной является удержание части денежных средств из доходов гражданина. Как правило, речь в данном случае идет о заработной плате. При этом не допускается удержаний с различного рода социальных выплат. В этой связи у многих пенсионеров возникает вопрос, касающийся возможности принудительного удержания из пенсии по исполнительному листу. Ответ на него содержится в статье далее.

Бесплатно по России

Возможно ли взыскание

В последние годы пенсионеры все чаще являются клиентами банков и иных финансовых организаций. Следует отметить, что если раньше кредитные учреждения зачастую отказывали в займах пожилым людям, то сейчас в линейке банковских продуктов существуют отдельные программы по их кредитованию.

Пенсии в России относительно небольшие, поэтому их получатели также могут не справиться с обслуживанием своего долга. Просрочка очередного платежа по кредиту может обернуться штрафами, пенями, что приводит к увеличению суммы задолженности и полной невозможности исполнять свои обязательства. В этом случае банки обращаются в суды, на основании решений которых судебные приставы возбуждают исполнительные производства, в рамках чего осуществляют принудительное взыскание средств.

К числу доходов, с которых может быть осуществлено взыскание, относятся и пенсионные выплаты, однако с определенной оговоркой, о чем будет сказано далее.

Таким образом, часть пенсионных выплат может быть подвергнута взысканию.

В каких случаях допускается удерживать средства

Чаще всего долги возникают из-за неисполнения финансовых обязательств перед кредитными учреждениями и частными лицами.

Однако этим причины удержания из пенсии не ограничиваются. Так, долги могут возникнуть:

  • по причине невнесения платы за коммунальные услуги;
  • при возникновении просрочек по оплате налоговых и иных обязательных платежей;
  • при назначении штрафов.

Не всегда должник может догадываться о наличии у него задолженности. Чтобы своевременно иметь возможность ее погасить, не дожидаясь удержания из пенсии, рекомендуется проверять наличие долгов в базе данных исполнительных производств на сайте ФССП России.

Кроме этого, нередки случаи, когда Пенсионный фонд России начисляет денежные средства пенсионеру сверх того, что ему положено. В данной ситуации ПФР имеет право вернуть излишне уплаченные средства, осуществляя удержания из пенсионных выплат.

С какой суммы можно взыскивать

Пенсия, для большинства пожилых людей являясь единственным источником дохода, не может быть направлена на погашение задолженности целиком. Однако зачастую даже обычное удержание с выплаты приводит к тому, что у пенсионера на руках остается сумма, которая может быть значительно меньше прожиточного минимума.

Такая ситуация недопустима, поскольку прямо противоречит нормам ГПК и ФЗ «Об исполнительном производстве». Таким образом, взыскание можно производить только с учетом того, чтобы после него у должника оставалась сумма, размер которой был более прожиточного минимума на пенсионера, установленный в конкретном субъекте Федерации.

На практике же судебные приставы обращают взыскание на пенсию, невзирая на данные ограничения на то является ли пенсионер работающим или нет. Чтобы исправить это положение, пенсионеру необходимо обратиться с жалобой на действия пристава в суд или к вышестоящему должностному лицу.

Если пенсионер имеет иные источники дохода, то они также учитываются при определении размера остатка средств после удержания из пенсии.

Размер взыскания

Размер удержания с пенсионных выплат строго ограничен действующим законодательством. Так, он не может превышать половину от ее размера. Однако 50% это максимальный размер удержания. На практике, в силу конкретных обстоятельств, он может быть значительно снижен.

Отдельно законом установлен максимальный размер удержания при излишне выплаченных суммах ПФР. Он не может составлять более 20%.

Возможно ли снизить сумму

В силу различных обстоятельств 50% взыскание может привести пенсионера к крайнему финансовому затруднению. В этих случаях закон устанавливает определенные послабления в плане взыскания задолженности.

  1. Отсрочка. Под отсрочкой понимается временное прекращение исполнительных действий. Основания для предоставления отсрочки должны быть вескими, к примеру, тяжелая болезнь и необходимость дорогостоящего лечения. При отпадении оснований для отсрочки исполнительные действия возобновляются.
  2. Рассрочка. Под рассрочкой следует понимать уменьшение размера удержания. Основания для ее предоставления должны быть вескими, к примеру, значительное ухудшение материального положения.

Чтобы добиться отсрочки или рассрочки, должнику необходимо обратиться в суд, предоставив максимум доказательств своего непростого положения.

Как снять ограничения после выплаты

Как правило, после того, как долг выплачен, исполнительное производство прекращается, а удержания далее не производятся. Однако на практике граждане нередко оказываются в ситуации, когда даже после погашения задолженности пенсия все равно приходит в неполном объеме, а счета остаются под арестом.

В этой связи сразу после погашения долга пенсионеру необходимо обратиться непосредственно к своему приставу-исполнителю. В рамках личного приема ему следует получить у него копию постановления о прекращении исполнительного производства. С этим документом пенсионер обращается в пенсионный фонд и иные учреждения. На основании постановления все имеющиеся ограничения будут отменены, а обременения сняты.

Полезное видео

Правда ли, что с 01 июня 2020 года вышел новый закон о взыскании с пенсии? Подробности в видео:

Заключение

При наличии задолженности судебные приставы могут обращать взыскание на определенное имущество и доходы должника. К числу последних относится и страховая пенсия. Размер удержаний не может превышать 50%, хотя в отдельных случаях приставы вправе взыскать и до 70% пенсионной выплаты. При крайне затруднительном материальном положении пенсионер вправе заявить о предоставлении ему отсрочки или рассрочки совершения исполнительных действий.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

15 июля 2020 09:15

В связи с появившимися в ряде российских СМИ, в том числе – нашего региона, недостоверными публикациями о единовременной выплате пенсионерам, Отделение Пенсионного фонда России по Брянской области сообщает следующее.

Для назначения накопительной пенсии в государственном Пенсионном фонде России необходимо наличие двух факторов: человек должен иметь средства пенсионных накоплений и право на назначение страховой пенсии. Вступившие в силу с 1 января 2019 года изменения в пенсионном законодательстве не меняют правил назначения и выплаты пенсионных накоплений. Пенсионный возраст, дающий право на их получение, остается в прежних границах – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Это распространяется на все виды выплаты пенсионных накоплений, включая накопительную пенсию, срочную и единовременную выплаты. Как и прежде, пенсионные накопления назначаются при наличии минимально необходимых пенсионных коэффициентов и стажа: в 2020 году это не менее 18,6 пенсионных коэффициентов и 11 лет стажа.

За назначением накопительной пенсии можно обратиться в любое время после возникновения права на нее, без каких-либо ограничений по времени. Выплату можно назначить как одновременно со страховой пенсией, так и отдельно. Если пенсионер, у которого формировались пенсионные накопления, не обращался за их установлением, то он может обратиться с заявлением об установлении соответствующей выплаты в любое удобное для него время. При этом не важно, является он работающим или уже не работает.

Средства пенсионных накоплений формируются главным образом за счет части страховых взносов, которые работодатели перечисляли за своих работников до 2014 года. Направление части страховых взносов работодателей на пенсионные накопления было приостановлено по решению государства на период 2014–2022 годов.

У кого, как правило, имеются пенсионные накопления:

    у граждан 1967 года рождения и моложе, работавших в период с 2002 по 2014 год, за счет того, что их работодатели уплачивали часть страховых взносов на финансирование накопительной пенсии;у мужчин 1953–1966 года рождения и женщин 1957–1966 года рождения, работавших в период с 2002 по 2004 год, за которых работодатели уплачивали часть страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями законодательства;у участников Программы государственного софинансирования пенсий, производивших уплату добровольных страховых взносов;у тех, кто направил средства материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии.

Существует три вида выплат средств пенсионных накоплений:

Накопительная пенсия. Осуществляется ежемесячно и пожизненно. Выплачивается при достижении возраста 55 лет (женщины), 60 лет (мужчины), а также лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении соответствующего возраста или наступления срока. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты: в 2020 году - 258 месяцев. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 258 месяцев.

Единовременная выплата. Все пенсионные накопления выплачиваются сразу одной суммой. Получателями такой выплаты являются граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе, с учетом фиксированной выплаты и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день обращения за выплатой пенсионных накоплений. Получателями единовременной выплаты также являются граждане, которые при достижении возраста 55 лет женщины, 60 лет мужчины не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов.

Срочная пенсионная выплата. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при достижении возраста 55 лет (женщины), 60 лет (мужчины), а так же лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении соответствующего возраста или наступления срока, при наличии пенсионных накоплений за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, в том числе, взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала и дохода от их инвестирования.

Порядок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений таков. Заявление о назначении накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты подается в территориальный орган Пенсионного фонда России (прием идет по предварительной записи), в МФЦ или в форме электронного документа через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР. Заявление можно подать лично либо через законного представителя.

На личном приеме необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Заявление о назначении накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты рассматривается не более 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами. Заявление о назначении единовременной выплаты рассматривается в течение месяца. По результатам рассмотрения выносится решение о назначении соответствующей выплаты или об отказе в ее назначении с обоснованием причин.

Единовременная выплата средств пенсионных накоплений производится в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия решения.


Lawyer

Пользователь

В действительности достаточно часто приходится сталкиваться с постановлениями судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по правилам ст. 46 ч. 1 п. 4 и ст. 47 ч. 1 п. 3 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" [1], т.е. ввиду того, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, что означает следующее: все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Жизненный опыт показал, что зачастую судебные приставы-исполнители в силу целого ряда (далеко не всегда объективных) причин не пользуются всеми допустимыми способами для обращения взыскания на имущество должника. Именно поэтому при наличии действующего судебного решения гражданам приходится самостоятельно по правилам, предусмотренным ст. 255 Гражданского кодекса Российской Федерации, требовать обращения взыскания на имущество, нажитое должником в браке. Данный способ защиты нарушенного права уже в достаточной мере освещен как в периодических изданиях, так и в фундаментальных правовых трудах, т.е. не представляет сколько-нибудь значимого практического и теоретико-исследовательского интереса.


Ниже рассмотрим вопрос обращения взыскания по исполнительным документам на пенсионные накопления должников, граждан России.
Статья 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [2] (далее - ФЗ N 167-ФЗ) указывает, что рассматриваемый Федеральный закон также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Рассматриваемый Закон исчерпывающим образом определяет права и обязанности страховщика в обязательном пенсионном страховании России, которым могут быть как Пенсионный фонд Российской Федерации, так и негосударственные пенсионные фонды, а также перечисляет лиц, являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Вместе с тем ст. 3 ФЗ N 167-ФЗ поясняет, что под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (страховыми взносами) следует понимать индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Еще в начале прошлого века профессор права А.С. Кривцов обращал внимание на то, что при толковании норм договора следует ". обратить внимание на все моменты, которые можно собрать в интересах указанной цели. Сюда следует отнести прежде всего те разъяснения, которые можно собрать в интересах указанной цели" [3].


В итоге из буквального толкования приведенной нормы по правилам ст. 431 ГК РФ получаем, что работодатель (кредитор) уплачивает страховщику (должнику) денежные средства в качестве взносов на обязательное пенсионное страхование работника (третьего лица). А это является не чем иным как договором в пользу третьего лица, основные черты которого урегулированы нормами ст. 430 ГК.
Казалось бы, все достаточно ясно, между тем ст. 2 ФЗ N 167-ФЗ установлено следующее: "законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации". Таким образом, скорректированы правила ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с чем не только Конституция РФ обладает большей юридической силой перед ГК РФ, но и открытый перечень разного рода нормативно-правовых актов в области обязательного пенсионного страхования, что нельзя признать законным. Вообще же, ст. 970 ГК РФ сформулированы правила применения норм главы 48 ГК РФ к специальным видам страхования, в том числе к пенсионному.
Стоит отметить, что такая позиция "законописца" остро нуждается в корректировке путем приведения ФЗ N 167-ФЗ в соответствие правилам Гражданского кодекса России - включением в перечень нормативно-правовых актов, указанных в ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве основных источников законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании.
Положениями ст. 7 разбираемого Федерального закона к застрахованным лицам отнесены граждане Российской Федерации, осуществляющие свое право на труд как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), а также должники по договорам авторского заказа, авторы произведений науки, искусства, литературы. К застрахованным лицам законодатель посчитал нужным (что далеко не бесспорно) также отнести целый ряд категорий граждан.
Согласно нормоположениям ст. 10 ч. 1 ФЗ N 167-ФЗ суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Правилами ст. 14 ч. 2 ФЗ N 167-ФЗ на страхователей возложена обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в Пенсионный фонд России. Далее, в ст. 15 ч. 1 уточнено, что застрахованные лица вправе получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов.
Статья 16 в части 3 ФЗ N 167-ФЗ указывает, что в бюджете Пенсионного фонда РФ отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц.
Часть 4 изучаемой статьи доводит, что денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах, открываемых территориальным органам Федерального казначейства, для кассового обслуживания исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
В самом деле, Пенсионный фонд Российской Федерации является некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной собственником - Российской Федерацией, на основе принудительных имущественных сборов со всех лиц, как преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, так и не преследующих таковых, с последующим финансированием пенсионного существования граждан страны.
Возникает справедливый вопрос: кому принадлежат денежные средства, перечисленные в пользу застрахованных лиц страхователями на счет ПФР и хранящиеся на счетах территориальных органов Федерального казначейства?
Статьей 17 ФЗ N 167-ФЗ также указывается, что бюджет Пенсионного фонда формируется также за счет доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования.


В статье 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" [4] указано нижеследующее: банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Системный анализ правил ФЗ N 167-ФЗ вкупе с положениями Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и нормами ГК РФ позволяет сделать следующие выводы:
1. Пенсионный фонд России осуществляет банковскую деятельность.
2. ПФР не обладает лицензией Центробанка РФ на осуществление банковской деятельности.
3. ПФР пользуется и распоряжается имуществом застрахованного лица лишь до момента наступления в отношении последнего страхового случая.
4. Взносы в бюджет ПФР по своей правовой природе носят характер обязательного, индивидуального безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. То есть являются налогом, взимаемым в бюджет ПФР за возможность использования наемного труда.
Поскольку взносы на обязательное пенсионное страхование отчуждаются работодателями в бюджет ПФР, в котором учитываются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, то уплаченные денежные средства являются собственностью застрахованных лиц. Кстати говоря, данное утверждение целиком и полностью подтверждается нормами ст. 2 п. 4, ст. 3 ч. 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" [5], ст. 36.16 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" [6] и ст. 9 ч. 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" [7], согласно которым денежные средства с индивидуального пенсионного счета застрахованного лица при отсутствии иного волеизъявления последнего включаются в наследственную массу и распределяются между правопреемниками в равных долях.
Из вышеприведенных оснований явствует, что взносы на обязательное пенсионное страхование являются собственностью застрахованных лиц, находящейся в срочном пользовании и распоряжении Пенсионного фонда страны.
Как ни странно, но правилами части первой ст. 16 ФЗ N 167-ФЗ указано следующее: средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. С учетом вышеуказанной ошибки законодателя в ст. 2 ФЗ N 167-ФЗ и большей юридической силы норм Гражданского кодекса Российской Федерации следует обратиться к установке ст. 124 ГК РФ, которая в части 1 со всей определенностью устанавливает, что Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Поскольку нормами статьи 446 Гражданского процессуального кодекса РФ денежные средства, принадлежащие Российской Федерации, не отнесены к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, то будет законным предъявление суду требования об обращении взыскания на денежные средства, уплаченные работодателем должника в качестве взносов на обязательное пенсионное страхование последнего и находящиеся в бюджете Пенсионного фонда России.
Статьей 77 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" [8] предусмотрены особые правила обращения взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц. Так, часть 1 анализируемой статьи допускает обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, только на основании судебного акта. Часть 2 обязывает суд рассмотреть заявление, поданное судебным приставом-исполнителем или кредитором, об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, в десятидневный срок со дня его поступления. Безусловно, не на всякое такое имущество может быть обращено взыскание по исполнительным документам, однако в части 4 рассматриваемой статьи приведен исчерпывающий перечень имущества, на которое не может быть обращено рассматриваемое взыскание. Важно отметить, что в данном перечне ни казна Российской Федерации, ни денежные средства, поступившие в соответствии с законодательством РФ в бюджет ПФР, не указаны.
Таким образом, законодателем не установлены никакие правовые запреты для обращения взыскания в судебном порядке на денежные средства должника, находящиеся в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, и суды вправе обращать взыскание на денежные средства должника, находящиеся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Автор: Широкин П.Ю.

Государственная дума РФ дополнительно защитила права должников, получающих социальную помощь от государства. Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступит в силу. Законодатели с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня.

Расскажем, как на самом деле будет работать запрет взыскания долгов с пенсий и социальных выплат по новому закону, вступающему в силу 1 июня 2020 года, какие новые нормы он устанавливает и что реально изменится для должников.

21 февраля 2019 года был принят закон ФЗ-12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ-229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступит в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к ФЗ-229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании Службой судебных приставов.

Что означает для должника статья 46 ч. 1 п. 3 и 4 в ФЗ-229 — нужно ли платить, пустят ли за границу?

Основной посыл новостей о принятии данного ФЗ заключается в следующем: Президент РФ Путин подписал закон о запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и социальных выплат, перечисленных в ст. 101. В данном утверждении содержится противоречие, так как статья 101 и ранее содержала запрет на взыскание с данных видов доходов.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 101, неприкосновенными являются средства, выплачиваемые в связи со смертью кормильца.

В п. 10 ч.1 той же статьи упомянута и сама пенсия по утрате кормильца.

Таким образом, данное положение нововведением не является, многие выплаты социального характера были защищены и раньше.

По сути, ФЗ-14 отменил взыскание по исполнительному листу только с выплат, производимых гражданам, пострадавшим в результате катастроф, иных форс-мажорных обстоятельств. В таких ситуациях выплаты производятся в качестве единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества или причинением вреда здоровью, а также членам семей граждан, погибших в результате ЧС.

Фактически новшество состоит в том, что освобождаются от взыскания выплаты при наличии следующих условий:

субъект выплаты: граждане, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях или члены семей погибших;

цель осуществления: компенсация утраты имущества первой необходимости или здоровья на определенный период;

выплата носит единовременный характер.

Запрет взыскания долгов с пенсий и социальных выплат по исполнительному листу – что важно знать?

Основное содержание изменений

Смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода.

Основной смысл закона — в установлении нового порядка перечисления взысканных с должников денег, с указанием кодов вида дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Обзор статьи 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» – как избежать ареста социальных выплат?

Облагается ли взысканиями пенсия банкрота?

В соответствии со ст. 101 ФЗ-229, имеет значение вид пенсии. С пенсии по старости и по инвалидности взыскание осуществляется в общем порядке, с пенсии по потере кормильца ни при каких условиях долг не удерживают.

Действительно ли президент подписал недавно закон, который вводит неприкосновенность соцподдержки россиян?

Федеральный закон №14-ФЗ от 21.02.2019 г. вносит некоторые важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они касаются порядка осуществления перечисления денежных средств, удержанных с заработка и иных доходов (вводится необходимость указания кода в платежных документах в целях идентификации платежей).

В ст. 101 ФЗ-229 и раньше были перечислены соцвыплаты, защищенные от взыскания. Президент запретил по сути в этом законе обращение взыскания только на один вид выплат — на компенсации в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций (при соблюдении некоторых условий).

Каким образом осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия становится неприкосновенной?

Принятым в феврале 2019 года федеральным законом № 12-ФЗ взыскание долга с пенсии по старости не запрещается. В п. 9 ч.1 ст. 101 ФЗ-229 отдельно указано, что взыскание не осуществляется со страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости и инвалидности.

Кроме того, судебными приставами может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу ниже прожиточного минимума?

В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» ничего не сказано про такую ситуацию. Согласно ст. 99 этого закона, сумма удержания может составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %.

Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды (последний в определении №45-КГ 16-27 от 12.01.2017 г., например) неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставами и судом.

«Черный» список должников судебных приставов – как проверить долг по фамилии?

Запрет на взыскание с пенсий

В декабре 2019 года стало известно об еще одной инициативе Правительства РФ. Минэкономразвитяи разработало законопроект, в соответствии с которым запрещается взыскивать долги со следующих выплат:

со страховой части пенсии россиян;

со страховой пенсии по инвалидности;

с накопительной пенсии;

с пенсии по государственному пенсионному обеспечению;

с пенсионного обеспечения военнослужащих и правоохранительных органов;

с пособий по временной нетрудоспособности.

Пока новый проект закона о запрете взыскания долгов с пенсий не опубликован, документ направлен в комиссию правительства РФ по законопроектной деятельности.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2016 года Чертановский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Бадовой О.А, при секретаре Поверенове В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

Антроповой А.С. к ОАО НПФ "ГАЗФОНД-Пенсионные накопления" о взыскании накопительной части трудовой пенсии наследодателя

Истец обратилась в суд с указанным иском. Свои требования обосновывает тем, что Антропова Л.Н. является дочерью Антроповой А.С.

ДД.ММ.ГГГГ между Антроповой Л.Н. и ФИО был зарегистрирован брак. После регистрации брака жене присвоена фамилия Бойкова. ДД.ММ.ГГГГ. ФИОумерла.

Истец является наследником первой очереди. Истцу стало известно, что между ФИОи НПФ "ГАЗФОНД" был заключен договор об обязательном пенсионном страховании №. Правоприемником ФИОпо договору является Антропова Т.Н., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратилась к ответчику за выплатой средств пенсионных накоплений Бойковой Л.Н., однако истцу было отказано. Считает отказ незаконным. Просит взыскать как правоприемнику по закону накопительную часть трудовой пенсии Бойковой Л.Н.

Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против предъявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Антропова Л.Н. является дочерью Антроповой А.С. ДД.ММ.ГГГГ. между Антроповой Л.Н. и ФИО был зарегистрирован брак. После регистрации брака жене присвоена фамилия Бойкова. ДД.ММ.ГГГГ.

ФИОумерла. Истец является наследником первой очереди. Истцу стало известно, что между ФИОи НПФ "ГАЗФОНД" был заключен договор об обязательном пенсионном страховании №. Правоприемником ФИОпо договору является Антропова Т.Н., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратилась к ответчику за выплатой средств пенсионных накоплений Бойковой Л.Н., однако истцу было отказано.

Согласно п. 12 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в случае, если смерти застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 6 ст. 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства.

Пунктом 3 ст. 38 Федерального закона № 111-ФЗ от 24.07.2002г «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» определено, что выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд РФ в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок.

Согласно п. 12 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в случае, если смерти застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 6 ст. 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства.

Пунктом 3 ст. 38 Федерального закона № 111-ФЗ от 24.07.2002г «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» определено, что выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд РФ в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

Пенсионные накопления умершего застрахованного лица не входят в наследственную массу умершего и выплачиваются правоприемникам исходя из их доли.

Согласно п. 5 Правил страхования, выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных на его пенсионном счете накопительной пенсии (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и результата их инвестирования), производится правоприемникам, указанным в договоре об обязательном пенсионном страховании, заключенном фондом и застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".

При отсутствии в договоре указания о распределении средств между правоприемниками выплата средств пенсионных накоплений производится правоприемникам, указанным в заявлении о распределение средств пенсионных накоплений.

В случае подачи застрахованным лицом в фонд заявление о распределение средств пенсионных накоплений (при наличие указания правоприемников в договоре) фонд принимает решение о выплате средств пенсионных накоплений правоприемникам на основании указанного заявления.

При отсутствии в договоре указания о распределении средств пенсионных накоплений и отсутствии заявления о распределение средств пенсионных накоплений производится выплата средств пенсионных накоплений правоприемникам по закону первой очереди - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям), а при их отсутствии - правоприемникам по закону второй очереди - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.

Анализируя в соответствии со ст. 56, 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд, приходит к выводу, что правоприемником умершей ФИОявляется ее сестра Антропова Т.Н., которая за выплатой средств пенсионных накоплений умершей Бойковой Л.Н., не обращалась.

Таким образом, у Антроповой А.С. отсутствует право на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершей ФИО., в связи с чем, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Антроповой А.С. в иске к ОАО "НПФ ГАЗФОНД-Пенсионные накопления" о взыскании накопительной части трудовой пенсии наследодателя отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ:

Истец обратился в суд с указанным иском, просит восстановить ему срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершей дд.мм.гггг года матери ФИО, мотивируя свои требования тем, что он пропустил предусмотренный шестимесячный срок для.

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику и просит восстановить ему срок для обращения к ответчику с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, застрахованного лица Жиганова С.В., умершего дд.мм.гггг, в обоснование иска истец ук.

Читайте также: