Обращение взыскания на заработную плату пенсию стипендию и иные виды доходов должника

Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступил в силу. И многих пенсионеров интересует – освободит ли этот закон их от возврата долгов и преследования со стороны приставов, банков и коллекторов? Давайте разберемся. Законодатели, с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня, например - с детскими пособиями. То есть на первый взгляд новый закон эффективно поможет пенсионерам. Разбираемся подробнее.

21 февраля 2019 года был принят Федеральный закон № 12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступил в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к уже давно работавшему ФЗ № 229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании службой судебных приставов. Многие граждане ожидают от этого нововведения полное ограничение пенсионеров от судебных взысканий. Мол теперь банки, выиграв суды, не смогут забирать у пенсионеров-должников по кредитам даже 50% от пенсий в счёт погашения долгов.

Люди думают, что приставы по новому закону больше не будут иметь право на удержание с песий по старости и по инвалидности. В интернете даже появились статьи с рассказами об избавлении пенсионеров от преследований банков, а в ютубе – ролики на эту тему. Но в реальности всё это совершенно не так и эти авторы просто выдают желаемое за действительное. Основной посыл данного закона заключается в запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и с социальных выплат. Всё!

Кроме того, данный закон нововведением не является - многие выплаты социального характера были защищены и раньше. Поэтому ещё раз – весь смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Итак – подведем итог. После июня 2020 года с пенсии по старости и по инвалидности взыскание будет, как и раньше осуществляться в общем порядке, а с пенсии по потере кормильца, как и раньше, ни при каких условиях приставы долг не будут удерживать. Кроме того, судебными приставами, как и раньше может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Ох, а какие у государственных умов были планы еще несколько месяцев назад. Руководитель ФССП публично обещал, что из-за пандемии - до конца 2020 года будет введен мораторий на взыскание долгов и изъятие имущества должников .

Если после удержания остается денег меньше прожиточного минимума

Иногда меня спрашивают – пенсионер стал должником по кредиту. Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу если у пенсионера останется денег ниже прожиточного минимума? На что он тогда будет жить? Но государство и законодатели тут исходят из такого принципа – когда такой человек брал кредит, он как-то рассчитывал погашать его? Он же не специально взял невозвратный кредит, так как у него только одна пенсия на которую он живет? Поэтому тут ничего не изменилось.

В этом случае, согласно ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», сумма удержания, в том числе с пенсии будет составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %. Насколько разумно государство поступает в этом вопросе? – сказать сложно.

С одной стороны жалко пожилых людей, которые став должниками, вынуждены отдавать своим кредиторам половину пенсии и жить впроголодь. С другой стороны, наивно надеяться, что государство возьмёт и запретит кредиторам возвращать свои деньги с тех же пенсий. Иначе в стране увеличится количество юридически закрепленных невозвратных кредитов и государству тогда придётся вводить запрет на выдачу кредитов и займов гражданам пенсионного возраста, что плохо уже скажется на кредитоспособных пенсионерах. По этим причинам кардинальных изменений в этом вопросе в ближайшее время можно не ожидать.

В принципе сейчас у нас в отношении пенсионеров действуют такие же принципы ответственности по долгам, как в Европе и США. С той лишь разницей, что пенсии там в разы больше и на них реально можно не существовать, а жить: хорошо питаться. лечиться, одеваться, даже отдыхать. Не говоря уже о возможности кредитоваться под разумный процент.

Как сделать удержание с пенсии меньше 50%

Что бы я порекомендовал делать в такой ситуации, когда пожилой человек стал должником по кредиту, коммунальным платежам или иному обязательству, у него взыскивают 50% с пенсии и на оставшиеся деньги трудно прожить? Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Прежде всего это должен учитывать пристав– исполнитель!

Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставом. Для этого достаточно в свободной форме составить ходатайство, в котором указать на размер пенсии, который остается после удержания и размер официальных ежемесячных расходов.

К заявлению необходимо приложить копии подтверждающих расходы документов: квитанцию о квартплате, чеки на лекарство и продукты питания и другие социально- необходимые расходы. Если пристав оказался черствым и не принял во внимание Вашу просьбу на уменьшение ежемесячного удержания с пенсии – необходимо обратиться с жалобой по этому вопросу на имя старшего судебного пристава, а лучше - в суд.

Мой ютуб-канал адвоката

🎦 Кстати, важная новость для пенсионеров – с апреля 2020 года можно будет обращаться с заявлением в ФССП к приставу, который ведет Ваше исполнительное производство, и просить снизить удержание по исполнительным листам до 20% в месяц или предоставить рассрочку па 2 года. Такая мера – это попытка государства в лице ФССП помочь пенсионерам выжить в условиях вынужденных мер ограничения в связи с пандемией коронавируса. В этом видео я рассказываю, как можно получить рассрочку по исполнительному производству :

🎦 Я думаю Вам будет интересен рассказ о том, как можно ходатайствовать перед приставом об уменьшении ежемесячного удержания по исполнительному листу с 50% до меньшей суммы . Причем это можно сделать не только пенсионерам:

Посмотрите эти видеоролики! В комментариях к своим видео я совершенно бесплатно консультирую подписчиков своего канала по вопросам кредитных долгов. Жду Ваших вопросов, и лайков. Подписывайтесь на мой ютуб-канал!



Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника

На решение задачи правильного и своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц направлены установленные законом правила обращения взыскания на заработную плату и другие доходы должника-гражданина.

Обращение взыскания в этом случае производится в общем порядке, установленном для исполнения исполнительных листов, содержащих имущественные требования, с учетом особенностей, определенных в главе 11 «Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина» Закона об исполнительном производстве.

Закон об исполнительном производстве не содержит легального определения понятия «доход», что предопределяет необходимость обращения к гражданскому законодательству. Статья 136 ГК РФ к доходам относит поступления, полученные в результате использования имущества. Вместе с тем приведенное определение рассматриваемой статьей в полной мере распространяется на плоды и продукцию. Под доходами традиционно понимаются поступления, которые вещь приносит, циркулируя в гражданском обороте. К примеру, арендная плата по договору аренды, проценты по договору займа, дивиденды по акциям и т.д.

Потребление разного вида поступлений имеет свои существенные различия. Так, доходы в отличие от плодов и продукции даются не плодоприносящей вещью, а устанавливаются юридическим отношением, и правильнее говорить о том, что они представляют собой не вещь, а право требования вещи (требование уплаты процентов по договору займа, требование уплаты денег по договору найма и т.д.). Доходы изначально являются самостоятельными вещами и квалифицируются как поступления только потому, что они состоят в определенных юридических отношениях с доходоприносящей вещью. И в связи с этим на них может быть обращено взыскание в рамках исполнительного производства.

По общему правилу собственником плодов, продукции и доходов, полученных от использования имущества, является то лицо, которое его использует на законном основании. Им может быть собственник, а если собственник по договору передал имущество в пользование другому лицу (например, в аренду), — то лицо, не являющееся собственником. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом, иными правовыми актами или договором с собственником или лицом, имеющим право распоряжаться этим имуществом.

Заработная плата относится к доходам должника-гражданина и также может являться объектом обращения взыскания.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Как справедливо отмечается К.Н. Гусовым, понятие заработной платы только как вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы в полном объеме не раскрывает прав работника и обязанностей работодателя как сторон трудового правоотношения, в содержании которого заработная плата является одним из элементов. Кроме того, это понятие не содержит всех признаков, отличающих заработную плату от иных вознаграждений за труд, выполненный, например, на основании гражданско-правовых договоров (подряда, поручения и др.). С учетом закрепленного в Трудовом кодексе Российской Федерации права работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы правильнее понимать заработную плату как вознаграждение за работу, выполненную работником по трудовому договору, которое работодатель обязан выплатить в соответствии с количеством и качеством затраченного труда в заранее определенных размерах и в сроки, установленные для выплаты заработной платы.

Новый Закон об исполнительном производстве расширил перечень оснований обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина. Так, судебный пристав-исполнитель

обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника гражданина в следующих случаях:

  1. исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
  2. взыскание суммы, не превышающей 10 тыс. руб.;
  3. отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Периодическими платежами являются все виды выплат, которые должник обязан выплачивать регулярно в течение определенного периода. Указанные платежи также именуются аннуитетами.

Законодательно установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (ст. 101 Закона об исполнительном производстве).

К ним относятся:

  1. денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
  2. денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
  3. денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
  4. компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  5. компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
  6. ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация про- езда, приобретения лекарств и др.)
  7. денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
  8. компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде: а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику; в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
  9. страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;
  10. пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;
  11. выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  12. пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
  13. средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
  14. суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников: а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; б) в связи с террористическим актом; в) в связи со смертью члена семьи; г) в виде гуманитарной помощи; д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
  15. суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения
  16. суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
  17. социальное пособие на погребение.

Отметим, что указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания на денежные средства, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также на компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, не применяются.

В случае отсутствия или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 Закона об исполнительном производстве.

Часть 3 ст. 98 Закона об исполнительном производстве закрепляет следующий порядок исполнения исполнительных документов данной категории. Так, лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.

При этом указанные лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Расходы на перевод и перечисление денежных средств осуществляются за счет должника.

В том случае, если должник меняет место работы, учебы, место получения пенсии и иных доходов, то лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях. Сам должник обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов.

Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.

Специально регламентируется предельный размер данных удержаний. Так, при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Вышеозначенное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70% (ч. 3 ст. 99 Закона об исполнительном производстве).

Определенную специфику имеет обращение взыскания на заработок должника-гражданина, отбывающего уголовное наказание, и в частности, при осуждении его к исправительным работам. Согласно части 1 ст. 100 Закона об исполнительном производстве взыскание по исполнительным документам обращается на весь заработок граждан, осужденных к исправительным работам, за вычетом удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда.

Исправительные работы представляют собой меру наказания, назначаемую судом лицу, виновному в совершении преступления, и заключающуюся в исправительно-трудовом воздействии на осужденного, не имеющего основного места работы, на объекте, определяемом органом местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного (ст. 50 УК РФ).

По своему содержанию исправительные работы включают следующие основные элементы:

  1. принудительное привлечение к труду;
  2. привлечение к труду в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, исполняющими исправительные работы, но в районе места жительства осужденного;
  3. привлечение к труду на определенный срок;
  4. удержание в доход государства определенной доли заработка осужденного.

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Причем из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5% до 20%.

Инструкция о порядке исполнения наказаний и мер уголовно- правового характера без изоляции от общества, утвержденная приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. № 38 устанавливает, что началом производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам является день выхода осужденного на работу (п. 88). Удержания производятся из заработной платы осужденного за каждый отработанный месяц, включая все виды дополнительных выплат, в том числе денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не носят характера единовременного вознаграждения.

Удержания производятся без исключения из заработной платы осужденного налогов и других платежей, а также независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. Общий размер удержаний из заработной платы по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски) не может превышать 70% (п. 90). При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются администрацией организации платежным поручением в соответствующий бюджет ежемесячно. При этом удержания не производятся из пособий, получаемых осужденными в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Если у осужденного ухудшилось материальное положение, инспекция разъясняет ему право на обращение в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из его заработной платы. Само решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

В соответствии с частью 2 ст. 100 Закона об исполнительном производстве взыскание по исполнительным документам обращается на весь заработок граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан, за вычетом отчислений на возмещение расходов но их содержанию в указанных учреждениях.

Статья 98. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина

Комментарий к статье 98

1. Глава 11 настоящего Закона устанавливает условия и порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает три случая, когда исполнение требований исполнительного документа производится за счет заработной платы и иных доходов должника-гражданина:
1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
2) взыскание суммы, не превышающей 10 тыс. руб.;
3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме .
--------------------------------
См. подробнее: письмо ФССП России от 30 октября 2015 г. N 00011/15/85419-СВС.

Норма, устанавливающая исчерпывающий перечень случаев, когда исполнение требований исполнительного документа производится за счет заработной платы и иных доходов должника-гражданина, носит императивный характер, предусматривает обязанность судебного пристава-исполнителя обращать взыскание на заработную плату и иные доходы, а не на имущество должника.
При этом следует учитывать, что согласно ст. 129 ТК под заработной платой понимаются вознаграждение, выплачиваемое работодателем работнику в качестве оплаты за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии со ст. 136 ГК доходами являются поступления, полученные в результате использования имущества. В качестве примера можно назвать дивиденды по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации, доходы от передачи имущества в аренду (наем) и др. Однако в рамках исполнительного производства к иным доходам должника-гражданина относятся также иные денежные вознаграждения, выплачиваемые ему вне связи с оплатой труда по трудовому договору (контракту), в том числе авторские вознаграждения, пенсии, стипендии, разного рода пособия и выплаты и т.д.
Перечень видов доходов, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден Постановлением Правительства РФ .
--------------------------------
Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 (в ред. от 9 апреля 2015 г.) "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей".

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает исключение из императивного правила о необходимости исполнения требования исполнительного документа о взыскании периодических платежей за счет заработной платы и иных доходов должника-гражданина. В случае если должник не работает, не имеет иных доходов или заработной платы и (или) иных доходов должника недостаточно для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним, взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника по общим правилам обращения взыскания на имущество должника, установленным гл. 8 комментируемого Закона.
3. Порядок исполнения требований исполнительного документа лицом, выплачивающим должнику заработную плату или иные периодические платежи, установлен в ч. 3 комментируемой статьи. Указанные лица обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Таким образом, работодателю или иному лицу, выплачивающему должнику-гражданину периодические платежи, взыскатель направляет на исполнение исполнительный документ, а судебный пристав-исполнитель - копию исполнительного документа. Помимо копии исполнительного документа судебный пристав-исполнитель направляет также соответствующее постановление, поскольку исполнение требований исполнительного документа в этом случае будет происходить по поручению судебного пристава-исполнителя, а значит, судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление, в котором установит размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника-гражданина на основании ст. 99 настоящего Закона.
Для обеспечения правильности удержаний из заработной платы и иных доходов должника-гражданина к соответствующему постановлению судебного пристава-исполнителя должна прилагаться копия исполнительного документа, содержащего требование о взыскании алиментов. Такая рекомендация содержится в п. 1 Приложения N 1 к Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России 19 июня 2012 г. N 01-16). Если исполнительный документ о взыскании алиментов изготовлен и (или) направлен для исполнения в форме электронного документа, судебный пристав-исполнитель делает копию исполнительного документа путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Расходы, понесенные работодателем в связи с переводом и перечислением денежных средств, относятся на счет должника. Вместе с тем судебная практика признает недопустимым требование о возмещении должником затрат работодателя или иного лица, выплачивающего должнику периодические платежи, на материалы (бумагу), оплату услуг сторонних организаций (комиссий банков), заработную плату специалистов, занимающихся оформлением соответствующих документов, в том числе специалистов бухгалтерии, финансового и юридического отделов, а также на отчисления на социальные нужды, накладные расходы и т.п. .
--------------------------------
См. подробнее: Апелляционное определение Свердловского областного суда от 2 марта 2016 г. по делу N 33-3413/2016.

4. С 9 июня 2017 г. ч. 4 комментируемой статьи четко устанавливает случаи, когда исполнение требования исполнительного документа работодателем или иным лицом, выплачивающим должнику периодические платежи, заканчивается: во-первых, после перечисления денежных средств в полном объеме, т.е. после фактического исполнения требований исполнительного документа; во-вторых, при перемене должником места работы, учебы, получения пенсии и иных доходов, т.е. в случаях прекращения правоотношений между должником и указанными лицами; в-третьих, по заявлению взыскателя, который по каким-то причинам не хочет дальнейшего исполнения требований исполнительного документа; в-четвертых, по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения. Положения данной нормы вызывают вопросы, поскольку прекращение и окончание исполнительного производства - это самостоятельные формы завершения исполнения, а отмену исполнения комментируемый Закон вообще не предусматривает. Возможно, законодатель имел в виду случаи прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в связи с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, или самого исполнительного документа, исполнение которого производится (см. комментарий к ст. 43 настоящего Закона).
5. При возникновении любого из оснований, предусмотренных в ч. 4 настоящей статьи, лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, не позднее дня, следующего за днем наступления соответствующего основания, должны возвратить исполнительный документ взыскателю (ч. 4.1 комментируемой статьи) с отметкой, указывающей основание окончания его исполнения и период, в течение которого исполнительный документ находился у этих лиц на исполнении, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение, либо копию исполнительного документа судебному приставу-исполнителю с отметкой, указывающей основание окончания его исполнения, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. В отметке о произведенных взысканиях должна содержаться информация о размере удержаний, об удержанной сумме, о дате перечисления денежных средств, об остатке задолженности, о номере платежного поручения .
--------------------------------
См.: Письмо ФССП России от 25 июня 2012 г. N 12/01-15257 "Об информировании судебного пристава о перемене места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лицами, выплачивающими должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи".

6. В соответствии с ч. 2 ст. 50 комментируемого Закона стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные федеральными законами. Одной из таких обязанностей должника является незамедлительное сообщение судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов (ч. 5 комментируемой статьи). Неисполнение указанной обязанности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.14 КоАП.

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser or activate Google Chrome Frame to improve your experience.

  • Дата и время
  • +38 (062) 300-19-52 / +38 (071) 495-88-36 (Пн - Пт: 10:00 - 12:30 и 14:00 - 16:30) +38 (071) 495 88 36; +38 062 300 19 52-->

Обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные доходы должника


Государственная исполнительная служба в Советском районе г. Макеевки предоставляет разъяснения главы 6 Временного порядка об исполнительном производстве Донецкой Народной Республики, утвержденным постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31.05.2016 № 7-37.

Взыскание на заработную плату, пенсию, стипендию и иные доходы должника, без применения мер принудительного обращения взыскания на имущество должника осуществляется при исполнении решений о взыскании периодических платежей и взыскании на сумму, не превышающую 10 000 российских рублей.

По исполнительным документам о взыскании сумм, превышающих 10 000 российских рублей, обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные доходы должника осуществляется с одновременным принятием государственным исполнителем мер по выявлению у должника денежных средств на счётах в Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики, а также другого имущества.

Государственный исполнитель по исполнительным документам о взыскании сумм, превышающих 10 000 российских рублей, имеет право обратить взыскание на заработную плату, пенсию, стипендию и иные доходы должника без применения мер принудительного обращения на имущество должника по письменному заявлению взыскателя.

Предприятия, учреждения, организации, физические лица — предприниматели осуществляют отчисления из заработной платы, пенсии, стипендии и других доходов должника и перечисляют средства взыскателю в срок, установленный для осуществления указанных выплат должнику, а если такой срок не установлен — до десятого числа каждого месяца, следующего за отчётным. Такие предприятия, учреждения, организации, физические лица — предприниматели каждые шесть месяцев присылают государственному исполнителю отчёт о совершенных отчислениях и выплатах по установленной форме.

В случае прекращения перечисления денежных средств взыскателю в связи с изменением должником места работы, жительства, пребывания или учебы или по другим причинам предприятия, учреждения, организации, физические лица — предприниматели не позднее чем в трехдневный срок сообщают государственному исполнителю о причине прекращения выплат и отмечают новое место работы, жительства или учебы должника, если оно известно.

Должностные лица, виновные в непредставлении таких сведений без уважительных причин, могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной законодательством.

Размер отчислений из заработной платы и других доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, сборов и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Из заработной платы должника может быть удержано по исполнительным документам до погашения в полном объёме задолженности: при взыскании алиментов; возмещении вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью; возмещении вреда в связи с потерей кормильца и убытков или ущерба, причиненного преступлением, — пятьдесят процентов; по всем другим видам взысканий, если иное не предусмотрено законом, — двадцать процентов.

Согласно Временного порядка об исполнительном производстве Донецкой Народной Республики и Закона Донецкой Народной Республики «Об оплате труда», общий размер всех удержаний не может превышать двадцати процентов, а в случаях, предусмотренных настоящим законодательством, — пятидесяти процентов заработной платы, подлежащей выплате работникам.

Эти ограничение не распространяется на отчисления из заработной платы в случае отбывания должником наказания в виде исправительных работ и взыскании алиментов на несовершеннолетних детей. В таких случаях размер удержаний из заработной платы не может превышать семидесяти процентов.

С заработной платы осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также с лиц, находящихся в наркологических отделениях, психиатрических диспансерах и стационарных лечебных учреждениях, отчисления осуществляются со всей суммы заработной платы без учёта отчислений расходов, связанных с их содержанием в таких заведениях.

На пособие по государственному социальному страхованию, выплачиваемое в случае временной нетрудоспособности и в других случаях, пособия по безработице и социальной помощи инвалидам с детства, назначенные в соответствии с действующим законодательством, взыскание может быть обращено только по судебным решениям о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также потерей кормильца.

Также, Временным порядком об исполнительном производстве Донецкой Народной Республики предусмотрены выплаты, на которые не может быть обращено взыскание.

Краткое содержание:


ФЗ от 21.02.2019 № 12-ФЗ: от взыскания долгов будут защищены выплаты социального характера:

Статья 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» дополнена новым пунктом, согласно которого нельзя взыскивать долг с денежных средств:

выделенных гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести.

К выплатам, с которых нельзя взыскивать долг относятся, например:

  • пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые в качестве поддержки в условиях распространения коронавируса;
  • пособия членам семей, погибших в результате чрезвычайной ситуации;
  • компенсации пострадавшим в техногенных катастрофах или от чрезвычайных ситуаций; компенсация проезда, приобретения лекарств и другие.

Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

Напомню, на какие ещё виды доходов не может быть обращено на следующие виды доходов.

Согласно ст 101 ФЗ О исполнительном производстве:

Не может быть обращено взыскание на следующие виды доходов: денежные суммы, выплачиваемые:

1) в возмещение причиненного вреда здоровью;

2) в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

3) лицам, получившим увечья при исполнении своих служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели указанных лиц;

4) в качестве компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) в качестве компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячно и (или) ежегодно, начисляемые отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством РФ (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

7) в качестве алиментов, включая суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:

  • в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;
  • в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;
  • денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов РФ;

12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

13) средства материнского (семейного) капитала,

14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

  • в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;
  • в связи с террористическим актом;
  • в связи со смертью члена семьи;
  • в виде гуманитарной помощи;
  • за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

17) социальное пособие на погребение;

О пункте 18 мы уже говорили в начале статьи.

Важно

Напомню, что по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 101 ФЗ О исполнительном производстве, не применяются.

Профилактика необоснованных списаний задолженности

  • Выплаты, с которых нельзя списывать задолженность, будут соответствующим образом промаркированы, во избежание ошибок со стороны приставов, что, к сожалению, бывает довольно часто.

  • Порядок указания специального кода установит Банк России. Новые правила обязывают финансовые организации при исполнении содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований о взыскании долга или наложении ареста на счета учитывать новые изменения в законодательстве. Такие же обязанности возлагаются и на судебного пристава-исполнителя.

  • Кроме того, согласно изменений, внесенных в статью 70 ФЗ «Об исполнительном производстве», должник обязан будет предоставить документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание.

  • Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны будут указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу (с учетом новой редакции части 3 статьи 98 Федерального закона).

Права пристава стали шире

Этим же законом расширены права судебных приставов по взысканию задолженности с граждан:

В целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель сможет запрашивать у налоговых органов фактически любые сведения, необходимые для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа (новая часть 9.1 статьи 69 Федерального закона).

Мнение автора

На мой взгляд наиболее существенное изменение касается обязательной маркировки выплат, с которых нельзя списывать задолженность. Данная норма позволит избежать ошибочных списаний со счетов граждан. Это как-то надёжнее, чем надеяться на то, что все судебные приставы знают законы.

Если сочтёте статью полезной, прошу оценить её звездами и поделиться с подписчиками.

Благодарю за внимание!

Какие изменения ждут нас с 1 июня 2020: защита от взыскания долгов, ЖКХ, возврат страховок, пенсии…

Читайте также: