Общий стаж для назначения государственной пенсии

Государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава.

Куда обратиться

Граждане (за исключением федеральных государственных гражданских служащих) могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее. Заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда России по своему выбору либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина (далее – МФЦ), в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением либо по почте.

Заявление может быть подано лично гражданином, которому назначается пенсия, его представителем, либо через работодателя. Также гражданин может направить заявление в форме электронного документа через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР.

В случае подачи заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя:

  • лично (представителем, через работодателя) днем обращения за пенсией является день приема территориальным органом ПФР заявления;
  • по почте - днем обращения за пенсией считается дата, которая указана на почтовом штемпеле по месту отправления заявления;
  • через МФЦ – днем обращения за пенсией считается дата приема заявления МФЦ;
  • через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и представлении в территориальный орган ПФР всех необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в срок, не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией считается дата подачи заявления в форме электронного документа.

Федеральный государственный гражданский служащий подает письменное заявление о назначении пенсии за выслугу лет на имя председателя Правления ПФР с необходимыми документами в федеральный государственный орган (территориальный орган) или его аппарат, в котором замещалась должность федеральной государственной гражданской службы перед увольнением. В случае реорганизации или ликвидации федерального органа или территориального органа документы подаются в кадровую службу федерального органа, которому законодательством Российской Федерации переданы функции реорганизованного или ликвидированного федерального органа, его территориального органа (Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, утвержденные Приказом Минтруда России от 22.05.2017 № 436н).

Кстати, некоторым государственным служащим, например военным и полицейским, в силу специфики их службы пенсию назначает и выплачивает не Пенсионный фонд России, а то государственное ведомство, в котором они проходил службу. Например, Министерство обороны Российской Федерации или Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Какие документы представить

К заявлению о назначении государственной пенсии за выслугу лет прилагаются:

  • паспорт;
  • другие документы, необходимые для подтверждения дополнительных обстоятельств;

при направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.

Бланк заявления о назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, (подаётся в кадровую службу федерального органа государственной власти (его территориального органа) или его аппарата).

Условия назначения

Для федеральных государственных гражданских служащих:

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ) федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).

При этом продолжительность стажа государственной гражданской службы, требуемого для установления пенсии за выслугу лет, с 2017 года увеличивается поэтапно (ежегодно на 6 месяцев) с 15 лет 6 месяцев в 2017 году до 20 лет в 2026 году.

Согласно пункту 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ федеральным государственным гражданским служащим, уволенным до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, право на пенсию за выслугу лет предоставляется при наличии у них стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней. Кроме того, в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих может быть установлена к досрочной пенсии, назначенной по нормам названного Закона.

Следует отметить, что нормы Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», предусматривающие поэтапное увеличение минимальной продолжительности стажа государственной гражданской службы, требуемой для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих и определения размера указанной пенсии, не распространяются на следующих лиц:

  • на федеральных государственных гражданских служащих, приобретших право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ и уволенных (освобожденных от замещаемой должности) с федеральной государственной гражданской службы до 1 января 2017 года;
  • на лиц, замещавших на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы и имеющих на этот день стаж федеральной государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;
  • на лиц, замещавших на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы, имеющих на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретших до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

  • наличие выслуги в соответствующих должностях не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении.
  • при оставлении работы по состоянию здоровья (болезни) – наличие выслуги не менее 20 и 15 лет соответственно у мужчин и женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении.
  • оставление работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет: из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, в отрядах (группах) космонавтов, являющихся летно-испытательными (летно-исследовательскими) подразделениями научно-испытательных, научно-исследовательских центров и других организаций федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

Для работников летно-испытательного состава:

  • занятость в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники.
  • наличие выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, из которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на периоды работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (без учета периодов военной службы в должностях летного состава и периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации).
  • при оставлении работы по состоянию здоровья - наличие выслуги не менее 20 и 15 лет соответственно у мужчин и женщин, из которых не менее двух третьих приходится на периоды работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (без учета периодов военной службы в должностях летного состава и периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации).
  • Установление страховой пенсии по старости (по инвалидности).

Сроки назначения

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Пенсия за выслугу лет (за исключением пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленных к страховой пенсии по инвалидности) устанавливается на срок - бессрочно.

Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсия за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленные к страховой пенсии по инвалидности, - на срок, на который установлена страховая пенсия по инвалидности.

Выплата

Социальная пенсия выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.

Правила выплаты дополнены пунктами 5.1 и 14.1, согласно которых пенсионеру, не имеющему регистрации по месту жительства в Российской Федерации (его законному представителю - родителю, усыновителю, опекуну, попечителю), социальная пенсия, предусмотренная Федеральным законом № 166-ФЗ, выплачивается при условии подачи заявления о подтверждении постоянного проживания в Российской Федерации, до истечения 12 месяцев с месяца подачи заявления об установлении (выплате) пенсии или предыдущего подтверждения постоянного проживания в Российской Федерации.

Административный регламент дополнен заявлением о подтверждении постоянного проживания в Российской Федерации гражданина Российской Федерации, получающего социальную пенсию.

Данное заявление, может быть подано лично гражданином (законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица) в территориальный орган ПФР либо в многофункциональный центр по месту нахождения выплатного дела.

Подача указанного заявления осуществляется до истечения 12 месяцев с месяца подачи заявления об установлении (выплате) пенсии или предыдущего подтверждения постоянного проживания в Российской Федерации.

Заявления о подтверждении постоянного проживания в Российской Федерации гражданина Российской Федерации, получающего социальную пенсию приобщается к материалам выплатного дела для продолжения выплаты социальной пенсии, предусмотренной Федеральным законом № 166-ФЗ.

Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению (в том числе федеральных государственных гражданских служащих), ее доставка и удержания из нее производятся в порядке, предусмотренном для выплаты, доставки и удержания из пенсии, назначаемой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Способы доставки пенсии:

1. через Почту России – вы можете получать пенсию на дом или самостоятельно в почтовом отделении по месту жительства. В этом случае каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки, при этом пенсия может быть выплачена позднее установленной даты в пределах доставочного периода. Дату окончания выплатного периода лучше узнать заранее, так как в каждом почтовом отделении она своя. Если пенсия не получена в течение шести месяцев, то ее выплата приостанавливается, и необходимо будет написать заявление в свой Пенсионный фонд, чтобы возобновить выплату;

2. через банк – вы можете получать пенсию в кассе отделения банка или оформить банковскую карту (с 01.07.2017 года для выплаты пенсии оформляются только карты национальной платежной системы «МИР») и снимать денежные средства через банкомат. Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится в день поступления средств от территориального органа Пенсионного фонда России. Снять свои деньги с банковского счета можно в любой день после их зачисления. Зачисление на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения.

3. через организацию, занимающуюся доставкой пенсии – вы можете получать пенсию на дому или самостоятельно в этой организации. Полный перечень таких организаций в вашем регионе (в том числе осуществляющих доставку пенсии на дом) есть в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда России. Порядок выплаты пенсии через иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий, такой же, как через отделение почтовой связи.

Для выбора способа доставки или его изменения, вам необходимо уведомить об этом ПФР, любым удобным для вас способом:

  • письменно, подав заявление непосредственно в территориальный орган ПФР либо многофункциональный центр (бланк заявления о доставке пенсии);
  • в электронном виде, подав соответствующее заявление через «Личный кабинет» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и сайте ПФР

Право на две пенсии

Гражданам из числа космонавтов может устанавливаться государственная пенсия за выслугу лет и страховая пенсия по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) при наличии условий для ее назначения.

Общий трудовой стаж определяется как разница между суммой дат конца и суммой дат начала периодов трудовой или иной общественно полезной деятельности, а трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, определяется путем суммирования периодов работы в равноценных условиях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Действующим законодательством о пенсионном обеспечении обычно используется понятие «страховой стаж». Под этими словами понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а так же иные периоды и (или) иной деятельности, которые имели место до 01.01.2002 года и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности). Правила подсчёта соответствующего стажа (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа) производятся по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Закона N 400-ФЗ).

Трудовой стаж учитывается также при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, при досрочном назначении страховой пенсии по старости (ст. 2, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст. ст. 30 - 33 Закона N 400-ФЗ).

Понятие общего трудового стажа для назначения пенсии

Расчетный размер трудовой пенсии может определяться по выбору застрахованного лица в порядке пп 3, 4 или п. 6 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) (п. п. 1, 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ).

До 01.01.2002 при определении права на пенсию применялся общий трудовой стаж. В настоящее время общий трудовой стаж применяется для расчета периодов работы до 01.01.2002. Поэтому под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности на 01.01.2002 (ст. 30 Закона N 173-ФЗ).

Расчёт продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

1. Периоды работы в навигации, на сезонных работах, которые засчитываются как полный календарный год работы вне зависимости от фактической продолжительности этих периодов.

2. Отдельные периоды работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС засчитываются в общий трудовой стаж в полуторном размере (п. п. 3, 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ).

3. Территориальные: работа в Северных регионах, проживание (работа) на территориях пострадавших от аварии ЧАЭС, химзавода «Маяк».

Понятие специального трудового стажа для назначения пенсии.

Одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение гражданином определенного возраста. По общему правилу такая пенсия назначается мужчинам в 65 лет, а женщинам в 60 лет с учетом действующих в настоящий момент переходных положений. Однако в ряде случаев работники имеют право на досрочное назначение пенсии по старости при наличии определенного стажа (ч. 1 ст. 8, ст. 30 Закона N 400-ФЗ, Приложение 6 к Закону N 400-ФЗ).

Как правило, такой стаж называется специальным трудовым стажем, то есть это стаж работы на определенных должностях, работах, по профессиям или специальностям, в учреждениях, организациях, на производствах, связанных со специфическими условиями труда, в определенных местностях. С реформированием пенсионного законодательства понятие специального трудового стажа было исключено, тем не менее условия о таком стаже конкретизированы, в частности, в ст. ст. 30 - 33 Закона N 400-ФЗ.

Правила исчисления периодов работы и деятельности, учитываемых при досрочном назначении пенсии, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665, которым установлен перечень работ, которые могут суммироваться, а также порядок такого суммирования (ч. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 31 Закона N 400-ФЗ) Правила N 516.

Расчет трудового стажа для назначения пенсии

Чтобы рассчитать продолжительность общего трудового стажа, необходимо суммировать все даты конца периодов трудовой или иной общественно полезной деятельности и суммировать все даты начала данных периодов. Числа, месяцы и годы при этом суммируются отдельно. Далее между полученными суммами необходимо найти разницу. Разница между двумя этими суммами и составит продолжительность общего трудового стажа (п. 33 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 N 2п (далее - Инструкция)).

Поскольку днем увольнения считается последний день работы, к полученной продолжительности общего трудового стажа по каждому случаю увольнения необходимо добавить один день. Один день по случаю увольнения добавляется только к периодам, относящимся к трудовой деятельности застрахованного лица, к иным периодам это правило не применяется.

Пример. Расчет общего трудового стажа для назначения пенсии

В трудовой книжке работника указаны следующие периоды работы по трудовому договору до 01.01.2002: 01.02.1993 - 15.09.1994; 16.09.1994 - 20.06.1998; 21.06.1998 - 26.01.2002.

Для расчета общего трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 последнюю дату берем 31.12.2001.

1. Суммируем даты увольнения: 15.09.1994 + 20.06.1998 + 31.12.2001 = 66.27.5993.

2. Суммируем даты поступления на работу: 01.02.1993 + 16.09.1994 + 21.06.1998 = 38.17.5985.

3. Вычитаем из суммы, рассчитанной по датам увольнения, сумму, полученную по датам приема на работу: 66.27.5993 - 38.17.5985 = 28.10.8.

Полученный результат ("28.10.8") означает 8 лет 10 месяцев 28 дней.

4.Определяем общий трудовой стаж. Поскольку в рассматриваемом примере две даты увольнения, чтобы получить значение общего трудового стажа по состоянию на 01.01.2002, необходимо к полученному результату добавить 2 дня: 8 лет 10 месяцев 28 дней + 2 дня = 8 лет 11 месяцев.

Тут показан расчёт только общего стажа работы.

Выработанный необходимый трудовой (страховой) стаж считается индивидуально, если это предусмотрено Законодательством, действующим на тот период работы.

В настоящее время в пенсионном законодательстве (Законе о трудовых пенсиях) и на практике используются различные понятия стажа.

В приведенной ниже таблице, условно разделив пенсионеров на лиц, выходящих на трудовую пенсию по старости на общих основаниях (по достижении общеустановленного пенсионного возраста), и пенсионеров-«досрочников» (выходящих на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с тем, что они работали в особых производственных, климатических условиях, или имеют иные основания на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях), укажем имеющий значение для их пенсионного обеспечения вид стажа.

Таблица 9. Виды стажа, применяющиеся для определения пенсионных прав гражданина.

Пенсионеры на общих основаниях

Пенсионеры-«досрочники»

для определения права на пенсию:

страховой стаж (1)

(необходим для определения права на трудовую пенсию по старости)

указан в п.2 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

страховой стаж (2)

(необходим для определения права на досрочное назначение трудовой пенсию по старости)

указан в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

специальный страховой стаж (3)

(необходим для определения права на досрочное назначение трудовой пенсию по старости)

указан в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

для определения размера пенсии :

общий трудовой стаж (4)

(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии)

Используется для конвертации пенсионных прав по п. 1-3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

по общему стажу

по специальному стажу

общий трудовой стаж (5)

(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии, у «досрочников»)

Используется для конвертации пенсионных прав по п. 1-3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

специальный страховой стаж (6)

(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии, у «досрочников»)

Используется для конвертации пенсионных прав по п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

1. Стаж для определения права на пенсию (№№ 1 - 3) – это стажевое условие, при выполнении которого застрахованное лицо может претендовать на назначение трудовой пенсии (например: не менее 5 лет страхового стажа для права на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте; не менее 25 лет страхового стажа и 12 лет 6 месяцев специального страхового стажа для права на досрочное назначение трудовой пенсии за работу по Списку № 2 в 55 лет мужчине; не менее 15 лет страхового стажа и 7 лет 6 месяцев специального стажа для досрочного назначения пенсии за работу по Списку № 1 в 45 лет женщине и т.д.).

2. Стаж для определения размера пенсии (№№ 4 - 6) – это продолжительность стажа застрахованного лица, имеющегося у него по состоянию на 31.12.2001 г., исходя из которого определяется размер страховой части пенсии (а именно – расчетный размер пенсии (РП) в формуле конвертации приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав).

3. Под специальным страховым стажем (№ 3 и 6) понимается стаж на соответствующих видах работ, указанный в подпунктах п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях (например, стаж работы по Списку № 1 и т.д.) .

Подсчет стажа. Можно ли его подсчитать по старым правилам

Если речь идет о стаже для определении права на пенсию, в том числе назначаемую досрочно, то необходимо руководствоваться определением и правилами подсчета стажа (страхового и специального страхового), содержащимися в Законе о трудовых пенсиях и в постановлении Правительства от 11 июля 2002 года № 516. В то же время согласно позиции Конституционного Суда РФ (Постановление от 29 января 2004 года № 2-П) исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ (специального страхового стажа), имевших место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, может производиться по нормам ранее действовавшего правового регулирования (независимо от продолжительности стажа на указанную дату). В этом случае в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж по ранее действовавшему законодательству, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

При определении размера пенсии – т.е. стажевого коэффициента для оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал - стаж (как общий, так и специальный) также может быть определен как по действующему законодательству, так и по старым правилам, при чем независимо от того выработан или нет застрахованным лицом на 1 января 2002 года общий или специальный стаж. Однако, в этом случае нормы законодательства об определении и исчислении стажа применяются в совокупности с другими, регламентирующими, в частности, порядок расчета размера пенсии. Поэтому:

- если используются действующие правила определения продолжительности стажа, то и расчетный размер трудовой пенсии в формуле конвертации определяется по формуле, указанной в пункте 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- если стаж исчисляется на основании ранее действовавших нормативных правовых актов и в него зачитываются все периоды, которые предусматривались Законом от 20 ноября 1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также применяется предусмотренное им льготное исчисление некоторых из них, то расчетный размер трудовой пенсии подсчитывается также по нормам Закона № 340-1 (за исключением его ст. 7), то есть с учетом положений статей 16 и 17, а также статьи 18 данного Закона, которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии [1] (максимальный размер пенсии повышается при этом на 1% за каждый полный год имеющегося общего/специального трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%).

Стаж для определения права на пенсию

Разберем в отдельности правила подсчета каждого из видов стажа, обозначенных в Таблице 9 арабскими цифрами.

Сразу оговоримся, что ввиду большого количества регулирующих этот вопрос нормативных актов, а также отсутствия в ряде случаев единства в практике их применения, мы укажем лишь основополагающие принципы и правила, ориентируясь на которые можно в каждом конкретном случае решать вопрос о включении того или иного периода в стаж, подсчитывать стажевый коэффициент при конвертации и т.д.

Таблица 10. Основные правила, принципы и нормативная база для подсчета стажа при определении права на трудовую пенсию.

Вопросы пенсионного обеспечения волнуют не только граждан, которым скоро выходить на пенсию, но и всех, кто заботится о собственном будущем. Одним из условий назначения страховой пенсии является наличие минимального трудового стажа. В России пенсионная система довольно часто претерпевает существенные изменения, и необходимо постоянно «держать руку на пульсе», чтобы не забыть обо всех изменениях.

Что такое минимальный трудовой стаж для выплаты пенсии

Бесплатно по России

Трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности. Для выплаты пенсии имеет значения страховой стаж, т. е. периоды времени, когда человек получал доход, и работодатель осуществлял за человека отчисления в ПФР. Если он меньше, чем установлено законодательством, то ему не смогут назначить страховую пенсию по старости.

Минимальный срок работы – это не единственное условие для назначения выплат страховой пенсии. В РФ применяется так называемая балльная система. Человеку необходимо набрать определенное число баллов (получить соответствующий индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) ), иначе ему даже при наличии нужного срока выплаты страховых взносов не назначат страховое пенсионное обеспечение по старости.

Применяться система с баллами и страховым (трудовым) стажем начала в 2015 году. До этого периода времени применялись другие правила.


Виды трудового стажа

Российское законодательство, регулирующее пенсионные выплаты, активно использует понятие трудового стажа. Но необходимо учитывать, что существуют различные его виды, каждый из которых играет важную роль в определенных ситуациях.

Различают следующие виды трудового стажа:

  1. Общий – учитывает суммарную продолжительность работы или полезной для общества деятельности. Рассчитывается в календарном порядке. Активно применялся до 2002 года.
  2. Страховой – общая продолжительность деятельности, когда осуществлялась выплата страховых взносов. Именно его применяют сейчас при определении возможности назначения пенсии.
  3. Специальный – периоды, когда человек работал по профессиям или в условиях, предусматривающих назначение пенсионных выплат на льготных условиях или в особом порядке. Играет важную роль при определении времени начала выплат. В него включают существенно ограниченный список видов деятельности.
  4. Непрерывный – продолжительность непрерывной работы на 1 предприятии или в нескольких организациях, если сроки перехода не превысили установленные законодательством нормы. В настоящее время это понятие в пенсионной системе полностью ликвидировано.


Наиболее важными для назначения пенсионных выплат являются страховой и специальный стаж. От них напрямую зависит возраст, когда человек сможет выйти на заслуженный отдых и различные параметры выплат.

Выслуга лет относится к специальному стажу, но она сама по себе является юридическим фактом, достаточным для назначения пенсии. При наличии нужной выслуги лет возраст человека и другие параметры не будут важны для назначения пенсии.

Какой минимальный трудовой стаж для начисления пенсии в России

Изначально система начисления пенсии с учетом стажа и баллов начала применяться в 2015 году, но переход на нее осуществляется постепенно. С каждым годом увеличивается количество баллов, а также срок выплаты страховых взносов для выхода на пенсию увеличиваются.

Если в 2015 году для получения было достаточно 6 лет выплаты страховых взносов и 6,6 баллов (коэффициентов), то в 2019 году требования уже значительно больше – 10 лет и 16,2 балла. В 2024 году требования по сроку уплаты страховых взносов достиг своего максимума – 15 лет (при этом надо будет иметь не меньше 28,2 баллов), а в 2025 году полностью завершиться переход на новую систему назначения пенсионного обеспечения, и увеличатся требования по коэффициенту до максимума – 30.


Таблица. Требования к минимальной продолжительности периодов уплаты страховых взносов и индивидуальному коэффициенту в разных годах.

Год выхода на пенсиюМинимальное значение ИПК (баллов)Требования к продолжительности уплаты страховых взносов (лет)
20156.66
201697
201711.48
201813.89
201916.210
202018.611
20212112
202223.413
202325.814
202428.215
202530

Минимальные требования в отношении ИПК и периодов уплаты страховых взносов одинаковые для женщин и мужчин. Но еще одно условие – достижение возраста будет различаться.

Женщинам

Начиная с 2019 года, происходит постепенное повышение возраста назначения выплат от ПФР для женщин. Если до 2018 года он составлял 55 лет, то к 2023 году он достигнет 60 лет. Повышение пенсионного возраста происходит постепенно – 1 год прибавляют ежегодно.

Женщинам, которые по старым правилам должны были выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах, предоставлена небольшая льгота. Они смогут оформить назначение выплат на полгода раньше, чем предусмотрено новыми правилами, т. е. в возрасте 55,5 и 56,5 лет соответственно.

Мужчинам

Мужчинам также поднимают пенсионный возраст на 5 лет. До 2018 года они могли выходить на пенсию в 60 лет по стандартным правилам, а с 2023 года это будет возможно только в 65 лет. Происходит повышение также постепенно – 1 год к возрасту будущих пенсионеров добавляют ежегодно.

В 2019 и 2020 годах предусмотрены также и льготы по назначению пенсии на полгода раньше, чем положено по новым правилам.

Какие периоды трудового стажа учитываются

В трудовом стаже учитываются по стандартным правилам периоды, когда производились отчисления в ПФР. Это отражает суть происходящих реформ, в результате которых пенсионное обеспечение должно будет производиться по принципу страхования.

Обычно взносы в ПФР за человека платит работодатель. Это правило выполняется, если гражданин трудоустроен официально, и организация-работодатель осуществляет все положенные законодательством перечисления во внебюджетные фонды. Все поступающие средства от работодателя учитываются на отдельном лицевом счете, на основе их суммы рассчитываются балльные коэффициенты.

Все отчеты в ПФР для правильного назначения в будущем пенсионного обеспечения также передаются работодателем. Сам гражданин может в любое время запросить в ПФР справку по своему лицевому счету и узнать о накопленных коэффициентах и другую важную информацию.

Включают в трудовой стаж дополнительно время, когда человек находится на больничном, в отпуске по уходу за малышом до 1,5 лет или проходит военную службу. Если гражданину приходится ухаживать за ребенком-инвалидом, пожилым родственником и т. д., то это время также будет включено при расчете периода страхования.


В этом видео рассказывается о периодах работы и других периодах, которые засчитываются в страховой стаж для пенсии:

Кто может оформить трудовую пенсию досрочно

Хотя государство повышает пенсионный возраст, при этом были сохранены льготы для многих категорий населения . Они позволяют рассчитывать на назначение обеспечения от ПФР значительно раньше.

Основные типы льгот для досрочного оформления трудовой пенсии:

  1. Профессиональные. Если человек трудится в тяжелых и/или опасных условиях, то ему могут предоставляют право на назначение обеспечения от ПФР раньше общеустановленных норм. Например, воспользоваться этой льготой могут шахтеры или работники горячих цехов.
  2. Территориальные. Если гражданин работает на Крайнем Севере, то он может рассчитывать на возможность закончить трудовую деятельность и уйти на заслуженный отдых раньше достижения общеустановленного возраста. Некоторым другим лицам также доступны данные льготные условия.
  3. Социальные. Наличие определенного социального статуса позволяет выйти на заслуженный отдых раньше, чем это установлено для граждан без такого статуса. Например, воспользоваться такой льготой имеют право многодетные матери, представители коренных народов, если ведут традиционный образ жизни и т. д.


Можно ли получать пенсию, если недостаточно стажа, или он отсутствует

Российское государство по праву считается социальным. Даже если человек не работал официально никогда в жизни, и за него не производились никогда отчисления во внебюджетные фонды, то его не оставят без средств существования в старости.

При отсутствии или недостаточном стаже, а также в ситуации, когда у человека нет или недостаточно баллов, ему назначают социальную пенсию . Она имеет несколько существенных отличий:

  • Может быть назначена только нетрудоспособным лицам. Одновременно работать и получать социальные пенсионные выплаты невозможно.
  • Размер страховых пенсионных выплат, конечно, будет больше социальных. Но все же это лучше, чем ничего.
  • Возраст для назначения социальных выплат выше. Он увеличен на 5 лет и поднимается вместе со стандартным возрастом для назначения пенсионного обеспечения.


Наличие определенного трудового стажа – важное условие для назначения страхового пенсионного обеспечения. Если его недостаточно, то человек сможет рассчитывать только на социальные пенсионные выплаты, которые назначают на 5 лет позже. Но надо не забывать, что для выхода на заслуженный отдых с получением положенного денежного обеспечения от государства требуется выполнение и других условий.

Полезное видео

Какой минимальный трудовой стаж для получения пенсии с 1 февраля 2019 года, узнаете из этого видео:

Читайте также: