Организация по расчету трудовой пенсии

В 2015 году была произведена реформа, в соответствии с которой трудовая пенсия переименовалась в страховую. Этот тип ежемесячной выплаты можно оформить только при наступлении одного из страховых случаев. В некоторых ситуациях дозволяется получать пенсию раньше общего установленного срока.

Разбираем понятие

Бесплатно по России

Трудовая или страховая пенсия – это ежемесячная выплата, размер которой формируется в зависимости от отчислений в ПФР за период трудовой деятельности. Страховой стаж является основным условием для назначения выплаты.

Назначается в тех случаях, когда человек теряет возможность зарабатывать самостоятельно. Утрата работоспособности возможна в случае наступления пенсионного возраста, получения статуса инвалида и так далее. В некоторых случаях общеустановленный срок выхода на отдых может быть уменьшен.

В каких случаях положена

Получить трудовые отчисления можно только по достижении определенного возраста, который с 2019 года постепенно будет увеличиваться вплоть до 2023 года. Причиной является проводимая реформа, которая нацелена на удержание бюджета ПФР. Согласно изменениям, с 2023 года пенсионный возраст для мужчин составит 65 лет, а для женщин – 60 лет.

Кроме возраста человек должен соответствовать требованиям трудового стажа и коэффициента. Эти показатели будут расти даже если гражданин продолжает трудовую деятельность после наступления возраста необходимого для выхода на пенсию.

Необходимый стаж и величина коэффициента для оформления

Для получения страховой пенсии гражданин должен иметь не менее 10 лет трудового стажа. Этот показатель будет увеличиваться с 2019 до 2024 года, пока не достигнет отметки в 15 лет. Страховой стаж определяется в зависимости от количества проработанных лет, которые отражаются в сведениях об индивидуальном учете. Последней датой учета является день обращения в фонд для оформления выплат.

Для получения страховой выплаты потребуется предоставить подтверждения наличия стажа при помощи трудовой книжки и справок от работодателей. В некоторых случаях гражданам приходится доказывать наличие стажа через суд, так как ПФР не соглашается учитывать отработанное время.


В качестве стажа учитывается не только время, которое было напрямую отработано, но и некоторые другие периоды жизни.

Общий трудовой стаж накапливается в следующих случаях:

  • уход за иждивенцем;
  • служба в армии;
  • уход за ребенком до полутора лет;
  • время, проведенное женами военнослужащих в закрытых территориях;
  • безработица с получением пособия;
  • отбывание наказания в исправительных учреждениях, если человек оказался невиновен.

Реформа влечет повышение необходимого минимального пенсионного коэффициента. Если в 2019 году он равен 16,2, то в 2020 году он должен составлять 18,6. Индивидуальный коэффициент отражает количество средств, перечисленных в ПФР за период работы и иного вида трудового стажа. Показатель напрямую влияет на размер итоговой выплаты.

Чтобы начать получать отчисления гражданин должен подать соответствующее заявление в ПФР. Для его принятия необходимо соответствовать условиям, выставленным на государственном уровне. Человек имеет право обратиться непосредственно в момент достижения необходимого возраста или позже.

Когда назначается досрочная трудовая пенсия по старости

Некоторые из граждан имеют право на досрочное получение трудовой пенсии. Для этого необходимо иметь специальные основания, которые установлены на законодательном уровне. При этом могут работать не только современные законодательные акты, но и законы, действовавшие ранее, например, в СССР. Получить досрочное отчисление можно только после составления искового заявления в суд.

Статьи 30, 31 и 34 Закона о страховых пенсиях указывают лиц, которые имеют право на получение досрочной выплаты.

Сюда включены следующие группы граждан:

  1. Занятые на профессиях с опасными или тяжелыми условиями труда.
  2. Пилоты.
  3. Работники ЖД транспорта.
  4. Задействованные на полевых работах.
  5. Многодетные женщины.
  6. Педагоги.

В 2019 году в закон было внесено дополнение, в соответствии с которым право на досрочный выход на пенсию получают лица с крупным страховым стажем. Требования к гражданам будут зависеть от категории, по которой он допускается к досрочному получению выплаты. К критериям относятся возраст, специальный и страховой стаж.

Размеры трудовых пенсий

Для определения размера выплаты необходимо учитывать, что она разделяется на две части:

  1. Страховая.
  2. Накопительная.

Ранее пенсия состояла из трех частей. Но было принято решение о замене базовой части на фиксированный минимальный порог гарантированного обеспечения, под чем подразумевается социальная выплата.

Для определения размера применяют следующую формулу:

Трудовая пенсия может начисляться только лицам, которые имеют стаж более 6 лет.

На размер итоговой выплаты будут влиять следующие нюансы:

  • размер ежемесячный отчислений от работодателя;
  • коэффициент;
  • форма, по условиям которой накапливаются средства;
  • количество лет, проработанных после выхода на пенсию;
  • размер стажа.

Но получаемая сумма не является окончательной. К пенсии могут прибавляться дополнительные платы за особый статус граждан, например, детям войны.

Страховая пенсия – это основной вид выплаты для пенсионеров. Все взносы, которые поступают от работодателя или самого гражданина, накапливаются на этом счету и подлежат ежегодной индексации.

Пенсия формируется из отчислений двумя способами:

  1. От работодателя – 22% дохода сотрудника.
  2. Если гражданин родился после 1967 года, то отчисления от работодателя делятся на страховую часть (16%) и накопительную (6%).

Сегодня гражданин РФ имеет право выбрать любой фонд, куда будут переводиться средства от работодателя для формирования будущей пенсии. Фонд может быть государственным или негосударственным.

Статус организации не будет влиять на форму накопления средств или другие нюансы. Также человек может направить отчисления в управляющую компанию. Тогда организация будет заниматься инвестированием полученных средств, что позволит увеличить итоговый размер выплаты при достижении соответствующего возраста.

Чтобы оформить накопительную часть пенсии потребуется отправиться в фонд, куда нужно подать заявление на формирование будущих отчислений. После заключается договор, который отправляется в ПФР для дальнейшей регистрации.

Работодатель должен только осуществлять перечисления в указанный в договоре фонд. Размер выплаты от месячной зарплаты составляет 22%. Когда у гражданина появится необходимость, то он сможет обратиться в пенсионный фонд для старта отчислений, что возможно только при наличии оснований для определения выплат.

Выплата трудовой пенсии может быть единоразовой или ежемесячной. Общая сумма к выплате не изменяется от формы перечислений.

Калькулятор расчета

Главный калькулятор для расчета трудовой пенсии расположен на сайте ПФР. Но также можно проводить расчеты самостоятельно, если у человека имеются первоначальные данные.

В качестве примера для расчета возьмем мужчину 1955 года рождения, который имеет двух уже совершеннолетних сыновей. Он готов проработать до 2025 года, после чего начать получать трудовую пенсию. Был наемным работником в течение 40 лет. На 2019 год его заработная плата в месяц составляет 35 000 рублей.


По этим данным получается, что гражданин имеет индивидуальный коэффициент 272,84, а общий стаж с прохождением срочной службы в армии и планируемым временем дальнейшей работы составит 48 лет.

На 2019 год стоимость 1 пенсионного балла составляет 87,24 рубля, а фиксированная выплата – 5 334,19 рублей. Для определения размера трудовой пенсии необходимо применять формулу:

Тогда получатся следующие расчеты:

272,84 * 87,24 + 5 334,19 = 29 136,75
Страховыми взносами облагается только сумма в 95 833 рублей, если заработная плата в месяц больше, то остальной доход не учитывается при формировании трудовой пенсии. На размер трудовой пенсии большое влияние оказывает время, которое гражданин работает после получения права на выплату. Если человек будет трудиться 10 лет после общего выхода на пенсию, после чего обратится в фонд для получения выплаты, то она будет увеличена более чем в 2 раза.

Рассчитывая размер пенсии по ответам, которые ПФР предоставляет гражданам по их заявлениям, я иногда просто ужасаюсь.

С одной стороны, обычно всё написано так красиво и грамотно с их точки зрения, просто супер. С другой стороны так хитро завуалировано неправильное применения закона, что берет оторопь. Правильно, на то они и держат штат юристов, чтобы прикрывать то тут, то там, несоблюдение закона в том виде, как он написан. Очень уж любят они трактовать законы по своему усмотрению!

Вопросов задают люди огромное количество, но сегодня хочу отдельно остановиться на таком утверждении работников Пенсионного фонда о том, что они не учитывают стаж после 2002 года.

Думаю, Вы понимаете, что это профанация пенсионного законодательства, которая на мой взгляд заключается в следующем:

КОМУ НУЖЕН СТАЖ 2002-2014 ГОДОВ?

В первую очередь, конечно, тем, кто вышел на пенсию именно в эти годы, то есть полностью подпадает под действие 173ФЗ.

Понятно, что стаж до 2002 года года необходим всем для расчета пенсионного капитала, заработанного гражданином в течение действия 340-1-ФЗ, потому что тогда такого понятия, как пенсионный капитал просто не существовало.

А зачем же учитывать стаж 2002-2014 года, если в течение этого периода для определения размера страховой части пенсии учитываются только уплаченные страховые взносы, сведения о которых поступают в базу данных ПФР и там уже учитываются на лицевых счетах?

Постараюсь объяснить "на пальцах". Во-первых, одним из условий возникновения права на трудовую пенсию по старости по 173 ФЗ является наличие на дату достижения общеустановленного пенсионного возраста не менее 5 лет страхового стажа. Причем для тех, кто выходил в этом общеустановленном тогда возрасте 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин именно на пенсию по старости, именуемую нынче социальной, требовалось наличие только этого стажа. И, согласитесь, совершенно неважно, в какой период этот стаж был приобретен, до 2002 года или после. Совершенно понятно, что наличие пяти лет неважно в какой период приобретенного стажа, даст право (но все-таки даст) на назначение пенсии пусть и в минимальном размере.

Если человек обращался за назначением страховой (заработанной потом и кровью) пенсии по достижении возраста, установленного законом, стаж как до 2002 года, так и после все-таки давал право на различные преференции. Например, до 2002 года его стаж составил более 20 лет, если это женщина, или более 25 лет, если это мужчина. Тогда его Стажевый коэффициент СК должен быть повышен на 1 % за каждый год свыше этого стажа. Хочу обратить Ваше внимание на то, что это касается в первую очередь на тех, кто не имеет никаких льгот, то есть выходит на пенсию в общеустановленном возрасте.

173ФЗ как бы отменил значимость трудового стажа, обозвав его страховым, так как на величину страховой части назначаемой пенсии влияет только сумма уплаченных страховых взносов, которые индексируются, так же , как и пенсии. Пока действовал 173ФЗ, расчеты ПФР не содержали расчета количества пенсионных баллов вплоть до 2014 года, рассчитывалась страховая часть пенсии, к которой добавлялась фиксированная выплата, гарантированная государством, в результате чего высчитывался размер страховой пенсии конкретного гражданина. Размер социальной пенсии, думаю Вы знаете, устанавливается государством.

И вроде бы, причем тут стаж, если в этот период имеют значение только взносы.

А стаж, причем общий страховой стаж, приобретенный гражданином на дату обращения за пенсионным обеспечением по 173ФЗ напрямую влияет на увеличение или уменьшение той самой фиксированной выплаты.

Приведу полностью три пункта 14 статьи, и расскажу, как же это должно работать.

17. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона , увеличивается на 6 процентов. (подчеркнуто для досрочников)

18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

19. В страховой стаж, указанный в пункте 17 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, предусмотренные подпунктами 1 (в части периода прохождения военной службы по призыву), 3 и 6 - 8 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В страховой стаж, указанный в пункте 18 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

На чем же нужно заострить внимание?

Эта норма была введена в 173 ФЗ федеральным законом от 2009 года № 213-ФЗ. Но применяться она начинает с 1 января 2015 года. Это установлено в ст. 37 ч.3 этого , 213-ФЗ,закона. С одной стороны с этой же даты - 1 января 2015 года - вступил в силу нынешний 400ФЗ, который отменил действие предыдущего пенсионного законодательства. Да, отменил, но только не в части применения норм расчета трудовых пенсий. А статья 14 - это как раз и есть та статья, которая имеет именно такое название "Размеры трудовых пенсий по старости". То есть во взаимодействии нового законодательства с предыдущим, нормы 173ФЗ, регулирующие исчисление пенсий действуют в части, не противоречащей 400ФЗ. Именно это и зафиксировано в 36 статье действующего законодательства, определяющий его вступление в силу, а именно:

ч. 3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

И, обратите внимание, исчисление не страховой части пенсии, а именно ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ. А трудовая пенсия по предыдущему закону как раз и состоит из страховой части и фиксированной выплаты, что зафиксировано в одной действующей на сегодняшний день статье 14 173го закона..

Получается, что на сегодняшний день из всех норм 173-ФЗ однозначно в соответствии с 400-ФЗ должны применяться и применяются, но в усеченном ПФР виде, нормы статей:

14. Размеры трудовых пенсий по старости

29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)

30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц

30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав

30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации

ВЫВОД - моё личное мнение:

Те, кто вышел на пенсию в период действия 173 ФЗ, имея большой страховой стаж (больше 25 лет для женщин, и больше 30 лет для мужчин) имеют полное право на применение с 1 января 2015 года нормы статьи 14, зафиксированной в п. 17 на увеличение фиксированной выплаты на 6% за каждый год сверх указанного ( 25 и 30 лет )общего страхового стажа.

Остаётся висеть в воздухе такой вопрос: а те, кто вышел на пенсию до введения в действие 173-ФЗ, имеют право на такое же увеличение фиксированной выплаты. А это мы попробуем разобрать, получив ответ из ПФ о том, как рассчитаны пенсии моих родителей. Думаю, это будет нескоро.

В следующей статье я расскажу о жизненной ситуации одной из моих подписчиц, которой ПФР ухитрился применить понижающий коэффициент при расчете пенсионного капитала аж два раза.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу.А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в этой и предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

Трудовая пенсия предоставляется застрахованному гражданину (или нетрудоспособным членам его семьи в случае его смерти), за которого на протяжении трудовой деятельности уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Согласно действующей в России пенсионной системе трудовая пенсия с 1 января 2010 г. включает страховую и накопительную части.

Страховая и накопительная части определяются для каждого гражданина индивидуально исходя из отчислений от его заработков (других доходов), полученных, начиная с 1 января 2002 г. Размер пенсии определяется реальным заработком работника и размером отчислений в ПФ РФ, производимых работодателем, а не стажем работы, как прежде (при этом, однако, чем больше стаж, тем больше, как правило, и сумма отчислений). Страховая и накопительная части пенсии регулярно индексируются (повышаются) с целью компенсации роста стоимости жизни.

Для лиц, по каким-либо причинам не имеющих права на трудовую пенсию, а также для ряда категорий госслужащих, военнослужащих, а также пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф установлено государственное пенсионное обеспечение.

Накопительная часть пенсии

Накопительная система предусмотрена только для граждан определенного возраста: мужчин 1953 г. рождения и моложе, и женщин 1957 г. рождения и моложе. Лица старше указанного возраста не участвуют в накопительной пенсионной программе, для них предусмотрена лишь страховая часть пенсии, отчисления на личный накопительный счет для них не производятся. Поскольку лица, участвующие в программе пенсионных накоплений, начнут достигать пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в 2012 г., накопительная часть трудовых пенсий (как по старости, так и по инвалидности) для большинства пенсионеров будет выплачиваться лишь с этого момента. В 2005-2007 гг. обязательные отчисления на финансирование накопительной части трудовой пенсии производились только для лиц 1967 г. рождения и моложе. С 2009 г. предусмотрено дополнительное финансирование накопительной части пенсии за счет добровольных взносов граждан и их работодателей. Мужчины 1953 - 1966 г.р. и женщины 1957 - 1966 г.р., которые в 2002 - 2004 гг. накопили некоторые средства на накопительных счетах, могут участвовать в дополнительном финансировании. Они вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо переводить средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд.

Северные надбавки

Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также трудовой пенсии увеличивается с учетом соответствующего районного коэффициента, устанавливаемого Правительством РФ, на весь период их проживания в этих районах (местностях). Для пенсионеров, имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или 20 лет у женщин, установлен фиксированный повышенный размер страховой части пенсий. Такие пенсионеры вправе выбирать порядок исчисления страховой части пенсии: с учетом районного коэффициента, установленного для соответствующего района или местности, либо в фиксированном размере. При переезде в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с иными районными коэффициентами размер страховой части трудовой пенсии определяется с учетом коэффициента по новому месту жительства. При выезде за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер страховой части рассчитывается в общем порядке. Стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним учитывается при досрочном назначении пенсии. Районный коэффициент может повлиять (в сторону увеличения) на величину расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г.

Страховой стаж

Продолжительность страхового стажа имеет значение при определении права на получение трудовой пенсии - для получения пенсии по старости он должен быть не менее 5 лет, а его продолжительность учитывается при досрочном назначении пенсии.

Страховой стаж определяется как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФ РФ, а также следующих периодов (если им предшествовали или за ними следовали периоды работы):

  • прохождения военной или приравненной к ней службы;
  • получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • получения пособия по безработице;
  • участия в оплачиваемых общественных работах;
  • переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • ухода трудоспособного лица за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;
  • проживания за границей (не более 5 лет в общей сложности) супругов работников, направленных в:
    • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ;
    • постоянные представительства РФ при международных организациях;
    • торговые представительства РФ в иностранных государствах;
    • представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом;
    • представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В страховой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица включается любая работа и иная деятельность, выполняя которую, работник подлежал обязательному социальному страхованию. К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Трудовой стаж

Трудовой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии. Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., которая учитывается в календарном порядке при оценке пенсионных прав застрахованных лиц.

Периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом ПФ РФ на основании сведений индивидуального учета.

Уплата взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. подтверждается документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов ПФ РФ; единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством, выданным территориальными налоговыми органами.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с действовавшим гражданским законодательством, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с действовавшим гражданским законодательством, и документом территориального органа ПФ РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.

Герои Советского Союза, Герои России и ряд других категорий лиц имеют право на повышенный размер государственных пенсий. Размер повышения составляет от 15% до 100%, а в некоторых случаях и больше. Условия предоставления государственным и муниципальным служащим права на пенсию за счет средств субъектов РФ и органов местного самоуправления определяются принятыми субъектами РФ законами и иными нормативными правовыми актами. Гражданам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается по выбору одна из них.

Ограниченному кругу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии). Такое право имеют:

  • участники Великой Отечественной войны (из числа участвовавших в боевых действиях или приравненных к ним), граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, а также граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (трудовая пенсия по старости и пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению);
  • родители, а также не вступившие в новый брак супруги военнослужащих (в том числе, офицеров и контрактников), погибших в период службы или умерших позднее вследствие военной травмы (трудовая пенсия по старости или инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению или социальная пенсия);
  • нетрудоспособные члены семей граждан, участвовавших в ликвидации аварии на ЧАЭС, перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие этой аварии (трудовая пенсия по старости или инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению или социальная пенсия);
  • члены семей погибших (умерших) космонавтов;
  • военнослужащие (офицеры, контрактники и пр.) при наличии условий, дающих право на получение трудовой пенсии по старости, могут получать ее (за исключением фиксированного базового размера страховой части) наряду с пенсией за выслугу лет или по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с правилами обращения за пенсией можно обратиться за назначением пенсии за месяц до возникновения права на нее. Это позволит выяснить все обстоятельства, влияющие на право получения пенсии и ее размер, и принять необходимые меры для своевременного назначения пенсии. В случае изменения адреса местожительства необходимо сообщить об этом работодателю или непосредственно в ПФ РФ (по месту регистрации), имея при себе страховое свидетельство и документ, удостоверяющий личность, а также заполнить специальное заявление на бланке ПФ РФ. Срочно известить ПФ РФ о необходимости обмена страхового свидетельства нужно и при изменении места регистрации, обмене паспорта, изменении фамилии и др.

По какой формуле считают будущую пенсию


Пенсионное законодательство в России реформировали несколько раз. Из-за этого кажется, что оно запутанное и разобраться в нем невозможно.


Но посчитать будущую пенсию по старости самостоятельно — реально. Это можно сделать совсем просто — на калькуляторе на сайте ПФР, хотя результаты там будут очень условными. Лучше прочитать эту статью и посчитать размер пенсии по специальной формуле.

Законодательное регулирование

Пенсию по старости начисляют по правилам, которые установлены:

  1. Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  2. Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
  3. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
  4. Федеральным законом от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
  5. Федеральным законом от 27.12.2019 № 446-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2020 год».
  6. Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».
  7. Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

По этим законам пенсионный фонд определяет длительность страхового стажа, величину индивидуального пенсионного коэффициента и размер будущей пенсии.

Для госслужащих, военных, космонавтов, летчиков и их родственников пенсию начисляют по другому закону — Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Как узнать размер будущей пенсии

Государственная трудовая пенсия по старости состоит из двух частей: страховой и накопительной. Общая пенсия считается так:

Трудовая пенсия по старости = страховая пенсия + накопительная пенсия.

Чтобы рассчитать размер будущей страховой пенсии, нужно знать:

  1. Продолжительность страхового — трудового — стажа, в который входят не только отработанные годы, но и социально значимые периоды: служба в армии, уход за детьми, инвалидами, пожилыми родственниками, проживание с супругом в месте, где не было работы.
  2. Размер заработной платы до вычета НДФЛ в каждом отработанном календарном году.
  3. Год выхода на пенсию. Это особенно важно, если человек собирается выйти на пенсию не сразу в 65 или 60 лет, а позже.
  4. Индивидуальный пенсионный коэффициент за каждый отработанный год и в сумме — за всю трудовую жизнь.
  5. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента на год выхода на пенсию.
  6. Размер фиксированной части страховой пенсии, который установлен на год выхода на пенсию.

Все эти данные нужно подставить в формулу расчета пенсии:

СП = ИПК × СПК + (ФВ × КвФВ),

где СП — размер страховой пенсии по старости;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента — балла — по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. СПК на 2020 год равна 93 Р ;

ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии, на 2020 год — 5686,25 Р ;

КвФВ — коэффициент повышения ФВ, который применяется при отсрочке обращения за страховой пенсией.


Накопительная пенсия — это уже не коэффициенты, которые государство считает по своим правилам, а настоящие деньги. Их называют пенсионными накоплениями. Часть пенсионных взносов от работодателя с 2002 по 2013 годы оставалась на вашем счете в Пенсионном фонде РФ — из них сформировались пенсионные накопления.

С 2014 года власти ввели мораторий: заморозили накопительную часть пенсии. Все страховые взносы стали уходить на формирование страховой пенсии. Мораторий действует до конца 2022 года. Накопительная пенсия со взносов работодателя сейчас не формируется ни у кого. Но те деньги, что успели накопиться, остались за вами и составят прибавку к страховой пенсии.

Чтобы узнать размер ежемесячной накопительной пенсии, необходимо разделить пенсионные накопления на количество месяцев ожидаемого периода выплаты. Ожидаемый период — это норматив, в 2020 году он составляет 258 месяцев.


Допустим, Олег выходит на пенсию в 2020 году. Он заработал 100 баллов ИПК и у него есть 258 тысяч рублей пенсионных накоплений. Отсрочку решил не брать, а выйти сразу, поэтому КвФВ = 1 . Тогда ежемесячная пенсия Олега составит:

5686,25 Р + 93 Р × 100 + 258 000 Р / 258 = 5686,25 Р + 9300 Р + 1000 Р = 15 986,25 Р .



Сегодня многие россияне получают искусственно заниженную пенсию. Есть разные причины, по которым расчет пенсий осуществляется с нарушениями. Это может быть вызвано неточностями, допущенными представителями Пенсионного фонда. Иногда причиной является сбои компьютерных программ. Введенные оператором данные в подобных случаях теряются или меняются. В результате получается заниженная сумма пенсионных выплат сокращается. Кроме этого работники отделений ПФ часто не учитывают стаж, накопленный в советский период. Не учитываются годы работы в так называемый переходной период. Устранение подобных ошибок является обязанностью ПФР. При этом ошибки, допущенные сотрудниками данного ведомства, выявляются в результате ревизий и проверок прокуратуры.

Если были выявлены неточности со стороны представителей ПФ, в том числе неправильная интерпретация предоставленной документации, рассчитывается разница недоплаченной суммы и пенсионер получает ее в полном объеме.

Поэтому если вы заметили, что получаете меньше других, непременно должны обратиться в соответствующие органы. Однако правовая схема действий в подобных ситуациях имеет огромное значение. Без квалифицированной юридической помощи в подобных ситуациях не обойтись.

Следовательно, важно воспользоваться такой помощью и внимательно следовать указаниям профессионала.

Звоните по номеру +7 (495) 771-58-31 и наши юристы вас проконсультируют.

Распространенные ошибки при расчете пенсии

Недочеты в расчете пенсий вызваны разными причинами. Судебная практика демонстрирует наиболее распространенные ошибки. Подобные недочеты допускаются представителями Пенсионного фонда. Чаще всего специалисты данного ведомства засчитывать годы работы до 2002 г. Называются разные причины такого отказа. Сотрудники фонда жалуются на помарки, неразборчивость почерка.


Бывают случаи, когда трудовая книжка заполнена разными чернилами. Нередко записи просто невозможно вычитать. Владельцы книжек не позаботились в свое время о выставлении необходимых печатей. Следовательно, основной причиной отказа учесть эти годы является перечисленные нарушения. Прописан порядок заполнения трудовых книжек в соответствующем постановлении союзного ведомства. Датируется он 1974 г. Допущены такие ошибки кадровиками. Однако, ответственность за них несет обладатель данного документа. Отсюда и исходит отказ ведомства учесть приведенные данные.

Оспаривание подобного положения выполняется в соответствии с действующим законодательством. Однако необходимо досконально знать такие нормы, чтобы приступить к процессу оспаривания. Согласно законодательной регуляции, человек, получает социальное обеспечение в соответствии с установленным законом. Это касается и пенсионеров. Согласно законодательной политики в данном направлении специалист освобождается от ответственности за ошибки, допущенные работодателем. Касается это ненадлежащего ведения делопроизводства. Кроме этого работник не ограничен в действиях, чтобы добиться справедливости. Пенсионное обеспечение человеку назначается даже в случае банкротства или же остановки деятельности юр. лица. Также работник не отвечает за неверное заполнение работодателем соответствующей кадровой документации. Он освобождается от ответственности и в случае несвоевременной подачи подобной документации в архив. Распространяется данное правило и на случаи утраты этих документов.

Поэтому каждый работник имеет полное право получать пенсионное пособие. Закреплено такое право соответствующей статьей Конституции. Отдельно оговорены в действующем законодательстве правила ведения трудовых книжек. Также регулируется хранение подобной документации. Согласно этим правилам, если будет выявлена неточность при выполнении записи, ответственность за его исправление возлагается на работодателя. Если он не в состоянии выполнить подобные правки, должен предоставить работнику официальный документ. Поправки на основании данного документа уже можно внести на новой работе. Правки должны вноситься с учетом замечаний контролирующего органа. Учитывая вышеперечисленные правовые регуляции, ответственным за допущенные при заполнении кадровой документации возлагается на работодателя.

Иначе обстроят дела, если в фонде нет информации о ваших доходах за определенные периоды работы. Предоставляется такая информация фонду вашим работодателем. Однако иногда они не передают подобные данные фонду. Виновным в подобных случаях для представителей ведомства является работник. Если ознакомиться с действующим законодательством, вы получаете право оспаривания подобного довода. Для этого проводится персональный учет. Необходимо собрать подобные сведения. Работодатель обязан учесть такие данные. Это означает, что по его вине не должен страдать подчиненный. Он имеет свои пенсионные права, которые позволяют бороться получить соответствующее социальное вознаграждение, установленное с учетом подобного стажа.

Важность экспертизы пенсии

Есть случаи, когда пенсионный фонд не учитывает стаж представителей профессий, которые связаны с опасным трудом. В таких ситуациях они требуют документацию, доказывающую вредность работы. Также нужно предоставить учетные записи о продолжительности смен. В подобных ситуациях отстоять свои права довольно сложно. Поэтому чаще всего дела такого характера заканчиваются судебными разбирательствами. Во время подобных разбирательств может потребоваться экспертиза расчета пенсии и другие сопутствующие услуги. Несмотря на индивидуальность каждого подобно случая, суду лучше предоставить максимум имеющейся документации. Она поможет вам доказать свою правоту. Это могут быть журналы смен, разные справки или же листы расчета. Можно поискать и бывших сослуживцев, которые подтвердят вашу правоту.

Сотрудники фонда также отказываются от принятия во внимание повышающих коэффициентов. Такие добавки рассчитаны на работающих на территориях Крайнего Севера. Льготы касаются и специалистов, работающих в приравненных по статусу местностях. Здесь потребуется бухгалтерская экспертиза расчета пенсии, чтобы установить размер соотношения зарплаты. Выполняется такая экспертиза профильным специалистом. Он должен рассчитать:

  • районные коэффициенты, которые действуют в конкретной местности с подобным статусом;
  • среднемесячную зарплату;
  • общий пенсионный стаж;
  • сумму пенсионного пособия.

Поэтому независимая экспертиза пенсии является обязательной для отстаивания своих прав в пенсионном фонде. Также работникам, которые трудились на территории Крайнего Севера и аналогичных по статусу местностях придется собрать максимум документации, подтверждающий данный факт. Только экспертиза пенсии здесь не поможет. Пригодятся любые документы, сохранившиеся в архиве работника. Например, вы можете предъявить в фонд справку о зачислении зарплаты. Можно сделать конкретные запросы в архивы.

Наиболее частой причиной проигрыша судебных разбирательств в данном направлении является отсутствие нужной документации.

Здесь приведена лишь часть ошибок, по причине которых пенсионное пособие сокращается. Однако в пенсионном фонде их ошибками не считают. Сотрудники ведомства аргументируют свою позицию действующими законодательными нормами. А судебную практику они не признают. Поэтому если пенсионер получает заниженные зачисления, он должен самостоятельно отстаивать собственные права. Для этого потребуется независимая экспертиза начисления пенсии, которая поможет правильно подсчитать все компоненты подобного пособия. Вы сможете получить точные цифры, с использованием которых затем можно предъявить претензии.

Порядок действий при перерасчете пенсии

Экспертиза правильности начисления пенсии является прекрасной возможностью разобраться в точности расчетов представителей ПФ. В случае обнаружения нарушений, вы можете составить письмо, в котором необходимо указать:

  • пропущенные даты работы;
  • основание отказа;
  • детали расчета среднего заработка представителями фонда;
  • почему они использовали определенный метод подсчета пенсионной суммы.

После получения конкретной информации, можно определить правильность действий фонда. В случае обнаружения ошибок, вы сможете обжаловать их опять в фонде. Для этого следует составить письменное обращение и указать все обнаруженные несоответствия. В этом поможет экспертиза назначения пенсии. Эксперт предоставит вам конкретные цифры, которые затем можно внести в письменную претензию. Если ведомство отклонит вашу жалобу, придется возбуждать судебное разбирательство. Однако следует учесть, что пенсионные споры отличаются своей сложностью. Поэтому не каждый судья может разобраться в них. Следовательно, необходимо тщательно подготовить максимальное количество документации, в том числе и экспертное заключение.

Выполняется подобная работа профильными экспертами нашей компании, которые имеют многолетний стаж работы в сфере пенсионного обеспечения. Однако для качественного исследования им необходимо предоставить всю имеющуюся у вас информацию. Также лучше передать эксперту полную переписку с пенсионным органом. На основе полученных данных специалист выполнит все необходимые расчеты, перепроверит доводы представителей пенсионного фонда, уточнит дополнительные нюансы. Все перечисленные данные тщательно документируются и предоставляются заказчику в виде заключения.

Следует особо отметить, что такой документ имеет юридическую силу. Поэтому предоставить его можно во время судебных разбирательств. Стоимость услуги меняется в зависимости от сложности дела. Также учитывается объем предоставленной заказчиком документации. Также варьируются даты выполнения подобной работы. Средним сроком подобной экспертизы считается 5-20 суток. А стоимость услуги варьируется в районе 15-60 тыс. руб. Уточнить тариф желающие смогут только после того, как эксперт ознакомится с сутью дела, просмотрит собранную документацию и выслушает претензии заказчика, звоните по телефону: +7 (495) 771-58-31, мы ответим на все интересующие вас вопросы.

Перерасчет пенсии – дело особо ответственное. Поэтому важно доверить его профессионалу. Любое необоснованное занижение подобного пособия должно быть своевременно исправлено. Бывают случаи, когда представители ПФ отказывают претендентам назначить пенсию. Если такой отказ не имеет правового основания, он должен быть непременно обжалован. Правам пенсионеров государство уделяет огромное значение. Однако для грамотного ведения дела, необходима помощь профессионалов, которые хорошо разбираются в действующем законодательстве. Только такие специалисты смогут подсказать правильную схему действий.

Экспертные услуги в таком деле играют особую роль. Без них невозможно точно определить цифры, которые необходимы для отстаивания собственных прав. Только на основе экспертного заключения гражданин имеет право обжаловать решение Пенсионного фонда. Следует отметить, что пару лет были выявлены сотни случаев искусственного занижения пенсий. А количество уголовных дел, возбужденных по этим нарушениям, составило 280. Следовательно, каждый пенсионер должен внимательно проверить начисляемое пособие и своевременно выявить существующие нарушения.

Читайте также: