Организация работы органов пенсионного фонда россии с обращениями граждан







Прием граждан

Прием граждан. Организация работы органов Пенсионного фонда РФ с обращениями граждан

Прием граждан в органах ПФР является одним из основных по­казателей, характеризующих его работу. Специалисты управлений ПФР обязаны содействовать гражданам в получении необходимых для назначения пенсий документов, запрашивать их от предпри­ятий, организаций, давать четкие, убедительные и мотивированные разъяснения по вопросам пенсионного законодательства.

Организация приема посетителей в органах ПФР включает: ус­тановление определенных дней и часов приема и доведение их до сведения населения, оборудования соответствующего помещения для приема. Организуя прием, необходимо уделять внимание обста­новке, в которой он проходит. При доброжелательном разговоре с посетителями, даже если им помочь невозможно, они уходят удов­летворенными хотя бы тем, что их внимательно выслушали и пояс­нили законодательные нормы.

В ПФР и его территориальные органы обращается большое чис­ло граждан за разъяснениями различных вопросов, связанных с пенсионным обеспечением, но чаще всего, как показывает практи­ка, по вопросам исчисления, перерасчета пенсии, подсчета стажа работы и др.

Обращения граждан, которые включают предложения, заявле­ния, жалобы, ходатайства, различаются между собой по юридиче­ской природе, преследуют частные и коллективные интересы, не совпадающие по общественной значимости и порождающие различ­ные правовые последствия.

Так, предложение квалифицируется как обращение гражданина, имеющее конкретный характер, не связанное с нарушением его прав и направленное на совершенствование действующего законо­дательства, улучшение деятельности государственных органов, со­вершенствование социально-экономических отношений.

Заявление рассматривается как обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, федеральными законами и нормативно-правовыми актами.

Жалоба — обращение с требованием о восстановлении прав и ^конных интересов граждан, нарушенных действиями, решениями государственных органов, владельцами различных прав собственно­сти, должностными лицами, общественными организациями.

Возможно и применение такого понятия, как ходатайство. Хода­тайство — это обращение гражданина, подаваемое всегда в пись­менной форме, с просьбой о признании за ним определенного ста­туса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их под­тверждающих.

Обращения граждан могут быть как письменными, так и уст­ными.

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, ко­гда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требу­ют дополнительной проверки, а личности заявителей известны или установлены. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме. Такие обращения практикуются во время приема граждан должностными лицами, во время встреч руководи­телей предприятий, учреждений, организаций, принимаются по ли­нии прямой телефонной линии связи, во время телевизионных пе­редач и т. п.

Результаты рассмотрения устных обращений, требующих допол­нительной проверки изложенных в них фактов, доводятся до сведе­ния заинтересованных лиц в таком же порядке, как это установлено для письменных обращений.

Письменные обращения граждан должны содержать наименова­ние и адрес органа власти, управления или должностного лица, ко­торым они адресованы, изложение существа предложения, заявле­ния, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество автора, его адрес, контактные телефоны, дату и личную подпись.

Вопросы работы с обращениями граждан до настоящего времени не нашли своего нормативного закрепления в федеральном законо­дательстве. В связи с этим основным правовым актом, регламенти­рующим порядок приема и рассмотрения обращений граждан РФ, остается Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (с изм. и доп. от 4 марта 1981 г. и 2 февраля 1988 г.).

Правлением ПФР 8 октября 2002 г, принято постановление «О работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей».

Работа с письмами складывается из нескольких этапов.

В ПФР и его территориальные органы обращается большое чис­ло граждан за разъяснениями различных вопросов, связанных с пенсионным обеспечением, но чаще всего, как показывает практи­ка, по вопросам исчисления, перерасчета пенсии, подсчета стажа работы и др.

Обращения граждан, которые включают предложения, заявле­ния, жалобы, ходатайства, различаются между собой по юридиче­ской природе, преследуют частные и коллективные интересы, не совпадающие по общественной значимости и порождающие различ­ные правовые последствия.

Так, предложение квалифицируется как обращение гражданина, имеющее конкретный характер, не связанное с нарушением его прав и направленное на совершенствование действующего законо­дательства, улучшение деятельности государственных органов, со­вершенствование социально-экономических отношений.

Заявление рассматривается как обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, федеральными законами и нормативно-правовыми актами.

Жалоба — обращение с требованием о восстановлении прав и ^конных интересов граждан, нарушенных действиями, решениями государственных органов, владельцами различных прав собственно­сти, должностными лицами, общественными организациями.

Возможно и применение такого понятия, как ходатайство. Хода­тайство — это обращение гражданина, подаваемое всегда в пись­менной форме, с просьбой о признании за ним определенного ста­туса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их под­тверждающих.

Обращения граждан могут быть как письменными, так и уст­ными.

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, ко­гда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требу­ют дополнительной проверки, а личности заявителей известны или установлены. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме. Такие обращения практикуются во время приема граждан должностными лицами, во время встреч руководи­телей предприятий, учреждений, организаций, принимаются по ли­нии прямой телефонной линии связи, во время телевизионных пе­редач и т. п.

Результаты рассмотрения устных обращений, требующих допол­нительной проверки изложенных в них фактов, доводятся до сведе­ния заинтересованных лиц в таком же порядке, как это установлено для письменных обращений.

Письменные обращения граждан должны содержать наименова­ние и адрес органа власти, управления или должностного лица, ко­торым они адресованы, изложение существа предложения, заявле­ния, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество автора, его адрес, контактные телефоны, дату и личную подпись.

Вопросы работы с обращениями граждан до настоящего времени не нашли своего нормативного закрепления в федеральном законо­дательстве. В связи с этим основным правовым актом, регламенти­рующим порядок приема и рассмотрения обращений граждан РФ, остается Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (с изм. и доп. от 4 марта 1981 г. и 2 февраля 1988 г.).

Правлением ПФР 8 октября 2002 г, принято постановление «О работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей».

Работа с письмами складывается из нескольких этапов.

1.Прием, регистрация и учет писем граждан

При приеме писем проверяется правильность их адресования. Письма, доставленные не по назначению, незамедлительно возвра­щаются почтовому предприятию связи для направления адресату.

Вложения, содержащиеся в конверте, проверяются, пересчитываются и скрепляются с конвертом. Отсутствие указанных в письме приложений или их части отражается в акте и об этом сообщается заявителю.

Письма граждан с пометкой на конверте «лично», а также пись­ма, адресованные отраслевому отделу писем министерства или профсоюзной организации, не вскрываются, а передаются по на­значению.

На письмах граждан, сданных на личном приеме, делается по­метка «с личного приема». Эти письма подлежат регистрации.

Все поступающие письма должны быть централизованно заре­гистрированы в день их поступления на регистрационно-контрольных карточках.

Регистрационный индекс письма указывается в регистрацион­ном штампе, который проставляется в правом верхнем углу сопро­водительного письма или на первой странице письма заявителя.

Индекс состоит из условного цифрового обозначения структурного подразделения учреждения, начальной буквы фамилии автора и по­рядкового номера поступившего письма (например, 4-И-5201).

При повторном поступлении письма к нему подбирается имею­щаяся переписка и регистрационно-контрольная карточка. Письму присваивается номер, под которым были зарегистрированы ранее поступившие в данном календарном году письма. В регистрационно-контрольной карточке указывается дата поступления нового письма.

Повторными следует считать письма, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого письма истек установленный законодательством срок рас­смотрения или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.

Письма одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие в одно и то же учреждение, а также письма, в которых содержатся новые вопросы или дополнительные сведения, повторными не считаются.

В случаях, когда в письме заявителя или коллективном письме сообщается о другом лице, кроме алфавитно-регистрационной кар­точки заводится ссылочная карточка, в которой полностью указыва­ется фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого написа­но письмо. Алфавитно-регистрационные и ссылочные карточки со­держатся в картотеках в строго алфавитном порядке.

Коллективные письма регистрируются по фамилии первого зая­вителя. Одновременно выписываются ссылочные карточки на не­скольких лиц, подписавших это письмо.

Письменное обращение гражданина должно содержать следую­щие данные: фамилия, имя, отчество обратившегося, место его жи­тельства, либо работы и учебы. Без этих сведений обращение при­знается анонимным и рассмотрению не подлежит.

2.Рассмотрение и разрешение пасем граждан

Зарегистрированные письма граждан в день поступления пере­даются руководителю учреждения, который поручает лицу (испол­нителю) рассмотреть по существу вопросы, поставленные в письме, и подготовить текст ответа.

Письма передаются исполнителю под расписку на алфавитно-регистрационной карточке.

Если в резолюции руководителя указано несколько исполните­лей, то ответственным за исполнение всех поставленных в письме вопросов является исполнитель, указанный в списке первым.

Передача писем из одного структурного подразделения в другое производится с обязательной отметкой об этом в алфавитно-регистрационной карточке.

В том случае, когда в письме содержатся вопросы, разрешение которых не относится к компетенции органов социального обеспе­чения, копия или выписка из письма направляется по принадлеж­ности, о чем заявитель ставится в известность.

Запрещается пересылать жалобы на рассмотрение тем лицам и учреждениям, действия которых обжалуются.

Когда данных, указанных гражданином в жалобе, недостаточно для вынесения окончательного решения, из учреждения или от лица, действия которых обжалованы, потребуются материалы про­верки с заключением обоснованности принятого решения. В случае необходимости, по указанию руководства учреждения, для проверки жалобы на месте могут быть командированы работники аппарата учреждения.

Ответы на письма граждан дают руководители и другие уполно­моченные должностные лица учреждений. Ответ может быть дан в письменной или устной форме. В случае устного ответа делается со­ответствующая запись в регистрационно-контрольной карточке. При отклонении предложения, заявления, жалобы в ответе необхо­димо указать мотивы, по которым они отклонены. В необходимых случаях должен быть разъяснен порядок обжалования.

Письма граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие действую­щему законодательству.

Проект подготовленного ответа на письмо визируется исполни­телем в левом нижнем углу и передается на подпись руководителю.

Ответы гражданам на повторные обращения в связи с несогла­сием их с ранее принятым решением, поручения, запросы, направ­ленные в вышестоящие организации, а также ответы на письма, на­ходящиеся на особом контроле, подписываются руководителем уч­реждения или его заместителем.

Если письмо рассматривалось работниками нескольких отделов (секторов), заявителю направляется один ответ. Проект письма го­товится ответственным исполнителем, согласовывается с другими исполнителями, визируется ими, после чего передается на подпись, что должно быть сделано своевременно и правильно. Ответственность за это в равной степени несут все указанные в резолюции ис­полнители.

Запрещается вносить изменения в содержание уже подписанно­го письма без разрешения должностного лица, его подписавшего.

Полученные от заявителя документы возвращаются ему заказ­ным отправлением вместе с ответом, если нет иного поручения кон­тролирующего органа.

В тех случаях, когда документы приобщены к материалам про­верки, пенсионному или медицинскому делу, об этом сообщается заявителю.

При возвращении документов в письме перечисляются наиме­нования подлинных документов (о трудовом стаже, заработной пла­те, а также медицинский документ) и указывается общее число при­ложений.

Письма, находящиеся на контроле в вышестоящих органах со­циального обеспечения, подлежат возврату вместе с ответом. В дру­гие контролирующие органы письма возвращаются только по их требованию.

Подписанные письма передаются для отметки на алфавитно-регистрационной карточке, после чего отправляются адресату.

Установлены следующие сроки рассмотрения писем:

обращения граждан по вопросам, не относящимся к ведению органов социального обеспечения, пересылаются по принадлежно­сти в пятидневный срок с извещением об этом заявителю;

предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в учреждения социального обеспечения, за ис­ключением тех из них, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение;

заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца, если заявления и жалобы не требуют дополнительного изучения и про­верки, то они разрешаются безотлагательно, не позднее 15 дней;

заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей в Ми­нистерстве труда и социального развития России разрешаются в срок до 15 дней, в местных органах социального обеспечения — до 7 дней;

предложения и заявления народных депутатов рассматриваются с принятием мер по их выполнению в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлага­тельно.

Началом срока исполнения считается день поступления письма в учреждение, а его окончанием — день направления окончательно­го ответа заявителю или в контролирующий орган.

В тех случаях, когда для разрешения письма необходимо прове­дение специальной проверки, срок разрешения письма продлевает­ся руководителем, но не более чем на один месяц, а срок разреше­ния писем военнослужащих и членов их семей — не более чем на 15 дней.

Для соблюдения установленных сроков в письмах-запросах обя­зательно указывается ожидаемый срок получения ответа.

3.Анализ писем граждан

Для изучения характера писем и причин, порождающих обра­щения граждан, главный специалист ежеквартально проводит их анализ.

При анализе писем особое внимание должно быть обращено на те жалобы, по которым были восстановлены нарушенные права и законные интересы граждан или выявлены недостатки в деятельно­сти органов Пенсионного фонда РФ или отдельных должностных лиц, а также на факты несвоевременного рассмотрения писем.

На основании результатов анализа разрабатываются мероприя­тия по устранению причин и условий, порождающих письма гра­ждан.

Предложения, направленные на совершенствование законода­тельства о пенсионном обеспечении и улучшение работы органов ПФР, систематически обобщаются, и информация о них высылает­ся в вышестоящие органы Фонда.

Анализ поступающих писем осуществляется по следующей схеме:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение порядка обращения граждан в ПФР. Для этого мы ставим перед собой следующие задачи:
изучить теоретические основы работы с обращения граждан;
провести анализ порядка работы с письменными обращениями
граждан и личного проема граждан
Дать общую характеристику порядка рассмотрения обращений граждан;
Рассмотреть состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по рассмотрению обращений граждан;
дать общую характеристику обжалования решений, принятого по результатам рассмотрения обращений граждан в ПФР;
рассмотреть порядок подачи и рассмотрения жалобы;
оценить порядок обращение граждан в Пенсионный фонд РФ за оформлением пенсии.

Содержание работы

Введение.
ГЛАВА 1 Теоретические основы работ с обращениями граждан в ПФ РФ.
1.1 понятие права граждан на обращение.
1.2 формы обращений.
1.3 порядок работы с обращениями граждан.
ГЛАВА 2 Правовое положение, задачи и функции в системе ПФ РФ.
2.1 правовое положение, задачи и функции ПФ РФ.
2.2 в субъекте ПФ РФ.
2.3 в городских (районных) управлений ПФ УР РФ.
ГЛАВА 3 Технологический анализ работы с обращениями граждан в ПФ РФ
3.1 прием граждан, регистрация, учет писем.
3.2 рассмотрение и разрешение писем граждан.
3.3 анализ писем граждан
3.4 психология с клиентами Пенсионного фонда РФ.
ГЛАВА 4 Организация работы отделов ПФ РФ
4.1 отдел назначения, перерасчета, выплаты пенсий
4.2 отдел групп оценки пенсионных прав застрахованных лиц
4.3 отдел индивидуального персонифицированного учета.
4.4 функциональные обязанности должностных лиц управлений
Пенсионного фонда РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word иимт.docx

ГЛАВА 1 Теоретические основы работ с обращениями граждан в ПФ РФ.

1.1 понятие права граждан на обращение.

1.2 формы обращений.

1.3 порядок работы с обращениями граждан.

ГЛАВА 2 Правовое положение, задачи и функции в системе ПФ РФ.

2.1 правовое положение, задачи и функции ПФ РФ.

2.2 в субъекте ПФ РФ.

2.3 в городских (районных) управлений ПФ УР РФ.

ГЛАВА 3 Технологический анализ работы с обращениями граждан в ПФ РФ

3.1 прием граждан, регистрация, учет писем.

3.2 рассмотрение и разрешение писем граждан.

3.3 анализ писем граждан

3.4 психология с клиентами Пенсионного фонда РФ.

ГЛАВА 4 Организация работы отделов ПФ РФ

4.1 отдел назначения, перерасчета, выплаты пенсий

4.2 отдел групп оценки пенсионных прав застрахованных лиц

4.3 отдел индивидуального персонифицированного учета.

4.4 функциональные обязанности должностных лиц управлений

Пенсионного фонда РФ.

Российская Федерация является правовым, демократическим государством, в

котором провозглашена обеспечение и защита основных прав человека и

гражданина. Одним из таких прав является право на обращение граждан. Его

реализация имеет важное значение, поскольку на основании обращений

граждан в органы государственной власти и органы местного

самоуправления можно проанализировать, как реализуются в государстве

иные права и законные интересы граждан.

Предметом исследования выступает право на обращение граждан в пенсионный фонд РФ .

В ст. 39 Конституции РФ говорится о том что в соответствии с которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а также в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, в целях воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Основной закон не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего это обязательное пенсионное страхование работающих, создание таких фондов, как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав. Обращение граждан в ПФР является важным средством осуществления и защиты

прав и свобод граждан; укрепления связей населения с государственным

аппаратом; участия граждан в управлении делами государства; укрепления

законности в государстве.

Объектом моей дипломной работы выступает Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации является организацией,

управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального

назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших

социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, т.е.

материального обеспечения граждан при наличии соответствующих

социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых

Пенсионный фонд Российской Федерации - один из наиболее значимых

социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система

оказания государственных услуг в области социального обеспечения в

Целью настоящей работы является рассмотрение порядка обращения граждан в ПФР. Для этого мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы работы с обращения граждан;
  2. провести анализ порядка работы с письменными обращениями

граждан и личного проема граждан

  1. Дать общую характеристику порядка рассмотрения обращений граждан;
  2. Рассмотреть состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по рассмотрению обращений граждан;
  3. дать общую характеристику обжалования решений, принятого по результатам рассмотрения обращений граждан в ПФР;
  4. рассмотреть порядок подачи и рассмотрения жалобы;
  5. оценить порядок обращение граждан в Пенсионный фонд РФ за оформлением пенсии.

ГЛАВА 1 Теоретические основы работы с обращения граждан в ПФ РФ.

1.1 Понятие права гражданина на обращение в ПФ РФ.

Право граждан на обращение — гарантированная Конституцией РФ

возможность граждан обратиться лично либо через своего законного

представителя, а также направлять коллективные обращения в

государственные органы, органы местного самоуправления и должностным

лицам. Граждане имеют право лично, а также через своего законного

представителя на предприятии, в учреждении, организации независимо от

форм собственности обращаться в государственные органы и органы

местного самоуправления, к их руководителям и должностным лицам,

депутатам законодательных (представительных) органов и органов местного

самоуправления, государственным и муниципальным служащим.

В настоящее время действует закон от 2.05.2006 N 59- ФЗ (ред. 24.11.2014)

«О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федераций»

1.2 Формы обращений в Пенсионном фонде РФ.

Под обращением понимают индивидуальное или коллективное заявление,

предложение или жалобу, которые изложены в письменной, электронной

и устной форме. Формами представления обращений, таким образом,

1. Индивидуальная и коллективная.

2. Первичная и повторная.

3. Имеющая адресата и анонимная.

4. Письменная, электронная и устная.

Видами обращений являются следующие:

1. Предложения – это рекомендация по улучшению деятельности

органов и организаций, иных лиц, совершенствованию правового

регулирования государственной и общественной жизни, а также и

решение иных вопросов в экономической, социально-культурной и

административно-политической сферах деятельности.

2. Заявление – это ходатайство о содействии в реализации прав,

свобод и законных интересов заявителя, которое не связанно с их

нарушением, а также сообщение о нарушении законодательства и

недостатков в работе государственных органов, иных организаций

и индивидуальных предприятий.

3. Жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и законных

интересов заявителя, нарушенных действиями или бездействием

должностных лиц государственных органов, иных организаций и

4. Под анонимным обращением понимают обращение, в котором не

указаны Ф.И.О. заявителя, либо данные о его месте жительства,

работы или учебы либо отсутствует личная подпись.

Граждане и иные лица реализуют право на обращение лично через свои

зарегистрированные органы либо через своих представителей, при чем

один вариант обращения не исключает все остальные варианты обращения. Право на обращение реализуется гражданами добровольно. Должностные лица и иные работники государственных органов и организаций не имеют

право разглашать сведения, ставшие им известными из обращения граждан

или при работе с обращениями, если данные сведения касаются личной

жизни граждан, а также государственных секретов, коммерческой или иной

охраняемой законом тайной.

Не являются разглашением сведений, указанных выше, если подобное

происходит по требованию органов дознания, предварительного следствия

или суда и иных предусмотренных случаях законодательством. Не

допускается ущемление прав, свобод и законных интересов граждан, их

представителей и членов семей в связи с направленными ими обращений в

государственные и иные организации.

Заявители имеют право:

1. Подавать обращения и излагать свои доводы должностным лицам.

2. Знакомиться с материалами, которые непосредственно относятся к

рассмотрению обращения (за исключением информации,

3. Представлять дополнительные документы или сведения, либо

обращаться с просьбой о предоставлении подобных документов

(если это не противоречит условию защиты охраняемой законом

4. Отозвать свое обращение до его рассмотрения по существу.

5. Получать ответы на обращение в сроки, установленные законом.

6. Обжаловать в установленном порядке ответы на обращение или

отказы рассмотреть обращение по существу.

7. Иные права, предусмотренные законом.

1. Соблюдать требования законодательства.

2. Вежливо и корректно относиться к работникам органов и

организаций (в том числе не допускать оскорбительных и

3. Своевременно информировать органы и организации,

рассматривающие обращение, об изменении своего места

жительства и пребывания.

4. Исполнять иные обязанности, предусмотренные законом.

5. Обязанности органов и организаций, рассматривающих обращение:6. Обеспечивать внимательное, ответственное и доброжелательное

отношение к заявителю.

7. Не допускать формализма, бюрократизма, грубости и неуважения к

8. Принимать меры для полного, объективного, всестороннего и

своевременного рассмотрения обращений.

9. Принимать законные и обоснованные решения.

10.Информировать заявителей о принятых решениях (в установленные

11.Принимать меры в рамках своей компетенции по восстановлению

прав, свобод и законных интересов граждан.

12.Обеспечивать контроль за исполнение принятых решений.

13.Решать вопросы о привлечении к ответственности лиц, виновных в

нарушении прав, свобод и законных интересов граждан (в

установленном законом порядке).

15.Исполнять иные обязанности, предусмотренные законом.

1.3 Порядок работы с обращением граждан.

Основными требованиями, которые предъявляются к обращениям

граждан и юридическим лицам являются:

1. Обращения подаются на государственных языках РФ.

2. Письменные обращения должны содержать:

a) Наименование или адрес организаций, или должность лица, к

которому направляется обращение.

b) Ф.И.О. либо инициалы гражданина.

c) Адрес места жительства (нахождения) или место учебы

d) Изложение сути обращения.

e) Личная подпись гражданина.

3. В случае обращения юридического лица следует указывать его

полное название и адрес, фамилия, инициалы и должность

должностного лица, а также личную подпись руководителя

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ в пункт 1 статьи 5

настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу

с 1 января 2011 г.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом

местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет

1) представлять дополнительные документы и материалы либо

обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися

рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и

законные интересы других лиц и если в указанных документах и

материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или

иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении

вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего

Федерального закона, уведомление о переадресации письменного

обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или

должностному лицу, в компетенцию которых входит решение

поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на

действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в

административном и (или) судебном порядке в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением:

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в

государственный орган, орган местного самоуправления или к

должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или

должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав,

свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений,

содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной

жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений,

содержащихся в обращении, направление письменного обращения в

государственный орган, орган местного самоуправления или

должностному лицу, в компетенцию которых входит решение

поставленных в обращении вопросов.

Требования к письменному обращению:

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке

указывает либо наименование государственного органа или органа

местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение,

либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица,


С Пенсионным фондом России, как и с органами ЗАГС, гражданин сталкивается уже с рождения: СНИЛС получают в одно время со свидетельством о рождении. Неоднократно приходится обращаться в ПФР и в течение жизни: за маткапиталом, пенсией или контролем своего пенсионного счета. Поэтому каждому гражданину необходимо уметь составлять заявление в Пенсионный фонд, чтобы отстоять свои права в случае необходимости.

Законодательная база

К сожалению, реформирование пенсионного законодательства с каждым разом делает его все более сложным для понимания не только простыми гражданами, но даже самими пенсионными работниками. Поэтому они часто делают ошибки при подсчете трудового стажа, размера выплат и в других вопросах. Если у Вас возникло право на получение какой-либо выплаты, мы настоятельно рекомендуем перед обращением в ПФР обратиться к юристам, чтобы узнать:

  • какие документы потребуются для получения, а какие Пенсионный фонд РФ требовать не вправе;
  • как в Вашем индивидуальном случае рассчитать стаж, необходимый для получения пенсии;
  • размер самой выплаты.

Обладая этими знаниями, можно смело подать заявление в Пенсионный фонд и не бояться, что Ваши права будут нарушены.

Тем не менее, перед тем, как написать в Пенсионный фонд РФ, не лишним будет и личное ознакомление с основными нормативными актами, в соответствии с которыми ПФР осуществляет свою деятельность:

  • в 2019 году Правлением Пенсионного фонда РФ были утверждены административные регламенты оказания услуг, где подробно описаны все условия получения той или иной услуги, в том числе: кто имеет право получения услуги, исчерпывающий перечень документов для предоставления, срокам и т.д., вплоть до требований к помещению, в которых происходит оказание услуги. Любое нарушение данных регламентов может быть обжаловано;
  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ – регулирование обязательного пенсионного страхования;
  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ – о видах пенсионного обеспечения и порядке их назначения;
  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ – о материнском капитале и общих условиях его выплаты;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ – содержит общие правила оказания государственных услуг, в том числе порядок обжалования действий и бездействий госорганов;
  • Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 № 840 – о порядке подачи и рассмотрения жалоб на нарушения со стороны госорганов.

Основания для обжалования

Рассмотрим наиболее частные причины жалоб на действия сотрудников Пенсионного фонда РФ.

Неправильный подсчет пенсионных начислений

Это, пожалуй, самая распространенная причина недовольства работой Пенсионного фонда у граждан. Формула подсчета размера пенсионных выплат довольно сложная и зависит от многих факторов: года рождения, места проживания, размера трудового стажа, условий работы, профессии и т.д. Поэтому сотрудники Пенсионного фонда часто учитывают не все факторы и назначают более низкий уровень пенсии, чем положено.

В этом случае важно обжаловать решение Пенсионного фонда, представив правильные расчеты и доказательства всех факторов, влияющих на начисление.

Ненадлежащее поведение сотрудников ПФР

В некоторых случаях виной ненадлежащего обслуживания в отделениях ПФР выступает человеческий фактор: сотрудники грубят и хамят, провоцируют образование больших очередей или безосновательно отказывают в обслуживании.

В этих случаях следует обращаться с жалобой к руководителю соответствующего отделения, чтобы услуга была оказана надлежащим образом, а к некомпетентному сотруднику были применены меры дисциплинарного взыскания.

Отказ в оказании услуг

Пенсионный фонд обязан принимать подаваемые заявления и пакеты документов, отказ в их принятии, равно как и требование документов сверх оговоренного регламентом списка неправомерен. Заявление может быть возвращено, но основание для возврата должно быть строго аргументировано в соответствии с законом.

Нарушение сроков принятия решения, оказания услуг

Сроки рассмотрения заявлений содержатся в вышеуказанных регламентах. Так, рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче либо об отказе в выдаче маткапитала осуществляется в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня приема заявления. Если данные сроки нарушаются – это повод для обращения в вышестоящие структуры.

Решение ПФР содержит ошибки, опечатки

Ошибки в документах могут привести к тому, что они утрачивают свою силу. Поэтому важно внимательно проверять выдаваемые госорганом документы и в случае необходимости обращаться за их исправлением.

Порядок обжалования действий и решений ПФР

Хотя закон называет досудебный порядок обжалования правом гражданина, а не обязанностью, но фактически обжаловать действия и решения сотрудников ПФР в суде или других инстанциях невозможно без предварительной подачи жалобы непосредственно в сам ПФР. Поэтому начинать жаловаться нужно в следующем порядке.

  1. Руководитель территориального отделения ПФР рассматривает жалобы на действия сотрудников своего отделения, в том числе хамство, отказ в обслуживании и т.д.
  2. Решения руководителя территориального отделения нужно обжаловать в вышестоящее отделение ПФР. Как правило, они носят название региональных управлений.
  3. В центральное (Московское) отделение ПФР обжалуются действия и решения регионального управления ПФР. Также, если Вы столкнулись с существенным нарушением сроков оказания услуг или произведения выплат, имеет смысл жаловаться сразу в центральное отделение, поскольку оно контролирует соблюдение территориальными отделениями законодательства и качество оказываемых услуг.
  4. Если жалобы во все инстанции ПФР ни к чему не привели, восстанавливать свои права нужно уже в судебном порядке.
  5. Решение Пенсионного фонда РФ можно обжаловать и в другие госорганы, но такие жалобы дают положительный результат далеко не во всех случаях. Тем не менее, в защите своих прав нужно использовать все возможности, поэтому расскажем, куда еще можно пожаловаться на работу Пенсионного фонда:
    • Администрация Президента РФ рассматривает жалобы на любое нарушение законодательства со стороны органов государственной власти. Туда же можно сообщить о коррупции. Подробнее о том, как написать обращение к Президенту, можно почитать в нашей статье.
    • Прокуратура РФ также уполномочена рассматривать жалобы на нарушение законодательства. Порядок подачи и рассмотрения жалобы в прокуратуре имеет свою специфику.

Способы обращения в ПФР

Вне зависимости от уровня отделения, в которое нужно направить жалобу, существует несколько способов ее подачи.

Лично

Если имеется такая возможность, проще всего прийти в отделение лично в часы приема. Однако одного устного высказывания претензий будет недостаточно: необходимо подать жалобу в письменном виде. Для этого нужно составить жалобу в двух экземплярах: один будет принят к рассмотрению, а на втором поставят отметку о получении и отдадут обратно.

Этот экземпляр будет служить доказательством обращения в соответствующую инстанцию.

Почтой

Отправлять жалобу следует по месту нахождения соответствующего отделения. Контакты интересующего отделения можно найти на официальном сайте ПФР. Письмо в ПФР нужно отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Такое письмо можно отследить на сайте Почты России, а уведомление о вручении будет доказательством принятия жалобы к рассмотрению.

В электронной форме

Электронное обращение удобно тем, что отправить его можно, не выходя из дома, просто заполнив форму на официальном сайте Пенсионного фонда. Для составления обращения через онлайн-приемную ПФР потребуется СНИЛС, а также сканы документов, которые нужно приложить к жалобе. Максимальная длина обращения – всего 2000 символов, поэтому составить его нужно емко и лаконично. Ответ на электронное обращение придет на указанную электронную почту.

Сроки рассмотрения жалоб в ПФР

Срок получения ответа на жалобу следует считать с момента ее поступления в отделение ПФР. Это дата, когда Вы принесли жалобу лично или отправили электронное сообщение, либо дата получения отделением ПФР письма с жалобой, которая указывается в уведомлении о вручении. Далее срок следует считать следующим образом:

  • в течение 1 рабочего дня происходит регистрация жалобы;
  • на рассмотрение жалобы по общему правилу отводится 15 рабочих дней, но для некоторых случаев установлен сокращенный срок рассмотрения. В течение 5 рабочих дней рассматриваются жалобы:
  • на отказ в приеме документов;
  • на отказ в исправлении опечаток и ошибок;
  • на нарушение установленных сроков таких исправлений;
  • в случае удовлетворения жалобы в течение 5 рабочих дней должны быть приняты меры по устранению выявленных нарушений;
  • ответ по результатам рассмотрения отправляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

Таким образом, максимальный срок ответа Пенсионного фонда на заявление составляет 17 рабочих дней, а за 21 рабочий день нарушение должно быть устранено.

Как составить жалобу в ПФР?

Специальной формы обращения в Пенсионный фонд законом не предусмотрено, поэтому текст можно писать в свободном изложении. Тем не менее, ряд требований к жалобе все же есть.

Во-первых , в соответствии с Постановлением Правительства № 840, в жалобе должны содержаться следующие сведения:

  • наименование отделения ПФР, куда будет подаваться жалоба, а также, в случае необходимости, ФИО его руководителя;
  • личные данные заявителя: ФИО, адрес, номер телефона, СНИЛС, адрес электронной почты (если ответ нужен в электронной форме);
  • суть обращения: какие именно действия обжалуются, каких должностных лиц;
  • обоснование жалобы, в том числе необходимые для этого документы.

Во-вторых , дополнительные требования к обращению в госорганы устанавливаются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

  1. В письменной жалобе на бумажном носителе в обязательном порядке должны стоять дата и подпись.
  2. В обращении не должно быть оскорблений или ненормативной лексики, в противном случае она может быть оставлена без рассмотрения.

В-третьих , следует учесть все юридические нюансы. Как уже говорилось выше, требования в жалобе должны быть обоснованными, т.е. подкрепленными соответствующими документами и ссылками на нормы закона. Здесь уже всё во многом зависит от обстоятельств в каждой конкретной ситуации, поэтому лучше обратиться за консультацией к юристу.

Кроме того, при написании нужно придерживаться делового стиля изложения, емко и лаконично описывать обстоятельства жалобы, соблюдать хронологический порядок. Также лучше не отходить от темы обращения, не делать лирических отступлений и исключить эмоциональную составляющую.

Учитывая изложенное, структурно жалоба в ПФР состоит из следующих элементов:

  1. Шапка документа, где указываются данные о заявителе и получателе жалобы.
  2. Суть обращения, состоящая из:
    • описания обстоятельств с последовательным изложением событий;
    • мотивировочной части, где заявитель обосновывает свои требования со ссылками на документы и нормы закона;
    • просительной части, в которой указываются конкретные меры, ожидаемые от ПФР.
  3. Перечисление приложений.
  4. Дата и подпись, если документ на бумажном носителе.

Для самостоятельного составления жалобы можно воспользоваться нашим образцом жалобы в ПРФ на решение.

Обжалование решений ПФР в суде

Практика обжалования действий и решений ПФР в суде довольно распространена, так как зачастую это единственный способ добиться справедливости. В суд имеет смысл обращаться, когда нужно добиться от ПФР принятия положительного решения или перерасчета пенсионных выплат. Суд будет рассматривать дело по существу, поэтому при правильной аргументации есть все шансы добиться удовлетворения иска.

Составление искового заявления лучше доверить юристам, поскольку суду важно юридически грамотное обоснование исковых требований. Кроме того, юристы знают сложившуюся судебную практику и смогут привести более весомые для суда доводы.

Содержание и образцы исков

Если Вы решили составить иск самостоятельно, то проще всего это сделать, взяв за основу написанные ранее жалобы. Потребуется внести следующие изменения:

  • в шапке искового заявления пишется наименование суда, в который будет подаваться иск. Исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения территориального органа ПФР, действия которого обжалуются. Указывается истец (заявитель) и ответчик (отделение ПФР);
  • к изложению обстоятельств в жалобе следует добавить краткое описание досудебного урегулирования спора: подача жалобы и ответ на нее;
  • к основным требованиям можно также добавить требование о компенсации морального вреда и выплате процентов за пользование чужими денежными средствами;
  • приложить все документы, которые прикладывались к жалобе, а также саму жалобу и ответ на нее.

Читайте также: