Организация работы по пенсионному обеспечению граждан

Пенсионное обеспечение - одна из главных социальных гарантий развития государства, поскольку оно затрагивает интересы всего населения страны, как нетрудоспособного (граждан, получающих пению), так и трудоспособного (будущих пенсионеров). Условия и нормы пенсионного обеспечения определяются с учетом трудового вклада. Этот вклад имеет количественный и качественный параметры. Первый - как долго человек трудился и, следовательно, подлежал указанному виду страхования. Второй - как оценивался его труд, т.е. каким был характерный для него уровень трудового дохода. Количественный показатель выражается обычно в стандарте стажа, а качественный - в размере типичного для застрахованного заработка. При превышении установленного стандарта стажа пенсия повышается, в случае его недостаточности, наоборот, понижается. Во всех случаях пенсия подсчитывается на основе среднего заработка.Пенсионное обеспечение - это непосредственно связанный с трудовой деятельностью индивида процесс материальной поддержки, размеры, сроки и условия которого являются производными от размера заработной платы, условий труда, стажа работы и др. Более того, пенсионное обеспечение базируется на экономических интересах разных поколений с разными уровнями доходов и разными уровнями экономического развития.

Средства пенсионного обеспечения государства в отличие от других государственных расходов обеспечиваются за счет создаваемых специальных внебюджетных фондов, которые организуют сбор и финансирование выплат пенсий. В этом аспекте солидарная система, являющаяся государственной, в сущности, имеет три основных источника:отчисления работников;обязательное отчисление от фонда заработной платы;государственные дотации.В накопительной системе два источника:обязательные или добровольные взносы работников;проценты от инвестиции накоплений.

В частных накопительных пенсионных фондах:отчисления в виде взносов работников;проценты от капитализации взносов;переброска дополнительных средств из других социальных фондов по просьбе работников.

В настоящее время рассматриваются две альтернативные модели пенсионной системы: распределительная и накопительная.

Накопительная пенсионная система на выходе гарантирует реализацию принципа справедливости: сколько заработал — сколько вложил — столько получил.В значительной степени недостатков лишена ныне существующая распределительная пенсионная система, построенная на принципах коллективности, гарантированности, гуманности.

Пенсионная система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.Виды государственных пенсий – разновидности пенсионных выплат, определяемых законодательством РФ.В Федеральном законе от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» представлен исчерпывающий перечень видов государственных пенсий. По основаниям возникновения права на пенсионное обеспечение различают следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

- пенсия за выслугу лет;- пенсия по старости;- пенсия по инвалидности;

- социальная пенсия.Государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов и гражданам из числа работников летно-испытательного состава. В зависимости от категорий получателей пенсий различаются и условия назначения пенсий. Государственная пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.Государственная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов.Государственная социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам. Право на социальную пенсию по инвалидности имеют инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды. Право на социальную пенсию по случаю потери кормильца получают дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (за исключением образовательных учреждений дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Социальная пенсия по старости устанавливается гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

назначение и выплата пенсий ;учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидами т.д.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19

1. Институт государственной службы в США.

В соответствии с законом о реформе гражданской службы 1978 г., в США с 1 января 1979 г. были созданы Бюро управления персоналом и Совет по защите системы заслуг. На Бюро управления персоналом возложена задача обеспечения централизации и координации кадровой работы в аппарате административного управления. В компетенцию Бюро входит назначение служащих на должности и их продвижение по службе, оценка их труда, повышение квалификации, поощрения и наказания, выработка рекомендаций по совершенствованию кадровой работы. Совета по защите системы заслуг- обеспечение соблюдения законов гражданской службы в области найма, увольнения и прохождения службы в соответствии с принципами "системы заслуг".

Сформулировано девять основных принципов "системы заслуг", которые определяют основы организации государственной службы США:

• рекрутирование служащих из всех сегментов общества с отбором и продвижением на основе способностей, знаний и умений при справедливой и открытой состязательности;

• должно проявляться справедливое и беспристрастное отношение ко всем служащим и претендентам на государственную службу независимо от их политических взглядов, расы, цвета кожи,пола;

• за равную работу должна быть обеспечена равная оплата с учетом как федерального, так и местного уровня оплаты труда служащих частного сектора в сочетании с поощрением и признанием высококачественной работы;

• высокие стандарты честного поведения и заботы об общественном интересе;

• действенное и эффективное использование федеральной рабочей силы;

• должно сохранять хорошо работающих служащих; корректировать работу тех, чья деятельность не соответствует требованиям;

• улучшение работы путем эффективного обучения и подготовки;

• защита служащих от необоснованных действий, персонального фаворитизма или политического принуждения;

• защита служащих от наказания за законное раскрытие информации.

Гражданская служба в США подразделяется на конкурсную и исключительную. Название “конкурсная” объясняется тем, что все назначения на эту службу производятся в результате отбора на конкурсных экзаменах. Более 90% всех государственных служащих проходят через конкурсную систему. Название “исключительная” отражает положение, по которому должности этой службы исключены из-под действия Закона о гражданской службе. В число “исключительных” входят служащие Агентства по национальной безопасности, ЦРУ, ФБР, Госдепартамента, представительств США в международных организациях.

В США существует также патронажная система, или система добычи, т.е. назначение на высшие административные должности за политические заслуги и периодическая сменяемость высших чиновников в зависимости от времени нахождения в Белом доме представителя партии, сторонниками которой они являются

Совет по защите системы заслуг. Главная задача Совета — защита служащих от злоупотреблений и неоправданных кадровых действий. Он заслушивает и принимает решения по жалобам служащих и при необходимости дает приказания о корректирующих и дисциплинарных действиях в отношении государственного служащего или учреждения.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 11:28, дипломная работа

Краткое описание

Пенсионная система и механизм управления ее финансами требуют изменений, адекватных современных экономическим, социальным и демографическим условиям с учетом передового мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это вызывает необходимость глубокого научного анализа проблем, связанных с реализацией пенсионной реформы, ее последствиями, функционированием пенсионной системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ………………………………………………………………………7
1.1. Понятие и система пенсионного обеспечения…………………………………. 7
1.2. Правовое регулирование пенсионного обеспечения…………………………..18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ………………………………………………….23
2.1. Организация деятельности единых пенсионных служб Пенсионного фонда России………………………………………………………………………………….23
2.2. Организация деятельности Управления и отделов по работе с обращениями граждан………………………………………………………………………………. 29
2.3. Организация деятельности служб отделения Пенсионного фонда России по Амурской области…………………………………………………………………….33
2.4. Организация личного приема населения в отделениях Пенсионного фонда России………………………………………………………………………………….42
2.5. Анализ обращений граждан по вопросам пенсионного обеспечения………. 51
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………66

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом полностью.docx

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ………………………………………………… ……………………7

1.1. Понятие и система пенсионного обеспечения………………… ………………. 7

1.2. Правовое регулирование пенсионного обеспечения…………………………..18

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ………………………………………………… .23

2.1. Организация деятельности единых пенсионных служб Пенсионного фонда России……………………………………………… ………………………………….23

2.2. Организация деятельности Управления и отделов по работе с обращениями граждан……………………… ………………………………………………………. 29

2.3. Организация деятельности служб отделения Пенсионного фонда России по Амурской области…………………………………………………………… ……….33

2.4. Организация личного приема населения в отделениях Пенсионного фонда России……………… ………………………………………………………………….42

2.5. Анализ обращений граждан по вопросам пенсионного обеспечения………. 51

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……….58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………66

Пенсионная система и механизм управления ее финансами требуют изменений, адекватных современных экономическим, социальным и демографическим условиям с учетом передового мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это вызывает необходимость глубокого научного анализа проблем, связанных с реализацией пенсионной реформы, ее последствиями, функционированием пенсионной системы.

Также необходимо выработать новый подход, позволяющий существенно повысить эффективность работы с гражданами в системе пенсионного обеспечения населения. Особый научно-практический интерес представляет инновационный проект создания клиентской службы по месту жительства. Качественные изменения, происходящие в Российской Федерации, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.

Наиболее важным для членов общества направлением преобразований социальной политики государства является реформирование пенсионной системы, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

Негативные демографические изменения заставляют искать новые подходы в решении задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Цель дипломной работы – выявить проблемы в организации работы с гражданами в системе пенсионного обеспечения и предложить пути их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

− следует изучить российское законодательство посвященное вопросам пенсионного обеспечения, а также праву граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований по вопросам пенсионного обеспечения;

− исследовать особенности организации и управления деятельностью пенсионного обеспечения как на федеральном уровне, так и на уровне Амурской области;

− рассмотреть общие вопросы регулирования системы пенсионного обеспечения;

− исследовать особенности организации приема граждан и порядок работы с письменными обращениями граждан в системе пенсионного обеспечения.

В соответствии с поставленной целью и задачами определился объект исследования – система пенсионного обеспечения.

Предметом исследования является организация работы с гражданами в системе пенсионного обеспечения.

В качестве методов исследования использовались диалектический подход к анализу соотношения общего, особенного и отдельного исследования, а также общенаучные и частно-научные методы исследования: системный подход, обобщение, догический, формально-юридический и другие методы.

До 2000 года назначением и выплатой пенсией занимались органы системы социальной защиты населения, Пенсионный фонд России был скорее инструментальной структурой, прежде всего собирающей и аккумулирующей взносы. С 2000 года закреплены полномочия по выплате пенсий Пенсионным фондом и его региональными отделениями.

С начала 2002 года Российская Федерация живет по новому пенсионному законодательству. С 1 января 2002 года вступили в силу пенсионные законы от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 28.03.2011 г. № 43-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» и другие. Таким образом, официально стартовала реформа пенсионной системы. Реформа пенсионной системы – по существу, грандиозный социальный проект, результаты осуществления которого скажутся на судьбах всех российских граждан. Эти преобразования, несомненно, серьезно повлияют на общественное сознание, социальное самочувствие населения страны. Поэтому так велика ответственность всех, кто, так или иначе, причастен к их реализации. Новое пенсионное законодательство, его практическое применение вызывает множество вопросов у граждан как пенсионного, так и далеко еще не пенсионного возраста. Сегодня клиенты пенсионного фонда это не только представители старшего поколения, а все экономически активные граждане с 16 лет. Именно с этого возраста молодой человек вправе вступать в трудовые отношения, а значит, получать зарплату, с которой начисляются страховые взносы, фиксируемые Пенсионным фондом.

Разъяснение гражданам сложных вопросов пенсионного обеспечения, предоставления льгот, гарантий и компенсаций, их законных прав, оказание нуждающимся различных видов помощи, содействие в разрешении конфликтных ситуаций, недопущения беззакония и волокиты, повышение правовой грамотности граждан – важнейшая составляющая деятельности учреждений и организаций системы пенсионного обеспечения, основными направлениями которой являются личный прием населения и работа с письменными обращениями граждан.

Исследование проблем организации работы с гражданами в системе пенсионного обеспечения вызвано также тем, что не везде и не всегда данная работа ведется на должном высоком уровне, что порой вызвано отсутствием теоретического и правового обоснования этого вида деятельности. Незнание или не достаточное знание основных системообразующих элементов, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке, дефицит новых социальных технологий и частных методик работы с обращениями граждан, недостаточная инициативность в овладении знаниями рядом специалистов и сотрудников учреждений и органов социального управления, предпочитающих научным рекомендациям традиционный эмпирический опыт предопределяют недостаточную эффективность деятельности социальных служб по работе с обращениями граждан.

Основные источники получения информации по данной теме можно сгруппировать по следующим признакам:

1) нормативные акты – Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, посвященные вопросам пенсионного обеспечения;

2) ведомственные нормативные акты – документы Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Правления Пенсионного фонда России;

3) региональные ведомственные нормативные акты – документ отделения Пенсионного фонда по Амурской области;

4) официальные комментарии законодательства;

5) монографические издания;

6) учебная и справочная литература;

7) периодические издания как общероссийские, так и региональные.







Вопрос № 1. Общая характеристика органов пенсионного обеспечения.

В настоящее время в России, как отмечалось ранее, отсутствуеет единая пенсионная система. Причин такого положения дел несколько, главные из них:

-разные источники финансирования, за счет средств которых осуществляется пенсионное обеспечение, - средства Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и средства, выделяемые из государственного бюджета

-различные, категории лиц — получателей пенсий — застрахованные граждане и лица, занятые в системе государственной службы, некоторые иные категории граждан; законодательно установленные неодинаковые условия и нормы предоставления данных денежных выплат, а соответственно — уровень материального обеспечения их получателей, например, более высокие размеры пенсий у государственных служащих и др.

В итоге это привело к тому, что ряд федеральных министерств и ведомств — МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, ФНС России, Генпрокуратура России, Верховный Суд Российской Федерации — имеют самостоятельные пенсионные службы.

Наибольший объем работы по пенсионному обеспечению граждан падает на ПФР и его органы. Это вызвано тем, что он «обслуживает» самую распространенную категорию лиц — застрахованных граждан по системе обязательного пенсионного страхования в отдельных установленных законом случаях — членов их семей, лиц, добровольно вступивших в систему обязательного пенсионного страхования, и некоторых иных категорий. Поэтому в дальнейшем речь будет идти об организации работы только «массовой» пенсионной службы, каковой является ПФР.

В принципиальном плане ПФР и его нижестоящие органы не должны быть органами государственной власти, хотя в настоящее время они именуются государственными учреждениями.

Структурно она может быть представлена так:

- федеральный уровень — Пенсионный фонд Российской Фе­дерации (правление, исполнительная дирекция);

- федеральные округа Российской Федерации — управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);

- уровень субъектов Российской Федерации — территориаль­ные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

- местный — городской (районный) уровень — управления (отделения) ПФР в районах (городах).

Как мы видим, для решения поставленных задач и выполне­ния своих функций в стране функционирует структура управле­ния пенсионным обеспечением в порядке обязательного пенси­онного страхования.

На федеральном уровне управление пенсионной системой осу­ществляется правлением ПФР и его постоянно действующим ис­полнительным органом — исполнительной дирекцией.

В субъектах Российской Федерации действуют региональные от­деления ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по пенсионному обе­спечению граждан.

Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и го­родах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

В целом для ПФР характерна централизация управленческих функ­ций на федеральном уровне, начиная с выполнения основных функ­ций в области пенсионного обеспечения и заканчивая контролем, за расходами на содержание аппарата пенсионной системы.

Сразу же отметим главную особенность, присущую ПФР.

ПФР и его нижестоящие органы не должны являться органами исполнительной власти. Такие пенсионные фонды должны стро­иться на принципах обязательного социального страхования, ко­торые закреплены в Федеральном законе «Об основах обязатель­ного социального страхования». К ним относят, например, все­общность, самоуправление, солидарность, паритетность участия в данном страховании, автономность финансовой системы обяза­тельного социального страхования и др.

Исходя из этих принципов, средства обязательного пенсионного страхования, а соответственно и Пенсионный фонд Российской Федерации не являются государственной собственностью. Они должны рассматриваться как собственность самих застрахованных по этой системе страхования лиц и работодателей, уплачивающих страховые взносы в ПФР. Следовательно, все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде страховых пенсионных взносов должны распределяться между пенсионерами с учетом их трудового вклада. (Под ним обычно понимают продолжительность трудовой деятельности, то есть длительность уплаты страховых взносов, и уровни оплаты труда, с которых взимались такие взносы.) В этом и проявляется главная черта обязательного пенсионного страхования — его коллективный, солидарно-распределительный характер, что определяет саму сущность такого страхования.

В России в настоящее время такой солидарно-распределительной системыобязательного пенсионного страхования нет. Его отдельные распределительные черты сохранились в функционирующей, теперь индивидуально-накопительной пенсионной системе, сложившейся в результате принятия в 2001 г. новых законов о пенсионном обеспечении, которые изменили саму сущность системы обязательного пенсионного страхования.

Это означает, что к базовой части трудовой пенсии добавляются пенсионные выплаты, которые рассчитываются исходя и общей суммы уплаченных конкретным человеком (или за него страховых взносов, которая фиксируется в его лицевом счете, - сколько зачислено, столько и будет выплачено после назначения ему пенсии в так называемый период дожития.

Помимо этого, в структуру пенсионных выплат наряду с базовойчастью трудовой пенсии и ее страховой частью принудительно (в обязательном порядке) введена накопительная часть.

Во многих зарубежных странах существует подобная накопи­тельная пенсия, которая выплачивается обычно вне системы обя­зательного пенсионного страхования. Согласно законодательству этих стран граждане добровольно избирают варианты пенсион­ных накоплений, но, как правило, только в порядке негосудар­ственного пенсионного страхования.

Исходя из вышеизложенного, нельзя однозначно утверждать что в настоящее время действующая пенсионная система в стране представляет собой обязательное пенсионное страхование в традиционном его понимании.

Порядок назначения и выплаты пенсии, оформления соответствующих документов для назначения и выплаты пенсий в системе МВД России устанавливается Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Инструкция), утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418.

Приказом установлено, что ответственным за организацию работы по пенсионному обеспечению уволенных со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и членов их семей в системе органов внутренних дел Российской Федерации является Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России.

Работа по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел и их семей осуществляется в системе МВД России пенсионными органами во взаимодействии с финансовыми, кадровыми, медицинскими подразделениями, другими подразделениями органов внутренних дел.

Работа по пенсионному обеспечению включает в себя в том числе:

  • своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию ее выплаты пенсионерам и их семьям.
  • назначение и выплату пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, сотрудникам и их семьям.
  • контроль за полнотой и своевременностью выплаты пенсий, пособий и компенсаций учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации.
  • выдачу пенсионерам документов, подтверждающих право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, оказание помощи в решении социально-бытовых вопросов.
  • рассмотрение предложений, заявлений и жалоб по вопросам пенсионного обеспечения, организацию приема пенсионеров.
  • взаимодействие по вопросам пенсионной работы и предоставления мер социальной поддержки с военными комиссариатами, органами безопасности, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, органами социальной защиты населения.

Пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами территориальных органов внутренних дел по месту увольнения со службы.

Документы для назначения пенсий лицам, уволенным со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы.

Документы для назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям умерших пенсионеров оформляются пенсионными органами по месту нахождения пенсионного дела или пенсионным органом по месту жительства семьи.

Кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении военной службы (службы), уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. При этом кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением.

Материалы о назначении пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел.

Для назначения пенсии за выслугу лет кадровыми подразделениями представляются следующие документы:

  • заявление о назначении пенсии;
  • расчет выслуги лет;
  • денежный аттестат;
  • свидетельство о болезни лиц, освидетельствованных ВВК;
  • справка соответствующего органа, в компетенцию которого входит выдача документов, подтверждающих состав семьи и степень родства (при назначении надбавки на иждивенцев);
  • копия паспорта;
  • справка из органов социальной защиты населения, Пенсионного фонда России, военного комиссариата (для военнослужащих запаса, имевших право на получение военной пенсии) о неполучении пенсии по линии этих органов либо прекращении ее выплаты (при необходимости);
  • копии удостоверений, на основании которых осуществляется реализация прав и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • данные расчетного счета в Сбербанке России для начисления пенсии;
  • две фотографии.

Перечень документов для назначения других видов пенсии определен в пункте 12 Инструкции.

На основании представленных документов пенсионным органом составляются заключения о назначении пенсии или пособия, которые утверждаются уполномоченным должностным лицом.

О назначении пенсии сотруднику направляется извещение.

Система пенсионного обеспечения в России находится в государственном ведении. Ведущей организацией, которая ответственна за осуществление соответствующих выплат, является Пенсионный фонд России.

Государственные услуги в рамках компетенции ПФР оказываются во всех регионах России. Кроме этого, по линии этой организации пенсию получают граждане иностранных государств, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение выплат.

Бесплатно по России

Пенсионный фонд назначает денежное содержание не только гражданам преклонного возраста, как это принято думать. Несмотря на то, что на выплату страховых пенсий по старости расходуется большая часть средств фонда, в задачу ПФР входит обеспечение других социально уязвимых категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетних, потерявших кормильца.

Как один из крупнейших социальных институтов государства, ПФР имеет разветвленную и сложную структуру, разобраться в которой мы постараемся в рамках этой статьи.

История Пенсионного фонда

1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.

В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.

В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.

На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.

Функции пенсионного фонда сегодня

Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.

Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • софинасирование отдельных социальных программ;
  • осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
  • выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.

Схема структуры ПФР

Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.

Проще всего ее представить в виде следующей схемы:


Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.

В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.

Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.

Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.

Об исполнительной дирекции

Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.

Функциями исполнительной дирекции являются:

  • определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
  • распределение денежных средств по регионам;
  • осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
  • составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.

Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.

Территориальный аппарат

Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.

Окружные управления

Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:

  • надзор за деятельностью региональных отделений
  • планирование работы органов ПФР;
  • координация деятельности управления на местах;
  • осуществление статистического учета на подведомственной территории;
  • участие в формировании и подготовке бюджета фонда.


Территориальные отделения

Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:

  • администрирование страховых взносов;
  • контроль собираемости взносов;
  • ведение персонифицированного учета;
  • осуществление координации отделов на местах.

Руководства и отделы в города и районах (муниципалитетах)

Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:

  • назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
  • прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
  • доставка пенсий;
  • ведение персонифицированного учета;
  • администрирование страховых взносов;
  • консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
  • обеспечение софинансирования региональных социальных программ.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.

Интересное видео

Дополнительную информацию о системе Пенсионного фонда смотрите в видео:

Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию призвано гарантировать защиту интересов граждан страны. Однако, в связи с неоднократным проведением реформ, система ОПС и механизм ее функционирования для многих кроют множество вопросов. Попробуем разобраться и ответить на них.

Обязательное страховое обеспечение — что это

Обязательное страховое обеспечение по ОПС представляет собой непосредственно осуществление выплат, полагаемых гражданам в рамках страховой пенсионной системы. В свою очередь, страховая пенсионная система – это система мер, создаваемых государством, для финансовой поддержки людей после прекращения получения ими заработка и при наличии оснований для получения страхового обеспечения.

Подробнее об особенностях обязательного пенсионного страхования можно узнать здесь .

Таким образом, понятия страховой пенсионной системы и обязательного страхового обеспечения различны. Их разница заключается в том, что:

  • Страховая пенсионная система является более широким понятием, которое охватывает весь процесс формирования и распределения средств, предназначенных для поддержки населения.
  • Обязательное страховое обеспечение касается только этапа выплат в рамках всей системы.

К обеспечению по бюджетной пенсионной системе относятся следующие выплаты:

  • пенсии по возрасту, инвалидности , потери кормильца ;
  • накопительная часть;
  • выплаты к пенсии (срочная и фиксированная);
  • социальное погребение отдельных категорий умерших пенсионеров.

Как работает эта система

Система пенсионного страхования представляет собой вид долгосрочного страхования, при котором страхователем (гражданином) производятся отчисления в специальный фонд, а из него страховщик (ПФ) выплачивает полагающиеся пенсии.

Основными участниками такой системы являются:

  • Страховщики – государственные и негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные представляют собой частные организации, деятельность которых регулируется правовыми стандартами.
  • Страхователи – являются физическими лицами, ИП и организациями, которые осуществляют платежи страховщикам.
  • Застрахованные – лица, которым полагается обеспечение в рамках данной системы.

Для того, чтобы получать выплаты при возникновении таких оснований, с заработка застрахованных работающих граждан в ПФ каждый месяц перечисляют 22% налога. Он оплачивается с любого дохода (премий, поощрений и т.д.), кроме социальных доплат.

Данная ставка состоит из 2 частей. Одна из них – солидарная, идет на выплату фиксированного объема пенсии. Вторая – индивидуальная, накапливается на личном счете ( СНИЛС ).

ВАЖНО! По номеру СНИЛС человек может получить информацию о своих индивидуальных накоплениях.

Таким образом, алгоритм функционирования данной системы можно представить следующим образом:

  • Все компании, после своей регистрации, в обязательном порядке регистрируются в органе ПФ.
  • При устройстве на работу и подписании соответствующих бумаг, человек получает статус застрахованного и может в будущем претендовать на получение компенсации ОПС.
  • Организации ежемесячно оплачивают обязательные взносы за всех сотрудников.
  • Перечисленные деньги учитываются на лицевых счетах работников и затем информация по этим данным используется для расчета пенсии.
  • При наступлении оснований для получения выплаты, граждане обращаются в ПФ с пакетом необходимых документов.

При этом ОПС выполняет следующие функции:

  • Инвестиционную. Имеющиеся в фондах средства используются для получения дополнительного дохода.
  • Аккумулирующую. Все деньги, оплачиваемые из разных источников, собираются в бюджете ПФ.
  • Регулирующую. С помощью ПФ происходит четкое распределение полученных средств.
  • Гарантийную. При выполнении всех условий, гражданам гарантируется финансовая поддержка при наступлении определенных ситуаций.

Структура пенсионного страхования в Российской Федерации

Всего в нашей стране существует три разновидности обеспечения граждан пенсиями:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Не относится к страховому обеспечению и выплачивается госслужащим, военным, участникам ВОВ, и другим категориям граждан, включая нетрудоспособных и обеспечивается за счет федерального бюджета.
  • Обязательное страхование. Финансируется благодаря осуществлению взносов работающих граждан. Выплачивается также и иностранцам, проживающим в нашей стране и ведущим здесь трудовую деятельность.
  • Дополнительное (негосударственное). Обеспечивается частными организациями, за счет получения взносов на основании заключенных с клиентами договоров и инвестиционного дохода.

Таким образом, структура пенсионного страхования включает в себя обязательное и дополнительное страхование. Обязательное страхование обеспечивает гражданам получение следующих выплат:

  • Фиксированной. Она положена всем, у кого есть минимальный трудовой стаж, который в 2020 году составляет 11 лет. Ежегодно он будет увеличиваться до достижения 15 лет.
  • Страховой. Зависит от объема выплаченных работников налогов в ПФ.
  • Накопительной. Накопления могут осуществляться только у лиц, старше 1967 года рождения.

При этом, люди, рожденные после 1967 года могут самостоятельно выбирать: либо им рассчитывать только на страховое пособие, либо формировать страховую и накопительную часть пенсии в НПФ.

Накопительную часть можно разместить в понравившемся не пенсионном фонде. Это позволит получить дополнительный инвестиционный доход. Однако, перед подписанием договора следует взвесить все плюсы и минусы и изучить репутацию организации.

Правовое регулирование

Основным законом, регулирующим систему обязательного пенсионного страхования в области права в РФ, является ФЗ №167-ФЗ. В нем даны основные понятия и прописаны права и обязанности главных действующих сторон, определены основания для получения обеспечения.

За правовое регулирование обязательного пенсионного страхования также отвечают:

  • Конституция страны;
  • ФЗ № 165-ФЗ;
  • ФЗ № 212-ФЗ;
  • ФЗ № 173-ФЗ;
  • ФЗ № 27-ФЗ.

Виды страхового обеспечения по ОПС

Основным видом обеспечения по ОПС является страховая пенсия , представляющая собой ежемесячную финансовую поддержку – компенсацию дохода после прекращения работы и выхода на пенсию. Получать ее могут после смерти застрахованного его нетрудоспособные родственники.

ВАЖНО! Некоторые категории граждан имеют право получить данную поддержку досрочно. Для этого необходим специальный опыт работы (в сложных условиях) и его определенная продолжительность.

Данная выплата бывает трех видов: по возрасту, при получении инвалидности и смерти кормильца. Разберемся, в чем разница между ними.

По старости (трудовая)

Данная компенсация положена при достижении конкретного возраста. В 2020 году продолжается постепенное увеличение возраста выхода на пенсию. Однако, благодаря действующей льготе, как и в прошлом году, женщины получат обеспечение при достижении 55,5 лет, а мужчины – при 60,5.

У граждан, имеющих право на преждевременное получение поддержки, возраст остался прежним. Это касается, например, спасателей, шахтеров и других работников, ведущих деятельность в трудных условиях.

ВАЖНО! Не коснулись изменения и учителей, врачей и других сотрудников, которые выходят на пенсию в зависимости от продолжительности стажа.

Для того, чтобы получать компенсацию, необходимо соответствовать следующим условиям: иметь стаж не меньше 11 лет и накопить хотя бы 18,6 пенсионных баллов.

По инвалидности

Данный вид пенсии выплачивается при выполнении двух условий:

  • наличие любой группы инвалидности;
  • наличие любого стажа.

Размер данной выплаты различен и зависит от следующих факторов:

  • группы;
  • времени работы;
  • суммы перечисленных налогов;
  • количества людей, находящихся на попечении;
  • места проживания.

По потере кормильца

Данный вид поддержки предназначен семьям, потерявшим близкого, который содержал семью и имел хотя бы минимальный стаж работы.

ВАЖНО! Расчет данного вида выплаты основывается на основании суммы произведенных отчислений и накопленных баллов.

В некоторых ситуациях, при наличии очень маленького стажа, семьям погибшего возможно будет выгоднее получать социальную пенсию, нежели страховую. При наличии большого опыта работы, наоборот страховые выплаты будут ощутимо больше.

Однако, право на такую компенсацию имеют далеко не все родственники, а именно:

  • родные и приемные дети до 18 лет;
  • внуки, сестры и братья до того же возраста, но только при возможности доказать финансовую зависимость от усопшего;
  • оставшийся супруг при наличии пенсионного возраста или невозможности работать;
  • родители-пенсионеры;
  • дедушка и бабушка, если их дети умерли.

Как учитываются взносы на ОПС

Учет взносов на ОПС в России осуществляется с использованием специального номера – СНИЛС. Он присваивается каждому гражданину и через него происходит учет всех оплаченных взносов. По информации данного счета и происходит расчет причитающейся выплаты.

Правила оплаты взносов имеют отличия для работодателей и работающих на себя (ИП). В первом случае имеется обязанность оплатить налог за своих работников до 15 числа месяца, следующего за расчетным. ИП производят взносы по итогам целого года и производят до 30 июня следующего года.

Таким образом, пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию представляет собой финансовую поддержку граждан при наступлении определенных событий и выполнении ими установленных требований. Выплаты осуществляются за счет средств, аккумулирующихся ПФ за счет платежей всех застрахованных.

Видео по теме статьи

Читайте также: