Организатор детского движения может выйти на пенсию по выслуге лет

В собесе при предварительном подсчете моего стажа для назначения пенсии сказали, что этот год не войдет в льготный стаж, толком не объяснив почему?

Вот вы пишете, что работаете заместителем директора детского дома по социально-педагогической поддержке и защите прав детей. Неужели вы не можете самостоятельно внимательно прочитать имеющиеся постановления? Почему мы все так легко все валим на собес, на экономиста? Все законы и акты публикуются. Наша газета по пенсионным вопросам опубликовала все. Надо читать.

Правомерны ли действия администрации школы и управления образования, которые установили мне 12-й разряд и отказали в продлении имеющейся высшей квалификационной категории? Я учитель начальных классов, педагогический стаж 24 года, награждена значком “Отличник народного просвещения”, медалью “Ветеран труда”.
После оформления пенсии я переехала в другую местность и после перерыва возобновила педагогическую деятельность. Типовое положение об аттестации педагогических работников рекомендует по истечении срока действия аттестационной категории, при прерывании работы по уважительным причинам продлевать действие квалификационной категории при возобновлении педагогической работы в индивидуальном порядке не более чем на два года.

Мне здесь абсолютно непонятно, что нарушила администрация? Ясно, что действие категории продлевается в исключительных случаях, в индивидуальном порядке, т.е. работнику, который известен администрации и управлению образования по его работе. Здесь вы новый работник. Да, у вас имеются заслуги и достижения. Но это существенно, когда оплата идет за заслуги, например, при оформлении пенсии. Когда платят за текущую конкретную работу, руководитель, устанавливая разряд, должен иметь возможность оценивать квалификацию и качество работы на деле. В данном случае администрация это свое право и использовала.

Мы имеем педагогический стаж более 25 лет. Начинали мы свою трудовую деятельность старшими пионервожатыми и проработали в этих должностях по 5–7 лет в 70–80-е годы. Но пенсий за выслугу лет не получили, т.к. этих должностей нет в Списке должностей, дающих право на такую пенсию (постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067). В настоящее время соответствующая должность называется “организатор детского движения” и работа в этой должности дает право на пенсию за выслугу лет. Нам очень обидно.

Подумаем вот о чем. По общему правилу закон обратной силы не имеет, т.е. он применяется только к обстоятельствам, возникающим после его введения. Действующее сейчас пенсионное законодательство введено с начала нынешнего 2002 г. До этого действовал Закон “О государственных пенсиях в РФ” от 20 ноября 1990 г. № 340-1, а еще раньше на территории России пенсионные отношения регулировались общесоюзным Законом “О государственных пенсиях в СССР”, принятым Верховным Советом СССР 14 июля 1956 г. Во всех этих законах предусмотрены пенсии за выслугу лет работникам образования, и в каждом случае конкретный перечень должностей, работа в которых давала право на такую пенсию, определялся подзаконным актом – постановлением Совета Министров или правительства. Работа в должности пионервожатого (старшего пионервожатого) засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет в соответствии с постановлением Совета Министров СССР “О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства” от 17 декабря 1959 г. № 1397. В последующие постановления Правительства РФ от 6 сентября 1991 г. № 463 и от 22 сентября 1999 г. № 1067 эта должность как дающая право на получение пенсии по выслуге лет включена не была. Более того, постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953 “О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой”, введенным в действие с 1 октября 1993 г., установлено, что на территории РФ постановление № 1397 не применяется. Это, однако, не должно означать, что работа в рассматриваемой должности до 1.10.1993 г. в стаж включаться не должна, как некоторые считают. Но доказывать это, защищая свое право на пенсию по выслуге лет, следует в суде, а не в органах социальной защиты.

Какова длительность отпуска младшего воспитателя ясельной группы?

Перечнем образовательных и других учреждений, предприятий и организаций и должностей, работа в которых дает право на ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052, для воспитателей дошкольных образовательных учреждений общего назначения дошкольных групп, школ – детских садов установленная продолжительность отпуска составляет 42 календарных дня. Что касается младших воспитателей, то отдельно в указанном постановлении они не выделены. Следует, очевидно, считать, что очередные отпуска предоставляются этим работникам на общих основаниях продолжительностью 28 календарных дней.

Работаю в школьной библиотеке заведующей. Одновременно совмещаю работу библиотекаря читального зала. Увеличивается ли в связи с этим мой рабочий день?

Нет, не увеличивается. Руководитель имеет право в течение своего рабочего времени выполнять в порядке совмещения обязанности сотрудника, но при этом должен полностью исполнять и свои основные обязанности.

Влияет ли на разряд кастелянши-швеи наличие удостоверения с квалификацией “Портной мужской и детской верхней одежды” 5-го разряда?

Разряд работникам бюджетных организаций устанавливается соответственно «вилке», предусмотренной ЕТС. При наличии финансовых возможностей администрации учреждения оплата труда работника может быть повышена путем повышения разряда или специальных доплат. Конечно, наличие специального образования (в данном случае у швеи квалификация портного) должно учитываться при установлении разряда.

После повышения заработной платы изменились разряды, но повышения на 80 % в зарплате не произошло.

Помимо повышения ставки 1-го разряда при этом были изменены и тарифные коэффициенты. Может быть, дело в этом. Не пересчитать ли еще раз?

Положены ли надбавки к зарплате отдельным работникам за работу с дезинфицирующими средствами, за работу у горячей плиты и в каком размере?

Заработная плата работнику устанавливается за выполнение работы (должностных обязанностей) в нормальных условиях. За работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику полагается доплата. Согласно “Перечню компенсационных доплат. работников образовательных учреждений” (приложение к письму Минобразования РФ от 12 января 1993 г. № 10/32-т) установлены следующие надбавки: за работу с тяжелыми и вредными условиями труда до 12 % к ставке, а за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда – до 24 %. Тяжесть условий труда и наличие вредности определяется путем предварительной аттестации рабочих мест. Аттестация должна проводиться на основе утвержденных Минтруда РФ межотраслевых правил по охране труда и стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ). Используемые вещества могут относиться к одному из 4 классов опасности:
1 – вещества чрезвычайно опасные, 2 – вещества высокоопасные, 3 – вещества умеренно опасные, 4 – вещества малоопасные. Показатель класса опасности должен быть указан на упаковке. Для примера: синтетические моющие вещества типа “Лотос”, “Ока”, “Тайд”, “Ариэль” относятся к 4-му классу, сода кальцинированная – к 3-му, синтетические моющие вещества типа “Лоск” – ко 2-му классу. Работа у горячей плиты характеризуется допустимым суммарным временем пребывания на рабочем месте в течение 8-часовой рабочей смены. Оно зависит от выполняемой работы и температуры воздуха на рабочем месте. Например, при температуре воздуха 27° женщины могут находиться на рабочем месте от 8 часов (при легких работах) или не более 4 часов. При температуре воздуха в рабочей зоне 30° женщинам на рабочем месте не рекомендуется находиться при выполнении легких работ более 1 часа. Более подробно об этих правилах вы можете узнать из сборника: Межотраслевые правила по охране труда в общественном питании. ПОТ Р М-011-2000. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 85 с. – (Биб-ка жур. “Трудовое право России”) или непосредственно у разработчика правил Санкт-Петербургского научно-исследовательского маркетингового центра по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., 16. Правила утверждены Минтруда РФ по согласованию с ФНПР и введены в действие с 1 июля 2000 г.

В связи с нашими ответами, опубликованными в № 81 “Документов”, у читателей появились новые вопросы.
Учитель-предметник имеет 15 часов нагрузки и совмещает должность классного воспитателя 0,2 ставки, т.е. еще 6 часов в неделю. Имеет ли право администрация школы, подавая сведения в Пенсионный фонд, указывать 21 час, а не 15 часов?

Работа, дающая право на пенсию за выслугу лет, включается в выслугу при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы установленной нагрузки. В приведенном читателем примере 15 часов работы учителя составляет 15:18=0,83 доли установленной учебной нагрузки. Работа по должности воспитателя в течение 6 часов в неделю составит еще 6:30=0,2 доли установленной воспитателю нагрузки. Таким образом, в рассматриваемом случае работник имеет переработку не менее 3 % еженедельно. Как это учесть в объеме работы, выполненной учителем за год, и как оплатить эту переработку – не знаю. Что касается информации, сообщаемой Пенсионному фонду, то поскольку учет страхового стажа является его обязанностью, он и должен дать указание, будет ли он учитывать работу раздельно по совмещаемым должностям или его интересует выполнение суммарного норматива. Мне представляется, что работнику и руководителю учреждения образования раздельный учет предпочтительнее, поскольку в спорных случаях позволяет избегать конфликтов.

Я работаю бухгалтером в сельской средней школе, и у нас возник конфликтный вопрос: нужно ли оплачивать коммунальные услуги мастеру производственного обучения?

Мастер производственного обучения в штате школы относится к специалистам-преподавателям. Поэтому он пользуется теми же правами, привилегиями и льготами, что и учитель.

Сохранился ли дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 6 дней для повара, работающего у плиты, и для прачки (приложение № 1 к постановлению Госкомитета СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 с послед. изменениями)?

Введенным в действие в текущем году Трудовым кодексом для всех работников введена единая минимальная продолжительность ежегодного отпуска 28 календарных дней (статья 115). Для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, установлены статьей 117 дополнительные оплачиваемые отпуска. В настоящее время действует список производств, профессий и должностей с опасными и вредными условиями труда, утвержденный упомянутым вами постановлением. Впоследствии правительством могут быть внесены изменения в этот список.

Работаю завучем средней школы. В Трудовом кодексе указано, что оплата администрации производится в расчете за 40 часов в неделю. Нам оплачивают ставку учителя, увеличенную на разряд. Т.е., если у меня 13-й разряд, я получаю по 14-му разряду плюс 20 % за сложность. Правильно ли это?

Нет, неправильно. В любом случае следует соблюдать правила и порядок, устанавливаемые действующим законодательством. Любое мелкое нарушение может отразиться на льготах, налогах, последующих пенсиях. Примеров тому множество даже в нашей переписке с читателями.

Живу и работаю в сельской местности. Имеет ли право директор нагружать учительницу-пенсионерку до 35 часов в неделю, хотя у меня всего 24? Имею ли я право потребовать у этой учительницы уроки или ставку завуча? Существуют ли учителям-пенсионерам ограничения? В школу, в роно прошу не сообщать.

Ограничений нет, и распределение объема работы – право директора. Правда, отдел образования и сам мог бы обратить внимание на такую неравномерность загрузки работников. Но сообщать мы туда не будем.

Экономист районной бухгалтерии утверждает, что классный воспитатель для учителя-предметника – это не совмещение должностей, а доплата к заработной плате учителя. На этом основании отказывается привести в соответствие со “Списком. ” штатное расписание, в котором указана дифференциация: воспитатель группы продленного дня, классный воспитатель. Прав ли экономист?

На мой взгляд, экономист районной бухгалтерии говорит странные вещи. Я еще пойму бухгалтера, для которого всякие работы-совмещения выглядят как оплата–доплаты–налоги. Но экономист? Всякому очевидно, что, находясь с детьми во время урока, учитель-предметник выполняет только часть воспитательной работы. Законодатель установил раздельные должности воспитателя и учителя (преподавателя), исходя из того, что это – разные работы. Экономист должен понимать, что специализация работников – основная предпосылка качественной работы. Экономист мог бы обратить внимание, что при равенстве рабочего времени и тарифных ставок нагрузка воспитателя в 30:18=1,7 раза больше нагрузки учителя-предметника, т.е. вместо трех учителей в штате можно будет иметь двух воспитателей. Как использовать этот штат – дело руководителя образовательного учреждения. Обычно, говоря о доплатах, экономисты ссылаются на следующий абзац “Инструкции о порядке исчисления заработной платы работникам просвещения” (п. 87), утвержденной приказом Минпроса СССР № 94 от 16.05.1985 года: “На практике учителя, кроме преподавательской работы, часто выполняют дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей. Такая работа учителей не регламентирована рабочим временем, за это им производится доплата. Однако вместо доплат могут устанавливаться штатные должности. В случаях, когда в штат образовательного учреждения вводятся соответствующие должности (0,25, 0,5, 0,75 штатной единицы) для выполнения работ, за которые ранее производилась доплата, рабочее время им устанавливается на общих основаниях. Например, вместо доплаты за классное руководство (может быть введена должность) классный воспитатель (30 часов в неделю)”. Ясно, что авторы “Инструкции” осуждают практику доплат, они за введение специальных штатных должностей.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Пенсионный возраст будет увеличен, но некоторые граждане сохранят свои льготы. Кто они? И какими будут льготы по-новому?

Сейчас практически все бюджетники имеют право выхода на пенсию не по возрасту, а по выслуге лет. Но сохранят ли за ними такое право льготного выхода на пенсию после пенсионной реформы, когда для большинства граждан возраст выходы на пенсию будет повышен на 5 лет:

  • для женщин до 60 лет;
  • для мужчин до 65 лет.

Увеличится ли минимальная выслуга лет, необходимая дя заслуженного оплачиваемого отдыха у бюджетников? Над этим сейчас размышляют члены рабочей группы Госдумы по совершенствованию пенсионного законодательства. Именно они должны утвердить перечень профессий для определения льготных категорий при выходе на пенсию ко второму чтению законопроекта о пенсионной реформе. Первоначально Правительство РФ включило в него учителей, медиков и работников культуры, сохранив для них действующие условия. Как может измениться этот список и какие будут условия досрочного выхода на пенсию по новым правилам?

Пенсия по выслуге лет для учителей

Учителя и воспитатели являются социально значимыми профессиями. кроме того, они имеют особые условия труда. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет право таких бюджетников на льготную пенсию. Поэтому учителя имеют право на пенсию по выслуге лет. Такая пенсия назначается педагогам без учета возраста, только на основании стажа работа в сфере образования. Такой минимальный стаж составляет 25 лет. Поэтому, учитель, который пришел работать в обычную школу после института, сейчас может начать получать пенсию примерно в 48-50 лет.

Правда, такое право есть только у тех бюджетников, которые осуществляли образовательную деятельность в учебных заведениях, перечень которых определен в постановлении Правительства № 781. В частности, к таким образовательным учреждениям относятся:

  • школы начального и среднего образования;
  • профильные лицеи и гимназии;
  • школы для детей с особенностями развития;
  • школы для детей, оставшихся без попечения родителей;
  • школы военного типа для детей, вне зависимости от половой принадлежности учеников;
  • центры для получения образования одаренными детьми;
  • детские дома различных типов, которые имеют место быть на территории РФ;
  • санатории, которые предоставляют детям образовательную программу;
  • коррекционные образовательные учреждения, включая образовательные учреждения закрытого типа для малолетних преступников;
  • детские сады, включая ясли;
  • колледжи и техникумы, которые предоставляют возможность получить начальное и среднее профильное образование;
  • художественные школы;
  • музыкальные школы;
  • центры диагностики, которые предоставляют пациентам образовательные услуги;
  • реабилитационные центры для детей;
  • учреждения, которые предоставляют возможность получения дополнительного образования.

Право на досрочную пенсию по выслуге лет имеют все сотрудники данных образовательных учреждений, если их трудовые обязанности сопряжены с педагогической деятельностью. То есть бухгалтеры, экономисты, повара и другие такого права не имеют. Чиновники пообещали, и это прописано в правительственном законопроекте, уже утвержденном в первом чтении, что это право за педагогами сохранится. Но с некоторыми оговорками.

Досрочная пенсия для врачей и работников культуры

Для медиков, которые также являются социально значимой профессией, в настоящее время действует право льготного выхода на пенсию. Необходимый стаж работы по специальности – от 25-ти до 30-ти лет, в зависимости от того в сельской местности или в городе работает врач, медсестра или фельдшер. Перечень медицинских учреждений, где могут работать медики, чтобы уйти на пенсию по выслуге лет, также регулируется постановлением Правительства № 781, в него, в частности, входят:

  • центры реабилитации;
  • наркологические диспансеры;
  • больницы;
  • станции скорой медицинской помощи;
  • детские реабилитационные центры;
  • дома-интернаты;
  • санатории и курорты.

Работать нужно в одной из таких должностей:

  • младший медперсонал;
  • акушерский персонал;
  • сотрудники лабораторий;
  • врачи различных специальностей;
  • сотрудники судебно-медицинских экспертиз;
  • специалисты по санитарии.

Только при соблюдении этих условий возникает право на пенсию по выслуге лет.

Также на таких условиях имеют право уйти на заслуженный отдых работники культуры. Для них стаж зависит от специальности:

  • основная масса работников культуры (музейные работники, артисты, певцы) — 30 лет;
  • артисты балета — от 15 до 20 лет.

Но и для них в пенсионной реформе предусмотрены некоторые не очень приятные изменения

Отсрочка льготной пенсии для бюджетников

Дело в том, что правительство в своем законопроекте предложило сохранить стаж для выхода на льготную пенсию сохраняется, но увеличить возраст выхода на досрочную пенсию пошагово на 8 лет. В пояснительной записке к законопроекту об этом сказано так:

Сейчас данным категориям работников [педагогические, медицинские, творческие работники] необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет, в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право [назначить "досрочную" пенсию] можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.

Как это будет происходить на практике? Те бюджетники, которые получат право на пенсию по выслуге лет в 2019 году, не смогут начать получать выплаты. Они выйдут на пенсию на год позже — в 2020 году. те бюджетники, у которых право на досрочную пенсию возникнет в 2020 году — начнут получать выплаты только в 2022 году. Далее пошагово этот переходный период будет продолжаться до 2026 года. Те граждане, у которых право на досрочную пенсию возникнет в 2026 году, начнут получать пенсию только через 8 лет, в 2034 году. Вот такая арифметика и сохранение льгот.

Апелляционное определение Воронежского областного суда от 28.01.2014 N 33-543

28 января 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего судьи Андреевой Н.В.

судей Меремьянина Р.В., Копылова В.В.

при секретаре Е.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Меремьянина Р.В.

гражданское дело по иску Г. к Государственному учреждению — Управление Пенсионного Фонда РФ по Аннинскому району Воронежской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью

по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ по Аннинскому району Воронежской области

на решение Аннинского районного суда Воронежской области от 01 ноября 2013 года

(судья районного суда Ильинский В.А.)

установила:

08 июля 2013 года Г. обратился в ГУ — УПФ РФ по Аннинскому району Воронежской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением ГУ — УПФ РФ по Аннинскому району Воронежской области N 340956 от 17.07.2013 г. Г. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу осуществляющему педагогическую деятельность в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия необходимого специального стажа — 25 лет (л.д. 15).

Не согласившись с данным решением, Г. обратился в суд с иском к ГУ — УПФ РФ по Аннинскому району Воронежской области, в котором просила:

1) Признать решение ГУ — УПФ РФ по Аннинскому району Воронежской области N 340956 от 17.07.2013 г. незаконным в части не включения в специальный трудовой стаж периодов работы:

— с 15.08.1994 г. по 01.09.1998 г. — воспитатель в совхозе «***», т.к. документально не подтверждено наличие детского сада как структурного подразделения совхоза;

— с 15.11.1984 г. по 24.11.1984 г., с 28.11.1985 г. по 07.12.1985 г., с 21.03.1986 г. по 19.04.1986 г., с 26.01.1987 г. по 29.01.1987 г., с 07.04.1987 г. по 23.04.1987 г., с 16.09.2002 г. по 26.09.2002 г., с 01.06.2003 г. по 30.06.2003 г., с 12.01.2004 г. по 21.01.2004 г., с 13.06.2004 г. по 12.07.2004 г., с 20.01.2005 г. по 03.02.2005 г., с 19.01.2006 г. по 02.02.2006 г., с 01.06.2006 г. по 05.07.2006 г., с 20.01.2007 г. по 05.02.2007 г., с 01.06.2007 г. по 05.07.2007 г., с 12.11.2007 г. по 31.12.2007 г., с 01.02.2008 г. по 31.05.2008 г. — ученические отпуска, т.к. не предусмотрены п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516;

— с 01.09.2001 г. по 15.09.2002 г., с 27.09.2002 г. по 31.05.2003 г., с 01.07.2003 г. по 11.01.2004 г., с 22.01.2004 г. по 28.02.2004 г. — организатор детского движения в *** средней общеобразовательной школе, т.к. наименование должности не соответствует наименованию, указанному в Списке должностей и учреждений, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;

2) Обязать ГУ — УПФ РФ по Аннинскому району Воронежской области включить спорные периоды работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 08.07.2013 года (л.д. 5 — 12, 45 — 52).

Решением Аннинского районного суда Воронежской области от 01 ноября 2013 года исковые требования Г. удовлетворены (л.д. 65 — 69).

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ по Аннинскому району Воронежской области просит отменить решение суда и принять новое решение (л.д. 71 — 74).

Г. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ГУ — УПФ РФ по Аннинскому району Воронежской области Л., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона.

Частью 2 ст. 27 Закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования.

Удовлетворяя требования Г., в части включения в специальный стаж период работы с 15.08.1994 г. по 01.09.1998 г. в должности воспитателя детского сада в совхозе «***», районный суд, исследовал все представленные доказательства: трудовую книжку Г. (л.д. 13), расчетно-платежные ведомости (л.д. 26), приложение к договору купли-продажи объектов недвижимости СХА (колхоз) «***» от 21.06.2007 г. (л.д. 27 — 28) и установил, что в совхозе «***» имелось структурное подразделение — детский сад, в котором Г. работала в спорный период в должности воспитателя.

Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена должность «воспитатель», пунктом 1.8 «Дошкольные образовательные учреждения» раздела «Наименование учреждений» предусмотрены «детские сады всех наименований».

В соответствии с п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет), в том числе, если таким структурным подразделением является детский сад.

При таких обстоятельствах, районный суд правильно пришел к выводу, что период работы Г. в детском саду, являющимся структурным подразделением совхоза, подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Также суд правильно удовлетворил требования Г. о включении в специальный стаж периодов ее нахождения в ученических отпусках.

В соответствии с абз. 2 п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, кроме периодов работы включаются также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 173 Трудового кодекса РФ, работникам, направленным на обучение работодателем в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Аналогичная норма содержалась и в ранее действующем трудовом законодательстве.

Судом было установлено, что в периоды с 15.11.1984 г. по 24.11.1984 г., с 28.11.1985 г. по 07.12.1985 г., с 21.03.1986 г. по 19.04.1986 г., с 26.01.1987 г. по 29.01.1987 г., с 07.04.1987 г. по 23.04.1987 г., с 16.09.2002 г. по 26.09.2002 г., с 01.06.2003 г. по 30.06.2003 г., с 12.01.2004 г. по 21.01.2004 г., с 13.06.2004 г. по 12.07.2004 г., с 20.01.2005 г. по 03.02.2005 г., с 19.01.2006 г. по 02.02.2006 г., с 01.06.2006 г. по 05.07.2006 г., с 20.01.2007 г. по 05.02.2007 г., с 01.06.2007 г. по 05.07.2007 г., с 12.11.2007 г. по 31.12.2007 г., с 01.02.2008 г. Г. находилась в ученических отпусках.

В период обучения и непосредственно после обучения она работала в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию, в указанные периоды истице предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

Таким образом, вывод суда о наличии оснований для включения в специальный стаж Г. периодов нахождения в ученических отпусках является правомерным.

Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования Г. в части включения в специальный стаж периодов работы с 01.09.2001 г. по 15.09.2002 г., с 27.09.2002 г. по 31.05.2003 г., с 01.07.2003 г. по 11.01.2004 г., с 22.01.2004 г. по 28.02.2004 г. в должности организатора детского движения в *** средней общеобразовательной школе, районный суд установил тождество должности «организатор детского движения» должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку выводы суда первой инстанции не основаны на законе и имеющихся в материалах дела доказательствах.

Как следует из записей в трудовой книжке Г., 01.09.2001 г. она была принята на должность организатора детского движения и работала в указанной должности в школе до 01.03.2004 г. (л.д. 13 — 14).

Должность организатора детского движения в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не предусмотрена.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Тождество между должностями «организатор детского движения» и «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» Министерством труда и социального развития Российской Федерации не установлено.

В соответствии с п. 16 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Исходя из изложенного, суд в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах вправе установить тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж.

Должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы была впервые введена на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. N 874 «О дальнейшем улучшении работы средней общеобразовательной школы» и с 1967/1968 учебного года предусматривалась в штате средних школ вместо должности заместителя директора по производственному обучению (п. 11). Типовым штатом средней общеобразовательной школы, утвержденным Приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.1986 N 264, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми стал именоваться заместителем директора по учебной (учебно-воспитательной) работе.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 313 «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы была включена в утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а позднее Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Задачи, стоящие перед организаторами внеклассной и внешкольной воспитательной работы, их основные права и обязанности были определены Приказом Министерства Просвещения СССР от 30 апреля 1986 г. N 92 «Об организаторе внеклассной и внешкольной воспитательной работы», которым установлено, что основными обязанностями организатора являются следующие:

— создание системы внеурочной воспитательной работы с учащимися; вовлечение школьников в различные кружки, секции, объединения в школе, во внешкольных учреждениях, по месту жительства;

— участие в планировании внеурочной воспитательной работы, ее организация и контроль за осуществлением;

— оказание методической помощи классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, учителям, воспитателям-общественникам, комсомольскому, пионерскому, ученическому активу в проведении внеклассной и внешкольной воспитательной работы;

— выявление, обобщение и распространение передового опыта воспитательной работы;

— привлечение внешкольных, культурно-просветительных учреждений, творческих союзов, спортивных организаций, добровольных обществ, семьи и общественности к осуществлению внеурочной воспитательной работы с учащимися, организации их досуга.

Согласно квалификационной характеристики, утвержденной Приказом Министерства Просвещения СССР от 20 февраля 1978 года N 24 организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы должен иметь высшее образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет.

В соответствии с должностной инструкцией организатора детского движения, Г. как организатор детского движения занималась в основном организационной работой, направленной на содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений обновлению содержания и форм их деятельности, организацией досуга обучающихся. При этом работа в указанной должности предусматривала наличие высшего или среднего профессионального образования без предъявления требований к стажу педагогической работы. (л.д. 31 — 33).

Доказательств, подтверждающих наличие у Г. в оспариваемый период работы учебной нагрузки в материалах дела не имеется.

Проанализировав указанные документы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для установления тождества между должностями «организатор детского движения» и «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», предусмотренной Списками и включении спорного периода работы в специальный стаж в данном случае у суда первой инстанции не имелось.

В этой связи не имеется оснований и для удовлетворения требования истца о назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 08.07.2013 года, ввиду отсутствия необходимого специального стажа 25 лет.

С учетом изложенного решение суда в части включения в специальный стаж Г. периодов работы: с 01.09.2001 г. по 15.09.2002 г., с 27.09.2002 г. по 31.05.2003 г., с 01.07.2003 г. по 11.01.2004 г., с 22.01.2004 г. по 28.02.2004 г. в должности организатор детского движения в *** средней общеобразовательной школе и возложении обязанности на ГУ — УПФ РФ по Аннинскому району Воронежской области назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с 08.07.2013 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 328 — 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Аннинского районного суда Воронежской области от 01 ноября 2013 года в части включения в специальный стаж Г. периодов работы: с 01.09.2001 г. по 15.09.2002 г., с 27.09.2002 г. по 31.05.2003 г., с 01.07.2003 г. по 11.01.2004 г., с 22.01.2004 г. по 28.02.2004 г. в должности организатор детского движения в *** средней общеобразовательной школе и возложении обязанности на ГУ — УПФ РФ по Аннинскому району Воронежской области назначить Г. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 08.07.2013 года отменить.

Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения, жалобу Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ по Аннинскому району Воронежской области без удовлетворения.



Что такое льготная пенсия и льготный стаж для учителей

Законы РФ позволяют людям, которые занимаются педагогической деятельностью, выходить на пенсию на льготных условиях. Так, для учителей и педагогов предусмотрен выход на пенсию независимо от возраста по выслуге лет в определенных законом должностях, занимаемых в детских учреждениях. Льготный стаж учителя необходимый для досрочного выхода на пенсию — 25 лет. Исчисление специального стажа для назначения льготной пенсии для педагогов регулируется Постановлением правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года. В более поздней поправке изменилась только формулировка названия пенсии, поэтому данный документ считается актуальным.


Какие должности относятся к педагогическому стажу

В постановлении №781 указаны списки учреждений и возможных должностей, 25-и летний стаж работы на которых позволяет досрочно выйти на пенсию. В обобщенном виде эти списки можно представить следующим образом.

Наименование должностей Наименование учреждения
Директор (начальник, заведующий);
заместитель директора (начальника, заведующего);
заведующий учебной частью;
дежурный по режиму;
преподаватель;
воспитатель;
организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми;
мастер производственного обучения;
учитель;
логопед;
инструктор слухового кабинета;
учитель-дефектолог;
руководитель физического воспитания;
тренер-преподаватель;
музыкальный руководитель;
преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки);
руководитель допризывной подготовки молодежи;
военный руководитель;
социальный педагог;
педагог-психолог;
инструктор по труду;
педагог-воспитатель;
медсестра ясельной группы;
педагог;
родитель-воспитатель;
педагог дополнительного образования
и другие.
1. Общеобразовательные учреждения.
2. Общеобразовательные школы-интернаты.
3. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.
5. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии.
6. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа.
7. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
8. Дошкольные образовательные учреждения.
9. Учреждения начального профессионального
образования.
10. Образовательные учреждения среднего профессионального образования.
11. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
12. Межшкольный учебный комбинат.
13. Учреждения социального обслуживания.
14. Учреждения здравоохранения.
15. Учреждения дополнительного образования детей.

Правила исчисления педагогического стажа

Помимо списка организаций и должностей, работа в которых является необходимым условием льготного выхода на пенсию для педагогов, постановление № 781 так же содержит свод правил исчисления льготного стажа для педагогов. Согласно этим правилам различные должности могут иметь ограничения или преимущества при расчете педагогического стажа.

Рассмотрим основные из этих правил.

  1. С 1 сентября 2000 года в педагогический стаж засчитывается только работа на полную ставку. При этом возможно совмещение нескольких должностей в один период времени, и если работа по ним суммарно составляет полную ставку, этот период засчитывается в специальный стаж. Работа педагога до 1 сентября 2000 года засчитывается независимо от выработки нормы.
  2. Для сотрудников ряда учреждений (социального обслуживания, для детей нуждающихся в специальной помощи), а также для музыкальных руководителей обязательна выработка нормы рабочего времени, независимо от периода выполнения работы.
  3. Работа учителей начальной школы и учителей сельских школ засчитывается в педагогический стаж независимо от выполнения нормы рабочего времени.
  4. Работа в должности директора образовательного учреждения с 1 сентября 2000 года засчитывается только при условии ведения преподавательской деятельности не менее 240 часов в год для общеобразовательных учреждений и 360 часов в год для среднего специальных. До 2000 года такая работа включается в педагогический стаж независимо от преподавания.
  5. Работа в должностях списка в учреждениях среднего специального и начального профессионального образования, вечерних школах засчитывается в педагогический стаж при условии, что в учреждении в указанный период обучалось не менее 50% детей до 18 лет.

Что входит в педагогический стаж

Помимо непосредственно работы в указанных должностях в педагогический стаж входят и другие периоды жизни и деятельности, при выполнении определенных условий, а именно:

  1. Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, суммарно не более 6 лет, при условии что такой отпуск начинался до 6.10.1992, когда в силу вступил закон, согласно которому отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в педагогический стаж не включается.
  2. Курсы повышения квалификации, если они проходили после 1.09.2000 и в годы их прохождения была выполнена годовая норма рабочего времени соответствующего ставке заработной платы.
  3. Время обучения в ВУЗе, если обучение было завершено до 1 октября 1993 года, и непосредственно до начала и после завершения обучения осуществлялась педагогическая деятельность.
  4. Прохождение срочной службы в армии, при условии что служба была завершена до 1 октября 1993 года. Нередко для включения данного периода в педагогический стаж необходимо обращаться в суд.
  5. Периоды временной нетрудоспособности (больничный).
  6. Оплачиваемые отпуска, кроме учебного отпуска.


Как меняются условия льготного стажа для учителей с 2020 года

В связи с пенсионной реформой с 2020 года условия льготного выхода на пенсию для педагогов изменились. Основные изменения в вопросах досрочного выхода на пенсию учителями касаются применения индивидуальных пенсионных баллов (ИПК) и отсрочки выхода на пенсию по выслуге лет. Период с 2020 по 2025 годы является переходным для полного внедрения новых условий, поэтому в разные годы этого периода по ним будут применяться разные ограничения.

Так, в 2020 году для льготного выхода на пенсию необходимо наличие 18,6 баллов, в 2025 году этот показатель достигнет 30 и закрепится на этом уровне, для чего значение будет увеличиваться каждый год на 2,4 балла.
Минимально необходимое количество пенсионных баллов для досрочного выхода на пенсию в зависимости от года

Год выхода на пенсию 2020 2021 2022 2023 2024 2025
ИПК 18,6 21 23,4 25,8 28,2 30

Что касается отсрочки оформления пенсии после выработки педагогического стажа продолжительностью 25 лет, максимальное значение этого периода будет достигнуто к 2023 году и составит 5 лет. То есть, если раньше пенсию по выслуге лет можно было оформить сразу, как только педагогический стаж составлял 25 лет, то теперь выйти на пенсию можно будет только по истечению периода отсрочки после его выработки. В 2020 году период отсрочки составляет 1,5 года. Далее каждый год его продолжительность увеличивается.

Период отсрочки оформления льготной пенсии для учителей в зависимости от года выработки педагогического стажа

Год выхода на пенсию 2020 2021 2022 2023
Период отсрочки 1,5 3 4 5

Льготный выход на пенсию для педагогов с 2020 года

Год выработки педагогического стажа
Условия для досрочного выхода на пенсию Год выхода на пенсию
Период отсрочки Баллы
2020 - I полугодие 1,5 21 2021 - II полугодие
2020 - II полугодие 1,5 23,4 2022 - I полугодие
2021 3 28,2 2024
2022 4 30 2026
2023 5 30 2028
2024 5 30 2029

Как посчитать педагогический стаж по новым условиям

Расчет педагогического стажа в 2020 году производиться согласно законодательным актам пенсионного законодательства разных лет и федеральному закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., в зависимости от периодов работы каждого конкретного педагога. В основе расчета используются список должностей и учреждений и свод правил исчисления педагогического стажа, которые содержатся в постановлении № 781.

Рассмотрим некоторые примеры расчета.


1. Заявитель закончил педагогический ВУЗ в 1995 году.
1995 — 2012 г.г. — работа учителем средней школы.
2012 - 2015 г.г. — работа заведующим учебной частью.
2015 г. - начало 2020 года — работа в должности директора средней школы с ведением преподавательской деятельности.
В данном случае заявитель имеет педагогический стаж в 25 лет, при условии выработки нормы рабочего времени равной ставке в должности учителя и завуча и ведения преподавательской деятельности в должности директора не менее 240 часов в год. Период обучения в ВУЗе не включается. Может претендовать на досрочный выход на пенсию во втором полугодии 2021 года (отсрочка) при наличии 21 пенсионного балла.

2. Заявительница имеет следующие периоды:
с 15 августа 1991 года по 17 января 1992 года – работа учителем в средней школе;
с 18 января 1992 года по 1 сентября 1993 года — декретный отпуск;
с 1 сентября 1993 года по 20 августа 2000 года — работа учителем в средней школе;
с 21 августа 2000 года по 23 августа 2004 года — работа учителем в средней школе на ½ ставки;
с 24 августа 2004 года по 20 августа 2020 года — работа учителем в средней школе.

В данном случае общий стаж составляет 29 лет, но педагогический — также 25. В него включен период декретного отпуска, так как он начался до октября 1992 года, но не включен период работы на 0,5 ставки. Заявительница может выйти на пенсию в первом полугодии 2022 года и должен иметь при этом 23,4 пенсионных балла.

Читайте также: