Особенности пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел


Органы внутренних дел (ОВД) являются органом государственной исполнительной власти, в обязанности которого входит обеспечение общественного порядка и безопасности, а также снижение показателей преступности и иных правонарушений. Выход на пенсию сотрудников обеспечивается за счет одной из самых главных сфер правового регулирования государства – пенсионными выплатами.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Юридическая сторона

Основные законодательные документы, регулирующие применение пенсионных выплат следующие:

Кому полагается пенсия?

Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 полагаются отчисления пенсии работникам ОВД и членам их семей. Пенсию получают сотрудники, которые нарабатывают общий стаж в 20 лет (данная цифра служит показателем выслуги лет на службе в органах), работники, получившие увечья в связи с тяжелыми травмами (далее инвалиды). В случае смерти сотрудника, его семье полагаются фиксированные выплаты, оговоренные Законом.

Когда работнику исполняется 45 лет, и он вырабатывает за это время общий 25 — летний трудовой стаж, может и более (в стаж обязательно включается 12 — летняя + полугодовая служба в органах), ему также выплачивается определенная сумма.

Работнику, которому исполняется 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин), начинает начисляться пенсия. При этом берутся в расчет следующие баллы: не менее 11,4, которые ежегодно повышаются на 2,4 пункта до 30 бального показателя.

Если сотрудник во время выполнения служебных обязанностей получает различные степени увечий, заболеваний или ранений, а также при получении инвалидности после увольнения (по истечении не более 3 месяцев), ему также начисляется пенсия.

В случае смерти сотрудника, пенсия полагается его семье, независимо от длительности трудовой службы погибшего работника. После смерти мужа, работника ОВД, его жена получает выплаты при достижении ею 50 – летнего возраста, а при воспитании детей, моложе 8 лет, возраст вдовы в расчет не берется.

За выслугу лет

Статья 13 Закона предусматривает начисление пенсии за выслугу лет работникам ОВД:

  1. Лицам, проработавшим на момент увольнения в органах более 20 лет.
  2. Лицам, достигшим максимально предусмотренного Законом возраста службы и уволившимся со службы в связи с ухудшением здоровья или по случаю сокращения штата. При этом в день увольнения сотруднику должно исполниться 45 лет, а общий стаж его работы должен составлять 25 лет или больше (из них 12 лет и 6 месяцев должна быть пройдена военная служба).

Статья 14 предусматривает для данных категорий граждан следующие выплаты:

  • 20 лет стажа и выше – 50% от выплаченных доходов, за каждый вновь отработанный год показатель повышается на 3% (но не переходит границу в 85% с этих сумм);
  • 25 лет стажа и выше — 50% от выплаченных доходов, за каждый новый отработанный годовой период идет прибавка в 1%.
к оглавлению ↑

По инвалидности

  1. инвалидность после военной травмы;
  2. инвалидность в связи с развившимся заболеванием в период службы.

Статья 22 регулирует суммарные показатели пенсии по инвалидности:

  • если причинами инвалидности I и II группы служат военные травмы, то назначается 85% соответствующих расчетных сумм, инвалиды III группы получают 50% тех же сумм (оговорено в 43 статье);
  • служащим I и II групп инвалидности по заболеванию полагается 75%, III группа получает 30% денежных довольствий (43 статья).

Статья 22. Размеры пенсии

  1. Инвалидам вследствие военной травмы I и II групп — 85 процентов, III группы — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона;
  2. Инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп — 75 процентов, III группы — 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона.

В связи с потерей кормильца

Законом № 4468-1 сформулированы возрастные и половые характеристики тех лиц, которые могут получать денежные выплаты по случаю потери кормильца:

  1. дети, сестры, братья, внуки младше 18 лет, либо старше 18 лет, но имеющие на этот возраст какую – либо группу инвалидности;
  2. муж и отец, достигшие 60 лет, мать или супруга, достигшие 55 лет, но если перечисленные лица являются инвалидами, то возраст при выплатах не учитывается;
  3. муж, мать или отец, бабушка или дедушка, сестра или брат любого возраста, неработающие и ухаживающие за нетрудоспособными детьми погибшего кормильца, не достигшими 14 – летнего возраста;
  4. бабушка или дед, у которых отсутствуют законные попечители.

Статьей 36 регулируются выплаты для таких категорий граждан как:

  1. близкие родственники, указанные в пункте «а» статьи 21 ФЗ — 40% от денежных сумм покойного сотрудника, оговоренных в 43 статье, полагающиеся каждому нетрудоспособному члену семьи;
  2. близкие родственники, указанные в пункте «б» 21 статьи ФЗ – 30% денежных довольствий покойного, оговоренных в 43 статье, полагающиеся каждому нетрудоспособному члену семьи.

Статья 36. Размеры пенсии

  1. Семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона, — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;
  2. Семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «б» статьи 21 настоящего Закона, — 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Расчет начисления выплат

43 статья Закона для исчисления пенсионных выплат устанавливает показатели расчета:

  • по должностному окладу;
  • по воинскому или иному специальному званию (в расчет не включается работа в высокогорных областях и исполнение службы в прочих особых условиях);
  • по надбавке в процентном измерении за выслугу лет.

Должностной оклад + оклад за звание + прибавка за выслугу * 70,23 * (50% + 3% * стаж по выслуге лет)

Понижающий коэффициент ежегодно меняется. На 2017 год его размер составил 72,23.

Порядок оформления

По прошествии 20 летней службы сотрудник ОВД может уйти на пенсию по всем законодательным нормам. Для этого ему необходимо написать заявление на увольнение по собственному желанию, а в рапорте прописать увольнительную причину – наступление пенсионного возраста.

Увольнительные документы рассматривает начальник ОВД, после готовится приказ об увольнении. При этом увольняющемуся служащему в течение месяца нужно сдать оружие и иные предметы. После этого ему полагается полный расчет и выдается копия приказа об увольнении, трудовая книжка (как написать заявление о выдаче ТК на руки?) и основные базовые документы.

Чтобы оформить пенсию по инвалидности или заболеванию, нужно подтвердить группу инвалидности или диагноз заболевания в бюро медико – социальной экспертизы.

Выплачиваемые пенсионные суммы сотрудникам ОВД значительно выше пенсионных выплат обычных пенсионеров. Каждый бывший сотрудник ОВД должен знать и применять нюансы расчета и получения трудовой пенсии.Обеспечение пенсией сотрудников внутренних дел

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:







2.1 Особенности пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

В структурах государственных органов предоставляются социальные гарантии для сотрудников и пенсионеров органах внутренних дел. Учитывая сложность работы и небольшие заработные платы, государство создало для этой категории госслужащих большое количество льгот и различных социальных выплат, включая пенсионное обеспечение с рядом доплат, в зависимости от стажа работы, при выходе на заслуженный отдых.

Все это указано федеральным законодательством, и цель данных льгот – сделать службу в органах внутренних дел более привлекательной, а также обеспечить достойные вознаграждения тем, кто уже служит в органах внутренних дел.

Основными нормативными правовыми актами в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел являются Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Действующий закон приводит список сотрудников государственных органов внутренних дел, имеющих полное право получать пенсионное обеспечение:

1) граждане, которые служили в офицерском составе, а также прапорщики/мичманы различных армейских структур, военных образований, военно-образовательных организаций и силовых госорганов;

2) граждане, проходившие контрактную службу в качестве матросов, сержантов, солдат и старшин курсантов различных армейских структур, военных образований, военно-образовательных организаций и силовых госорганов;

3) граждане, которые являлись работниками органов правопорядка, органов контролирующих оборот наркотических средств, противопожарной службы и других внутренних структур;

4) семьи, являющиеся иждивенцами на содержании гражданина относящегося к одной из перечисленных выше категорий[7].

Для приведенных в перечне гражданских лиц и сотрудников, проходивших службу в органах внутренних дел, Федеральный закон гарантирует соответствующее пенсионное обеспечение.

Размер этого обеспечения определятся согласно причинам, на основании которых оно назначается. Законодательство предусматривает несколько категорий пенсий для работников органов внутренних дел.

Помимо классификации лиц, имеющих право претендовать на государственное обеспечение после выхода на пенсию, Конституция РФ также определяет и несколько подпунктов, на которые можно разделить пенсионное содержание. Список их выглядит следующим образом:

1) Пенсия, назначающаяся за выслугу для сотрудников госорганов внутренних дел. Гражданин может получить ее, только если имеет наработанный, предусмотренный законодательством срок службы в государственных структурах, таких как военная контрактная служба, и/или противопожарная служба РФ, и/или в органах внутренних дел, и/или в органах уголовно-исполнительной системы, и/или в органах, контролирующих оборот наркотических веществ и так далее.

2) Пенсия, назначающаяся лицу по инвалидности, заработанной во время службы в органах внутренних дел.

3) Социальные пенсии семьям-иждивенцам погибшего служащего органов внутренних дел.

4) Социальные пенсии семьям, умершего пенсионера органов внутренних дел[8].

При восстановлении на службе, выплаты пенсии за выслугу лет будут приостановлены, получать заработную плату и социальное пособие одновременно нельзя. Тем гражданам, которые получили травму во время службы в органах внутренних дел, следует знать, что стаж, наработанный в государственных структурах, не влияет на размер пенсии по инвалидности. Это относится и к размеру социальной поддержки семьям, утратившим кормильца.

Пару последних лет показатели государственного содержания для уволившихся сотрудников государственных органов внутренних дел постоянно росли. Пособия пересчитывали порядка 6 раз. Четыре из них напрямую связаны были с ростом заработных плат служащих органов внутренних дел, относительно которых как раз и вычислялась сумма пенсионных отчислений. Два других были вызваны необходимостью повышения рассветных долей для надбавок, которые требовались отдельным категориям пенсионеров.

После всех увеличений и пересчетов пенсионное обеспечение данной категории в среднем увеличилось примерно на 14,5%. Правительство РФ также с октября-ноября 2017 провело индексацию заработных плат для сотрудников органов внутренних дел. Она затронула не только офицерский состав, но также денежные довольствия рядовых работников. Увеличение суммы довольствий для органов внутренних дел обязательно повлек за собой рост пенсий.

Также согласно ФЗ № 4468-1, пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел в обязательном порядке подлежит пересмотру и пересчету относительно расчетного размера базовой ставки и согласно ее увеличению.

Базовая часть соответствует размеру социально пенсии. И тот факт, что социальное обеспечение в 2017 году также подверглось индексации на 5,5%, говорит о том, что у пенсионеров органов внутренних дел повысились суммы денежных отчислений.

Сотрудник органов внутренних дел, входящий в приведенный выше перечень лиц, может заслужить свое пенсионное содержание по выслуге лет двумя основными способами. Прежде всего, отработать в структурах Министерства внутренних дел на протяжении 20 полных лет. Это также дает возможность досрочного выхода на заслуженный отдых.

Вторым способом, который позволяет поучить данное обеспечение является смешанный рабочий стаж. Право на пенсию за выслугу предоставляется для тех сотрудников, которые отслужили в разных структурах органов внутренних дел не меньше 25 лет, и уволились после 45- летнего возраста по причине сокращения штата в органах внутренних дел либо по состоянию здоровья.

Для первого и второго способов существуют некоторые законодательные поблажки. Например, к двум годам рабочего стажа приравнивается год службы в отдельных регионах Крайнего Севера. Большинство сотрудников, увольняющихся из органов внутренних дел, уходя на отдых в 45-50 лет, также успевают заработать для себя и страховое обеспечение. Согласно законодательству РФ пенсия по выслуге выплачивается от структур Министерства внутренних дел, страховая же отчисляется Пенсионным фондом. Чтобы заработать страховое обеспечение, требуется после увольнения найти гражданскую работу.

2.2 Проблемы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

На современном этапе функционирования правоохранительных органов, в условиях постоянных реформ, связанных как с социально-экономическими изменениями в стране, так и с реформацией деятельности правоохранительных органов, появляется необходимость в упорядочивании пенсионной и социальной системы сотрудников органов внутренних дел.

Вследствие этого появляется острая проблема необходимости развития механизмов пенсионной и социальной системы Министерства внутренних дел.

Меры, реализуемые в рамках «социального и пенсионного пакета», должны быть направлены не только на повышение социального уровня, но и на качественный рост их социально-профессионального статуса, стимулирование деятельности служащего с целью повышения эффективности правоохранительной службы, в целом, преодоление экономических первопричин коррупции в правоохранительных органах.

Исследуя данную тему, можно выделить несколько проблем:

1) Увеличение нижнего предела выслуги лет с 20 лет до 25 лет. Стоит отметить, что это лишь возможность увеличения предела выслуги лет, поскольку в законодательство по - прежнему не внесены изменения в этой части. В данном случае речь идет о перспективах развития законодательства, что является вполне обоснованным.

Однако следует отграничить «обычную» пенсию от пенсии по выслуге лет, т.к. субъектами последней является установленный Законом круг лиц, тем самым создаются привилегии для сотрудников органов внутренних дел в части их пенсионного обеспечения.

Соглашаясь с повышением нижнего предела выслуги лет, сторонники данной позиции ссылаются в первую очередь на необходимость экономии бюджетных средств.

Безусловно, при сложившейся экономической ситуации в стране необходима экономия бюджетных средств, однако представляется, что экономия денежных средств не должна осуществляться за счет пенсии по выслуге лет, полагаемой сотрудникам органов внутренних дел.[9]

Таким образом при изменении нижнего предела выслуги лет фактически произойдет изменение контракта в одностороннем порядке.

Так, сотрудник, заключив контракт на одних условиях, для продолжения прохождения службы будет вынужден подписать дополнительное соглашение к контракту, которое фактически ухудшит положение сотрудника.[10]

2) Некоторые ученые выделяют проблему с нормативными правовыми актами в которых не предусмотрена возможность зачета в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел времени обучения по заочной и вечерней формам обучения в высших или средних специальных учебных заведениях, предшествующего поступлению их на службу.

3) Также есть мнение, что проблемой является современный правовой механизм пенсионного обеспечения родителей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, который не предусматривает возможность учета при назначении им пенсии по случаю потери кормильца факта гибели двух и более детей.

4) Проблемой считается то, что сотрудники органов внутренних дел не уплачивают взносы в государственные внебюджетные фонды, и то, что у сотрудников органов внутренних дел не имеются накопления на индивидуальном счете застрахованного лица.

В итоге при выходе на пенсию сотрудники не могут претендовать на достойную пенсию, если они не будут работать после выхода на пенсию.

5) Проблемой является не назначение выплат пенсии лицам по старости, которые уволились из органов внутренних дел и лишились права на досрочное назначение пенсионного обеспечения.

6) Существует точка зрения, согласно которой в связи с изменением законодательства в части предельного возраста пребывания на службе, необходимо внести изменения в законодательство в части пенсионного обеспечения за выслугу лет. Так, п.п. 4 п . 1 ст. 88 No342-ФЗ установлен предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел –50 лет.

Стоит согласиться с В.С. Бялтом, С.Н. Трипутиным, которые предлагают внести изменения в п. б ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 No 4468-1, изложить в следующей редакции: «. достигшие на день увольнения 50-летнего возраста».[11]

7) Среди теоретиков также ведутся споры относительно отмены пенсий, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 No 4468-1. С данным мнением мы категорически не согласны. Во-первых, отмена пенсий подрывала бы престиж и военной службы, и службы в органах внутренних дел или других органах. Во – вторых, во многих случаях хорошая зарплата и пенсия оказываются стимулом к продолжению службы.

8) Также теоретиками и практиками предложено заменить пенсии серьезным по сумме выходным пособием в размере одной или двух годовых зарплат сотрудника. К данному предложению стоит отнестись критически, т.к. хоть пособие по своей сумме значительно превышает месячный размер пенсии, но носит разовый, единовременный характер.

Получив такое пособие, гражданин фактически лишается месячного содержания по выслуге лет, как правило, сотрудники органов внутренних дел и другие силовики выходят на пенсию в сравнительно молодом возрасте, соответственно право на пенсию по старости еще не возникло.

9) Одной из основных проблем также является финансово-экономическое обеспечение.

Для реализации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел потребуются дополнительные бюджетные ассигнования на выплату единовременных пособий и денежного довольствия, которые связаны с увольнением.

Привлечение дополнительных финансовых ресурсов для выплаты пенсий является одной из важнейших и наиболее сложных для исполнения задач.

Для решения данной проблемы необходимо совершенствование законодательства в данной сфере и тщательный анализ всех возможных последствий, чтобы избежать потери платежеспособности бюджетной системы для реализации поставленной задачи.

Также внимание привлекает такая проблема, как назначение выплаты пенсии лицам по старости, которые уволились из органов внутренних дел и лишились права на досрочное назначение пенсионного обеспечения.[12]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Темой исследования являлось изучение пенсионного обеспечения одной из важных частей социальной защиты государственных служащих –сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.

Проведен анализ современных подходов государственного пенсионного обеспечения указанной категории граждан в свете последних организационных реформ в системе органов внутренних дел. Выполнены следующие задачи, поставленные в начале исследования:

1) в первой главе изучено состояние пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей как часть российской пенсионной системы, также изучены понятие пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по потери кормильца и порядок их предоставления

2) рассмотрены основные виды и особенности пенсий, назначаемых сотрудникам органов внутренних дел в Российской Федерации;

3) рассмотрены виды и условия назначения выплаты пенсий;

4) рассмотрены порядки назначения, исчисления и выплаты пенсий;

5) во второй главе изучены особенности и выявлены проблемы современного пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод, что пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в органах внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, Федеральной миграционной службы и членов их семей осуществляется в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно–исполнительной системы, и их семей».

Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение сотрудников полиции и членов их семей, в условиях повышающегося уровня жизни, роста инфляции требует постоянной корректировки с целью обеспечения их достойного существования.

Также необходимо серьезное реформирование пенсионной системы Российской Федерации направленное на дальнейшее усовершенствование Российской пенсионной системы.

Это связанно с тем, что проблема пенсионной системы является для страны вопросом жизнедеятельности нескольких поколений людей и поэтому требует серьезный и сложные по своему характеру методы и подходы, которые будут применяться при решении текущих проблем.

Это важно и для лиц служивших в органах внутренних дел Российской Федерации.

Предложения по решению обнаруженных проблем:

1) Предлагаю внести дополнения в пункт 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, касающийся повышенного размера пенсионного обеспечения для родителей двух (или более) детей, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел.

Дополнить данный пункт следующим предложением: «Родители двух (или более) детей, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в двойном размере»;

2) Предлагаю внести изменения в Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункт 10 ч. 2 ст. 38 данного Закона изложить в следующей редакции: «Время (не более шести лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной, очно-заочной, заочной формам при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы»;

3) Предлагаю не повышать срок прохождения службы для получения пенсии, а установить размеры пенсии в зависимости от срока службы.

Это позволит увеличить размеры пенсии при продолжении службы после 20 лет и будет являться мотивацией для сотрудников, чтобы они продолжали службу в органах внутренних дел.

Таким образом, нами исследованы проблемы назначения пенсии по выслуге лет.

Теоретиками и практиками активно обсуждаются вопросы о внесении изменений в законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел.

На наш взгляд, институт пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел нуждается в реформировании, однако в той части, в которой это не ухудшает нынешнее положение сотрудников органов внутренних дел

В настоящее время пенсионное обеспечение уволенных со службы сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск осуществляется по следующим основным законодательным актам:

Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон № 4468-1);

Федеральный закон от 06.03.2003 № 21-Ф3 «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации»;

Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств, принятое 24.12.1993;

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации” (далее Постановление).

ВИДЫ ПЕНСИЙ

Законом РФ № 4468-1 предусмотрено назначение сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим внутренних войск и членам их семей 3 видов пенсий:

по случаю потери кормильца.

ПЕНСИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Право на пенсию за выслугу лет согласно статье 13 имеют:

а) лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более;

б) лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба.

(Все условия, оговоренные в пункте «б», должны соблюдаться на день увольнения. Трудовой стаж после увольнения со службы в расчет не принимается)

Пенсия за выслугу лет согласно статье 14 устанавливается в следующих размерах:

а) лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год выслуги свыше 20 лет 3 процента сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба, за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год стажа свыше 25 лет 1 процент сумм денежного довольствия.

Пенсия за выслугу лет не может быть ниже 100 процентов расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости исходя из этого увеличения. В настоящее время расчетный размер пенсии составляет с 01.04.2011 г. - 3178 рублей 54 копейки.

В соответствии со статьей 16 пенсии за выслугу лет увеличиваются:

а) лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы:

инвалидам I группы на 300 процентов расчетного размера пенсии;

инвалидам II группы на 250 процентов расчетного размера пенсии;

инвалидам III группы на 175 процентов расчетного размера пенсии;

б) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах":

инвалидам I группы на 250 процентов расчетного размера пенсии;

инвалидам II группы на 200 процентов расчетного размера пенсии;

инвалидам III группы на 150 процентов расчетного размера пенсии;

в) лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий):

инвалидам I группы на 200 процентов расчетного размера пенсии;

инвалидам II группы на 150 процентов расчетного размера пенсии;

инвалидам III группы на 100 процентов расчетного размера пенсии.

Статья 17. К пенсии за выслугу лет начисляются следующие надбавки:

а) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы или инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо достигшим 80-летнего возраста, на уход за ними в размере 100 процентов расчетного размера пенсии;

б) неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи:

при наличии одного такого члена семьи в размере 32 процентов расчетного размера пенсии;

при наличии двух таких членов семьи в размере 64 процентов расчетного размера пенсии;

при наличии трех и более таких членов семьи в размере 100 процентов расчетного размера пенсии.

Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовую или социальную пенсию;

в) пенсионерам участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветеранах", не являющихся инвалидами, в размере 32 процентов, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста, в размере 64 процентов расчетного размера пенсии.

Надбавка, предусмотренная пунктом "в" части первой настоящей статьи, не начисляется к пенсии, исчисленной с увеличением, предусмотренным статьей 16 настоящего Закона.

ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

Право на пенсию по инвалидности согласно статье 19 имеют лица, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности, а также степень ограничения способности к трудовой деятельности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Статья 21. Инвалиды, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории:

а) инвалиды вследствие военной травмы;

б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период службы.

Пенсия по инвалидности в соответствие со статьей 22 устанавливается в следующих размерах:

а) инвалидам вследствие военной травмы I и II групп 85 процентов, III группы 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43;

б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп 75 процентов, III группы 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43.

Статья 23. Пенсия по инвалидности не может быть ниже:

а) для инвалидов вследствие военной травмы I группы 300 процентов, II группы 250 процентов, III группы 175 процентов расчетного размера пенсии;

б) для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период службы , I группы 250 процентов, II группы 200 процентов, III группы 150 процентов расчетного размера пенсии.

Лицам, являющимся инвалидами I группы или инвалидами, либо достигшим 80-летнего возраста, а также неработающим инвалидам I и II групп, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, к назначаемой им пенсии по инвалидности начисляются надбавки в порядке и размерах, которые предусмотрены соответственно пунктами "а" и "б" части первой статьи 17 настоящего Закона.

Лицам участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подпунктах "а" "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветеранах", к назначаемой им пенсии по инвалидности начисляется надбавка в размере 32 процентов, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста или являющимся инвалидами I и II групп, в размере 64 процентов расчетного размера пенсии.

Пенсия по инвалидности назначается на период инвалидности, установленной федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а инвалидам-мужчинам старше 60 лет и инвалидам-женщинам старше 55 лет пожизненно с переосвидетельствованием этих инвалидов только по их заявлению.

При пропуске инвалидом срока переосвидетельствования в учреждениях медико-социальной экспертизы выплата назначенной пенсии приостанавливается со дня, до которого ему была установлена инвалидность, а в случае признания его вновь инвалидом возобновляется со дня установления ему вновь инвалидности.

В случае пропуска инвалидом срока переосвидетельствования по уважительной причине и установления ему учреждениями медико-социальной экспертизы инвалидности за прошлое время выплата пенсии возобновляется с того дня, с которого он признан инвалидом.

ПЕНСИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

Пенсия по случаю потери кормильца семьям назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, состоявшие на их иждивении.

Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.

Нетрудоспособными членами семьи считаются:

а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;

б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины 60 лет, женщины 55 лет, либо являются инвалидами;

в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;

г) дед и бабушка при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Жены (мужья) лиц, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они службу или нет.

Родители лиц, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших).

Усыновители имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные наравне с родными детьми.

Несовершеннолетние, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право и при их усыновлении.

Отчим и мачеха имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.

Пасынок и падчерица имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми.

Статья 36. Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах:

а) семьям лиц, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43, на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;

б) семьям лиц, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "б" статьи 21 настоящего Закона, 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43, на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Пенсия по случаю потери кормильца, не может быть ниже:

а) при исчислении пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 36 настоящего Закона 200 процентов расчетного размера пенсии на каждого члена семьи, имеющего право на ее получение;

б) при исчислении пенсии в соответствии с пунктом "б" статьи 36 настоящего Закона 150 процентов расчетного размера пенсии на каждого члена семьи, имеющего право на ее получение.

Членам семьи, являющимся инвалидами I группы, либо достигшим 80-летнего возраста, к назначаемой им пенсии по случаю потери кормильца начисляется надбавка на уход за ними в размере, предусмотренном пунктом "а" части первой статьи 17 настоящего Закона.

К пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II групп, потерявшим обоих родителей, либо указанным детям умершей одинокой матери, начисляется надбавка в размере 32 процентов расчетного размера пенсии.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным, а членам семьи, достигшим возраста: мужчины 60 лет, женщины 55 лет, пожизненно.

ИСЧИСЛЕНИЕ ПЕНСИЙ

В соответствии со статьей 43 Закона для исчисления пенсии учитываются оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет.

(Оклад по должности + оклад по званию + процентная надбавка за выслугу лет = 100%. Пенсия назначается от этих 100%: так при выслуге службы 21 год – сумма пенсии составляет – за 20 лет – 50% + 1 год – 3% и всего 53%. При расчете по смешанному стажу (ст.13 п. «б») при общем стаже 26 календарных лет – за 25 лет 50% и за каждый последующий год – 1%, т.е. всего 51%).

Статья 45. Пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются:

а) Героям Советского Союза, Героям РФ и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, на 100 процентов размера пенсии, Героям Социалистического Труда на 50 процентов размера пенсии. При этом лицам, неоднократно удостоенным звания Героя СС, Героям РФ или Героям СТ, пенсия повышается в указанном порядке соответственно каждому полученному званию;

б) чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдолимпийских игр на 50 процентов размера пенсии;

в) лицам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом "За службу Родине в ВС СССР" трех степеней, на 15 процентов размера пенсии;

г) участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подпунктах "а" "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;

д) лицам, которые в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года находились на военной службе не менее шести месяцев (за исключением лиц, находившихся в составе действующей армии), а также лицам, которые в период Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года) проработали не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в годы ВОВ на 16 процентов расчетного размера пенсии.

е) бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период ВОВ на 32 процента расчетного размера пенсии;

ж) лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, на 16 процентов расчетного размера пенсии;

з) лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", на 32 процента расчетного размера пенсии. Указанное повышение не устанавливается к пенсиям, исчисленным с увеличением, предусмотренным пунктом "в" статьи 16 настоящего Закона;

и) инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, которые связаны с боевыми действиями в период ВОВ либо с их последствиями, на 32 процента расчетного размера пенсии.

Лицам и членам семей этих лиц, получающим дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, установленное ФЗ от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ» пенсии в соответствии с пунктами "а" "в" части первой настоящей статьи не повышаются.

Повышения пенсий, предусмотренные пунктами "а" "в" части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсиям, исчисленным без повышений, предусмотренных пунктами "г" "и" части первой статьи 45 настоящего Закона, надбавок и увеличений.

При наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами "г", "д" и "з" части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.

При назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.

В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.

Суммы пенсии, перечисленные на соответствующий счет после смерти пенсионера, подлежат возврату в федеральный бюджет.

Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, удерживается из пенсии.

Читайте также: