Пенсии и трудовые ресурсы


Понятие "трудовые ресурсы" довольно неопределенное и размытое. Оно было введено академиком Станиславом Струмилиным в 1922 году. Обычно под этим термином понимают часть населения страны, которая может заниматься общественно полезной работой. К трудовым ресурсам относят как тех, кто уже где-то работает, так и безработных, которые теоретически могли бы чем-то заниматься. Формирование трудовых ресурсов - сложный и многогранный процесс.


За рубежом используют более социально ориентированное понятие – человеческие ресурсы. Таким образом, понятие "трудовые ресурсы" пришло к нам из советского прошлого, оно соответствует духу коллективизма и к современным реалиям не очень подходит.

Кто относится к трудовым ресурсам?

К трудовым ресурсам относят все экономически активное население, и это независимо от возрастных групп. В него включают официально работающих граждан, индивидуальных предпринимателей, самозанятых, а также граждан, находящихся на военной службе. Поэтому при рассмотрении структуры трудовых ресурсов выделяют активную (работников различных профессий) и пассивную (тех, кто является безработным, но мог бы работать при подходящих условиях) категории. На графике показана динамика числа граждан трудоспособного возраста в России.


Размер трудовых ресурсов во многом связан с нормами действующего законодательства. Даже если человек потенциально может работать, но имеет возраст, выходящий за пределы принятых границ трудоспособного возраста, и при этом он не занят в трудовой деятельности, то он не будет считаться трудовым ресурсом. В разных странах границы трудоспособного возраста сильно различаются. Так, в некоторых малоразвитых государствах Африки детский труд считается вполне нормальным явлением, хотя в целом в мире признан недопустимым.

Пополнение трудовых ресурсов происходит за счет молодых людей, достигающих трудоспособного возраста, переселенцев из других стран, военных, уволенных из вооруженных сил. Количественно трудовые ресурсы измеряются числом людей, а не суммарным объемом работы, которую могут выполнить все трудоспособные граждане в единицу времени. Это связано с тем, что оценить такой объем количественно невозможно. Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами, в связи с этим, не могут быть точными.


Тем не менее все трудоспособное население можно в какой-то мере разложить по категориям, связанным со способностью выполнять ту или иную работу. Для этого используют такие показатели, как средняя численность работников, доля работающих с высшим и средним специальным образованием, коэффициент текучести кадров, доля работников, занятых определенным видом трудовой деятельности, средний стаж работы и т. д.

Кто не относится к трудовым ресурсам?

Не все люди трудоспособного возраста будут выполнять какую-либо работу. Тех, кто не будет работать в существующих условиях, относят к экономически неактивному населению. Прежде всего, это неработающие пенсионеры, дети, подростки. Помимо них, к данной категории относятся инвалиды, а также:

  • Те, кто работает на себя (занимается домашним хозяйством).
  • Те, кто решил получить высшее образование на очном отделении и потому не имеет времени на работу.
  • Лица, не желающие работать по убеждению (например, религиозному) или по причине наличия независимого источника средств к существованию (например, дети богатых родителей) и т. д.
  • Отчаявшиеся безработные.
  • Бомжи, нищие, алкоголики и т. п.

Работающие и безработные

Все это экономически активное население, которое можно разделить на официально работающих и безработных. Безработные не работают на официальной работе, но могут подрабатывать где-либо в частном порядке. В этом случае их называют самозанятыми. Они также составляют часть трудовых ресурсов страны.

Причины, почему человек не может найти работу, могут быть различными. Часто бывает так, что человеку не хватает образования и/или квалификации, чтобы устроиться на хорошую (по меркам страны) работу, а та, где квалификация не требуется, может быть слишком малооплачиваемой и/или тяжелой. В этом случае он будет искать другие способы заработка. Еще одной причиной отказа работать официально может быть сложность адаптации к коллективу. В других случаях причиной может стать большая удаленность мест работы от места проживания человека. Иногда бывает и так, что подходящей работы может вообще не оказаться.

Среднегодовая численность работников

Оценка трудовых ресурсов довольно сложна. Среднесписочная численность работающих за период в 1 год вычисляется как сумма средних численностей за каждый месяц, разделенная на число 12. Подобным образом определяется и среднемесячная численность сотрудников.


Также используют понятие среднегодовой численности работников, которую определяют как отношение суммы отработанного за год времени всеми работающими к годовому фонду рабочего времени.

Половозрастная структура и трудовые ресурсы

Объем работы, которую могут произвести жители страны, зависит от половозрастной структуры населения. При высокой рождаемости преобладает население младших возрастных групп, а значит, количество трудовых ресурсов относительно снижено. При низком уровне рождаемости увеличена доля лиц старше трудоспособного возраста, что приводит к тому же результату.

Женщины, как правило, производят меньший объем работы, чем мужчины, поэтому преобладание представителей женского пола в составе населения также снижает трудовой потенциал страны.

При оценке трудовых ресурсов часто используют деление всех граждан страны на 3 категории: лица трудоспособного возраста, лица младше трудоспособного возраста и лица старше трудоспособного возраста. Реже применяется двухгрупповая классификация: лица трудоспособного возраста и лица старше трудоспособного возраста. Наиболее редко используют подробную классификацию составляющих трудовых ресурсов, в которую входят следующие возрастные группы: 60 – 70 лет, 55 – 59 лет, 50 – 54 лет, 45 – 49 лет, 40 - 44, 35 – 39, 30 – 34, 25 – 29, 20 – 24 и 16 – 19 лет.

Важность трудовых ресурсов

Традиционно объем трудовых ресурсов, определяемый числом трудоспособных граждан, является важным фактором экономического благополучия страны. По этой причине многие страны пытаются бороться с так называемым эффектом старения населения, который заключается в увеличении доли населения старше трудоспособного возраста. Хотя стимуляция рождаемости является потенциально негативным фактором, способным привести к перенаселенности и проблемам с продовольствием, этот дедовский метод все еще используется властями Китая и других стран в целях повышения в будущем доли трудоспособного населения, то есть ускорения воспроизводства трудовых ресурсов.

Еще одним способом является изменение законодательства, направленное на повышение возраста выхода на пенсию, что формально дает увеличение доли трудоспособных граждан. Российские власти обосновывают необходимость повышения пенсионного возраста недостатком трудовых ресурсов в стране из-за высокой доли лиц старше трудоспособного возраста. Однако на фоне значительного уровня безработицы и массовых сокращений этот аргумент не выглядит убедительным.

Сейчас средний возраст трудоспособного населения России составляет 39,7 лет.

От количества к качеству

Научно-технический прогресс, распространение автоматизации и рост производительности труда приводят к тому, что необходимая для производства численность работников все время сокращается. В западных странах предпринимают даже специальные усилия для сохранения и увеличения числа рабочих мест, чтобы обеспечить занятость населения в условиях технического прогресса. Таким образом, если миру нужно все меньше работников, то и смысл различных манипуляций, направленных на увеличение числа лиц трудоспособного возраста, вообще непонятен и является признаком консервативного мышления.

Что входит в структуру трудовых ресурсов?

Не все люди могут выполнять одну и ту же работу одинаково эффективно. Производительность труда и его качество в том или ином виде деятельности у каждого различны. Поэтому для характеристики трудовых ресурсов рассматривают их структуру, которая включает в себя 9 категорий. Наиболее важными являются: возраст, пол, квалификация, образование, род занятости.

Возраст играет большую роль при трудоустройстве на работу. Так, в 20 лет будет проблематично устроиться на работу директором, менеджером, депутатом и т. д. Такие работы требуют принятия взвешенных решений, жизненного опыта, а нередко и предшествующего движения по карьерной лестнице. Занимать высшие руководящие посты в таком возрасте никто не станет. Однако если речь будет идти о работе грузчиком, официантом, посудомойкой, каскадером или спортсменом, то тут несомненные преимущества будут у молодых.

Пол тоже довольно важен. Одну работу проще делать женщине, другую – мужчине. Например, при устройстве на работу грузчиком или шахтером мужчина будет иметь больше шансов получить такую должность. Если же устраиваться в магазин одежды или воспитателем детского сада, то здесь предпочтение работодатель отдаст женщине. В целом же возможности для устройства на работу у мужчин выше, поскольку они не обременены воспитанием детей, беременностью, родами и так далее. Мужчины более эмоционально устойчивы, что дает им преимущества, например, при вождении автомобиля.


Тип и уровень образования, наличие или отсутствие ученых степеней также играют немалую роль при выборе кандидата. Например, если у человека техническое образование, то ему будет проще устроиться инженером, а если научное, то преподавателем или ученым. Для уточнения уровня знаний может проводиться собеседование.

Еще одним фактором является место жительства кандидата. Чем ближе человек живет к месту работы, тем больше шансов, что он будет принят. Ведь работодателю гораздо проще управлять сотрудником, если он находится рядом, к тому же это уменьшает вероятность опозданий.

Трудовые ресурсы и рынок труда

Рынок труда – это одна из форм экономических взаимоотношений, основу которой составляет купля и продажа рабочей силы. Как и для любого рынка, важнейшие составляющие рынка труда – это спрос и предложение. Работник предлагает свою рабочую силу, а работодатель ее покупает. Оплата производится посредством выплаты заработной платы, премий и так далее.


Рынок труда и трудовые ресурсы являются важным элементом социально-экономической политики государства, и от их состояния напрямую зависит качество жизни большинства граждан. Рынок труда является непременной чертой капитализма и отсутствует при феодальных взаимоотношениях, которые были распространены в историческом прошлом.

Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов

Эта экономическая задача находится в тесной связи с решением острых социальных проблем. Прежде всего, важно создать положительную мотивацию для работников, которая станет стимулом для выполнения большего объема работы. Многие работодатели сейчас предпочитают увеличить нагрузку сотрудникам или рабочим, при этом уровень заработных плат довольно низкий. В результате наблюдается отток трудовых ресурсов, в том числе посредством переезда профессиональных работников в другие страны, где условия труда намного лучше. Также страдает здоровье работающих, возникает хроническое утомление. Все это снижает производительность труда.

Отдых и обучение

Необходимо обеспечить полноценные условия для отдыха, включая бесплатную выдачу путевок в санатории и другие места отдыха. Восстановление здоровья и сил работника является непременным условием для повышения его трудовых ресурсов.

Еще одним направлением роста эффективности и производительности труда является переподготовка кадров, обучение новым методам, программам, приобщение к новым технологиям. Во многих случаях важно, чтобы к каждому работнику применялся индивидуальный подход, позволяющий максимально полно раскрыть его индивидуальные умения. Важно, чтобы каждый выполнял ту работу, которая больше соответствует его способностям и интересам.


Профилактика заболеваний

Для повышения эффективности труда важны и меры по профилактике заболеваний и улучшению здоровья работающих. В их числе борьба с курением, улучшение системы вентиляции, поддержание оптимального микроклимата в помещении, обучение основам здорового образа жизни; оборудование бани, тренажерного зала, спортивных объектов по месту работы; здоровое меню, включающее фрукты, овощи, каши, зеленый чай, томатный сок, рыбу, белковую пищу и т. д.

На рабочем месте должна быть благоприятная визуальная среда, наличие зелени, удобства.

Заключение

Таким образом, понятие "трудовые ресурсы" является довольно устаревшим, и его использование говорит о пренебрежительном отношении к человеку как к личности. Оно пришло к нам еще из советских времен. За рубежом используют понятие "человеческие ресурсы", которое подразумевает большую заботу о человеке и его творческом потенциале. И если власти оперируют понятием "трудовые ресурсы", то и отношение их к населению, скорее всего, будет формальным и недружественным.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

Трудовая пенсия предоставляется застрахованному гражданину (или нетрудоспособным членам его семьи в случае его смерти), за которого на протяжении трудовой деятельности уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Согласно действующей в России пенсионной системе трудовая пенсия с 1 января 2010 г. включает страховую и накопительную части.

Страховая и накопительная части определяются для каждого гражданина индивидуально исходя из отчислений от его заработков (других доходов), полученных, начиная с 1 января 2002 г. Размер пенсии определяется реальным заработком работника и размером отчислений в ПФ РФ, производимых работодателем, а не стажем работы, как прежде (при этом, однако, чем больше стаж, тем больше, как правило, и сумма отчислений). Страховая и накопительная части пенсии регулярно индексируются (повышаются) с целью компенсации роста стоимости жизни.

Для лиц, по каким-либо причинам не имеющих права на трудовую пенсию, а также для ряда категорий госслужащих, военнослужащих, а также пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф установлено государственное пенсионное обеспечение.

Накопительная часть пенсии

Накопительная система предусмотрена только для граждан определенного возраста: мужчин 1953 г. рождения и моложе, и женщин 1957 г. рождения и моложе. Лица старше указанного возраста не участвуют в накопительной пенсионной программе, для них предусмотрена лишь страховая часть пенсии, отчисления на личный накопительный счет для них не производятся. Поскольку лица, участвующие в программе пенсионных накоплений, начнут достигать пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в 2012 г., накопительная часть трудовых пенсий (как по старости, так и по инвалидности) для большинства пенсионеров будет выплачиваться лишь с этого момента. В 2005-2007 гг. обязательные отчисления на финансирование накопительной части трудовой пенсии производились только для лиц 1967 г. рождения и моложе. С 2009 г. предусмотрено дополнительное финансирование накопительной части пенсии за счет добровольных взносов граждан и их работодателей. Мужчины 1953 - 1966 г.р. и женщины 1957 - 1966 г.р., которые в 2002 - 2004 гг. накопили некоторые средства на накопительных счетах, могут участвовать в дополнительном финансировании. Они вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо переводить средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд.

Северные надбавки

Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также трудовой пенсии увеличивается с учетом соответствующего районного коэффициента, устанавливаемого Правительством РФ, на весь период их проживания в этих районах (местностях). Для пенсионеров, имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или 20 лет у женщин, установлен фиксированный повышенный размер страховой части пенсий. Такие пенсионеры вправе выбирать порядок исчисления страховой части пенсии: с учетом районного коэффициента, установленного для соответствующего района или местности, либо в фиксированном размере. При переезде в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с иными районными коэффициентами размер страховой части трудовой пенсии определяется с учетом коэффициента по новому месту жительства. При выезде за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер страховой части рассчитывается в общем порядке. Стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним учитывается при досрочном назначении пенсии. Районный коэффициент может повлиять (в сторону увеличения) на величину расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г.

Страховой стаж

Продолжительность страхового стажа имеет значение при определении права на получение трудовой пенсии - для получения пенсии по старости он должен быть не менее 5 лет, а его продолжительность учитывается при досрочном назначении пенсии.

Страховой стаж определяется как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФ РФ, а также следующих периодов (если им предшествовали или за ними следовали периоды работы):

  • прохождения военной или приравненной к ней службы;
  • получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • получения пособия по безработице;
  • участия в оплачиваемых общественных работах;
  • переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • ухода трудоспособного лица за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;
  • проживания за границей (не более 5 лет в общей сложности) супругов работников, направленных в:
    • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ;
    • постоянные представительства РФ при международных организациях;
    • торговые представительства РФ в иностранных государствах;
    • представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом;
    • представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В страховой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица включается любая работа и иная деятельность, выполняя которую, работник подлежал обязательному социальному страхованию. К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Трудовой стаж

Трудовой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии. Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., которая учитывается в календарном порядке при оценке пенсионных прав застрахованных лиц.

Периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом ПФ РФ на основании сведений индивидуального учета.

Уплата взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. подтверждается документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов ПФ РФ; единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством, выданным территориальными налоговыми органами.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с действовавшим гражданским законодательством, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с действовавшим гражданским законодательством, и документом территориального органа ПФ РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.

Герои Советского Союза, Герои России и ряд других категорий лиц имеют право на повышенный размер государственных пенсий. Размер повышения составляет от 15% до 100%, а в некоторых случаях и больше. Условия предоставления государственным и муниципальным служащим права на пенсию за счет средств субъектов РФ и органов местного самоуправления определяются принятыми субъектами РФ законами и иными нормативными правовыми актами. Гражданам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается по выбору одна из них.

Ограниченному кругу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии). Такое право имеют:

  • участники Великой Отечественной войны (из числа участвовавших в боевых действиях или приравненных к ним), граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, а также граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (трудовая пенсия по старости и пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению);
  • родители, а также не вступившие в новый брак супруги военнослужащих (в том числе, офицеров и контрактников), погибших в период службы или умерших позднее вследствие военной травмы (трудовая пенсия по старости или инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению или социальная пенсия);
  • нетрудоспособные члены семей граждан, участвовавших в ликвидации аварии на ЧАЭС, перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие этой аварии (трудовая пенсия по старости или инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению или социальная пенсия);
  • члены семей погибших (умерших) космонавтов;
  • военнослужащие (офицеры, контрактники и пр.) при наличии условий, дающих право на получение трудовой пенсии по старости, могут получать ее (за исключением фиксированного базового размера страховой части) наряду с пенсией за выслугу лет или по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с правилами обращения за пенсией можно обратиться за назначением пенсии за месяц до возникновения права на нее. Это позволит выяснить все обстоятельства, влияющие на право получения пенсии и ее размер, и принять необходимые меры для своевременного назначения пенсии. В случае изменения адреса местожительства необходимо сообщить об этом работодателю или непосредственно в ПФ РФ (по месту регистрации), имея при себе страховое свидетельство и документ, удостоверяющий личность, а также заполнить специальное заявление на бланке ПФ РФ. Срочно известить ПФ РФ о необходимости обмена страхового свидетельства нужно и при изменении места регистрации, обмене паспорта, изменении фамилии и др.

Пенсионная система РФ — совокупность созданных государством правовых, экономических и организованных институ­тов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материаль­ного обеспечения в виде пенсий. Пенсионная система состоит из следующих частей:

1. Государственное пенсионное обеспечение — часть пен­сионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социаль­ного налога предоставление базовой части трудовых пенсий, а за счет ассигнований из федерального бюджета — социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.

2. Обязательное пенсионное страхование часть пенси­онной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей тру­довых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страхо­вой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

3. Дополнительное пенсионное страхование и обеспече­ние — часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет нако­пительных добровольных взносов работодателей и застрахован­ных лиц.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного воз­раста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также нетру­доспособных граждан, потерявших кормильца. Ее размер опре­деляется на основе страхового стажа и расчетного пенсионного капитала.

Страховой стаж — суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачива­лись страховые взносы в Пенсионный фонд.

Расчетный пенсионный капитал общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд за застрахован­ное лицо, которая является базой для определения размера стра­ховой части трудовой пенсии;

Трудовые пенсии подразделяются на три вида:

2) по инвалидности — устанавливается в случае наступления инвалидности, определяемой по медицинским показаниям;

3) по случаю потери кормильца — назначается нетрудоспособ­ным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иж­дивении.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, дос­тигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалид­ности могут состоять из следующих частей:

Трудовая пенсия по случаю потери кормильцасостоит из базовой части и страховой части.

Лицам, имеющим право одновременно на различные виды пенсий, устанавливается только одна пенсия по их выбору.

Базовая часть устанавливается государством в твердой сум­ме для всех пенсионеров. Страховая часть устанавливается в зависимости от уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, эта часть пенсии финансируется по распределительно­му методу (т.е. взносы нынешних работающих граждан распреде­ляются на выплату пенсий нынешних пенсионеров). Размер стра­ховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности, деленное на нормативно уста­новленный ожидаемый период выплаты пенсий. Накопительная часть пенсий устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в накопительную часть пенсионной системы с учетом инвестиционного дохода от их размещения и ожидаемого периода выплаты пенсии.

Социальная пенсия устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью. Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию:

инвалидам, в том числе инвалидам с детства;

• лицам, достигшим возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет;

• детям до 18 лет — в случае потери кормильца, не имеющего страхового стажа;

• детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.

Размеры социальной пенсии дифференцируются в зависимо­сти от основания назначения пенсии, тяжести инвалидности и вре­мени ее наступления, а также от того, потерял ли ребенок одного или обоих родителей.

История развития пенсионного обеспечения

В современных условиях пенсионная система в РФ испытывает существенные проблемы так как является несовершенной, прежде всего это связано с дефицитом бюджета Пенсионного фонда, данные проблемы требуют глубокого анализа и выработки соответствующих управленческих решений.

Что такое пенсионное обеспечение и его роль в России?

Российская Федерация согласно 7 статьи Конституции РФ, является социальным государством. Поэтому вопросы пенсионного обеспечения, здравоохранения и социальных гарантий должны являться первостепенными.

Пенсионное обеспечение это «одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25 – 30 % населения любой страны, и косвенно – все трудоспособное население».

Пенсионная система России, в современном виде «включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии».

Пенсионное обеспечение — совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии.

Как можно заметить, проанализировав мнения различных авторов, относительно понятия и сущности системы пенсионного обеспечения, данный термин тесно связан, как с правом, так и с экономикой, что обусловлено особенностью регулирования его экономико – правовых отношений как в области финансов, так и в области правового обеспечения пенсиями населения.

Уровень обеспеченности пенсионеров – один из важнейших показателей качества жизни населения. Качество жизни является конечной целью деятельности отдельного индивида и государства. Крайне низкие пенсии, как и их отсутствие, ставят под угрозу социально-экономическую стабильность государства.

Пенсионное страхование и обеспечение на сегодняшний день играет не маловажную роль в формировании будущих пенсий и обеспечение финансовой стабильности населения РФ в будущих периодах. Поэтому важно совершенствовать пенсионную систему, а для этого необходимо знать все ее проблемы и слабые места. Страхование играет важную первостепенную социальную роль — обеспечивая защиту личных и имущественных интересов физических и юридических лиц, посредством формирования и управления страховым фондом.

Страховые компании принимают на себя обязательства в форме аннуитетов, на которые их клиенты могут претендовать в связи с покрытием будущих непредвиденных расходов. К таким продуктам, в частности и относятся пенсионное страхование и страхование жизни. Пенсионное страхование, выполняя свою работу, обеспечивает население выплатами в виде пенсий при достижении пенсионного возраста или по инвалидности. Главная задача пенсионного страхования — сохранить от обесценивания и увеличить размеры пенсионных накоплений его вкладчиков.

История развития пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение при Петре 1

Впервые государственный документ «Устав Морского Русского Военного Флота», прописывающий пенсионное обеспечение для больных и престарелых воинов, был подписан 13 января 1720 г. Петром I. В случае смерти офицера его жене и детям предусматривалось содержание, оно должно было выплачиваться всем иждивенцам, имевших доход меньше того, что получал погибший кормилец. Первую пенсионную реформу в России провела Екатерина II, в результате которой появилось понятие стаж – срок выслуги не менее 20 лет, она же определила денежное содержание из государственной казны только для отставников военной службы. Что фактически аналогично нынешней выслуги для военнослужащих и иных сотрудников силовых органов при выходе на пенсию. Также сотрудникам, которые увольняются со службы по положительным основаниям, выплачивается выходное пособие.

Пенсионное обеспечение в СССР

Пенсионное обеспечение по старости в России является наследством, полученным от СССР. Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию того периода, международную изоляцию, впервые пенсионное обеспечение было введено в стране в январе 1928 года, т.е. уже через 10 лет после социалистической революции. Следует отметить, что эта система социальной защиты относилась только к работникам текстильной промышленности. Именно к этому времени относится и установление пенсионного возраста, который для мужчин составил 60 лет, а для женщин – 55 лет.

В дальнейшем социальная защита престарелого населения, не смотря на огромные финансовые вложения государства в развитие промышленности, индустриализацию страны получила развитие. Например, только за 1928- 1932 годы было построено около 1,5 тыс. крупных объектов промышленности, ряд тракторных заводов: в Волгограде, Челябинске, Харькове, Нижнем Тагиле, автомобильные заводы ГАЗ и ЗИС, металлургические заводы в городах Магнитогорск, Липецк, Челябинск, Новокузнецк, Норильск, Свердловск (Уралмаш), построена крупнейшая в мире электростанция Днепрогэс, появились новые отрасли промышленности: машиностроения, тракторная, автомобильная, авиационная, тяжелого машиностроения, станкостроительная, химическая. Список может быть продолжен. В 1933 — 1937годы были построены еще 4,5 тыс., а в 1938-1941 годы еще 3.0 тыс. крупных промышленных предприятий. Всего же за предвоенные годы было построено (за 13 лет – фактически с нуля) 9 тыс. крупных предприятий, что позволило СССР победить практически всю Европу в 1941-1945 гг. Через четыре года после первого опыта пенсионного обеспечения по старости, в 1932 году, государство пошло на всеобщее пенсионное обеспечение рабочих и служащих других отраслей народного хозяйства, достигших по старости пенсионного возраста.

Таким образом, с конца 19 века по всей Европе были введены пенсии для всех. Но в нашей стране еще почти 100 лет — ни до революции, ни после ее не было. Пенсии для всех рабочих и служащих ввели только в 1937. Крестьяне будут жить без пенсий вплоть до 1964 года. В 1964 году пенсии по старости были установлены и для колхозников, хотя возраст выхода на пенсию был установлен на 5 лет выше, чем для рабочих и служащих. Но в 1968 году было установлено общее равенство возрастного выхода на пенсию по старости для всех граждан страны: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

В течение всего периода существования СССР пенсионное обеспечение по старости изменялось, но только в части улучшения пенсионного обеспечения, повышения выплачиваемых пенсий, а не их снижения, тем более вопрос увеличения возрастного ценза выхода на пенсию по старости даже не обсуждался.

Государственное пенсионное обеспечение в России после распада СССР

После распада СССР пенсионные выплаты по старости сохранили свою преемственность, но система организации управления финансами пенсионного обеспечения претерпела значительные изменения. В декабре 1990 года для управления финансами пенсионного обеспечения был образован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Вновь образованный орган управления финансами пенсионного назначения Российской Федерации представлял собой самостоятельный внебюджетный орган, который аккумулировал денежные средства, поступающие для выплаты пенсий. Поступающие в ПФР средства не входят в государственный бюджет и не должны расходоваться на другие цели, кроме выплат пенсий.

Современная модель российского пенсионного страхования сложилась в результате реформирования системы государственного пенсионного обеспечения, которая направлена на обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ.

Переход к распределительно-накопительному механизму начисления пенсий позволил учитывать не только стаж работы будущего пенсионера, и суммы взносов, которые были начислены и уплачены работодателем, но и самих застрахованных лиц. На трудовые пенсии приходится в настоящее время более 91 % всех пенсионных выплат, а в расходах бюджета выплаты страховой части трудовых пенсий превышают 72%.

Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время находится в «непростом» положении – в состоянии реформирования. Предложенные перемены не радуют большинство россиян, хотя они и необходимы для того чтобы решить ряд современных проблем пенсионного обеспечения. Поиск путей их решения является главной задачей, которая стоит перед социальной сферой.

Современные направления изменения системы пенсионного обеспечения в РФ

Одним из ключевых направлений государственной политики, которое наиболее широко обсуждается общественностью, безусловно, является изменения в системе пенсионного обеспечения. В течение последних нескольких лет велись громкие дискуссии, рассматривались варианты модернизации существующей системы и разрабатывался соответствующий проект изменений в правовом регулировании. В итоге, 28 декабря 2013 г. были введены два новых закона: №400 –ФЗ «О страховой пенсии» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», согласно которым пенсия стала складываться из социальной и накопительной составляющей, рассчитываемой по определенным коэффициентам, которые в итоге выражаются в совокупности баллов. В результате размер пенсии граждан напрямую стал зависеть от количества страхового стажа и величины страховых взносов, уплаченных в ПРФ. Также согласно новым правилам, чем позже гражданин выйдет на пенсию после достижения пенсионного возраста, тем больше будет размер его пенсии. Целью данных преобразований являлось, прежде всего, повышение доходности Пенсионного Фонда России (далее – ПФР) и его способности отвечать по своим обязательствам. К тому же, данная реформа была нацелена на стимулирование трудовой деятельности граждан и повышения объёмов страховых выплат, поступающих в ПФР.

Наконец, последние изменения коснулись пенсионного возраста. Согласно Федеральному закону от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вводится поэтапное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин, повышение возраста, необходимого для получения социальной пенсии соответственно на пять лет. Также повышаются требования к размеру стажа и выслуги лет, вводятся некоторые другие ужесточения (например, установление минимального возраста, дающего права на назначение пенсии на основании стажа педагогической деятельности). С 1 января 2019 г. данные изменения вступили в силу. Окончательно они будут реализованы к 2024 г.

Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы

Год Изменения
2015 В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на формирование накопительной пенсии в накопительный пенсионный фонд. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета. Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда. Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания.
2016 В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями, изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383, Правительством было принято решение о продлении моратория на формирование накопительной пенсии до конца 2016-го года.
2017 В 2017 году в России пенсионное обеспечение граждан вновь претерпело ряд изменений, касающихся повышения суммы выплат и условий назначения пенсии для отдельных категорий получателей. С 2017 года снова начали действовать приостановленные положения законодательства, касающиеся индексации пенсионного обеспечения. С пенсионными выплатами для военных пенсионеров дело обстоит немного сложнее: предполагалось, что пенсия таким гражданам увеличится, однако конкретная величина повышения неизвестна. С 1 января 2017 года вступил в силу закон, предусматривающий повышение пенсионного возраста для чиновников до 63 и 65 лет, и в связи с возрастающим дефицитом бюджета в Правительстве стали активно обсуждать тему увеличения возраста выхода на пенсию для остальных граждан.
2018 – 2019 (плановый) Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2019 года. Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь идут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий, что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

С 2019 г. в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», принятых изменений в сфере назначения и выплаты пенсий в федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» вступила в силу новая конструкция пенсионных и предпенсионных правил, предусматривающая:

— поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости,

— сохранение льгот по досрочному выходу на пенсию;

— изменение порядка индексации пенсий и трансферта Пенсионному фонду;

— разграничение предпенсионного и пенсионного возраста;

— расширение перечня доходов бюджета Пенсионного фонда за счет средств, изымаемых у коррупционеров.

Эти правила, прежде всего, затронут распределительный элемент обязательного пенсионного страхования, но любое изменение должно учитывать принцип социальной справедливости для существующих и будущих пенсионеров, а также влияние пенсионной системы на экономическую динамику. Повышение пенсионного возраста является одним из основных инструментов, используемых в ряде стран для поддержания сбалансированности и устойчивости пенсионной системы. Согласно прогноза Министерства экономического развития РФ на период до 2024 года повышение пенсионного возраста приведет к увеличению численности экономически активного населения к 2024 году на 1,8 млн. человек, а в 2019 г. прирост занятых оценивается в 137,2 тыс. чел. при сокращении количества пенсионеров на 331,9 тыс. чел. Сокращение количества коснется только получателей страховой пенсии, количество получателей государственного пенсионного обеспечения, наоборот, увеличится в 2019 г. на 2,5 % .

Увеличение количества занятых предпенсионных возрастов в экономике в совокупности с индексацией заработной платы работников бюджетной сферы, увеличением фонда заработной платы на 2019-2021 гг., продлением моратория на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, отказом от индексации для работающих пенсионеров повлияют на структуру доходов бюджета Пенсионного фонда на 2019-2021 гг. Если в 2016 г. на долю страховых взносов которых приходилось 54,4% в общем объеме доходов, то к 2021 г. планируется увеличение до 64,5 % доходов бюджета Пенсионного фонда. Если доля трансфертов федерального бюджета РФ в структуре доходов бюджета Пенсионного фонда составляла в 2016 г. 44,0 %, что соответствует 3,9% ВВП, то ожидается, что к 2021 г. межбюджетные трансферты должны сократиться до 35,6 % в структуре доходов бюджета Пенсионного фонда, т.е. до 2,8% ВВП.

В результате, реализация новых правил позволяет добиться выполнения двух задач: роста размеров пенсий и снижения зависимости от трансфертов федерального бюджета, что обеспечит определенную сбалансированность бюджета Пенсионного фонда. Но учитывая встроенность функционирования пенсионной системы в общую социально-экономическую динамику развития России, нельзя исключать долгосрочные риски от введения новых пенсионных и предпенсионных правил, в числе которых можно отметить такие, как различия в ожидаемой продолжительностью жизни между мужчинами и женщинами, изменение структуры занятости, состояние рынка труда, снижение реальных доходов населения, изменение системы социальной поддержки, падение доверия к социальной политике государства. Определенные бюджетные риски устойчивости пенсионной системы создают теневая занятость, сокращение количества организаций-плательщиков взносов в ПФР при некомпенсируемом увеличении уровня самозанятости при низком уровне страховых взносов самозанятого населения, не сопоставимом с размерами будущей пенсии. В этой связи необходимо отметить, что заявленный долгосрочный рост уровня пенсионного обеспечения граждан, возможность индексации размеров пенсий выше уровня инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», адаптация пенсионной системы к новым демографическим условиям могут быть реализованы в условиях функционирования эффективной пенсионной системы.

Таким образом, пенсионное обеспечение в России уже на протяжении нескольких десятилетий находится в процессе формирования и глубокого реформирования. Ключевой целью эффективной пенсионной системы является обеспечение достойного уровня пенсионного обеспечения на основе взаимодействия социальных, демографических и экономических критериев выполнения пенсионных обязательств.

Читайте также: