Пенсии за выслугу лет научные статьи

Библиографическая ссылка на статью:
Угличина К.Г., Радченко А.Е. Пенсия за выслугу лет и их социально-правовая оценка с позиций отраслевой науки и конституционного правосудия // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/01/91082 (дата обращения: 13.09.2020).

Научный руководитель: Пинская Елена Владимировна

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин,

Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте РФ,

Начиная с 2000-х годов российская пенсионная система претерпела достаточно большие изменения. В большинстве своем они связаны с экономическими новациями, внедрявшимися в начале 90-х годов, а также с кризисной ситуацией, которая нависала над российской экономикой. Все эти события не могли не сподвигнуть пенсионную систему на совершенствование и приближения к современным реалиям, что делает данную тему достаточно актуальной и на сегодняшний день.

Изменения коснулись так же и двух составляющих пенсионной системы – обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Подверглась изменениям и ключевая составляющая пенсионной системы – подсистема обязательного пенсионного страхования.

В государственном пенсионном обеспечении также есть свои проблемы, которые требуют внимания, а главное поиска решения. При постановки цели создания единой, непротиворечивой, адекватной пенсионной системы необходимо решать назревшие проблемы в обеих ее составляющих частях на основе принципа единства и допустимой (не разрушающей) дифференциации. И одна из таких проблем – проблема пенсионного обеспечения за выслугу лет государственных гражданских служащих.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение в области пенсионного обеспечения. Помимо Конституции, данные положения имеются в важнейших международных правовых актах: ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (1948), разделах V, IХ, Х Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952). Говоря о пенсии за выслугу лет, следует отметить тот факт, что с течением времени менялся субъектный состав получателей пенсии, условия назначения данной пенсии, порядка определения ее размера. В целом данный вид пенсии характеризует специфику национального законодательства в части пенсионного обеспечения отдельной категории граждан. Главное отличие названного вида пенсии состоит в том, что если пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца могут быть как страховыми, так и государственными, то пенсия за выслугу лет – это всегда сфера государственного пенсионного обеспечения.

В законодательстве СССР пенсия за выслугу лет предоставлялась разным категориям работников в связи с длительной профессиональной деятельностью (педагогическим, медицинским работникам и др.). В России же круг лиц путем включения в него ряда категорий, в том числе государственных служащих. Таким образом, в принципе, пенсию за выслугу лет можно назвать «пенсией госслужащих», причем это не только специфика России. Конвенции МОТ, определяя старость, инвалидность, потерю кормильца основаниями пенсионного обеспечения (в международных правовых актах – основаниями обеспечения пособиями), допускают возможность исключения из сферы применения конвенций (т.е. из общей системы обеспечения) государственных служащих. Так, в соответствии со ст. 39 Конвенции МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967) любое государство – член Организации, ратифицировавшее Конвенцию, может исключить из сферы ее применения государственных служащих, «когда эти категории охватываются специальными системами, обеспечивающими в общей сложности пособия по крайней мере равные тем, которые предусматриваются … Конвенцией». Положения аналогичного характера содержались и в ранее принятых конвенциях МОТ 1933 года (№№ 35-40) [5].

Многие ученые высказывали свое мнение по поводу проблемы повышенного пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан. По мнению М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой: «сформировалась привилегированная обособленная подсистема пенсионного обеспечения государственных чиновников» [3]. Н.В. Антипьева также подтверждает, «что в отраслевой науке сформировалась негативная точка зрения, связанная с дифференциацией в социальном обеспечении государственных служащих» [1]. В эту привилегированную систему были включены лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации. Давая оценку сложившейся обособленной подсистеме, В.С. Аракчеев, Д.В. Агашев, Л.А. Гречук отмечают: «стремление законодателя к дифференциации … стало чрезмерным, что в итоге привело к существенному разрыву в уровне обеспечения…». Это приводит, считают авторы, к «сверхобеспечению», которое является «явным нарушением принципа социальной справедливости» [2].

Рассматривая критическую точку зрения данного вопроса, необходимо определить, что более высокий уровень пенсионного обеспечения всегда оправдывается достаточно большим объёмом ограничений госслужащих. Так, по мнению О.А. Кащеевой: «государственные служащие в связи с налагаемыми на них ограничениями, оказываются «в неравном положении по сравнению с гражданами, которые не состоят на государственной службе, поскольку уровень оплаты труда государственных служащих значительно ниже уровня оплаты труда работников негосударственной сферы экономики…» [4]. В такой постановке вопроса автор видит некое социальное неравенство и даже нарушение принципа социальной справедливости.

Особая позиция по данному вопросу у Конституционного Суда РФ, причем уже много лет она остается неизменной. Неоднократно в своих решениях Конституционный Суд указывал, что специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации «предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих». Исходя из особенностей этого статуса, характера выполняемых функций, установленных ограничений, «законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств» [6]. В реальности, когда встает вопрос о выплате пенсии госслужащим, Конституционный Суд признает необязательный характер такой пенсии.

Механизм выплаты пенсии за выслугу лет государственным служащим определен в ст.ст. 7, 14, 21 Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.



Рис. 1. Специфика выплаты пенсии за выслугу лет

При обращении в Конституционный Суд граждан, имеющих право на две пенсии (за выслугу лет и по инвалидности), но не имеющих право получать их одновременно, суд принимает стандартные решения об отказе, при которых аргументирует это тем, пенсия за выслугу лет – это не основное (гарантированное), а дополнительное социальное обеспечение. Такой вывод прямо или косвенно присутствует во многих определениях Конституционного Суда (от 25.05.2017 № 1044-О; от 19.07.2016 № 1589-О; от 23.04.2015 № 880-О; от 21.12.2006 № 604-О и др.). Таким образом, граждане, недовольные «исчезновением» пенсии за выслугу лет, к сожалению, не смогут изменить сложившуюся ситуацию, и это еще раз доказывает, что в пенсионном законодательстве не должно быть каких-либо нормативно закрепленных возможностей искусственного повышения уровня пенсионного обеспечения.

Считаем, что в основе предоставления пенсии за выслугу лет должны лежать два определенных и понятных для людей фактора: стаж и заработная плата. Это необходимо для того, чтобы человек самостоятельно мог на них воздействовать, тем самым формируя определенный уровень своего материального обеспечения в послетрудовом периоде.




Что такое пенсия

Условия назначения пенсии за выслугу лет

Этот вид пенсии, согласно федеральному законодательству, доступен следующим категориям:

  • федеральные государственные гражданские служащие;
  • военнослужащие;
  • граждане из числа космонавтов;
  • граждане из числа работников летно-испытательного состава.

- Этот вид пенсий каждой из указанной категорий может быть назначен при соблюдении определенных условий. О каждом из них следует говорить отдельно, - делится Ирина Рыжук.

Также соответствующие надбавки могут получить медики и педагоги.

Так, пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим назначается при соблюдении трех условий:

1. Наличие стажа государственной гражданской службы. Его продолжительность для назначения пенсии в соответствующем году определяется согласно приложению к ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ":

  • в 2020 году - стаж для назначения пенсии за выслугу лет 17 лет;
  • в 2021 - 17 лет 6 месяцев;
  • 2022 - 18 лет;
  • 2023 - 18 лет 6 месяцев;
  • 2024 - 19 лет;
  • 2025 - 19 лет 6 месяцев;
  • 2026 и последующие годы - 20 лет.

2. Замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев;

3. Увольнение с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 ч. 1 ст. 33, п. п. 1, 8.2 и 8.3 ч. 1 ст. 37, п. п. 2 - 4 ч. 1 и п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

- Пенсия за выслугу лет федеральным гражданским служащим, как правило, устанавливается к страховой пенсии по старости и инвалидности и выплачивается одновременно с ней, - объясняет Рыжук. - Также граждане этой категории, расторгнувшие служебный контракт по своей инициативе, имеют право на подобную пенсию до приобретения права на страховую пенсию по старости или инвалидности при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Пенсия за выслугу лет военнослужащим полагается:

    людям, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, либо по контракту в качестве солдат, матросов сержантов и старшин ВС РФ, Объединенных ВС Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы РФ, во внутренних и в железнодорожных войсках, в Росгвардии РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах ФСБ и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах СК РФ, органах государственной охраны, других воинских формированиях РФ;

офицерам, прапорщикам и мичманам, проходившим военную службу в ВС, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и в железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР;

лицам, проходившим службу в органах внутренних дел РФ, бывшего СССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Росгвардии.

Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет:

  • увольнение с военной или иной указанной службы;
  • наличие ко дню увольнения выслуги 20 и более лет.

- Если требуемая полная выслуга на пенсию у военнослужащих отсутствует, то право на ее получение возникает только при увольнении со службы по достижении 45-летнего возраста и наличии общего трудового стажа в 25 лет и более, из которых не менее 12 с половиной лет составляет военная и иная, засчитываемая в специальный стаж, служба, - говорит юрист.

Пенсии за выслугу лет – денежные выплаты, назначаемые пожизненно при наличии у лица рабочего стажа (выслуги лет) в конкретной профессии. Пенсия за выслугу лет выплачивается без учета возраста и дееспособности гражданина.


Законодательство

Пенсионные выплаты за выслугу лет регулируют два положения:

  • ФЗ №166 – устанавливает правила назначения пенсионного обеспечения в РФ;
  • Закон РФ №4468-1 от 12.021993 – описывает особенности оформления пенсионных выплат за выслугу лет лицам, прошедшим службу в вооруженных силах России.

Дополнительным регулятором является ФЗ №342 от 30.11.2011 - устанавливает правила расчета рабочего стажа для лиц, служивших в органах внутренних дел РФ.

Получение пенсионных выплат за выслугу лет

В Федеральном законе №166 представлен следующий список граждан, которые имеют право на оформление пенсионных выплат:

  • Военнослужащие. Исключение – лица, проходящие обязательную службу в вооруженных силах РФ;
  • Космонавты;
  • Сотрудники государственных силовых структур (МВД);
  • Летчики.

Законодательство РФ не упоминает сотрудников медицинской и образовательной сферы, как кандидатов на оформление пенсии по выслуге лет, однако работникам предоставлена возможность присвоения досрочных пенсионных выплат по старости. Федеральный закон №166 устанавливает порядок и условия назначения пенсии отдельно каждой профессии.


Военнослужащие

Пенсия за выслугу лет для военнослужащих выплачивается на особых условиях, установленных законодательством:

  • Гражданин служил в армии РФ или СНГ;
  • Служил в армии в государствах, входящих в состав бывшего Советского Союза;
  • Время службы – не мене 20-ти лет;
  • Достижение возраста военной пенсии– 45 лет.

Размер пенсии меняется в зависимости от определенных условий. Так:

  • При службе в 20 лет размер уплаты равен 50-ти % от оклада по должности (денежного довольствия);
  • Если стаж службы лица превысил 20 лет, то за дополнительный год назначается 3% от довольствия.

Важно. Итоговый размер пенсионной уплаты не может быть выше 85-ти % от денежного довольствия гражданина

Госслужащие

Муниципальная пенсия за выслугу лет госслужащим присваивается гражданам, имеющим стаж работы в бюджетных организациях не менее 20 лет. Пенсия может быть присвоена сотрудникам, уволенным вследствие одной из следующих причин:

  • Срочное прекращение работы государственного учреждения, в котором служило лицо;
  • Сокращение штата по приказу государства;
  • Утрата дееспособности;
  • Увольнение по старости.

Право на пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, уволенным по прочим причинам, аннулируется.

Итоговая сумма выплат зависит от количества отработанных лет:

  • Если гражданин имеет выслугу 20 лет и меньше, то пенсия присваивается в размере 45-ти % от средней месячной зарплаты;
  • За каждый дополнительный год работы к размеру выплат добавляется 3%. В соответствии с Федеральным законом, суммарные выплаты не могут превысить 75-ти % от дохода.

Пенсия медицинским работникам

Государственная пенсия медицинским работникам по выслуге лет на законодательном уровне не предусмотрена. Работники медицинской сферы имеют право только на досрочные пенсионные выплаты по старости. Право на досрочные страховые выплаты основаны на стаже, который для медработников рассчитывается особым образом:

  • Для сотрудников сельских больниц 1 год идет в стаж как 1 год и 3 месяца;
  • Для хирургов 1 год = 1 год и 6 месяцев.

На льготную пенсию могут претендовать работники рентгеновских отделений и санитары, которые ухаживали за больными.

Пенсия педагогам

Педагогическая пенсия по выслуге лет для работников образовательной сферы также не предусмотрена. Преподаватели на основании пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» могут оформить досрочную пенсию в связи со старостью.

Для получения право на досрочные страховые выплаты педагог должен иметь стаж не меньше 25-ти лет работы в образовательных учреждениях. В законе №166 описаны периоды, которые входят в стаж преподавателя:

  • Деятельность с полноценным рабочим днем и внесением страховых взносов;
  • Временная недееспособность из-за заболевания;
  • Деятельность на протяжении неполного рабочего дня;
  • Отпуск;
  • Повышение уровня квалификации.

Процесс оформления пенсии по выслуге лет

После появления прав на пенсионные выплаты по выслуге лет лицо может в любое рабочее время посетить Пенсионный Фонд России и написать заявление, приложив следующий пакет документов:

  • Непосредственно само заявление;
  • Документ, способный подтвердить личность;
  • Справки, подтверждающие дополнительные обстоятельства: место регистрации и официального проживания, гражданство т.д.;
  • Документы в зависимости от профессиональной принадлежности гражданина (подробный перечень можно найти на сайте ПРФ).

Уплата пенсии за выслугу лет начинаются с 1-го числа месяца, в котором лицо написало заявление, но не раньше, чем со дня появления прав на нее.

Пенсия по выслуге лет для госслужащих в 2020 году

Последние новости обрадовали одних и расстроили других сотрудников.

Так, с 2017 года период службы у работников бюджетных организации увеличился с 15 до 20-ти лет. Планируется ежегодно прибавлять по полгода к трудовом стажу. Однако здесь есть свои плюсы. Для служащих, продолжающих работу по достижению стажа 15 лет, будущая пенсия будет увеличена на 3%. Однако согласно закону пенсия с учетом всех выплат не может быть более 75% от размера зарплаты.


В соответствии с обновленным законодательство и порядок получения пенсии за выслугу для госслужащих изменился. Дополнительные требования:

  • Иметь рабочий стаж на должности не меньше 20-ти лет;
  • До увольнения по уважительной причине проработать в бюджетной организации не менее 12-ти месяцев.

Новые изменения затронули и правила подсчета размера пенсии для госслужащих. Как рассчитать выплаты по новому законодательству? В первую очередь необходимо найти среднемесячную зарплату по формуле:

Зср = L/12

  • Зср – средняя заработная плата.
  • L – суммарный годовой заработок (квитанцию можно взять в бухгалтерии).
  • 12 – число месяцев в году, которое должен проработать сотрудник.

После чего умножаем полученное число на процент, который зависит от стажа работы. 20-ти летний стаж – 45%, если срок службы свыше 20-ти лет, то за каждый год добавляем 3%.

Таблица сравнения размеров пенсии по выслуге лет в период с 2011 до 2016 года:

Пенсия по выслуге лет - профессиональная пенсионная программа, согласно которой взносы вычитаются работодателем из заработной платы работника и переводятся в страховую компанию либо попечителям пенсионного фонда. После выхода на пенсию работник начинает получать пенсию в соответствии с этой программой.

Пенсии за выслугу лет для госслужащих. Пенсии за выслугу лет предусмотрены для военнослужащих, государственных служащих и для приравненных к ним граждан из числа космонавтов или работников летно-испытательного состава. Пенсия за выслугу лет государственным служащим устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за вычетом страховой части. Примечание. Федеральные государственные служащие, имеющие не менее 5 лет страхового стажа, по их заявлению имеют право с 1 января 2008 г. получать долю страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет. При этом учитывается расчетный пенсионный капитал, сформированный за счет суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в ПФ РФ после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы. В долю получаемой страховой части пенсии включаются суммы ее увеличения в связи с индексацией и дополнительного увеличения в связи с ростом индекса средней заработной платы в РФ.

Право на пенсию за выслугу лет при увольнении имеют федеральные государственные служащие со стажем госслужбы не менее 15 лет в следующих случаях:
- по соглашению сторон служебного контракта;
- истечение срока действия срочного служебного контракта;
- расторжение контракта по инициативе самого служащего;
- отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности в связи с изменением существенных условий служебного контракта либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;
- отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе, а также отказ госслужащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
- расторжение контракта по инициативе нанимателя в случае несоответствия госслужащего занимаемой должности по состоянию здоровья или вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
- в связи с восстановлением на службе ранее замещавшего эту должность служащего по решению суда;
- в связи с избранием или назначением служащего на государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность либо избранием гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;
- в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ
- признание гражданского служащего полностью нетрудоспособным, недееспособным или ограниченно дееспособным;
- достижение предельного возраста пребывания на госслужбе - 65 лет.

Во всех случаях у госслужащего должно быть не менее 12 полных месяцев замещения должности федеральной государственной гражданской службы, а для отдельных категорий - 12 месяцев непосредственно перед увольнением.
Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию.
Для госслужащих размер пенсии за выслугу лет составляет (в зависимости от стажа госслужбы) 45-75% от среднемесячного заработка (за последние 12 полных месяцев перед увольнением с госслужбы или достижением возраста, дающего право на трудовую пенсию) за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (или за вычетом трудовой пенсии по инвалидности). При этом размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной госслужбы (либо сохраненного по прежней замещавшейся должности).
Под среднемесячным заработком понимается денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в выслугу или трудовой стаж.
Стаж государственной службы - суммарная продолжительность периодов государственной службы и иной деятельности, в которую включается служба (работа) в должностях федеральной государственной службы и других должностях, определяемых Президентом РФ.

Пенсии за выслугу лет для военнослужащих. Право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, которые:
- имеют на день увольнения не менее 20 лет выслуги на военной службе и (или) службе в других формированиях;
- имеют на день увольнения возраст не менее 45 лет, общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет (из них - не менее 12,5 лет военной службы или службы в других формированиях) и увольняются по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или достижением предельного возраста пребывания на службе.
Примечание. Право распространяется на служивших в ВС РФ и других воинских формированиях РФ, СНГ, бывшего СССР (в том числе проживающих в государствах - бывших республиках СССР, законодательством которых не предусмотрено их воинское пенсионное обеспечение). Таким же правом обладают проходившие военную службу в других государствах, но проживающие в РФ (если международными соглашениями РФ предусмотрено их пенсионное обеспечение на территории государства проживания).

Пенсия за выслугу лет военнослужащим устанавливается в размерах:
- имеющим выслугу 20 лет - 50% сумм денежного довольствия;
- имеющим выслугу более 20 лет - 3% сумм денежного довольствия за каждый год выслуги свыше 20 лет, но всего не более 85% этих сумм;
- имеющим общий трудовой стаж 25 и более календарных лет (из них не менее 12,5 лет военной службы и (или) службы в других воинских формированиях): за общий трудовой стаж 25 лет - 50% сумм денежного довольствия, за каждый год стажа свыше 25 лет + 1% этих сумм.
Примечание. В денежное довольствие включаются оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Размер пенсии увеличивается:
- инвалидам вследствие военной травмы:
- I группы - на 300% базовой части трудовой пенсии по старости - см. Таблицу Базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (с учетом индексации);
- II группы - на 250% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;
- III группы - на 175% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;

- участникам Великой Отечественной войны:
- инвалидам I группы - на 250% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;
- инвалидам II группы - на 200% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;
- инвалидам III группы - на 150% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;

- лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и имеющим инвалидность:
- I группы - на 200% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;
- II группы - на 150% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;
- III группы - на 100% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

Надбавки к пенсии за выслугу лет начисляются:
- инвалидам I группы или достигшим 80-летнего возраста - на уход за ними в размере 100% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;
- неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, не получающие трудовую или социальную пенсию:
- при наличии одного такого члена семьи - в размере 32% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;
- при наличии двух таких членов семьи - в размере 64% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;
- при наличии трех и более таких членов семьи - в размере 100% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;

- участникам Великой Отечественной войны, принимавшим участие в боевых действиях и не являющимся инвалидами, - в размере 32%, а достигшим 80-летнего возраста - в размере 64% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

Пенсии военнослужащим за выслугу лет (в том числе исчисленные в минимальном размере) повышаются:
- Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, - на 100% размера пенсии;
- Героям Социалистического Труда - на 50% размера пенсии;
Примечание. Лицам, неоднократно удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или Героя Социалистического Труда, пенсия повышается в указанном порядке соответственно каждому полученному званию.

- чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдолимпийских игр - на 50% размера пенсии;
- награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней - на 15% размера пенсии;
- участникам Великой Отечественной войны, участвовавшим в боевых действиях и приравненным к ним, а также ветеранам боевых действий - на 32% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;
- участникам Великой Отечественной войны (за исключением лиц, находившихся в составе действующей армии), а также ветеранам тыла - на 16% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;
- бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - на 32% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;
- лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, - на 16% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;
- лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (за исключением тех, кто имеет надбавку к пенсии за выслугу лет как инвалид - см. выше), - на 32% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;
- инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, которые связаны с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, - на 32% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

В случае повторного поступления на военную службу (или в другие воинские формирования) при последующем увольнении выплата пенсии военнослужащему возобновляется (с учетом выслуги и трудового стажа на день последнего увольнения).

Назначение пенсии за выслугу лет

За назначением пенсии за выслугу лет обращаться нужно в кадровую службу федерального органа (его территориального органа), в котором госслужащий замещал должность федеральной службы перед увольнением. По его заявлению руководитель этого федерального органа оформляет представление о назначении пенсии за выслугу лет и в случае принятия решения о выплате пенсии направляет документы в ПФ РФ.
Необходимые документы
К представлению о назначении пенсии за выслугу лет прилагаются:
- заявление федерального служащего о назначении пенсии за выслугу лет;
- справка о размере среднемесячного заработка;
- справка о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет;
- справка органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначенной (досрочно оформленной) трудовой пенсии по старости (инвалидности) с указанием федерального закона, в соответствии с которым она назначена, и размера назначенной пенсии, датированная месяцем увольнения;
- копия решения об освобождении от должности федеральной службы;
- копия трудовой книжки;
- копия паспорта;
- копия военного билета;
- другие документы, подтверждающие периоды, включаемые в стаж государственной службы, для назначения пенсии за выслугу лет, в том числе:
- подлинник решения Минтруда России, согласованного с Минфином России и Минюстом России, о зачете в стаж государственной службы иных периодов работы (службы);
- другие документы.

Пенсия за выслугу лет выплачивается одновременно с трудовой пенсией по старости (инвалидности) органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (на основании поручения ПФ РФ). Документы по выплате оформляются в порядке, установленном для выплаты трудовой пенсии.
Пенсия за выслугу лет (за исключением пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленных к трудовой пенсии по инвалидности) назначается бессрочно. Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсия за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленные к трудовой пенсии по инвалидности, назначаются на срок, на который установлена трудовая пенсия по инвалидности.

Авторская разработка на тему "Пенсии за выслугу лет"" по предмету "История Отечества" содержит 59 страниц, 5 рисунков, 3 таблицы и 36 источников.

Ключевые слова: История Отечества, Психология, Экология, Педагогика, Гражданское право, Социальное обеспечение, Юридическая психология.

Объектом исследования является анализ условий "Пенсии за выслугу лет"". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Пенсии за выслугу лет"" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Пенсии за выслугу лет"", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Пенсии за выслугу лет"", изучалась природа темы "Пенсии за выслугу лет"".

Далее проводилось исследование актуальности "Пенсии за выслугу лет"" в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет.

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Пенсии за выслугу лет"", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Пенсии за выслугу лет"" и определены тенденции развития тематики "Пенсии за выслугу лет"".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Пенсии за выслугу лет"".

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ темы «Пенсии за выслугу лет"»
    • 1.1. Теоретические аспекты изучения явления «Пенсии за выслугу лет"»
    • 1.2. Природа явления «Пенсии за выслугу лет"»
  • Глава 2. Исследование актуальности «Пенсии за выслугу лет"» в современных условиях
  • Глава 3. Пути решения проблемы «Пенсии за выслугу лет"»
    • 3.1. Возможности решения проблемы «Пенсии за выслугу лет"»
    • 3.2. Тенденции развития тематики «Пенсии за выслугу лет"».
  • Заключение
  • Список использованной литературы
    • 1. Нормативно-правовые акты
    • 2. Библиография
    • 3. Периодические источники
    • 4. Интернет-источники
  • Приложения

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему "Пенсии за выслугу лет"" рассматривает П. П. Мигулин в книге "Экономический рост Российского государства за 300 лет", изданной в 2012 году и содержащей 256 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

В данной книге П.П.Мигулин знакомит нас с историей экономики в России в целом. Период охватывает триста лет с начала династии Романовых, с XVII столетия до царствования императора Николая II.

Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Пенсии за выслугу лет"" касается Дэвид Новак в монографии "Веди людей за собой". Данная книга была выпущена в издательстве "Манн, Иванов и Фербер" в 2012 году, содержит 304 стр.

Дэвид Новак - СЕО компании Yum!Brands, владельца трех крупнейших ресторанных брендов: KFC, Тасо Bell и Pizza Hut. Под его руководством работает 1 400 000 сотрудников из 117 стран мира, поэтому он как никто понимает важность лидерства для успеха компании и знает, что такое привлекать людей на свою сторону и быть для них настоящим лидером: воодушевлять, поощрять, культивировать энтузиазм и поддерживать на всем пути. За пятнадцать лет, проведенных у руля Yum!Brands, Дэвид разработал лидерскую программу для менеджеров "Вести людей за собой" и лично обучил по ней тысячи менеджеров компании. Вы можете пройти ее прямо сейчас - и повести за собой свою команду мечты.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "Пенсии. Новые правила оформления и расчета". Л. Н. Минаева определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2011 году в издательстве "Рид Групп". В описании книги сказано следующее.

Эта книга посвящена пенсионному обеспечению в Российской Федерации. Прочитав ее, вы поймете, как уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд, составляется и представляется отчетность, ведется персонифицированный учет, оформляется и рассчитывается, назначается и индексируется трудовая и нетрудовая пенсия, оцениваются и переоцениваются пенсионные права граждан, разберетесь в концепции пенсионной реформы, деятельности негосударственных пенсионных фондов, правилах управления пенсионными накоплениями граждан. Ответы на свои вопросы в издании найдут пенсионеры по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, граждане, имеющие право на пенсию за выслугу лет и социальную пенсию, проходившие военную службу и работавшие в гражданской авиации. Автором учтены все последние изменения в законодательной и нормативной базе.

Кроме того, при изучении темы "Пенсии за выслугу лет"" были использованы такие периодические источники, как:

  1. Резервы на оплату отпусков, выплату вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год. Л.В. Карпович, "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", № 3, март 2007.
  2. Уголовный кодекс РФ за 10 лет применения. А.Н. Игнатов, "Российская юстиция", № 6, июнь 2006.
  3. Пенсия за счет работодателя. С. Андрианова, "Практическая бухгалтерия", № 5, май 2006.
  4. Порядок индексации пенсий за выслугу лет, назначаемых гражданам, уволенным с военной службы. А.С. Сливков, А.И. Землин, "Право в Вооруженных Силах", № 12, декабрь 2005.
  5. К вопросу об исчислении выслуги лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. В.М. Корякин, "Право в Вооруженных Силах", № 10, октябрь 2005.

Представленная работа посвящена теме "Пенсии за выслугу лет"".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Пенсии за выслугу лет"" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Пенсии за выслугу лет"".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Пенсии за выслугу лет"". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Пенсии за выслугу лет"" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Пенсии за выслугу лет"" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Пенсии за выслугу лет"" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Пенсии за выслугу лет"".

Теоретическое значение изучения проблемы "Пенсии за выслугу лет"" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Пенсии за выслугу лет"".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Пенсии за выслугу лет"" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Пенсии за выслугу лет"".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Пенсии за выслугу лет"" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Пенсии за выслугу лет"".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Пенсии за выслугу лет"".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Пенсии за выслугу лет"". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Пенсии за выслугу лет"".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Пенсии за выслугу лет"".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Пенсии за выслугу лет"".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Пенсии за выслугу лет"", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Пенсии за выслугу лет"" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Пенсии за выслугу лет"", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

История Отечества образцы работ
Психология образцы работ
Экология образцы работ
Педагогика образцы работ
Гражданское право образцы работ
Социальное обеспечение образцы работ
Юридическая психология образцы работ

  1. Резервы на оплату отпусков, выплату вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год. Л.В. Карпович, "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", № 3, март 2007.
  2. Уголовный кодекс РФ за 10 лет применения. А.Н. Игнатов, "Российская юстиция", № 6, июнь 2006.
  3. Пенсия за счет работодателя. С. Андрианова, "Практическая бухгалтерия", № 5, май 2006.
  4. Порядок индексации пенсий за выслугу лет, назначаемых гражданам, уволенным с военной службы. А.С. Сливков, А.И. Землин, "Право в Вооруженных Силах", № 12, декабрь 2005.
  5. К вопросу об исчислении выслуги лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. В.М. Корякин, "Право в Вооруженных Силах", № 10, октябрь 2005.
  6. Социальные пенсии и пенсии за выслугу лет: порядок оформления и выплаты. Л.Ю. Грудцына, А.В. Макаров, "Адвокат", № 9, сентябрь 2005.
  7. Министерство юстиции России за 200 лет. 1802-2002 гг.. Факты, события, лица. В.Д. Сысоев, "Журнал российского права", № 9, сентябрь 2002.
  8. Исчисление специального трудового стажа. выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. А.С. Назаров, "Гражданин и право", № 7, 8, июль, август 2001.
  9. Право на пенсию за границей. С. Шенкман, "Новая адвокатская газета", N 17, сентябрь 2012 г.
  10. О зачете в выслугу лет периодов службы в федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации. А.В. Боголюбов, "Право в Вооруженных Силах", N 7, июль 2012 г.
  11. Исчисление выслуги лет в органах внутренних дел с 2012 года. О. Заболонкова, "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2012 г.
  12. Порядок выплаты надбавки за выслугу лет работникам федеральных государственных органов. И.Ю. Колосова, "Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
  13. Граждане, уволенные с военной службы, не приобретшие права на пенсию за выслугу лет, получат государственную поддержку. комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ. В.М. Корякин, "Право в Вооруженных Силах", N 9, сентябрь 2011 г.
  14. Изменения в подсчёте стажа судьи при решении вопроса о назначении ежемесячного пожизненного содержания и особенности подсчёта стажа работы судьи при установлении доплат за выслугу лет
  15. Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 17.10.2009 № 818 "Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих". А. Беляев, "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", № 12, декабрь 2009.
  16. Комментарий к постановлению Правительства РФ от 17.10.2009 № 818 "Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих". О.И. Волкова, "Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", № 12, декабрь 2009.
  17. Исчисление среднемесячного заработка при определении пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего. Е.А. Соболева, "Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2009.
  18. Исчисление среднемесячного заработка при определении пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего. Е.С Конева, "Отдел кадров бюджетного учреждения", № 12, декабрь 2009.
  19. Выплата надбавки за выслугу лет гражданскому персоналу в системе МВД. О. Заболонкова, "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 7, июль 2009.
  20. Некоторые вопросы приобретения права на пенсию за выслугу лет и исчисления общего трудового стажа при назначении пенсии за выслугу лет. Р.А. Закиров, "Право в Вооруженных Силах", № 11, ноябрь 2008.
  21. Формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в налоговом учете. В. Семенихин, "Финансовая газета. Региональный выпуск", № 32, август 2008.
  22. О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии гражданам, уволенным с военной службы, подвергшимся радиационному воздействию. Р.А. Закиров, А.А. Кондаков, "Право в Вооруженных Силах", № 5, май 2008.
  23. Комментарий к указу Президента РФ от 19.11.2007 № 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации". "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", № 1, январь 2008.

Свяжитесь со мной, если вам нужна консультация по этой теме или сопровождение.

Гладышева Марина Михайловна

Спасибо, ваше сообщение отправлено

В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками консультации. Если Вас все устроит, то мы начнем работать.

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

Читайте также: