Пенсионер узбекистана сегодня имеет право на работу

Узбекистан является высокоразвитым государством, расположенным в Центральной Азии. Важной частью его внутренней политики признано обеспечение социального благополучия граждан страны. Это выражается в предоставлении им определенных гарантий со стороны государства.

Так, в частности, определенная категория лиц из числа граждан этой страны имеет право на пенсионное обеспечение. Согласно сведениям узбекских статистических органов, в 2020 году получателями пенсии являются более 3 миллионов человек. Это составляет порядка 10% от общего числа населения. Среди них около 2 миллионов граждан являются пенсионерами по старости.

Бесплатно по России

Законодательная база

Порядок назначения, расчета и выплат пенсий регулируется в Узбекистане законодательно. Основным нормативно-правовым документом является Закон РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» № 938 – XII. Данный акт был принят 03 сентября 1993 года, то есть еще на начальных этапах формирования узбекистанских государственных и правовых институтов.

Рассматриваемый закон, действующий почти 30 лет, неоднократно подвергался изменениям. Однако основополагающие его положения остаются практически неизменными. Со стороны узбекистанских политиков, экономистов и общественности неоднократно звучат предложения о развитии и совершенствовании пенсионной системы в стране, что потребует значимых законодательных инициатив.

Кроме государственного пенсионного обеспечения, представляющего собой определенные социальные гарантии со стороны государства, в Узбекистане действует программа формирования накопительных пенсий.

Данный вопрос регулируется нормами Закона РУз «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» № 702-II от 02 декабря 2004 года. Следует отметить, что накопительная система в данной стране является одной из наиболее успешных в СНГ, что подтверждается, в частности, незначительным количеством изменений, вносимых в данный нормативный акт.

Во сколько лет выходят на отдых узбекские пенсионеры

В отличие от многих других стран, которые ранее входили в состав бывшего Советского Союза, здесь на протяжении всего периода независимости не наблюдалось сокращения численности населения. Напротив, демографический прирост в стране один из самых высоких в Центральной Азии.

Данная ситуация предполагает, что пенсионная система Узбекистана не имеет столь значимой нагрузки по сравнению со странами с более возрастным населением. Кроме прочего, это является причиной того, что здесь за последние годы еще ни разу не повышался возраста выхода на пенсию, хотя обсуждение этого вопроса имеет место быть даже на высшем официальном уровне.

В соответствии с законодательством пенсионный возраст в Узбекистане у женщин составляет 60 лет.

Как и во многих других постсоветских странах у мужчин в Узбекистане возраст выхода выше, чем у женщин. Так, официально установленный возраст для них составляет 65 лет.

Особенности формирования выплаты

При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.

Так, кроме прочего, к ним следует отнести:

  • военную и приравненную к ней службу;
  • индивидуальную трудовую деятельность;
  • отпуска по уходу за ребенком;
  • обучение в учебных заведениях по очной форме.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Так, установлено, что право на назначение пенсии возникает при наличии стажа 20 лет (для женщин) и 25 лет (для мужчин). При этом допускается получение пенсионных выплат и при неполном стаже. Однако размер обеспечения в данном случае будет прямо пропорциональным отработанному периоду. При этом минимальный стаж не может быть менее 5 лет. Если гражданин проработал меньше 5 лет, то право на пенсию у него не возникает.

Также отдельные категории граждан могут рассчитывать на государственное обеспечение на льготных основаниях. Иными словами, необходимые требования по стажу для них снижены. Перечень соответствующих профессий утвержден законодательно.

Представители профессий, связанных с горнодобывающей промышленностью, работники летного состава, творческая интеллигенция, а также спортсмены имеют право на назначение им выплат вне зависимости от достигнутого ими возраста, а на основании выслуги лет.

При определении размера пенсионного обеспечения учитывается доход гражданина за весь период его трудовой деятельности и размер соответствующих отчислений. Таким образом, размер содержания узбекистанских пенсионеров разнится в зависимости от стажа трудовой деятельности и их заработка в этот период.

Виды пенсий

Помимо пенсий по возрасту в Узбекистане установлены и иные виды пенсионных выплат, предусмотренных законом. Разберем подробнее.

Накопительная

Действующее законодательство устанавливает как обязательное, так и добровольное страхование для формирования накопительных пенсий.

Они формируются за счет:

  • обязательных и добровольных ежемесячных взносов со стороны работодателей и самих работников;
  • процентов, которые начисляются на денежные средства, находящихся на индивидуальных пенсионных счетах граждан;
  • иных поступлений.

Накопительная пенсия начинает выплачиваться гражданам с момента, когда у них возникает право на государственное пенсионное обеспечение. Следует отметить, что граждане вправе самостоятельно определять порядок получения денег. Так, это могут быть как выплаты, осуществляемые в течение выбранного периода, так единовременная выплата всей накопившейся суммы. Также в случае смерти застрахованного лица право на его накопления возникает у наследников.

По инвалидности

В зависимости от степени утраты трудоспособности и нарушений здоровья гражданам может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Всего их три. Однако на соответствующую пенсию могут рассчитывать только инвалиды I и II групп.

Законом установлено, что если лицо получило инвалидность в результате увечья, полученного при исполнении трудовых обязанностей, или профессионального заболевания, то оно имеет право на выплаты вне зависимости от количества лет стажа. Однако если нетрудоспособность возникла по причине общего заболевания, то пенсия назначается только при наличии достаточного количества отработанных лет.

В данном случае необходимое количество лет стажа пропорционально возрасту получения инвалидности. Соответствующую таблицу содержит ст. 17 Закона РУз «Об обязательном пенсионном обеспечении граждан».

Примеры:

  1. Гражданин получил инвалидность в 23 года. Соответственно, чтобы рассчитывать на выплаты, он должен иметь не менее 3 лет стажа.
  2. Гражданин стал инвалидом в 50 лет. Выплаты ему положены при наличии стажа 14 лет.

Пол при определении возможности получения пенсии по инвалидности значения не имеет.

Выплата у работающих пенсионеров

Значительная часть узбекистанских пенсионеров продолжает работать после выхода на пенсию. При этом, помимо заработной платы, они получают пенсионные выплаты в полном объеме.

Какой размер пособий

Пенсионные выплаты осуществляются в стране в национальной валюте – сумах.

Средний размер пенсии в Узбекистане на май 2020 года был равен 747 480 сумов.

Минимальная пенсия по возрасту составляет 466 680 сумов. Для лиц, которые имеют неполный стаж, этот показатель равен 286 390 сумов.

Реформы в Узбекистане

Пенсионная система в Узбекистане неоднократно подвергалась изменениям. Одним из наиболее значимых из них за последние годы следует признать введение стопроцентной оплаты пенсий работающим пенсионерам. Данное изменение произошло с 1 января 2019 года. До этой даты пенсионеры, которые продолжали работать, могли рассчитывать только на половину от назначенной им пенсии.

Повышение выплат в 2020 году

На сегодняшний день известно, что власти Узбекистана приняли решение проиндексировать размер пенсионного обеспечения на основании . Размер индексации составит 10%. Прибавку узбекистанским пенсионерам следует ожидать с 1 сентября 2020 года.

Как живут узбекские пенсионеры

В целом, на фоне многих азиатских стран узбекские пенсионеры находятся в довольно выигрышной позиции, поскольку государство обеспечивает им необходимый минимум для жизни. Следует отметить, что во многих развивающихся странах пенсионное обеспечение полностью отсутствует.

В то же время размер пенсий, несмотря на периодические индексации, остается предельно низким даже по сравнению со многими другими странами СНГ. В этой связи многие пенсионеры продолжают трудиться и после выхода на пенсию. Решение же выплачивать полный объем обеспечения работающим пенсионерам значительно улучшило их уровень жизни.

Интересное видео

Дополнительная информация о пенсионной системе Узбекистана в видео:

Заключение

Граждане Узбекистана имеют право на получение пенсионного обеспечения при достижении определенного возраста и наличии необходимого стажа. Размер пенсии относительно небольшой, однако власти страны осуществляют ряд действий, в том числе и индексации выплат, для улучшения уровня жизни и материальной обеспеченности узбекских пенсионеров.


В связи с реформами в социальной жизни Узбекистана, стала актуальной тема повышения пенсионного возраста. Сегодняшняя наша статья направлена на разъяснение приводящихся реформ в сфере пенсионного обеспечения, а также действующего законодательства в данной отрасли права.

Для того что бы дать вам разъяснение предложенным со стороны пенсионного фонда реформам мы дадим вам общие понятия о действующем пенсионном законодательстве Республике Узбекистан.

Основным нормативно-правовым актом в сфере пенсионного обеспечения является Закон Республики Узбекистан №938-XII от 3 сентября 1993 года «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН» .

В первую очередь стоит разобраться с видами пенсий. В Республике Узбекистан существует 3 вида пений:

- по случаю потери кормильца.

Гражданин имеющий право на несколько видов пений, может выбрать только один вид.

Самым распространённым видом пенсии является: пенсия по возрасту. С неё и начнём.

Пенсия по возрасту.

Право на пенсию по возрасту имеют:

мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Лицам, которые не имеют достаточного стажа работы, пенсии по возрасту назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу, при наличии не менее 7 лет стажа работы.

Пенсии при неполном стаже не могут быть ниже: 50 % (180 230 сум) минимальной пенсии по возрасту (360 460 сум [1] ) — для пенсий по возрасту.

Право на пенсию с уменьшением возраста на 10 лет независимо от места последней работы имеют:

- работники, которые были заняты полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда [2] :

мужчины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины — при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим стаж на подземных работах менее 10 лет у мужчин и менее 7 лет и 6 месяцев у женщин, за каждый полный год этих работ пенсионный возраст снижается на 1 год.

Работникам, проработавшим — мужчины не менее 5 лет, женщины не менее 3 лет 9 месяцев — на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии назначаются с уменьшением возраста на 1 год за каждый полный год такой работы;

- отдельные категории артистов цирков и концертных организаций при стаже творческой работы не менее 20 лет.

Право на пенсию с уменьшением возраста на 5 лет независимо от места последней работы имеют:

- инвалиды войны и приравненные к ним лица;

- работники, которые были заняты полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда:

мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Работникам, проработавшим — мужчины не менее 6 лет 3 месяцев, женщины — не менее 5 лет на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии назначаются с уменьшением возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

- матери инвалидов с детства, воспитавшие их до восьмилетнего возраста, — при стаже работы не менее 20 лет. При назначении пенсии наравне с родными детьми учитываются пасынки и падчерицы, если женщина воспитывала их не менее 5 лет до достижения ими возраста 8 лет;

- учителя специализированных образовательных учреждений для детей — инвалидов, домов «Меҳрибонлик», военных академических лицеев, воспитательных колоний при наличии специального стажа работы не менее 25 лет;

- врачи и средний медицинский персонал специализированных медицинских учреждений при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах;

- социальные работники, которые были непосредственно заняты обслуживанием престарелых, инвалидов и одиноких граждан :

мужчины — при наличии специального стажа работы не менее 25 лет;

женщины — при наличии специального стажа работы не менее 20 лет.

Женщины , имеющие стаж работы не менее 20 лет, приобретают право на пенсию по достижении 54 лет.

Право на пенсию с уменьшением возраста на 15 лет имеют больные гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональные карлики:

мужчины — при стаже работы не менее 20 лет;

женщины — при стаже работы не менее 15 лет.

Обратите внимание! Лица, высвобожденные в связи с изменениями в технологии, организации производства и труда, сокращением объемов работ, повлекших изменение численности (штата) работников или изменение характера работ, либо ликвидацией предприятия и признанные безработными, имеют право на пенсию:

мужчины — по достижении возраста 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины — по достижении возраста 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Пенсия исчисляется в следующим порядке:

Размер пенсии складывается из:

базового размера пенсии: для пенсий по возрасту — 55 процентов среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии, но не менее 100 % официально установленной минимальной пенсии по возрасту (360 460 сум);

повышения пенсии за стаж работы : пенсии по возрасту — на 1 процент среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии;

надбавок к пенсии :

а) инвалидам войны I группы — 150 процентов минимальной заработной платы (276 450 сум [3] );

б) инвалидам войны II группы — 125 процентов минимальной заработной платы (230 375сум [4] );

г) инвалидам I группы по зрению — 100 процентов минимальной заработной платы(184 300 сум [5] );

д) инвалидам I группы — 75 процентов минимальной заработной платы (138 225 сум [6] );

е) одиноким инвалидам II группы — 50 процентов минимальной заработной платы (92 150 сум [7] );

ж) участникам войны и приравненным к ним лицам — 50 процентов минимальной заработной платы (92 150 сум [8] );

з) лицам, работавшим и выполнявшим воинские обязанности в тылу в период войны 1941 — 1945 годов, — 30 процентов минимальной заработной платы (55 290 сум [9] );

и) родителям и не вступившим в новый брак вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, — 30 процентов минимальной заработной платы (55 290 сум [10] );

к) лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Узбекистан, — от 100 до 150 процентов минимальной заработной платы в зависимости от заслуг(от 184 300 до сум [11] ).

л) артистам, имеющим право на льготную пенсию, независимо от возраста, — 75 процентов минимальной заработной платы (138 225 сум [12] );

м) артистическому и художественному персоналу театрально-концертных организаций, профессорско-преподавательскому составу и концертмейстерам учебных заведений, занятых подготовкой творческих работников театрального и музыкального искусства — 50 процентов минимальной заработной платы (92 150 сум [13] );

В стаж работы засчитываются:

а) любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

При исчислении стажа работы в колхозе за период после 1965 года, если член колхоза не выполнял без уважительных причин установленного минимума трудового участия в общественном хозяйстве, учитывается время работы по фактической продолжительности.

Работникам, занятым творческой деятельностью, стаж работы устанавливается правлениями творческих союзов, начиная со дня опубликования или первого публичного исполнения или публичного показа произведения данного автора, при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

б) военная служба и пребывание в партизанских отрядах и соединениях, служба в органах государственной безопасности и в органах внутренних дел;

в) служба в военизированной охране, в органах специальной связи и в горноспасательных частях независимо от ведомственной подчиненности;

г) индивидуальная трудовая деятельность, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном подсобном, дехканском (фермерском) хозяйстве, при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

д) время ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе (по заключению лечебного учреждения);

е) очное обучение в высших образовательных учреждениях, аспирантуре, институте стажеров-исследователей-соискателей, институте старших научных сотрудников-соискателей, базовой докторантуре, докторантуре и клинической ординатуре, в том числе за границей;

ж) время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности;

з) период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, но не более 10 лет;

Порядок назначения пенсии:

Пенсии назначаются районными (городскими) отделами внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее ПФ).

Заявление о назначении пенсии подается работникам через администрацию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы.

Администрация в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформляет необходимые документы о стаже и заработке и вместе с поданным заявлением и своим представлением направляет их в районный (городской) отдел ПФ по месту жительства заявителя. Если работнику, обратившемуся за назначением пенсии, отказано в представлении к назначению пенсии, ему сообщается об этом в письменной форме с указанием причин отказа.

В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением администрации об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в районный (городской) отдел ПФ.

Отделы ПФ обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсий, а также содействовать заявителю в получении необходимых документов.

Отделы ПФ имеют право требовать соответствующие документы от предприятий, организаций и отдельных лиц, а в необходимых случаях проверять обоснованность их выдачи.

Предприятия и организации несут установленную законодательством ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный ему вследствие несвоевременного представления документов к пенсии (перерасчету пенсии) или представления документов, содержащих недостоверные сведения.

Документы о назначении пенсии рассматриваются не позднее 10 дней со дня их поступления.

Пенсия назначается со дня достижения пенсионного возраста, если обращение за пенсией последовало не позднее шестидесяти дней со дня возникновения права на нее. Пенсия назначается пожизненно;

Перерасчет пенсий производится в случаях:

представления пенсионером дополнительных документов, влияющих на размер пенсии (о стаже работы и заработке до назначения пенсии и другие);

изменения группы инвалидности;

изменения числа членов семьи, получающих пенсию по случаю потери кормильца;

изменения размеров минимальной заработной платы;

Пенсионеры могут обращаться за перерасчетом пенсии в любое время после возникновения права на нее.

Пенсии налогом не облагаются.

В Апреле 2018 года на сайте Внебюджетного пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан был опубликован проект Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения .

В начале проекта приводится статистические данные.

После чего, предлагается внедрение следующих изменений:

- Разработать и утвердить Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» в новой редакции.

- Внедрение программного комплекса «Пенсия», позволяющего исключения стереотипов бумажного документооборота.

- Предоставить право на получение всеми работающими пенсионерами пенсий в полном размере.

- Увеличить размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов.

- В вести пособия в фиксированных размерах лицам с инвалидностью III группы.

- Предусмотреть увеличение размера пенсии за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на 2 % от среднемесячного заработка.

- Установить надбавки к пенсиям женщин, имеющих право выхода на пенсию в 54 года, но оформивших пенсию позже общеустановленного возраста.

- Увеличить размер среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии с 8-кратного до 12-кратного минимального размера заработной платы, установленной законодательством на дату, с которой назначается пенсия.

- Предоставить право гражданам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим необходимого трудового стажа, уплаты в разовом порядке сумму страховых взносов в Пенсионный фонд за каждый недостающий месяц стажа при расчете государственных пенсий.

- Предоставить право работающим супругам уплаты из доходов в виде оплаты труда дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд за неработающих жен (мужей) на добровольной основе.

- Увеличить минимальный требуемый стаж (7 лет) для назначения пенсии по возрасту до 10-15 лет.

- Поэтапно повысить пенсионный возраст с доведением до среднемирового уровня (для мужчин и женщин составляет 62 года).

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.

Добрый день! Я работал в Узбекистане с самого начала своей трудовой деятельности. В девяностых переехали в РФ. С этого года выхожу на пенсию. Сейчас получил ответ от ПФР, что периоды работы в Узбекистане не засчитываются, так как не предоставлены сведения, подтверждающие страховой стаж, также в некоторых местах ссылаются на не читаемую печать. Я изучил немного вопрос и узнал, что между РФ и Узбекистаном, а также другими странами СНГ заключено соглашение, согласно которому гражданам выплачивается пенсия по законодательству страны, в которой живет гражданин. Стаж, из другого государства СНГ равнозначно засчитывается, и не важно в период СССР или уже после (сотрудник ПФР сказал устно, что после СССР вообще без вариантов зачесть стаж). По законам РФ основным документом, подтверждающим стаж является трудовая книжка. Согласно Соглашения стаж должен учитываться весь, который был в Узбекистане. Устно заявили в ПФР, что направили в Узбекистан запрос о подтверждении моей работы в период СССР, но ответа от них нет. Правомерно ли поступают в ПФР, не засчитывая мой стаж в Узбекистане?

10 Января 2019 15:46

Ответы юристов ( 3 )


Какой у Вас период трудовой деятельности в Узбекистане? Напишите даты, или хотя бы года.

1. Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется Соглашением от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения

В соответствии со ст. 1 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств — участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно п. 1 ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года (с последующими изменениями и дополнениями) № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, стаж Вам обязаны засчитать.

2. Что касается документов, подтверждающих осуществление трудовой деятельности в Узбекистане. Какие документы есть в наличии?

Вот позиция Пенсионного фонда по этому вопросу:

В случае утраты документов пенсионные фонды принимают комиссионное решение об исчислении заработной платы по документам, косвенно подтверждающим фактический заработок работника.

К ним могут быть отнесены учётные карточки членов партии, комсомола, профсоюза и партийные, комсомольские, профсоюзные билеты, расчётные книжки (расчётные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учётных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Указанный порядок установления среднего заработка предусмотрен совместным письмом Министерства труда и социального развития и Пенсионного фонда от 27 ноября 2001 года № ЛЧ-6-27/9704…
http://www.pfrf.ru/branches/ea.

Устно заявили в ПФР, что направили в Узбекистан запрос о подтверждении моей работы в период СССР, но ответа от них нет.

Обязательно потребуйте от ПФ РФ письменный ответ. Если получите отказ (а на практике чаще всего так и случается), то стаж работы в Узбекистане можно будет установить только в судебном порядке на основании имеющихся у Вас документов и вышеуказанного отказа Пенсионного фонда.

Если возникнут какие-либо вопросы — обращайтесь.

С уважением, Юдакова Е.А.

письмом Министерства труда и социального развития и Пенсионного фонда от 27 ноября 2001 года № ЛЧ-6-27/9704

принимают комиссионное решение об исчислении заработной платы

При чем здесь исчисление заработной платы, речь о другом в вопросе, ПФР РФ направил запрос о подтверждении осуществления трудовой деятельности. т.е. периодов работы.

В вопросе ясно указано

не предоставлены сведения, подтверждающие страховой стаж, также в некоторых местах ссылаются на не читаемую печать.

В Узбекистане с 1971 до 1999, в РФ с 2000 по 2018.

Стаж обязаны засчитать в период существования СССР или и после, до 1999 года?

Есть трудовая книжка.

Письменный отказ уже есть, где сказано, что невозможно засчитать в стаж периоды работы в Узбекистане, так как не предоставлены документы, подтверждающие страховой стаж — такой ответ по всем периодам после 91 года. До 91 года кое-где еще добавляют, что не читаемая печать, или что-то дописано другой ручкой.

Гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
http://www.pfrf.ru/branches/ea.

Исходя из этой позиции пенсионного фонда, стаж обязаны засчитать до 1999 г.

Если письменный отказ уже есть, то у Вас только один вариант — суд.

Указанное Вами предложение вырвано из контекста целой статьи http://www.pfrf.ru/branches/ea.

Ключевым моментом указанной статьи является тот факт, что в случае утраты документов пенсионные фонды принимают комиссионное решение по проблеме заявителя по документам, косвенно подтверждающим тот или иной факт.

Надеюсь, я смогла это донести это до автора вопроса.


Ответ нужно получить, хотя бы такой, что сведений нет, это необходимо для обращения в суд с иском, так как в таких случаях единственным вариантом является обращение в суд с исковыми требованиями о признании периодов осуществления трудовой деятельности в спорный период и подтверждения факта осуществления трудовой деятельности.

Так, в соответствии со статьей 264 Гражданского процессуального кодекса РФ:

1. Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В соответствии со статьей 268 гражданского процессуального кодекса РФ:

Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение

Т.е. нужно получить все же ответ об отсутствии сведений подтверждающих периоды трудовой деятельности в Узбекистане,, получить официальный отказ ПФР РФ о включении этого периода в страховой (трудовой) стаж и обращаться с иском в суд.

Т.е. нужно получить все же ответ об отсутствии сведений подтверждающих периоды трудовой деятельности в Узбекистане,, получить официальный отказ ПФР РФ о включении этого периода в страховой (трудовой) стаж и обращаться с иском в суд.

Получается, этот ответ уже есть.

А ответ из Узбекистана так и не пришел?

Сотрудник ПФР сказала, что не пришёл. Письменного ответа по этому поводу нет.

Пусть выдадут Вам ответ, подайте им заявление в порядке федерального закона, а они ответят, что на их запросы ответы не были даны, это нужно будет в суде предоставить.

заявление подайте согласно — Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ

То есть письменного ответа о том, что периоды не засчитаны, недостаточно? Дополнительно нужен ответ для суда, что они не получили ответа на запрос?

Верно, суду либо предоставляют полученный ответ, что сведения не сохранились к примеру, но если такового не поступило нужно от ПФР РФ, что запросы направлялись. но ответа не было получено.

Суду нужно доказать условия по закону, а они таковы:

ГПК РФ Статья 265. Условия, необходимые для установления фактов, имеющих юридическое значение

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

т.е. невозможность получения сведений и попыток их получения нужно показать суду, чтобы он удостоверил необходимый факт.

Хорошо. Многое понял. Осталось два вопроса.

1. Получается период работы после распада СССР ПФР должен сам подтвердить согласно адм.регламента, если у него сомнения в моей трудовой?

2. И я, в настоящий момент являюсь гражданином РФ, имею право на учет стажа в период работы в Узбекистане с 91 по 99 год?

Он должен направить запрос для подтверждения данных периодов, что и сделал.

По стажу, он подлежит включению, вот еще один пример решения суда:

Репина Г.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее – ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска, пенсионный орган) о включении периода работы в общий страховой стаж, перерасчете пенсии. В обоснование иска указала, что обращалась в ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 22 мая 2017 года ей отказано во включении в общий страховой стаж периода её работыс 01 декабря 1991 года по 15 ноября 1994 года в ***, поскольку факт работы на территории Республики Таджикистан за вышеуказанный период не подтвержден компетентным органом иностранного государства.

Правомерно ли поступают в ПФР, не засчитывая мой стаж в Узбекистане?

Пока нет ответа на запрос, а также в судебном порядке за Вами не признано право на включение данного периода трудовой деятельности в трудовой стаж, они поступают так, как велят им установленные правила, т.е. правомерно.

Вот пример судебного решения по ссылке:http://www.garant.ru/products/.

У Вас есть основной документ — трудовая книжка, желательно, если еще имеются свидетели лица которые с Вами работали в данный период, если их нет то без свидетелей можно обратиться в суд.

Но нужен ответ на запрос, необходимо связаться с адресатом в Узбекистане уточнить поступал к ним запрос или нет, когда будет дан ответ, если они подтвердят отсутствие сведений уже готовиться к суду.

Пенсионный фонд же сейчас руководствуется

приказом Минтруда и соцзащиты РФ

от 19 января 2016 года N 14н

Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению - http://docs.cntd.ru/document/4.

Приказом Минтруда и соцзащиты РФ

от 17 ноября 2014 года N 884н

Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» -http://docs.cntd.ru/document/4.

Можете с ними ознакомиться пройдя по ссылкам.

Именно согласно указанным порядкам и был направлен запрос для дополнительного подтверждения, на что они имеют полное право.

Но нужен ответ на запрос, необходимо связаться с адресатом в Узбекистане уточнить поступал к ним запрос или нет, когда будет дан ответ, если они подтвердят отсутствие сведений уже готовиться к суду.

Не известно, куда ПФР направлял запросы. Я работал во многих организациях, и большинство не существует в настоящий момент.

Ответ нужно получить, хотя бы такой, что сведений нет

Есть ответ, что не засчитаны периоды из трудовой по следующим причинам… и там пишется одно и тоже по каждому периоду из трудовой «не предоставлены документы, подтверждающие страховой стаж» и по некоторым периодам написано «печать не читается, не предоставлены документы, подтверждающие страховой стаж»

В таком случае возьмите справку из ПФР РФ о том, что на запросы не были даны ответы и обращайтесь в суд, выше я привел Вам статьи закона ГПК РФ и пример решения суда.


Евгений, добрый день! Действительно, как Вы указали, вопросы учета трудового стажа, полученного на территории иностранного государства — участника СНГ для назначения пенсии регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Заключено в г. Москве 13.03.1992). Отвечая на Ваши вопросы стоит отметить следующее: 1. В соответствии с ч. 2. ст. 6 данного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССРза время до вступления в силу настоящего Соглашения. Таким образом, в соответствии с Соглашением равнозначно засчитывается стаж, полученный Вами на территории Узбекской ССР и стаж, полученный Вами на территории независимого Узбекистана до момента подписания настоящего Соглашения. В соответствии со ст. 11 Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств — участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств — участников Содружества без легализации. В связи с этим для назначения пенсии в РФ действительно достаточно только предоставления трудовой книжки. Между тем, подтверждение пенсионных прав в РФ, особенно в случаях зачета трудового стажа, полученного на территории иностранного государства — это как правило длительная административная процедура, поскольку в случае наличия у территориальных органов ПФР сомнений относительно подлинности записей в трудовой книжке или иных документах, подтверждающих трудовой стаж, наличия не читаемых или плохо переводимых данных, территориальный орган вправе осуществить соответствующий запрос. В целях более оперативного решения данного вопроса, я настоятельно рекомендую Вам самостоятельно обратиться в архивы тех предприятий на которых Вы осуществляли трудовую деятельность за соответствующими справками-подтверждениями, а параллельно обратиться в пенсионный орган Узбекистана, причем желательно это сделать через гражданина Узбекистана по доверенности, это же доверенное лицо может помочь собрать и справки с предприятий. Это значительно ускорит процесс. Обращение не только в пенсионный орган, но и на предприятия где Вы трудились позволит собрать более подробную инфо о Вашем трудовом стаже, и исключит вероятность того, чтобы в пенсионный фонд Узбекистана может представить неполные сведения. Полученные документы Вы сможете легализовать на территории РФ путем проставления апостиля. И самостоятельно представить в ПФР. Самостоятельное получение документов избавит Вас от бюрократических проволочек.

Читайте также: