Пенсионеры не дают работать молодым учителям

Молодым везде у нас дорога? Совсем недавно писали о проблемах неопытных педагогов, а с какими проблемами или дискриминациями сталкиваются седовласые учителя? Будем разбираться.

Пенсионная реформа наделала немало шума. Правительство России приняло решение: выход на пенсию для мужчин в 65 лет, для женщин — в 63. Да и правительства других стран не отстают, постоянно поднимая пенсионный возраст.

Каково это — строить подростков, которые годятся во внуки? Как это — ежедневно собираться на работу вместо заслуженного отдыха? И самое главное: как не отстать от молодых, более шустрых коллег и оставаться не только заслуженным, но и востребованным учителем? С такими задачами ежедневно сталкиваются педагоги предпенсионного возраста.

Немного статистики: средний возраст российского педагога — 52 года. При этом доля учителей от 50 до 60 лет составляет в среднем треть педагогических коллективов, а десятая часть работающих учителей приходится на пенсионеров старше 60.
В Европе в образовательных заведениях принято уходить на пенсию в 60–65. Но для работающих с учениками младших классов более жесткие требования. Здесь возрастной ценз до 40 лет. Среди стран СНГ пока только в Азербайджане педагогов старше 65 лет стараются выпроводить на пенсию.

Стоит ли работать учителю на пенсии или нет? Вопрос неоднозначный. Например, у одной из наших коллег в школе была учитель физкультуры, любовно называемая всеми Дмитриевной, дама глубоко за 50 лет. Она даже сейчас даст фору на гимнастике любой старшекласснице, хотя ей уже слегка за 70. Такой учитель — лучшая реклама ЗОЖ и физкультуры.

Но бывает и так, что с одышкой учителю сложно произнести тему урока, а стопка тетрадей становится неподъемным грузом. В таком случае и правда лучше уйти на пенсию.

Сильные и слабые стороны учителя пенсионного возраста

Родители и более молодые коллеги думают, что пенсионера в школе держит только зарплата или страх одиночества. Хотя администрация констатирует, что к очевидным достоинствам такого учителя относят:

    Опыт. За десятилетия педагогической деятельности такой учитель застал столько реформ и инноваций, что ничто новое не пугает его. Да и свой предмет изучил вдоль и поперек. Для него нет белых пятен в школьной программе, он не боится выходить за рамки.

Достижения. У него есть ученики-победители олимпиад, авторы научных работ, рекордсмены по количеству набранных баллов на ЕГЭ и т.д. Именно поэтому опытных педагогов часто выбирают для репетиторства.

Сосредоточенность на работе. Учительница предпенсионного возраста не уйдет в декрет, у нее внезапно не заболеет ребенок. Да и сама вряд ли резко поменяет школу в середине учебного года. Так что раз взялась вести детей, значит сделает это ответственно и качественно.

  • Выше ответственность. Чтобы там ни говорили, а советское образование и закалка конкретно затачивали человека под специальность и сферу работы. Опытные учителя вряд ли на уроке будут делать селфи или переписываться в чатах с друзьями. Если они на работе, то значит на работе. И точка.
  • Как угнаться за молодежью?

    Чтобы пенсионеру самому чувствовать себя комфортно среди более молодых коллег, советуем:

      Следить за стилем. Знаем: денег мало, детям-внукам помогать надо и т. д. Но внешний вид учителя, особенно пенсионера, рассматривается учениками и их родителями под лупу. Пара юбок или брюк, блузы или рубашки — и вы неотразимы. Главное, чтобы вещи были целы, выглажены и современно выглядели.
      Как это сделать в рамках ограниченного бюджета, мы рассказывали на вебинаре «Имидж современного учителя».

    Перестать жаловаться. Возраст, болезни, седина, скачущее давление могут мешать преподавать и нести умное, доброе, вечное. Но пересказывать коллегам свою историю болезни, делиться сплетнями из очереди в поликлинике точно не стоит.
    Но не стоит и молчать, как партизан, если стало плохо. Работа в школе — не каторга, а вы — не раб, прикованный цепью. Трудовой подвиг на фоне гипертонического криза никому не нужен.

    Долой экскурсы в историю. «Вот в наше время/Теперь молодежь и т. д» — все эти лирические отступления неинтересны и только подчеркивают ваш возраст. Подобные заметки могут быть интересны на уроках истории в рамках той темы, очевидцем который были. И все.
    Старайтесь вести урок точно по плану. Если и делаете отступление, то только чтобы рассказать интересный факт по теме занятия.

    Не бояться новинок. Не признавать интерактивных досок и требовать им взамен кусок мела побольше. Порицать электронные дневники, не разобравшись в их преимуществах и возможностях — ошибки, которые могут допустить опытные педагоги. Хотя должны понимать, что современное образование использует все методы, чтобы быть эффективным для детей, а не удобным для пенсионерки Марьи Ивановны. Согласны?
    Чтобы подружиться с инновациями, смотрите вебинары и читайте блог ЦРТ «Мега-Талант».

    Объективно оценивать свои силы. Если вы утром с трудом поднимаетесь с кровати и буквально волочете ноги в «любимую» школу, то зачем мучить себя, коллег и детей.
    Седовласому педагогу с солидным педстажем на пенсии реально зарабатывать репетиторством в комфортным условиях дома. И никуда спешить не надо, и контакт с детьми не прекращается — одни плюсы.

    Но если вы просыпаетесь до будильника, «живете» своей работой и горите педагогикой, то не спешите в отставку. Кто тогда будет воспитывать новых Менделеевых или Перельманов?

    Вам слово: как вы считаете: до скольких лет учитель может работать в школе? Делитесь рекордами педстажа собственными или коллег. Интернет должен знать своих героев.

    Путь в "общество знаний" начинается с учителя в обычной школе. За годы кризиса в стране стало на 100 тысяч педагогов меньше. Меняется ли ситуация сейчас? Об этом рассказывают наши собст венные корреспонденты.

    Выпускник без языка

    В Иркутской области, по данным регионального департамента образования, 1 сентября приступили к работе 31 233 педагога. При этом в муниципалитетах не хватает свыше полутысячи учителей. Острее всего ощущается нехватка преподавателей английского языка - до сих пор открыты около ста вакансий.

    Иркутский государственный лингвистический университет в этом году выпустил 115 учителей английского языка. Однако работать в школы пошли далеко не все.

    - Из 13 студентов, которые проходили целевое обучение, в школы устроились 9 человек (двое юношей ушли в армию, две девушки вышли замуж за военных), - пояснила Ирина Волог жина, начальник учебного управления вуза. - Среди тех, кто обучался на общих основаниях, многие не скрывали, что не собираются заниматься педагогикой - уж слишком невысокие зарплаты. Да и проблемы с жильем не решаются из года в год. Понятно, что молодые педагоги устраиваются там, где предлагают лучшие условия. Не хватает и учителей русского языка, математики, физики, информатики, химии. Последствия кадрового голода уже начинают сказываться на качестве обучения. Минувшей весной ученики трех учебных заведений в Нижнеилимском районе, не прошедших аккредитацию, едва не оказались без аттестатов о среднем образовании. Тогда комиссия службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области установила, что качество образования в этих школах не соответствует стандартам. На протяжении нескольких лет ученикам не преподавали химию, иностранный язык и черчение.

    В результате в Заморской и Дальнинской школах выпускные экзамены прошли в традиционной форме, а учебные учреждения обязали пройти повторную аккредитацию. Ученики Соцгородокской школы - неаккредитованной по начальному, основному и среднему уровням образования - сдавали экзамены в соседней Видимской школе, расположенной в 30 километрах.

    Лирики без физики

    В Ростове-на-Дону количество учителей, которые пойдут в этом году работать в школы Ростовской области, в региональном министерстве образования уточнить затруднились, сказав, что такие данные появятся лишь в середине сентября.

    Что же касается числа выпускников педвузов и колледжей, которые, получив педагогический диплом, идут работать по профессии, то подобной информацией областное минобразование не располагает вообще. Как пояснила "РГ" помощник министра Татьяна Зенкова, отследить ситуацию очень сложно, так как сейчас выпускников на работу никто не распределяет. А следовательно, и не отслеживает.

    Несмотря на то, что пединститут Южного федерального университета и педагогические колледжи каждый год выпускают не одну тысячу специалистов, учителей в Ростовской области не хватает. Все дело в том, что все молодые специалисты, окончив вуз, пытаются устроиться на работу в городские школы, и там на свободные вакансии уже существует серьезный конкурс. На селе же детей учить некому.

    Вот что рассказала "РГ" специалист отдела образования Дубовского района Татьяна Грузденко:

    - Особенно не хватает преподавателей химии и биологии, русского языка, в двух школах очень нужен учитель физики. В одной из них физику сейчас преподает пенсионер, который уже пятый год никак не может уйти на пенсию, потому что нет замены. В другой школе физику ведет директор школы, который одновременно учит детей информатике. Но как администратор он не имеет права брать слишком много учебных часов, да и вообще такая большая нагрузка во вред административной работе.

    В основном возраст педагогов либо предпенсионный, либо пенсионный. В одной из районных школ девять педагогов - пенсионеры. Это очень большой процент.

    Ректор же Южного федерального университета Владислав Захаревич считает, что молодым учителям в сельских районах не всегда дают работать, потому-то они и уезжают в город.

    - Когда министр образования и науки России Андрей Фурсенко встречался в Ростове со студентами ЮФУ, одна четверокурсница пединститута встала и сказала: "Я хочу работать учителем, но для меня в школе не нашлось места", - вспоминает он. - Действительно, порой педагоги пенсионного возраста, особенно на селе, не торопятся уходить с работы, потому что не видят возможности прожить на маленькую пенсию, особенно если еще надо помогать детям и внукам. Поэтому и держатся за свое место. Так что кадровые проблемы в образовании в первую очередь надо решать, улучшая качество и уровень жизни людей.

    На вакансии, как на амбразуры

    В Хабаровском крае начнут новый учебный год около десяти тысяч школьных педагогов. Учительский цех "омолодился" на 390 "свеженьких" специалистов, ведь сегодня каждый пятый работающий в образовании - пенсионер. Есть даже семидесятилетние.

    О старении кадров давно сокрушаются управленцы, приняв специальную программу целевой подготовки педагогических кадров. Благодаря ей в этом году получили направления в школы края 230 выпускников педвузов, обучавшихся за казенный счет.

    - Проблема закрепляемости в отрасли образования очень остра, - признал министр образования края Андрей Базилевский.

    Он видит причину в том, что "школьная зарплата" ниже средней в крае. Кадровые дыры образуются не только в отдаленных селах, но и совсем рядом с городами. И тем не менее, по словам министра, в школах края нет предметов, которые бы вообще не велись. Вопрос лишь в том, кто их ведет. На вакансии предметников, как на амбразуры, идут добровольцы с самыми лучшими побуждениями - не дать школьнику почувствовать себя недоучкой. Так, в Верхнебуреинском районе 15 процентов учителей ведут предметы, не соответствующие их дипломной специальности.

    -Учитель географии у нас преподает рисование. Направляли учиться "целевиков", но из пятнадцати вернулось девять, - сетует начальник отдела образования Татьяна Гермаш. В Комсомольском муниципальном районе прибытие молодого учителя такой праздник, что глава Александр Коломыцев лично встречает его и вручает ключи от жилья.

    Самый дорогой для бюджета ученик - из глубинки. В Николаевске-на-Амуре один школьник обходится вдвое дороже, чем хабаровский, а в Охотском районе - втрое. Чтобы добраться до поселка Арка, где компактно проживают эвены, надо полтора часа ехать от райцентра Охотска на машине, а потом еще два пилить на моторке по морю или лететь вертолетом. В непогоду это путешествие может растянуться на дни. По этой причине приезжих кадров в национальном селе давно не ждут, обходятся доморощенными. Так надежней.

    Все 26 учителей, которые 1 сентября пришли в среднюю школу Арки, закончили ее же. В новом учебном году здесь ожидают семь молодых специалистов, направленных от села по целевому обучению.

    -В этом году впервые на базе аркинской школы будут экспериментировать - обучать детей английскому языку дистанционно. Есть специальные программы для проверки произношения.

    -Если опыт будет удачным, внедрим "дистанционного учителя" в других отдаленных и северных школах,- пообещали в министерстве. Но не во всех. Уж больно дорогое это удовольствие - получать образование по Интернету.

    Как удержать молодых

    В Санкт-Петербурге первого сентября в классы школ вошли 72 761 учитель, - сказала корреспонденту "Российской газеты" заместитель председателя комитета по образованию Санкт-Петербурга Наталья Заиченко. - Вакантных мест практически нет.

    А ведь не так давно дефицит составлял до тысячи мест! Сегодня учительский состав Северной столицы молодеет. Педагоги до 30 лет составляют более 18 процентов. В среднем в год приходит от 400 до 500 выпускников педагогических колледжей и педагогического университета.

    Как же в Петербурге стараются привлечь и удержать молодых учителей?

    - Выпускники вузов, пришедшие на работу в школу, получают подъемные средства в размере 13 635 рублей, - говорит Наталья Алексеевна, - а обладатели "красных" дипломов получают по 18 180 рублей.

    Кроме того, молодой учитель в течение первых трех лет своей работы имеет право на льготный проездной билет с 50-процентной скидкой. Это чисто петербургская инициатива. Как и программа обеспечения работников образовательных учреждений доступным жильем. Ее участниками становятся молодая семья или одинокий молодой человек в возрасте до 30 лет, работающий в школе.

    Если он отработал пять лет, то имеет право на льготы при покупке жилья. Если выплатит тридцать процентов от стоимости квартиры, то остальные семьдесят может выплачивать в рассрочку в течение десяти лет. При этом дается субсидия в размере пяти процентов, если учитель отработал в школе пять лет. Причем он будет заинтересован продолжать трудиться в школе, потому что за каждый год он будет получать субсидию по одному проценту от общей стоимости квартиры за каждый год. Со стажем работы уменьшается и размер первоначального взноса, и сумма субсидий. Таким образом, учитель с десятилетним стажем работы внесет первоначальный взнос в размере 20 процентов и получит 10 процентов субсидии. Подчеркнем, что въехать в новую квартиру он сможет уже после внесения первого взноса.

    Сейчас учителей в стране около 1,5 миллиона. За последние десять лет их стало меньше на 100 тысяч человек. Число школьников за это же время снизилось на 8 миллионов.

    Что мы знаем о российском учителе? Почти 90 процентов профсообщества - женщины. "Учительница первая моя" стопроцентно дама, но с большой вероятностью и второй, и третий учитель окажутся представительницами прекрасного пола. Для сравнения: во Франции в средней школе 57 процентов женщин, в Великобритании и Гонконге - 53, в Германии - 46, в Японии - 32. Почти 40 процентов учителей работают на селе, треть - в городах - миллионниках и областных центрах, столько же - в более мелких городах и поселках городского типа.

    В российских школах подавляющее большинство учителей перешагнули порог пенсионного возраста, но не спешат уходить на заслуженный отдых. Сложившаяся ситуация не может не волновать — с одной стороны она говорит о необходимости продолжать работать пенсионерам в связи с мизерными пенсиями, с другой — о недостатке мест для новых кадров, что не дает возможности молодым учителям показать свой потенциал и обновить систему образования в целом.


    Работа на пенсии — привычка или вынужденная мера?

    Педагогический состав большинства школ представлен учителями предпенсионного возраста. Но как показала практика, только единицы отправляются на заслуженный покой после отработки обязательного 25-летнего стажа. Такое положение вещей объясняется отнюдь не учительским рвением остаться на своем месте, продолжать воспитывать молодое поколение, а низким уровнем страховых пенсий.

    Средняя зарплата учителя в России составляет около 41 тыс. руб., тогда как в некоторых регионах показатель еще ниже, а по законодательству установлено, что пенсионер может получить всего 30% от зарплаты.

    Поэтому совсем неудивительно, что учителя, вышедшие на пенсию, вынужденно продолжают работать, чтобы сохранить привычный уровень жизни.


    Выслуга лет по-новому

    Воспитание подрастающего поколения, формирование их мировоззрения и обучение различным наукам ложится на плечи школьных учителей. Подготовка к занятиям отнимает много времени, поскольку нужно не только преподнести материал детям, но сделать его интересным и запоминающимся. При этом индивидуальные особенности учеников необходимо учитывать и проводить дополнительные консультации, чтобы выявить и устранить пробелы в материале.

    Дополнительно учителям назначают особые задания (например, навестить учеников и оценить их домашнюю обстановку, пообщаться с родителями и организовать праздники/экскурсии), которые напрямую влияют на уровень зарплаты.

    Невероятная нагрузка сказывается на здоровье педагогического коллектива школы, поэтому учителя получили право на досрочную пенсию. Согласно ч. 1 п. 19 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» рассчитывать на пенсию по старости, независимо от возраста, могут лица, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей в течение 25 лет. Начиная с 2019 года, действуют новые правила выхода на пенсию по выслуге лет для учителей. Все положения закреплены в ст. 7 Федерального закона № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

    После наработки необходимого количества лет выйти на пенсию можно не сразу, а через определенное время.

    Повышение будет происходить постепенно: 2019 год — +12 месяцев, 2020 — + 24 месяца, 2021 — +36 месяцев, 2022 — +48 месяцев, 2023 — +60 месяцев. В общей сложности повышение составит от 1 до 5 лет, в зависимости от того, когда учитель наработает свой стаж. Если педагог заработал право на досрочную пенсию в 2019 году, то оформить ее он имеет право только в 2020 году, а те, перешагнет отметку 25 лет стажа в 2021 году, смогут подать документы в Пенсионный Фонд в 2024 году.


    Перспективы для учителей-пенсионеров и школы в целом

    Социальные данные, сформированные на базе опросов учителей со всех регионов страны, показывают, что правительству стоит больше внимания уделять вопросу пенсионного обеспечения работников образования. Более 98% респондентов выразили недовольство уровнем государственной пенсии, а 90% — продолжат свою работу, чтобы обеспечить себе достойный уровень жизни. Большинство учителей склоняется к тому, что улучшить ситуацию поможет развитие дополнительных способов формирования пенсионных накоплений.

    Но главная роль отводится, конечно же, государству, которое должно создать соответствующую законодательную базу.

    Если учителя смогут обеспечить себе безбедную старость, собственноручно создавая подушку безопасности, то они с радостью выйдут на пенсию в указанный срок и уступят дорогу молодым педагогам. Выпускники педагогических ВУЗов владеют новыми методиками и технологиями, которые позволяют ученикам эффективнее справляться с поставленными задачами.

    Поэтому качество образования напрямую зависит от уровня заработной платы и пенсионного пособия учителей, которые не будут засиживаться в классах до глубокой старости, чтобы хоть как-то обеспечить себе нормальную жизнь.


    Методики обучения стремительно меняются, а старшее поколение не успевает их осваивать. Чтобы жизнь в образовательных учреждениях кипела, а качество обучения повышалось, необходимо пересмотреть пенсионную реформу и увеличить выплаты учителям. Тогда при достижении 25 летнего стажа педагоги будут уходить на заслуженный отдых, передавая эстафету молодым специалистам.

    Учителя, воспитатели — социально-значимые профессии, государство поддерживает работников различными «плюшками»:

    • привилегия для работников образования;
    • социальные льготы учителям и воспитателям;
    • государственные программы, конкурсы, награды.

    В чем суть этих льгот и бонусов? Как учителю стать участником государственной программы? Разбираемся подробно. ▼

    9 привилегий для всех работников образования:

    • сокращенная рабочая неделя (18-36 часов);
    • увеличенный отпуск 42- 56 дней (в регионах Крайнего Севера — до 80 дней);
    • разрешена работа по совместительству: можно сочетать две или более должностей в одном или нескольких организациях;
    • предоставляется отпуск за свой счет на срок до 1 года с сохранением места согласно Закону об образовании (но не чаще, чем раз в 10 лет);
    • досрочный выход на пенсию по достижении 25 лет стажа вне зависимости от возраста;
    • доплаты за звания, классное руководство, проверку тетрадей, проведение ЕГЭ, ГИА и другие дополнительные работы. Например, с 1 сентября 2020 года за классное руководство учителю полагается доплата 5 000 руб;
    • дотации на приобретение профессиональной литературы. Ежемесячные выплаты вместе с заработной платой. Размер выплаты на усмотрение администрации образовательного учреждения. Минимально 100 руб. в месяц;
    • стимулирующие выплаты молодым специалистам: единовременная выплата, оплата переезда для работы в сельской местности;
    • право на предоставление жилья из специализированного фонда или субсидии на приобретение. В первом случае учителю предоставляется служебная жилая площадь, если у него ее нет в местности, где он работает. В случае субсидии, некоторые регионы оплачивают 70% от стоимости готового жилья или строительства.

    Социальные бонусы учителям и воспитателям

    • Льготы на оплату коммунальных услуг для учителей и воспитателей, которые живут или работают в посёлках/сёлах/городах с населением до 50 тыс. жителей.
    • Отопление (центральное/твердым топливом), освещение — бесплатно.
    • Если учитель или воспитатель переезжает на новое место работы в сельскую местность, транспортные расходы ему компенсирует государство — частично или полностью.
    • Программа льготного ипотечного кредитования «Молодой учитель» ставка кредита от 7,3%.
    • Приоритет в получении места в детском саду или школе для ребёнка штатного сотрудника этого образовательного учреждения.
    • Компенсация части расходов на проезд. В Москве, например, это 15% от оклада.

    «Молодой учитель» и его льготы

    Необходимые требования для получения статуса «молодой специалист»:

    • возраст до 35 лет (реже — до 30 лет);
    • среднее профессиональное или высшее образование, полученное в аккредитованном государством учебном заведении
    • в течение 3 месяцев (иногда — до 1 года) после окончания учебного заведения специалист обязан устроиться по профессии в государственное образовательное учреждение.


    Доплаты к заработной плате «молодому специалисту» в сельской местности (не облагаются налогом):

    • Единоразовая выплата от 20 000 до 100 000 руб. в зависимости от региона;
    • ежемесячная доплата («подъёмные») — до 40% от оклада в течение 3-х лет.

    Для получения выплат необходимо заключить трудовой договор с государственным образовательным учреждением не менее, чем на 5 лет.

    Программы для улучшения условий жилья:

    • Господдержка для приобретения жилья в сельской местности. 70% от стоимости жилья (готового или строительства) государство может компенсировать;
    • льготные ипотечные кредиты. Фиксированной ставки нет. У банков, сотрудничающих с Агентством ипотечного жилищного кредитования, свои программы;
    • безвозмездное предоставление жилья в сельской местности нуждающимся в нормальных жилищных условиях.

    Молодой специалист по закону не должен проходить испытательный срок при приеме на работу.

    Государственные программы:

    Земский учитель

    В рамках этой программы учителям предоставляется единовременная выплата 1 млн руб. при переезде в сельскую местность или города с населением до 50 тыс. человек.


    Условия для участия:

    • среднее профессиональное или высшее образование, квалификация «Учитель»;
    • возраст до 55 лет;
    • участие в программе на срок не менее 5 лет.

    Каждый регион имеет право устанавливать собственные дополнительные требования к участникам.

    На сайте программы вы можете увидеть, в каких регионах требуются учителя, по каким предметам.



    Учредители этого всероссийского конкурса:

    • Министерство образования и науки Российской Федерации,
    • Федеральное агентство по образованию,
    • ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации,
    • ЗАО «Издательский дом «Учительская газета».

    Цель конкурса: поддержка и поощрение работы талантливых специалистов, обмен опытом лучших учителей России, повышение престижа профессии.


    Принять участие могут учителя государственных и частных учреждений, которые работают по общеобразовательными программам.

    Победитель конкурса получает должность общественного советника Министра образования и науки РФ сроком на один год. Участники финала награждаются почетными дипломами, нагрудными знаками «Учитель года» и подарками.

    Обратите внимание: есть альтернативный негосударственный конкурс «Учитель года». Участие платное: от 99 руб. за диплом участника, до 1200 руб. за кубок.

    «Воспитатель года России»

    Всероссийский профессиональный конкурс проходит при поддержке Общероссийского Профсоюза образования и Министерства просвещения РФ.


    Конкурс направлен на:

    • профессиональное и личностное развитие;
    • поддержку талантливых воспитателей;
    • распространение лучших практик;
    • повышение престижа профессии;
    • развитие творческой инициативы работников дошкольного образования.

    Победитель конкурса получает ведомственную награду Министерства просвещения РФ.

    «Учитель для России»

    Общественное движение, основанное в 2015 году. Реализуется в семи регионах РФ: Калужской, Тамбовской, Воронежской, Новгородской, Нижегородской, Новосибирской областях, в Ямало-Ненецком АО.


    • высшее образование в любой сфере, или среднее профессиональное — педагогическое;
    • переезд в регион программы на 2 года;
    • обучение в Летнем институте в течение 5 недель.

    Участник после прохождения отбора получает:

    • возможность выбрать регион и школу, где он будет работать;
    • поддержку куратора и методиста;
    • стипендию 20 000 руб. в месяц помимо заработной платы;
    • компенсацию части аренды жилья 15 000 руб.

    По окончании программы участник получает диплом «Высшей школы экономики» о профессиональной переподготовке.
    Кураторы помогают определиться с дальнейшей карьерой — остаться работать с детьми, быть методистом, открыть собственное дело в сфере образования.


    Учитель будущего

    Конкурс работает в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».


    Участвуют команды учителей от 3-х человек из одной школы. Педагогический стаж и преподаваемый предмет значения не имеют.

    Команды, которые пройдут тестирование, получают доступ к электронным библиотекам и вебинарам.

    Для финалистов — программы совершенствования профессионального мастерства с наставниками в сфере науки, методистами ведущих образовательных учреждений России.

    «Моя страна — моя Россия»

    В этом большом проекте сотрудничают:

    • Министерство науки и высшего образования РФ;
    • Министерство просвещения РФ;
    • Федеральная служба по интеллектуальной собственности;
    • Общероссийская общественно-государственная просветительская организация «Российское общество «Знание»;
    • Национальный фонд подготовки кадров, Федеральное агентство по делам молодежи.

    В составе проекта есть конкурсы и для молодых специалистов, и для учащихся, и для профессионалов с опытом.


    В 2020 году конкурс проходит по 20 профильным номинациям.

    Конкурсы проекта нацелены на обмен знаниями и наработками, выявление талантливой молодежи, помощь молодым работникам образования в реализации их идей. На основе материалов конкурса составляют базу для образовательных стандартов в будущем.

    В рамках проекта «Моя страна — моя Россия» проходит конкурс «Школьная проектная олимпиада»

    Ученикам она даёт возможность проявить себя и попробовать в новой деятельности. Победители крупных олимпиад могут поступить в ВУЗ по профилю олимпиады без экзаменов.

    Для учителей — это обмен опытом, денежные премии от руководства школы, повышение престижа школы.



    Внимание! Есть конкурсы, которые позиционируют себя как «всероссийские», а, по факту, продают дипломы участия. Дипломы подобных организаций не показывают профессионализм и достижения участника и не имеют никакой ценности.

    Работа в сфере образования — это постоянное профессиональное и личностное развитие, социальные преимущества, значимость дела.

    Лента новостей

    • 09:35 Массовое отравление хлором произошло в бассейне в Астрахани
    • 09:07 Красноярских школьников вернут на очное обучение
    • 08:22 Губернатор Приамурья заболел COVID-19
    • 07:52 Рейс «Аэрофлота» из Нью-Йорка в Москву задержан из-за сообщения о минировании
    • 07:16 Врач назвал самое частое последствие COVID-19
    • 03:13 Вакцины вызывают недоверие во Франции, Италии, Германии, США и Китае
    • 02:39 Медицинский чиновник из США назвал пандемию и вакцины «заговором России и Китая»
    • 01:58 Исследование: избегайте разговоров во время еды в ресторанах
    • 01:27 У личного адвоката Трампа оказалася положительный результат теста на коронавирус
    • 00:58 Индонезия получила первую партию вакцины от китайской компании Sinovac
    • 00:30 Встревоженные американские эксперты напоминают о важности ношения масок
    • 00:05 Еще 76 человек с COVID-19 скончались за сутки в Москве
    • вчера, 23:55 Иран готовится увеличить экспорт нефти в случае ослабления санкций
    • вчера, 22:38 Apple обещает бесплатно отремонтировать iPhone 11 при проблемах с экраном
    • вчера, 21:37 Организаторов концертов в Петербурге обязали сообщать число и возраст зрителей
    • вчера, 20:49 Корабль Dragon стартовал к МКС
    • вчера, 20:37 Власти Ирана подтвердили убийство ученого-физика с помощью спутника
    • вчера, 20:07 Экс-советник главы Росрыболовства экстрадирован с Кипра в РФ
    • вчера, 19:37 Политолог Соловей останется в СИЗО до понедельника
    • вчера, 19:08 В «Бутырке» умер фигурант дела о взятке чиновнику Минпромторга
    • вчера, 18:38 ГУВД сообщило о более 300 задержанных на акции в Минске
    • вчера, 18:10 Участники акции протеста в Кишиневе приняли резолюцию
    • вчера, 17:48 Сын Шумахера стал чемпионом «Формулы-2»
    • вчера, 17:18 На рынке в Ростове-на-Дону ликвидировано открытое горение
    • вчера, 16:48 Строительный кран упал с моста в Волгу в Самарской области
    • вчера, 16:43 Умер выдающийся историк Игорь Фроянов
    • вчера, 16:14 В Белоруссии задержаны более 40 участников акций протеста
    • вчера, 15:44 На совещании у Путина искали Михельсона и штатив
    • вчера, 15:15 Сотрудники кальянной в Москве заперли у себя журналистку за репортаж о нарушении карантинных мер
    • вчера, 14:44 На политолога Соловья завели дело о проведении несогласованной акции
    • вчера, 14:24 В Минске начались задержания участников акции протеста
    • вчера, 14:16 Автомобиль посольства Молдавии в РФ пытался провезти через границу партию анаболиков
    • вчера, 13:45 Полицейский в Москве ранил девочку из травматического оружия
    • вчера, 13:15 Собянин сообщил о необходимости привить в Москве от COVID-19 до 7 млн человек
    • вчера, 12:43 В МЧС назвали причину пожара в павильоне с пиротехникой на ростовском рынке
    • вчера, 12:27 Более 4 млн россиян не могут выехать за границу из-за долгов
    • вчера, 11:59 Силовики стягивают в центр Минска военную технику перед акцией оппозиции
    • вчера, 11:39 В России поставлен новый антирекорд по числу заболевших COVID-19
    • вчера, 11:25 Умер легендарный футболист Виктор Понедельник
    • вчера, 10:55 По мосту на остров Русский во Владивостоке открыли движение
    • вчера, 10:27 США признали россиян с Южных Курил японцами
    • вчера, 09:58 Кравчук предложил отключить Россию от SWIFT
    • вчера, 09:36 Захарова отреагировала на призыв США наложить мораторий на «Северный поток — 2»
    • вчера, 08:59 Опрос: новогодние желания детей не совпали с возможностями родителей
    • вчера, 08:38 В Ростове-на-Дону горит павильон с пиротехникой
    • вчера, 07:29 Минпромторг: дефицита вина перед Новым годом не будет
    • вчера, 06:23 В Одессе русский язык лишили регионального статуса
    • вчера, 02:26 Названа суточная доза мандаринов
    • вчера, 01:28 Time назвал 2020 год худшим в истории
    • вчера, 00:25 В Мурманской области 31 декабря объявлено выходным днем

    Все новости »

    Результаты опроса показывают, что педагоги предпочитают трудиться в школах после наступления пенсионного возраста, потому что не хотят терять доход. Однако собеседники Business FM отмечают, что причина не только в этом


    Фото: Сергей Красноухов/ТАСС -->

    Большинство российских учителей (84%) продолжат работать в школе после наступления пенсионного возраста из-за нехватки доходов, пишет РБК. Издание ссылается на опрос 40 тысяч преподавателей, который провели негосударственный пенсионный фонд «Сафмар» и Общероссийский профсоюз образования.

    Оставить работу означает резко снизить свой уровень жизни, отметила в беседе с Business FM заслуженный учитель русского языка и литературы из Москвы Валентина.

    «Я пенсионер, уже, наверное, третий год. Продолжаю работать учителем русского языка и литературы по многим причинам. Во-первых, потому что очень люблю свою работу. Во-вторых, на ту пенсию, которую я получаю после долгих лет работы, просто невозможно прожить. Хотя, честно говоря, очень обидно. Помимо того что я почетный работник образования России, я еще и кандидат филологических наук, но пенсия у меня ужасно маленькая, она не индексируется. Можно ли прожить на 16 тысяч рублей в месяц, которые я получаю? В нашей школе, например, очень много учителей-пенсионеров».

    Учителя не хотят уходить на пенсию не только из-за снижения доходов — большинство просто боятся скуки и бездействия, говорит директор московского центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский.

    — Никто не хочет уходить. Если учитель хорошо себя чувствует, занимается спортом, ведет здоровый образ жизни, уходить не хочет. Могу спросить: почему ты не уходишь? Мне отвечают: на пенсии скучно.

    — И, наверное, из-за дохода все-таки?

    — Про доход никто ничего не говорит.

    — А много у вас учителей пенсионного возраста?

    — Я и еще есть десятка три. И хорошо, что такие есть, конечно.

    Мнение Ефима Рачевского разделяет директор центра образования № 1409 в Москве Ирина Ильичева.

    Ирина Ильичева директор центра образования № 1409 в Москве «Нужно ли работать в пенсионном возрасте — вопрос риторический. Если у человека есть силы, если он действительно всю жизнь развивается, учится, это замечательно, когда люди старшего поколения остаются в школе. Соблюдается баланс: есть молодые специалисты, но в то же время и опытные. Пенсионный возраст — понятие относительное. Что касается зарплат педагогов, если говорить о московских школах, они достаточно высокие. Когда учитель покидает свое рабочее место и выходит на пенсию, происходит резкое снижение уровня его дохода, по этой причине есть желание продолжать работать. Но главная причина, на мой взгляд, заключается в том, что человек себя просто не представляет без работы. У нас есть несколько педагогов старшего возраста, которые являются фундаментом, мы их очень бережем. У людей, которые полны сил, энергии, еще миллион планов, я не вижу причин, почему они их не могут реализовывать».

    Для педагогов сохранился досрочный выход на пенсию: страховые выплаты назначаются не при достижении пенсионного возраста, а после приобретения не менее 25 лет выслуги.

    В рамках пенсионной реформы срок выхода на пенсию педагогических работников будет поэтапно увеличиваться, в общей сложности на пять лет — будет расти промежуток между выработкой специального стажа и реальным получением пенсии.

    Читайте также: