Пенсионная система россии контрольная работа

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Контрольная Пенсионная система России на современном этапе Тип работы: Контрольная. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 21.11.2016. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru:

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации и пенсионная реформа
§ 1.1 Современный этап развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации…………………………………………………………. 5
§ 1.2 Анализ деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации………………………………………………………………………..10
§ 1.3 Пути повышения эффективности пенсионной системы Российской Федерации……………………………………………………………………..…16
Заключение…………………………………………………………………….…23
Библиографический список……………………………………………………..25

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий государства для стабильного развития общества, так как оно непосредственно представляет интересы нетрудоспособного населения любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.
Достойное пенсионное обеспечение становится для государства все более непосильной задачей, что обусловлено объективными причинами: неблагоприятная демографическая ситуация, старение населения, теневые зарплаты, стагнация экономики и другие. Поэтому граждан постепенно подводят к мысли, что обеспеченная старость во многом зависит от них самих. Больше шансов получать достойную пенсию, а не пособие по бедности будет у тех, кто вместо заслуженного отдыха предпочтет работу, а также грамотно распорядится накопительной частью пенсии, не забывая делать в нее дополнительные взносы.
На сегодняшний день в России пенсионная реформа не только необходима, она неизбежна. В связи с чем, тема работы является актуальной в современных условиях развития экономики.
Вопрос о рассмотрении и изучении пенсионной реформы в Российской Федерации в настоящее время актуален. Нововведения в пенсионной системе включают в себя задачи, которые предполагают решить основные проблемы старой пенсионной системы:
– достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы;
– повышение уровня пенсионного обеспечения граждан;
– формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Целью данной работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации.
Задачи:
– изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
– рассмотреть отличия новой пенсионной системы от старой;
– изучить деятельность пенсионного фонда РФ и негосударственный пенсионных фондов;
– оценить состояние пенсионной реформы в настоящее время.
Актуальность данного исследования заключается в том, что с помощью данной работы можно выявить основные тенденции развития пенсионной реформы, а также дать оценку регулированию пенсионного обеспечения.
Структура работы: данная работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка.

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – № 237.
2. Азарова Е.Г. Новое в пенсионном обеспечении. – М.: Академия, 2013. – 182 с.
3. Алибеков Ш.И. Роль государственных социальных внебюджетных фондов в социальной политике страны/ Ш. И. Алибеков, Л. И. Салова; рец. С.В. Удахиной // Аудит и финансовый анализ. – 2010. – 331 с.
4. Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации // «Финансы и кредит». – 2012. – 222 с.
5. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Финансы и кредит»/ Н.Ю. Борисенко; Изд.-торг. корпорация «Дашков и К». – М: Дашков и К, 2009. – 572 с.
6. Волков А.Ф. Объективная необходимость пенсионной реформы: первые итоги // «Власть и управление на Востоке России». – 2011. – 265 с.
7. Желтова М.Ф. Оценка роли негосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумаг / М.Ф. Желтова // Молодой ученый. – 2013. – 122 с.
8. Захаров М.Л. Международные стандарты и российская пенсионная система / М.Л. Захаров // Журн. рос. права. – 2012. № 9. – 235 с.
9. Назаров А.С. Пенсионная реформа: правовые аспекты. // «Гражданин и право». – 2011. – 145 с.
10. Осипов А.Ю. Особенности пенсионной реформы в России: история, результаты и перспективы / Российское предпринимательство. – 2012. – 65 с.
11. Пенсионное обеспечение в России: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. Р.И. Еруслановой. – М.: «Дашков и Ко», 2010. – 608 с.









ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И РЕФОРМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

В пенсионной системе Российской Федерации на федеральном уровне существует два типа пенсий, которые следует различать по источнику их финансового обеспечения:

страховые пенсии, которые получает большинство пенсионеров в России вследствие уплаты в течение определённого периода времени страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования. Основной источник выплаты - средства, формируемые за счёт указанных страховых взносов. Установление пенсий данного вида производится в соответствии с ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016).

пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые выплачиваются за счёт средств федерального бюджета; системы (необязательное пенсионное страхование). Право на эти пенсии в силу других обстоятельств, определённых в ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (ред. от 01.07.2017) [2].

Работа Пенсионного фонда РФ проявляется в выполнении ряда функций, а именно:

1. Фискальная - аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

2. Перераспределительная - обеспечение нуждающихся граждан государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

3. Контрольная - контроль в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров [4].

В своей деятельности отделения ПФР подчиняются Правлению Пенсионного фонда РФ. Свыше 2 500 территориальных управлений ПФР ведут работу с населением и работодателями. В сферу деятельности Пенсионного фонда РФ входит: Установление и выплата трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Пенсионный фонд направил на выплаты пенсий в 2017 г. 5,25 трлн. руб., что на 744 млрд руб. больше, чем в 2016 г. Средний размер трудовой пенсии по старости в России на начало 2017 г. составлял 8510 руб., на 2016 г. – 9817 руб., а на начало 2015 г. – 10716 руб.

С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы и заработка до 01.01.2002, но и страховых взносов после указанной даты. С 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II и III группы. Данные нормы регламентируются Приказом Минтруда РФ от 19.01.2016 N 14н "Административный регламент предоставления Пенсионным Фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению"[3].

Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата лицам достигшим пенсионного возраста. Законом установлены следующие виды трудовых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при условии наличия не менее пятнадцати лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Отдельные категории граждан, указанные в статьях 30, 31, 32, Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 19.12.2016), имеют право на досрочное назначение страховой пенсии. Расчет страховой пенсии в 2017 году осуществляется по формуле: СП = ИПК * 78,58 + 4805,11. Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные инвалидами I, II или III группы в порядке, предусмотренном ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 01.06.2017). Размер страховой пенсии по потери трудоспособности рассчитывается так же, как и по старости. Отличие составляет размер фиксированной выплаты. Сумму пенсионных выплат можно определить следующим образом: СП = ИПК х СПК + ФВ, где: СП – размер страховой пенсии; ИПК – индивидуальный коэффициент пенсионера; СПК – стоимость коэффициента на день назначения пенсии; ФВ – фиксированная (базовая) выплата.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности). Виды: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.

Реализация пенсионной реформы является одной из главных задач нашей страны. То есть все пенсионные права, сформированные до 2015 года остались сохранены, и уменьшены быть не могут. Трудовая пенсия по старости становится разделена на две самостоятельные части — страховую и накопительную. С 2015 года при расчете страховой части пенсии было введено понятие «годовой пенсионный коэффициент», который показывает соотношение между фактическим официальным размером заработной платы работника и максимальной величиной зарплаты, с которой работодателем уплачиваются страховые взносы в Пенсионный Фонд России. Следовательно, чем выше зарплата, тем выше данный коэффициент. Максимальное его годовое значение равняется 10 [4].

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По итогам 2017 года количество граждан, которые воспользовались сервисами Личного кабинета на сайте Пенсионного фонда, составило 6,2 млн. человек. Это почти вдвое превышает аналогичный показатель 2016 года. В территориальных органах ПФР было создано 2,5 тыс. центров обслуживания, в которых предоставляются услуги по созданию учетной записи на портале госуслуг и подтверждению личности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

выросли требования по минимальному стажу для назначения пенсии — 15 лет;

государство берёт на себя ответственность только за страховую часть пенсии;

при недостатке стажа и пенсионных коэффициентов оформить пенсию гражданин сможет на 5 лет позже установленного законом срока.

Список использованных источников

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 –ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ.

2. ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016).

3. Беликова, Т.Н. Все о пенсиях. – СПб.: Питер, 2016, с.55.

4. Титов, Д. Откуда взять деньги на пенсии [Текст]/ Д.Титов// «Экономика и жизнь». - 2017. - №8 - с.17.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:39, контрольная работа

Краткое описание

Виды и структура трудовых пенсий
Нормами ч. 1 ст. 39 Конституции закреплено гарантированное государством право каждого на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца.
Реализация указанного права на трудовую пенсию осуществляется посредством применения норм Закона о трудовых пенсиях при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца) и наличии страхового стажа.

Оглавление

Глава I 2
Трудовые пенсии 2
Трудовая пенсия по старости 3
Трудовая пенсия по инвалидности 5
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца 7
Глава II 12
Государственные пенсии 12
Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим 13
Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей. 15
Условия назначения пенсий участникам Великой Отечественной войны. 17
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам. 17
Глава III 19
Расчет размера пенсий по новому пенсионному законодательству 19
Задачи 24
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

Контрольная ПСО.doc

- один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;

-родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;

- дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию. Члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Важно отметить, что трудовая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак. Законодатель защищает так же права усыновленных детей, которые имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении. Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти. Но имеется исключение, так при полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия в связи со смертью кормильца.

Пункт 12 ст. 9 Закона о трудовых пенсиях предусматривает правила выплаты тех средств, учтенных в специальной части ИЛС умершего кормильца в ПФР, которые предназначались для назначения ему накопительной части пенсии по старости либо для ее перерасчета с учетом дополнительных накоплений. Эти правила различаются в зависимости от того, сделал ли застрахованный распоряжение по поводу выплаты названных сумм. При наличии его заявления в ПФР накопленные средства выплачиваются конкретным лицам, указанным в этом заявлении, в долях, определенных застрахованным в его заявлении. При этом заявитель может назвать в своем распоряжении любых лиц безотносительно к тому, входят ли они в круг членов семьи, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. Не имеет значения также, являются ли эти лица родственниками застрахованного и отнесены ли они к тем родственникам, которым могут быть выплачены рассматриваемые средства при отсутствии волеизъявления умершего. Такие лица перечислены в п. 6 ст. 16 Закона о трудовых пенсиях, где определены правила выплаты накопленных средств при отсутствии заявления.

Названные средства выплачиваются в соответствии с правилами п. 12 ст. 9 и п. 6 ст. 16 Закона о трудовых пенсиях и в том случае, если в силу причин, установленных в п. 11 ст. 9 этого Закона, членам семьи назначается социальная пенсия или не назначается никакая.

Государственные пенсии

Пенсионное законодательство РФ, регулирующее пенсионное обеспечение военнослужащих, предусматривает несколько видов пенсий в зависимости от оснований возникновения права на пенсию.

Cт. 6 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (далее ФЗ №166) сказано, что право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные служащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

3.1) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) нетрудоспособные граждане.

Законодатель выделил 4 вида государственных пенсий:

1.Пенсия за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет может предоставляться только двум категориям граждан - федеральным государственным служащим (гражданским государственным служащим) и военнослужащим.

2. Пенсия по старости устанавливаются только одной категории граждан - пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

3. Пенсия по инвалидности может устанавливаться военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Поэтому, например, если инвалидность установлена федеральному государственному служащему (гражданскому государственному служащему), пенсия по инвалидности ему может быть установлена только по Закону N 173-ФЗ, т.е. трудовая пенсия по инвалидности.

4. Социальная пенсия представляется нетрудоспособным гражданам, к которым относятся инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом N 173-ФЗ.

5. Пенсия по случаю потери кормильца может устанавливаться членам семьи только двух категорий граждан - семьям погибшего (умершего) военнослужащего и семьям умершего гражданина, пострадавшего в результате радиационных или техногенных катастроф.

Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим

Пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим назначается при одновременном наличии трех условий:

-наличие стажа государственной службы не менее 15 лет;

-увольнение с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным ст.7 ФЗ №166;

-замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. Из этого правила сделано одно исключение: не требуется замещать должность федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением в том случае, если увольнение произошло вследствие ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Законом предусмотрены следующие основания увольнения с федеральной государственной службы:

1) ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах;

2) увольнение с должностей, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

3) достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;

4) обнаружившееся несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующему продолжению государственной службы;

5) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

Вышеуказанные граждане имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей.

Необходимо различать условия назначения двух видов пенсий - по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Пенсия по инвалидности может быть установлена самим военнослужащим, т.е. лицам, проходившим военную службу по призыву, в случае признания их инвалидами.

Пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по призыву из числа лиц рядового, сержантского и старшинского состава.

Следует иметь в виду, что пенсия по инвалидности и соответственно по случаю потери кормильца устанавливается не во всех случаях признания инвалидом или смерти кормильца. Необходимо, чтобы инвалидность или смерть кормильца были связаны с военной службой.

Инвалидность или смерть кормильца считается связанной с военной службой, если инвалидность (смерть) наступила в период прохождения военной службы или не позднее трех месяцев после увольнения с этой службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. При этом не имеет значения, из-за чего наступила инвалидность, т.е. связано ли это с исполнением воинских обязанностей или инвалидность наступила по другим причинам, в том числе от какого-нибудь несчастного случая. В данном случае причина инвалидности будет влиять только на размер пенсии, а не на право на пенсию. Аналогично обстоит дело и с пенсией по случаю потери кормильца.

Однако здесь существует одно исключение: если инвалидность или смерть военнослужащего связана с совершением им преступления, то этому военнослужащему либо соответствующим членам его семьи может быть назначена только социальная пенсия.

С учетом изложенного, при определении права на пенсию необходимо знать, когда в соответствии с законодательством начинается военная служба и когда она оканчивается.

С учетом изложенного выше, право на пенсию по инвалидности по нормам комментируемой статьи возникает при одновременном наличии двух условий:

-установление инвалидности (точнее - наличие одной из трех степеней ограничения способности к трудовой деятельности, а до 1 января 2004 г. - групп инвалидности);

1. Пенсионный фонд РФ и его функции

2. Пенсионная система сегодня

3. Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы

4. Механизм софинансирования

5. Рациональный подход

Список использованной литературы и ресурсов

Задумываться о том, как обеспечить собственную старость, некоторые граждане начинают незадолго до выхода на пенсию, большинство же не задумываются о размере будущей пенсии вовсе. Тем не менее, есть несколько способов заметно повлиять на ее размер и не рассчитывать исключительно на государство.

1. Пенсионный фонд РФ и его функции

Пенсионный фонд Российской Федерации - один из важнейших социальных институтов страны. ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Сегодня Пенсионный фонд - это государственное учреждение с особым статусом. Это единственный пенсионный фонд, принадлежащий государству, и являющийся страховщиком по обязательному пенсионному страхованию россиян. В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 120 000 специалистов.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций , в т. ч.:

учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.

персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

управление средствами пенсионной системы, в т. ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при ПФР сегодня аккредитованы 53 частные УК);

реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. С октября по декабрь 2008 года в Программу вступили свыше 800 000 россиян.

2. Пенсионная система сегодня

Суть ныне действующей пенсионной системы РФ - в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности россиян за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей:

базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы),

страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека);

накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Средний размер трудовой пенсии по старости за 2008 год увеличился на 953 рубля и на конец 2008 года составил 4902 рубля.

В 2009 году базовая часть трудовой пенсии будет увеличена дважды - 1 марта и 1 декабря - в общей сложности на 37,1%. Страховая часть пенсии будет проиндексирована с 1 апреля 2009 года на 15,6%. В результате, к концу 2009 года средний размер социальной пенсии не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера.

Сейчас в России идет создание пенсионной системы, отвечающей современным реалиям. У граждан, в том числе у нынешних пенсионеров, появляются новые возможности. Очень важно проводить разъяснительную работу с людьми, чтобы они эти возможности осознавали и пользовались ими.

3. Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы

Источниками финансового обеспечения пенсий являются:

федеральный бюджет в отношении пенсий гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, отдельным категориям лиц в связи с особенностями прохождения ими государственной службы (федеральным государственным служащим, депутатам, судьям, прокурорам и др.

Пенсионный фонд России - в отношении "трудовых" пенсий гражданам, работавшим по трудовому договору, по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг индивидуальным предпринимателям, членам производственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, лицам свободных профессий (писатели, композиторы, художники и т.п.) и другим гражданам, подлежащим государственному пенсионному страхованию.

Модель формирования государственного пенсионного страхования с поэтапным формированием накопления пенсионных прав предусматривает обеспечение сбалансированности доходов и обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации в течение переходного периода (до 2010 года).

Страховой взнос (налог) на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездный обязательный платеж, имеющий персонально целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии, эквивалентной сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.

За счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, будет осуществляться финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, а также базовой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

За счет сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации будет осуществляться финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии, а также страховой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Накопительная часть трудовой пенсии будет финансироваться за счет страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных на специальной части индивидуального лицевого счета.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования за счет части платежей в ПФР создан накопительный (не персонифицированный) резерв, который призван обеспечить безусловное выполнение обязательств государства перед застрахованными лицами при изменениях демографических и макроэкономических условий функционирования социально-экономической системы. Данный резерв формируется при возникновении профицита бюджета ПФР.

Средства накопительного резерва могут также формироваться за счет части доходов от размещения временно свободных средств.

Основными факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы, являются:

изменение механизма индексации пенсионных выплат в распределительной части пенсионной системы с целью доведения к 2010 г. среднего размера трудовой пенсии до 125-140% прожиточного минимума пенсионера и последующего поддержания ее покупательной способности на достигнутом уровне;

реформирование механизмов выхода на пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, на Крайнем Севере и за выслугу лет путем организации профессионального и территориального пенсионного страхования;

обеспечение разграничения обязательств по финансированию нестраховых периодов, надбавок, повышений и компенсационных выплат между Пенсионным фондом Российской Федерации и другими источниками, включая федеральный бюджет;

изменение механизма уплаты страховых взносов и исчисления пенсий для самозанятого населения путем введения для данной категории плательщиков системы фиксированных платежей в суммах, необходимых для обеспечения при выработке страхового стажа пенсии в размере установленной трудовой пенсии;

законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в этой связи обязательств за счет средств федерального бюджета.

Учитывая начало формирование в государственном пенсионном страховании накопления пенсионных прав и создание дополнительных стимулов для уплаты страховых/ взносов, необходимо рассмотреть в перспективе вопрос о перераспределении обязательств по уплате страховых взносов в накопительную составляющую трудовой пенсии путем перехода к их уплате работодателем и работником на приоритетной основе. При этом рост заработной платы и ее темпы должны превышать и опережать темпы роста ставки страховых взносов, приходящихся на работника.

4. Механизм софинансирования

С 1 октября 2008 года граждане получают возможность за счет государства увеличить свою будущую пенсию. Согласно закону "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" каждый желающий работник может обратиться в бухгалтерию с заявлением удержать из его зарплаты минимум 2 тыс. руб. в год. При этом на каждую 1 тыс. руб. государство обещает добавлять еще 1 тыс. руб., но не более 12 тыс. руб. в год. Аналогичные отчисления также может сделать гражданин, уже находящийся на пенсии. В этом случае каждая 1 тыс. руб. будет дополнена еще 4 тыс. руб. Таким образом, максимальная сумма государственной поддержки составит 48 тыс. руб. в год. Средства планируется расходовать из фонда национального благосостояния. Войти в систему софинансирования гражданин может в течение пяти лет, то есть до 1 октября 2013 года, государственная "добавка" будет поступать в течение десяти лет. В софинансировании может участвовать работодатель. Работающий пенсионер, решивший принять участие в софинансировании, обязан отказаться от назначения пенсии до ухода с работы.

Добровольные взносы должны дополнить накопительную часть пенсии, которой управляют государство, частные управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). О намерении участвовать в софинансировании будущий пенсионер сообщает в письменной форме своему работодателю. Большинство компаний являются агентами ПФР и передают туда заявления своих работников. Если у компании не заключен договор с пенсионным фондом, сотруднику придется обращаться в территориальное управление ПФР. Но даже если будущий пенсионер подал заявление 1 октября 2008 года, деньги на его накопительный счет поступят только в 2009 году. При этом в январе 2009 года будут переведены только его собственные средства.

Размер пенсии с учетом участия гражданина в системе софинансирования повысится, но незначительно. Если предположить, что будущий пенсионер откладывает по 1 тыс. руб. в месяц, то за десять лет с учетом государственных взносов он получит дополнительные 240 тыс. руб. Таким образом, в период дожития (19 лет) прибавка к пенсии составит чуть больше 1 тыс. руб. в месяц. Эти деньги дополнят накопительную часть, размер которой зависит от зарплаты. Например, при доходе в 50 тыс. руб. в месяц накопительная часть пенсии составит почти 4 тыс. руб. в месяц.

Рассчитанные доходы не учитывают прибыли от инвестирования. Например, в НПФ в среднем гарантированный доход составляет 4% годовых. На промежутке в 20 лет этот доход принесет дополнительные 500 руб. ежемесячно к накопительной части пенсии. Однако оценить эту величину управляющие пока не берутся.

При этом эксперты отмечают, что доходность по средствам, которые граждане будут инвестировать в рамках софинансирования, будет ниже, чем по отчислениям, которые граждане самостоятельно осуществляют в пенсионные фонды. Дело в том, что средства, отчисляемые в рамках софинансирования, пойдут в накопительную часть пенсии. Поэтому, по мнению участников пенсионного рынка, участвовать в системе софинансирования имеет смысл, если делать отчисления в сумме не больше 12 тыс. в год.

5. Рациональный подход

Несмотря на свободу выбора, большинство граждан никуда свои средства не переводят.90% пенсионных накоплений (362,9 млрд рублей) принадлежат так называемым молчунам, и распоряжается ими государственная управляющая компания ВЭБ. По данным за прошлый 2008 год, накопления "молчунов" выросли лишь на 7,8% при среднегодовой инфляции 10,7%. Куда удобнее и выгоднее обращаться - в УК или в НПФ, каждый выбирает сам. Заключив договорные отношения с НПФ, человек становится клиентом фонда, который сам занимается учетом и выплатой накопительной части пенсии. В УК ни о каком индивидуальном подходе речь не идет, компания даже не знает, чьи средства инвестирует. Независимо от того, кто управляет накопительной частью пенсии, она может быть унаследована, но если пенсия хотя бы раз была выплачена, наследники ничего не получат.

Если вдуматься, перевод накопительной части пенсии в УК или НПФ задачу увеличения будущей пенсии кардинально не решит. Даже с учетом системы софинансирования ее размер через 20 лет вряд ли может стать достаточным для нормального существования. Но, комфортный размер пенсии, который в будущем позволит человеку сохранить привычный образ жизни, составляет от 40 до 70% заработной платы. В некоторых европейских странах размер пенсии достигает 85 - 90% зарплаты. Понятно, что в данном случае уровень жизни человека падает не так заметно, как, скажем, у нас в стране. Максимум, на который в лучшем случае может рассчитывать россиянин, составляет 20-25% заработка.

Вывод напрашивается сам: чтобы обеспечить себя в старости, откладывать на нее надо уже с 20 лет. Тогда период накопления более длителен, а сумма регулярного взноса может быть меньше. Накопить на комфортную пенсию 30-летним проще, чем тем, кто спохватился лишь к 45. Поэтому и до появления системы софинансирования граждане откладывали деньги на спокойную старость. Добровольными пенсионными взносами занимаются НПФ. Еще один довод в пользу добровольного пенсионного страхования состоит в том, что накопленная сумма наследуется.

Срок, в течение которого граждане будут получать накопительную часть пенсии, законодательно не установлен (для выплат страховой части определен срок дожития 19 лет). Тем не менее, многие НПФ размещают на своих сайтах пенсионные калькуляторы - разумеется, с оговоркой, что расчеты носят информативный характер.

6. Основные различия между старой пенсионной системой и новой

В новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между группами с различным уровнем дохода;

новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;

новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но, в отличие от старой, она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;

новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;

в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

Список использованной литературы и ресурсов

1. Дегтярев, Г.П. Пенсионные реформы в России, Издательство: М.: Academia 2003 г.

2. Смирнов С.Н., Исаев Н.И. Сычева Л.И., Михайлов Л.В., Тимофеев Е.В., Марушкина Е.В. Пенсионная реформа: социальные и экономические аспекты. М., 2003.

3. Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. 2007

4. Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития // Страховое ревю. - 2006. - №3.

5. Газета "Ежедневные новости-Подмосковье", 25 ноября 2008 года

6. Газета "Коммерсантъ", 1 октября 2008 года

7. "Российская Бизнес-газета", 30 сентября 2008 года

8. "Российская газета", 23 сентября 2008 года

9. Журнал "Итоги", 6 ноября 2008 года

10. Журнал "Коммерсантъ-Деньги", 28 июля 2008 года

Читайте также: