Пенсионное и социальное обеспечение трудящихся мигрантов

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С. В. Старцева, М. С. Французова, Д. Ю. Русанова

В статье рассматриваются проблемы регулирования социальной защиты мигрантов в РФ. Выявляется специфика социальных рисков , которым подвергаются мигранты . Обосновывается необходимость подхода к организации системы социальной защиты мигрантов , которая направляется на предупреждение социальных рисков и на компенсацию последствий их наступления. Рассматривается неопределенная обстановка складывающиеся в сфере социального, медицинского и пенсионного страхования.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — С. В. Старцева, М. С. Французова, Д. Ю. Русанова

PROBLEMS OF MIGRANT SOCIAL SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the problems of regulating the social protection of migrants in the Russian Federation. Identifies the specific social risks faced by migrants . It justifies the need for an approach to the organization of the system of social protection of migrants , which is aimed at preventing social risks and compensating for the consequences of their occurrence. We consider the uncertain situation developing in the field of social, medical and pension insurance.

Текст научной работы на тему «Проблемы социального обеспечения мигрантов в РФ»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАНТОВ В РФ

С.В. Старцева, старший преподаватель

М.С. Французова, студент

Д.Ю. Русанова, старший преподаватель

Самарского государственного экономического университета (Россия, г. Самара)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы регулирования социальной защиты мигрантов в РФ. Выявляется специфика социальных рисков, которым подвергаются мигранты. Обосновывается необходимость подхода к организации системы социальной защиты мигрантов, которая направляется на предупреждение социальных рисков и на компенсацию последствий их наступления. Рассматривается неопределенная обстановка складывающиеся в сфере социального, медицинского и пенсионного страхования.

Ключевые слова: мигранты, социальная защита мигрантов, социальное обеспечение, миграция, социальные риски.

Одним из актуальных вопросов в сфере социальной политики РФ является включение мигрантов в систему социальной защиты. В настоящее время миграционные процессы занимают огромную роль как в социально-экономической, так и общественно-политической жизни страны. Численность мигрантов трудно оценить или посчитать, особенно когда значительная часть занята в неформальном секторе экономики.

Миграция - любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью перемены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих [1].

При осуществлении социальной защиты мигрантов следует учитывать множество факторов, способных оказать влияние на социально - политическую ситуацию. Следует принимать во внимание различия между видами миграции, такими как добровольная и вынужденная, постоянная и временная, трудовая и т.д. Подлежит обязательному учету также специфика социальных рисков, которым подвергаются ми-

гранты, характеризующийся внешними механизмами, обуславливающими их возникновение. Охватываются рисковые события, такие как достижение пенсионного возраста, инвалидность, болезнь, рождение ребенка и т.д., а также их последствия, выражающиеся в отсутствие или снижении дохода, либо несения повышенных социальных расходов, появлении необходимости в медицинской помощи или иных видах социального обеспечения. На мигрантов риски, оказывающие влияние обусловлены изменением места жительства, тем самым вызывающие необходимость жи-лищно-бытового устройства, оказания медицинской помощи и содействия занятости.

Следовательно, специфика социальных рисков, порожденных миграцией, заключается в их влиянии, как на население принимающего государства, так и на самих мигрантов. Указанные риски всегда характеризуются синергией, так как различные факторы и ситуации, связанные с их возникновением и реализацией, взаимно усугубляют друг друга. Этим объясняется необходимость комплексного подхода к организации системы социальной защиты мигрантов, которая сориентирована на предупреждение социальных рисков и нейтрализации их последствий. Комплексный подход к ее организации, проявляется в том, что защита мигрантов от социаль-

ных рисков может осуществляться в специальных и основных организационно-правовых формах социальной защиты в принимающем государстве.

Неопределенная обстановка складывается в сфере социального, медицинского, пенсионного страхования. Право на оказания медицинской помощи мигрантам содержатся в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [2] от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ и ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ [3]. Объем и порядок получения медицинского обеспечения зависит от их трудового и правового статуса. В этой области мигранты в РФ имеют:

- право на бесплатное получение первой помощи;

- право на бесплатную скорую медицинскую помощь;

- право на медицинскую помощь в рамках ОМС;

- право на получение родового сертификата;

законодательство в данной сфере предоставляет мигрантам фактически те же права, что и гражданам РФ, но лишь на определенное время и только постоянно проживающим иностранным гражданам. Данные возможности исключены из систем страхования временно пребывающим иностранным гражданам [4]. Также многим мигрантам и членам их семей не в полной мере доступны многие системы медицинского страхования по причине ценовой недоступности. Непреодолимой проблемой на пути приема детей мигрантов в дошкольные и школьные учреждения становится отсутствие медицинского полиса.

Еще одной сложностью можно назвать то, что зачастую работники-мигранты заняты в неформальном секторе и соответственно имеют более короткий трудовой стаж, это сказывается на размере их будущий пособий в системе социального страхования.

Проблемы существуют и в связи с компенсациями социальных рисков таких как старость, потеря кормильца, инвалидность. Их особенность заключается в том, что они реализуются в течении длительного

времени, вследствие этого могут быть выявлены сложности при реализации права на пенсионное обеспечение лицам, которые в течении жизни работали или проживали на территории нескольких государств [5].

В сфере пенсионного страхования Пенсионный фонд РФ заключает двухсторонние соглашения, тем самым позволяя мигрантам учитывать заработанные пенсионные права как в стране трудоустройства, так и в стране происхождения. Сотрудничество России с другими государствами в области взаимного пенсионного обеспечения строится на пропорциональном договоре и территориальном [6]. По первому договору каждая страна фиксирует приобретенные на ее территории все пенсионные права, независимо по законодательству какой страны назначается пенсия. По территориальному договору пенсионные права учитываются при назначении пенсии за границей, но сама пенсия назначается законодательством иностранного государства и за ее счет. Большинство договоров России с другими странами в области пенсионного обеспечения осуществляется на основе пропорционального договора.

Миграция порождает множество социально-экономических проблем, которые чрезвычайно тяжело разрешаются в современных условиях. Таким образом, миграционная политика в сфере социального обеспечения нуждается в совершенствовании. Важную роль в успешном решении задач в сфере миграции играют инструменты, с помощью которых государство регулирует миграционные потоки. Разумеется, над созданием такого инструментария в течение длительного времени работают многие государства. Только с помощью создания четкой миграционной политики, которая будет соответствовать как социально-экономическим, так и национальным интересам, можно достичь решения данных проблем. Процессы миграции всегда будут существовать и оказывать влияние на общество. Главной задачей социальных служб, встречающихся в своей работе с миграцией, является сведение к минимуму отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет.

1. Воробьева О.Д. Миграционный процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории РФ / Аналитический сборник РФ. 2003. 35 с.

2. Федеральный Закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» // Российская газета №297. 2006.

3. Федеральный Закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета №297. 2006.

4. Сулаймони Ш. Защита социальных и трудовых прав мигрантов на пространстве СНГ // Аналитический сборник РФ. 2012. С. 151.

5. Федорова М. Ю. Правовые проблемы социальной защиты мигрантов в решениях Конституционного суда в РФ // Труды института государства и права РАН. 2017. С. 118.

6. Агеева Е. В. Социальная защита мигрантов как фактор социальной интеграции // Baikal Research Journal. 2016. С. 6.

7. Акмалова А. А., Капицын В. М. Социальная работа с мигрантами и вынужденными переселенцами. М., 2008.

8. Старцева С.В., Секуняева М.В. Право на социальное обеспечение в система социально-экономических прав // Проблемы теории и юридической практики в России. 2016.

PROBLEMS OF MIGRANT SOCIAL SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

S.V. Startseva, senior lecturer M.S. Frenchuzova, student D.Yu. Rusanova, senior lecturer Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. The article deals with the problems of regulating the social protection of migrants in the Russian Federation. Identifies the specific social risks faced by migrants. It justifies the needfor an approach to the organization of the system of social protection of migrants, which is aimed at preventing social risks and compensating for the consequences of their occurrence. We consider the uncertain situation developing in the field of social, medical and pension insurance.

Keywords: migrants, social protection of migrants, social security, migration, social risks.


20 ноября, вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС. Согласно, которому трудящиеся стран ЕАЭС будут получать пенсию за периоды работы в других государствах союза. Таким образом, Россия будет выплачивать пенсии трудовым мигрантам из государств ЕАЭС за наработанный в нашей стране стаж.

Ранее из-за различий в пенсионных системах стран ЕАЭС пенсионные права трудовых мигрантов формировались не во всех странах этого союза. Если же такая практика и существовала, то трудящиеся при возвращении на родину не могли получать пенсию страны, в которой они работали.

Какие трудовые мигранты смогут получать пенсию в России?

Теперь в России будут формироваться пенсионные права трудовых мигрантов, граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Стаж, на основании которого они смогут претендовать на пенсию, должен быть приобретен легально. То есть граждане этих стран должны быть официально трудоустроены, а их работодатель должен отчислять за них все положенные налоги и выплаты.

Пенсии будут выплачивать не только трудовым мигрантам, которые остались проживать на территории России. Их перечислят и в том случае, если эти иностранные граждане переедут на ПМЖ в другое государство-член ЕАЭС (за исключением некоторых выплат).

Кроме того, согласно документу, право на пенсию имеют члены семьи трудящегося в случае его смерти. Оно устанавливается в соответствии с законодательством конкретного государства. Если при расчёте размер такой пенсии зависит от количества членов семьи, то учитываются все члены семьи.

Какие виды пенсий смогут получать в России трудовые мигранты?

По соглашению каждое государство будет платить пенсию в соответствии со своим законодательством.

В России под действие соглашения подпадают следующие виды пенсионных выплат:

страховая пенсия по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца;

фиксированная выплата (ФВ) к страховой пенсии, повышение или увеличение ФВ и доплата к страховой пенсии (если иное не предусмотрено соглашением; выплачиваются только при условии проживания трудящегося на территории России);

накопительная пенсия и другие выплаты за счёт средств пенсионных накоплений.

На каких условиях будет назначаться пенсия трудовым мигрантам?

Пенсии будет назначать и выплачивать государство, на территории которого трудовой мигрант приобрёл пенсионный стаж. При этом пенсионные права мигранта, порядок назначения ему пенсии и размер выплаты определяются на тех же условиях, что и для граждан этого государства.

Право на накопительную пенсию, трудовую (страховую) пенсию по инвалидности и по случаю потери кормильца устанавливается в соответствии с законодательством конкретного государства-члена ЕАЭС. Остальные виды пенсионных выплат могут быть установлены только при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы на территории государства, на пенсию которого претендует мигрант.

Государство, являющееся членом ЕАЭС, выплачивает пенсию трудящемуся исходя из его стажа работы, который он приобрёл на территории этого государства. Если окажется, что стажа работы, приобретенного на территории одного государства ЕАЭС, недостаточно для назначения пенсии в соответствии с его законодательством, допускается учёт стажа работы, который мигрант приобрёл на территориях других стран союза. Исключение составляет случаи, когда такой стаж работы совпадает по времени.

В России при установлении права на пенсию трудового мигранта величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды его стажа работы на территории РФ, а также на территории бывшего СССР. Если окажется, что величины коэффициента не хватает для назначения пенсии трудящемуся, ему учтут один пенсионный балл за один год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов ЕАЭС. При расчёте один месяц стажа будет составлять 1/12 часть коэффициента за год, а 1 день — 1/360 часть годового коэффициента.

Как трудовые мигранты могут получить пенсию?

Обратиться за назначением и выплатой пенсии трудовой мигрант может в пенсионные органы страны проживания или государства, где он был трудоустроен. В России подавать документы нужно в порядке, установленном российским законодательством.

Соглашением установлено, что при получении пенсии одного государства-члена ЕАЭС трудящийся может также получать пенсию другого государства-члена союза. Т. е. если человек приобрёл стаж у себя на родине, а затем переехал в другое государство на заработки, он может получать пенсии обоих государств, если его стажа будет для этого достаточно.

Получать пенсию трудовой мигрант может как на территории государства, её назначившего, так и на территории любого другого государства-члена ЕАЭС.

А.В. Березянская, студентка А.В. Довбыш

науч. рук., ассистент кафедры публичного права

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Участие России в международном рынке труда обусловлено целым рядом факторов.

В России число ежегодно прибывающих мигрантов увеличилось за последнее десятилетие в четыре раза - с 119 тыс. человек в 2004 году до 482 тыс. в 2013 году, хотя иностранных работников требуется обычно не больше 2% от численности занятых в экономике (это примерно 1,1 млн человека) [2].

В Дальневосточном федеральном округе на фоне непрекращающегося оттока коренного населения особенно ощутима дополнительная потребность в рабочей силе. В то же время сегодня у работодателей есть экономический интерес привлекать низкооплачиваемых работников из-за рубежа с целью снижения затрат на производство. Широкое использование нелегальных иммигрантов является угрозой рынку труда, проявлениями которой являются: уход от налогов; работодатели, сбивающие цену рабочей силы; полное бесправие в области охраны труда; отсутствие трудовых договоров, документов и прочее. Между тем ввиду сложностей с получением необходимых документов сами трудовые мигранты не стремятся легально фиксировать свое пребывание в нашей стране. Такие сложности с законным оформлением зачастую толкают трудящихся идти на нелегальный найм со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями как для государства, так и для самих трудящихся-мигрантов.

В соответствии с Конституцией РФ [3] иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Разумеется, это касается и трудового законодательства: в отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч.; в России не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца; на иностранных граждан распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, которые имеют право на социальные пособия, право на отдых и т.д. [4]

Ратифицируя международные конвенции, Российская Федерация признаёт приоритет норм международного права над собственным национальным законодательством, что имеет большое значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и получают правовую защиту. В данной сфере Россия ратифицировала несколько, в том числе Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей [5].

Одной из основных ее идей является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т. п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

- организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);

- принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);

- принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст.

- организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);

- разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся мигрантов (ст. 9) [6].

Помимо этого, в РФ действуют национальные нормы, разработанные и принятые самостоятельно

в пределах своей юрисдикции и исходя из собственных интересов.

Начиная от медицинского обслуживания и заканчивая способствованию элементарной адаптации в обществе, происходят нарушения прав мигрантов не только как субъектов трудового, но также и как субъектов конституционного законодательства, что является доказательством наличия в системе права РФ пробела в отношении охраны социального обеспечения мигрантов. Возможным решением этой проблемы может быть ратификация РФ иных международно-правовых актов в отношении трудовых мигрантов. Примером является Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения», которая закрепляет защиту большинства прав мигрантов, касающихся их пребывания на территории иностранного государства.

Эксперты отмечают, что органы власти в процессе нормотворчества по вопросам миграционного законодательства предпочитают наносить точечные удары, решают отдельные, наиболее злободневные с их точки зрения вопросы без стремления обозреть сложившуюся ситуацию комплексно, в рамках интересов участников миграционной политики государства. Они действуют путем внесения многочисленных изменений в существующие законы [7].

Однако, несмотря на огромную правовую базу, закрепляющую должное социальное обеспечение трудовых мигрантов в нашей стране, нарушения в данной области встречаются слишком часто. На практике недобросовестное отношение работодателей к своим обязанностям в отношении трудящихся у них мигрантов стало явлением постоянным, что подтверждается опросами трудящихся в нашей стране мигрантов и судебной практикой.

Одной из часто встречающихся проблем является отсутствие формального статуса на рабочем месте. Этот аспект порождает множество проблем в области социального обеспечения мигрантов.

Примером является исключение возможности медицинского страхования иммигрантов, что подтверждается результатами опроса. Только 26,9% опрошенных указали на наличие полиса, большая часть респондентов (73,1%) не имеют полиса медицинского страхования [8].

Основными барьерами доступности медицинской помощи для мигрантов выступают следующие: «недокументированное» положение многих иностранных работников, приводящее к невозможности получать страховку от работодателей и сдерживающее обращение в страховые компании; дороговизна полисов добровольного медицинского страхования и недоступность полисов ОМС; отсутствие мотивации у работодателей для охраны здоровья трудовых мигрантов; отсутствие возможности выбора медучреждения для прохождения медицинского освидетельствования.

Также, достаточно большое число нарушений фиксируется в отношении пенсионного обеспечения мигрантов, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика. Сложность решения вопроса пенсионного обеспечения трудовых иммигрантов усугубляется тем, что большая часть иностранных граждан все еще продолжает находиться в стране пребывания на нелегальном положении. Граждане иностранных государств, работающие в России, без соответствующего разрешения, не обладают правосубъектностью в России, и тем самым не могут являться участниками системы формирования пенсионного обеспечения ни в соответствии с внутренним законодательством РФ, ни в соответствии с международными соглашениями, и даже с законодательством своей страны, что, безусловно, затрудняет решение вопросов, связанных с их пенсионным обеспечением.

Проблемы, связанные с защитой прав мигрантов в РФ, возникают на разных этапах их пребывания, проживания и трудоустройства. Так, трудности, связанные с нарушением прав, возникают при въезде в и выезде из РФ, поиске мигрантом принимающей стороны для оформления уведомления о прибытии, легальном поиске жилья и работы, оформлении разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, доступа к медицинским и образовательным учреждениям и т. д. Данное положение дел в сфере миграции глубоко укоренило в сознании всех субъектов миграционного процесса правовой нигилизм, и потребуются многие десятилетия для его устранения.

Возникающие при пересечении границ проблемы решаемы, если мигранты будут иметь возможность определить свой правовой статус в принимающей стране еще до отправления в неё, т.е. у себя на родине. К сожалению, сегодня не во всех государствах-поставщиках мигрантов присутствуют официальные информационные каналы, позволяющие вовремя предоставить мигрантам актуальную информацию о каких-либо ограничениях при въезде, выезде и пребывания в РФ.

Основные принципы и нормы трудового законодательства РФ в равной мере распространяются и на трудовых мигрантов. Однако, несмотря на это, работодатели часто отказываются заключать трудовой договор (контракт) с мигрантами, устанавливают им ненормированный рабочий график, иногда изымают документы (уведомления, разрешение на работу, паспорт), при форс-мажорных обстоятельствах не возмещают причиненный им вред и т.д. Опрос показал, что большинство мигрантов не смогли по разным причинам работать в РФ по трудовым договорам. Так, например, на вопрос, заключали ли Вы трудовой договор с работодателем во время Вашей работы за границей? - 85% респондентов ответили «нет» и только 15% - «да».

Неоднократно проводившиеся исследования и данные общественных организаций показывают, что большинство мигрантов трудоустраиваются через неформальные каналы либо самостоятельно. На вопрос, каким способом Вы искали работу за границей? - мигранты ответили следующим образом: самостоятельно - 60%; с помощью родственников (знакомых) - 35%; при содействии частных агентств по трудоустройству за рубежом - 5%; При содействии Государственной службы занятости - 0%.

Неформальные каналы трудоустройства — удобный и выгодный для работодателя механизм, позволяющий им выводить мигрантов за рамки действия законодательства РФ, сделать их нелегальными и бесправными. Работодатели стабильно получают доходы от нелегального использования труда мигрантов, занимая одно из первых мест по количеству нарушений их прав и интересов. Они являются основными ответственными за изменение правового статуса легального трудового мигранта, въезжающего в РФ и теряющего этот статус. Также активно в процесс трудоустройства мигрантов в РФ вовлечены нелегальные посредники, которые оказывают платные услуги в теневом рынке труда.

Отсюда и вытекает основная причина затруднения в обеспечении социальной защиты трудовых мигрантов. Трудовые мигранты просто вынуждены пользоваться нелегальными способами вследствие того, что не имеют возможности трудоустройства формальным путем: иммигранты отмечают сложности получения разрешения на работу, оформления патентов и так далее.

Таким образом, защита социальных прав мигрантов в РФ оставляет желать лучшего, несмотря на недавно объявленный курс на либерализацию режима пребывания и трудоустройства иностранных граждан.

Для того чтобы решать проблемы социального обеспечения мигрантов, необходимо упростить процедуры трудоустройства и легализации нахождения мигрантов в России, чтобы они могли получать гарантируемые законодательством социальные блага. В том случае, когда легализация правового статуса мигрантов станет проще и реальней, целесообразно будет ужесточать ответственность работодателей, мигрантов и посредников за участие в схемах нелегального трудоустройства. Кроме того, необходима ратификация РФ иных международно-правовых актов в отношении трудовых мигрантов.

1. Горбуль, Л.А. Трудовая миграция на Дальний Восток России: проблемы и перспективы / Л.А. Горбуль // Вестник ТОГУ. - 2009. - № 2 (13). - С. 257.

2. Центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. URL:

http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=2404001 (Дата обращения 15.11.2014 года).

3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Справочноправовая система Консультант-плюс.

4. О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от

11.12.1998 № 1488 // Справочно-правовая система Консультант-плюс; О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства РФ от 15.04.1996 № 473 // Справочно-правовая система Консультант-плюс; О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 11.01.2013) // Справочноправовая система Консультант-плюс; О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // Справочно-правовая система Консультант-плюс; Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Справочно-правовая система Консультант-плюс; Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Справочно-правовая система Консультант-плюс; Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федеральный закон от

24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.02.2012) // Справочно-правовая система Консультант-плюс; Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) // Справочно-правовая система Консультант-плюс; Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Справочно-правовая система Консультант-плюс; Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации: федеральный закон от 10.12.1995. № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Справочно-правовая система Консультант- плюс; Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // Справочно-правовая система Консультант-плюс и др.

5. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года // Справочно-правовая система Консультант-плюс; Конвенция № 97 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах» (Заключена в г. Женеве 01.07.1949) // Справочно-правовая система "Консультант-плюс" и др.

6. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года.

7. Исследование Международного Альянса «Трудовая миграция» по проекту «Правоприменительная практика в области регулирования внешней трудовой миграции». // URL:

http://ialm.ru/pages/83/id321.html. (Дата обращения: 15.11.2014 год).

8. Кузнецова, И. Трудовые мигранты в системе медицинских услуг: формальные и неформальные стратегии / И. Кузнецова, Л. Мухарямова // Журнал исследований социальной политики. - 2014. - Т. 12 (1). - C. 8.

    Елизавета Бунина 4 лет назад Просмотров:

1 Вестник международных научных конференций Выпуск 9 (13) 2015 г. Москва, 29 ноября 2015 г. М.Е. Малинкин 1, Е.А. Мурзина 2 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ- МИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В современной России четко прослеживается тенденция увеличения числа трудящихся-мигрантов. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в период с 2010 по 2012 годы среднегодовая численность иностранных трудовых мигрантов выросла более чем на 800 тысяч человек (2006,4 тыс.ч. в 2010 г., 2065,8 тыс.ч. в 2011 г. и 2825,0 тыс.ч. в 2012 г.) [1]. И, поскольку мигранты представляют собой постоянную растущую часть населения Российской Федерации, это приводит к тому, что социальное обеспечение трудящихся-мигрантов становится актуальной проблемой в рамках данного вопроса. Прежде всего стоит дать определение понятию «трудящийсямигрант». Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей определяет понятие «трудящийся-мигрант» как «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является» [2]. Для того, чтобы трудящиеся-мигранты, не имеющие визы, имели право заниматься законной трудовой деятельностью в Российской Федерации, прежде всего, они должны получить патент на работу, который представляет собой документ, позволяющий работать как у физических, так и у юридических лиц. Процесс оформления данного документа достаточно непрост: мигрант должен выполнить ряд условий: 1 Малинкин Максим Евгеньевич студент, Поволжский государственный технологический университет, Россия. 2 Мурзина Елена Александровна кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет, Россия.

2 XI Международная научно-практическая конференция «Правовая Россия: теория и практика» 1) при пересечении границы указать цель своего въезда работа; 2) приобрести полис добровольного медицинского страхования на период работы в России; 3) пройти в медицинском центре медосмотр, дактилоскопию сдать отпечатки пальцев. В случае проблем со здоровьем в выдаче патента могут отказать; 4) пройти экзамен по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации. Освобождены от него могут быть люди, имеющие документ об образовании, выданный до 1991 года в СССР или же после 1991 года но уже в российском учебном заведении; Данный пакет документов на патент нужно подать в течение 30 дней с момента въезда в страну. В противном же случае мигрант будет вынужден заплатить штраф порядка тысяч рублей. Уже после получения патента он должен предоставить в ФМС копию трудового договора, а его работодатель отправить уведомление. В случае невыполнения данных условий патент будет аннулирован, а мигрант выдворен из страны. Действие патента может быть прекращено в случае, если мигрант просрочит оплату ежемесячной пошлины даже на 1 день, выедет из России в зарубежное государство на постоянной основе проживания, а также в ряде других условий. Мигрантам же, имеющим визу, достаточно получить разрешение на работу. Теперь рассмотрим главные аспекты основных видов социального обеспечения трудящихся-мигрантов. 1)Пенсионное обеспечение. Мигранты, временно находящиеся на территории Российской Федерации, не имеют право на получение пенсии, поскольку право на ее назначение, а также порядок назначения и выплаты действуют исключительно при условии постоянного проживания иностранца в России, а не его временного пребывания в стране, ограниченного определенными сроками. Пенсионное обеспечение этих

3 Вестник международных научных конференций Выпуск 9 (13) 2015 г. Москва, 29 ноября 2015 г. лиц обычно осуществляет государство, в котором они проживают на постоянной основе. При социальном обеспечении граждан применяется законодательство того государства, на территории которого они проживают. Соглашения, заключенные Российской Федерацией со странами бывшего СССР, предусматривают, что социальное обеспечение осуществляется соответствующими органами той страны, на территории которой проживает лицо, возбудившее ходатайство о назначении пенсии. Эти органы назначают и выплачивают пенсии и пособия за свой счет. При назначении пенсий и пособий гражданам полностью засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории обеих стран. Если человек, получающий пенсию, переселился с территории одного государства на территорию другого, то выплата ему пенсии прекращается, и соответствующие органы государства, на территорию которого он переселился, назначают ему пенсию в соответствии со своим законодательством, причем право на пенсию не пересматривается. Существует ряд объективных трудностей и проблем, с которыми сталкиваются мигранты: пенсионные системы стран СНГ существенно различаются: различны возраст выхода работников на пенсию, величина и источники отчислений в пенсионный фонд и др. Поэтому в настоящее время ведется работа над новым соглашением, в основе которого получение мигрантами права на пенсию вне зависимости от государства, в котором они работали. Данное соглашение, по словам зампредседателя правления ПФР Сергея Афанасьева, разработает новую систему взаиморасчета, что значительно упростит процедуру получения пенсий мигрантами [3]. 2)Медицинское обеспечение. 6 марта 2013 года Правительство РФ утвердило Постановление 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации». Согласно ему, медицинская помощь оказывается временно пребывающим (временно проживающим) иностранным гражданам медицинскими и иными осуществляющими медицинскую деятельность

4 XI Международная научно-практическая конференция «Правовая Россия: теория и практика» организациями независимо от их организационно-правовой формы. Мигранты имеют право на бесплатное получение ими: медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Медицинская помощь в неотложной и плановой формах осуществляется в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами добровольного медицинского страхования и (или) заключенными в пользу иностранных граждан. Стоит отметить, что ни в коем случае трудящийся-мигрант не останется без первичной медицинской помощи. Федеральный закон от 1 декабря 2014 года 409-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» регулирует эти моменты. Теперь при заключении трудового договора поступающие на работу иностранцы должны предъявить работодателю полис добровольного медицинского страхования либо же работодатель может сам заключить с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику [4]. Данные нормативные акты значительно облегчили положение мигрантов в подобных ситуациях. 3)Выплата пособий. Начиная с 2015 года, трудящиеся-мигранты получили право на выплату им пособий по временной потере трудоспособности. Данная возможность стала реальной благодаря Федеральному закону от 1 декабря 2014 года 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам

5 Вестник международных научных конференций Выпуск 9 (13) 2015 г. Москва, 29 ноября 2015 г. обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». В нем определено, что мигранты (за исключением высококвалифицированных специалистов) имеют право получать пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты работодателем за них страховых взносов за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай [5]. В соответствии с Федеральным законом от N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» мигранты, временно проживающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Это дает им возможность на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности, и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение) без каких-либо особых условий [6]. Таким образом, в настоящее время ведется работа по улучшению социального обеспечения трудящихся-мигрантов. Принятые нормативные акты ступень на пути к уравнению прав мигрантов и российских работников. Однако стоит отметить, что данные положения действительны исключительно для легально трудящихся мигрантов. Принятые нормативные акты помогут не только стабилизировать положение иностранных трудящихся, но и бороться с нелегальными трудовыми мигрантами. Список литературы: 1.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа:

6 XI Международная научно-практическая конференция «Правовая Россия: теория и практика» 2.Международная конвенция о защите прав всех трудящихсямигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года) [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. Режим доступа: ( ) 3.Мигранты будут получать российские пенсии [Электронный ресурс]. // Дни.Ру: Интернет-газета. Режим доступа: 4.Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 409-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». // Российская газета (270). 5.Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». // Российская газета (270). 6.Письмо Минтруда России от N 17-1/В-100 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Режим доступа: ( )

Социальная защита иностранцев – одна из обязанностей принимающей стороны. Однако выплаты положены не всем мигрантам и не на каждую разновидность помощи они могут претендовать. О том, какие социальные пособия положены иностранным гражданам в России и какие условия надо выполнить, чтобы их получить, читайте в нашем материале.


Правовое положение иностранных граждан в России

Объем прав и обязанностей иностранцев на территории Российской Федерации регламентируется соответствующим законодательством. Выдвигаемые к ним требования и предоставленные свободы не совпадают с аналогичными для коренных россиян.

Находиться в России иностранцы могут по выданным государственными органами документам: визе и (или) миграционной карте, разрешению на временное проживание или виду на жительство. Это – три основных вида правового статуса приезжего мигранта на территории Российской Федерации.

От него зависит, в частности, и процесс выплаты социальной помощи при наступлении определенных случаев.

Нормативные правовые акты

Все вопросы относительно материальной помощи социально незащищенным категориям граждан регламентируются следующими нормативными актами:

Кроме того, были приняты нормативные акты, определяющие статус малоимущего гражданина и расчет выплат для него:

Основной законодательный акт, который регулирует права и обязанности иностранцев и апатридов в России, – Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

ФЗ № 115 определяет три основных разновидности статуса мигранта на территории РФ:

  • временно пребывающий – по миграционной карте / визе;
  • временно проживающий – по разрешению на временное проживание;
  • постоянно проживающий – по виду на жительство.

Именно тем, к какой из этих трех групп принадлежит иностранец, обусловлены его права на определенные виды социальной помощи.

Граждане других государств, которые вынуждены были покинуть родину по различным не зависящим от них причинам (политическое, национальное, расовое преследование, военные конфликты и проч.), получают в РФ статус беженца. Основы проживания такой категории граждан регулируются Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-І «О беженцах». Мигранты со статусом беженца практически приравниваются в правах к россиянам в плане социального обеспечения.

Особая группа иностранных граждан, которые имеют широкие права на социальные выплаты, – это прибывшие из Республики Беларусь. С данной страной у РФ подписан соответствующий договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, который вступил в силу 29 марта 2007 года.

Похожие преимущества и у граждан из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), участниками которого помимо Белоруссии являются также Казахстан, Армения и Киргизия. Соответствующий договор вступил в силу 1 января 2015 года. Мигранты из этих государств с момента присоединения к ЕАЭС считаются застрахованными на случай нетрудоспособности и материнства. И если они трудоустраиваются в одной из этих стран (в том числе и в России), то имеют права на выплату социальных пособий.


Синхронизация российского и международного законодательства о социальных пособиях

На международном уровне также существуют нормативные документы, которые регулируют особенности выплаты социальной помощи. Например, в Соглашении стран СНГ (от 9 сентября 1994 года) «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов» указывается, что единая выплата при рождении ребенка назначается по законам той страны, в которой ребенок живет с родителями. Как в таком случае быть работодателям? Какие предписания – национальные или международные – брать в расчет в первую очередь?

При определении права иностранца, проживающего в России, на получение социальных выплат, нужно в первую очередь, выяснить его статус. Если он не оформлял РВП или ВНЖ (то есть считается временно пребывающим) или же живет по РВП, но не трудоустроен, а следовательно, не перечисляет соответствующих взносов в Фонд социального страхования (ФСС), то и выплаты ему не положены вовсе. Это сказано в российских законах, так что нормы международных соглашений учитываются вполне.

Каким категориям иностранцев положены социальные выплаты в России

Для того чтобы разобраться, на какие социальные выплаты может претендовать в России иностранец, следует уточнить, откуда они берутся и как насчитываются. Большинство фондов (пенсионный, социальный), которые обеспечивают начисление пособий, формируются из взносов самих граждан. Справедливо то, что и получать такую материальную помощь от этих фондов могут только те, кто отчислял в них часть своих доходов.

Исходя из этого иностранным гражданам, постоянно и временно проживающим в России на законных основаниях, полагаются социальные пособия, если соблюдена хотя бы одна из законодательных норм:

  • страхование в установленном законом порядке;
  • работа по трудовому договору;
  • перечисление работодателем положенных налогов и страховых взносов.

Что касается временно пребывающих мигрантов (без РВП и ВНЖ), то им положено лишь пособие по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и то при условии, что человек оформлен официально и за него выплачивались взносы в ФСС не менее полугода.

Лица, имеющие статус беженца, могут обратиться за выплатой практически всех пособий, которые получают россияне. Кроме того, им полагается еще и специальная материальная помощь.

Кто не может претендовать на материальную помощь

На материальную помощь могут претендовать не все иностранные граждане. Выплата социальных пособий мигрантам не предусмотрена в таких случаях:

  • нелегальное проживание и трудоустройство на территории РФ;
  • отсутствие перечислений взносов в Фонд социального страхования работодателем;
  • работа по гражданско-правовому договору;
  • лишение родительских прав или нахождение детей на полном обеспечении государства.

Виды пособий, выплачиваемых иностранным гражданам в России

Социальные пособия выплачиваются из средств:

  • федерального бюджета;
  • Фонда социального страхования;
  • Пенсионного фонда РФ;
  • бюджета субъекта Федерации, в котором проживает мигрант.

Практически все выплаты, которые положены иностранцам, обеспечиваются как раз региональными бюджетами, поэтому их размеры пособий могут отличаться, допустим, в Москве и где-нибудь на Крайнем Севере.

Самыми популярными видами материальной помощи, на которые могут претендовать иностранцы в России, являются пособия:

  • по материнству;
  • многодетным семьям;
  • при рождении ребенка;
  • малоимущим.

Рассмотрим более детально каждый из них.


Помощь матерям

Материнство – особый статус для женщины, и государство всячески старается поддержать семью в такой период.

Особый совет для граждан, которые интересуются, положены ли выплаты пособия по материнству белорусам. Ответ однозначный – да. Это регулируется двусторонним соглашением в области социального обеспечения между РФ и РБ (читайте в следующих разделах материала).

Постоянно проживающая в РФ иностранка (а также проживающая по РВП, если была застрахована) из любой другой страны, которая работала в РФ и собирается рожать ребенка, может рассчитывать на такие виды пособий:

  • по беременности и родам;
  • выплата, если стала на учет до 12 недель;
  • единовременная выплата при рождении малыша;
  • ежемесячная выплата по уходу за ребенком.

Помощь семьям, где много детей

В условиях борьбы с демографическим кризисом, под особой опекой государства находятся семьи, в которых воспитываются трое (и больше) деток. Именно такие семейства называют многодетными.

Такой семье государством назначаются дополнительные выплаты, когда:

  • дети идут в школу;
  • она признана еще и малоимущей;
  • есть дети младше 3 лет;
  • семья получает орден (или медаль) «Родительская слава».

Предусмотрены также компенсации за покупку детских товаров, за подорожание цен на продукты питания оплату коммунальных услуг и проч. Достоверную информацию дадут работники социальных служб.

Единовременная выплата при рождении ребенка

Выплата при рождении ребенка производится единожды одному из членов семьи (по месту работы или в управлениях социальной защиты). Размер ее утверждается государством и не зависит от уже имеющихся детей в семье. С 1 февраля со всеми индексациями она составляет 16579 руб. (если рождается больше, чем 1 ребенок, выплата производится на каждого).

«Смешанные» семьи также имеют право на единовременное пособие при рождении ребенка, если отец иностранец, например. Выплату может оформить на себя мать-россиянка.


Помощь малоимущим семьям

Малоимущей признается семья, совокупный заработок которой на одного человека меньше прожиточного минимума. Уровень доходов, наличие детей или нетрудоспособных лиц, регион проживания – это те факторы, от которых зависит размер пособия для таких семей в каждом конкретном случае.

Пособие малоимущим, если муж иностранец, оформляется на общих основаниях.

Равные права по соцобеспечению для россиян и белорусов

Застрахованные граждане Республики Беларусь приравниваются в правах на социальное обеспечение к россиянам. Об этом говорит ст. 4 Договора между двумя странами, регламентирующего вопросы социального обеспечения.

Так, при расчете больничных и пособия по материнству учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории обеих стран. При этом выплатит их государство, на территории которого проживает гражданин. В случае «детской» помощи, когда учитывается место проживания ребенка.

Переселенцы: положенные социальные выплаты

Вынужденные переселенцы – это граждане, мигрирующие в пределах Российской Федерации. К ним относятся, прежде всего, россияне, которые в силу разных причин (дискриминация по какому-либо признаку, военные конфликты) не могут оставаться на своем постоянном месте жительства. Однако возможна такая ситуация и с иностранными гражданами и лицами без гражданства (когда они легально проживают в РФ и вынуждены переезжать в ее пределах).

Государственная компенсация положена таким категориям переселенцев:

  • если есть дети, пенсионеры, инвалиды (150 руб. в день на каждого человека);
  • если получен официальный статус переселенца (100 руб. в день на каждого члена семьи);
  • если человек обратился на биржу труда и находится в поисках работы (800 руб. на человека).

Размер выплаты зависит также от места, где поселяется семья:

  • в городе – выплачивается компенсация в размере прожиточного минимума;
  • в селе – размер компенсации удваивается.

Мы писали более подробно, какие действуют в России социальные гарантии переселенцам.

Материальная помощь беженцам

Беженцами признаются граждане других государств, которые приехали (имеют намерение приехать) в Россию, так как на родине подвергаются опасности, преследованиям по определенным признакам (социальным, национальным, расовым и проч.).

В Постановлении Правительства №690 от 22.07.2014 г. говорится, что каждый человек, который пересек границу с РФ в поисках вынужденного убежища, имеет право на государственную материальную помощь. Размер и порядок выплат может меняться в зависимости от страны проживания беженцев (например, с 2014 года особое внимание уделяется украинцам), от состава семьи, региона поселения в России. Величина пособия варьируется от 100 до 150 руб. в сутки на каждого члена семьи (в некоторых регионах доходит до 450 руб.). Дополнительно им предоставляется льготное жилье, право на медицинское обслуживание.

Читайте на нашем сайте подробно, какие пособия беженцам и вынужденным переселенцам выплачиваются в РФ.


Как и где оформляются социальные выплаты

Когда иностранный гражданин уже точно выяснил, что имеет право на социальное обеспечение от государства, резонный вопрос: какие документы собирать и куда с ними направляться.

Пакет бумаг и ответственные органы, в которые нужно обращаться для оформления социальных выплат, зависит от таких параметров:

  • разновидности помощи;
  • статуса самого гражданина (работает / не работает);
  • оснований для получения того или иного пособия.

Пакет бумаг

Перечень документов, которые необходимы для начисления «детских» пособий.

При оформлении через работодателя:

  • заявление;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справка о рождении из ЗАГСа;
  • справка с работы второго родителя, что пособие не начисляется.

При оформлении через отделы социальной защиты населения: документы из предыдущего списка, и дополнительно приложить:

  • копия трудовой книжки с записью об увольнении;
  • справка о совместном проживании с ребенком;
  • паспорт и лицевой счет соискателя;
  • дополнительные документы по ситуации (например, если имело место добровольное признание отцовства гражданином Таджикистана или любой другой страны).

Для оформления пособий многодетным и малоимущим семьям основным документами являются:

  • удостоверения личности и места проживания всех членов семьи (для родителей – ВНЖ, паспорт, для детей – свидетельства);
  • документы, которые доказывают основания считаться малоимущим (справки о доходах, трудовые книжки с записью об увольнении, справки о начислении других пособий и проч.).

Беженцы и вынужденные переселенцы подают такие документы в ГУВМ МВД РФ:

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • свидетельства регистрации;
  • документ, подтверждающий статус (беженца или переселенца);
  • при необходимости – документы на детей (свидетельства) или иных членов семей (пенсионеров, инвалидов).


Ответственные органы

Молодые мамы, которые интересуются вопросом, как получить пособие по рождению ребенка, если муж иностранец (или она иностранка с ВНЖ или РВП), должны обращаться с ходатайством о выплате причитающихся выплат:

  • в бухгалтерию своего предприятия (если работает);
  • в районное отделение социальной защиты населения (если не работает).

ОСЗН – ответственный орган также за выплаты иной материальной помощи, например, многодетным и малоимущим семьям. Для решения всех вопросов можно также обратиться в Многофункциональный центр по месту жительства (если такой есть).

Важно: обращаться за «детскими» выплатами должен только один из родителей. При этом от второго потребуется справка с места работы, что ему данное пособие не предоставлено. У государственных органов есть 10 рабочих дней, чтобы «проверить» все бумаги и произвести начисление положенных выплат. Перечисляются они в даты ближайшей зарплаты (если через предприятие).

Чтобы оформить материальную помощь беженцам и вынужденным переселенцам, следует обращаться в миграционные органы по месту регистрации в РФ.

В каких случаях возможен отказ в пособии

Самая частая причина, по которой уполномоченные органы отказывают в выплате пособий иностранным гражданам и лицам без гражданства – предоставление неправдивых сведений о себе и фальсифицированных документов, которые являются основанием для назначения пособия. Если в ходе рассмотрения дела выясняется, что не была вовремя оформлена прописка, разрешительные документы на проживание в стране, с выплатами тоже могут возникнуть трудности.

Точно откажут в детских пособиях родителям:

  • если они лишены родительских прав;
  • если ребенок находится под опекой государства;
  • если эту выплату уже оформил второй родитель по месту своей работы.

Для выплаты других видов материальной помощи необходимо предоставить исчерпывающие сведения, которые доказывают права иностранцев на ее получение. Иначе он получит отказ.

Отказ необоснован – куда идти и что делать

Иногда органы социальной защиты, работодатели или миграционные органы отказывают в выплате пособий, даже если предоставлены все доказательства прав на их получение. Что в таком случае делать иностранцам?

Если гражданин считает отказ государственных органов в выплате социальных пособий неправомерным, он может поступить следующим образом:

  • обратиться к начальнику того отделения, где подавались документы;
  • написать ходатайство с просьбой разобраться в ситуации в вышестоящие органы (федеральные, например);
  • подать исковое заявление в суд.

Социальная помощь иностранцам: позиция российского государства

Как видим, действия государства в вопросе выплаты социальных пособий иностранным гражданам направлены на максимальное обеспечение нуждающихся. Однако учитывается и личный вклад гражданина в экономику страны. Все компенсационные выплаты назначаются лишь на законных основаниях, фальсификации и махинации в этих вопросах неприемлемы и строго караются законом.

12 видов социальных выплат в России в 2018 году: Видео

Читайте также: