Пенсионное обеспечение труд и занятость

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

Трудовая пенсия предоставляется застрахованному гражданину (или нетрудоспособным членам его семьи в случае его смерти), за которого на протяжении трудовой деятельности уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Согласно действующей в России пенсионной системе трудовая пенсия с 1 января 2010 г. включает страховую и накопительную части.

Страховая и накопительная части определяются для каждого гражданина индивидуально исходя из отчислений от его заработков (других доходов), полученных, начиная с 1 января 2002 г. Размер пенсии определяется реальным заработком работника и размером отчислений в ПФ РФ, производимых работодателем, а не стажем работы, как прежде (при этом, однако, чем больше стаж, тем больше, как правило, и сумма отчислений). Страховая и накопительная части пенсии регулярно индексируются (повышаются) с целью компенсации роста стоимости жизни.

Для лиц, по каким-либо причинам не имеющих права на трудовую пенсию, а также для ряда категорий госслужащих, военнослужащих, а также пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф установлено государственное пенсионное обеспечение.

Накопительная часть пенсии

Накопительная система предусмотрена только для граждан определенного возраста: мужчин 1953 г. рождения и моложе, и женщин 1957 г. рождения и моложе. Лица старше указанного возраста не участвуют в накопительной пенсионной программе, для них предусмотрена лишь страховая часть пенсии, отчисления на личный накопительный счет для них не производятся. Поскольку лица, участвующие в программе пенсионных накоплений, начнут достигать пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в 2012 г., накопительная часть трудовых пенсий (как по старости, так и по инвалидности) для большинства пенсионеров будет выплачиваться лишь с этого момента. В 2005-2007 гг. обязательные отчисления на финансирование накопительной части трудовой пенсии производились только для лиц 1967 г. рождения и моложе. С 2009 г. предусмотрено дополнительное финансирование накопительной части пенсии за счет добровольных взносов граждан и их работодателей. Мужчины 1953 - 1966 г.р. и женщины 1957 - 1966 г.р., которые в 2002 - 2004 гг. накопили некоторые средства на накопительных счетах, могут участвовать в дополнительном финансировании. Они вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо переводить средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд.

Северные надбавки

Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также трудовой пенсии увеличивается с учетом соответствующего районного коэффициента, устанавливаемого Правительством РФ, на весь период их проживания в этих районах (местностях). Для пенсионеров, имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или 20 лет у женщин, установлен фиксированный повышенный размер страховой части пенсий. Такие пенсионеры вправе выбирать порядок исчисления страховой части пенсии: с учетом районного коэффициента, установленного для соответствующего района или местности, либо в фиксированном размере. При переезде в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с иными районными коэффициентами размер страховой части трудовой пенсии определяется с учетом коэффициента по новому месту жительства. При выезде за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер страховой части рассчитывается в общем порядке. Стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним учитывается при досрочном назначении пенсии. Районный коэффициент может повлиять (в сторону увеличения) на величину расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г.

Страховой стаж

Продолжительность страхового стажа имеет значение при определении права на получение трудовой пенсии - для получения пенсии по старости он должен быть не менее 5 лет, а его продолжительность учитывается при досрочном назначении пенсии.

Страховой стаж определяется как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФ РФ, а также следующих периодов (если им предшествовали или за ними следовали периоды работы):

  • прохождения военной или приравненной к ней службы;
  • получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • получения пособия по безработице;
  • участия в оплачиваемых общественных работах;
  • переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • ухода трудоспособного лица за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;
  • проживания за границей (не более 5 лет в общей сложности) супругов работников, направленных в:
    • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ;
    • постоянные представительства РФ при международных организациях;
    • торговые представительства РФ в иностранных государствах;
    • представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом;
    • представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В страховой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица включается любая работа и иная деятельность, выполняя которую, работник подлежал обязательному социальному страхованию. К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Трудовой стаж

Трудовой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии. Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., которая учитывается в календарном порядке при оценке пенсионных прав застрахованных лиц.

Периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом ПФ РФ на основании сведений индивидуального учета.

Уплата взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. подтверждается документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов ПФ РФ; единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством, выданным территориальными налоговыми органами.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с действовавшим гражданским законодательством, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с действовавшим гражданским законодательством, и документом территориального органа ПФ РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.

Герои Советского Союза, Герои России и ряд других категорий лиц имеют право на повышенный размер государственных пенсий. Размер повышения составляет от 15% до 100%, а в некоторых случаях и больше. Условия предоставления государственным и муниципальным служащим права на пенсию за счет средств субъектов РФ и органов местного самоуправления определяются принятыми субъектами РФ законами и иными нормативными правовыми актами. Гражданам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается по выбору одна из них.

Ограниченному кругу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии). Такое право имеют:

  • участники Великой Отечественной войны (из числа участвовавших в боевых действиях или приравненных к ним), граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, а также граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (трудовая пенсия по старости и пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению);
  • родители, а также не вступившие в новый брак супруги военнослужащих (в том числе, офицеров и контрактников), погибших в период службы или умерших позднее вследствие военной травмы (трудовая пенсия по старости или инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению или социальная пенсия);
  • нетрудоспособные члены семей граждан, участвовавших в ликвидации аварии на ЧАЭС, перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие этой аварии (трудовая пенсия по старости или инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению или социальная пенсия);
  • члены семей погибших (умерших) космонавтов;
  • военнослужащие (офицеры, контрактники и пр.) при наличии условий, дающих право на получение трудовой пенсии по старости, могут получать ее (за исключением фиксированного базового размера страховой части) наряду с пенсией за выслугу лет или по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с правилами обращения за пенсией можно обратиться за назначением пенсии за месяц до возникновения права на нее. Это позволит выяснить все обстоятельства, влияющие на право получения пенсии и ее размер, и принять необходимые меры для своевременного назначения пенсии. В случае изменения адреса местожительства необходимо сообщить об этом работодателю или непосредственно в ПФ РФ (по месту регистрации), имея при себе страховое свидетельство и документ, удостоверяющий личность, а также заполнить специальное заявление на бланке ПФ РФ. Срочно известить ПФ РФ о необходимости обмена страхового свидетельства нужно и при изменении места регистрации, обмене паспорта, изменении фамилии и др.

Краткое содержание:

Как получить пособие по безработице пенсионеру в 2020 году в качестве прибавки к пенсии? Когда пенсионер становится безработным, то возникает вопрос, можно ли ему стать на службу занятости и получать дополнительное пособие по безработице вместо зарплаты? Давайте разберемся вместе, какое есть решение для данной ситуации.

Может ли пенсионер встать в центр занятости после сокращения?

Пенсия — это хорошо! Но многие пенсионеры успевают не только быть пенсионерами, но еще и конкурировать на рынке труда с молодыми специалистами.

Что говорят специалисты службы занятости по поводу получения пособия по безработице пенсионерам, потерявшим работу?

Если какому-либо пенсионеру уже была назначена в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсия по старости, то он не может быть признан безработным (статья 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в РФ»), и поэтому не может претендовать на пособие по безработице.


ОДНАКО! ДЛЯ ВАС ВАЖНО ЗНАТЬ! Пенсионер может на время отказаться от выплаты пенсии. В этот период, как привило, насчитываются специальные баллы («премиальные» коэффициенты), увеличивающие пенсию в будущем.

Вы, наверняка знаете, что если пенсионер не будет обращаться за получением пенсии сразу же в день возникновения такого права, то с каждым месяцем размер его будущей пенсии увеличивается!

В каком случае это выгодно?

Если пенсионер работал, получал хорошую зарплату, и в службе занятости ему при таких условиях будут платить пособие по безработице в значительной части больше пенсии, то выгодно отказаться от получения пенсии и стать на службу занятости. Тогда итоговая ежемесячная денежная выплата будет на 40-50% больше, чем пенсия. Ведь согласитесь, получать 8 тысяч пенсии не так выгодно, как пособие по безработице 11 тысяч? К тому же, пособие по безработице, в зависимости от региона, может быть выше.

А также, следует иметь ввиду приятный момент:

  • на службе занятости можно стоять до 24 месяцев раз в 3 года. За 24 месяца размер будущей пенсии может увеличиться на 15-20 процентов за счет её неполучения.

Может ли пенсионер встать на учет в центр занятости

Встать на учет в центр занятости населения, то есть на биржу труда – это не то же самое, что получать пособие по безработице.

Если пенсионер нуждается:

  • в поиске работы;

  • в повышении квалификации или вовсе;

  • в смене профессиональной деятельности;

то он может легко встать на учет на биржу труда.

Другое дело, если безработный пенсионер хочет получать пособие по безработице в качестве дополнительной прибавки к пенсии. В таком случае юридическая сторона вопроса стоит несколько иначе. Давайте более подробно разберем вопрос, как пенсионеру увеличить размер своей пенсии и получить пособие по безработице. Ведь и то, и другое – сделать можно!

Может ли пенсионер встать на службу занятости и получать пособие по безработице вместе с пенсией?

Если говорить об одновременном получении и пенсии, и пособия, то одновременно получать их, скорее всего, не получится.

Однако, есть хороший поворот в этом вопросе, благодаря чему можно и получить пособие по безработице и увеличить размер пенсии на 20-30%.

Давайте вместе более подробно рассмотрим такую возможность, ведь вы наверняка заинтересованы в выгодном решении вопроса. А такое решение действительно существует!

Пособие по безработице пенсионерам в 2020 году

Если пенсионер получает пенсию, но хочет встать на службу занятости и получать дополнительно пособие по безработице, то выход следующий.

Существует в Пенсионной Системе такой способ увеличения пенсии как премиальные коэффициенты. Что это такое? Дело в том, что если пенсионер не пользуется правом получения пенсии какое-то время, то за каждый месяц ему начисляются специальные премиальные коэффициенты (баллы). Это позволяет за 2-3 года увеличить размер своей пенсии на 30-40%.

Каким образом это может быть выгодно для вас?

Как уже говорилось выше, нередко пособие по безработице может быть больше, чем размер пенсии. Например, вы может обратиться в центр занятости после увольнения с вопросом, какой размер пособия по безработице вы могли бы получать при такой заработной плате на предыдущем месте работы, откуда вы уволились.

Если специалист насчитает вам 11000 рублей ежемесячного пособия, а размер вашей пенсии составляет около 8000 рублей, то вам выгодно получать пособие по безработице.

Если специалист будет настаивать, что вам пособие по безработице не положено, так как вы пенсионер и получаете пенсию, вы можете возразить, что хотите воспользоваться правом временного отказа от пенсионных выплат, чтобы стать на учет в центр занятости и получать пособие по безработице.

Теперь давайте на примере вместе со специалистами журнала ПрофиКоммент рассмотрим, какие у вас будут прибавки к пенсии на период отказа от пенсии?

Преимущество в том, что эти надбавки в будущем могут полностью покрыть неполучение пенсии в течение определенного времени, пока выбудете стоять на службе занятости и получать пособие по безработице.

Тем более, что пособие по безработице можно получать целых 2 года. А за 2 года размер вашей пенсии может вырасти на 20-30%, и, вместо 8 тысяч, вы будете получать 11-12 тысяч рублей в месяц. Согласитесь, неплохо?

О повышении пенсионного возраста все уже знают. А вот о том, что у безработных есть льгота для досрочного назначения пенсии, почти никто не говорит. Хотя эта льгота не новая: если остаться без работы незадолго до пенсии, ее могут назначить на два года раньше.

О том, как безработные предпенсионеры смогут получать пенсию досрочно по решению службы занятости в 2021 году, как оформить досрочную пенсию безработному предпенсионного возраста, читайте подробно в данной статье.

Выход на досрочную пенсию безработным предпенсионерам в 2021 году, последние новости

Безработные граждане, оставшиеся без работы в предпенсионном возрасте, могут выйти на пенсию раньше установленного для них срока. Такое право предоставляется предпенсионерам, потерявшим работу в связи с ликвидацией организации или сокращением численности сотрудников. Безработные предпенсионеры смогут получать пенсию досрочно по решению службы занятости населения, то есть статус безработного должен быть установлен официально.

Досрочная пенсия в этом случае назначается не ранее, чем за 2 года до достижения лицом пенсионного возраста. Причем норматив возраста определяется с учетом проводимой в России пенсионной реформы и ее переходных положений в течение 2019-2022 г. (см. таблицу по годам).

В остальном порядок оформления и расчет размера пенсии безработному предпенсионеру ничем не отличается от общеустановленных правил.

Как предпенсионеру пойти на пенсию досрочно через центр занятости в 2021 году по новому закону

Порядок назначения досрочной пенсии безработному предпенсионеру регулируется статьей 32 закона № 1032-1 от 19.04.1991 г. Согласно положениям этой статьи, органы службы занятости населения могут направить гражданина на пенсию досрочно при выполнении следующих условий:

  1. До оформления пенсии по старости на общих основания гражданину осталось 2 года или меньше. При этом пенсионный возраст определяется с учетом переходных положений, предусмотренных на период 2019-2022 гг. Уже начиная с 2023 года., право на досрочную пенсию безработному предпенсионеру будет предоставляться в фиксированном возрасте — для женщин с 58 лет, а для мужчин с 63.
  2. Гражданин остался без работы в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением штата сотрудников.
  3. Имеется страховой стаж продолжительностью не менее 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин. При этом, если предпенсионер претендовал на льготную пенсию в связи со стажем работы по определенной профессии или в тяжелых/вредных условиях труда, стаж на соответствующих видах работ тоже должен быть выработан полностью.
  4. Безработный предпенсионер не отказывался от двух вариантов предложенной ему работы во время периода безработицы и не отказывался от переобучения по направлению от ЦЗН.
  5. Предпенсионер не нарушал сроки и условия перерегистрации без уважительной причины.
  6. ЦЗН не может трудоустроить предпенсионера, что фиксируется в сведениях о ходе предоставления государственной услуги содействия в поиске работы.

Если все вышеперечисленные условия выполняются, работник ЦЗН принимает решение о досрочном выходе на пенсию безработного гражданина и оформляет предложение на специальном бланке. С этим документом предпенсионер может обратиться в ПФР для досрочного назначения выплат.

Снижение пенсионного возраста для безработных (таблица по годам)

Снижение пенсионного возраста на 2 года осуществляется с учетом переходных положений реформы, установленных в Приложении 6 к закону № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. График назначения досрочной пенсии в связи с невозможностью трудоустройства в предпенсионном возрасте, выглядит следующим образом:

Год рождения Пенсионный возраст с учетом проводимой реформы Возраст назначения досрочной пенсии безработному гражданину
женщины
1964 55,5 53,5
1965 56,5 54,5
1966 58 56
1967 59 57
1968 и далее 60 58
мужчины
1959 60,5 58,5
1960 61,5 59,5
1961 63 61
1962 64 62
1963 и далее 65 63

После окончания переходного периода пенсионной реформы право на досрочное оформление пенсии безработным предпенсионерам будет предоставляться при достижении фиксированного возраста:

  • с 58 лет женщинам (это касается рожденных в 1968 году и позже);
  • с 63 лет мужчинам (для 1963 года рождения и позже).

Как оформить досрочную пенсию безработному предпенсионного возраста

Чтобы выйти на пенсию досрочно, необходимо получить предложение от органов службы занятости и обратиться с ним в территориальное отделение Пенсионного фонда. ЦЗН также может самостоятельно отправить документ в ПФР в электронной форме, тогда лично обращаться за ним не придется.

Подать заявление о назначении пенсии можно:

  • При личном обращении в ПФР или МФЦ или через своего законного представителя;
  • Дистанционно через портал Госуслуги или в Личном кабинете на сайте ПФР;
  • Почтовым отправлением.

Вместе с заявлением необходимо предоставить следующие документы:

  • Удостоверяющие личность гражданина (паспорт, вид на жительство и так далее);
  • Подтверждающие стаж гражданина (трудовая книжка, договоры ГПХ, выписки из приказов и так далее);
  • Справку о среднемесячной зарплате за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г.;
  • Иные документы, предоставление которых влияет на величину назначенной гражданину пенсии. К примеру, свидетельства о рождении детей, военный билет и т.д.

Решение о назначении досрочной пенсии будет принято в течение 10 рабочих дней. Выплаты назначат со дня обращения, но не ранее дня возникновение права на их получение.

Нужно отметить, что в случае трудоустройства гражданина выплаты досрочной пенсии будут прекращены. После прекращения трудовой деятельности пенсионное обеспечение может быть снова восстановлено.

При достижении пенсионного возраста получатель выплат может осуществить переход на страховую пенсию по старости. После такого перехода условие по осуществлению трудовой деятельности отменяется: пенсионер сможет устроиться на работу, и выплаты при этом будут сохранены.

Размер пенсии

Величина назначенной гражданину пенсии рассчитывается по общим правилам с применением балльной системы расчета. Чем больше пенсионных баллов было накоплено за трудовую деятельность (больше величина ИПК гражданина), тем выше размер назначенной пенсионной выплаты.

Расчет осуществляется по следующей формуле:

П = ИПК × СПК + ФВ

  • П — размер начисленной пенсии;
  • ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент гражданина (сумма накопленных им баллов);
  • СПК — стоимость 1 пенсионного коэффициента на дату проведения расчета;
  • ФВ — величина фиксированной выплаты, установленная на дату произведения расчета.

При этом величины СПК и ФВ устанавливаются законодательно.

Например, уже известны их значения на период до 2024 года включительно:

Год Стоимость одного коэффициента, в рублях Величина фиксированной выплаты, в рублях
2020 93,00 5686,25
2021 98,86 6044,48
2022 104,69 6401,10
2023 110,55 6759,56
2024 116,63 7131,34

Если рассчитанная по формуле пенсия окажется ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе его проживания, к ней будет назначена социальная доплата до величины ПМП. Таким образом размер выплаты будет доведен до значения регионального прожиточного минимума.

Последние новости о досрочной пенсии безработным предпенсионерам

В 2020 году обсуждался вопрос дополнительного снижения пенсионного возраста для безработных предпенсионеров — на 3 года вместо предусмотренных законом 2 лет. Такое решение предлагалось в качестве меры поддержки экономики и граждан России в условиях пандемии коронавируса. Сообщалось, что такая мера войдет в план восстановления экономики, разработанный Правительством. Однако в этот итоговый план ее так и не включили.

Поэтому по-прежнему претендовать на досрочное назначение пенсии могут только те безработные граждане, которым до оформления пенсии на общих основаниях осталось 2 и менее года.

Заключение

Коротко о главном:

  • Согласно действующей редакции ст. 32 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», безработные граждане предпенсионного возраста имеют возможность досрочно выйти на пенсию. Речь идёт о людях, уволенных в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, которые состоят на учёте в службе занятости.
  • По предложению центра занятости им могут назначить пенсию на два года раньше положенного возраста с учётом переходного периода. Но есть два условия: наличие необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости) и отсутствие возможности трудоустроиться (например, нет подходящих вакансий).
  • Такая досрочная пенсия выплачивается только с согласия органа службы занятости, таким образом, это является его правом, а не обязанностью. Безработные тоже могут отказаться от предложения выйти на пенсию и продолжить искать работу. В случае обоюдного согласия предпенсионеру назначают досрочную пенсию на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости с учетом переходного периода. По достижении этого возраста ему назначат положенную страховую пенсию по старости.

Социальная защита - это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

пенсионеры, в том числе одинокие;

инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

граждане, не имеющие постоянного места проживания;

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

проведение мероприятий по социальному обеспечению;

предоставление услуг по социальному страхованию;

оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

Меры по преодолению безработицы;

Поддержка многодетных семей;

Выплата пособий на детей;

Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

Доступное здравоохранение и образование;

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

Добровольное социальное страхование;

Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

бесплатное медицинское обслуживание;

предоставление санаторно-курортного лечения;

социальная помощь семьям, имеющим детей;

обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

С начала года были введены поправки в законодательстве РФ. Так, граждане предпенсионного возраста могут претендовать на пособие по безработице (ПБР). Пенсионный возраст повышают. Работодатель не особо охотно трудоустраивает людей, которым скоро уходить на пенсию. Поэтому государство позволяет им получить дополнительные выплаты из бюджета в качестве социальной поддержки. Поскольку не все владеют информацией в полном объеме, давайте во всем подробно разберемся.

Кто такие предпенсионеры?


Раньше предпенсионерами назывались лица, которым оставалось до выхода на пенсию 2 года и менее. Сейчас же это понятие пересмотрено. Если своими словами, то по-новому предпенсионный возраст – это когда вам до заслуженного отдыха остается 5 лет и меньше. Это всё отражено в законодательстве (абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона «О занятости…» от 19.04.1992 № 1032-1).

В дальнейшем пенсионный возраст будет расти с каждым годом, пока не достигнет возрастной отметки у женщин в 60 лет и у мужчин в 65 лет. В 2020 году предпенсионный возраст наступает у женщин в 51 год и у мужчин в 55 лет. Если есть право на досрочную пенсию, предпенсионером можно стать раньше.

С 2019 года Пенсионный фонд начал выдавать сведения о гражданах, относящихся к категории предпенсионного возраста. Фонд может отправить сведения в любой форме: почта, личный кабинет застрахованного лица или другим способом. Заказать справку через интернет можно прямо на сайте ПФР (раздел «Пенсии»), понадобится регистрация на Госуслугах. О получении пособия по безработице через интернет-портал Госуслуги узнайте тут.

Также каждый работодатель теперь обязан подавать отчеты в ПФР о таких работниках.

Как долго данная категория граждан может получать ПБР?


Практика показывает, что работодатели не хотят принимать на работу людей пожилого возраста, так как они скоро могут уйти на пенсию и придется искать нового работника (платят ли пособие по безработице пенсионерам?). В 2019 году государству пришлось принять меры дополнительной социальной поддержки такой категории лиц. Встав на учет в центре занятости, они могут получать финансовую помощь в виде пособия по безработице.

Но это однозначно хорошая социальная поддержка в перерывах между поисками работы. Причем сроки выплаты пособия людям перед пенсией выше, чем для всех остальных граждан: 12 месяцев в течение полутора лет, а при большом стаже — 24 месяца в течение 3-х лет.

При этом обычные граждане могут получать пособие максимум 6 месяцев в течение года, а некоторые и вовсе только три месяца. Чтобы получать пособие 2 года, надо иметь страховой стаж как минимум 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин (входит ли пособие по безработице в страховой стаж?).

Какой минимальный размер и как рассчитывается сумма?

С 2019 года граждане, относящиеся к категории лиц предпенсионного возраста, получают пособие по особым правилам, льготным.


Сумма, подлежащая выплате предпенсионнику, зависит от периода работы на последнем месте. Если продолжительность более 6 месяцев, то пособие рассчитывается в процентах, исходя из оплаты труда за последние 3 месяца. Для граждан предпенсионного возраста берется в расчет 75% от средней величины оплаты труда на протяжении первых трех месяцев. Затем уже 60% в течение последующих четырех месяцев. После оплачивается только 45% от среднего заработка.

  • Максимальная сумма выплат безработным гражданам предпенсионного периода составляет 12 130 рублей.
  • Минимальный уровень выплаты в течение всего периода будет составлять 1 500 рублей, это если на последнем месте работы проработать менее 6 месяцев.

Эти размеры пособий по безработице ежегодно пересматриваются Правительством РФ, но не всегда происходит их увеличение. Максимальная и минимальная сумма пособия по безработице увеличивается на районные коэффициенты, если они установлены в местности, где проживает предпенсионер.

Рассмотрим расчет пособия на примере.

Мужчина, родившийся 2 мая 1960 г., уволился с работы в феврале 2020 года. За последние 3 месяца оплата труда составила 18 000 рублей. Сразу же после ухода с работы он обратился в центр занятости. Трудовой стаж составил 30 лет.

Мужчина находится в предпенсионном периоде, и в ноябре по достижении им 60,5 лет он сможет выйти на пенсию. До этого можно будет претендовать на выплаты по безработице согласно законодательству РФ.

Период, в течение которого мужчина будет получать пособие, составляет:

12 месяцев + (30-25) * 2 недели = 12 месяцев 10 недель, то есть 14 месяцев 10 дней.

  • 30 – величина максимального стажа;
  • 25 – величина минимального стажа для мужчины;
  • 2 недели – увеличение стажа за переработку сверх минимального стажа.

Какое по размеру выплачивается пособие:


Первые 3 месяца (март, апрель, май) после увольнения выплаты он мог бы получить: 18 000 * 75% = 13 500 рублей.

Но согласно законодательству существует максимальный предел по выплате – 12 130 рублей. Выше этой суммы мужчина получить будет не вправе. Поэтому на протяжении 3 месяцев он будет получать по 12 130 рублей.

Следующие 4 месяца (июнь, июль, август): 18 000 * 60% = 10 800 рублей.

Затем на протяжении 7 месяцев 10 дней: 18 000 * 45% = 8 100 рублей.

В ноябре мужчина может оформить пенсию, и тогда данные выплаты прекратятся.

У предпенсионеров, уволенных при ликвидации фирмы или по сокращению штата, есть право оформить пенсию досрочно через центр занятости. Два условия: центр занятости не смог найти подходящую работу, до пенсии не больше 2 лет (ст. 32 Закона «О занятости…» от 19.04.1992 № 1032-1).

Больше информации о том, как рассчитывается пособие по безработице, узнайте в отдельном материале.

Как оформить — порядок действий

Порядок получения выплат безработным предпенсионером схож с порядком для любого безработного. Суть одна, различаются только льготы. Давайте рассмотрим порядок действий:


  1. Обращаемся в центр занятости с целью постановки на учет в качестве соискателя работы (как встать на учет на бирже труда?). Если обратиться в течение 12 месяцев после увольнения, пособие будет повышенным, до 12 130 рублей, если позже — только 1500 рублей.
  2. При себе надо иметь пакет документов:
    • паспорт;
    • трудовая книжка;
    • справка о доходах за последние 3 месяца с последнего места работы;
    • документ об образовании, обучении, повышении квалификации;
    • карта реабилитации в случае инвалидности и вашей нетрудоспособности.
  3. Центр занятости начинает заниматься подбором возможных вакансий. В случае, если в течение 11 дней вы не нашли работу, то вас признают безработным. И именно с этого момента начинается начисление пособия по безработице.
  4. Дополнительно могут понадобиться:
    • СНИЛС;
    • ИНН;
    • реквизиты расчетного счета в банке для перечисления денежных средств.
  5. Далее посещаем центр занятости 1—2 раза в месяц для перерегистрации и получения новых вакансий.
  6. Вас также могут направить на курсы по переобучению, на протяжении всего обучения выплачивается стипендия.

Больше нюансов о том, где и как можно оформить пособие по безработице, какие необходимы документы и каков порядок назначения выплат, читайте в отдельной статье.

Сроки и правила оплаты


Как только вы пришли в центр занятости, заявили о себе, встали на учет, вам сразу же с этого периода производится назначение пособия.

В случае увольнения в результате сокращения или ликвидации предприятия денежные средства от ЦЗН начнут поступать после того, как истек срок сохранения за работником среднего уровня оплаты труда, который составляет три месяца со дня увольнения (ст. 178 ТК РФ) и шесть — при увольнении на Крайнем Севере (ст. 318 ТК РФ).

Новшества, указанные выше, про повышенный размер пособия для предпенсионеров, будут актуальны для той группы лиц, которых признали безработными в 2019 году или признают в последующие годы. Если гражданин получил статус безработного до 1 января 2019 года, то начисление пособий происходит согласно правилам, которые действовали раньше. Это указано в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ.

Приостановка

Все основания для приостановки и полного прекращения выплат пособия по безработице перечислены в ст. 35 Закона «О занятости…» от 19.04.1992 № 1032-1. Приостановка возможна в случае не очень грубых нарушений, на срок до 1 месяца. Однако период выплаты пособия не прерывается, то есть фактически вы получите меньше денег, чем могли бы.


Рассмотрим некоторые возможные причины приостановки выплаты пособия по безработице:

  • отказ от двух предложений по работе от ЦЗН;
  • посещение ЦЗН в состоянии опьянения;
  • отчисление с обучения по направлению ЦЗН за виновные действия или самовольное прекращение обучения;
  • нарушение сроков перерегистрации в ЦЗН без уважительной на то причины.

Подробнее о причинах и правилах приостановки или прекращения выплат пособия по безработице читайте тут.

Таким образом, с 2019 года граждане имеют возможность получить дополнительные меры финансовой поддержки от государства. Так как найти работу предпенсионерам не просто, сроки выплаты пособия по безработице для них увеличены. Не работая год и более, можно получать денежные средства от центра занятости. Максимальная сумма выплат ограничена 11 280 рублями, если только вы не проживаете в местности с повышенным коэффициентом для социальных выплат.

Читайте также: