Пенсионного фонда россии и министерства труда и социальной защиты рф от


Министерство труда и социальной защиты предложило изменить организационно-правовую форму трех государственных внебюджетных фондов и предоставить Пенсионному фонду России (ПФР), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонду социального страхования (ФСС) статус публично-правовых компаний (ППК). Об этом РБК сообщили три источника, знакомых с предложениями министерства, которые были направлены в правительство.

Курирующая эту сферу вице-премьер Татьяна Голикова дала поручение до 1 апреля внести в правительство предложения о правовом статусе внебюджетных фондов. Все три фонда функционируют на одной законодательной основе и поэтому к ним необходим единый подход, указала вице-премьер. «Нам важно обсудить, как минимум концептуально, и окончательно определиться со статусом государственных внебюджетных фондов, с их ролью в системе социального страхования и с дальнейшей, надеюсь, на многие годы, их работой», — заявила она на коллегии Минтруда в середине апреля. По словам Голиковой, во втором квартале года предстоит обсуждение предложений министерства с экспертами.

В правительстве ранее обсуждалась идея преобразовать ПФР в публично-правовую компанию, сообщили источники РБК в конце декабря 2017 года. Позднее в интервью РБК председатель ПФР Антон Дроздов говорил, что публично-правовая компания рассматривается как один из возможных вариантов преобразования Пенсионного фонда. Кроме ППК анализировалась форма некоммерческой организации, а также казенного учреждения, отметил он.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал предложение Минтруда рабочей инициативой. «Это идеологически новая история, поэтому я предлагаю обращаться в кабинет министров за разъяснениями», — сказал он журналистам в четверг, 23 мая.

В пресс-службе Минтруда во вторник, 21 мая, отказались представить комментарий. РБК направил запрос в секретариат Татьяны Голиковой, а также в пресс-службы ПФР, ФОМС и ФСС.

Зачем менять статус внебюджетных фондов

Установление правового статуса внебюджетных фондов создаст возможность, чтобы в дальнейшем объединить ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, отмечают два источника РБК. За объединение в единую структуру выступала Голикова, занимавшая должность председателя Счетной палаты.

«Объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности», — заявила Голикова в январе 2018 года. Это позволит построить управление новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысить прозрачность его деятельности и обеспечить высокий уровень доверия со стороны населения, сказала она. Объединение также позволит сократить административные расходы и траты на информатизацию фондов. Заняв пост социального вице-премьера в мае 2018 года, она не отказалась от этой инициативы. «Мне кажется, что это правильная постановка задачи», — подчеркнула вице-премьер в интервью РБК.

Определение правового статуса — это предпосылка к созданию мегарегулятора из объединенных фондов в единой организационно-правовой форме, который возьмет на себя весь комплекс социального страхования, полагает партнер компании НАФКО Павел Иккерт. Установление правового статуса кодифицирует в одном документе все законы и постановления, которые принимались в отношении социальных фондов. «То есть то, что было создано начиная с 1990-х годов, сотни положений и актов будут приведены в унифицированный вид, что впоследствии облегчит работу единого социального фонда», — пояснил Иккерт.

Какой правовой статус у фондов сейчас

Сегодня внебюджетными фондами фактически управляют профильные министерства, а федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999 год) определяет социальные фонды как форму социальной защиты, пояснил РБК первый директор Федерального фонда ОМС (в 1993–1998 годах) профессор Владимир Гришин. «Фактически внебюджетные фонды работают как государственные учреждения», — отметил он.

У Пенсионного фонда сейчас нет единого учредительного документа, в котором были бы закреплены все его фактические полномочия и организационно-правовая форма. Проект федерального закона, гармонизирующий все законодательные акты и уточняющий правовой статус ПФР, должен был быть подготовлен и внесен в правительство еще в марте 2014 года, следует из графика стратегии развития пенсионной системы, но документ так и не был разработан.


Что изменит новый статус социальных фондов

Функционал публично-правовой компании регулируется отдельным законом или указом президента, что даст возможность установить особый порядок работы социальных фондов, пояснил один из собеседников РБК.

При этом необходимо решить вопрос о форме собственности на средства бюджета социальных фондов, в том числе на пенсии.

«Сейчас мы находимся в той парадигме, что пенсии — это государственные средства, которые являются частью бюджета фонда, а этот бюджет является частью бюджетной системы России, и все это гарантируется государством. Поэтому с точки зрения статуса фонда если мы входим в публично-правовую компанию, то отношения с государством должны быть перестроены», — отмечал ранее Дроздов.

Исходя из закона статус публично-правовой компании позволил бы внебюджетным фондам свободнее распоряжаться средствами: наращивать резервы, инвестировать и размещать свободные деньги в активах для получения дополнительной прибыли. У Пенсионного фонда, например, по итогам 2017 года были переходящие остатки (временно свободные средства) на 234,2 млрд руб.

«Изменение статуса внебюджетного фонда на ППК в то же время означает, что будет поставлен вопрос о том, кто будет ею руководить», — подчеркнул собеседник РБК. Генеральный директор ППК, согласно закону, назначается на должность решением правительства.

Переход к публично-правовой форме позволит перевести управление фондами на трехстороннюю основу — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей, заметил секретарь комитета РСПП по развитию пенсионных систем и соцстрахованию Вячеслав Батаев.

Публичный статус социальных фондов давно напрашивался; главное, чтобы на деле и работодатели, и профсоюзы имели реальную возможность принимать участие в управлении фондами, голосовать по решениям, имели реальные рычаги влияния», — сказал РБК Батаев. «В любом случае на первом месте основа управления должна быть трехсторонняя», — сказал РБК председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.

Что такое публично-правовая компания

Возможность создания ППК появилась в 2016 году. Публично-правовая компания — это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности, следует из закона «О публично-правовых компаниях». ППК вправе приобретать активы, открывать банковские счета и заключать договоры банковского счета и вклада, создавать филиалы, коммерческие и некоммерческие организации. Такая компания может формировать свой резервный фонд. В законе также прописана возможность осуществления напрямую президентом России различных полномочий в отношении публично-правовых компаний.

Новые правила доставки пенсий: можно сохранить дату доставки при изменении кредитной организации

Новые правила доставки пенсий: можно сохранить дату доставки при изменении кредитной организации

Минтруд России и ПФР России помогут защитить пенсионные накопления

Для получения компенсации за проезд на отдых пенсионеры-северяне смогут прислать в ПФР проездные документы в электронном виде

Пенсионный стаж медработников, работающих с зараженными коронавирусом, в 2020 году будет идти из расчета день за три

Глава Минтруда России Антон Котяков в программе «Право на справедливость» на Первом канале

Директор департамента пенсионного обеспечения Игнат Игнатьев в программе «Утро России» телеканала «Россия 1» рассказал о проактивном информировании о пенсиях

Минтруд России поможет правильно спланировать будущую пенсию

Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков: с 1 июля 2021 года начнется пилотный проект по назначению пенсий по инвалидности в проактивном режиме

Заседание Общественного совета при Минтруде России

Антон Котяков: С 1 апреля более 3 миллионов получателей социальных пенсий будут получать повышенные пенсии

Министр Антон Котяков: Одна из задач ПФР – развитие клиентоориентированных сервисов

Предлагается уточнить пенсионные нормы в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

Министр Максим Топилин дал интервью «Российской газете» по вопросам социальной политики

Итоги года: пенсионное обеспечение

Министр Максим Топилин дал интервью телеканалу «Россия 24» об основных итогах года в социальной сфере

Министр Максим Топилин дал интервью телеканалу «Россия 24» об основных итогах года в социальной сфере

Президентами стран-членов Евразийского экономического союза подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза

Госдума России приняла в третьем чтении законопроект об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2020 год

В программе «Утро России» на телеканале «Россия 1» рассказали о том, как заняться бизнесом на пенсии

Программа переобучения предпенсионеров набирает обороты

Красноярские предпенсионеры могут повысить квалификацию

Предпенсионеры получают новые профессии по программе WorldSkills Russia

Подготовлен порядок направления отозванных и неиспользованных средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии

Госдума России приняла в I чтении законопроект об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2020 год

Минтруд России планирует упростить для граждан порядок назначения и выплаты пенсий

Министры России и Венгрии подписали договор о социальном обеспечении между двумя странами

«Перспектива. Старшее поколение». Талант скульптора расцвел на пенсии

90-летние магаданцы учатся рисовать с пользой для здоровья

Амурская область лидирует среди регионов по переобучению людей предпенсионного возраста

1 октября отмечается Международный день пожилых людей

Приказ Минтруда России № 211н от 22 апреля 2020 г.

Приказ Минтруда России № 110 от 1 февраля 2017 г.

Письмо Минтруда России №11-1/10/В-5505 от 8 августа 2016 г.

Приказ Минтруда России №106 от 11 марта 2016 г.

Приказ Минтруда России №316 от 25 мая 2015 г.

Протокол №19 от 21 мая 2015 г.

Приказ Минтруда России №722 от 29 декабря 2014 г.

Соглашение от 8 августа 2014 г.

Приказ Минтруда России № 119 от 3 марта 2014 г.

Приказ Минтруда России № 21 от 20 января 2014 г.

Федеральный закон №424-ФЗ от 28 декабря 2013 г.

Информация от 19 ноября 2013 г.

Информация Минтруда России от 9 августа 2013 года

Проект федерального закона от 4 апреля 2013 г.

Проект федерального закона от 25 марта 2013 г.

Уведомление Минтруда России от 25 марта 2013 г.

Проект приказа Минтруда России от 18 марта 2013 г.

Проект федерального закона от 4 марта 2013 г.

Проект приказа Минтруда России от 27 февраля 2013 г.

Проект федерального закона от 25 февраля 2013 г.

Проект приказа Минтруда России от 19 февраля 2013 г.

Пенсионному фонду предстоят сокращения и реорганизация, вопрос в том, будет ли от них толк





Пенсионный фонд России ждут масштабные сокращения. Об этом рассказала вице-премьер Татьяна Голикова, комментируя назначение экс-министра труда и социальной политики Максима Топилина на пост главы фонда.

По словам Голиковой, сокращения, прежде всего, будут связаны с процессом цифровизации ПФР. Правительство недавно начало анализ информационных систем фонда, чтобы их оптимизировать и сделать получение услуг гражданами более удобным.

«Не все получается, но мы должны это сделать», — отметила вице-премьер. Она не исключила, что изменения затронут территориальные отделения ПФР, хотя не уточнила, сколько именно сотрудников может быть сокращено. Но в результате на структуру Пенсионного фонда «можно будет посмотреть другими глазами».

Нельзя исключать, что под сокращениями из-за цифровизации Голикова подразумевает грядущие чистки, которые готовятся в ПФР. За последний год в фонде произошло немало скандалов. Так, летом 2019 года по подозрению в получении взятки был задержан заместитель председателя правления ПФР Алексей Иванов. По версии следствия, Иванов получил за «совершение действий в пользу компании „Техносерв“ и общее покровительство» взятку в размере не менее 4,4 млн руб. Экс-зам Пенсионного фонда вину признал, дал показания против соучастников и «раскаялся в содеянном».

Еще одно громкое уголовное дело уже в новом году заведено в отношении управляющего отделением ПФ Красноярского края Дениса Майбороды. Правоохранители заподозрили его в получении 10-процентного «отката» за обеспечение победы коммерческой фирмы в аукционе на право заключения госконтракта на покупку нового здания ПФР по максимальной стоимости 130 млн. рублей.

Да и вообще, к Пенсионному фонду накопилось немало вопросов. Например, еще в 2018 году президент Владимир Путин во время ежегодного послания раскритиковал Фонд за «дворцы», в которых находятся его отделения в разных городах РФ. По словам президента, недвижимость ПФР оценивается в 120 миллиардов рублей. Правда, он добавил тогда, что просто продать все эти здания и пустить деньги на выплату пенсий было бы неэффективно, поскольку их «хватит только на 6 дней». Да и в ПФР ответили, что их здания — не дворцы, а «обычные офисы», которые построены по нормативам, и в них идет прием населения.

Некоторые СМИ уже написали о том, что ПФР, возможно, ждет переезд в менее роскошные апартаменты, так что у Топилина появится еще один фронт работ.

Наконец, новому министру предстоит разобраться со сложной внутренней структурой ПФР. Как рассказал «СП» доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков, систему персонального учета внутри ПФР необходимо превратить в единый государственный банк социальной информации, интегрировав ее с базами данных других ведомств.

Однако принципиальный момент в том, что такая единая служба должна финансироваться из государственных средств. Сейчас же есть подозрения, что цифровизация происходит за счет пенсионеров, что недопустимо.

«Не должен застрахованный по старости оплачивать труд работников, занимающихся проблемами, например, начисления и выплаты материнского капитала», — утверждает Гудков.

В общем, поводов для чисток и изменений в Пенсионном фонде более чем достаточно. Вопрос в том, будет ли проводить их идеолог пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста Максим Топилин, и входит ли это в список поставленных ему задач в принципе. Некоторые эксперты считают, что это возможно, например, автор Telegram-канала «Политджойстик», политтехнолог Марат Баширов написал, что при Топилине ПФР может выйти из «роли статиста» и «стать помощником в реализации задач, которые поставил президент».

Однако другие специалисты очень сомневаются в такой оценке. По мнению директора Центра политологических исследований Павла Салина, оптимизация возможна, но задача провести масштабные чистки или вскрыть злоупотребления в ПФР перед Топилиным не стоит. Хотя контроль над Пенсионным фондом и его огромными денежными потоками может быть усилен.

— Что касается процедурной деятельности ПФР, интерес правоохранителей к ней сохраняется. В прошлом году арестовали замглаву Фонда, который как раз отвечал за цифровизацию. Но он не входил в команду Антона Дроздова, а был делегирован со стороны, поэтому к тогдашнему главе ПФР, видимо, критических претензий не возникло. Бенефициарами этих злоупотреблений при цифровизации, видимо, выступала не команда Дроздова, а кто-то еще.

После прихода Максима Топилина в ПФР, вероятнее всего, последуют кадровые перестановки. Просто потому, что сейчас мы видим в правительстве и госструктурах тренд на кадровое усиление за счет выходцев из силовой среды. Возможно, и в Пенсионном фонде произойдет то же самое. На денежные потоки расставляют все больше силовиков, чтобы они тщательно следили за их распределением. Это было и раньше, но сейчас процесс набирает обороты. А ПФР — это очень большие денежные потоки.

Поэтому перестановки возможны, но чистками в полном смысле слова я бы их не назвал. И вряд ли их будут подавать в таком ключе. Процесс будет происходить более спокойно и последовательно. В любом случае, для рядовых граждан от этого ничего не изменится.

«СП»: — Почему?

— Во-первых, потому что на место прежних бенефициаров придут новые. А во-вторых, потому что сам функционал Пенсионного фонда не предусматривает принятия решений, которые могли бы кардинально повлиять на судьбу граждан, даже пенсионеров, в худшую или лучшую сторону. Эти решения принимаются в других кабинетах. Пенсионный фонд — это всего лишь большая касса, куда направляются деньги, а потом оттуда расходуются. Поэтому, по какому бы сценарию изменения ни пошли, если они вообще будут проходить, для россиян ничего не изменится.

«СП»: — То есть речи о том, что ПФР может стать более независимым органом, не идет?

— Конечно. Никто сейчас структуре, которая распоряжается финансами, тем более такими колоссальными, большей независимости предоставлять не будет. Более того, даже ту самостоятельность, которая была у ПФР, скорее всего, немного подрежут.

Хотя структурные изменения возможны. Напомню, что раньше лоббировали идею объединения ПФР с другими небюджетными фондами, но Дроздов ее успешно блокировал. Возможно, сейчас ей попытаются дать второе дыхание. Хотя с учетом того, что руководство ПФР поменялась, а главная цель этого предложения была именно в том, чтобы убрать Дроздова, может быть, в этом уже и нет нужды.

Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец также сомневается в том, что в ПФР грядут изменения. По мнению политолога, власть считает работу Пенсионного фонда вполне эффективной, а раз так, то и принципиальных реформ там не нужно.

— Не думаю, что Топилину будет поставлена задача проводить чистку. Вряд ли стоит ждать серьезных изменений. Дроздов в последние годы вложил много сил, чтобы оптимизировать работу ПФР в том, что касается IT. Он сделал примерно то же самое, что Мишустин сделал в Налоговой службе, по крайней мере, во внутренней структуре.

Конечно, многое нужно сделать в части взаимодействия с населением. Это, прежде всего, облегчение бизнес-процессов и документооборота, связанного с оформлением пенсий. Есть также проблема с людьми, которые приехали из-за границы, и должны подтверждать свой стаж за пределами России.

Так что Топилин будет просто поддерживать работу Пенсионного фонда, решать эти проблемы, что-то оптимизировать, но вряд ли нас ждут чистки. ПФР — достаточно эффективная структура, и для Топилина перемещение в нее — это, скорее, повышение, чем понижение.

«СП»: — В самом деле?

— До этого он курировал Фонд социального страхования и Пенсионный фонд, но, несмотря на это, ПФР общался с правительством напрямую. Министерство труда было для него декоративной надстройкой. А сейчас Топилин получил в свое распоряжение десятки тысяч сотрудников и огромные деньги, которыми распоряжается ПФР. Дроздов же, скорее всего, пал жертвой коррупционных скандалов, и теперь отправился на должность заместителя министра финансов.

| Пенсионная реформа в России, последние новости:

Граждан России в пенсионной системе не устраивает практически всё. Прежде всего, конечно, людей не устраивает размер пенсий и несправедливость пенсионных законов. По этому поводу негатив выплескивается и на Президента, и на Правительство, и на депутатов Госдумы, и на всю российскую политическую и бизнес элиту.

Однако не менее раздражающим фактором является и то, как государством совместно с ПФР выстроены отношения пенсионной системы с Человеком и Гражданином, и здесь уже по полной программе достается ПФР, потому что именно с этой структурой, выступающей в отношениях с гражданами от имени государства, людям приходится непосредственно контактировать. Остальные высокие инстанции слишком высоки и недоступны.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. Если государству «не хватает денег» на полноценное пенсионное обеспечение, то ему как-то нужно выкручиваться, урезать бюджет ПФР и обосновывать принимаемые непопулярные решения, сохраняя при этом хорошую социальную мину при плохой игре.

Для снижения доли своей ответственности государство, пользуясь неограниченным правом регулирования «под себя» пенсионной системы, постоянно изменяет пенсионные законы, включая в них новые хитрые и подлые механизмы снижения размеров пенсий. В результате мы имеем настолько запутанное и невнятное пенсионное законодательство, что в нём уже «сам чёрт ногу сломит».

Вместе с тем, многие моменты, связанные с персонифицированным учётом застрахованных лиц, расчётом и назначением пенсий, а также информационным сопровождением этих процессов, в законах вообще никак не прописаны, и тогда открывается широкое поле для инициатив и творческой деятельности Пенсионного фонда и Минтруда.

В одних ситуациях, требующих дополнительного регулирования, ПФР самостоятельно или совместно с Минтруда «дописывает» пенсионное законодательство, принимая нормативные правовые акты (постановления, инструкции, правила, приказы и т.п.), но формулирует их таким образом, что они облегчают и упрощают «жизнь» ПФР, но совершенно не отражают интересы застрахованных лиц.

В других ситуациях ПФР поступает наоборот, оставляет неотрегулированными неопределённости (или даже искусственно создаёт их) там, где выгодно трактовать свои действия или бездействие по-разному, в зависимости от конкретных обстоятельств, но явно не в пользу пенсионеров.

Выяснить, где заканчивается законодательная воля государства по регулированию пенсионной системы и начинается бесконтрольная самодеятельность ПФР (или Минтруда?) весьма сложно, кроме писаных законов параллельно вполне может существовать и институт устных указаний сверху.

Приведу самый простой пример по ситуациям «дописывания» законов и искусственного создания неопределённостей в пенсионном механизме на «пазле» процедуры назначения пенсии.

Казалось бы, услуга расчёта и назначения пенсии структурой, созданной государством и не имеющей собственного коммерческого интереса в этом вопросе, должна быть прозрачной, понятной и удобной для пенсионера. Если бы так и было, то в социальном государстве нормальная укрупненная модель процедуры назначения пенсии выглядела бы следующим образом….

Человеку при выполнении соответствующих условий назначают пенсию, выдают пенсионное удостоверение (пусть даже и с уплатой государственной пошлины тем, кто захочет) и одновременно документ-справку, внятно разъясняющий расчёт назначенной пенсии по наиболее выгодному для него варианту.
В личном кабинете ПФР пенсионеру и после назначения пенсии доступна полная информация о состоянии его индивидуального лицевого счёта и эта корректная информация соответствует данным использованным для расчёта и назначения пенсии.
Кроме того, на сайте ПФР, как публичной структуры, имеются полноценные вариативные калькуляторы, позволяющие самостоятельно рассчитать свою пенсию и среднюю зарплату за периоды до 2002 года, и таким образом убедиться, что расчёт произведён правильно.

Процедура оказания государственной услуги по установлению пенсии законом 400-ФЗ не определена, но что мешало ПФР и Минтруда предусмотреть процедуру расчёта и назначения пенсии по логичному и одновременно удобному для пенсионеров алгоритму? Ничто не мешало, закон 400-ФЗ точно не мешал. Более того, если бы всё было сделано именно так, то поток пенсионеров в ПФР для получения различного рода справок, расчётов, перерасчётов «за детей», консультаций и т.п. снизился бы в несколько раз….

Однако ПФР при содействии Минтруда выстроил процедуру назначения пенсий совсем по другому алгоритму, сделав её максимально непонятной, непрозрачной и унизительной для пенсионера. Процедура назначения пенсии приобрела форму запутанного квеста по сценарию ПФР. Для придания этому квесту легитимности был издан Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 января 2016 г. N 14н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий…".

Административный регламент устанавливает, что «результатом административной процедуры является принятие территориальным органом ПФР решения об удовлетворении, либо об отказе в удовлетворении поданного заявления. Факт и размер назначенной пенсии подтверждается справкой (сведениями) о назначенной пенсии».
Документ по объёму большой, но результат административной процедуры выражен совсем коротко, а всё остальное, непосредственно связанное с расчётом, документальным оформлением и информационным сопровождением назначения пенсии, стандартом государственной услуги сформулировано в очень общем виде или не регламентируется никак. Таким образом, все эти тонкие моменты процедуры назначения пенсии отданы на откуп ПФР.

После назначения пенсии с 2015 года пенсионное удостоверение пенсионерам не выдаётся. ПФР лукавит и объясняет отмену выдачи пенсионных удостоверений изменением пенсионного законодательства, в частности ссылается на закон 400-ФЗ, выдача пенсионных удостоверений которым не предусмотрена. Да, в указанном законе о выдаче пенсионных удостоверений ничего не сказано, но и в предыдущем основном пенсионном законе 173-ФЗ про пенсионные удостоверения также ничего не говорилось, но удостоверения выдавались.

Если докапываться до истины, то выяснится, что утратило силу совместное Постановление Минтруда и ПФР №17/19пб от 27.02.2002 «Об утверждении "Правил обращения за пенсией. ", в котором была статья 39 - "Факт назначения пенсии. подтверждается соответствующей записью в пенсионном удостоверении, которое выдается на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации". Изданный ему в замену Приказ Минтруда от 17.11.2014 года №884-н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией. » аналогичную статью уже не содержит, поэтому можете сами сделать вывод - кто решил, что пенсионные удостоверения пенсионерам больше не нужны, а будет достаточно и справки.

Люди не хотят всю оставшуюся жизнь бегать в недружественный им орган за справками, которые быстро приходят в негодность и ассоциируются со справками об освобождении, а государство молчит. Кто-нибудь считал, сколько уйдёт бумаги на выдачу справок вместо пенсионных удостоверений за весь срок дожития пенсионеров, а сколько нужно содержать работников ПФР с компьютерами и принтерами для оформления и распечатки справок?
Выгода от отмены пенсионных удостоверений весьма сомнительна, а негатива выше крыши, и он будет с каждым годом нарастать. Государству это надо? Не высокая ли цена вопроса для мнимой экономии?

Далее, после подачи застрахованным лицом заявления-прошения о назначении пенсии и его регистрации, потенциальный пенсионер волевым решением Пенсионного фонда переводится в статус «пациента ПФР» (термин мой, подробнее в статье «Пациенты пенсионного фонда. Кто остановит ПФР?»).
Отныне пенсионеру навсегда закрывается полный доступ к информации в личном кабинете на сайте ПФР и в соответствующем разделе на портале государственных слуг.
Для пенсионеров такой информационный блэкаут становится полной неожиданностью.
В большинстве случаев пенсионеры до назначения пенсии в личном кабинете видели искаженные и неполные сведения о своём стаже и средней зарплате (которые к тому же периодически самоизменялись), а после назначения пенсии не видят уже ничего, в соответствующих разделах информационной справки формы СЗИ-6 стоят уже одни нули.

Для чего это делается?
Для того чтобы исключить возможность оценки «пациентом» произошедших в личном кабинете изменений персональных данных (и соответственно исходных параметров для расчёта пенсии) и не допустить сопоставления пенсионером этих данных со сведениями в трудовой книжке для выявления расхождений.
Пациент на сайте ПФР сможет узнать только размер назначенной ему пенсии после принятия решения о её назначении и получить в ПФР такую же справку на бумажном носителе.

На этом процедура назначения пенсии для тех, кто НЕ сомневается в том, что Пенсионный фонд всё посчитает правильно, заканчивается. Доверие граждан к Пенсионному фонду пока ещё велико и пропаганда ПФР, направленная на выработку у пенсионеров стойкой уверенности, что «всё посчитают по наиболее выгодному варианту», делает своё дело и работает успешно.
По мнению ПФР и Минтруда пенсионеры должны согласиться с размером назначенной пенсии безоговорочно как с аксиомой, не требующей доказательств. Административный регламент предоставления государственной услуги по установлению пенсии полностью выполнен, и формально придраться не к чему.

Более любознательные пациенты переходят к следующему этапу пенсионного квеста и начинают собственное расследование правильности расчёта пенсии.

Внятных объяснений о закрытии информации в личном кабинете для пенсионеров ПФР не предоставляет. Отговорки типа «так устроен личный кабинет», «форма СЗИ-6 не предназначена для пенсионеров», «в форме СЗИ-6 стоят нули, потому что все сведения трансформировались в сумму назначенной пенсии», «не положено», «а где написано, что эти данные должны быть доступны пенсионеру», «не нравится – обращайтесь в суд» и т.п. наводят только на одну мысль, - ПФР есть что скрывать и есть стимул держать пенсионеров в неведении.

Для добычи информации о расчёте своей пенсии и других персональных сведений пенсионер должен быть морально готов обивать пороги ПФР и писать челобитные. Пациент обречён «мешать работать» персоналу ПФР (потому как «все что вы хотите, в стандарт государственной услуги по установлению пенсии не входит», «делать вам нечего», «а зачем вам это») и натыкаться на лицемерное недоумение и недружелюбность работников ПФР.

Стойкий пациент, пройдя кордоны громкоголосых работниц ПФР, и получив от ПФР расчёт своей пенсии и другие имеющие значение персональные сведения, может с удивлением обнаружить, что некоторые периоды его трудовой деятельности 20-30 летней давности исключены из общего и страхового стажа, но уведомить об этом пациента ПФР нужным не посчитал.

Причины исключения периодов работы из стажа могут быть самые разные, от «нечитаемых» печатей в трудовой книжке (мнение работника ПФР приравнивается к заключению эксперта-криминалиста?!) и отсутствия сведений о поступлении страховых взносов в отдельные периоды, до банальных арифметических ошибок при подсчёте стажа и размера пенсии. Неверно может быть определено (или применено) соотношение среднего заработка для расчёта пенсионных прав до 2002 года и т.п. Проверить правильность этих расчётов пенсионер сможет только сам ручным способом, предварительно изучив пенсионное законодательство на уровне «не хуже работника ПФР».

Понятно, что специалисты ПФР своим пациентам пенсии вручную не считают, а используют для этих целей полноценные калькуляторы, но ПФР почему-то полагает, что застрахованным лицам будет вполне достаточно и калькулятора-дезинформатора на сайте ПФР. Тот, кто им пользовался, знает, что этот калькулятор нещадно врёт и рассчитывает пенсию в гораздо большем размере по сравнению с тем, который фактически будет назначен.

Информация на сайте ПФР поясняет предназначение своего калькулятора следующим образом: «Результаты расчета страховой пенсии в пенсионном калькуляторе носят исключительно условный характер и не должны восприниматься Вами как реальный размер Вашей будущей пенсии. Для простоты восприятия получаемых результатов все расчеты производятся в постоянных условиях 2018 года».
Вопрос – а зачем он вообще такой условно-фьючерсный калькулятор-дезинформатор нужен? Для введения потенциального пенсионера в заблуждение?
И снова придраться не к чему, нет ни слова в пенсионных законах о публичных калькуляторах ПФР для расчёта пенсии и требований к ним.

Следующий этап пенсионного квеста для стойких пациентов – доказательство факта расчёта пенсии работниками ПФР в заниженном размере относительно возможного.

Если представленные пациентом в территориальный орган ПФР собственные ручные расчёты пенсии и аргументы будут на 100% убедительны, то ПФР может с ними даже согласиться… и предложить написать заявление на перерасчёт пенсии. Стоит ли согласиться с таким предложением (и простить ПФР всю сумму недоплаты пенсии за весь период после её назначения) или идти до конца и требовать перерасчёта пенсии с момента её назначения – каждый должен решить сам, в зависимости от обстоятельств.

Если ПФР с представленными расчётами и аргументами не согласится, то у пациента останется одна дорога - в суд. Кстати, ПФР очень любит направлять несогласных пациентов по любому вопросу в суд, отлично понимая, что из числа даже самых стойких пациентов до суда дойдут не все.

Помимо квест-процедуры назначения пенсий существует ещё целый пласт проблем, связанных одновременно с расчётом или перерасчётом пенсий, персонифицированным учетом и отображением информации в личном кабинете застрахованного лица, и перечень претензий к ПФР по этим проблемам может быть бесконечно длинным, было бы кому их адресовать и решать.

Какие-то частные проблемы пенсионеры могут и решают в одиночку через суд, но есть множество общих проблем, для решения которых и в суд-то идти не с чем. Очевидно, что права пенсионеров в приведенном примере квест-процедуры назначения пенсии ущемляются, но формально закон не нарушен, и тогда всё чаще возникают вопросы – ПФР существует сам для себя или всё-таки для пенсионеров? Кто повернёт ПФР и Минтруда к пенсионеру лицом, а к лесу задом? К кому обращаться за восстановлением справедливости?

У нас есть омбудсмены по правам человека, правам предпринимателей, правам ребёнка, а вот омбудсмена по правам пенсионеров у нас нет, хотя разговоры об этом идут уже давно.
У нас есть Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и этим законом (статья 3.1. последний абзац) предписано органам исполнительной власти «осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию».
Такой орган государственного надзора и контроля в России также до сих пор не создан.

Сложилась парадоксальная пенсионная система, в которой есть исполнитель в лице ПФР и куча «участвующих»: Правительство со своими Постановлениями, Гос. Дума, принимающая законы, ЦБ, Минфин, Минтруд, всяческие проправительственные структуры, сочиняющие хитрые пенсионные формулы, но нет единого органа отвечающего за пенсионное обеспечение в целом. Каждый гражданин, выходящий на пенсию, вынужден бороться за свои права в одиночку с возможностью отстаивать права только через суд, а это далеко не каждому под силу, большинство тихо соглашается с тем «что насчитали». Каких только контролирующих и надзорных органов у нас нет, а вот в пенсионной системе они считаются лишними.
Таким образом, государство экономит дважды, на каждом «обсчитанном» пенсионере в отдельности и на системе в целом. Очевидно, что государству так удобнее, создана пенсионная система с коллективной государственной безответственностью за результат, как очевидно и то, что с этим надо что-то делать…

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
(Минтруд России)

Общая информация
Страна Россия
Дата создания 21 мая 2012 года
Предшествующее ведомство Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Руководство деятельностью осуществляет Правительство Российской Федерации
Вышестоящее ведомство Правительство Российской Федерации
Штаб-квартира Москва, ул. Ильинка, д. 21
Число сотрудников 465
Годовой бюджет 273,196,8 тыс. руб. (на 2012 год)
Министр Максим Анатольевич Топилин
Подведомственные органы Роструд
Пенсионный фонд Российской Федерации
Фонд социального страхования Российской Федерации
Ключевые документы Указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
Положение о Минтруде России [1]
Сайт rosmintrud.ru
Карта


Россия, Москва

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Функции Минтруда
  • 3 Подведомственные органы исполнительной власти
  • 4 Подведомственные государственные фонды
  • 5 Подведомственные организации
    • 5.1 Учреждения науки
    • 5.2 Образовательные учреждения
    • 5.3 Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы
    • 5.4 Иные учреждения
  • 6 Центральный аппарат
  • 7 Руководство
    • 7.1 Министр
    • 7.2 Заместители министра труда и социальной защиты РФ
    • 7.3 Аппарат министра труда и социальной защиты РФ [9]
  • 8 Совещательные и координационные органы [10]
  • 9 Политика государства в области охраны труда
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

История

До 1996 года существовали:

  • Министерство социальной защиты населения РФ, управления социальной защиты населения в регионах, отделы социальной защиты населения — в городах и районах,
  • Министерство труда РФ и соответствующие отделы в регионах.

В 1996 году Министерство социальной защиты населения РФ и Министерство труда РФ были объединены в Министерство труда и социального развития РФ, региональные службы также были объединены.

В 2004 году часть Министерства труда и социального развития РФ была объединена с Министерством здравоохранения РФ в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации было вновь разделено на Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации указом президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636.

Функции Минтруда

Минтруд имеет право осуществлять правовое регулирование в следующих областях [1] :

Подведомственные органы исполнительной власти

  • Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Подведомственные государственные фонды

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации.

Подведомственные организации

Учреждения науки

  1. Всероссийский научно-исследовательский институт труда (ФГБУ)
  2. Научно-исследовательский институт труда и социального страхования (ФГБУ)
  3. Межведомственный аналитический центр социальных инноваций (ФГБУ)
  4. Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального медико-биологического агентства (ФГБУ)
  5. Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства (ФГБУ)

Образовательные учреждения

  1. Ивановский радиотехнический техникум-интернат
  2. Калачевский техникум-интернат
  3. Кинешемский технологический техникум-интернат
  4. Кунгурский техникум-интернат
  5. Курский музыкальный колледж-интернат слепых
  6. Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж) (Санкт-Петербург, Павловск)
  7. Михайловский экономический колледж-интернат
  8. Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат
  9. Новочеркасский технологический техникум-интернат
  10. Оренбургский государственный экономический колледж-интернат
  11. Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Федерального медико-биологического агентства
  12. Сиверский техникум-интернат бухгалтеров

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы

Иные учреждения

  1. Всероссийский научно-методический геронтологический центр (ФГБУ)
  2. Реутовский экспериментальный завод средств протезирования (ФГУП)
  3. Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих (ФГБУ) [2]
  4. Управление служебными зданиями и материально-техническим обеспечением (ФГБУ)
  5. Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий (ФГУП)

Центральный аппарат

  • Департамент комплексного анализа и прогнозирования
    • Отдел политики доходов и уровня жизни
    • Отдел анализа и статистики
    • Сводный отдел планирования и прогнозирования развития труда и социальной защиты
    • Отдел регионального развития
    • Отдел координации программ и научных исследований по труду и социальной защите
    • Отдел по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации и Общественной палатой
    • Отдел по взаимодействию со средствами массовой информации
  • Департамент демографической политики и социальной защиты населения
    • Отдел демографической политики и вопросов гендерного равенства
    • Отдел семейной политики
    • Отдел обеспечения социальных гарантий и мер социальной поддержки семей с детьми
    • Отдел политики в сфере социальной защиты населения и взаимодействия с региональными органами и неправительственными организациями
    • Отдел по делам ветеранов
    • Отдел организации социального обслуживания населения
  • Департамент по делам инвалидов
    • Отдел методологии разработки и реализации программ в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов
    • Отдел развития реабилитационной индустрии
    • Отдел политики в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации
    • Отдел развития сети подведомственных учреждений медико-социальной экспертизы
    • Отдел методологии медико-социальной экспертизы
    • Отдел по взаимодействию с общественными организациями инвалидов и мониторинга соблюдения прав инвалидов
    • Отдел социальной защиты граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций
  • Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнёрства
    • Отдел оплаты труда
    • Отдел трудовых отношений
    • Отдел развития квалификаций и профессиональных стандартов
    • Отдел развития социального партнёрства
    • Отдел мониторинга и анализа трудовых отношений
  • Департамент условий и охраны труда
    • Отдел политики охраны труда
    • Отдел стандартов безопасности труда
    • Отдел обучения по охране труда и информационным системам
  • Департамент занятости населения
    • Отдел правового регулирования в сфере занятости и альтернативной гражданской службы
    • Отдел программного планирования в сфере занятости населения
    • Отдел мониторинга и прогнозирования рынка труда
    • Отдел трудовой миграции
    • Отдел правового регулирования в сфере защиты от безработицы
  • Департамент пенсионного обеспечения
    • Отдел регулирования пенсионного обеспечения
    • Отдел социальных выплат
    • Отдел пенсионного страхования
    • Отдел вопросов государственного обеспечения
    • Отдел вопросов совершенствования пенсионной системы
  • Департамент развития социального страхования
    • Отдел социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
    • Отдел социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
    • Отдел методологии исчисления страховых взносов
    • Отдел администрирования уплаты страховых взносов
  • Департамент развития государственной службы
    • Отдел реформирования и развития государственной службы
    • Отдел совершенствования мер по противодействию коррупции
    • Отдел профессионального развития кадрового состава
    • Отдел совершенствования государственного управления и мониторинга
  • Департамент правового регулирования и международного сотрудничества
    • Отдел правового регулирования в сфере труда и занятости
    • Отдел правового регулирования в сфере социальной защиты населения и пенсионного обеспечения
    • Отдел договорно-судебной работы
    • Отдел правового регулирования социального обеспечения
    • Отдел международного сотрудничества
    • Отдел стран СНГ
  • Финансовый департамент
    • Сводный отдел бюджетного планирования и прогнозирования
    • Отдел планирования и финансового обеспечения расходов социальной сферы
    • Сводный отдел расчётов, платежей и финансовой отчётности
    • Отдел бюджетного учёта, сводной бюджетной отчётности
    • Отдел обеспечения проведения процедур размещения государственных заказов
    • Отдел имущественных отношений
    • Отдел финансового контроля
    • Отдел методологии финансово-бюджетной политики, имущественных отношений, бюджетного учёта и отчётности
  • Департамент управления делами
    • Общий отдел
    • Отдел контроля
    • Организационный отдел
    • Отдел государственной службы и кадров
    • Административно-хозяйственный отдел
    • Отдел по работе с обращениями граждан и организации приёма населения
    • Отдел эксплуатации и развития технической инфраструктуры и обеспечения связью
    • Отдел сопровождения и развития информационных систем и ведения фонда алгоритмов и программ
    • Отдел профилактики коррупционных и иных правонарушений

Руководство

Министр

  • Министр труда и социальной защиты РФ — Топилин Максим Анатольевич (с 21 мая 2012 г., № 661) [3] .

Заместители министра труда и социальной защиты РФ

  • Вовченко Алексей Витальевич — первый заместитель министра [4]
  • Блинова Татьяна Викторовна (с 30 августа 2012 г., № 1574-р) [5]
  • Вовченко Алексей Витальевич (с 14 июня 2012 г., № 977-р) [6]
  • Ельцова Любовь Юрьевна (с 14 июня 2012 г., № 979-р) [7]
  • Пудов Андрей Николаевич (с 17 июля 2012 г., № 1278-р) — статс-секретарь [8]

Аппарат министра труда и социальной защиты РФ [9]

  • Баранецкая Людмила Георгиевна
  • Дубов Иван Иванович
  • Лабутин Антон Владимирович
  • Петрова Светлана Валентиновна
  • Прохоров Павел Владимирович

  • Башмакова Любовь Алексеевна
  • Беренда Владимир Петрович
  • Исянова Мария Сергеевна — пресс-секретарь Министра труда и социальной защиты РФ
  • Шеловнина Анна Олеговна

Совещательные и координационные органы [10]

  • Рабочая группа по повышению качества оказания государственных услуг в социальной сфере с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия
  • Коллегия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Контрольный совет Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Рабочая группа по выработке предложений по вопросам совершенствования механизмов обеспечения занятости инвалидов, стимулирования создания для них специальных рабочих мест
  • Координационный совет по контролю за реализацией государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы
  • Координационный совет Минтруда России по гендерным проблемам
  • Экспертный совет Минтруда России по вопросам демографического развития
  • Рабочая группа Минтруда России по совершенствованию законодательства в сфере предоставления социальных услуг, включая санитарно-эпидимиологические правила и нормативы, а также развитию механизмов частно-государственного партнёрства

Политика государства в области охраны труда


На Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации возложена ответственность за разработку и осуществление государственной политики в области охраны труда [13] . По мнению специалистов (например [14] ), разработка методов воздействия на работодателя, позволяющая эффективно стимулировать его улучшать условия труда, не увенчалась успехом. Износ основных фондов предприятий, нежелание новых владельцев вкладывать прибыль в модернизацию производства, невнимание их к вопросам охраны труда - всё это привело к постепенному и неуклонному росту доли рабочих мест с опасными и/или вредными условиями труда. По данным Росстата [11] за период конца 1990-х до 2014 г. их доля возросла с

40%. Сначала, в 90-е, рост происходил медленно, т.к. из-за массовых закрытий заводов и фабрик часть рабочих мест с вредными условиями труда была ликвидирована, а износ основных фондов был ещё не очень большой. Затем рост ускорился.

В связи с этим ростом, государство пыталось принять принять какие-то меры, например - декларировалась необходимость проводить аттестацию рабочих мест. Однако это обязательное мероприятие, направленное даже не на улучшение условий труда, а лишь на оценку степени вредности, с сентября 2008 г по июль 2011 г провели менее 1 % организаций. [15] Возможно, неудача с аттестацией побудила Минтруда разработать закон 426-ФЗ [16] . Принятие этого закона, позволяющего приравнять выдачу рабочим средств индивидуальной защиты (СИЗ) к улучшению условий труда; а также внесение изменений [12] в научно-обоснованные методики оценки условий труда, привело к снижению (регистрируемой) доли рабочих мест с опасными и вредными условиями труда с

2014 г. Возможно, фактически (при сохранении прежнего подхода к оценке условий труда) такое снижение не произошло. Закон 426-ФЗ стимулирует работодателя проводить специальную оценку условий труда, и (теоретически) должен стимулировать его улучшать условий труда - чем они хуже, тем выше отчисления. Однако на практике оценка условий труда не всегда проводилась качественно (порой без измерительных приборов [17] , и даже заочно).

Для стимулирования улучшения условий труда Фонд социального страхования (ФСС) разрешил работодателям использовать до 20% отчислений в ФСС на улучшение условий труда. Однако большая часть этих средств, по данным ФСС, ушла не улучшение условий труда, а на закупку СИЗ, порой заведомо неэффективных и по завышенным ценам - расходы на них в десятки раз выше [18] . На практике, вместо стимулирования работодателя улучшать условий труда, его отчасти стимулируют закупать СИЗ (наименее эффективный способ защиты жизни и здоровья и не за счёт своих средств, а за счёт отчислений в Фонд социального страхования. Это плохо согласуется с ратифицированной РФ конвенцией МОТ № 148 [19] которая требует отдавать предпочтение более эффективным техническим средствам коллективной защиты, а не индивидуальным.

В результате неэффективного стимулирования работодателя улучшать условия труда, большое число граждан работает в опасных и/или не гигиеничных условиях. Это вносит свой вклад в то, что происходит ускоренное биологическое старение организма [20] ; по мнению Н. Ф. Измерова и других специалистов по гигиене труда, из-за плохих условий труда растёт смертность трудоспособного населения [21] (в России она в 4,5 раз выше, чем в Евросоюзе, в 2,5 раз выше, чем в развитых странах, и в 1,5 раз выше, чем в развивающихся странах [22] . Значительная доля мужчин не доживает до пенсионного возраста.

Читайте также: