Пенсионные технологии социальной работы







«Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке установленном законодательством».

Пенсия – это регулярная денежная выплата, предоставляемая в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов, предназначенных для этих целей. В зависимости от обстоятельств, по которым предоставляется право на пенсию, выделяют следующие виды пенсий: пенсия по государственному пенсионному обеспечению и трудовая пенсия.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им дохода, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационной или техногенной катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая производится в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом.

. Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

1. Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные служащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) нетрудоспособные граждане.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

пенсия за выслугу лет;

пенсия по старости;

пенсия по инвалидности;

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета

25. Технология связи с общественностью - одна из базовых технологий соци­альной работы. Функции технологии связи с общественностью в социаль­ной работе.

PR - это спланированные и осуществляемые в течение длительного времени действия, направленные на установление и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью.

Также распространено следующее определение: PR - это специальная наука и искусство управления социальной информацией в условиях внеценовой конкуренции:

a) направленные на установление и поддержание :открытого двухстороннего общения между социальными службами и их общественностью;

b) посредством положительных информационно разъяснительных материалов, активных акций и оценок ответных общественных реакций;

c) основанных на правде, знании и гласности;

d) с целью достижения взаимопонимания, согласия, социального партнерства и создания благоприятных обстоятельств .

Социальная работа немыслима без компетентности в сфере PR как функции управления с гибким использованием социально-психологических методов управления человеческими ресурсами в целях создания деловой атмосферы согласия и взаимопонимания.

В вопросах государственного управления огромную роль играет общественность, которая имеет право голоса, поэтому необходимо ее своевременно информировать, чем призван заниматься институт PR. Общественность же является макроуровнем социальной работы.

Вот почему социальные службы не могут игнорировать данный феномен. Он включается в предметное поле теории социальной работы. Чтобы влиять на мнение людей, необходимо обладать максимально широкими знаниями о том, как люди мыслят и как они поступают в различных обстоятельствах.

Социальная работа, как социальный институт, взаимодействующий с другими элементами человеческого сообщества, в немалой степени связана с публичной активностью. При этом возникает необходимость как можно более четкого доведения до партнера по коммуникации своего мнения и благоприятного образа коммуникатора.

Решением подобных задач занимается public relations, т.е. связь с общественностью.

Пожилые - люди, прожившие долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны (глоссарий).

Старение населения является одной из глобальных проблем современного мира.

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74, к старому — от 75 до 89 лет, а к долгожителям — 90 лет и старше.

Краткосрочными и среднесрочными целями социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты пожилых людей являются:

— содействие безусловному соблюдению конституционных прав и законных интересов пожилых граждан, в том числе права на социальное обеспечение;

— содействие обеспечению человеческого достоинства пожилых людей, утверждению их общественно значимой роли в социальном развитии;

— обеспечение оптимального уровня индивидуальной адаптации лиц пожилого возраста к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях;

— предоставление необходимой социальной помощи и гарантированного социального обслуживания, способствующих созданию и поддержанию условий для полноценной жизни в старости;

— участие в формировании общественного консенсуса в отношении положения и проблем пожилых людей;

— содействие привлечению дополнительных инвестиций для финансирования мероприятий по социальному обслуживанию пожилых людей, опираясь на инициативу общественности, используя участие негосударственных структур.

Технологии соц. работы с пожилыми людьми ориентированы на их соц. обслуживание, которое осущ. на основании ФЗ «О соц. Обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 4 авг.1995 г., ФЗ «Об основах соц.обслуживания населения в РФ» от 10 дек. 1995 г., ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 г., постановлением Правительства РФ «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995 г.

Работа с пожилыми осущ. на макро и микроуровнях.

На макроуровне гос-во осуществляет: формирование соц.политики с учетом интересов стариков, создание пенсионных и др. фондов поддержки, формирование комплексной системы соц. страхования, системы медицинского, психологического, консультативного обслуживания этих граждан.

На микроуровне изучаются условия жизни стариков, получают ли они помощь и какую.

В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования:

— предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;

— содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной жизни;

— соблюдение равенства и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг;

— дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение;

— выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;

— адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

— использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей;

— ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;

— обеспечение информированности пожилых граждан, как и всего населения, о возможностях социальной помощи и услуг.

В технологии социального обслуживания населения Российской Федерации выделяются три основных направления социальной защиты пожилых людей:

1. пенсионное обеспечение;

2. система льгот и преимуществ пожилым людям;

3. социальное обслуживание пожилых людей в стандартных и нестандартных условиях.

Социально-экономическая обстановка в России, в том числе низкий относительный, как и абсолютный, уровень размеров пенсий, ставит перед государством необходимость разработки и внедрения льгот и компенсаций для пожилых людей. Это касается предоставления дополнительных льгот по пенсионному обеспечению, налогообложению и кредитованию, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию, по получению медицинской, протезно-ортопедической помощи и зубопротезированию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами, по обеспечению ин­дивидуальными средствами передвижения и транспортными средствами, оплате проезда.

Самой распространенной формой социального обслуживания пожилых людей являются территориальные центры социального обслуживания.

Обязательным минимумом в работе таких центров является наличие трех отделений:

1) социальной помощи на дому;

2) временного дневного пребывания;

3) срочной социальной помощи.

Основными задачами и функциями центров являются:

- выявление престарелых, нуждающихся в социальной поддержке;

- определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в соц. поддержке;

- предоставление соц.- бытовых услуг и т.д.

Оказание помощи на дому кроме материальной и натуральной поддержки дает возможность предоставлять клиентам юридические, психологические и доврачебные услуги и консультации.

Бесплатное питание, социальная помощь, бытовые услуги предоставляются престарелым и нетрудоспособным гражданам по месту жительства центрами социального обслуживания; действуют социальные парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, цехи по пошиву и ремонту одежды и обуви, предоставляющие услуги по доступным для малообеспеченных граждан ценам.

Сеть нестационарных учреждений и служб не обеспечивает оказание помощи всем нуждающимся.

Основными направлениями повышения уровня благосостояния престарелых являются:

— увеличение размера пенсий;

— совершенствование системы пенсионного обеспечения;

— развитие услуг по уходу на дому;

— расширение сети домов престарелых;

— улучшение условий проживания в этих домах.

Среди категории пожилых людей нуждаются в особой социальной помощи инвалиды, ветераны войны, одинокие граждане и малообеспеченные пенсионеры.

Центры социального обслуживания обеспечивают поддержку досуговой и посильной общественной деятельности пожилых, способствуют проведению образовательно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди пожилых.

Законодательство РФ предусматривает содержание граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях, таких как «Геронтологический центр», дом - интернат для престарелых и инвалидов, специальный дом - интернат, специальный дом для одиноких престарелых, геронтопсихиатрический центр и др.

Виды соц. обслуживания пожилых:

1. соц.обслуживание на дому;

2. стационарное обслуживание;

3. полустационарное обслуживание (комбинирование услуг на дому и в спец.учреждениях);

4. соц.консультативная помощь;

5. срочное соц.обслуживание.

Принципы соц.обслуживания:

5. приоритетность;

7. профилактическая направленность.

Основные направления соц.обслуживания:

1. предоставление материальной помощи;

2. соц.обслуживание на дому;

3. соц.обслуживание в стационарных учреждениях;

4. предоставление временного приюта в спец.учреждениях;

5. организация дневного пребывания в учреждениях соц.обслуживания;

6. консультативная помощь.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Изменение социального статуса человека в старости и положение инвалида в обществе, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, порождает серьезные социальные проблемы. Наиболее злободневной из них является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов и связанная с ней трансформация ценностных ориентиров. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам. Понятие «социальная реабилитация» включает в себя комплекс социально-психологических, экономических, политико-правовых, медицинских, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий для возвращения этих групп населения к нормальной жизнедеятельности и закрепления их социального статуса на всех уровнях государственной политики.

Социальная помощь – это обеспечение в денежной и натуральной формах, в виде льгот и услуг, предоставляемое с учетом законодательных норм и социальных гарантий, установленных государством для престарелых и инвалидов.

Ктрадиционным формам социального обеспечения относятся денежные выплаты (пенсии, пособия и др.); натуральное обеспечение (продукты, медикаменты, одежда и др.); услуги и льготы; стационарное и нестационарные виды обслуживания. На современном этапе развития экономических отношений важным условием социальной реабилитации данной категории общества является поддержание уровня жизни за счет повышения размеров пенсий. С учетом предложений и возможностей Пенсионного фонда Российской Федерации установлен новый минимальный размер пенсии и введен механизм индексаций пенсий в зависимости от роста цен. В Московской области на базе Пенсионного Фонда России проводится эксперимент по обработке модели будущей Федеральной пенсионной службы как самостоятельной финансово-банковской системы.

В настоящее время развивается сеть негосударственных пенсионных фондов как дополнительный источник социальной защиты пожилых людей. Одной из эффективных мер социальной реабилитации престарелых и инвалидов является их трудовая занятость.

Установлены льготы для предприятий, использующих труд инвалидов. Учреждения и организации, в которых занято 30% инвалидов от общей численности работающих, пользуются правом на льготное налогообложение, свыше 50% – полностью освобождаются от уплаты налогов и платежей. В связи со структурной перестройкой экономики отдается предпочтение созданию новых отраслей, экологически чистых производств (фермерские хозяйства, сферы малого и среднего бизнеса и др.).

Особая роль в системе реабилитации пожилых людей и инвалидов принадлежит медико-социальной реабилитации. Создается сеть федеральных и региональных центров восстановительного лечения, многопрофильной медицинской реабилитации, специализированных санаторно-курортных учреждений и т.д. Новые задачи поставлены и перед Главным управлением медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (МСЭ, бывшая ВТЭК). В их функции входит разработка индивидуальных программ реабилитации с определением конкретного объема, видов и сроков их осуществления. Механизм социальной зашиты пожилых людей и инвалидов реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. На государственном уровне обеспечивается гарантированное предоставление установленных размеров пенсий, пособий и других видов натурального обеспечения, услуг и льгот. На региональном уровне решаются вопросы дополнительного повышения норм государственного обеспечения нуждающихся нетрудоспособных граждан.

В современных условиях происходит перенос центра тяжести социальной защиты пожилых людей и инвалидов непосредственно на местные органы власти. Во многих регионах установлены льготы по оплате проезда на транспорте пожилых людей и инвалидов. Развивается сеть специальных жилых домов-интернатов для одиноких престарелых и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. Проживание и все виды социальной помощи в домах-интернатах осуществляются бесплатно. Почти в каждом таком учреждении созданы лечебно-трудовые мастерские с различными видами занятости: швейные, галантерейные, сапожные, столярные и др. В сельских домах-интернатах имеются подсобные хозяйства с развитыми формами огородничества, садоводства, пчеловодства и т.д. Развивается система культурно-массовых мероприятий (концерты, экскурсии, спортивно-оздоровительные шоу, тематические вечера, клубы по интересам и т.п.), внедряются бригадные формы организации труда, коллективный и арендный подряд. Важное значение в настоящее время приобретает организация бесплатного питания за счет средств местных бюджетов, территориальных фондов социальной поддержки населения (Иркутская, Магаданская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Тамбовская и другие области).

Министерством социальной защиты населения Российской Федерации разработаны и внедряются федеральные целевые программы («Социальная защита инвалидов», «Социальная защита пожилых людей» и др.), рассчитанные на развитие маломобильных групп населения. На базе территориальных центров создаются службы срочной социальной помощи для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности престарелых и инвалидов. Приобретает систематический характер такая форма социального обслуживания, как помощь на дому (с 1987 года).

В России началась реформа всей системы социального страхования, появляются частные пенсионные и страховые фонды, совершенствуется медицинское страхование с установлением дополнительных гарантий для пожилых людей и инвалидов. Необходимо совершенствование правовой основы системы социальной защиты данной категории населения.

Одной из актуальных является проблема подготовки социальных работников с высшим специальным образованием для работы в домах-интернатах и реабилитационных центрах социально-бытовой и социально-психологической адаптации инвалидов и пожилых людей. В 1991 году в ряде вузов страны были открыты факультеты и курсы подготовки специалистов по социальной работе, создан Российский государственный социальный институт, но потребность в квалифицированных социальных работниках еще достаточно велика. Особый спрос на специалистов высокого класса наблюдается в сфере организации социально-культурной деятельности при решении жизненных проблем пожилых людей и инвалидов. Социальный работник в своей профессиональной деятельности может выполнять разные социальные роли: защитника интересов слабозащищенной категории людей, педагога-социолога, эксперта по вопросам социальной и правовой политики, консультанта-психолога и др. Совершенствование системы социальной защиты и социальной поддержки престарелых и инвалидов в современных условиях – необходимая гарантия их социальной реабилитации и обеспечения нормальной жизнедеятельности в кризисный переходный период экономических отношений.

Социальная помощь пожилым людям и инвалидам осуществляется в соответствии с действующими в стране законами о пенсионном обеспечении. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 года № 463 утверждена «Программа пенсионной реформы в Российской Федерации», в которой дается оценка современного состояния пенсионного обеспечения, намечены основные направления развития концепции реформы, определены источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы, роль персонифицированного учета, даны необходимые рекомендации и разъяснения (см. Бюллетень Минтруда и социального развития РФ, 1998, №6).

Система пенсионного обеспечения представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев – от назначения до выплаты пенсий. Действующим законодательством установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Порядок их исчисления, выплаты, перерасчета, индексации регулируются различными нормативными актами. Право на пенсию по старости на общих основаниях имеют: мужчины – по достижении 60 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщины – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже
20 лет. На льготных основаниях засчитывается пониженный трудовой стаж в районах Крайнего Севера, в местах с особыми условиями труда. Нормативными актами установлено, что граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничений каким-либо сроком и независимо от характера занятий ко времени обращения. Выплата пенсий осуществляется за счет Пенсионного фонда Российской Федерации. Трудовые пенсии, назначенные в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, подразделяются следующим образом: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. (Постановление Министерства труда РФ от 22.05.96 №29, ст.ст. 12, 78, 78-2). Согласно действующему законодательству в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и 1% за каждый год общего трудового стажа, превышающего требуемый. Однако размер пенсии не должен превышать 75% заработной платы.

Порядок исчисления пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет имеет свои особенности. Размер пенсии при полной инвалидности (I-II группы) составляет 75% заработка, при частичной – 30%. Законом поощряется работа пенсионеров по старости и после назначения пенсии путем установки надбавки за каждый проработанный год. Пенсия по старости выплачивается в полном объеме, независимо от того, работает пенсионер или нет. Предусмотрен перерасчет пенсии в связи с увеличением трудового стажа. Размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, но не от общего стажа. Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы(службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (ст. 102 гл. VII Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20.05.98). Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Пенсионерам, проработавшим после назначения пенсии не менее 24 месяцев с более высоким заработком, пенсия может пересчитываться (по их заявлению). Повышение пенсии предусмотрено:

· Героям Советского Союза, Героям РФ, Героям Социалистического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней – на 50%, но не менее, чем на 100% минимального размера пенсии по старости (ч.1 ст. 17 Закона);

· чемпионам Олимпийских игр – на 50% (ч. 1 ст. 17 Закона);

· участникам Великой Отечественной войны – на 100%
(ч. 1 ст. 17 Закона);

· гражданам – бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, ГЕТТО и других мест принудительного содержания – на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);

· гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным – на 50% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);

· инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями – на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона) и др.

Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Пенсионное законодательство обеспечивает право выбора вида пенсии. Право одновременного получения двух пенсий (по старости, за выслугу лет и инвалидности) предоставлено гражданам России, ставшим инвалидами в результате военной травмы. Социальной пенсией обеспечиваются инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды до 16 лет; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей. Социальная пенсия – это гарантированное государством право пенсионного обеспечения тех граждан, которые по объективным причинам не приобрели необходимого трудового стажа.

Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:

- инвалидам с детства I и II групп, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей и одинокой матери – в размере минимальной пенсии по старости
(ч. 1 ст. 17 Закона);

- инвалидам II группы (кроме инвалидов из родителей и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), – в размере 2/3 минимальной пенсии по старости;

- инвалидам III группы – в размере 1/2 пенсии.

Заявление о назначении пенсии рассматривается органом социальной защиты населения не позднее 10 дней после его поступления со всеми необходимыми документами (ст. 118, гл. IX Закона). Выплата пенсии производится за текущий месяц. Доставка и пересылка осуществляется за счет государства. Суммы назначенной пенсии, не полученные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Суммы пенсии, не полученные своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (ст. 123 гл. IX Закона).

В финансовой системе пенсионного обеспечения действуют механизмы компенсации и индексации пенсий в связи с ростом потребительских цен и инфляций. Пенсионное обеспечение осуществляется непосредственно государственными органами социальной защиты населения Российской Федерации и их пенсионными службами. Законодательством определен порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме для престарелых и инвалидов; в случае лишения свободы по приговору суда и др. Существует судебный порядок разрешения споров в сфере пенсионного обеспечения.

Эффективной формой социального обеспечения населения являются пособия. Особую заботу проявляет государство об охране материнства и детства. Пособие по беременности и родам установлено в размере 100% заработной платы, независимо от трудового стажа матери. С 1993 года выплачиваются «детские» пособия: на детей до 1,5 лет – в размере минимальной заработной платы, до 6 лет – 70%, от 6 до 16 лет – 60%.

В 1,5 раза увеличены пособия на детей одиноким матерям, семьям военнослужащих и семьям, в которых отец уклоняется от уплаты алиментов. Социальные пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком, на детей малообеспеченным семьям и др.) выплачиваются за счет Фонда социального страхования, Пенсионного фонда и других внебюджетных фондов. Увеличение размеров пособий предусматривается законодательством с учетом семейного положения и местных условий.

За последние годы принят ряд правовых актов, нацеленных на повышение ответственности предприятий за возмещение ущерба от трудового увечья граждан, определение порядка выплаты пособия по безработице и др. Правительством Российской Федерации принято Постановление «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» от 22.04.97 № 458, разрабатываются программы обеспечения занятости. Государственный фонд занятости населения РФ осуществляет выплату пособий и компенсаций по безработице, стипендий на период прохождения переобучения и переподготовки, оказание материальной помощи и др.

В 1995 году была разработана Концепция реформы пенсионного обеспечения в РФ с целью установления критериев и упорядочения пенсионных льгот, выявлен интегральный показатель утраты нетрудоспособности.

Своевременная выплата гражданам пенсий и пособий является одной из важнейших функций системы социального обеспечения.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные проблемы социальной защиты пожилых людей и инвалидов в современных условиях?

2. Сущность понятий «социальная помощь» и «социальная реабилитация».

3. Дать характеристику видов пенсионного обеспечения.

4. Назвать основные условия порядка назначения и выплаты трудовой пенсии.

5. Сформулировать особенности исчисления социальных пенсий.

Список рекомендуемой литературы

1. Александрова Г. Годы и заботы. М., 1990.

2. Висневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. Пер. с польского. М., 1989.

3. Гордин В. Чем старость обеспечена? М., 1988.

4. О пенсионном обеспечении граждан РФ. М., 1992.

5. Жилая среда для инвалидов. М., 1990.

6. Сонин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. М., 1984.

7. Старченко Н.А., Алилова Ю.М. Врачебно-трудовая экспертиза. М., 1997.

| следующая лекция ==>
|

Дата добавления: 2019-07-26 ; просмотров: 139 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Инновационные методы социальной работы с пожилыми людьми в России. Федорова В.В., г. Горно-Алтайск, Россия

Социальная работа в России развивается динамично последние десять—пятнадцать лет. Она накопила определенный опыт оказания социальной поддержки разным группам населения. В последнее время наблюдается активизация инновационной деятельности в социальной сфере [1]. Параллельно с этим современная демографическая ситуация показывает, что увеличивается продолжительность жизни и рост доли населения старше трудоспособного возраста. В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи, поддержки пожилым людям. Эту проблему можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны – это приводит к повышению общего количества потребления социальных услуг, с другой – у пожилых людей появляется потребность в качественно новых услугах. В современном мире у граждан пожилого возраста происходит постепенная переориентация от простого доживания к активному включению в общественную жизнь. Широкое распространение в России в последнее время получили инновационные формы социального обслуживания пожилых людей такие, как социальный туризм, хосписы на дому, новые формы выездного и надомного обслуживания, участковая социальная служба, приемная семья для пожилого человека, и другие [3].

В социальных учреждениях Российской Федерации при организации социальной помощи пожилым применяются различные методы и технологии. Так, в ряде учреждений системы социальной работы используются различные инновационные социальные технологии, коммуникативные виды досуга, арт-терапевтические методы и пр.

Клубная работа на сегодняшний день является одной из популярнейших форм активизации образа жизни пожилых людей, как в зарубежных странах, так и в России. Пожилому человеку в клубе предоставляется возможность проявить свои знания и умения, поделиться своим опытом, узнать и увидеть что-то новое. Клубная работа с пожилыми гражданами в настоящее время в Российской Федерации развивается в разных направлениях: социально-педагогическом, социально-психологическом, социокультурном, правовом, и др. Она осуществляется как при социальных службах, так и по месту жительства, по месту прежней работы, при учреждениях культуры, образования, общественных организациях и др.

В России существует множество клубов по поддержке пожилых людей:

  1. «Серебряный возраст» Клуб организован в сентябре 2011 года. Задача клуба состоит в том, чтобы помочь пенсионерам и людям пожилого возраста рационально использовать своё свободное время для интеллектуального, эстетического и физического развития, общественной деятельности, общения и занятий по душе. В течение года в клубе проходят встречи с интересными людьми, беседы, правовые консультации с приглашенными специалистами различных ведомств, организация выставок, просмотр кинофильмов, лекции, праздничные огоньки, чаепития, конкурсные программы.
  2. Клуб для пожилых людей «Гармония» Проект направлен на помощь людям пожилого возраста на добровольческих началах, чтобы сделать их жизнь более содержательной. Предоставление пожилым людям микрорайона возможность общения по интересам на бесплатной основе, разработка программы занятий по оздоровительной гимнастике и компьютерной грамотности, создание сайт клуба для размещения актуальной информации.
  3. Клуб интеллектуального общения пожилых «Филантроп» Целью его деятельности является поддержание и развитие жизненного тонуса в целях релаксации личности пенсионера творческой профессии. Защита интересов граждан пожилого возраста. Пропаганда здорового образа жизни, а также организация интеллектуального общения людей, психологическая помощь и социальная помощь.
  4. Клуб «Собеседник» Целью клуба является поддержка пожилых, вовлечение в жизнь общины, дать возможность обрести уверенность в себе, проявить свои творческие способности, поделиться своими знаниями и опытом. Клуб обеспечивает пенсионерам возможность проведения досуга, реализацию творческих способностей, повышения жизненного и духовного потенциала.

Широко распространяются социальные программы, направленные на социальную помощь лицам пожилого возраста. Основными целями общественных организаций и программ являются содействие адаптации пожилых людей; создание условий, способствующих их независимости, сохранению достоинства личности, помощь в преодолении болезней, бедности, и максимальное нахождение пожилых в привычной им обстановке.

— Вологодская региональная организация Общероссийской общественной организации — Общество «Знание» России. Деятельность организации помогает пожилым людям адаптироваться к жизни в современных условиях, обрести уверенность в своих силах, реализовать себя, таким образом, решая актуальную социальную проблему. Аспектами данной организации является создание условий для насыщенной, полноценной и достойной жизни пожилых людей; вовлечение в сферу полноценной гражданской деятельности, творческой и социальной активности, повышение информированности и правовой грамотности.

Благотворительная программа «Место встречи: диалог» – это одна из программ, направленная на повышение общественного признания и улучшение социального положения людей пожилого возраста, переживших тоталитарные режимы: национал-социалистский и сталинский, стимулирование их к активному участию в общественной жизни. Привлечение внимания общества к их судьбам, жизненным достижениям, к их роли в общественной жизни, а также способствовать плодотворному диалогу между поколениями [5].

В одном из лучших в Подмосковье учреждений — Электростальском центре социально­го обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов — получают помощь около 1500 человек. Многие из них с интересом занимаются в клубах: «Золотая осень» (пси­хологическая поддержка пожилых, помога­ющая справиться с обостренным чувством одиночества, с трудностями в общении), «Школа земледелия» (обсуждают актуаль­ные вопросы садоводства и огородничества, делятся опытом получения высоких урожа­ев. Очень популярна «Школа здоровья», в которой подопечные не только получают советы медиков и занимаются физкультурой, но и дважды в месяц танцуют, слушают клас­сическую музыку. Много интересных новаций рождается в социальных учреждениях, где изучают потребности клиентов путем анкетирования и устного опроса. Благодаря этому, например, на базе отделения дневного пребывания КЦСО «Бибирево» в г. Москве созданы и успешно развиваются кружки «Рукоделие» и «Домашние секреты» [2].

Для улучшения качества жизни граждан, а в том числе и пожилых людей, разрабатывается целый комплекс мероприятий по осуществлению структурных изменений в социальной сфере, определяющих перспективу дальнейшего совершенствования системы социального обслуживания, социального сервиса на основе государственно-частного партнерства. Большую роль в этом процессе играют мониторинг рынка социальных услуг на конкретной территории, а также повышение качества социальных услуг посредством профессионализации и специализации социальной работы [4].

Ссылки на источники
  1. Инновации в социальной работе: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Платонова, М.Ю. Платонов. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с.
  2. Инновационные методы социальной работы с пожилыми людьми // Отечественный журнал социальной работы 2009. №4 с.44
  3. Инновационные формы и методы социального обслуживания пожилых граждан [Электронный ресурс] – URL: http://methodcentr.ru/images/cms/menu/043.pdf
  4. Лемке Н. П. Инновационные технологии социального обслуживания в Санкт-Петербурге // Ученые Записки. — СПб., 2010. — № 2 (14). — С. 7 -9.
  5. Роль социальной работы и социального образования в развитии социальных коммуникаций пожилых людей [Электронный ресурс] – URL: http://www.scienceforum.ru/2014/361/2116
Еще по теме:

В России разработаны рекомендации по долговременному уходу за людьми пожилого возраста. Официальный документ, подготовленный экспертами нескольких ведомств.

Интегративный маркетинг как альтернатива маркетингу для пожилых потребителей при разработке товаров и услуг. Асташова Ю.В., Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Россия

Саитгараева Марита Александровнастудентка 4 курса, БФ БашГУ, г.Бирск marit1991@mail.ru

Социальная работас пожилымив Управлении пенсионного фонда

Аннотация:в статье рассматривается пожилыекак социальнодемографическая группа, помощь пожилым гражданам специалистами по социальной работе в управлении пенсионного фонда.Ключевые слова: граждане пожилого возраста, пенсионное обеспечение, социальная работа, пенсия, помощь.В данной статье предлагается к рассмотрению уровень оказания социальной помощи пожилым людям является одним из основных показателей уровня благосостояния российских граждан.

Цель нашего исследования заключается в деятельности социального работника в системе пенсионного обеспечения.

Объектом исследования выступают лица пожилого возраста.

Предметом исследованияслужит организация социальной помощи пожилым людям в Управлении пенсионного фонда. В исследовании использовали следующие методы исследования: общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение); методы эмпирического исследования( анкетирование).В современности с каждым годом растет доля людей пожилого возраста в составе населения, такие тенденции характерны и для нашей страны.Пожилым гражданином считается население в возрасте от 6074 лет, к старому относят 7589лет, и долгожителем считается 90и старше. Вопросы пенсионного обеспечения занимают важное место в экономической и социальной политике любого государства.Последствия старения населения как социальнодемографического процесса является рост потребностей в социальных услугах, развитие системысоциального облуживания, поиск источников и ресурсов для обеспечения эффективной деятельности этой сферы. Подводя итог, можно сделатьвывод, что старость как возрастной период человеческой жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных для каждого человека проявлений его социальных, психологических и физиологических особенностей. Диапазон ограничен процессами старения, которые выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма: прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, интеллектуальный и эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Изменение всех психических познавательных процессов и двигательной активности. Вслучае позитивного прохождения предыдущих возрастных стадий –достижение мудрости и чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, высший уровень личностной интеграции. Если же главные задачи предыдущей жизни не были реализованы, то этот диапазон существенно ограничивается сдвигом одной из его сторон (позитивной) в сторону усиления негативных явлений: разочарование в жизни и ощущение бесполезности прожитых лет вплоть до отчаяния.Для того,чтобы в пожилом возрасте у людей не возникало чувство незащищенности, отчаяния и была возможность вести полноценный образ жизни, существуют государственные пенсии. Однако, как показывает практика, современная система пенсионного обеспечения далеко не идеальна, а получаемые пожилыми людьми пенсии не позволяют им быть в полной мере удовлетворенными своим социальноэкономическим положением. Проблемы старения населения и признания права пожилых на активную и продуктивную старость стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году Принципов ООН в отношении пожилых людей. В качестве основных принципов были определены: Независимость: обеспечение доступа пожилых людей к продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию посредством обеспечения их дохода, поддержки со стороны семьи, общины и самопомощи; наличие возможности у пожилых людей работать или заниматься другими видами деятельности, приносящей доход, участвовать в определении сроков и форм прекращения трудовой деятельности; участвовать в программах образования и профессиональной подготовки; жить в безопасных условиях; жить дома до тех пор, пока это возможно. Участие: пожилые люди должны быть активно вовлечены в жизнь общества, участвовать в принятии политических решений, делитьсясвоим опытом и знаниями с молодым поколением; пожилые люди могут выполнять работу, в том числе на добровольной основе, в интересах того сообщества (общины), членами которого они являются; пожилые люди вправе создавать движения и ассоциации лиц пожилого возраста. Уход: обеспечение пожилых людей уходом и защитой со стороны семьи и сообщества, членами которого они являются; доступ к медицинскому обслуживанию, позволяющему поддержать или восстановить оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия; доступ к социальным и правовым услугам; возможность пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту и реабилитацию в гуманных и безопасных условиях; возможность пользоваться правами человека и основными свободами, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, право принимать решение в отношении ухода за ними и качества их жизни, находясь в любом учреждении обеспечивающем кров, лечение или уход. Реализация внутреннего потенциала: возможность для всесторонней реализации своего потенциала; доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха. Достоинство: возможность вести достойный и безопасный образ жизни, не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию; право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, их экономического вклада.Социальная работа в системе пенсионного обеспечения направлена на консультирование и информирование граждан пожилого возраста в отделе клиентской службы. Обязанности специалистов социальной работы

клиентской службы обеспечивают:1.Ежедневный прием граждан, пенсионеров, застрахованных лиц и страхователей по разъяснению вопросов:

Назначения, перерасчета и выплаты пенсий.

Назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной денежной выплаты и иных выплат, отнесенных к компетенции управления.2. Консультации застрахованных лиц, страхователей, пенсионеров, организаций по всемвопросам, относящимся к компетенции ПФР, а также консультации пенсионеров по отдельным правовым вопросам;3. Прием заявлений и документов, представленных в целях осуществления пенсионного обеспечения для:

назначения трудовых и государственных пенсий, в том числе и гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской федерации;

перевода с одного вида пенсии на другой;

перерасчета размера трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению;

прекращения выплаты пенсии;

восстановления и возобновления выплаты пенсии;

выплаты социального пособия на погребение;

выплаты пенсии лицу, выезжающему на постоянное место жительство за пределы Российской федерации;

запроса пенсионных дел и дел получателей ежемесячной денежной выплаты и иных выплат лицам, прибывшим из других районов, городов республики и Российской Федерации;

запроса пенсионных дел и дел получателей ежемесячной денежной выплаты и иных выплат лицам, прибывшим из других районов, городов республики и Российской Федерации.

Установления компенсационных выплат неработающему трудоспособному лицу, занятому уходом за нетрудоспособным гражданином;

Установления ежемесячной денежной выплаты;

Предоставления или отказа от набора социальных услуг

Установления дополнительного материального обеспечения и иных выплат;

Изменения способа выплаты;

Смены получателя пенсии или ежемесячной денежной выплаты, изменение анкетных данных пенсионера и его законного представителя и др.; регистрацию обращения в подсистеме «Учет обращений» в ПТК КС; заверение электронной цифровой подписью введенной информации о зарегистрированном обращении в ПТК КС. заполнение формы соответствующего заявления в ПТК КС, распечатку заполненной формы заявления из ПТК КС;

формирование в ПТК КС запроса выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе о пенсионных правах граждан, приобретенных за период до 01.01.2002.

сканирование подлинников документов представленных в территориальный орган ПФРна бумажных носителях.

создание макета электронного выплатного дела

заверение электронной цифровой подписью произведенные действия

ведение информационной базы данных обращений в клиентскую службу.Проверяет оформление представленных документов и производит их оценку.Просматривает состояние индивидуального лицевого счета и иной информации обратившегося гражданин, который располагает управление.

Сверяет сведения, указанные в заявлении с паспортными данными и страховым свидетельством, а так же с данными , содержащимися в базе персонифицированного учета. Производит выдачу:

пенсионных удостоверений (дубликатов);

справок о размере пенсии;

справок о начисленных суммах пенсии, неполученных в связи со смертью;

иных сведений и информации.Выполняет отдельные поручения руководства, входящие в компетенцию Управления. Работа с письменными обращениями граждан в отделениях ПФР осуществляется в соответствии с действующим законодательством, соответствующими распорядительными и инструктивными документами. Порядок этой работы регламентирован достаточно подробно внутриведомственными документами. Главное в этой работе –четкость, исполнительность, аккуратность, компетентность, соблюдение установленных сроков. Рассмотрев организацию работы с гражданами в системе пенсионного обеспечения можно отметить следующее:Конституция Российской Федерации, определяя наше государство каксоциальное государство, гарантирует каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом. В этих целях в Российской Федерации развивается система государственных и муниципальных служб.В Бирске создана и постоянно укрепляется материальная база отделения пенсионного фонда населения, развивается система социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и служба семьи и детства. Населению города оказываются все виды социальных услуг, определенных Федеральным перечнем гарантированных государством услуг. В целом можно сказать, что в ГУУправлении пенсионного фонда по Бирскому району и городе Бирск создана и успешно функционирует. Знание этой системы учреждений и организаций позволяет социальному работнику строить свою работу с пожилыми гражданами наиболее эффективным образом. Было выявлено по каким вопросам пожилые люди обращаются к социальному работнику в ГУУправление ПФР в клиентскую службу:проверить правильность начисления пенсии, об исчислении стажа и заработка о перерасчете пенсии;

о задержке в назначении и перерасчете пенсии;

об отказе в назначении пенсии; о выплате пенсий; о переносе даты выплаты пенсий; по вопросам льготного обеспечения.Наиболее волнующими население вопросами являются вопросы предоставления льгот и преимуществ, установленных Законами РФ “О социальной защите” и “О ветеранах”.На устном приеме количество обращений по вопросам присвоения звания “Ветеран труда” возросло .Как правило, обратившиеся по данному вопросу –люди пожилого возраста, прожившие годы нелегкой жизни, имеющие старый стереотип мышления.Исходя из приведенного анализа, следует отметить, что работа с обращениями граждан в Отделении ПФР по Бирскому району продолжает совершенствоваться. Несмотря на большой, увеличивающийся с каждым годом объем поступающих обращений не нарушаются сроки их исполнения, ответы по обращениям в большинстве своем даются полные и аргументированные.Было проведено анкетирование по качеству обслуживания пожилых людей в ГУ –Управлении пенсионного фонда в Бирском районе и городе Бирск.На вопрос удовлетворены ли вы качеством пенсионного обслуживания большинство клиентов ответили «да» удовлетворены.На вопрос как вы оцениваете работу персонала ответили что персонал всегда проявляет заботу и доброту к ним.Таким образом, социальная помощь гражданам пожилого возраста в Управлении пенсионного фонда специалистом по социальной работе оказывается в клиентской службе по вопросам обращения клиентов. Помощь социальногоработника заключатся в консультировании, информировании, поддержании, направлении пожилых. Пожилые – объект социальной работы. Специфика и обязанность социального работника различается по службам оказания социальной услуги.Специалист по социальной работе В ПФР сочетают в себе такие качества как компетентность, умение выслушать, а самое главное –вести разъяснительную работу среди граждан по месту их жительства по вопросам пенсионного обеспечения и разъяснению права и порядка предоставления различным категориям граждан льгот и преимуществ предусмотренных законодательством.

Ссылки на источники:

1.Закон РФ от 10 декабря 1995 г. №195ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”// СЗ РФ. –1995. №50. –Ст.48722. Право социального обеспечения/Под ред. К.Н.Гусова. –М.: ПБОЮХ Грачев С.М., 2001. –328 с. 3. Теория социальной работы/Под ред. Е.И.Холостовой. –М.: Юристъ, 2001. –334 с.4.Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие.–М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2002. –296с.

Saitgarayeva Marita Aleksandrovnastudent 4 courses, BASHGU'S BF, Birsk marit1991@mail.ru

Social work with elderly in Management of a pension fund

Читайте также: