Пенсия осужденным сотрудникам мвд


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. № 863-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина А.И. Климовича, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.И. Климович оспаривает конституционность части третьей статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которой пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям назначаются на основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.

Как следует из представленных материалов, заявитель в период с 1993 года по май 1995 года проходил военную службу в должности начальника финансовой службы войсковой части 40011 - командира войсковой части 60235. Приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота Российской Федерации от 27 мая 1995 года он был уволен с военной службы по состоянию здоровья. На день увольнения А.И. Климович имел воинское звание «подполковник». С 28 июня 1995 года ему была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В связи с тем, что приговором Советско-Гаванского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2000 года А.И. Климович был осужден за преступление, совершенное в период военной службы с использованием служебного положения, и приговорен к лишению свободы сроком на шесть лет без конфискации имущества с лишением воинского звания «подполковник», выплата назначенной заявителю пенсии была прекращена с 1 марта 2001 года.

Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 23 марта 2009 года А.И. Климовичу отказано в иске к Военному комиссариату Хабаровского края о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возобновлении ее выплаты с 1 января 2009 года и взыскании недоплаты сумм пенсии за период с 1 марта 2001 года по 31 декабря 2008 года.

По мнению заявителя, оспариваемое им законоположение, позволяющее органам, осуществляющим пенсионное обеспечение военнослужащих, и судам общей юрисдикции истолковывать его как предусматривающее прекращение выплаты гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, ранее назначенной им пенсии за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания за преступления, совершенные в период военной службы, противоречит статьям 19 (часть 1), 39 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как особого вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности при соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями - выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах. Кроме того, к условиям приобретения права на такого рода пенсию относится и наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 184-О, от 20 октября 2005 года № 379-О и от 11 мая 2006 года № 132-О).

2.1. В связи с тем, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, пенсии за выслугу лет, назначаемые в связи с прохождением военной службы, осуществлением иной деятельности, дающей право на государственное пенсионное обеспечение, заработаны службой в Вооруженных Силах Российской Федерации и выполнением значимых для общества обязанностей. Это предполагает необходимость при определении права на пенсию учитывать как характер профессиональной деятельности гражданина, ее продолжительность, условия осуществления, так и соблюдение им особых требований, установленных законодателем в отношении отдельных видов государственной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года № 11-П и от 15 июня 1998 года № 18-П).

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус (постановления от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и др.).

Военнослужащие в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обязаны быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров, дорожить воинской честью, боевой славой, войсковым товариществом и др.

Принося Военную присягу, лицо, поступающее на военную службу, клянется свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинских долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Тем самым военнослужащий добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать в том числе тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в тексте Военной присяги.

Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им Военной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.

Таким образом, военнослужащий, совершивший преступление в период военной службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права на получение пенсии за выслугу лет. Однако при этом он не лишается полностью предусмотренного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку в силу оспариваемого заявителем законоположения его пенсионное обеспечение осуществляется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность восстановления гражданина, лишенного воинского звания, после снятия или погашения судимости в прежнем воинском звании (пункт 2 статьи 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Порядок восстановления в воинском звании определен в статье 25 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237). Согласно пункту 3 данной статьи гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием, к числу которых относится и право на пенсию за выслугу лет по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

2.2. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 12 апреля 2005 года № 184-О указал, что часть третья статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.

Однако данная правовая позиция не может быть применена к случаям лишения гражданина приговором суда воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения военной службы, в том числе когда уголовное дело в отношении лица, получающего пенсию за выслугу лет, по факту совершения им преступления было возбуждено после увольнения с военной службы.

В сфере пенсионного обеспечения лица, уволенные с военной службы до возбуждения в отношении них уголовного дела по факту совершения преступления в период ее прохождения и реализовавшие свое право на пенсию за выслугу лет при наличии необходимых для этого условий, в том числе воинского звания, в случае лишения их впоследствии указанного звания в соответствии с приговором суда не могут быть поставлены в иное правовое положение по сравнению с теми, кто уволен с военной службы после вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего лишение воинского звания и, как следствие, не приобрел право на пенсию за выслугу лет. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях пенсионного обеспечения лиц, фактически относящихся к одной и той же категории - уволенных с военной службы и лишенных воинского звания за совершение преступления в период ее прохождения, и нарушало бы конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

2.3. По мнению заявителя, утрата гражданином права на пенсию за выслугу лет в связи с обвинительным приговором суда является дополнительным наказанием, не предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации. Между тем наличие воинского звания является необходимым элементом статуса военнослужащего, соответственно, лишение воинского звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в том числе как субъекта отношений по пенсионному обеспечению.

С учетом изложенного, утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года № 132-О).

Таким образом, оспариваемое А.И. Климовичем законоположение не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права, а его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. № 863-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Текст Определения размещен на сайте Конституционного Суда РФ в Internet (http://www.ksrf.ru)

Обзор документа

Оспаривались нормы, касающиеся пенсий за выслугу лет, назначаемым военнослужащим (и приравненным к ним лицам).

По мнению заявителя, эти положения неконституционны. Они позволяют прекращать выплату гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, ранее назначенной им пенсии за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания за преступления (совершенные в период этой службы). Это по сути - дополнительное наказание, не предусмотренное УК РФ.

КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.

Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Соответственно, названные пенсии за выслугу лет заработаны службой в Вооруженных Силах РФ и выполнением обязанностей, значимых для общества.

Это предполагает необходимость при определении права на такую пенсию учитывать как характер профдеятельности гражданина, так и соблюдение им особых требований.

Принося Военную присягу, лицо добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать и тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в ее тексте.

Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им названной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.

С учетом этого военнослужащий, совершивший преступление в период службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права получать пенсию за выслугу лет.

Наличие воинского звания - необходимый элемент статуса военнослужащего.

Соответственно, лишение такого звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в т. ч. как субъекта отношений по пенсионному обеспечению.

Поэтому утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина.

Документ предлагает дополнить перечень уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, новой законодательной нормой, которая позволяет лишать нерадивых силовиков пенсионного обеспечения за выслугу лет.

Автор инициативы ссылается на данные социологических служб, которые показывают, что особенно наших граждан возмущает коррупция (так ответили 47% респондентов) и произвол со стороны полицейских (30%). Из чего он делает вывод, что существующих наказаний для недобросовестных работников правопорядка явно недостаточно. По его мнению, есть более эффективная мера – лишение пенсии.

«Им есть, что терять, - уверен Чепа. – После окончания срока службы сотрудники полиции у нас имеют право на получение гарантированной высокой пенсии, и перспектива ее лишиться могла бы стать хорошим сдерживающим фактором. То есть, человек осужден за взятку или вымогательство, он остается без всех надбавок за выслугу лет. Вот пусть и думают: стоит ли, работая на государство, нарушать закон».

«СП»: - А в цифрах это сколько?

- Сумма, естественно, будет варьироваться в зависимости от звания, от занимаемой должности, от уровня зарплаты. Но это будет существенный удар по финансовому благополучию в старости. Мы должны использовать все существенные и даже, может быть, не очень существенные меры так, чтобы люди понимали, что коррупция недопустима.

«СП»: - Эта норма будет обязательной, или она будет применять только по усмотрению суда?

- Обязательной. Суд определяет только, виновен человек или нет, и если виновен, то он уже автоматически будет лишаться прав на пенсию за выслугу лет.

«СП»: - На кого еще будет распространяться действие законопроекта, в случае его принятия?

- Будет распространяться на лиц, проходивших военную службу, а также на сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов Госнаркоконтроля и уголовно-исполнительной системы.

«СП»: - Представители этих ведомств совершают ведь и другие преступления, не только коррупционной направленности. И калечат, бывает, и убивают . В этих случаях, нарушители закона лишатся пенсионных льгот?

- Я думаю, да: за все серьезные правонарушения человека будут лишать прав на дополнительное государственное пенсионное обеспечение. Но такие случаи у нас все-таки единичные. Мы не можем говорить, что у нас убивают на каждом шагу. А коррупция у нас процветает.

«СП»: - Аналогичные меры давно действуют в ряде стран, в том числе США. Это попытка перенять их опыт?

- Отчасти. Потому что там эти меры значительно шире. В Америке сотрудники полиции, совершающие преступления, лишаются всего социального пакета, что для них - вопрос жизни и смерти. Там очень высокий социальный пакет. И там любой полицейский (за редким-редким исключением) глубоко задумается, прежде чем брать взятку: «А стоит ли все терять?».

Председатель Общероссийского профсоюза военнослужащих Олег Шведков в целом согласен с депутатской инициативой, но предлагает не забывать, что взятка, взятке – рознь:

- Для постового, который попался на взятке в 500-1000 рублей, лишение части пенсии, конечно, очень серьезная потеря. Но коррумпированного генерала или полковника, у которого есть возможность сразу взять десять миллионов, а может, и двадцать, эта мера вряд ли остановит. Хотя я понимаю, что государство пытается уже любыми способами устранить хотя бы низовую часть коррупции. То есть, на низшем уровне максимально оно борется и изобретает все новые и новые методы. Поэтому, с одной стороны, я прекрасно понимаю, что нужно в этом направлении двигаться, что-то делать. Но не думаю, что мы достигнем какого-то значительного эффекта. Хотя в целом, наверное, поддерживаю эту меру.

«СП»: - Можете пояснить более детально, как новый закон может отразиться на уровне пенсионного обеспечения тех, кого он коснётся?

- У полковника, подполковника пенсия порядка двадцати тысяч с «хвостиком». Если он в 50 лет выйдет на пенсию, проживет до 70 лет, к примеру, в идеальном раскладе (потому что мужики, как известно, живут у нас меньше), то можно посчитать, что вся его пенсия за эти двадцать лет где-то 5 миллионов рублей. Для него, конечно, это существенно. А главное, что это доход стабильный. С другой стороны, если речь идет о взятке, скажем, в 5 миллионов, так он свою пенсию разово получит.

«СП»: - А если лишат надбавки за выслугу - сколько вор потеряет?

- Ну, если пенсия тысяч пятнадцать, то выслуга - примерно процентов пятьдесят от этой суммы. То есть, лишится еще 7,4 тысяч. Но я думал: вопрос стоит о лишении всей пенсии,… А так - это вообще практически не мера. Она сможет эффективно работать только в комплексе, с какими-то еще другими мероприятиями.

«СП»: - По примеру Америки, где лишают всех социальных привилегий?

- У нас так мало социальных благ осталось после монетизации льгот, что, в принципе, и особо лишать-то нечего.

Позиция Алексея Лобарева, руководителя Ассоциации профсоюзов полиции России, однозначная - сначала сотрудникам правоохранительных органов надо обеспечить нормальные условия для работы и жизни, а потом строго с них спрашивать:

- Сегодня он социально не защищен. У него очень мало привилегий в сравнении с коллегами в зарубежных странах. Например, в Грузии, в Канаде, на Украине и даже в Молдавии – везде очень сильная социальная поддержка полицейских. Потому что если хорошая зарплата и сильная социальная защита, то они взяток не берут. В Грузии, к слову, зарплата полицейского практически в два раза выше, чем у большинства представителей бизнеса. Плюс еще оплачивают квартиру, медицинскую страховку всех членов семьи. Даже телефоны бесплатные. То есть, он сам не захочет лишиться такой работы. А у нашего полицейского ничего нет – нет жилья, нет достойной зарплаты, нет социальной поддержки. Он не боится потерять работу. И не надо пугать: мол, мы у тебя отнимем то, что есть. Бесполезно.

В Москве в прошлом году сотрудниками полиции было совершено двести преступлений. В этом году (после реформы!) уже четыреста. А полицейский должен держаться за свою работу – на это сегодня весь мир настроен. За рубежом, когда полицейский идет на службу, ему жена говорит: «Смотри, будь осторожней. Не вздумай взятку брать. А то потеряем все». Жена его внутри семьи мотивирует. У нас, провожая на службу, спрашивает: «Слушай, когда ты бросишь эту работу?»

«СП»: - По-вашему, был бы у наших полицейских полный социальный пакет, как у их коллег за границей, то и предлагаемые сейчас нормы имели бы смысл?

- Конечно. Нужно увеличивать социальный пакет. Тогда полицейский будет другой. Он не будет брать взятки. Не надо его пугать. С другого конца заходить. В корень смотреть, а корень – пакет социальный. А это так: яблоки срывают, а все равно кислые растут. Срывай - не срывай. Не репрессии должны быть, а совершенно другое…

Необоснованными и противоречащими Конституции назвал предложенные меры бывший генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов.

- Ситуация неоднозначная. Если человек отработал положенную для льгот выслугу лет, а потом совершил какое-то преступление, то не совсем справедливо отнимать у него честно заработанные в период службы льготы, - цитирует экс-генпрокурора портал «Фест Ньюс». - Если он выслугу лет не заработал и был уволен из правоохранительных органов, то он и так эти льготы не получит. Получается некое предание обратной силы закону, что с юридической точки зрения не совсем правильно, так как это фактически распространение карательной меры на прошлую жизнь человека. Я считаю излишней эту меру. Нужно к таким вопросам подходить с трезвой головой, иначе в пылу кампанейщины по борьбе с коррупцией можно и дров наломать. Мы не вправе ущемлять конституционные права граждан на достойное существование и пенсионное обеспечение, даже этих категорий граждан.

Карьера в Министерстве Внутренних Дел считается престижной и привлекательной: всевозможные надбавки, премии, возможность работать на благо Государства и защищать Родину. Многие задаются вопросом о выплате пенсий после долгой и добросовестной службы. Пенсии работников МВД отличаются от пенсий, выплачиваемых рядовым служащим, следует знать определенные нюансы, чтобы получить выплату в положенном размере.

Что сказано в законодательстве?

Согласно Закону РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 (ред. от 30.04.2019) право на получение пенсии предоставляется лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, мичманов и прапорщиков.

Также проходивших службу по контракту в качестве солдат в войсках Российской Федерации.

Подпадает под эту категорию офицерский состав военнослужащих, что проходили военную службу в ВС РФ, органах военного комитета и органах государственной безопасности.

Солдаты и матросы, сержанты и старшины, что проходили военную службу в Вооруженных Силах РФ, в органах службы безопасности и контрразведки. А также в органах уголовно-исполнительной системы и наркоконтроля.

На основании Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на получении пенсии распространяется также на бывших военнослужащих и лицах руководящего звена состава структуры внутренних дел, противопожарной службы, работников структуры наркоконтроля, также лишенным званий по определенным причинам, и семьям бывших военнослужащих при наличии у них права на пенсионное обеспечение.

Необходимый стаж

Необходимый стаж для получения пенсионного обеспечения составляет 20 лет на основании ст.13 п.а ФЗ № 4468-1 от 12.02.1993 г., при этом, не важно сколько исполнилось лет сотруднику на момент получения 20-летнего стажа службы в органах. Также сотрудники сферы органов внутренних дел при достижении общего трудового стажа 25 лет и более, 12 месяцев из которых составляет военная служба, такие сотрудники имеют право на получение пенсии за выслугу лет.

Какие существуют виды обеспечения для сотрудников МВД?

Закон о пенсионном обеспечении предусматривает несколько видов пенсий для работников системы внутренних дел Российской Федерации.

Из ст. 5 п. а,б ФЗ № 4468-1 от 12.02.1993 следует следующие виды пенсий:
пенсия сотруднику за выслугу лет, если они достигают положенного трудового стажа;
выплаты по инвалидности, если работники стали инвалидами во время службы в органах;
пенсия по потери кормильца, в случае такого вида пенсии, выплата полагается семье умершего сотрудника;

Пенсионные выплаты по выслуге лет

Одна из наиболее известных выплат в органах является пенсия за выслугу лет , на ее получение имеют право сотрудники определенных подразделений органов внутренних дел.

Существует несколько аспектов получения пенсии за выслугу лет:

  • при наличии необходимой выслуги;
  • при достижении определенного возраста нахождения на службе, достижении им необходимого стажа и длительности работы в органах;
  • В таких случаях пенсия назначается при следующих причинах выхода на пенсию:
  • сотрудник достиг предельного возраста, позволяющего ему проходить службу в органах;
  • сотрудник болен или имеет ограничение по состоянию здоровья для работы в органах из-за военной травмы;
  • увольнение происходит в связи с штатными и организационными мероприятиями.

Многие периоды службы сотрудника засчитываются в срок службы по льготному исчислению:

  • прохождение службы в "горячих точках";
  • прохождение службы в органах уголовного розыска и оперативных мероприятиях;
  • участие в мероприятиях по предотвращению террористических операций на Северном Кавказе.

По инвалидности

Категория пенсии по инвалидности выплачивается при получении травмы во время прохождения службы в системе внутренних дел или же не позднее трех месяцев после увольнения. Получить пенсию по инвалидности позднее указанного срока возможно, если инвалидность была получена вследствие работы в органах в соответствии со ст. 19, раздела III ФЗ № 4468-1.

Существует несколько категорий граждан, имеющих право на страховую выплату по инвалидности:

  • граждане, ставшие инвалидами при получении травм, контузий, увечий полученных на территории военных конфликтов, на прифронтовых участков железных дорог, и территории военной техники и оборонительных зданий;
  • лица, инвалидность которых возникла при ранениях и увечьях, полученных во время пребывания в отрядах защиты народа и истребительных батальонах;
  • лицам, которые получили травмы во время исполнения служебных обязанностей.

При этом, пенсия по инвалидности не зависит от размера общего трудового стажа сотрудника, если инвалидность была получена во время службы в органах.

Размеры пенсии регулируются определенной степенью инвалидности служащего:

  • I и II группа инвалидности, получена при военной травме - 85 % определенных сумм денежного довольствия;
  • III группа, полученная при военной травме - 50 % сумм денежной выплаты;
  • I и II группа инвалидности, полученная при заболевании во время прохождения службы в органах - 75%;
  • III группа инвалидности при заболевании - 40%.

Обеспечение при потере кормильца

Данный вид пенсии назначается семье умершего сотрудника сферы внутренних дел, если служащий умер вовремя прохождении службы в органах или не позднее 3-х месяцев со дня его выхода на пенсию.

Также возможно получении пенсии в более поздний срок при доказательстве полученных увечий вследствие трудовой деятельности в МВД.

Получать пенсию по потере кормильца в семье имеют право нетрудоспособные граждане, также супруги, если они основной источник дохода по причине смерти кормильца.

Такими членами семьи являются:

  • дети, братья, сестры, внуки сотрудников МВД, которым на период смерти кормильца нет 18 полных лет;
  • родители и супруги умершего, если их возраст не достиг определенного порога - мужчин 60 лет, а женщин 50 лет, или же они являются инвалидами;
  • близкие родственники умершего, если они находятся в отпуске по уходу за ребенком, которому на момент смерти кормильца не исполнилось четырнадцать лет;
  • дедушка и бабушка умершего, если у них кроме умершего не осталось иных родственников, которые могут их содержать;
  • усыновленные дети умершего имеют такие права на получение страховой, как и родные дети;
  • отчим и мачеха при условии, если воспитание умершего кормильца составило более пяти лет.

Размеры пенсии составляются на основе ст. 36 п. а,б ФЗ № 4486-1:

  • семьям граждан, получивших инвалидность при прохождении службы в МВД - 50% денежного довольствия;
  • семьям граждан, получивших заболевание, приобретенное во время трудовой деятельности в МВД - 40% денежной суммы.

Каковы главные условия назначения страховой?

Сотрудниками системы внутренних дел соблюдается несколько условий для получения страховой выплаты:

  • на момент получения выплаты сотрудник достигает возрастного порога: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет;
  • значение индивидуального страхового коэффициента составляет в 2019 году не менее 16,2 баллов из ч. 3, ст. 35 закона № 400-ФЗ;
  • длительность страхового стажа на 2019 год составляет не менее десяти лет.

Формула расчета начислений сотрудникам полиции

Для начисления страховой выплаты за выслугу лет учитываются следующие факторы:

  • размер должностного оклада служащего;
  • размер оклада при получении специального звания;
  • стаж работы в МВД или смешанный трудовой стаж;
  • дополнительные выплаты за выслугу лет.

Наглядная формула расчета пенсии при достижении стажа в 20 лет и смешанного стажа в 25 лет и более рассчитывается следующим образом:

РПО = 1/2 * (ОД + ОСЗ +НВЛ) * 72, 23%.

  • РПО - размер пенсионного обеспечения;
  • ОД - должностной оклад;
  • ОСЗ - размер оклада при специальном звании;
  • НВЛ - дополнительная выплата за выслугу лет;
  • ОД+ОСЗ+НВЛ = является суммой денежного довольствия сотрудника.

При этом, размер выплаты может увеличиваться за каждый год выслуги более двадцати лет - на 3 % , но не более 85% от денежного довольствия. А при смешанном трудовом стаже на более двадцати пяти лет на 1% суммы довольствия.

Пенсионерам МВД по старости расчет суммы страховой выплаты происходит по иной формуле:

СП = ИПК * СПК

  • СП - страховая по старости;
  • ИПК - значение персонального коэффициента;
  • СПК - стоимость одного персонального коэффициента на момент назначения страховой выплаты.

Пример расчета

Приведем пример расчета пенсионного обеспечения сотрудника, вышедшего на пенсию с выслугой 22 года, из которых шесть месяцев льготного исчисления и восемнадцать лет в исчислении процентной надбавки:

  • ОД = 12600 тысяч рублей;
  • ОСЗ = 8550 тысяч рублей;
  • НВЛ = содержит 30 % - 6345 тысяч рублей.
  • 12600+8550+6345 = 27945 тыс. рублей

Данная сумма умножается на процент денежного довольствия 27945 * 54% * 56% = 8314,49 тыс. рублей. Также к сумме добавляется коэффициент, действующий в регионе, где проходил службу сотрудник.

Что влияет или может повлиять на размер выплат?

На размер пенсионного обеспечения может влиять трудовой статус сотрудника МВД. Размер выплаты происходит на основании баллов, которые получает сотрудник ежемесячно, величина данных баллов исходит из размера заработной платы служащего. Также на размер выплаты влияет наличие стажа службы в районах Крайнего Севера.

Некоторым категориям граждан начисляется дополнительные средства к пенсии:

  • Героям Советского Союза, Российской Федерации и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, таким лицам увеличение пенсии происходит на 100%;
  • Героям Труда РФ на 50%;
  • чемпионам Олимпийских и паралимпийских игр на 50% от размера страховой;
  • гражданам, получивших награду ордена Трудовой славы трех степеней на 30%;
  • участникам ВОВ на 32%;
  • гражданам, находившихся на военной службе во время ВОВ на 16%;
  • бывшим узникам фашистских лагерей, если на тот момент они не достигли совершеннолетнего возраста;
  • инвалидам при получении травм и увечий во время ВОВ на 32%.

Процесс оформления

Процесс оформления пенсии установлен ст. 51-56 закона Российской Федерации от 12.03.1993 г. № 4468-1.
Страховая выплата производится по месту жительства или месту пребывания сотрудника через отделения почтовой связи или же отделения Сберегательного банка РФ. Заявление на пенсионное обеспечение рассматривается в течение 10 дней со дня подачи документов. Однако, если служащий имеет инвалидность, выплата происходит после подтверждения таковой документально. При потере кормильца следует выплата со дня смерти, к стандартному пакету документов необходимо свидетельство о смерти.

Необходимые документы

Для обращения по начислению страхового обеспечения пенсионеру по выслуге лет необходимо собрать пакет документов:

  • заявление, которое получается в отделе кадров подразделения МВД;
  • расчетный лист, что получается в бухгалтерии;
  • денежный аттестат - также получается в бухгалтерии подразделения;
  • если имеются основания для получения дополнительных льгот необходимо приложить соответствующие документы;
  • согласие об обработке персональных данных сотрудника.

При выходе на пенсию по старости, сотрудник МВД составляет следующий пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • страховое свидетельство;
  • трудовая книжка;
  • документы, подтверждающие наличие лиц, находящихся на иждивении пенсионера;
  • свидетельство о полученных званиях и наградах.

Как правильно составить рапорт?

Рапорт на увольнение сотрудника по собственному желанию составляется за месяц до момента выхода на пенсию.

В форме рапорта должны иметься следующие сведения:

  • имя, на которое подается рапорт - ФИО, должность сотрудника, наименование подразделения;
  • название документа "рапорт";
  • в основной части пишется просьба освободить от выполнения служебных обязанностей на основе законодательства с указанием статей и пунктов закона. Причину увольнения указывать не обязательно;
  • указывается дата и подпись сотрудника с расшифровкой.

О дополнительных выплатах

Существуют определенные дополнительные выплаты, которые относятся не только к выплатам за выслугу лет, но и другим аспектам службы сотрудника:

  • при деятельности сотрудника, связанной с сохранением государственной тайны, размер выплаты может повышаться на 65 % от должностного оклада;
  • выслуга лет составляет от 10 до 40 % к окладу ежемесячно;
  • классность составляет от 5 до 30 % от оклада ежемесячно;
  • особые достижения служащего и опасные условия трудовой деятельности могут повышать размер выплаты до 100 % от оклада;
  • при достойной и добросовестной службе надбавка повышается до 30% от оклада служащего.

Пенсионные выплаты с каждым годом повышаются на небольшой процент, что обеспечивает достойную жизнь бывшим сотрудникам МВД. Служащим в сфере органов внутренних дел необходимо помнить, что серьезная служба такой сферы подразумевает уважительное и осознанное отношение к работе. Так, МВД будет пополняться только ответственными работниками, которые могут рассчитывать на заслуженный отдых в конце карьеры.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

от 6 ноября 1997 г. N 18/13-204

Направляется для использования в практической деятельности Порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях.

Начальник ГУИН МВД России

4 ноября 1997 года

ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ

ОСУЖДЕННЫМ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В соответствии с Уголовно - исполнительным кодексом Российской Федерации с 1 июля 1997 года осужденные к лишению свободы имеют право на получение пенсии по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на их личные счета.

В целях обеспечения назначения и выплаты пенсий осужденным, а также координации деятельности служб исправительного учреждения и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение , предлагается руководствоваться следующим:

Под органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, имеются в виду органы социальной защиты населения, Пенсионного фонда Российской Федерации, военные комиссариаты республик, краев и областей, пенсионные органы МВД, ФСБ, ФПС России и другие органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные и лечебно - профилактические учреждения), а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (далее - исправительные учреждения), осуществляется администрацией соответствующего учреждения.

2. Для обеспечения этой работы приказом начальника исправительного учреждения из числа сотрудников назначается ответственный представитель исправительного учреждения по вопросам оформления и представления документов для назначения и выплаты пенсий (далее ответственный представитель исправительного учреждения), а также определяются лица, ответственные за подготовку требуемых документов в службах исправительного учреждения.

3. Основными задачами ответственного представителя исправительного учреждения является подготовка необходимых документов для назначения (перерасчета) и выплаты пенсии осужденным, а также своевременное представление их в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения.

Ответственный представитель исправительного учреждения получает в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, пенсионное удостоверение осужденного, которое хранится в личном деле осужденного и выдается ему на руки в день освобождения.

Консультации для ответственных представителей исправительных учреждений по вопросам, связанным с назначением (перерасчетом) и выплатой государственных пенсий, проводятся специалистами органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

4. При назначении государственной пенсии кроме документов, необходимых для назначения данного вида пенсии, во всех случаях администрацией исправительного учреждения представляется паспорт осужденного и справка о нахождении (пребывании) осужденного в исправительном учреждении (Приложение 1).

При отсутствии в личном деле необходимых документов администрация учреждения заблаговременно принимает меры к их розыску или оформлению.

5. Подготовка, оформление и представление документов к назначению пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в Порядке представления и оформления документов для назначения пенсии, утвержденном Минтрудом России 13.08.92 N 1654-РБ и Минсоцзащиты России 14.08.92 N 1-2761-18.

6. Оформление пенсий по инвалидности осуществляется после признания осужденного инвалидом.

Признание осужденного инвалидом осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965, и в соответствии с Классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении медико - социальной экспертизы, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 1/30.

Медико - социальная экспертиза осужденного проводится по его письменному заявлению на имя руководителя учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы.

Заявление осужденного, направление на медико - социальную экспертизу лечебно - профилактического учреждения уголовно - исполнительной системы (УИС) и другие медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья, направляются администрацией учреждения, где содержится осужденный, в территориальные учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы. Для составления индивидуальной программы реабилитации инвалида освидетельствование осужденных в учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы осуществляется в присутствии представителя администрации исправительного учреждения, где отбывают наказание осужденные, направленные на экспертизу.

При признании осужденного инвалидом справка медико - социальной экспертизы установленной формы направляется в исправительное учреждение и хранится в личном деле осужденного.

Выписка из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико - социальной экспертизы осужденного, признанного инвалидом, направляется в трехдневный срок со дня установления инвалидности в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения исправительного учреждения, для назначения, перерасчета и организации выплаты пенсии.

Выписка из акта освидетельствования учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности, нуждаемости в дополнительных видах помощи направляется в исправительное учреждение и хранится в личном деле осужденного.

В случае освобождения из исправительного учреждения осужденного, у которого не истек срок установления инвалидности, справка МСЭ выдается ему на руки.

7. Порядок работы государственных учреждений медико - социальной экспертизы по освидетельствованию осужденных в учреждениях уголовно - исполнительной системы определяется по согласованию между территориальными органами управления УИС и территориальными органами социальной защиты населения.

8. В обеспечение выплаты назначенных пенсий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, производит перечисление полагающихся сумм на счет исправительного учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм.

Бухгалтерия исправительного учреждения в трехдневный срок зачисляет на лицевые счета осужденных пенсии, указанные в списке пенсионеров, представленном органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

В этих целях при поступлении денежных средств на депозитный счет бухгалтерия исправительного учреждения составляет расчетную ведомость для зачисления средств на лицевой счет, которую подписывают начальник учреждения и главный бухгалтер.

Удержания из пенсий производятся бухгалтерией исправительного учреждения с лицевого счета осужденного в установленном законом порядке.

Выплата пенсий, назначенных осужденным к лишению свободы, производится со дня вынесения приговора, но не ранее 1 июля 1997 года и во всех случаях не ранее дня, с которого назначена пенсия.

Для организации выплаты пенсий осужденным, получавшим пенсию до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, соответствующий список (Приложение 2) и справку на каждого осужденного о его нахождении (пребывании) в исправительном учреждении (Приложение 1).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, проверяет указанные в списке сведения, при необходимости запрашивает пенсионные дела и другие, требуемые для открытия выплаты документы.

9. Администрация исправительного учреждения в пятидневный срок сообщает органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, об изменениях списочного состава пенсионеров.

Излишне перечисленные суммы пенсий администрация исправительного учреждения возвращает органу, осуществляющему пенсионное обеспечение.

Сведения о вновь прибывших осужденных представляются по формам, указанным в Приложениях 1 и 2.

В случае выбытия пенсионера из исправительного учреждения, администрация в этот же срок представляет соответствующие сведения с указанием причин выбытия, размера и срока, по который ему выплачена пенсия.

При этом возврат сумм пенсий в связи с выбытием или смертью пенсионера осуществляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

При привлечении осужденного к оплачиваемому труду, а также при выяснении других обстоятельств, влияющих на размер пенсии, администрация учреждения также информирует орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Ежегодно, по состоянию на первое января администрация исправительного учреждения производит сверку лиц, получающих пенсию в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение по месту нахождения учреждения.

После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета.

10. Контроль за целевым расходованием средств, направленных на выплату пенсий осужденным гражданам, осуществляется органами социальной защиты населения, Пенсионного фонда Российской Федерации и органами, осуществляющими пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей".

Читайте также: