Пенсия работающих пенсионеров рсфср

Сравним с современными российскими?

О пенсиях в СССР в последнее время говорят много. Все рассуждения имеют две эмоциональных окраски:

  • радужную, о том, что все советские пенсионеры получал приличную пенсию (100-120 рублей) и жили припеваючи;
  • черную, о том, что пенсионеры в ССС буквально выживали на 30 рублей в месяц.

Истина, как обычно где-то посередине. Вспомним, какими были реальные советские пенсии и в конце сравним их с современными. Опираться в изысканиях будем на свидетельства очевидцев (благо, они еще есть), на документы и информацию из советской прессы и книг.

Из каких средств платили пенсии в СССР

В 1935 году в конституции СССР закрепили право всех граждан страны на пенсионное обеспечение. Единого пенсионного фонда на тот момент не существовало, выплата социальных пособий по нетрудоспособности и старости возлагалась непосредственно на артели, которые должны были создать с этой целью социальный фонд и кассу взаимопомощи. Так было до войны. Для рабочих и служащих государственные пенсии были установлены в 1956 году законом о государственных пенсиях.

Для начала выясним источники финансирования выплат советским пенсионерам. Сейчас в России действует страховая пенсионная система. Из страховых отчислений работающих граждан формируется бюджет Пенсионного фонда РФ, из которого и осуществляются выплаты. То есть, работающие граждане фактически содержат пенсионеров, а затем их самих будет содержать следующее поколение.

В СССР действовала похожая система: пенсионный бюджет формировался из взносов предприятий на государственное социальное страхование. Взносы уплачивались без каких-либо вычетов из зарплаты. Но даже отсутствие таких взносов не лишало рабочих и служащих права на пенсию. Главное, иметь стаж. А перечислял работодатель взносы или нет, дело десятое. Индивидуального учета не существовало.

Пенсионный возраст

Не секрет, что в 2018 году пенсионный возраст повысили впервые за много лет. На общих основаниях в СССР пенсию назначали:

  • мужчинами в возрасте 60 лет;
  • женщинами в возрасте 55 лет.

При этом нужно было иметь общий стаж работы не менее 25 и 20 лет соответственно. Если стаже не хватало, но пенсионный возраст наступил, можно было выйти на пенсию и получать выплаты, при условии:

  • достижения пенсионного возраста в период трудовой деятельности (то есть человек должен работать на момент достижения пенсионного возраста);
  • наличия общего трудового стажа не менее 5 лет,
  • работы непосредственно перед выходом на пенсию не менее 3 лет,
  • обращении за назначением пенсией не позже месячного срока со дня прекращения работы.

Вот так выглядело советское пенсионное удостоверение:

Минимальная пенсия в СССР

И такая пенсия без минимального стажа была минимальной. Например, моя бабушка, которая работала всю жизнь с 15 лет и всю войну собирала танки на Урале, вышла на пенсию в 55 лет, чтобы сидеть со мной (мама была врачом и не могла сидеть в декрете). Она не смогла подтвердить свой довоенный стаж, так как документы были утрачены и ей не хватило всего 9 месяцев для получения нормальной пенсии. В результате она получала всего 62 рубля. Поскольку к такой пенсии надбавки не начислялись.

Какой была советская пенсия в 70-80 годы

Пенсию назначали в процентном отношении к заработку При этом процент зависел от размера заработной платы, чем она выше, тем он меньше:

  • до 50 рублей — 85% (40 руб.);
  • от 50 до 60 рублей — 75% (42 руб. 50 коп);
  • от 60 до 80 рублей — 65% (45 руб);

  • от 80 до 100 рублей — 55% (52 руб):
  • от 100 рублей — 50% (55 руб).

Максимальный размер пенсии по возрасту на общих основаниях составлял 120 рублей.

На примере мой бабушки, которая работала на заводе и получала около 180 рублей в месяц, можно понять, как на пенсию влиял недостаток стажа. Ее считали по специальной формуле:

П/300(240) х С,
где:
П — полный размер пенсии, исчисленной из среднемесячного заработка,
300 (240) — обязательный трудовой стаж в месяцах для мужчин и женщин соответственно;
С —- реальный трудовой стаж в месяцах.

Вот и получается, что вместо 90 рублей пенсии с надбавками моя бабушка получала всего 62 рубля. И выйти доработать эти 9 месяцев позже она не могла, так как это бы ничего не изменило. Зато дедушка, который тоже работал на МАЗе токарем 6 разряда, а потом начальником цеха и получал зарплату более 230 рублей, заработал максимальную пенсию 120 рублей. Кроме того, он получал к ней надбавки.

Надбавки к советской пенсии

К стандартной пенсии по старости в СССР был предусмотрен ряд надбавок (пенсионеров с неполным стажем работы они не касались):

  • за непрерывный стаж работы свыше 15 лет — 10%.
  • за длительный стаж работы (свыше 35 лет у мужчин и свыше 30 лет у женщин) — 10%

Применялась только одна из надбавок, они не суммировались.

Также полагалась надбавка за длительный непрерывный стаж работы от 25 лет на одном предприятии или при общем трудовом стаже от 35 лет в размере 20%, которая суммировалась с другими надбавками.

Зарплата минус налог

Пенсии в СССР исчислялись из полного заработка, а не из суммы, которую получали на руки после удержания подоходного налога. При этом премии и прочие стимулирующие выплаты не учитывались при расчете. Только оклад.

Пенсия колхозников

Во-первых, колхозникам платили пенсии в СССР и до 60-х годов (считается, что до это селяне ее не получали совсем). С 1935 года пенсии колхозникам выплачивали сами колхозы. И действительно только в 60-е годы были установлены единые государственные пенсии всем колхозникам. Они были значительно скромнее городских, на 15% меньше. Максимальная пенсия колхозника составляла 102 рубля, а минимальная — всего 34 рубля (те самые). Но у сельских жителей было хозяйство, а значит дополнительные источники для жизни. Из этого исходили властьимущие при назначении пенсий.

Пенсия работающим гражданам

Все работающие сельские пенсионеры получали пенсию полностью, несмотря на на размер заработка. Для рабочих и служащих такой льготы предусмотрено не было. Они не могли иметь общий доход (пенсия+зарплата) более определенной суммы. В случае превышения лимита пенсия снижалась на сумму свыше минимальной.

Льготы пенсионерам

В СССР реально действовал целый ряд социалистических достижений и льгот для пенсионеров: они имели право на льготные лекарства, различные продуктовые и промтоварные наборы по специальным ценам и дотации на жилье и коммунальные услуги. Кроме того, к их услугам были дешевые лекарства и транспорт, бесплатная медицинская помощь, а также льготное санаторно-курортное лечение. Ну и пресловутые 6 соток могли получить все желающие.

Можно смело сказать, что самая мизерная пенсия в 34 рубля в 80-е годы равна примерно 6000 рублей в современном исчислении. И это без учета прочих социальных благ, перечисленных выше, которые и составляют львиную долю расходов современных российских пенсионеров. Так что, можно сделать вывод, когда пенсионерам жилось лучше.

Краткое содержание:


Работающих пенсионеров интересует вопрос индексации получаемой пенсии.

С 2016 года размер пенсионных выплат этой категории граждан не повышается. Эту несправедливость правительство хочет устранить. Поэтому в затратную часть российского бюджета на 2021 год Министерством финансов заложены средства для повышения пенсий тем, кто продолжает трудовую деятельность, но при выполнении определенных условий.

Что ждет работающих пенсионеров с 1 января 2021 года

Постановление правительства России от 2015 года отменило индексацию пенсии работающим пенсионерам с 2016 по 2021 год. Заморозка пенсий была связана с отсутствием средств в бюджете. Но поправки в основной закон страны, принятые всенародным голосованием летом 2020 года, предусматривают индексацию пенсий всем категориям пенсионеров, в том числе и работающим.

Правительство предоставит в Госдуму законопроект бюджета на следующий год. В нем предусмотрен средний размер пенсии 17432 рублей, что на 948 рублей выше уровня 2020 года. На 6,3% будет проиндексирован размер пенсий с 1 января 2021 года, но работающих граждан пенсионного возраста это повышение не коснется. Для них индексация будет произведена после того, как работник уволится с работы. В этом случае размер доплаты будет пересчитан за предыдущие года работы. Перерасчет будет произведен с 1 числа месяца, следующего за месяцем увольнения.

За официально трудоустроенного сотрудника пенсионного возраста предприятие делает страховые отчисления в пенсионный фонд. На основании этого у каждого работающего идет накопление баллов на его личном счету. В 2021 году один балл будет стоить 98,86 рублей. Исходя из накопленных баллов, пенсия для работающих пенсионеров будет индексирована. Максимальная величина доплаты не должна превышать трех баллов. Производить такую доплату планируется с 1 августа 2021 года. Для каждого человека прибавка будет рассчитываться индивидуально и определяться количеством заработанных им баллов за 2020 год, но не более трех. Максимальная сумма будет составлять 296 рублей.

Изменения в пенсии для работающих пенсионеров с 1 января 2021 года

Но правительство решило для некоторых категорий работающих пенсионеров повысить пенсию с 1 января 2021 года. Индексация коснется:

владельцев недвижимости, сдающих ее на законных основаниях;

работников сельского хозяйства, которые самостоятельно выращивают и продают свою продукцию;

лиц, прекративших трудовые отношения. При этом они могут вновь устроиться на работу, но не ранее чем через 3 месяца после увольнения с предыдущего места.

Повышение не коснется всех трудящихся пенсионеров. По-прежнему полноценной компенсации для всех не будет в связи с нехваткой средств в бюджете страны.

Дополнительные льготы для работающих пенсионеров

Повышение пенсии для работающих пенсионеров с 1 января 2021 года Для данной категории существуют налоговые льготы. Они имеют право не платить:

подоходный налог с пенсионных отчислений и материальной помощи;

имущественный налог с одного объекта недвижимости.

Набор социальных льгот устанавливается органами местного самоуправления и может отличаться в зависимости от региона.

В некоторых регионах местная власть отменила земельный налог на участок определенной площади и транспортный налог на транспортное средство установленной мощности.

Работающие пенсионеры имеют право на неполную трудовую неделю или сокращенный рабочий день при наличии инвалидности 1 или 2 группы или при уходе за любым нетрудоспособным членом семьи. Кроме того, работающие инвалиды 1 и 2 группы имеют дополнительные льготы:

не платить налог на имущество;

возможность исполнять трудовые обязанности в соответствии с предписаниями для конкретной группы инвалидности;

получать единовременную денежную компенсацию;

использовать набор социальных услуг бесплатно или заменить его на денежные выплаты.

К региональным социальным льготам относятся компенсации на проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро. Для получения скидки на цену билета на поезд следует обращаться в органы местной социальной защиты. Работающие пенсионеры, имеющие звание ветерана труда, получают возможность оплачивать коммунальные услуги в размере 50% от начисленной суммы. Медицинские препараты, прописанные лечащим врачом, могут приобретаться со скидкой после оформления в органах соцзащиты по месту прописки.

Льготы для пенсионеров, продолжающих трудовую деятельность, зависят от профессии. Для врачей и учителей начисление пенсий происходит не по возрасту, а осуществляется по выслуге лет.

Последние новости из Госдумы

После принятия поправок в Конституцию России, касающихся права всех пенсионеров получать доплаты к пенсионному вознаграждению, возникает противоречие между постановлением правительства о заморозке компенсаций и конституционным правом работающих пенсионеров. Осенняя сессия Госдумы должна привести пенсионное законодательство в соответствие с Конституцией и принять законопроект об обязательном повышении пенсии раз в год на уровень роста потребительских цен.

Трудящиеся пенсионеры в 2021 году получат небольшую прибавку, но размер доплаты будет отличаться в меньшую сторону от размера повышения неработающим пенсионерам. Конституционные поправки должны способствовать решению вопроса одинаковой компенсации для всех категорий пенсионеров, справедливого отношения к гражданам страны, заработавшим себе пенсию.


ТАСС-ДОСЬЕ. 1 февраля 2016 г. в России была произведена индексация пенсий. Страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличиваются на 4%. Впервые правительство приняло решение не индексировать пенсии работающих пенсионеров. Это связано с ростом дефицита пенсионного фонда. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 г. в России составит 13 тыс. 132 руб.

В настоящее время все виды пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР), ежегодно индексируются в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы.

  • Пенсионные реформы в РФ. История вопроса
  • Накопительная пенсия в РФ
  • Пенсионный фонд России. Досье

История индексации пенсий в 1990-х гг.

Впервые в России пенсии были проиндексированы еще до распада СССР - в декабре 1990 г. Тогда Верховный Совет РСФСР из-за роста цен повысил минимальные пенсии с 70 до 100 руб.

С 1 января 1992 г. и до пенсионной реформы 2002 г. минимальная пенсия в России повышалась 27 раз: с 342 неденоминированных руб. до 185,32 руб. (с учетом деноминации 1998 г. выплаты выросли в 542 раза). В 1992-1993 гг. индексации производились согласно указу президента РФ, законам РФ, постановлениям Верховного Совета РФ. В 1994-1997 гг. соответствующие изменения вносились федеральными законами, затем решения о повышении пенсий принимались правительством РФ.

Самое большое единовременное повышение произошло 1 ноября 1992 г., тогда пенсии были увеличены в 2,5 раза.

Рост размера минимальных пенсий в этот период был выше, чем увеличение размера назначенных (реально полученных) пенсионных выплат. По данным Росстата, они выросли в 235 раз с учетом деноминации 1998 г.: с 3,5 тыс. неденоминированных рублей в 1992 г. ($12,2 США по среднегодовому курсу Банка России) до 823,4 руб. в 2001 г. ($28,23).

Индексации пенсий в 2002-2009 гг.

В 2002 г. стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, которая заключалась в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Пенсия была разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы).

Базовая часть трудовой пенсии на 1 января 2002 г. была установлена в размере 450 руб. (для категории пенсионеров по старости и без иждивенцев). В период до 2009 г. включительно она повышалась 15 раз - до 2 тыс. 562 руб. (в 5,69 раза). В 2007 г. базовая часть была проиндексирована трижды, в 2008 и 2006 г. - один раз. Крупнейшее разовое повышение произошло 1 марта 2003 г. - на 36%.

Страховая часть пенсии за тот же период индексировалась 15 раз - минимум на 6,2% (включая дополнительные индексации), из них трижды - в 2007 г. Самый большой размер индексации (17,5%) был установлен 1 апреля 2009 г.

С 2001 г. по 2010 г. назначенные пенсии выросли в 7,5 раза с 823,4 руб. в 2001 г. ($28,23) до 6 тыс. 177,4 руб. в 2010 г. ($203).

Индексация пенсий после 2010 г.

В 2010 г. было ликвидировано разделение базовой и страховой части пенсий - они были объединены в страховую часть.

С 2010 г. размер страховой части трудовой пенсии индексировался 10 раз (включая повышение с 1 февраля 2016 г.). Обычно это происходит с 1 февраля и с 1 апреля. В 2012-2014 гг. корректировка суммы страховой пенсии прошла дважды. В 2010, 2011, 2015 гг. - один раз. Крупнейшая разовая индексация была произведена 1 февраля 2015 г. - на 11,4%. Меньше всего пенсии выросли в 2010 г. - на 6,3%.

По данным Росстата и ПФР, средний размер назначенных пенсий в 2010-2015 гг. вырос в 2,1 раза: с 6 тыс. 177,4 руб. ($203) до 12,9 тыс. руб. ($211).

Советские граждане на заслуженном отдыхе не чувствовали себя изгоями в собственной стране




В середине июля 1956 года, как принято считать, в СССР ввели всеобщее пенсионное обеспечение. Но советскую пенсионную реформу с нынешней не сравнить. Пенсия в тот период рассчитывалась так. Если средняя заработная плата в рублях была до 50 рублей в месяц, то пенсия составляла 85% от зарплаты — 40 рублей. Если зарплата была 50 — 60 рублей в месяц, то пенсия составляла 75% от оклада — 42,5 рубля. Если зарплата была 60 — 80 рублей, то пенсия составляла 65% от утраченного дохода, то есть 45 рублей. В том случае, когда человек зарабатывал больше 100 рублей, то ему было положено содержание в размере 50% от заработка или 55 рублей.

Причем размеры пенсий советской элиты не были запредельными. В 1980-х члены Политбюро получали 500 рублей, кандидаты — 400, секретари ЦК -300 рублей. Для сравнения, военные пенсионеры ы СССР получали немногим меньше. Например, полковнику выплачивалась пенсия в размере 250 рублей, высшему звену — 300 и выше. Наконец, вполне «партийные» пенсии были у работников науки. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий: травма на производстве или профессиональное заболевание — 110% от зарплаты для I группы, 100% для II группы, 65% для III группы. Общее заболевание — I группа 100%, II — 90%, III — 45%.

А вот какими были пенсии простых советских граждан без всяких дополнительных пенсионных реформ. Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимальная пенсия, при условии высокой заработной платы и необходимого стажа, накануне развала СССР составляла 132 рубля.

Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы: за непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет — 10%, за общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам — 10%, за непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35−20%.

Что важно, пенсию по желанию граждан можно было рассчитать по последнему году работы, либо за любые пять лет предыдущего стажа.

В результате, рядовой советский гражданин вполне мог рассчитывать на пенсию до 150 рублей в месяц. Именно поэтому на советскую пенсию можно было безбедно жить и не ждать блага от новой пенсионной реформы.

Заметим, в СССР в 1932 году Центральный совет социального страхования, с подачи Иосифа Сталина, установил коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) 50% для большинства отраслей советской экономики. Грубо говоря, было принято решение: пенсия должна быть равна половине должностного оклада.

А что происходит сейчас? По данным Росстата, по итогам 2018 года коэффициент замещения составил 32,8%. Рекордным в новейшее время соотношение было в январе 2017-го: тогда благодаря единовременной денежной выплате в размере 5 тыс. руб. коэффициент заметно подскочил. Но потом все вернулась на круги своя: в январе 2019-го отношение стало 34%. Пенсионная реформа тоже ничего не даст.

Для власти такие цифры тем более неприятны, что в 2018-м Россия — после многолетних проволочек — ратифицировала 102-я конвенцию Международной организации труда (МОТ) по нормам социального обеспечения. Это означает, что мы должны поднять размер пенсии до 40% утраченного заработка. И чрезвычайно сомнительно, что к 2024 году обещанная Владимиром Путиным пенсия в 20 тысяч будет соответствовать этому критерию. Пенсионная реформа приведет к еще большему обнищанию.

— В СССР в 1980-е коэффициент замещения значительно превышал 40% (норматив, установленный МОТ, — «СП»), — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Приведу некоторые данные по пенсиям РСФСР. Замечу, что я лично рассчитывал коэффициент замещения, пользуясь сборником «Народное хозяйство РСФСР», изданным Госкомстатом СССР в 1990 году. Итак, в 1980 году коэффициент замещения средней пенсией среднего заработка был 37%, в 1985 — 41%, в 1987 — 40,7%. Потом в СССР началась инфляция. В 1988-м коэффициент снизился до 38%, в 1989-м — до 37,5%.

Однако глубокий непрофессионализм — считать, что благосостояние пенсионера в СССР исключительно пенсией определялось. Например, нынешние либералы не понимают советскую пенсионную систему. В которой, помимо собственно пенсии, были еще льготы и выплаты из общественных фондов потребления.

Так вот советские пенсионеры, сохранившие связь со своим предприятием, эти выплаты и льготы получали. И на предприятии, и в районе, а некоторые — на союзном уровне, если у них была персональная пенсия.

«СП»: — Как это выглядело в цифрах?

— Вот цифры — округленно — по выплатам из фондов общественного потребления в год. 1980 год — 500 рублей на человека, 1985 — 600 рублей, 1986 — 620 рублей, 1987 — 640 рублей, 1988 — 700 рублей, 1989 — 760 рублей.

При этом пенсионеры часто получали льготы из общественных фондов потребления даже в большем объеме, чем работающие. Пенсионеру чаще давали санаторно-курортную путевку, его внукам чаще давали путевку в пионерлагеря. Пенсионер чаще мог пользоваться заводским столом заказов, для них были специальные магазины типа «Ветеран». Наконец, у пенсионера могла быть льготная запись на получение дачного участка.

Словом, общественные фонды потребления в СССР давали существенную прибавку — и к пенсиям, и к зарплатам. Чтобы вы представляли, о чем речь, назову и цифры по зарплатам.

1980 год — 178 рублей, 1985 — 201 рубль, 1986 — 207 рублей, 1988 — 216 рублей, 1988 — 235 рублей, 1989 — 260 рублей. Это средняя зарплата по народному хозяйству РСФСР.

А вот пенсии по возрасту: 1980 — 65 рублей, 1985 — 83 рубля, 1986 — 85 рублей, 1987 — 88 рубле, 1988 — 90 рублей, 1989 — 100 рублей.

«СП»: — Что получается в сравнении зарплат, пенсий и дополнительных выплат?

— Возьмем 1989 год. Зарплата — 260 рублей. Пенсия — 100 рублей, плюс почти 70 рублей из общественных фондов потребления. Ну и как вам такое сравнение, разве это плохо?

Добавьте, что советская экономика была экономикой очереди. То есть, было все — но не всегда, не для всех, и не сразу. Вот это «не сразу» и говорило: прежде чем что-то получить, сперва отстой очередь.

Так вот, пенсионер, имея свободное время, имел большое развлечение — он шел в очередь. Но для него очередь была льготная — по ветеранскому удостоверению. Поэтому пенсионер в советское время очень часто был кормильцем семьи. Он, может быть, немножко меньше получал денег, но имел больше возможностей превратить эти деньги в товар.

Этот факт — что пенсионеры в СССР имели прибавку из фондов общественного потребления — нынешними либералами часто замалчивается. Как и факт, что пенсионеры и ветераны имели преимущественный доступ к этим фондам — им как бы компенсировали отсутствие зарплаты.

Плюс, у них было право на работу. Но с одним условием: денежная пенсия, плюс зарплата, не должны были превышать 200−220 рублей.

«СП»: — Пенсионная система в СССР была преемником дореволюционной системы?

— Нет, так сказать нельзя. Дореволюционная пенсионная система — это эмитарные кассы, которые очень выборочно обслуживали население, и касались, в основном, служащих госорганов.

Советская пенсионная система с 1933 года была отраслевая — вводилась в промышленности, но только в ведущих отраслях. Плюс среди чиновничества. А с 1956 года она была распространена на всю промышленность. Но на сельское хозяйство пенсионная система была распространена только в начале 1960-х Никитой Хрущевым.

Так что нельзя говорить, что в 1956-м пенсионная система в СССР стала всеобщей — сельское население тогда составляло 50% от всего населения страны. Но эта система, бесспорно, была более справедливой, чем нынешняя.

— Пенсий, которые получали пенсионеры в СССР, вполне хватало на нормальную жизнь, — говорит декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Даже минимальной пенсии в 50−60 рублей хватало, чтобы человек не просто не голодал, но и мог время от времени позволить себе некоторые бонусы. «Полная» же советская пенсия вполне была сопоставима со средней зарплатой в стране. А некоторые — например, военные — получали очень большие пенсии, и считались людьми вполне обеспеченными — по советским меркам.

Так что нынешняя пенсия — даже если брать ее лучший, московский вариант, — до советской никак не дотягивает. Ни с точки зрения социального обеспечения, ни с точки зрения благополучия.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Читайте также: