Пенсия российских граждан за эстонский стаж

Меня зовут Галина. Мне 58 лет. Обращаюсь за помощью в разъяснении о начислении пенсии по старости. В феврале 2012 года мне исполнилось 55 лет. Заранее собрала все необходимые справки и документы для начисления пенсии и предоставила их в ПФ РФ по месту жительства. Мне пояснили, что справки о заработной плате более не нужны, сославшись на Договор между Россией и Эстонией от 2011 г. В России проживаю с 1995 г. Являюсь гражданкой РФ.

В ПФ РФ (СПб, Кировский район) мне начислили пенсию 2 500 рублей (начисляли с февраля по май).

С сентября 1974 года по июль 1995 года я работала в Эстонии (стаж 21 год).

Стаж в России на февраль 2012 г. 8 лет. (7 месяцев в 1995 году, и 8 лет, начиная с 2004 года.). Продолжаю работать.

В Договоре же я обратила внимание на положения ст. 5 и 6. Это касается суммирования стажа при назначении пенсии в РФ. У меня нет 20 лет стажа в РФ, но есть 21 год В Эстонии.

Помогите понять нижеуказанное. И справедливы ли мои сомнения?

Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой

о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (Таллинн, 14 июля 2011 г.)

1. При назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.

2. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.

3. Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.

4. В случае если общая продолжительность пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот стаж не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.

5. Лицу, получающему пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности) от одной Договаривающейся Стороны, не назначается пенсия по случаю потери кормильца на основании законодательства другой Договаривающейся Стороны. При этом лицо, получающее пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности), по своему выбору имеет право ходатайствовать о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца. В случае выплаты лицу пенсии по случаю потери кормильца одной из Договаривающихся Сторон не назначается пенсия иного вида другой Договаривающейся Стороной. Выплата назначенной одной Договаривающейся Стороной пенсии по случаю потери кормильца прекращается, если другая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности).

6. Социальная пенсия в Российской Федерации назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В случае перемены места проживания в связи с переездом лица с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплату пенсии, в том числе назначенной по законодательству одной из Договаривающихся Сторон, продолжает Договаривающаяся Сторона, назначившая пенсию, кроме социальной пенсии в Российской Федерации и народной пенсии в Эстонской Республике.

1. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

2. Если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то исчисление размера пенсии, соответствующего пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев, для женщин - на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Договора в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики.

3. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не применяются к определению страховой и накопительной частей трудовой пенсии, формируемых начиная с 1 января 2002 г. путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно законодательству Российской Федерации. В этом случае размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии исчисляется по нормам законодательства Российской Федерации.

Размеры пенсий в Эстонии, пенсионный возраст и другие детали.

Об эстонских пенсиях ходит множество мифов. Якобы, если ты не гражданин, то и пенсии не получишь, и медицинской страховки у тебя не будет, и голосовать нельзя… Давайте разбираться, что тут правда, а что – вымысел.

Начнем с самого скучного, но в то же время самого полезного – источников информации.

Где можно узнать достоверную информацию о пенсиях в Эстонии?

Было бы странно, если бы я в короткой статье раскрыл вам все детали. Это просто невозможно, формат не позволяет. Но я могу дать два надежных источника, которыми пользовался при подготовке материала:

  • Министерство социальных дел Эстонии - www.sm.ee (руководство и контроль над социальной сферой).
  • Департамент социального страхования - www.sotsiaalkindlustusamet.ee (начисление и распределение пособий).

Оба сайта доступны на русском языке. Это развенчивает популярный миф о том, что в Эстонии без знания национального языка никакой официальной информации не получить.

Если хотите знать, как есть, а не как на форумах ОБС («одна бабка сказала»), всегда смотрите официальные источники, а не пересказы сплетен.

В каком возрасте в Эстонии на пенсию выходят?

Пенсионный возраст в Эстонии повысили до 65 лет и для мужчин, и для женщин. Но идут к этой цифре очень плавно – по 3 месяца за год. Сейчас стандартный возраст – чуть меньше 64 лет, до 65 дорастет к 2026 году.

Чтобы пенсия была больше, ее можно отсрочить. Каждый месяц отсрочки после достижения обычного пенсионного возраста добавит к размеру выплаты по 0,9%. Если поработать 5 лишних лет, пенсия будет в полтора раза выше.

Есть досрочные пенсии

Варианты льготного выхода на пенсию в Эстонии весьма разнообразны. Можно выгадать от 3 до 10 лет. Например, если общий стаж 20 лет, и 10 из них – на особо опасных работах, то выйти на пенсию можно на 10 лет раньше. Если у женщины 15 лет стажа и несколько детей, она может выйти на пенсию на 5 лет раньше.

Выгадать 3 года могут практически все, у кого есть стаж 15 лет. Даже если не попадают в льготные категории. Просто пенсия будет чуть меньше – отнимут по 0,4% за каждый недоработанный до нормального пенсионного возраста месяц.

Размеры пенсий в Эстонии

Ежемесячная пенсия эстонца состоит из трех частей:

  1. базовая фиксированная ставка – устанавливается государством,
  2. выплата за выслугу лет – количество лет стажа, заработанного до 1998 года включительно, умноженное на стоимость года зачитываемого для пенсии стажа,
  3. страховая пенсия – с 1999 года Эстония перешла на годовые пенсионные коэффициенты, их рассчитывают делением взносов человека за год на средний размер взносов по стране за этот же год; полученный коэффициент умножают на стоимость года (как и во втором пункте).

С 1 апреля 2020 года первая, базовая часть пенсии в Эстонии составляет 215,52 евро в месяц.

Финальный размер пенсии зависит от стажа и выглядит примерно так:

  • 15 лет – 322,07 евро в месяц,
  • 30 лет – 428,63 евро,
  • 40 лет – 499,67 евро,
  • 44 года – 528,09 евро.

Таким образом, пенсия в Эстонии в среднем примерно в 3 раза меньше средней зарплаты (это, напомню, 1433 евро в месяц ).

Правда ли, что у русских в Эстонии нет пенсии?

Этот миф ходит с тех пор, как распался Советский Союз. В Википедии даже есть отдельная страница - «Неграждане Эстонии» . Жители страны с этим статусом не могут голосовать на выборах в местный парламент или быть избранными в него. Не могут состоять в партиях или работать на чиновнических должностях. Не могут получить адвокатский статус, служить в полиции…

Ограничений довольно много, но пенсионной системы ни одно из них не касается. Получателями пенсий в Эстонии являются:

  • постоянные жители, они же граждане;
  • неграждане, временно проживающие в стране;
  • легальные беженцы.

Неважно, русский вы или таджик. Есть два ограничения. Во-первых, нужно прожить в стране 5 лет. Во-вторых, для получения пенсии в Эстонии нужно отказаться от выплат из других государств. Собственно, отсюда миф и пошел – его принесли те, кто, имея российскую пенсию, получил законный отказ в выплате эстонской.

Из той же оперы еще один миф – что у пенсионеров-неграждан нет медстраховки. Ее нет только у тех, кто получает пенсии из других стран. Им приходится оформлять полисы добровольного страхования.

Какая средняя и минимальная пенсия в Эстонии в 2019-2020 годах. Размер выплаты пособия по старости и возраст выхода на заслуженный отдых. Как живут эстонские пенсионеры, пособия инвалидам и малоимущим. Как и во многих других европейских государствах, пенсионная система в Эстонии заключает в себе три составные части. Основу её традиционно составляет государственная пенсионная программа, выплаты по которой напрямую зависят от доходов жителя страны во время его трудовой деятельности.

При этом Эстония отличается внушительной налоговой нагрузкой в социальной сфере. Размер ставки может достигать 20%.


Другими составными частями пенсионной системы является обязательная и дополнительная программа, предусматривающая внесение денежных средств в государственные и частные фонды.

Они формируются исключительно за счет собственных средств гражданина по нестандартной схеме: 2% от дохода будущего пенсионера удерживается государством, к которым добавляется 4% налогового вычета из суммы выплаченного социального налога.

Размер перечислений в необязательный, дополнительный фонд зависит лишь от пожеланий будущего пенсионера, что позволяет в некоторых случаях существенно увеличить последующий доход.

Как правило, для получения дополнительной накопительной пенсии, гражданину потребуется заключить договор пенсионного страхования со страховой организацией либо стать участником одного из функционирующих частных фондов.


Структура пенсионной системы Эстонии

Прибалтийский регион традиционно отличается более высокими размерами пенсий, в сравнении с аналогичными показателями РФ. Это обусловлено целым рядом факторов, главным из которых, является социальная направленность внутренней политики европейских государств.

Тем не менее, если сопоставлять среднюю пенсию в Эстонии, которая составляет 582 евро, с ценовыми показателями на жизненно необходимые товары и плату за жилье, окажется что она лишь компенсирует базовые потребности граждан.

Размер пенсии и пенсионный возраст

На сегодняшний день статус пенсионера в Эстонии имеет около 315 тысяч человек. При этом существует несколько условий, которые должны быть соблюдены для её получения, что целесообразно учитывать при оформлении пособия.

Пенсия по старости или как её называют в Эстонии «народная пенсия», может быть назначена гражданам страны или иностранцам, которые легально проживали на территории данного государства.

Она выплачивается при условии, что трудовой стаж гражданина менее 15 лет, а значит, его не хватает для получения стандартного пособия.

Размер подобной пенсии на сегодняшний день достигает порядка 189 евро. При этом максимальные значения государственных выплат могут достигать 375 евро при условии, что гражданин легально проработал в Эстонии на протяжении 44 лет.

Возраст выхода на пенсию в этой стране установлен на отметке 63 года для мужчин и 62,5-63 года для женщин, в зависимости от даты их рождения. Согласно правительственной программе повышения данного показателя, пенсионный возраст будет поэтапно увеличиваться до 65 к 2026 году.


Изменение пенсионного возраста в разных странах

Многие коренные жители Эстонии нередко отправляются на заработки в соседние государства Европы, где заработная плата существенно больше. Это привело к ситуации, когда более половины населения государства составляют пенсионеры, в то время как прочие граждане страны, работают за рубежом.

Преждевременная и отложенная пенсия

Одной из особенностей пенсионной системы Эстонии является возможность получения преждевременной или, напротив, отложенной пенсии. Первый вариант предполагает, что гражданин вправе выйти на заслуженный отдых за 3 года до достижения необходимого возраста. При этом он обязательно должен представить документы, подтверждающие наличие 15-летнего стажа работы.

Важно учитывать, что преждевременный выход на пенсию связан с некоторым сокращением будущих выплат. Так, за каждый досрочный месяц, гражданин будет получать 0,4%. Если житель Эстонии решил получать выплаты на 3 года раньше, то он потеряет порядка 14,4% от общих выплат.

Следует помнить о том, что после оформления преждевременного получения пособия, от него нельзя будет отказаться.

Второй вариант — отложенная пенсия, призван увеличить размер будущих выплат гражданам за счет каждого лишнего месяца. Надбавка составляет 0,9% ежемесячно, а сроки выхода при подобном варианте действий ничем не ограничены. Это означает, что за дополнительные три года гражданин сможет повысить размер пенсии на 27%.


Многие эстонские пенсионеры продолжают работать после выхода на пенсию

Разновидности государственных пособий

Если рассматривать государственную часть пенсии более подробно, следует отметить, что существует сразу несколько вариантов выплат, на которые вправе рассчитывать гражданин Эстонии при условии наступления определенных обстоятельств. Пенсии, выплачиваемые государством, могут быть следующих разновидностей:

  • По старости, при условии обязательного трудового стажа 15 лет.
  • По инвалидности. Размер выплат не зависит от стажа.
  • По утере источника дохода. Чаще всего назначается нетрудоспособным гражданам.
  • Досрочная пенсия.
  • Пенсия поддержки.

Последняя заслуживает особого внимания, так как она является серьезным подспорьем для малообеспеченных пенсионеров. Она предполагает, что гражданин сможет получать дополнительные пособия при условии, что он не получает другой пенсии, за исключением «народной». Их начисление происходит спустя 5 лет после назначения «народной» пенсии.

Смотрите видео о государственных пособиях в Эстонии.

Особенности расчета пенсии

Общая сумма пенсии складывается из базовой суммы, которая составляет примерно 160 евро, надбавки за стаж работы до конца 1998 года, а также выплат по страховому паю. Последняя составляющая требует отдельного рассмотрения, так как имеется целый ряд факторов, учитываемых при её начислении.

  • срочная служба в вооруженных силах;
  • стаж работы;
  • наличие образования;
  • декрет или временная нетрудоспособность;
  • объем налогов, выплаченных до 1999 года.

Подобные страховые выплаты рассчитываются в индивидуальном порядке и существенно отличаются у каждого жителя Эстонии. Каждый год стажа увеличивает будущую пенсию на 5,7 евро, что необходимо учитывать при подаче документов.


Существуют специальные калькуляторы для расчета суммы взносов в накопительную пенсию

Следует помнить о мерах правительства, призванных повысить уровень благосостояния местных пенсионеров. Ежегодно органы власти осуществляют перерасчет пенсий, а пенсионная выплата увеличивается. Размер корректировки зависит от годового увеличения цен, а также роста, полученного государством, социального налога.

Смотрите видео: Пенсионная система в Эстонии.

Получение пенсии в Эстонии гражданами РФ

На сегодняшний день размер пособия для российских граждан, проживающих на территории Эстонии, составляет около 400 евро. Из-за сложной ситуации в системе социального страхования, правительство активно обсуждает возможность увеличения пенсионного возраста для граждан РФ до 74 лет.

При этом стаж должен будет равен 44 годам, однако, подобная инициатива до сих пор не была реализована на практике.

Между Российской Федерацией и Эстонией был заключен договор о взаимном социальном обеспечении пожилых людей, что позволяет получать средства как из России, так и из Эстонии. Пенсионные выплаты будет осуществлять та страна, которая отвечала за накопление средств в пенсионном фонде, что позволяет гражданам РФ и Эстонии перемещаться между этими государствами.


Пенсионное обеспечение граждан РФ, проживающих за границей

Поскольку стоимость продуктов питания и предметов первой необходимости на территории России несколько ниже, чем в Эстонии, многие эстонские пенсионеры задумываются о переезде на ПМЖ в Россию, сохранив при этом, свои пенсионные выплаты.

Подобная инициатива не лишена смысла, однако, сопряжена с рядом особенностей:

  • Гражданин перестанет получать «народную» часть пенсионных выплат.
  • На территории РФ человек не сможет получить пенсию по потере работающего члена семьи.
  • Средства будут поступать в российский банк на рублевый счет, что приведет к определенным финансовым потерям в результате конвертации.

Важно учесть, что подоходный налог распространяется на любые пенсионные выплаты, которые жители страны получают из-за границы. За счет этого, итоговая сумма пособия существенно снижается.

Специфика третьего уровня пенсии

Добровольное накопительное страхование – услуга, которую предоставляет множество частных фондов и страховых организаций. Оно предусматривает целый ряд особенностей, их целесообразно изучить подробнее. Главным отличием от государственных программ, является гибкость условий, позволяющая сделать процедуру выплат максимально комфортными для клиента.


Добровольное накопительное страхование позволяет значительно увеличить размер будущей пенсии

Лицо может регулировать размер и периодичность совершаемых взносов, разорвать соглашение досрочно, воспользоваться возможностью платежного отпуска и многими другими нюансами. При этом получать первые выплаты из средств фонда, гражданин сможет уже в 55-летнем возрасте.

Житель Эстонии, решивший воспользоваться подобной программой, может рассчитывать на налоговые льготы. Прежде всего, это компенсация подоходного налога при условии, что гражданин получает менее 6 000 евро ежегодно.

Предусмотрена возможность полного освобождения от уплаты налогов по данной статье доходов, при условии заключения бессрочного контракта со страховой компанией. При этом пенсионные средства должны быть в распоряжении организации на протяжении не менее 5 лет.

Смотрите видео: Что ждет пенсионеров Эстонии.

Следует помнить о том, что при желании обналичивать средства в полном объеме, клиенту потребуется уплатить 10% налога на прибыль. Если же с момента заключения договора и перевода средств на счета страховой организации прошло менее 5 лет, со снимаемых средств будет списана полная сумма налога, ставка которого составит 20%.

В редакцию Rus.Postimees обратился Леонид Петров, переехавший в 1992 году на постоянное место жительство в Россию. До этого, то есть с 1963 по 1992 год, он жил и работал в Тарту.

Недавно Леонид Петров получил первую пенсию из Эстонии и очень удивился: «В июле 2016 года я подал документы на эстонскую пенсию, и в октябре из Эстонии мне сообщили, что мне начислили пенсию в размере 307,70 евро. 8 декабря я обнаружил на своем счету 51 841 рубль. Хотел бы узнать, за какой период мне выплатили пенсию, и с какой суммы эстонской пенсии удерживают подоходный налог, так как в российском пенсионном департаменте я не получил конкретного ответа, а в Сбербанк, куда приходит эстонская пенсия, ничего не знают».

Вопрос читателя журналисты Rus.Postimees отправили в Департамент социального страхования Эстонии и получили на него ответ руководителя по пенсиям Кати Кюмник:

«Размер пенсии вы вычисляем следующим образом:

Базовая часть: 153,30 евро
Часть за стаж: 5,514 х 28 = 154,40 евро (отработанные годы – 1963-1992)
Итого: 307,70 евро.

При назначении пенсии мы учитываем число месяца, когда человек подал соответствующее ходатайство в занимающееся вопросом получения эстонской пенсии учреждение Российской Федерации. При первичной выплате пенсии суммируется вся невыплаченная пенсия с момента, когда человек подал ходатайство о ней (человек получает на свой счет пенсию за несколько месяцев).

Эстонская пенсия людям, живущим на территории Российской Федерации выплачивается раз в квартал – за прошедший квартал. В соответствующее учреждение Российской Федерации 20 числа второго месяца каждого квартала мы отправляем список получателей пенсии с суммами, подлежащими выплате, в евро и в рублях. Курс обмена евро на рубли соответствует курсу Европейского Центробанка на день составления платежной ведомости.

Подоходным налогом облагаются все пенсии, которые выплачиваются людям, живущим за рубежом. И пенсия человека, живущего в Российской Федерации, облагается подоходным налогом в размере 20 процентов. Деньги на счет россиянина переводит соответствующее учреждение Российской Федерации по данным, указанным в эстонской платежной ведомости».

Таким образом, Леониду Петрову была выплачена квартальная пенсия 307,70 х 3 = 923,10 евро, с которой был снят подоходный налог (для живущих за границей эстонских пенсионеров необлагаемых налогом минимумов не существует). Однако сумма слегка превысила положенные 738,48, поскольку при первой выплате к ней добавили не выплаченные ранее деньги, учтенные с момента подачи ходатайства. То есть в дальнейшем он будет получать пенсию раз в три месяца, и размер поступлений составит около 740 евро (около 46 000 рублей по нынешнему курсу).

4 комментариев на “ Как рассчитывают и переводят эстонскую пенсию для россиян? ”

Я родилась в 1953 году в городе Тарту, училась и работала там до 1984 года, потом переехала в Новосибирск. Как мне получить пенсию за стаж в Эстонии?

Учитывая, что вы проживаете в России, то есть государстве, с которым Эстония заключила двустороннее соглашение о сотрудничестве в сфере социального обеспечения, вы имеете право на подачу ходатайства о получении пенсии от Эстонии.

Для этого вы должны обратиться в учреждение своего государства по своему месту жительства, которое занимается социальным обеспечением и представить в это учреждение документы, необходимые для подачи ходатайства о получении пенсии от Эстонии:

К заявлению о получении пенсии обычно требуется приложить следующие документы:

– документ, удостоверяющий личность (для идентификации личности в отделе обслуживания клиентов);
– трудовая книжка или иные документы, подтверждающие наличие пенсионно-правового стажа и/или факт работы (архивная справка, трудовой договор, приказ, распоряжение и т. д.);
– диплом профессионального учебного заведения, средне-специального учебного заведения или высшего учебного заведения;
– военный билет;
– документ, подтверждающий рождение ребенка, если ребенок родился за пределами Эстонии;
– лицо, изменившее фамилию при заключении брака, должно представить документ, подтверждающий заключение брака, если брак был заключен за пределами Эстонии;
– номер расчетного счета, на который вы желаете получать пенсию.

Вы можете представить только те документы, которые у вас имеются. Например, если вы не служили в армии, то вам не требуется представлять военный билет. Пожалуйста, представляйте оригиналы документов или их нотариально заверенные копии.

Компетентное ведомство государства по Вашему месту жительства само передаст Ваше ходатайство о пенсии в Департамент социального страхования Эстонии.

Здравствуйте! Я гражданин Эстонии, но у меня нет стажа в Эстонии. Но я бы хотел получать пенсию от Эстонии. Я проживаю в Латвии и прописка латвийская. Можно ли заплатить определенную сумму Эстонии за 15 лет стажа и надеяться на пенсию? И какая сумма должна быть выплачена, чтобы была большая пенсия? Спасибо.

Здравствуйте, Александр! Если вы проживаете и работаете в Латвии, то это означает, что вы вправе в будущем рассчитывать на пенсию от Латвии. И эту пенсию за приобретенный в Латвии пенсионный стаж вы можете получать, проживая в любой стране ЕС, в том числе, проживая и в Эстонии, а также в Норвегии, Исландии, Лихтенштейне или Швейцарии.

Для этого вам необходимо будет подать в Департамент социального страхования Эстонии ходатайство о предоставлении пенсии с документами, подтверждающими ваш латвийский стаж. Документы следует подать тогда, когда Вы будете ходатайствовать о начислении пенсии по старости.

Для получения пенсии по старости от Эстонии у вас должно быть не менее 15 лет пенсионного стажа в Эстонии, которых у вас нет. Заплатить же определенную сумму Эстонии за 15 лет стажа, чтобы потом надеяться на государственную пенсию от Эстонии, на мой взгляд, у вас не получится. Но вы можете обсудить возможность получения дополнительной, то есть помимо латвийской, пенсии с одним из частных пенсионных фондов Эстонии или Латвии – возможно, что ваше предложение о добровольном денежном взносе в фонд их заинтересует и они смогут предложить вам какой-нибудь вариант.


С 16.10.2011г действует соглашение (далее Договор России и Эстонии о пенсионном обеспечении). Как действие этого договора отразилась на жизни членов семей военнослужащих, проходивших службу на территории Эстонской ССР? В отличие от всех остальных граждан России (а также членов семей военнослужащих, которые не выполняли свой воинский долг в ЭстССР), проживающих на территории России, рожденные после 16.10.1956г и имеющие эстонско-советский трудовой стаж лишены возможности использовать свое пенсионное право по российским законам и применение этого договора поставило нас в особую категорию российских пенсионеров – самых нищих.

1) Выход на пенсию за стаж в ЭстССР увеличился до 63 лет, а вступающих в пенсионные отношения с государством в 2017 году – более того, до достижения 65 лет.

2) В трудовой стаж не входят периоды по рождению и уходу за детьми (детей, рожденных в семьях советских военнослужащих) и родителями-инвалидами если это имело место быть на территории ЭстССР.

3) Если трудовой стаж в Эстонии менее 5 лет, то он не засчитывается в Эстонии согласно закона о пенсиях этого государства и не засчитывается в России, так как приобретен на территории Эстонии(?), а значит полностью пропадает.

4) Согласно ст.6 этого договора недействителен стаж, приобретенный на территориях остальных республик СССР. (Не учтена специфика военной службы, частые переезды военнослужащих с семьями на места дислокации воинских частей – эта статья выглядит наиболее абсурдно, хотя эстонская сторона предлагала ее исключить.)

ПФР России , ссылаясь на ст.6 этого договора, при оформлении пенсий игнорирует другие международные договора и соглашения, заключенные РФ с другими государствами, которые имеют такую же юридическую силу и подлежат исполнению обязательств, взятых РФ ( в частности Соглашение от 13.03.1992г со странами СНГ), не засчитывает стаж, приобретенный в других республиках бывшего СССР, что говорит о полной не компетенции подготовивших договор с Эстонией чиновников ( Департамент международного сотрудничества при Минсоцразвитии РФ) и поверхностного изучения вопросов, затронутых в этом договоре, депутатами ГД и членами СФ РФ. Специалисты называют эту статью «новизной» в договорах о пенсионном сотрудничестве.

5) Кто из чиновников, депутатов, членов Совета Федерации РФ, причастных к появлению такого, пока единственного на всем пространстве бывшего СССР, договора может дать нам гарантию того, что к 2019 году Эстония не изменит пенсионное законодательство в свою пользу и наше положение (членов семей оккупантов) еще более усугубится?

6) Ссылаясь на Венскую Конвенцию № 102 о правах трудовых мигрантов и то, что этот договор соответствует мировым стандартам, в своих отписках на наши обращения чиновники не принимают тот факт, что мы никогда не имели статус «трудовой мигрант» в Эстонии, а в мире нет аналога распада такого огромного государства, как СССР.

7) Нас лишили валоризации и конвертации за советско-эстонский стаж при начислении пенсий, а повышение пенсий составляет минимум, т.к.расчитывается с минимального размера и разрыв с социальной и другими пенсиями возрастает.

Таким образом пенсии у абсолютного большинства членов семей военнослужащих выполнявших свой воинский и гражданский долг на территории Эстонской ССР, меньше прожиточного минимума и социальных пенсий в России.

В 1994г выводились российские войска из Эстонии , государство не могло обеспечить нас жильем, а абсолютное большинство из нас не имели возможность трудоустроиться, в связи с этим многие из нас попали под неудачную пенсионную реформу 2001 года.

Ответы госчиновников и депутатов на обращения оскорбительны и унизительны, что породило отчаяние, недоверие и ненависть к власти, в них лишь приводятся цитаты из договора. Несомненно, что парламентские выборы , новогодние каникулы и раздел портфелей комитетов в 2011г не дали время и возможность (а может быть дали?) депутатам оценить всю нелепость этого договора (или лоббирование депутатами антинародного закона?) . Ответы госчиновников и депутатов на обращения оскорбительны и унизительны, что породило отчаяние, недоверие и ненависть к власти.

Господин Комоедов, какие действия предприняли бы вы, если бы с вашей супругой поступили так же? Вам не понятна суть наших претензий к этому договору? (Ваше письмо № 3.14-24/346 от 28.12.2012г.)

Стенограмма пленарного заседания представляет собой образец действительного отношения « властидержащих» к народу – вездесущая ложь из уст и Ю.Воронина, пытающегося с 90-х годов внедрить свои труды на «благо» ПФР, и коммунистов, направлявших наших мужей служить в гарнизоны СССР и Афганистан.

Вопрос экс-президента: «Сколько наших соотечественников ушли из этого мира не увидев в Эстонии пенсии за советский стаж?». Ответный вопрос: «Сколько из нас, изъездивших весь «союз», познавших всю «прелесть» гарнизонной жизни, вернувшихся на Родину с мужьями после распада СССР, не увидят пенсии за советский стаж в Эстонии?» - да и за отобранный депутатами и чиновниками советский стаж других союзных республик СССР. Наши соотечественники, оставшиеся в Эстонии, ради которых принят этот договор о пенсиях, сделали свой выбор – выразили согласие остаться в чужом государстве и тем самым приняли его законы, но видимое их благополучие ложно, выпрошенная пенсия за счет России в 55 лет в Эстонии за российский стаж не оправдала ожидания наших соотечественников , а разменной монетой оказались мы.

Настаиваем (согласно ст.12 п.2 Договора России и Эстонии о пенсионном обеспечении) на внесении изменений в договор путем подписания соответствующих протоколов:

1. «Исключить п.6 в связи с обязательствами РФ о пенсионном обеспечении по заключенным международным договорам и соглашениям с бывшими республиками СССР».

2. «Для членов семей военнослужащих выполнявших свой воинский долг на территории ЭстССР (до 1992г) и Эстонской Республики (1992-1994гг) исчислять размер пенсии по территориально-пропорциональному принципу (по образцу договора с Латвией) или территориальному (по образцу с Литвой).

Кто сможет помочь в решении вопроса о соцгарантиях, данных Государством военнослужащим и членам их семей, направленных для несения воинской службы для обеспечения безопасности государства на территорию ЭстССР и дать нам, гражданам России, проживающим на территории России, возможность использовать свое пенсионное право по Российским законам ? Все международные договора о пенсионном обеспечении между бывшими республиками СССР должны заключаться с использованием закона о статусе военнослужащих . Нельзя поколение, родившееся и трудившееся в СССР, разделить по принципу нахождения на территориях союзных республик- мы жили и работали (кому удалось найти работу в гарнизонах) в одном государстве где была единая государственная граница, единый государственный язык, законы и валюта. И мы, члены семей военнослужащих проходивших военную службу в Эстонии, вернулись на Родину и хотим жить по законам нашего государства.


Эта петиция собрала 268 подписантов


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2015 г. N 4-КГ15-26 Суд отменил принятое ранее решение и принял новое решение об отказе в назначении трудовой пенсии по старости. Это обосновывалось тем, что она не имеет 5 лет трудового стажа на территории России. Трудовая деятельность осуществлялась в Эстонской ССР. Поэтому данные периоды работы не включаются в стаж, дающий право на назначение пенсии на территории России.

Право на трудовую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации при наличии 2-х условий одновременно: достижение пенсионного возраста (в России 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин), и наличие не менее 5 лет страхового стажа.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики от 25.06.1993, для установления права на пенсию учитывался стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и (или) Эстонской Республики, а также стаж, признаваемый на территории любой из Сторон Соглашения. Поэтому периоды стажа, приобретенные на территории Эстонской Республики до 01.01.1991 учитывались при назначении российской пенсии без истребования у Эстонской Стороны уточняющих документов.

Россия в соответствии с ч. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года Российская Федерация при начислении трудовой пенсии учитывает стаж, приобретённый на территории любого из государств СНГ. =
14.07.2011 был подписан -вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой, согласно которому «каждая сторона назначает и выплачивает пенсию согласно своему законодательству, исходя из пенсионного стажа, приобретенного на ее территории, в том числе на территориях РСФСР и ЭССР». Договором для определения права на пенсию применяется также правило суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон.
. Сохранятся и пенсионные права, приобретенные гражданами в период действия "старого" соглашения РФ с Эстонией в области пенсионного обеспечения (от 25.06.1993). То есть договор предполагает право выбора пенсионером варианта пенсионного обеспечения - или по нормам нового договора, или по действовавшему законодательству.

Таким образом, наличие не менее 5 лет страхового стажа до 01.01.1991 на территории бывшего СССР не может являться основанием для отказа в назначении трудовой пенсии по старости.
==============================================================================================================Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции России каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Ваше право на социальное обеспечение по возрасту серьёзно ограничено. Поэтому можно предположить нарушение Конституции. Вопросы, связанные с нарушением Конституции в России решает Конституционный суд

Здесь также стоит отметить, что в Эстонии Договор применяется добровольно. Пенсионер может выбрать будет ли ему пенсия назначена на основании Договора или на основании внутреннего эстонского законодательства. Последнее происходит с учётом российского стажа до 1991 года и должен быть учтен по законам РФ как при назначении пенсии, так и при расчете ее размера. Соответственно с учетом этого стажа российская часть пенсия должна быть назначена с 55 лет.

Начиная с 1 декабря 1991стаж в Эстонской Республике учитывается по законам Эстонии. Пенсия будет назначена по ее законам и по достижении эстонского пенсионного возраста /63-65года /вы сможете получать эстонскую часть пенсии.
Ведь эстонская пенсия за весь стаж с 1974 по 2001 год в ЭССР и Эстонии будет очевидно больше, чем сумма российской части пенсии (1974 - 1991) и эстонской части (1991 -2001).
В соответствии с Договором 14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключён Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор), вступивший в силу 1апреля 2012 ВЕРХОВНЫЙ суд РФ отказывает в получении Российской трудовой пенсии в 55 лет в России за стаж до 1991г в Эстонской ССР . Согласно ч.1,2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Исходя из ст. 1 ФЗ № 173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. В периоды с 25 июля 1977 г. по 1 февраля 1991 г. я осуществляла трудовую деятельность в бывшей Эстонской ССР, которая на тот период времени входила в состав и была единой территорией СССР и, в которой действовало пенсионное законодательство СССР. Начиная с 2001 года, я проживаю в Российской Федерации. При этом я всегда была и являюсь гражданкой Российской федерации. Российского трудового стажа я не имею. По учету стажа, приобретенного в бывших республиках Союза ССР, действуют два международных договора, а именно: Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 г. и Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 г. 14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключён Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор), вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. При назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо (п.1,2 ст.5 Договора). Пунктом 1 ст. 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретённому на её территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретённые на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии. Таким образом, Договор базируется на принципе пропорциональности. В соответствии с Договором я не имею права на назначение пенсии по пенсионному законодательству Российской Федерации. Между тем основной целью принятия Договора была защита прав граждан Российской Федерации проживающих на территории Эстонии. Поскольку пенсия по эстонскому законодательству назначается с 63 - 65 лет (в зависимости от даты рождения), то в соответствии с Договором эти граждане смогли получать российскую часть пенсии за стаж в бывшей РСФСР раньше, достигнув пенсионного возраста по российскому законодательству. Таким образом, гражданка Российской Федерации, проживающая в Эстонии за стаж в бывшей РСФСР в соответствии с Договором, может получать российскую пенсию, достигнув возраста 55 лет (по российскому пенсионному законодательству). Я же, проживающая в Российской Федерации и являющаяся ее гражданкой, за стаж в бывшей ЭССР, согласно Договору смогу получать пенсию по достижении возраста 64,3 лет (по эстонскому законодательству). Применение Договора приведет не только к ухудшению, но и дискриминации моих прав. Я гражданка Российской Федерации работала в бывшей ЭССР, выполняла ту же работу, что и граждане на территории бывшей РСФСР, но в отличие от них, при назначении и расчете размера пенсии мне учитывается стаж в ЭССР. И это не смотря на то, что работали мы в тот период времени в одном государстве – СССР с единым пенсионным законодательством. В соответствии с ч.2 ст. 55 Конституции в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ" указано, что права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В этом постановлении так же указано, что толкование международного договора должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 года: - в ст.28 Конвенции указано, что договоры не имеют обратной силы. - согласно ст. 53 Конвенции, договор является ничтожным (недействительным), если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права. Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом, как норма, отклонение от которой недопустимо. Применение Договора ко мне приводит к дискриминации моих прав, что является грубейшим нарушением императивных норм международного права и ч.2 ст. 19 Конституции, указывающей, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан. Согласно ст.10 Договора заявления лиц, проживающих на территории одной Договаривающейся Стороны, поданные в целях реализации настоящего Договора в компетентное учреждение этой Договаривающейся Стороны, считаются заявлениями, поданными в компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны. По моему мнению, и исходя из статьи 10, в Договоре предусмотрен не только пропорциональный принцип учета стажа в бывших республиках РСФСР и ЭССР, но и добровольный принцип подачи заявления о его реализации. Иная трактовка приведет к несоответствию Договора с императивными нормами международного права и Конституцией Российской Федерации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П: признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01.01.2002, по нормам ранее действовавшего законодательства. Законом СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" стаж в ЭССР учитывался для назначения пенсии и расчета ее размера по законодательству Союза ССР. В соответствии с п. 2 ст.6 действующего международного договора, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения, а именно «Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года: для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Согласно письму Министерства социальной защиты населения Российской Федерации № 1-369-18 от 31 января 1994 года «О порядке пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР», направленного в адрес экономического Суда СНГ, при назначении пенсии гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения, (в том числе Эстонская Республика), учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года по законам РФ. Судебная коллегия утверждает: ссылка судебных инстанций на положения п. 2 ст. 6 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечении» и п. 2 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 необоснованна, поскольку Эстонская Республика не является страной-участником Соглашения от 13 марта 1992 г. (стр.8 абзац 3). Считаю, что данное утверждение не соответствует разъяснениям, указанным в Решении экономического суда СНГ № 01-1/6-04 от 07.04.2005 года «О толковании применения пункта 2 статьи 6 соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения». В пункте 1 данного Решения указано, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения. Согласно пункту 3 данного документа, должен учитываться трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего Союза ССР и впоследствии не ставших участниками указанного Соглашения. Следует отметить, что в соответствии с Положением об Экономическом Суде, принятом Соглашением стран СНГ от 06.07.1992 "О статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств": Экономический Суд создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, и вправе давать официальное толкование применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества. Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры. Довод Судебной коллегии о том, что данное Соглашение применяться не может, поскольку Эстония его не подписала, не соответствует разъяснениям, указанным в Решении экономического суда СНГ № 01-1/6-04 от 07.04.2005 года. В соответствии с которыми Российская Федерация, как участница СНГ, и подписавшая данное Соглашение обязана учитывать гражданам РФ, прибывшим из бывших республик СССР стаж, полученный на их территориях при установлении права на пенсию, как при назначение, так и при расчете ее размера. Согласно ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Считаю, что Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда вынесено необоснованные определение. На основании изложенного, руководствуясь ст. 391.1 ГПК РФ,.

Читайте также: