Пенсия сотруднику при увольнении за порочащий честь

Задача полиции — борьба с преступностью, защита правопорядка, обеспечение безопасности граждан. Служба в органах внутренних дел требует физической и психологической стойкости. Сотрудники должны быть бескорыстными, честными, добросовестными, ответственными, способными сопереживать и готовыми помочь. Иначе они не смогут качественно выполнять работу, лишатся работы.

  • 1 Что относится к отрицательным мотивам?
  • 2 Порядок увольнения сотрудника из органов внутренних дел
  • 3 Положена ли пенсия?
  • 4 Последствия
  • 5 Обжалование расторжения трудовых отношений

Что относится к отрицательным мотивам?

Сотрудников полиции могут уволить по негативным мотивам.

В статье 58 Положения о службе перечислены обстоятельства, не позволяющие человеку оставаться в органах правопорядка:


  • наличие вступившего в силу обвинительного приговора в отношении полицейского;
  • прекращение уголовного дела из-за амнистии, примирения сторон, истечения сроков давности привлечения полицейского к уголовной ответственности;
  • существенное пренебрежение нормами трудовой дисциплины;
  • использование фальшивых документов, недостоверных сведений для трудоустройства и продвижения по службе в дальнейшем;
  • утрата чести и достоинства офицером, совершение поступков, противоречащих требованиям законодательства, предъявляемым к моральному облику сотрудника органов внутренних дел;
  • нарушение российских законов, подзаконных актов, указаний министерства;
  • многократное несоблюдение дисциплины при наличии действующего взыскания.

Увольнение по отрицательным мотивам из полиции (ранее милиции) неизбежно при совершении уголовно наказуемого деяния на основании вступившего в силу приговора. При помещении обвиняемого под стражу на время предварительного следствия он будет исключен из органов внутренних дел в день ареста.

К существенному пренебрежению нормами трудовой дисциплины законодатель относит:


  • несоблюдение правил хранения и использования табельного оружия, патронов;
  • нахождение на службе после употребления наркотиков, в состоянии алкогольного опьянения;
  • отсутствие на работе без уважительной причины в течение четырех часов;
  • несоблюдение норм хранения информации;
  • отказ от медицинского обследования, предусмотренного законодательством;
  • отказ от прохождения обязательной аттестации;
  • целенаправленное уничтожение, повреждение служебного имущества;
  • осуществление незаконных действий по отношению к гражданам;
  • нарушение правил безопасности, инициировавшее тяжкие последствия — пожар, аварию, травматизм либо спровоцировавшее угрозу наступления таких последствий;
  • публичные негативные, оскорбительные высказывания о членах правительства, представителях власти любых уровней, вышестоящем начальстве;
  • несоблюдение норм работы с материальными ценностями, денежными средствами;
  • отказ гражданам в предоставлении каких-либо сведений, связанный с личной выгодой;
  • несоблюдение положений контракта;
  • нарушение российского законодательства.

Неизбежно увольнение работника за предъявление с целью трудоустройства, продвижения по службе фальшивых документов. При этом неважно, о каком документе идет речь — школьном аттестате, дипломе о наличии высшего образования, трудовой книжке.

Задача сотрудников полиции — защита населения, юридических лиц от преступных посягательств и соблюдение законодательства. Эта важная миссия и определяет личностные качества человека, без которых служба в органах невозможна.

Статья 13 ФЗ №342 от 30.11.2011 года требует, чтобы сотрудник органов внутренних дел на службе и во внерабочее время вел себя достойно, не портя репутации ни своей, ни ведомства в целом. Полицейский не должен принимать решения и предпринимать действия, направленные на извлечение личной выгоды.

Его поступки должны быть продуманными, бескорыстными, справедливыми. Положения статьи 82 вышеупомянутого закона называют увольнение единственной мерой воздействия на сотрудника, опорочившего честь и достоинство.

К основаниям для увольнения относятся обстоятельства, повлекшие потерю доверия к сотруднику:

  • одновременно служил в полиции и занимался предпринимательской деятельностью;
  • занимал руководящую должность в коммерческой фирме, целью которой является получение прибыли;
  • в декларацию о доходах внес недостоверные сведения, скрыл наличие дополнительного источника прибыли, имущества не только своих, но и супруга, несовершеннолетнего ребенка;
  • нарушил закон, регулирующий правила хранения денег на зарубежных банковских счетах (норма распространяется на супруга, несовершеннолетних детей полицейского);
  • является членом правления зарубежной некоммерческой организации, функционирующей в России;
  • извлекает из сложившейся на службе ситуации корысть, личную выгоду;
  • знает (может знать) о корыстных поступках, личной заинтересованности подчиненного, но не пресекает его деятельность.

Уволить сотрудника по таким основаниям можно только при наличии прямого умысла, установленного в ходе служебной проверки или судебным вердиктом.

Порядок увольнения сотрудника из органов внутренних дел


Увольнение из-за совершения проступка, порочащего честь сотрудника ОВД, злостного нарушения дисциплины, иных отрицательных оснований возможно только после окончания специального внутреннего расследования.

В ходе разбирательства устанавливается факт нарушения, причастность определенного сотрудника, степень вины. Проведение внутреннего расследования регулируется положениями Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах внутренних дел.

По завершении проверки составляется заключение. В нем учитываются условия совершения деяния, его тяжесть, репутация полицейского, прежние заслуги, осознание вины. В резолюции указывается квалификация проступка и наименование примененного взыскания.

Сотрудника знакомят с приказом, при необходимости с заключением и материалами проверки. С этого момента взыскание считается наложенным. За два месяца до отчисления со службы сотруднику вручается уведомление, содержащее его персональные данные, причину и дату увольнения, положенные выплаты, сведения об исполнителе, его подпись и печать.


Документ вручается под роспись. Кадровая служба готовит представление из органов внутренних дел, подает его на рассмотрение руководству. Принимаются меры по исключению сотрудника из федерального реестра.

Сотрудника знакомят с текстом представления. В трудовую книжку делается соответствующая запись с указанием точного срока службы. Медицинский страховой полис при увольнении остается у работника, сдавать его не нужно.

Положена ли пенсия?

При увольнении из органов внутренних дел, из армии составляется представление с обязательным указанием причины увольнения, выслуги лет, положенных ему льгот и социальных гарантий.


Уход со службы по негативным причинам при наличии необходимого стажа не влияет на назначение пенсии по выслуге лет.

Исключением из этого правила становятся ситуации, когда до назначения пенсии сотрудник признан виновным в совершении преступления, в качестве наказания лишен специального звания. Если на момент увольнения стаж по выслуге лет заработан частично, то и не возникает право на получение пенсии.

Не допускается прекращение выплаты уже заработанной пенсии по выслуге лет по причине лишения специального звания за преступление, совершенное после ухода с правоохранительной службы. Это подтверждено судебной практикой, решениями Конституционного суда.

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Последствия

Сотруднику, исключенному из органов внутренних дел по отрицательным мотивам, будет нелегко найти новую достойную работу, его репутация будет испорчена, может лишиться права на специальную пенсию и льготы. При увольнении со службы из-за несоблюдения условий контракта с сотрудника взыскивается стоимость выданной ему формы.

Обжалование расторжения трудовых отношений

Решение об увольнении по отрицательным мотивам можно оспорить в судебной инстанции.

  • привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности во время пребывания в отпуске на больничном;
  • нарушение сроков вынесения взыскания, увольнения;
  • несоблюдение методики выполнения служебной проверки, процедуры увольнения и правил составления связанных с ними документов;
  • нежелание руководства ознакомить увольняемого сотрудника со всеми материалами проведенной в отношении него проверки;
  • дисциплинарное взыскание несопоставимо с тяжестью деяния.

В суд по месту нахождения работодателя необходимо подать исковое заявление, содержащее данные о заявителе и ответчике, причины несогласия с увольнением. К документу желательно приобщить подтверждающие документы. Период обжалования незаконного решения руководителя об увольнении по отрицательным мотивам составляет один месяц. Срок исчисляется с даты получения приказа.

При наличии соответствующих оснований сотрудника полиции могут уволить по отрицательному мотиву. В статье рассказано, что подразумевается под данным термином, какой в таком случае будет применяться порядок увольнения и какие могут быть последствия при уходе со службы по отрицательному основанию.

Что это такое?


Сразу стоит отметить, что в действующем законодательстве нет четкой формулировки данного понятия. Однако в общем смысле под отрицательным мотивом увольнения подразумеваются увольнение сотрудника полиции со службы из-за допущенного им грубого нарушения действующего законодательства, а также внутренних регламентов.

Так, если проанализировать положения ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ…», то в качестве отрицательных можно выделить следующие мотивы увольнения:

  • совершение грубого нарушения служебной дисциплины, в том числе если сотрудник ранее уже имел письменный выговор по аналогичному поводу;
  • нарушение условий контракта, заключенного с МВД РФ;
  • несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных на законодательном уровне;
  • обнаружение факта того, что при приеме на службу увольняемый предоставил фальшивые документы или ложные сведения о себе;
  • осуждение сотрудника за преступление и т.д.

Как происходит освобождение из полиции?


Общий порядок увольнения сотрудников МВД подробно расписан в ст. 89 вышеупомянутого ФЗ, а также в приказе МВД РФ от 30.11.2012 года № 1065. Приложением № 2 к этому приказу является Порядок представления сотрудников ОВД к увольнению.

Так, общий план действий будет следующим:

  1. Первым делом должно быть подготовлено документальное основание увольнения по отрицательному мотиву. Это может быть заключение, составленное по итогам служебной проверки, письменные результаты аттестации сотрудника и т.д. Кроме того, в отдельных случаях основанием может быть рапорт самого провинившегося.
  2. Командование должно заранее предупредить лицо, подлежащее увольнению, о принятом решении, направив ему соответствующее уведомление. Уведомить сотрудника за 2 недели до увольнения надо, если причиной ухода стало (подп. 2 ч. 2 ст. 85 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ…»):
    • несоответствие сотрудника замещаемой должности по результатам аттестации;
    • отказ сотрудника от прохождения службы в условиях чрезвычайной ситуации.
  3. С кандидатом на уход со службы по отрицательной статье нужно провести беседу. Такое правило прописано в п. 12 Приложения №2 к приказу МВД РФ № 1065. В ходе данной беседы разъясняются следующие моменты:
    • причины увольнения;
    • выплаты и компенсации, на которые может рассчитывать увольняемый;
    • вопросы, касающиеся дальнейшего трудоустройства, и т. д.

Итоги разговора вносятся в специальный лист беседы, который подготавливается в произвольной форме. Если же сотрудник отказался от беседы, то составляется соответствующий акт.

  • Далее на лицо, которое увольняют по отрицательным мотивам, составляется представление согласно ч. 5 ст. 89 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ…». Его примерная форма отражена в Приложении № 2 к Порядку представления сотрудников ОВД к увольнению (приказ МВД № 1065). В этом документе отражаются следующие основные сведения:
    • основание грядущего увольнения;
    • стаж службы в МВД (ОВД);
    • возраст сотрудника, которого увольняют по отрицательным мотивам;
    • состояние здоровья;
    • наличие (отсутствие) прав на получение дополнительных гарантий и компенсаций и т.д.
  • Затем издается приказ об увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел РФ. Приказ может быть издан Министром внутренних дел, его заместителем, руководителем подразделений центрального аппарата, руководителем соответствующего территориального органа (зависит от звания, должности и иных отдельных характеристик увольняемого).

    Положена ли пенсия для уволенных из ОВД по этой статье?


    Лица, попавшие под увольнение по тем или иным отрицательным основаниям, могут рассчитывать на пенсию. В п. «а» ст.13 ФЗ РФ «О пенсионном обеспечении лиц…» написано, что граждане, имеющие на день увольнения трудовой стаж в органах внутренних дел от 20 лет и более, вправе претендовать на получение пенсии за выслугу лет. При этом право на предоставление такой выплаты не зависит от основания, по которому сотрудника уволили.

    Таким образом, можно сделать вывод, что гражданину, ушедшему со службы по отрицательным мотивам, положена пенсия (при соответствии установленным условиям). Однако, если до назначения такой выплаты, сотрудник был осужден за преступление и в отношении него суд вынес решение об отмене полученного специального звания, то его могут лишить пенсии.

    Последствия для таких сотрудников органов внутренних дел

    Согласно Федеральному закону от 19. 07. 2011 г. № 247-ФЗ увольняющимся из МВД сотрудникам положено единовременное пособие в размере 2-х или 7-ми окладов. Размер завист от того, прослужил ли сотрудник 20 лет в органах.

    Это пособие не выплачивается, если причина увольнения — отрицательная, а именно:


    • грубое нарушение служебной дисциплины;
    • неоднократное нарушение служебной дисциплины;
    • отказ от перевода на нижестоящую должность в ОВД из-за дисциплинарного взыскания;
    • нарушение условий контракта;
    • несоблюдение ограничений и запретов, установленных федеральными законами;
    • представление подложных документов или заведомо ложных сведений;
    • осуждение за преступление;
    • совершение проступка, порочащего честь сотрудника ОВД;
    • нарушение обязательных правил при заключении контракта;
    • утрата доверия к сотруднику.

    В то же время очень многое зависит от:

    • тяжести причины увольнения;
    • обстоятельств, при которых это произошло;
    • стажа и опыта работы уволенного;
    • его личных и профессиональных качеств и т.д.

    В любом случае решение о приеме на работу такого лица будет принимать руководство ведомства, в которое он обратился за получением работы.

    При увольнении из ОВД сотрудникам нужно внимательно выбирать основание для увольнения и по возможности избегать увольнения по отрицательным основаниям. Это не лишит их права на пенсию, но сократит количество положенных выплат и усложнит в будущем службу в правоохранительных органах.


    Сергей, здравствуйте! Наличие дисциплинарного взыскания - не важно. Важно основание увольнения. Если по выслуге срока службы, дающей право на пенсию, то ЕП выплачивает (7 ОДС - если календарная выслуга 20 лет и более).

    Я приведу основания увольнения, при которых ЕП НЕ выплачивается вообще.

    8. Единовременное пособие не выплачивается гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел:

    1) в связи с грубым нарушением служебной дисциплины;

    2) в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

    3) в связи с отказом сотрудника от перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел в порядке исполнения дисциплинарного взыскания;

    4) в связи с нарушением условий контракта сотрудником;

    5) в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными "законами";

    6) в связи с утратой доверия;

    7) в связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел, а также в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в органах внутренних дел подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в органах внутренних дел, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

    8) в связи с осуждением сотрудника за преступление, а также в связи с прекращением в отношении сотрудника уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

    9) в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел;

    10) в связи с нарушением сотрудником обязательных правил при заключении контракта.


    Я пед. агог дополнительного образования, 1970 года рождения отработала 25 лет пед. агогического стажа имею ли я право выхода на пенсию на 1.01.2001 г не было 16 лет и 8 месяцев пед. стажа что делать чтоб уйти на пенсию.


    В Вашем случае - досрочной пенсии, по стажу работы в образовательных учреждениях - уже не будет, рассчитывайте только на общие основания выхода на страховую пенсию.


    Обратился в пенсионный фонд по выходу на пенсию. Сказали пойду в 52 года. Через полгода (в 51,5 год) решил отстоять право выйти в 51 год. Юристы попросили официальный отказ. Пришел за ним в пенсионный. Там сказали подайте заявление через госуслуги. Сразу стали начислять пенсию. Вернут мне деньги за недоплаченные пол года.


    Если заявление на пенсию ранее не подавали, то и возвращать вам нечего.


    Не планируется ли в правительстве возврат ухода на пенсию в 60 лет? Стаж работы у меня 36 лет, мне 57 лет смогу ли выйти на пенсию?

    'Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru'


    К сожалению, изменение в новое пенсионное законодательство в части изменения срока выхода на пенсию не планируется.

    Мужчинам 1963 г.р. срок выхода на пенсию наступит в 2028 году, т.е. через 8 лет.


    Мне 55 лет. Трудовой стаж составляет 37 лет, из них 1,5 года была в отпуске по уходу за ребенком. В пенсионном фонде мне сказали что я смогу выйти на пенсию в 55, но сегодня я сходила (донести необходимые документы), мне ответили что законы изменились и я должна отработать ещё 1,5 года. Кому верить?


    Чувствую, скоро придется писать статью на эту тему в связи с востребованностью вопроса))

    В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).

    Вместе с тем, согласно ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

    То есть, если у Вас есть 37 лет страхового стажа, Вы можете выйти на пенсию на два года раньше достижения возраста, установленного ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ (с учетом переходных положений, разумеется).

    Пример: в 2020 году возраст выхода на пенсию для женщин - 57 лет

    По 350-ФЗ убираем полгода, получаем 56 лет 6 месяцев. Если есть 37 лет страхового стажа - убираем еще два года, но в итоге должно быть не менее 55. Итог: 55 лет.

    Однако следует помнить о ч. 9 ст. 13 Закона № 400-ФЗ, в которой сказано: "При исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи".

    Расшифрую данную норму: если женщина хочет воспользоваться правом на снижение возраста выхода на пенсию на два года (ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ) она должна иметь 37 лет чистого страхового стажа, то есть только периоды работы! Кроме периодов работы в него включаются только периоды временной нетрудоспособности (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ). Период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет поименован в п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ и, в силу императивного указания ч. 9 ст. 13 Закона № 400-ФЗ, не включается в страховой стаж.

    Многие совершенно обоснованно считают данное положение несправедливым. Жду когда кто-нибудь дойдет с этим до Конституционного суда. Пока судебная практика в пользу ПФР.

    О проступке, порочащем честь сотрудника органов внутренних дел: понятие проступка, виды проступков, порядок увольнения сотрудников за совершение проступка

    Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определение правового положения (статуса) сотрудника органа внутренних дел, регулируются Федеральным законом РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе), Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее-Закон о полиции), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере органов внутренних дел.

    Законодателем понятие проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, а также его виды, перечень таких проступков не определены.

    Вместе с тем, пунктом 9 части 3 статьи 82 Закона о службе установлено, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

    Увольнение по названному основанию является самостоятельным основанием для расторжения контакта с сотрудником и не связано с привлечением сотрудника к дисциплинарной ответственности.

    Отсутствие законодательного урегулирования данного вопроса, тем не менее, не означает, что положения пункта 9 части 3 статьи 82 Закона о службе могут быть применены произвольно.

    Так, частью 4 ст. 7 Закона о полиции предусмотрено, что сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

    В силу пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о службе сотрудник органов внутренних дел при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

    В соответствии с п.п. «а», «б» п.11 и 12, п.13 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 года, государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных служащих, исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих, а также государственные служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской федерации, Федеральные конституционные и Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической экономической целесообразности либо иным мотивам.

    Указанные нормы свидетельствуют о том, что сотрудник органов внутренних дел должен соблюдать определенные ограничения в поведении, определенные нравственные принципы не только при осуществлении служебной деятельности, но и во внеслужебное время.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной как в постановлении от 06.06.1995 № 7-П, так и в определениях от 21.12.2004 № 460-О, 16.04.2009 № 566-О, 19.06.2012 № 1174-О, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что определяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка, общественную безопасность. Законодатель определяет правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органа внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поступая на службу в орган внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанности соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.

    Возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел за проступок, порочащий честь сотрудника органа внутренних дел, то есть за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлено особым правовым статусом указанных лиц.

    Из содержания приведенных норм с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в случае совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним расторжению. Применение других мер ответственности в данном случае невозможно, поскольку закон не предоставляет руководителю органа внутренних дел права избрания для такого сотрудника иной более мягкой меры ответственности, чем увольнение из органов внутренних дел.

    Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. № 278-О, возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего установленным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. При этом пункт 9 части 3 статьи 82 Закона о службе не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку подразумевает, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, т.е. за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки.

    По имеющимся материалам судебной практики к проступкам, порочащим честь сотрудника органов внутренних дел, относятся:

    1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в нетрезвом состоянии.
    2. Отказ водителя от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
    3. Сокрытие от непосредственного руководителя факта своего выезда за пределы территории Российской Федерации.
    4. Получение выгоды материального характера от лица, в отношении которого проводились или проводятся оперативно-розыскные мероприятия, или лица, в отношении которого ведется уголовное или административное судопроизводство.
    5. Предоставление в кадровое подразделение органа внутренних дел отпускного удостоверения, содержащего ложные сведения о месте проведения отпуска.
      1. Вынос неоплаченного товара за пределы (линию) касс магазина и др.

    По итогам работы за 2018 год из органов внутренних дел, находящихся на территории Республики Марий Эл, за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органа внутренних дел, уволено 13 сотрудников (2017 год – 21 сотрудник).

    В 2018 году в суды с исковым заявлением к МВД по Республике Марий Эл о восстановлении на службе обратилось 5 сотрудников, совершивших проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел. В удовлетворении заявленных требований судами было отказано всем 5 сотрудникам.

    Процедура увольнения сотрудников органов внутренних дел за проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, как правило, проводится по результатам служебной проверки, и регламентируется ст.ст.52, 82, 89 Закона о службе, а также Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 26 марта 2013г. №161.

    Так, на основании ч.1, 4 ст.52 Закона о службе служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника. Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

    Согласно ч.1, 5, 8, 12 ст.89 Закона о службе прекращение или расторжение контракта с сотрудником органов внутренних дел, увольнение его со службы в органах внутренних дел и исключение из реестра сотрудников органов внутренних дел осуществляются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. На сотрудника органов внутренних дел, увольняемого со службы в органах внутренних дел, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в органах внутренних дел, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет. Увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается, за исключением случаев, в том числе при увольнении сотрудника, совершившего проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел.

    Одновременно отмечаю, что порядок привлечения к дисциплинарной ответственности и порядок увольнения со службы в органах внутренних дел отличаются.

    Статьей 10 рекомендации № 166 Международной организации труда «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя», принятой в г. Женеве 22 июня 1982 года на 68-ой сессии Генеральной конференции Международной организации труда, определено, что предприниматель отказался от своего права прекратить трудовые отношения с трудящимся за совершенный последним проступок, если он не сделал этого в разумный срок после того, как ему стало известно об этом проступке.

    Согласно части 7 статьи 51 Закона о службе дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

    Порядок увольнения со службы в органах внутренних дел определен главой 12 Закона о службе и не содержит названного ограничительного срока на возможность увольнения сотрудника в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, в течение шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

    Частью 2 статьи 3 Закона о службе установлено, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

    Частью пятой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 8 (совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы) части первой названной статьи, в случаях, когда аморальный проступок совершен работником вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, не допускается позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем.

    При проведении процедуры увольнения сотрудника органов внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, кадровое подразделение заблаговременно вручает сотруднику уведомление о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел.

    В случае отказа сотрудника от получения уведомления о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудником кадровое подразделение или иным сотрудником по решению руководителя (начальника) территориального органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения составляется соответствующий акт в произвольной форме.

    При отсутствии возможности вручения сотруднику, подлежащему увольнению, уведомления по месту службы оно направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по месту жительства (месту пребывания) сотрудника, указанному в личном деле.

    Кадровое подразделение проводит беседу с увольняемым со службы сотрудником (о чем составляет соответствующий лист) либо составляет акт об отсутствии возможности проведения беседы с сотрудником, об отказе (уклонении) сотрудника от участия в беседе или ознакомления с листом беседы.

    Кадровое подразделение готовит представление к увольнению со службы в органах внутренних дел, знакомит (под расписку) сотрудника с представлением к увольнению со службы в органах внутренних дел либо составляет акт об отказе сотрудника от ознакомления с представлением к увольнению (в случае такого отказа).

    Также кадровое подразделение на момент рассмотрения вопроса об увольнении сотрудника из органов внутренних дел готовит справку о нахождении (ненахождении) сотрудника на излечении либо в отпуске.

    Правовые подразделения оказывают сотрудникам кадровых подразделений консультационную и методическую помощь при подготовке материалов и проектов приказов об увольнении сотрудников со службы в органах внутренних дел.

    Кадровым подразделением на правовую экспертизу представляется полный перечень документов, необходимых для принятия решения об увольнении сотрудников со службы в органах внутренних дел и прилагаемых к проекту приказа об увольнении. В случае представления неполного перечня правовое подразделение возвращает исполнителю проект приказа об увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел без проведения правовой экспертизы.

    Правовые подразделения осуществляют правовой контроль в целях обеспечения законности принимаемых решений об увольнении сотрудников со службы в органах внутренних дел.

    При проведении правовой экспертизы проектов приказов об увольнении сотрудников со службы в органах внутренних дел правовое подразделение должно обращать внимание на законность и обоснованность увольнения.

    С этой целью следует проверить, соблюден ли установленный законодательством порядок расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел основаниям, предусмотренным законодательством, а также правильность определения таких оснований.

    В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных при принятии решения о прекращении (расторжении) контракта, или в случае выявления (возникновения) новых обстоятельств, связанных с прекращением или расторжением контракта, правовое подразделение незамедлительно информирует о данных фактах сотрудников кадрового подразделения с целью устранения имеющихся недостатков, а также вносит руководству территориального органа МВД России конкретные предложения об устранении нарушений с целью недопущения причин их возникновения в будущем.

    Читайте также: