Пенсия стаж до развала ссср

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

27 марта 2017 13:59

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на страховую пенсию по старости.

Гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года. Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006 года. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992 года, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

При выходе на пенсию людей, имеющих трудовой стаж во времена 1992-2002 и ранее, логичным является вопрос понимания данного процесса – начисления суммы пенсии за эти периоды. Как производится расчёт пенсии по советскому стажу и все особенности данного процесса, мы рассмотрим далее.

Общая информация по советскому стажу

Люди, которые в данный конкретный момент выходят на пенсию, работали ещё во времена Советского Союза (до развала СССР в 1991 году). За период до нынешнего времени очень многое изменилось, в том числе при начислении пенсии. Периоды трудовой и общественной деятельности для будущего пенсионера влекут за собой назначение прибавки к пенсии по определённой системе. Пример подсчёта указан далее в статье.

Всё время трудового стажа, условно, разделяется на 4 периода:

  • до 1991;
  • 1991-2001;
  • 2002-2014;
  • 2015 – настоящее время.

С 2015 года начисление пенсии будет происходить по определённой новейшей системе с начислением специальных баллов. А за 2002-2014 годы расчёт проводился по количеству страховых взносов. В данной статье нас скорее интересует советский и постсоветский стаж, поэтому сделаем упор на данной информации, а общая его суть сводится к конкретным числам.

Во времена Советского Союза вся информация утверждалась документально, следовательно, для начисления и прибавки к пенсии необходимо подобные документы иметь, подтверждая трудовую и общественную деятельность за эти периоды. Это касается также отпусков по уходу за ребёнком, службы в армии и т. д.


Согласно законодательству, имея трудовой стаж в советское время (подтверждённый документально), за все годы начисляется по 1% в сумму пенсии. То есть если человек проработал и имеет трудовой стаж во времена СССР (до 1991 года) в количестве 4 лет, его надбавка к пенсии составит 4%, если проработал 17 лет, то 17% и т. д.

Также указом президента России было решено и установлено, что вне зависимости от предоставления документов или наличия трудового стажа в принципе, за период с 1991 по 2001 год всем пенсионерам будут начислены дополнительные 10% к пенсии.

Пример расчёта пенсии за советский стаж

Пенсионер имеет трудовой стаж в количестве 35 лет, 20 из которых – в советское и постсоветское время. Необходимо посчитать коэффициент средней зарплаты пенсионера и в целом по стране. Вне зависимости от подсчётов, если коэффициент превышает 1,2, то берётся именно это значение, во всех остальных случаях – согласно подсчёту.

В данном примере средняя зарплата пенсионера равнялась 320 рублям, в то время как во всей остальной стране средняя зарплата составляла 210 рублей. Коэффициент превышает допустимый максимум, поэтому будет равняться 1,2.

Далее подсчитывается стажевой коэффициент по следующей формуле:

0,55 + 0,1 x (35 – 20) = 0,70.

Общая пенсия рассчитывается по формуле:

(0,70 (стажевой коэффициент) x 1,2 (коэффициент средней зарплаты)) x 1671 = 1223,17.

Если сумма будет свыше 660, вычитается 450 рублей. В итоге сумма становится 773,17. Это количество увеличивается на 20% за советский и постсоветский стаж до 927,80.

Полученное число умножается на индексацию (в данном примере, на момент 2014 года) – 5,6148, а затем делится на количество рублей, начисляемых за 1 пенсионный балл по нынешней системе (64,1 рубля на момент 2015 года).

В итоге пенсия, по результатам расчёта, составит 81,27 баллов, значит прибавка к пенсии за советский стаж составит около 6 300 рублей. Представленный пример был без учёта премий, прерванного стажа, рождённых детей (и соответствующих пауз в трудовом стаже). Достаточное ли это количество и стоит ли за него бороться – индивидуальное дело каждого человека.

Не зависимо от того, посчитает ли гражданин такую прибавку достаточной или нет, лучше иметь понятие, что такое советский стаж, и какие формулы используются при его расчете. Но каждый трудовой стаж – уникален, поэтому чтобы не ошибиться в подсчетах, хорошей идеей будет обратиться в Пенсионный фонд, где сотрудники Вам подробно все объяснят.

Ответы на вопросы, возникающие при проведении

оценки пенсионных прав застрахованных лиц

1. Какими документами подтверждается работа за границей в российских (советских) и иностранных организациях?

Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2002 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж засчитывается любая работа в качестве рабочего, служащего, в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации.

Периоды работы за границей в российских (советских) организациях подтверждаются записями в трудовых книжках или справками о работе, выданными теми организациями, в которых протекала работа или направляющими их на работу.

В случаях, когда работа проходила по найму на иностранных предприятиях (в том числе частных) и в организациях трудовой стаж подтверждается по документам, легализованным в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством или положениями двусторонних договоров или международных соглашений (Гаагская конвенция от 05.10.1961 и двусторонние или многосторонние договоры о правовой помощи).

2. Как следует учитывать в общий трудовой стаж периоды работы граждан, в случаях, когда работа проходила в республиках бывшего СССР до и после распада СССР (01.01.1991)?

Периоды работы в государствах – бывших республиках СССР до распада СССР (до 01.01.1991) засчитываются в общий трудовой стаж по тем же правилам, что и работа в Российской Федерации.

Решение вопроса о включении в общий трудовой стаж периодов после 01.01.1991 зависит от того, заключено ли с данным государством Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 или двусторонние Соглашения в области пенсионного обеспечения.

Участниками Соглашения о гарантиях прав граждане государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, кроме России, являются республика Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения заключены Российской Федерацией с Республикой Молдова, Литовской Республикой и с Грузией*.

Периоды работы в перечисленных государствах после распада СССР засчитываются в общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав, поскольку исчисление трудового стажа в соответствии с данными Соглашениями производится по законодательству Российской Федерации.

Кроме того, работа в Республике Молдова, Литовской Республике и Грузии после 01.12.1991 до вступления в силу соответствующих Соглашений рассматривается как работа за границей.

Периоды работы после 01.12.1991 в Азербайджанской Республике, Эстонской Республике, Латвийской Республике, которые не являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждане государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения и двусторонних Соглашений засчитываются в общий трудовой стаж как работа по найму за границей.

3. Как исчисляется среднемесячный заработок граждан, прибывающих из Республики Молдова и Грузии в целях оценки пенсионных прав?

В соответствии с частью 2 пункта 3 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 и частью 2 пункта 3 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997 для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимально требуемого периода для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились.

Согласно части 3 пункта 3 статьи 6 Соглашений от 10.02.1995 и от 16.05.1997 в случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.

Таким образом, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц для данной категории граждан берутся сведения о заработке за декабрь 2001 г. (1671 руб.) и соотносятся с заработком по стране за аналогичный период, т.е. за 2001 г., который составляет 1671 руб. В итоге имеем соотношение заработков - 1.

Применение Соглашения от 10.02.1995 по желанию заявителя позволяет использовать заработок за период до 31.12.1991, который определяется в обычном порядке.

4. Засчитывается ли в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктами 10 и 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в бывших республиках СССР?

Право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктами 10 и 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяется в соответствии со Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия и Правилами исчисления периодов работы, дающими право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную деятельность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781.

Указанными Правилами не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, времени работы за границей, за исключением случаев, специально установленных международными договорами, а также, если работа за границей осуществлялась в учреждениях Российской Федерации.

При решении вопроса о включении в стаж периодов работы после распада СССР в государствах – бывших республиках Союза ССР имеет значение, заключено ли с данным государством многостороннее или двустороннее соглашение в области пенсионного обеспечения. Если между Российской Федерацией и данным государством такое Соглашение имеется, периоды педагогической или лечебной работы в соответствующих должностях и Списках учитываются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по указанным основаниям.

В иных случаях такие периоды работы не могут быть включены в стаж работы, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости в связи с педагогической или лечебной деятельностью и подлежат зачету в общий трудовой стаж, как работа за границей.

Загадочное слово «валоризация» появилось в пенсионном законодательстве еще в 2010 году. Однако до сих пор оно вызывает множество вопросов и сомнений у пенсионеров.

Предлагаю подробнее осветить все ключевые моменты валоризации и перерасчета пенсии за советский стаж.

1. Кому положена валоризация?

В 2010 году в Закон «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ ввели статью 30.1 о валоризации расчетного пенсионного капитала. Она применяется и по сей день, когда рассчитывается часть пенсии за стаж до 2002 года (поскольку с 2002 года пенсионная формула кардинально изменилась и определяющим критерием стали страховые взносы, а не стаж).

Итак, право на валоризацию имеют все граждане, у которых есть советский стаж до 1991 года и кому назначена трудовая или страховая пенсия (напомню, что в 2015 году страховые пенсии пришли на смену трудовым пенсиям в связи с принятием закона № 400-ФЗ). Прибавка к пенсии от валоризации рассчитывается так:

- определяется расчетный пенсионный капитал (по статье 30 Закона № 173-ФЗ).

Ключевые значения, которые для этого нужны — общий трудовой стаж до 2002 года, соотношение заработка пенсионера к средней зарплате по стране и ожидаемый период выплаты пенсии (который зависит от года выхода на пенсию — если она назначена в 2015 году и далее, этот период составляет 228 месяцев),

- далее, если у пенсионера есть хотя бы один день советского стажа (до 1 января 1991 года) ему начисляется 10% к полученному пенсионному капиталу,

- а за каждый полный год советского стажа начисляют еще по 1%.

Например: женщине назначили страховую пенсию по старости в 2015 году. При максимальном соотношении заработков (1,2) и 20-ти лет стажа до 2002 года ее расчетный пенсионный капитал составит 148 852 рубля.

Если при этом у нее 10 лет стажа до 1991 года, то к этой сумме добавят еще 20% (это и есть валоризация).

Затем пенсионный капитал суммируют со страховыми взносами за период с 2002 по 2014 гг., проиндексируют, разделят на период Т — и полученную сумму переведут в пенсионные баллы.

По итогам расчетов получается, что валоризационная прибавка дает женщине в чистом виде 733 рубля к пенсии (148 852 х 20% / 228 х 5,6148).

2. Нужно ли обращаться в ПФР за валоризацией?

В интернете часто встречаются публикации, где активно призывают пенсионеров бежать в ПФР и подавать заявление на валоризацию. Но в результате многие получают «от ворот поворот».

Как упоминалось, валоризацию применяют при расчете пенсии, поэтому если страховая пенсия назначена — значит, в ней уже есть валоризационная прибавка. Другое дело — когда пенсионеру не зачли какие-то периоды до 1991 года в общий трудовой стаж.

Если эти периоды будут подтверждены (решением суда или архивными документами, например) — вот тогда у пенсионера появляется очень веский повод обратиться в ПФР за пересмотром валоризации и перерасчетом пенсии в целом.

3. Когда должны пересмотреть валоризацию и сделать перерасчет пенсии за советский стаж?

На данный момент таким основанием является включение дополнительных периодов в общий трудовой стаж, который учитывается именно в расчете пенсии.

Обратите внимание, что этот стаж может отличаться от общего страхового стажа, который нужен для назначения пенсии (на данный момент нужно не менее 11 лет такого стажа, чтобы возникло право на пенсию).

Стаж для расчета пенсии учитывается по правилам статьи 30 Закона № 173-ФЗ — и, как правило, по пункту 3 этой статьи, т.к. приведенная в нем формула дает пенсию в более выгодном размере.

С учетом этого пункта, помимо периодов работы, указанных в трудовой книжке, дополнительно можно включить в советский стаж для валоризации:

- периоды службы в армии, а также в органах внутренних дел и других правоохранительных органах (если они не были учтены в пенсию за выслугу лет),

- период получения пособия по безработице,

- период работы в колхозе во время летних школьных каникул (с 16-летнего возраста, хотя есть судебная практика, когда и с 14-летнего возраста был включен этот период — см. определение Верховного Суда Республики Мордовия от 16.06.2015 № 33-1380/2015),

- период нахождения на инвалидности 1-2 группы, если она была связана с профзаболеванием.

Если какие-то периоды были необоснованно исключены из советского стажа, нужно подтвердить их решением суда — после чего ПФР обязан будет сделать перерасчет пенсии.

Советский стаж работы есть у многих граждан РФ. И, конечно, их не может не интересовать алгоритм перерасчета пенсий за такой стаж в текущем году. Оказывается, не все могут претендовать на выплаты. Потому что для получения увеличенного пособия есть определенный перечень требований, которому необходимо соответствовать.


Перерасчет пенсий за советский стаж: кто в счастливчиках?

Несмотря на то, что пенсионное законодательство Российской Федерации предусматривает несколько видов надбавок, которые ориентируются на собранный за период официальнойтрудовой деятельности стаж, в практических условиях именно увеличение пособия за счет советского стажа пользуется спросом едва ли не больше остальных вариантов.

Но получить привилегии по этой части смогут только те граждане, которые успели собрать нужную выслугу еще до 2002 года, согласно устаревшему законодательству.

Благодаря праву по валоризации, гражданин может претендовать на увеличение пенсионного капитала на 10%.


Отдельно учитывается другой возможный формат улучшения уровня благосостояния, что особенно актуально в ситуации с экономическими последствиями после распространения коронавируса по стране.

Если лицо успело собрать советский стаж, согласно нормативной сетке до 1991 года, то тогда ему полагается дополнительное увеличение размера выплаты. Каждый год предусматривает добавку в 1%.

Из этого следует, что чем дольше гражданин занимался легальной рабочей деятельностью во времена Советского Союза, тем выше у него окажется сумма пенсионного пособия.

Есть и другие поводы пересчитать пенсию

Если с советским стажем собрать значительные привилегии не получилось, то можно попробовать с программой стажевых коэффициентов. Она тоже рассчитана на тех, кто желает повысить пособие за рабочее время в период до 2002 года.

Работает возможность для мужчин, если им удалось наработать 25 лет, для женщин этот показатель составляет 20 лет. При наработке такого типа значение приравнивается к 0,55.

Превышение стандартного количества стажа предусматривает добавку за каждый год на уровне 0,01 коэффициента.

В выигрышном положении оказывается тот, кто успел собрать максимально возможный стаж, начав трудовую активность в совсем юном возрасте.


Не менее популярным способом восстановления финансовой ситуации в семье считается доплата пожизненного типа, которая назначается в двух случаях:

*при наработке 15 лет на Крайнем Севере;

*при выработке 20 лет в районах, которые приравнены по условиям к Крайнему Северу.

В случае с получением рабочего стажа именно на Крайнем Севере, можно рассчитывать на 50% от фиксированной выплаты. В переводе на денежный эквивалент сумма достигает почти 2,8 тыс. рублей. А в ситуации с районами, приравненными к северным условиям, надбавка выглядит более скромно – 30%.

Рассчитывать на получение денежных дополнений смогут только те граждане, которые успели набрать традиционный страховой стаж. Для женщин он составляет 20 лет и 25 — для мужчин. Северные надбавки распространяются даже на те случаи, когда работник после выхода на заслуженный отдых отправляется на постоянное проживание в другую область.

В некоторых областях имеются собственные бонусы для ряда пенсионеров. Здесь точных сведений нет, так как в каждом районе есть свои требования и нюансы, ведь даже не по всему государству предлагаются подобные поощрения. Как пример — Санкт-Петербург. Тут учитывается выслуга при условии наработки официального стажа в 20 лет.

Может пригодиться для доплаты стаж в сфере сельского хозяйства

Еще одним вариантом, предусматривающим доплату, считается накопленный стаж во время трудовой деятельности в сфере сельского хозяйства. Если гражданин успел собрать 30 лет, тогда он может претендовать на получение 25% фиксированной выплаты. В денежном эквиваленте это составляет около 1,5 тыс. рублей.

Сложность заключается только в том, что засчитываются лишь некоторые периоды при работе в узком перечне должностей.

Больше повезло тем, кто смог поработать в колхозе или совхозе до наступления 1992 года. При таком опыте можно рассчитывать на получение добавки вне зависимости от того, каких профессиональных высот удалось достичь.

Единственная особенность тут касается статуса пенсионера. Он в обязательном порядке должен быть официально неработающим и проживающим на территории сельской местности.

В этом году активно распространяется информация, что гражданам, родившимся в Советском Союзе в определенный период, а именно с 1950 по 1991 годы, полагаются допвыплаты. Так ли это, ответили консультанты Пенсионного фонда.

Что же с выплатами людям, рожденным в Советском Союзе?

Сведения о том, что граждане Российской Федерации имеют право на получение дополнительной финансовой поддержки от государства, если были рождены в период становления СССР, на самом деле являются фейком.

Эту информацию подтвердили и представители Пенсионного фонда, которые до сих пор не могут понять, кто и зачем мог пустить такую «утку», сильно расстраивающую потенциальных претендентов на получение денежных средств.

История с предполагаемыми выплатами людям, рожденным в Советском Союзе, в действительности повторяется практически каждый год. И ежегодно пенсионным консультантам приходится развеивать очередную порцию слухов.

Эксперты из экономической сферы предполагают, что сомнительные данные могут расползаться в узком кругу россиян с легкой подачи мошенников. Аферисты, которые не гнушаются никакими способами ради получения наживы, часто используют в качестве своего главного инструмента слабые знания граждан пенсионного законодательства и законов в целом Особенно часто их жертвами становятся пожилые люди.

Мошенники звонят с незнакомого номера, представляются сотрудниками банковской организации или Пенсионного фонда, рассказывают о возможности получить выплаты тем, кто родился во времена СССР. Только для перевода единоразового пособия следует предварительно:

*заплатить комиссию за услугу;

*назвать секретные комбинации карточки;

*проверить действительность банковского счета, отправив «для тренировки» определенную сумму на указанный счет.

В реальности настоящий сотрудник ПФ никогда так не поступит, поэтому граждан призывают не терять бдительности, особенно в карантинных условиях, когда доходы падают и хочется их повысить любым доступным способом.

Начисление средств из пенсионных накоплений: узнаем подробности

Вместо того чтобы верить сомнительным уловкам мошенников, россиянам, отправляющимся на заслуженный отдых, стоит уделить внимание изучению вопроса о начислении средств из пенсионных накоплений.

Точной суммы такой выплаты никто не назовет, так как у всех она индивидуальна. Ориентируются на то, как долго работник получал зарплату и какой она была.

Единственное исключение касается случаев, когда человек уже получает накопительную пенсию. При таком раскладе единовременная выплата ему не полагается.

Чтобы претендовать на пособие единоразового образца, необходимо выдержать самое главное условие – достичь определенного возраста. Речь идет о старом пенсионном пороге для мужчин и женщин. Его специально не стали менять для такого рода выплат просто потому, чтобы лишний раз не запутывать людей.

Получить начисление, как это ясно из его названия, получится только один раз, зато сумма обычно бывает значительной.

В большинстве случаев перевод средств в рамках действия программы предусматривает сотрудничество с государственным Пенсионным фондом.

Надбавка за старость: инициатива о снижении возраста пока еще на рассмотрении

Инициаторы из числа российских депутатов подали на рассмотрение новый проект закона, где речь идет о снижении возраста для получения надбавки за старость со стандартных 80 лет до 75 лет.

Главный аргумент для принятия закона – появление множества хронических заболеваний и необходимость получать дополнительный уход.

Обычно все средства, начисляемые по такой линии финансового обеспечения от государства, уходят у престарелых граждан именно на покупку лекарств и оплату труда того человека, который за ними ухаживает либо помогает по хозяйству. Закон пока не приняли, но он уже находится на рассмотрении.

Очень важно изучать нововведения по выплатам пенсий, перерасчетам, доплатам. Ведь любая копейка всегда пригодится. А прежде чем доводить взятую где-либо информацию касаемо любых пенсионных выплат до других, стоит узнать, правдиво ли всё было в ней написано/сказано, чтобы никто понапрасну не обнадеживался.

Советские граждане на заслуженном отдыхе не чувствовали себя изгоями в собственной стране




В середине июля 1956 года, как принято считать, в СССР ввели всеобщее пенсионное обеспечение. Но советскую пенсионную реформу с нынешней не сравнить. Пенсия в тот период рассчитывалась так. Если средняя заработная плата в рублях была до 50 рублей в месяц, то пенсия составляла 85% от зарплаты — 40 рублей. Если зарплата была 50 — 60 рублей в месяц, то пенсия составляла 75% от оклада — 42,5 рубля. Если зарплата была 60 — 80 рублей, то пенсия составляла 65% от утраченного дохода, то есть 45 рублей. В том случае, когда человек зарабатывал больше 100 рублей, то ему было положено содержание в размере 50% от заработка или 55 рублей.

Причем размеры пенсий советской элиты не были запредельными. В 1980-х члены Политбюро получали 500 рублей, кандидаты — 400, секретари ЦК -300 рублей. Для сравнения, военные пенсионеры ы СССР получали немногим меньше. Например, полковнику выплачивалась пенсия в размере 250 рублей, высшему звену — 300 и выше. Наконец, вполне «партийные» пенсии были у работников науки. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий: травма на производстве или профессиональное заболевание — 110% от зарплаты для I группы, 100% для II группы, 65% для III группы. Общее заболевание — I группа 100%, II — 90%, III — 45%.

А вот какими были пенсии простых советских граждан без всяких дополнительных пенсионных реформ. Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимальная пенсия, при условии высокой заработной платы и необходимого стажа, накануне развала СССР составляла 132 рубля.

Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы: за непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет — 10%, за общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам — 10%, за непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35−20%.

Что важно, пенсию по желанию граждан можно было рассчитать по последнему году работы, либо за любые пять лет предыдущего стажа.

В результате, рядовой советский гражданин вполне мог рассчитывать на пенсию до 150 рублей в месяц. Именно поэтому на советскую пенсию можно было безбедно жить и не ждать блага от новой пенсионной реформы.

Заметим, в СССР в 1932 году Центральный совет социального страхования, с подачи Иосифа Сталина, установил коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) 50% для большинства отраслей советской экономики. Грубо говоря, было принято решение: пенсия должна быть равна половине должностного оклада.

А что происходит сейчас? По данным Росстата, по итогам 2018 года коэффициент замещения составил 32,8%. Рекордным в новейшее время соотношение было в январе 2017-го: тогда благодаря единовременной денежной выплате в размере 5 тыс. руб. коэффициент заметно подскочил. Но потом все вернулась на круги своя: в январе 2019-го отношение стало 34%. Пенсионная реформа тоже ничего не даст.

Для власти такие цифры тем более неприятны, что в 2018-м Россия — после многолетних проволочек — ратифицировала 102-я конвенцию Международной организации труда (МОТ) по нормам социального обеспечения. Это означает, что мы должны поднять размер пенсии до 40% утраченного заработка. И чрезвычайно сомнительно, что к 2024 году обещанная Владимиром Путиным пенсия в 20 тысяч будет соответствовать этому критерию. Пенсионная реформа приведет к еще большему обнищанию.

— В СССР в 1980-е коэффициент замещения значительно превышал 40% (норматив, установленный МОТ, — «СП»), — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Приведу некоторые данные по пенсиям РСФСР. Замечу, что я лично рассчитывал коэффициент замещения, пользуясь сборником «Народное хозяйство РСФСР», изданным Госкомстатом СССР в 1990 году. Итак, в 1980 году коэффициент замещения средней пенсией среднего заработка был 37%, в 1985 — 41%, в 1987 — 40,7%. Потом в СССР началась инфляция. В 1988-м коэффициент снизился до 38%, в 1989-м — до 37,5%.

Однако глубокий непрофессионализм — считать, что благосостояние пенсионера в СССР исключительно пенсией определялось. Например, нынешние либералы не понимают советскую пенсионную систему. В которой, помимо собственно пенсии, были еще льготы и выплаты из общественных фондов потребления.

Так вот советские пенсионеры, сохранившие связь со своим предприятием, эти выплаты и льготы получали. И на предприятии, и в районе, а некоторые — на союзном уровне, если у них была персональная пенсия.

«СП»: — Как это выглядело в цифрах?

— Вот цифры — округленно — по выплатам из фондов общественного потребления в год. 1980 год — 500 рублей на человека, 1985 — 600 рублей, 1986 — 620 рублей, 1987 — 640 рублей, 1988 — 700 рублей, 1989 — 760 рублей.

При этом пенсионеры часто получали льготы из общественных фондов потребления даже в большем объеме, чем работающие. Пенсионеру чаще давали санаторно-курортную путевку, его внукам чаще давали путевку в пионерлагеря. Пенсионер чаще мог пользоваться заводским столом заказов, для них были специальные магазины типа «Ветеран». Наконец, у пенсионера могла быть льготная запись на получение дачного участка.

Словом, общественные фонды потребления в СССР давали существенную прибавку — и к пенсиям, и к зарплатам. Чтобы вы представляли, о чем речь, назову и цифры по зарплатам.

1980 год — 178 рублей, 1985 — 201 рубль, 1986 — 207 рублей, 1988 — 216 рублей, 1988 — 235 рублей, 1989 — 260 рублей. Это средняя зарплата по народному хозяйству РСФСР.

А вот пенсии по возрасту: 1980 — 65 рублей, 1985 — 83 рубля, 1986 — 85 рублей, 1987 — 88 рубле, 1988 — 90 рублей, 1989 — 100 рублей.

«СП»: — Что получается в сравнении зарплат, пенсий и дополнительных выплат?

— Возьмем 1989 год. Зарплата — 260 рублей. Пенсия — 100 рублей, плюс почти 70 рублей из общественных фондов потребления. Ну и как вам такое сравнение, разве это плохо?

Добавьте, что советская экономика была экономикой очереди. То есть, было все — но не всегда, не для всех, и не сразу. Вот это «не сразу» и говорило: прежде чем что-то получить, сперва отстой очередь.

Так вот, пенсионер, имея свободное время, имел большое развлечение — он шел в очередь. Но для него очередь была льготная — по ветеранскому удостоверению. Поэтому пенсионер в советское время очень часто был кормильцем семьи. Он, может быть, немножко меньше получал денег, но имел больше возможностей превратить эти деньги в товар.

Этот факт — что пенсионеры в СССР имели прибавку из фондов общественного потребления — нынешними либералами часто замалчивается. Как и факт, что пенсионеры и ветераны имели преимущественный доступ к этим фондам — им как бы компенсировали отсутствие зарплаты.

Плюс, у них было право на работу. Но с одним условием: денежная пенсия, плюс зарплата, не должны были превышать 200−220 рублей.

«СП»: — Пенсионная система в СССР была преемником дореволюционной системы?

— Нет, так сказать нельзя. Дореволюционная пенсионная система — это эмитарные кассы, которые очень выборочно обслуживали население, и касались, в основном, служащих госорганов.

Советская пенсионная система с 1933 года была отраслевая — вводилась в промышленности, но только в ведущих отраслях. Плюс среди чиновничества. А с 1956 года она была распространена на всю промышленность. Но на сельское хозяйство пенсионная система была распространена только в начале 1960-х Никитой Хрущевым.

Так что нельзя говорить, что в 1956-м пенсионная система в СССР стала всеобщей — сельское население тогда составляло 50% от всего населения страны. Но эта система, бесспорно, была более справедливой, чем нынешняя.

— Пенсий, которые получали пенсионеры в СССР, вполне хватало на нормальную жизнь, — говорит декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Даже минимальной пенсии в 50−60 рублей хватало, чтобы человек не просто не голодал, но и мог время от времени позволить себе некоторые бонусы. «Полная» же советская пенсия вполне была сопоставима со средней зарплатой в стране. А некоторые — например, военные — получали очень большие пенсии, и считались людьми вполне обеспеченными — по советским меркам.

Так что нынешняя пенсия — даже если брать ее лучший, московский вариант, — до советской никак не дотягивает. Ни с точки зрения социального обеспечения, ни с точки зрения благополучия.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





Давайте разберемся с тем, что представляют собой пенсионные баллы, полагаются ли они тем, кто работал в СССР, а также как правильно рассчитываются. Помимо этого, будет полезно узнать, как получить эти баллы и есть ли трудности с этим.

Есть ли пенсионные баллы за советский стаж?

Есть ли пенсионные баллы за советский стаж? Да. Подобное понятие ввели в 2015-ом году. Пенсионные баллы созданы для упрощения процесса подсчета пенсий, но если не разобраться в деталях, то кажется, что все очень сложно.

Следует знать! Когда любой человек выходит на пенсию, ему для назначения пенсии необходимо предоставить доказательства (они обязательно должны быть письменными) того, что у него имеется трудовой стаж. Доказательная база должна содержать сведения о длительности и характере работ, размере заработной платы и некоторые другие показатели, которые могут понадобиться в индивидуальном порядке.

Подсчет пенсионного стажа осуществляется по-разному в зависимости от периода:

  • до 1991-го года (это советский стаж);
  • с 1991-го до 2001-го года (стаж называют постсоветским);
  • с 2002-го до 2014-го года (период до ввода балльной системы);
  • с 2015-го года по настоящее время (период после введения балльной системы).

Во времена СССР и вплоть до 2001-го года включительно все сведения содержалась на бумаге, которая часто приходила в негодность. По сути, вся информация была внесена в трудовую книжку. Если она была утрачена, то восстановить данные не получится. В 2002-ом году были введены страховые взносы в ПФРВ, которые упрощали процедуру выяснения стажа. Очевидно, что в рабочий стаж учитывали исключительно ту работу, которая зарегистрирована официально.

Изначально один пенсионный балл составлял 64,10 рубля. Далее с учетом инфляций и увеличений прожиточного минимума его стоимость постепенно роста. На конец 2018-го года один пенсионный бал соответствовал 81,49 рубля. В феврале 2019-го года планируется очередное повышение. В целом принцип понятен: денежное исчисление балла увеличивается в соответствии с инфляционными процессами в государстве.









Какие способы подтверждения трудового стажа советского периода существуют сегодня?

Есть несколько возможностей, позволяющих гражданам удостоверить тот факт, что они располагают необходимым трудовым стажем советского периода. К таковым относятся:

К сожалению, на практике найти подтверждение трудоустройства и платежей за столь позднее время крайне сложно, но попытаться все-таки стоит, поскольку это даст дополнительную прибавку к пенсии.


Особенности начисления основных и дополнительных баллов

Особенности начисления основных и дополнительных баллов нужно знать каждому пенсионеру. В настоящее время размер страховой пенсии зависит от следующих показателей:

  • индивидуального, предполагающего наличие трудового стажа, имеющихся баллов и т. д.;
  • фиксированной выплаты, сумма которой определена законодательно.

В расчете нет никаких сложностей, и ниже мы разберем, как правильно считать будущую пенсию.

Учитывайте, что есть и такое понятие, как дополнительные пенсионные баллы. Они могут быть предоставлены:

  • лицам, проходившим срочную воинскую службу, – 1,8 балла;
  • лицам, ухаживающим за пожилым человеком (старше 80 лет) или инвалидом, – 1,8 балла;
  • родителю, ухаживающему за ребенком до полутора лет, – 1,8 балла;
  • родителю, ухаживающему за двумя детьми, – 3,6 балла;
  • родителю, ухаживающему за тремя и более детьми, – 5,4 балла.

Другими словами, если вы подпадаете под одну из вышеназванных категорий, вы можете претендовать на дополнительные баллы.


Как учитывается?

В Федеральный закон о страховых взносах были внесены поправки после проведения пенсионной реформы 2010 года. Новый перерасчет увеличивает размер пенсии. С этого момента производится валоризация выплат.

Валоризация значительно улучшила материальное положение пенсионеров. Реформа направлена на улучшение обеспечения пенсионеров и их социальной защиты.

К страховой пенсии относятся начисления и надбавки. Для каждого гражданина перерасчёт делается индивидуально.

Включаются в страховой стаж:

  • годы службы в армии;
  • предоставленный отпуск по уходу за детьми;
  • время получения пособия в связи с безработицей.

Все пенсионеры получают надбавки за годы, отработанные в советское время. Это происходит автоматически, нет необходимости лично посещать Пенсионный фонд.

Валоризация применяется к тем, кто работал до 2002 года. Уже находящимся на пенсии или тем, кто собирается стать пенсионером. Им будут начислены десять процентов к общей сумме и 1 % за каждый отработанный год. Пенсионный капитал составляют на основании зарплаты и стажа. Он увеличен с помощью валоризации.

Пошаговый алгоритм расчета пенсионной надбавки

Пошаговый алгоритм расчета пенсионной надбавки за работу в советское время предельно прост. Чтобы перевести советский трудовой стаж в баллы, нужно учесть:

  • длительность труда до 1991-го года;
  • длительность труда с 1991-го до 2002-го года;
  • размер среднемесячной зарплаты до 2002-го года.

Если вы знаете вышеназванные факторы, то узнать с помощью калькулятора, сколько дадут баллов, руководствуясь специальной формулой, несложно. Итак, подсчет делается так:

  1. Определите свой коэффициент. Для женщин, которые работали в СССР менее 20 лет, и мужчин, работавших менее 25 лет, коэффициент составляет 0,55, если более 20 лет для женщин и 25 лет для сильной половины человечества – 0,55 умноженный на 0,1 (другими словами, дополнительные баллы идут за каждый проработанный год свыше установленной нормы). Итоговый коэффициент не может быть более 0,75. Если при расчете будет большее значение, то за основу все равно будет взято 0,75.
  2. Расчет среднемесячной зарплаты за период работы в советское время и ее перевод в среднемесячную за тот же период в РФ. Формула простая: А (коэффициент среднемесячного заработка) = В (размер зарплаты за работу в СССР) / С (показатель среднемесячной зарплаты в РФ за тот же период). Полученное значение не должно быть выше 1,2. Исключение делается только для жителей Крайнего Севера и районов, которые к нему приравниваются. Во всех остальных случаях максимальный коэффициент – 1,2, даже если по расчетам он больше.
  3. Расчет величины пособия проводится по формуле: А (величина пенсионной выплаты на 2002-ой год) = В (коэффициент рабочего стажа) * С (соотношение среднемесячной зарплаты) * 1671 (такой размер среднемесячной зарплаты в РФ в период с 1 июля 2001-го по 30 сентября 2001-го года) – 450 (это базовая стоимость трудового пособия с 2002-го года).
  4. Вычисление показателя валоризации. Он рассчитывается с учетом того, что минимальный показатель пенсии – 660 рублей. Формула расчета следующая: А (показатель разового увеличения) = В (расчетный размер пенсионного обеспечения на 2002-ой год) * (0,1 + 0,01 * период работы до 1991-го года).
  5. Расчет пособия на 2015-ый год. Необходимо руководствоваться следующей формулой: А (размер пенсионных начислений) = (В (показатель расчетной пенсии на 2001-ый год) + С (показатель валоризации)) * 5,6148 (размер индексации общей суммы страховых взносов.
  6. Подсчет ИПК за период работы в СССР. Руководствуйтесь формулой: А (число личных коэффициентов) = В (размер части страховых выплат до 2002-го года) / 64,1 (величина одного коэффициента на 2015-ый год).


Помните! Расчету подлежит весь алгоритм поэтапно. Результатом станет подсчет ИПК за советское время.

Семейный консультант

В настоящее время на пенсию выходят граждане имеющие стаж работы в советский период и в период первого десятилетия после развала СССР.

Когда граждане обращаются в Пенсионный фонд за назначением страховой пенсии по старости, специалист ПФР проверяет наличие у них двух видов стажа работы. Во-первых, наличие страхового стажа работы в период после 1 января 2002 года, чтобы определить имеется ли у гражданина право на страховую пенсию. Во-вторых, продолжительность общего трудового стажа, чтобы оценить пенсионные права застрахованного лица по состоянию до 1 января 2002 года.

Кроме этого проверяется наличие у гражданина необходимого количества пенсионных баллов.

Получение права на страховую пенсию по старости зависит от года, в котором гражданин обращается за назначением пенсии.

Для оценки пенсионных прав, приобретённых гражданином за работу в советский период и в период 1991-2002, в общий трудовой стаж включаются периоды работы, перечень которых исчерпывающе приведен в п.3 ст.30 закона №173-ФЗ. Оценка пенсионных прав осуществляется путем их преобразования (конвертации) в расчетный пенсионный капитал по формуле провиденной статье 30 закона о трудовых пенсиях.

В общий трудовой стаж работника включаются периоды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, происходившей до 1 января 2002 года ( в том числе и советский период), в течение которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию, в их суммарной продолжительности, а так же периоды временной нетрудоспособности и получения пособия по безработице. Исчисление продолжительности этих периодов производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. Однако период прохождения венной службы по призыву включается в трудовой стаж из расчета 1 день службы за два дня работы, а период нахождения в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане учитывается в общем стаже как 1 месяц службы за 3 месяца трудового стажа.

Рекомендуем прочесть: Проезд по автобусной полосе 31 декабря 2020

Периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к КС, имевшие место до 2002 года учитываются как 1 год работы за полтора.

Сколько стажа и баллов нужно для выхода на пенсию в 2020 году?: 2 комментария

  1. Ирина
    :

03.12.2019 в 17:43

Издеваются над людьми. Люди не доживают до этой пенсии.

Выбрашенные

13.03.2020 в 19:51

Всё правильно просто кинули людей. Как быть тем которые остаются вообще без работы?У многих людей 1970-1976 годов рождения уже сейчас есть по 15-25 лет стажа, и могли бы так же спокойно уйти на пенсию, как и 1968 года рождения у такой категории граждан и такого стажа нет, а так как возраст имеют права на назначении пенсии. Полный без предел. Как достучаться до наших правителей, что бы уже остановили эту никому не нужную реформу. Люди и сейчас хотят хоть как то существовать.

Читайте также: