План работы спортивно кружка с пенсионерами

Организовать досуг для пожилых людей не так просто. Очень важно, чтобы человек сохранял возможность развиваться, мог общаться со сверстниками, занимался самореализацией, поддерживал приемлемый уровень физической активности. Для решения всех этих задач существуют разнообразные курсы, клубы и кружки по интересам.


В любом возрасте нужно сохранять бодрость духа

Как это организовано в европейских странах

Первые клубы по интересам для пожилых людей появились в таких европейских странах, как Швеция, Норвегия, Германия, Испания. В городах проводятся различные мероприятия, направленные на приобщение пенсионеров к технологиям, создается подходящая инфраструктура.


Самое время для путешествий!

Также создаются психотерапевтические группы, проводятся тренинги. Пожилые люди путешествуют, посещают разнообразные курсы, следят за современными тенденциями в организации питания, моде, гаджетах.

Кружки по интересам в России

После выхода на пенсию противопоказано оставаться в одиночестве, чтобы не ощущать себя ненужным, бесполезным. Самое время начать общение с окружающими в новых условиях, уже с позиции жизненного и профессионального опыта, а также вновь возникших интересов.

Важно! В пожилом возрасте можно не только обучать, но и учиться новому!

Различные организации, занимающиеся досугом пенсионеров, ставят перед собой решение следующих задач:

  1. Оказание социальной помощи пожилым людям.
  2. Медико-социальная поддержка.
  3. Обеспечение функционирования просветительских программ.
  4. Организация досуга в разнообразных формах.

Интересен тот факт, что зачастую в клуб или кружок входит небольшое количество человек, это позволяет создать семейную, уютную атмосферу, сделать общение более доверительным. Но клубы все же взаимодействуют между собой, участвуют в совместных общественных мероприятиях.

Интересные направления деятельности

Досуг пенсионеров можно организовать в зависимости от интересов, а именно:

  1. Ремесло и ручная работа. Это могут быть разные формы рукоделия, шитье, вязание, фотография, столярные работы. Результаты деятельности в рамках такого клуба можно представлять на выставках.
  2. Выращивание цветов, овощей, кустарников и деревьев. Если у человека нет своего сада или огорода, то такие занятия станут приятной отдушиной.
  3. Образовательные кружки, в рамках которых проводятся лекции, семинары. Посещение такого рода занятий позволит оставаться в курсе современных веяний в области науки и техники.
  4. Художественная самодеятельность. Это драмкружки, самодеятельный театр, занятия вокалом, танцами, обучение игре на инструментах, живопись, скульптура.
  5. Экскурсионные кружки. В рамках занятий люди посещают экскурсии, выставки, музеи. И не обязательно только в своем городе, возможны и поездки в другие интересные места.
  6. Спортивные кружки. Занятия лечебно-оздоровительной гимнастикой помогают укрепить и сохранить здоровье и бодрость духа.
  7. Настольные игры — шахматы, шашки, домино и многие другие, включая довольно популярные — Эрудит, Монополия, Крокодил, Стикеры, настольные футбол и хоккей. Это не только не позволяет “закиснуть” мозгу, но и помогает от души повеселиться.
  8. Курсы компьютерной грамотности. На них пожилым людям помогают осваивать новые технологии, работать с компьютерами, смартфонами и другими новомодными устройствами.









Спектр возможных занятий весьма разнообразен. И не всегда кружки и клубы создаются социальными организациями, иногда активные пенсионеры и у себя дома собирают не менее активных друзей, вместе занимаются рукоделием, ходят на рыбалку, посещают концерты и делают все то, что пожелает душа.

Груздева Татьяна
Программа организации досуговой деятельности пожилых людей на базе комплексного центра социального обслуживания населения

Выход на пенсию для многих людей пожилого возраста становится фактором, который приводит к значительным переменам в жизни. С этого момента дни человека больше наполнены одиночеством, на фоне которого часто случаются депрессии. До пенсии люди заняты на работе и живут в постоянном ритме, а после завершения активной трудовой деятельности у них неожиданно появляется много свободного времени. Такая перемена вызывает растерянность и непонимание, чем занять освободившееся время. В связи с этим возникает логичный вопрос, как организовать досуг пожилых людей?

Досуг пожилых людей направлен на поднятия настроения, ощущения радости и получения удовольствия. Пенсионеры проводят досуг для того, чтобы отдохнуть от повседневной суеты, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, заняться творчеством и найти друзей по интересам.

Досуг граждан пожилого возраста состоит из:

1) активной деятельности, когда пожилые люди продолжают свою трудовую деятельность (часто – на полставки, занимаются ведением домашнего хозяйства, работой в саду и в огороде, имеют свое хобби, посещают культурные мероприятия, путешествуют, занимаются художественной самодеятельностью и так далее;

2) пассивной деятельности, которая включает в себя чтение книг и газет, просмотр телепередач, общение и так далее.

Досуг играет особо важную роль в жизни пожилых и престарелых людей, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. Также это необходимо для одиноких пенсионеров, чтобы заполнить свое свободное время.

Досуговая деятельность пожилых людей включает:

- занятия художественным, прикладным творчеством;

- принятие участия на праздниках, викторинах, конкурсах, фестивалях;

- спорт, танцы, экскурсии, активные игры;

- деловые, логические, интеллектуальные игры и занятия;

- спокойный пассивный отдых (чтение книг, просмотр телевизора, слушание радио и т. д.).

Следует выделить группы потребностей в досуговой деятельности пожилых людей:

1. Потребность восстановления жизненных сил людей пожилого возраста (прогулки на воздухе, вечера отдыха для пенсионеров);

2. Развитие интеллектуальных способностей, повышение эрудиции (чтение книг, просмотр научных передач, освоение новых языков, экскурсии);

3. Развитие духовных сил, умений и активной творческой деятельности (работа на приусадебном участке, на даче, прикладные мероприятия, природно-экологические занятия);

4. Потребность в общении (клубная работа, кружки по интересам, творческие группы, вечера встреч).

Особое значение досуговой деятельности состоит в том, чтобы интегрировать индивидов, группы в ту досуговую деятельность, которая поможет пожилым людям корректировать, улучшать или сохранять определенный статус. В особенности усиливает силы личности деятельность, которая устремлена не на потребление, а на создание материальных и духовных благ и отдачу результатов своего труда другим людям.

Таким образом, правильно организованный досуг помогает человеку общаться в социуме, проявлять свой творческий потенциал и поверить в свои силы. Это способ поддержания интереса к жизни, укрепление социальных связей, создание условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения, к которым относятся члены клуба "Мечта".

Цель программы:

Повышение социальной активности, расширение круга общения, укрепление здоровья, повышение жизненного тонуса пожилых людей.

Задачи программы:

1. социализация граждан пожилого возраста;

2. приобщение пожилого человека к полноценной жизни, наполненной новым смыслом и эмоциями;

3. создание дополнительных возможностей для улучшения жизни пожилых людей;

4. продление активного долголетия.

Члены клуба "Мечта" (граждане пожилого возраста, проживающие в Седельниковском районе).

март 2020 г – март 2021 г

По итогам реализации программы ожидается значительное изменение ситуации среди пенсионеров, в частности, среди лиц, недавно вышедших на пенсию.

- ожидается рост удовлетворенности достигнутыми личными результатами;

- духовное и физическое развитие личности через знакомство с культурой, оздоровительным влиянием природных факторов на организм человека;

- повышение уровня социальной адаптации пожилых людей и упрочение социальных связей;

- обеспечение более широкого доступа пожилых людей к просветительским, информационным и развлекательным программам, современным информационным технологиям;

- повышение роли граждан старшего поколения в общественной жизни.

Основные направления программы:

Заседание клуба проходит в последнюю пятницу каждого месяца и состоит из 4 блоков:

1 блок – психологический (занятие в сенсорной комнате);

2 блок – поздравительный;

3 блок – информационно-культурно-просветительский;

4 блок – чаепитие.

План реализации программы:

№ п/п Название мероприятия Сроки проведения

1. 1. Знакомство с сенсорной комнатой.

2. Поздравление с днем рождения (Пенкина Т. Ф, Рыжакова Т. И).

3. Дискуссионный час с элементами тренинга "Эликсир молодости".

4. Чаепитие. Март

2. 1. Занятие "Защита организма от стресса".

2. Мастер-класс "Дорого яичко ко Христову Дню!".

3. Чаепитие. Апрель

3. 1. Поздравление с днем рождения (Никифорова Ф. И).

2. Посещение драматического театра в г. Тара. Май

4. 1. Поздравление с днем рождения (Вейберт Т. С).

2. Выезд на о. Шаталовское "День здоровья". Июнь

5. 1. Занятие "Релаксация".

2. Поздравление с днем рождения (Медвецкая Г. М, Шабалина Л. М, Сластникова В. Е (70 лет).

3. Виртуальное путешествие в молодые годы, посвященное "Дню семьи, Любви и Верности".

4. Чаепитие. Июль

6. 1. Занятие "Цветотерапия".

2. Мастер-класс "Техники оздоровления организма".

3. Чаепитие. Август

7. 1. Занятие "Отдых".

2. Поздравление с днем рождения (Белохвостова В. Н, Иванова Н. Г, Концевая А. А, Казлитина М. В).

3. Творческая мастерская "Декупаж".

4. Чаепитие. Сентябрь

8. 1. Занятие "Как справиться с негативными эмоциями и снять напряжение".

2. Поздравление с днем рождения (Азевич Е. С, Антакова Л. И (65 лет, Попиральчик Г. В).

3. Мероприятие в рамках Дня пожилого человека "Мои года – мое богатство".

4. Чаепитие. Октябрь

9. 1. Занятие "Активизация внутренней энергии".

2. Мероприятие в рамках Дня Матери "Свет материнства – свет любви".

3. Чаепитие. Ноябрь

10. 1. Поздравление с днем рождения (Сидорина В. В (70 лет, Сухотская Н. П (65 лет).

2. Праздничное мероприятие "Новогодний марафон".

3. Чаепитие. Декабрь

11. 1. Занятие "Энергетическое очищение".

2. Поздравление с днем рождения (Евсеева М. В).

3. Досуговое мероприятие "Святочные посиделки".

4. Чаепитие. Январь

12. 1. Занятие "Музыкотерапия".

2. Поздравление с днем рождения (Тихонова К. Н).

3. Литературно-музыкальная гостиная.

4. Чаепитие. Февраль

13. 1. Занятие "Расслабление и релаксация".

2. Поздравление с днем рождения (Пенкина Т. Ф, Рыжакова Т. И).

3. Досуговое мероприятие "Масленичные гуляния".

4. Чаепитие. Март

п\п Должность Вид деятельности

1 Психолог Проведение тренингов, занятий в сенсорной комнате, бесед, разработка информационного материала

2 Специалист по социальной работе Разработка программы и проведения мероприятий, разработка информационного материала

Критерии оценки успешности реализации проекта:

- нормативно-правовое обеспечение проекта;

- кадровое обеспечение проекта;

- социальная значимость;

- рост индивидуальных достижений участников проекта;

- повышение степени социальной удовлетворенности.

Методы и формы реализации проекта:

- проведение мероприятий по разработанной тематике (ви, тематические встречи, беседы, тренинги, мастер-классы);

- выезды на природу и по культурным местам.

«Мы славим седину». Мероприятие, посвящённое Международному Дню пожилых людей Цель: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Ведущий. Добрый день, дорогие наши гости - бабушки и дедушки! Мы рады, что вы.


Фотоотчет о празднике «День пожилых людей» Вот и наступила осень,а с ней и череда осенних праздников. Одним из таких праздников является,праздник "День пожилых людей. "У нас в детском.


Фотоотчет «Международный день пожилых людей» Фотоочерк «Международный день пожилых людей»! Елена Владимирова. Ежегодно 1 октября отмечается праздник. "День пожилого человека"! Этот.


Фотоотчет «Как ребята из «Детствограда» пожилых людей поздравляли» 1 октября – День пожилого человека. Сегодня наши ребята из Детствограда побывали на «Хобби-фестивале «И с каждой осенью я расцветаю вновь».


Отчет о работе по Месячнику пожилых людей В октябре наша страна праздновала международный День пожилого человека, в связи с этим Администрация г/о Саранск Департамент по социальной.

Сценарий хакасского праздника почитания пожилых людей «Хуртуях ай» Праздник «Хуртуях ай» Цель: Знакомить детей с праздником «Хуртуях ай» - день почитание пожилых людей. Возрождать культуры общения бабушек.

Сценарий «Праздник пожилых людей» в подготовительной к школе группе Звучит аудиозапись песни «Бабушки-старушки», муз. В. Добрынина, сл. С. Осиашвили. Бабушки входят в зал и садятся на почетные места, гости,.

Сценарий праздничного концерта, посвященного Международному Дню пожилых людей Ход праздника 1 Ведущий: Сегодня день особенный, как много в нем улыбок, Подарков и букетов и ласковых «Спасибо!» Чей этот день? Ответьте.

МБОУ ООШ ст. Черноярской.

Моздокского района РСО-Алания.

на педагогическом совете

от «__» _____ 2016 г

зам. директора по УВР

«__» ___________ 2016 г

директор МБОУ ООШ

«___»____________ 2016 г

спортивного кружка «Непоседы».

Учебный год: 2016-2017

Учитель: Ухарская Л.В.

(руководитель Ухарская Л.В.)

Пояснительная записка.

В формировании здоровой, физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение имеют спортивные кружки.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Данная программа ориентирована, прежде всего, на создание условий, необходимых для реализации и адаптации детей, создание живительной атмосферы, помогающей развитию и воспитанию ребенка.

Данная программа составлена на основе учебной программы по предмету «физкультура» с учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Учебное время по видам подготовки распределено таким образом, чтобы текущие темы совпадали с годовым планированием уроков физкультуры, что дополнительно стимулирует учащихся к занятиям и повышению уровня подготовки по тому или иному разделу.

Программа спортивного кружка рассчитана на учащихся 6-7 лет. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, участие во внутришкольных соревнованиях.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Время, отведённое на обучение составляет 34 часа из расчёта 1 раза в неделю. Практические занятия составляют основу программы и отвечают требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников.

Работа кружка предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.

По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Чтобы двигательная активность доставляла радость ребенку, нужно, чтобы она была организована незаметно, без напряжения для него. Поэтому она в первую очередь должна быть разнообразной.

В группе занимаются и мальчики и девочки. Количественный состав до 20 учащихся. Это позволяет уделить внимание каждому ребенку и дать им полный объем знаний и умений, предусмотренных программой.

Набор в группы осуществляется на желании ребенка заниматься в кружке. В процессе занятий спортивного кружка совершенствуют умение управлять своими движениями, развивают навыки в быстром и экономном передвижении, преодолении препятствий, гармоническому развитию детей.

Занятия в спортивном кружке имеют большое оздоровительное значение. Занятия, как правило, проводятся на свежем воздухе. Упражнения требуют динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.

Программа ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен.

Программа направлена на укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям спортом, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.

Цель проведения спортивного кружка в школе – здоровьесбережение, здоровьеподдержание и здоровьеформирование, совершенствование всех функций организма, укрепление нервной, сердечнососудистой, дыхательных систем, опорно-двигательного аппарата. Повышение сопротивляемости организма человека неблагоприятным влияниям внешней среды, расширить кругозор и познавательный интерес учащихся, организовывать содержательный досуг.

Цель программы: - укрепление здоровья учащихся;

-привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

- включение детей в совместную деятельность через подвижные игры.

Программа предусматривает ориентацию реализующих её педагогов на следующие цели:

• во-первых, способствовать освоению подростками ос­новных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе, в первую оче­редь это нормы ведения здорового образа жизни, нормы сох­ранения и поддержания физического, психического и соци­ального здоровья;

• во-вторых, способствовать развитию позитивного отно­шения подростков к базовым ценностям современного рос­сийского общества — в первую очередь к таким ценностям, как человек, здоровье, природа, труд, семья, Отечество;

• в-третьих, способствовать приобретению школьниками нового ценностно-окрашенного социального опыта, на осно­ве которого они смогли бы в будущем выстраивать собствен­ное социальное поведение.

В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:

• мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;

• формирование и развитие подростковых общностей и коллективов, совместно участвующих в спортивно-оздоро­вительной деятельности;

• обучение подростков способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;

• помощь подросткам в осуществлении ими самостоятель­ного планирования, организации, проведения и анализа наи­более значимых для них дел и проектов спортивно-оздорови­тельной направленности.

Задачи , которые должны быть решены введением занятий спортивного кружка в школе:

1. Укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости.

2. Обучение жизненно-важным двигательным навыкам и умениям.

3. Воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и

4. Привитие необходимых гигиенических навыков и умений.

5.Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.

6. Снятие умственной усталости;

7. Удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке в целях снижения гиподинамии;

8. Воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде.

9. Способствовать расширению кругозора учащихся;

10. Содействовать взаимодействию взаимопониманий;

11. Развивать умения ориентироваться в пространстве;

12. Создавать условия для проявления чувства коллективизма;

13. Развивать активность и самостоятельность;

14. Активизировать двигательную деятельность детей;

Курс спортивного кружка в нашей школе будет осваиваться на принципах:

- реализации желания детей заниматься конкретными видами спорта,

- комплексном подходе к укреплению и сохранению здоровья учащихся,

- постепенном усилении физической и мышечной нагрузки,

- разнообразной физической деятельности учащихся,

- преемственности урочных и внеурочных работ.

Занятия общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.

Каждое практическое занятие состоит из трёх частей:

- подготовительная (строевые упражнения, ходьба, бег, ОРУ).

- основная (акробатические упражнения, упражнения из разделов лёгкой атлетики, подвижные и спортивные игры, эстафеты).

-заключительная (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов, домашнее задание).

Ожидаемый результат.

В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:

- повысить уровень своей физической подготовленности; приобрести навыки и умения по изучаемым видам спорта;

- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия

- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;

- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;

- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ- это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.

Ожидаемый результат:

-укрепление здоровья детей, формирование у них навыков З.О.Ж.

-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр

-развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств

-формирование у детей уверенности в своих силах

-умение применять игры в самостоятельных занятиях

- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;

Уровень результатов

Виды внеурочной деятельности.

Приобретение социальных знаний

Формирова­ние ценност­ного отноше­ния к соци­альной реальности

Получение опыта само­стоятельного общественного действия

Занятия спор­тивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах

Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции

Спортивные и оздоровительные акции школь­ников в окружающем школу социуме

Подведение итогов занятий проводится в форме спортивных игр и состязаний по нормативам Всероссийской спортивной квалификации.

Подведение итогов работы спортивного кружка организуется, в дни зимних, весен­них и в начале летних каникул в форме школьных состязаний.

Подведение итогов работы на каждом этапе организуется как общешкольный праздник с вручением наград — грамот, дипломов, спортивных званий и почётных знаков, памятных подарков и т. п.

Содержание программы

Вводное занятие: Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями.

Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).

Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.

Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия). Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

Упражнения из гимнастики и лёгкой атлетики.

Разные виды ходьбы: обычная, на носках, на пятках, прогнувшись, с высоким подниманием бедра, на внутренней и наружной стороне стопы, в полу- и полном приседе, спиной вперёд, приставным шагом, с изменением направления, с преодолением препятствий,

Строевые упражнения: расширение представлений о пространстве - слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом, друг за другом, через одного; построение в колонну, шеренгу, в круг, размыкание и смыкание, повороты, расчёт на месте.

Упражнения в равновесии: ходьба по скамейке с различными положениями рук, ходьба с предметами и с заданиями, повороты в полуприседе, продвижение вперёд с закрытыми глазами.

Бег: обычный, широким шагом. С высоким подниманием коленей, с захлёстыванием голеней назад, с выбрасыванием прямых ног вперёд, спиной вперёд, с изменением направлений, в разных построениях, с дополнительными заданиями, челночный бег. Бег со старта.

Прыжки: в длину с места, на одной ноге, многоскоки, через скакалку.

Метание: на дальность, в цель.

Акробатические упражнения: кувырки, стойка на лопатках.

ОРУ: без предметов, с гимнастической палкой, с обручем, со скакалкой, с теннисными мячами, с в/б мячами, прыжковые упражнения, упражнения на гибкость, на гимнастической скамейке.

Подвижные игры.

Построения и перестроения .

2. «Музыкальная змейка».

3. «Слушай сигнал».

4. «Точный поворот».

5. «Мы весёлые ребята»

7. «У ребят порядок строгий»

8.«Быстро по местам!»

Упражнения с ходьбой и бегом .

1. «К своим флажкам».

4. «Быстрый рывок».

5. «Третий лишний».

6. «Команда быстроногих».

8. «Перемена мест».

9. « У медведя во бору»

11. «Салки простые»

12. «Салки со спасением»

13. «Птица без гнезда»

Упражнения с движением рук, ног, туловища.

2. «Запрещенное движение».

Упражнения с прыжками.

1. «Прыгающие воробушки».

2. «Зайцы в огороде».

3. «Прыжки по полоскам».

6. «Чемпион по прыжкам»

Упражнения с метанием.

1. «Кто дальше бросит».

2. «Точный расчёт».

4. «Охотники и утки».

Спортивные игры.

Упражнения с ловлей, бросками, передачей и ведением мяча.

2. «Мяч в корзину».

Игры на внимание:

2. «Угадай, чей голосок»

Национальные игры.

3.Уарчъхассач (Жмурки - носильщики)

4.Ардын ама фат (Лук и стрела)

5.Уахскузай асхат (Метание с плеча)

6.Бынай асхат (Метание снизу)

9.Адыгейская народная игра «Защитник».

10. Алтайская народная игра «Здравствуй, догони!».

11. Башкирская народная игра «Липкие пень ки».

12. Бурятская народная игра «Иголка, нитка, узелок».

13. Дагестанская народная игра «Достань шапку».

14. Ингушская народная игра «Игра в баш ню».

15. Кабардино-балкарская народная игра «Повелитель лунки» и др.

Тематический план

Наименование темы

Кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Вводное занятие

Игры с бегом, прыжками и метанием.

Игры с элементами гимнастики.

Игры с ловлей и передачей мяча.

Игры с бегом, метанием и прыжками.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1. «Музыкальная змейка».

2. «У ребят порядок строгий»

1. «Мы весёлые ребята»

2.Разновидности игры «Пятнашки»

1. «Слушай сигнал».

3. «Караси и щука»

1. «Точный поворот».

2. «Быстрый рывок».

4. «Команда быстроногих».

1.«Быстро по местам!»

2.« Горелки с платочком»

3.«К своим флажкам».

1.«Салки простые», «Салки со спасением»

3. «Запрещенное движение».

1. «Перемена мест».

3. «Птица без гнезда»

4. «Зайцы в огороде».

1. «Перемена мест».

3. «Птица без гнезда»

4. «Зайцы в огороде».

Инструктаж по ТБ на занятиях с элементами гимнастики.

2.« У медведя во бору».

4. «Эстафеты с чехардой»

3. «Слушай сигнал»

1.Эстафета «Переправа в обручах»

2. «Угадай, чей голосок»

4. «Запрещённое движение»

3.«Эстафета со скакалкой»,

1.«Эстафета с переноской груза»

2.«Защита башни». Осет. нац. игра, перетягивание каната

1. «Догадайся без слов»

2.«Эстафеты с гимнастическими элементами»

3. «Комбинированная эстафета»

1.« Третий лишний»

Инструктаж по ТБ на занятиях с элементами подвижных и спортивных игр.

1. Подбрасывание и ловля мяча.

2. Перебрасывание мяча в парах (упр. с мячом).

1. Подбрасывание и ловля мяча.

2. Перебрасывание мяча в парах (упр. с мячом).

2.«Гонка мячей по кругу»

3. «Меткий бросок»

4. «Сильный бросок»

1. «Выбей мяч из круга»

4. «Мяч в корзину».

1. Гонка мячей в колоннах

2. Охотники и утки.

2.«Эстафеты с передачей баскетбольного мяча»

2.«Эстафеты с передачей баскетбольного мяча»

2.«Эстафеты с передачей баскетбольного мяча»

2. «Быстрый рывок»

3. «Воробьи вороны».

1. «Салки со спасением»

1.«Салки простые», «Салки со спасением»

3. «Запрещенное движение».

1. «Перемена мест».

3. «Зайцы в огороде».

1. «Прыгающие воробушки».

2. «Прыжки по полоскам».

3.«Эстафета с прыжками в длину»

1. «Кто дальше бросит».

2. «Точный расчёт».

1. «Кто дальше бросит».

2. «Охотники и утки».

2. «Команда быстроногих».

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Игра в жизни ребёнка.

Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.

Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью. с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Рабочая программа по адаптивной гимнастике..

ВложениеРазмер
adaptivnaya_gimnastika.docx 51.33 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

"Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова"

(ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова)

по адаптивной физической культуре для граждан пожилого возраста .

Преподаватель по физической культуре Ариончик Наталия Леонидовна.

1.2 Направленность программы.

1.3 Актуальность и новизна.

1.4 Цели и задачи.

1.5 Срок реализации.

1.6 Форма и режим занятий.

1.7 Предполагаемые результаты.

2. Содержание образовательной программы.

3. Тематический план.

Адаптивная гимнастика – это неотъемлемая часть физкультурно-оздоровительной работы, направленная на улучшение двигательной деятельности человека. Она является средством в профилактике заболеваний и восстановления здоровья. Движения человека можно и нужно использовать в целях стимуляции, развития и поддержки его функциональных возможностей. Адаптивная гимнастика тесно связана с лечебно-образовательным процессом, она вырабатывает у занимающихся сознательное отношение к использованию физических упражнений, требует исполнения гигиенических процедур, предусматривает активное участие человека в регулировании своего общего режима, в частности режима движений, стимулирует занимающихся к закаливанию естественными факторами природы, поддерживает трудоспособность, правильное отношение к жизни и поведение в обществе.
К 60—65 годам снижается работоспособность и функциональная деятельность всех органов и систем. Физическая нагрузка становится меньше, нарушается привычный образ жизни и мышления, сложившийся на протяжении многих десятков лет. А когда больше не надо «брать себя в кулак», чтобы дальше зарабатывать на жизнь, то быстро теряется смысл существования. Активное восприятие действительности сменяется малоподвижным образом жизни, погружением в себя и в свои «болячки». При отсутствии борьбы «за выживание» ослабляется иммунитет.
Обобщенные научные данные показывают, что отсутствие сбалансированной физической активности у пожилых людей старше 65 лет ускоряет процессы старения, а также может стать причиной развития многих болезней.
«Движение – кладовая жизни», - сказал Плутарх. Чтобы сохранить здоровье пожилого человека необходимо придерживаться принципов сбалансированной двигательной активности. Она должна быть доступной по своим кинетическим и динамическим характеристикам. Необходимо также учитывать общие закономерности и индивидуальные особенности организма и личности.

Все в совокупности оказывает сдерживающее влияние на процесс старения.

1.2. Направленность программы:

Большинство граждан пожилого возраста не занимаются физкультурой и спортом, но нуждаются в мероприятиях, направленных на укрепление и поддержание здоровья, предупреждение осложнений заболеваний. Большую помощь в этом может оказать адаптивная физкультура. На отдельных этапах адаптивная физкультура способствует предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем, ускорению функциональной адаптации организма пожилого человека к физическим нагрузкам.

Формирование групп происходит по возрастным критериям, с учетом диагноза и сопутствующих заболеваний. В группе учитываются индивидуальные возможности каждого. В тщательно подобранном комплексе упражнений преобладают легкие общеоздоровительные движения с элементами растяжки и разработки суставов, что особенно полезно для людей пожилого возраста. Во время занятия создается ситуация успеха, поэтому все участники чувствуют себя очень комфортно.

Занятия по адаптивной физкультуре включают тренировку по аэробике, упражнения с эластичной гимнастической лентой, элементы ЛФК, дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз.

Данная программа предусматривает комплексный подход в решении психофизиологических задач на занятиях путем целенаправленного воздействия на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат и мыслительные процессы во время занятий.
Совместные занятия в группе способствуют повышению самооценки, а также физической, психической и социальной адаптации.

1.3 Актуальность и новизна.

Новизна : Данная программа разработана в рамках проекта « Московское долголетие». Новый проект помогает москвичам старшего возраста укрепить здоровье, получить новые знания, умения, творческое развитие. Спортивные секции, творческие лаборатории и языковые классы в каждом районе города — в программу вошли самые востребованные направления. Все занятия проводятся бесплатно.

Программа основана на постепенном и последовательном прохождении всех стадий умеренной нагрузки с освоением всего огромного арсенала техники гимнастики , аэробики, ОФП, силовой тренировки, йоги.

Актуальность программы заключается в том, что объём социального заказа на адаптивную гимнастику резко увеличился и продолжает увеличиваться. Сегодня гимнастика играет отнюдь не второстепенную роль в физическом развитии современных пожилых людей. Простота, доступность и при этом высокая эффективность упражнений делают гимнастику основным средством физического воспитания. Многообразие гимнастических упражнений позволяет наиболее успешно решать задачи оздоровительной направленности физического воспитания, благоприятствующие развитию двигательных способностей и всех систем организма.

Программа заключается в том, что при ее освоении у пожилых людей: - формируются эстетический вкус, здоровый образ жизни; - повышаются культурный уровень, самооценка; потребность в самопознании, саморазвитии, социальная активность.

1.4 Цели и задачи.

Цель программы: улучшение качества жизни людей пожилого возраста посредством укрепления физического и психического здоровья, создания спортивно-оздоровительной среды.

- создание условий формирования здорового образа жизни и активного долголетия, организация и проведение занятий по адаптивной физкультуре с элементами лечебной физкультуры;

-вовлечение в сохранение своего здоровья и пропаганда физической активности среди граждан пожилого возраста и инвалидов;

- содействие увеличению продолжительности активной жизни;

- повышение компетентности по вопросам здорового образа жизни и профилактике здоровья.

Целевая группа: неработающие граждане пожилого возраста и инвалиды ,сохранившие способность к самообслуживанию или частично ее утратившие, не имеющие медицинских противопоказаний.

1.5 Срок реализации программы.

Программа практических занятий с пожилыми людьми расчитана на 1 год (70 часов) и включает 2 занятия в неделю, длительность занятия составляет 60 мин.

1.6 Форма и режим занятий .

Занятия проводятся в группе. Численность группы составляет 15 человек.

Формирование групп происходит по возрастным критериям, с учетом диагноза и сопутствующих заболеваний. В группе учитываются индивидуальные возможности каждого. В тщательно подобранном комплексе упражнений преобладают легкие общеоздоровительные движения с элементами растяжки и разработки суставов, что особенно полезно для людей пожилого возраста. Во время занятия создается ситуация успеха, поэтому все участники чувствуют себя очень комфортно.

Занятия по адаптивной физкультуре включают тренировку по аэробике, упражнения с эластичной гимнастической лентой, элементы ЛФК, дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз.

Совместные занятия в группе способствуют повышению самооценки, а также физической, психической и социальной адаптации.

  1. Предполагаемые результаты.

-Пропаганда здорового образа жизни;

-профилактика заболеваний у граждан пожилого возраста и инвалидов средствами физической культуры и спорта;

-формирование двигательной активности для преодоления физических и психологических барьеров у граждан пожилого возраста и инвалидов;

-интеграция граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе.

Данная программа рассчитана на оздоровление получателей социальных услуг учреждения с использованием комплекса современных методик физкультурных занятий, элементов дыхательной гимнастики и других методов.

У граждан пожилого возраста и лиц с частичными отклонениями в физическом здоровье адаптивная физическая культура формирует осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека, способствуя к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни. Формирует потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни.

Данная программа характеризуется расширенным содержанием упражнений коррекционной, профилактической и общеразвивающей направленности. Так же используются средства спортивных и подвижных игр, легкоатлетические упражнения. Занятия проводятся в соответствии с физическими возможностям инвалидов и граждан пожилого возраста.

На занятиях даются необходимые теоретические и практические знания по широкому использованию адаптивной физкультуры в режиме дня, воспитываются дисциплинированность, выносливость.

При объяснении методики выполнения упражнений используется чёткий показ. Произношение громкое и разборчивое, так как многие граждане пожилого возраста плохо слышат. Мы не проявляем излишнюю требовательность к точности выполнения движений. Главное внимание обращаем на характер исполнения.

В соответствии с рекомендациями специалистов, применяется трехэтапное построение программы занятий.

Первый этап (1-2 месяца занятий) направлен на изучение контингента занимающихся, их возрастных и биологических особенностей, состояния здоровья, оценку прошлого двигательного опыта, определение уровня физического развития, физической подготовленности и на привитие интереса к занятиям.

На втором этапе (3-4 месяцев) продолжается работа по укреплению и совершенствованию функций нервно-мышечного аппарата, расширению функциональных возможностей системы дыхания и кровообращения, дальнейшему обучению основным движениям, совершенствованию физических качеств.

На третьем и последующих этапах (спустя 5 месяцев и более) в основном решаются задачи поддержания достигнутого уровня здоровья, тренированности организма, овладения новыми формами движения и навыками с более сложной координационной структурой.

Учебный`материал.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ`ПОДГОТОВКА :
1.Режим дня и личная гигиена.
2.Правила составления комплексов утренней зарядки.
3.Правила поведения на занятиях.
4.Правила подготовки мест для самостоятельных занятий.
5.Контроль за состоянием здоровья во время выполнения физических упражнений.
6.Причины возникновения травм во время занятий и профилактика травматизма.
7.Правила использования закаливающих процедур.
8.Физические качества и физическая подготовка.Дневник самоконтроля.

ФИЗИЧЕСКАЯ`ПОДГОТОВКА.
ОБЩАЯ`ФИЗИЧЕСКАЯ`ПОДГОТОВКА.
Общеразвивающие`упражнения.
Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Отведение прямых рук вверх, вниз, в стороны. Круговые вращения плечами. Скрестные движения руками, поочередные движения руками в различных направлениях. Упражнения без предметов, индивидуальные и в парах.Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения на гимнастической стенке.
Упражнения для мышц туловища и шеи. Повороты, наклоны головы, вытягивание шеи вперед, в стороны. Наклоны прогнувшись вперед, в стороны с активным использованием рук при выполнении упражнений. Наклоны и повороты с полуприседом, с выпадами вперед, в стороны. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах.
Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения для стопы, передней, задней и внутренней поверхности ног, мышц спины, живота, косых мышц туловища. Ходьба на внешних и внутренних сводах стопы, на носках и пятках, с разворотом стоп внутрь и наружу. Полуприседы, выпады с выполнением наклонов, поворотов и т.д. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах.
Пружинистые полуприседы и ходьба с пятки на носок, имитирующие прыжки и подскоки.
Упражнения с частой сменой движений под музыку. Различные варианты шагов, движений руками, сменой исходного положения, ходьба в разных направлениях с синхронной работой руками, с обходами партнеров и частыми переходами от одного движения к другому. Упражнения на внимательность и координацию. Танцевальные движения. Танцы.
Упражнения для развития силы.
Отжимания,упражнения`с`гантелями.
Упражнения для развития гибкости.
Гимнастические упражнения без предметов, в различных исходных положениях, сидя на стульях, держась за спинку стула, лежа на боку, лежа на спине. Гимнастические упражнения с предметами, со скакалками, гимнастическими палками, мячами. Гимнастические упражнения на шведской стенке и с использованием гимнастической скамейки.
СПЕЦИАЛЬНАЯ `ЛЕЧЕБНАЯ`ГИМНАСТИКА.
Дыхательные упражнения. Комплексы дыхательной гимнастики в сочетании с общеразвивающими`упражнениями.
Корригирующие упражнения. Упражнения, направленные на укрепление мышц спины, на коррекцию дефектов осанки в различных и.п. – стоя, сидя, с опорой о спинку стула, у шведской стенки, с палками.
Упражнения на гимнастической стенке.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Корригирующие упражнения.
Дыхательная гимнастика в сочетании с различными движениями головы, рук, ног.
Ритмическая гимнастика. Выполнение комплексов под музыку, используя упражнения в различных и.п. с активным применением дыхания.
Упражнения на развитие координации с мячами, в подвижных играх, в спортивных играх малой подвижности. Танцевальные движения.
Аэробика.

Контроль и дозирование нагрузок.

При проведении занятий с гражданами пожилого возраста необходимо хорошо усвоить основные ограничения и противопоказания к занятиям физическими упражнениями и с осторожностью относиться увеличению и снижению нагрузки, так как у данной возрастной категории значительно снижены функциональные возможности организма и существует несоответствие между субъективными ощущениями и реальным состоянием организма. Поэтому в процессе занятий не допускается «форсирования событий», т.е. стремительного увеличения нагрузки в силу хорошего самочувствия занимающихся. При возникновении признаков утомления снижается нагрузка, видоизменяются движения и форма мышечной деятельности. Кроме того, учитывается, что однообразие средств и большое количество повторений утомительны для психики граждан пожилого возраста, особенно женщины. Повышение и снижение нагрузки происходит постепенно, пик ее достигает в середине или в самом начале последней трети занятия.

Помимо общих методических принципов, при проведении физкультурно-оздоровительных занятий с гражданами пожилого возраста необходимо применять простые рекомендациями, которые обеспечивают положительное влияние физических упражнений на организм занимающихся и уменьшат вероятность возникновения последствий, так как данную возрастную категорию можно отнести к группе риска.

В местах проведения занятий созданы зоны комфорта с соответствующим интерьером и атмосферой в зале. Всегда используется фоновую музыку (звуки природы, специальную музыку для релаксации, классику и др.), что значительно усиливает функциональный эффект.

Занятия по адаптивной физической культуре проводятся в спортивном зале. Используются гимнастические коврики, эластичные резинки, гантели, гимнастические мячи и палки и т.п.

Перечень учебно – методического обеспечения ( необходимый для реализации данной программы), методические и учебные пособия, оборудование, спортивные снаряды, инвентарь.

Для реализации данной программы необходимы:
1.Спортивный зал или приспособленное для занятий помещение, санузел, раздевалки,тренерская.
2.Шведские стенки, гимнастические палки, гантели,
скакалки, гимнастические скамейки, эластичные резинки ,коврики и т.п.
3.Технические средства для воспроизведения музыки (магнитофон, колонки).

Читайте также: