Планирование работы органов пфр кратко

Система пенсионного обеспечения в России находится в государственном ведении. Ведущей организацией, которая ответственна за осуществление соответствующих выплат, является Пенсионный фонд России.

Государственные услуги в рамках компетенции ПФР оказываются во всех регионах России. Кроме этого, по линии этой организации пенсию получают граждане иностранных государств, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение выплат.

Бесплатно по России

Пенсионный фонд назначает денежное содержание не только гражданам преклонного возраста, как это принято думать. Несмотря на то, что на выплату страховых пенсий по старости расходуется большая часть средств фонда, в задачу ПФР входит обеспечение других социально уязвимых категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетних, потерявших кормильца.

Как один из крупнейших социальных институтов государства, ПФР имеет разветвленную и сложную структуру, разобраться в которой мы постараемся в рамках этой статьи.

История Пенсионного фонда

1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.

В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.

В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.

На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.

Функции пенсионного фонда сегодня

Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.

Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • софинасирование отдельных социальных программ;
  • осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
  • выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.

Схема структуры ПФР

Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.

Проще всего ее представить в виде следующей схемы:


Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.

В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.

Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.

Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.

Об исполнительной дирекции

Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.

Функциями исполнительной дирекции являются:

  • определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
  • распределение денежных средств по регионам;
  • осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
  • составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.

Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.

Территориальный аппарат

Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.

Окружные управления

Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:

  • надзор за деятельностью региональных отделений
  • планирование работы органов ПФР;
  • координация деятельности управления на местах;
  • осуществление статистического учета на подведомственной территории;
  • участие в формировании и подготовке бюджета фонда.


Территориальные отделения

Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:

  • администрирование страховых взносов;
  • контроль собираемости взносов;
  • ведение персонифицированного учета;
  • осуществление координации отделов на местах.

Руководства и отделы в города и районах (муниципалитетах)

Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:

  • назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
  • прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
  • доставка пенсий;
  • ведение персонифицированного учета;
  • администрирование страховых взносов;
  • консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
  • обеспечение софинансирования региональных социальных программ.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.

Интересное видео

Дополнительную информацию о системе Пенсионного фонда смотрите в видео:

Обращения граждан могут быть как письменными, так и устными.

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности заявителей известны или установлены. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме. Такие обращения практикуются во время приема граждан должностными лицами, во время встреч руководителей предприятий, учреждений, организаций, принимаются по линии прямой телефонной линии связи, во время телевизионных передач и т. п.

Результаты рассмотрения устных обращений, требующих дополнительной проверки изложенных в них фактов, доводятся до сведения заинтересованных лиц в таком же порядке, как это установлено для письменных обращений.

23. Значение планирования работы органов социального обеспечения. Виды планов.

Планирование работы является составной частью организационной деятельности органов ПФР.

Комплексный план работы ПФР на 2003 г. разработан в целях повышения эффективности деятельности системы ПФР на основе укрепления исполнительской дисциплины, усиления реального контроля и анализа деятельности, формализации управленческих решений и улучшения учета конечных результатов труда.

Этот комплексный план представляет собой документ, в котором консолидируется и координируется работа всех органов ПФР и их подразделений в целях решения основных задач, поставленных перед Фондом на текущий год. Комплексный план работы охватывает наиболее важные направления работы центральных и территориальных органов ПФР. Приоритетным его направлением является планирование бюджетного процесса. Конечная цель этой работы — подготовка бюджета ПФР на следующий год.

1. Годовой план основных мероприятий. Он утверждается администрацией города или района. На основании годового плана основных мероприятий составляются квартальные планы основных мероприятий, которые в администрации не утверждаются.

2. Годовой план работы по научной организации труда.

3. Годовой план повышения квалификации работников районного (городского) органа социальной защиты населения.

4. Годовой план практических мероприятий по трудовому устройству и материально-бытовому обслуживанию пенсионеров. Его составляет отдел по трудовому и бытовому устройству (ТБУ).

Понятие, значение и задачи справочно-кодификационной работы. Организация справочно-кодификационной работы. Основные формы систематизации законодательства и их характеристика. Правила ведения хронологических и тематических подшивок, контрольных экземпляров нормативно- правовых актов по вопросам пенсионного законодательства, материально-бытового и социального обслуживания населения.

В работе органов ПФР важное значение имеет правильное применение действующего законодательства, что требует его всестороннего и глубокого знания работниками Фонда. Поскольку удержать в памяти многочисленные нормативные акты практически невозможно, необходимо обеспечить надлежащий учет, систематизацию и хранение материалов с тем, чтобы в ходе работы быстро найти конкретную норму закона и дать правильный, исчерпывающий ответ на любой правовой вопрос. Большую помощь в этом оказывает справочно-кодификационная работа.

Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 3 марта 1989 г. № 42 «О справочно-кодификационной работе по законодательству о социальном обеспечении в органах социального обеспечения» определены основные формы кодификации, обязательные для ведения в органах ПФР: хронологические журналы регистрации нормативных актов, контрольные экземпляры нормативных актов, хронологические и тематические подшивки.

В хронологическом журнале регистрации нормативных актов регистрируются все документы, имеющие отношение к правовому и организационному обеспечению пенсиями, индивидуального (персонифицированного) учета и др. Журнал регистрации должен содержать следующие графы: дата издания документа, его номер, название, кем издан, куда подшит (номер тематической подшивки). Документы в журнале регистрируются в строго хронологическом порядке, в зависимости от даты издания документа. На титульном листе журнала указывается перечень тематических подшивок. Журнал регистрации должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен подписью руководителя отдела и печатью.

В отделах органов ПФР ведутся контрольные экземпляры нормативных документов. На титульном листе делается надпись «контрольный экземпляр» и отмечается дата начала его ведения. Изменения и дополнения в официальный текст контрольных экземпляров вносят в полном объеме, аккуратно, со ссылкой на первоисточники. При этом зачеркивается старая редакция статьи закона или пункта положения, вносится новая редакция. В контрольный экземпляр, помимо изменений редакции официального текста, не следует приобщать разъяснения и инструктивно-методические материалы, которые должны храниться в тематических подшивках.

В отделах органов ПФР ведутся контрольные экземпляры:

· Федерального закона «О трудовых пенсиях в России»;

· Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

· Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

· Федерального закона «О погребении и похоронном деле»;

· Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и др.

Хронологические подшивки являются основной систематизацией. Документы в них подшиваются в строго хронологическом порядке в одну папку отдельно за каждый год.

Тематические подшивки ведутся по основным разделам законодательства. По желанию можно вести более углубленную тематику, по статьям закона, пунктам положения.

Например, в органах ПФР в отделе назначения, перерасчета пенсий ведется следующий перечень подшивок:

· по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (страховой стаж, размер пенсий, правила применения Списков № 1, 2 и др.);

· по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (условия назначения пенсий, размеры пенсий, выплата пенсий и др.).

Документы в них подшиваются в хронологическом порядке в разные папки до отмены основного нормативного акта. Страницы подшивок нумеруются. При отсутствии достаточного количества экземпляров нормативного акта он подшивается в тематическую подшивку, а в хронологической подшивке делается ссылка на этот акт с указанием его даты, номера названия, а также дела, в котором он подшит.

Если какая-либо статья или пункт нормативного акта относятся одновременно к нескольким темам, то приобщать их следует к каждой из соответствующих тематических подшивок. Обязательные взаимные ссылки на наличие данной информации в том или ином разделе.

Отметки об изменениях, дополнениях и утративших силу документах в тематические подшивки вносятся со ссылкой на основание. Изменение нужно вносить внимательно, так как не всегда утрачивает силу весь прежний текст, а могут быть изменены или отменены только отдельные слова, предложения. В этом случае также следует зачеркнуть утратившее силу слово или предложение, но текст должен при этом прочитываться.







Планирование работы является составной частью организаци­онной деятельности органов ПФР.

Комплексный план работы ПФР на 2003 г. разработан в целях повышения эффективности деятельности системы ПФР на основе укрепления исполнительской дисциплины, усиления реального контроля и анализа деятельности, формализации управленческих решений и улучшения учета конечных результатов труда.

Этот комплексный план представляет собой документ, в кото­ром консолидируется и координируется работа всех органов ПФР и их подразделений в целях решения основных задач, поставленных перед Фондом на текущий год. Комплексный план работы охваты­вает наиболее важные направления работы центральных и террито­риальных органов ПФР. Приоритетным его направлением является планирование бюджетного процесса. Конечная цель этой работы — подготовка бюджета ПФР на следующий год.

Тематические мероприятия комплексного плана тесно взаимо­связаны, корреспондируют между собой и могут находиться в ком­петенции одновременно нескольких функциональных подразделе­ний. Принципы формирования и построения плана предопределя­ют использование единой методики и единого организационного подхода к планированию работы, дают возможность своевременно­го принятия и выполнения корректирующих решений. В результате предполагается наиболее объективное определение потребности во всех видах ресурсов, необходимых для достижения поставленных задач.

План является основой для разработки аналогичных планов тер­риториальных органов ПФР с учетом специфики региона и постав­ленных перед ними задач. Однако его принятие не отменяет необ­ходимость планирования в территориальных органах ПФР текущей работы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность Фонда.

При разработке планов руководителями территориальных орга­нов ПФР должен соблюдаться ряд требований.

Планы составляются по той же форме, что и комплексный план. Они должны быть конкретными, реально исполнимыми, со­держать дату исполнения и фамилию исполнителя.

В планах должны сохраняться и развиваться основные направ­ления работы, предусмотренные Комплексным планом.

Утверждение планов осуществляется приказом (распоряжением) управляющего Отделением ПФР.

В управлениях ПФР составляется годовой план работы по идео­логическому обеспечению пенсионной реформы.

В плане отража­ются следующие вопросы:

· изучение нормативных правовых актов по вопросам пенсион­ной реформы;

· работа по подготовке предложений, изменений, дополнений по совершенствованию законодательства;

· работа со средствами массовой информации по освещению пенсионной реформы;

· работа с учреждениями, организациями, совместно с отраслевыми профсоюзами, по информированию застрахованных лиц об обеспечении работодателями их пенсионных прав.

Наряду с годовыми составляются квартальные планы работы как по управлению, так и по отделам.

В квартальных планах, например, отдела назначения, перерас­чета пенсий отражаются следующие вопросы:

· прием и обработка документов на назначение и перерасчет пенсий;

· прием заявлений на перерасчет страховой части пенсии по старости, инвалидности;

· анализ ошибок, допущенных при назначении и перерасчете пенсий;

· проведение технической учебы со специалистами отдела;

· инвентаризация пенсионных дел и др.

Кроме того, в управлениях ПФР составляются:

· график работы управления, утверждаемый начальником управления, с указанием общего режима работы и приемных дней;

· график работы консультационного пункта;

· график проведения инвентаризации пенсионных дел отделом назначения, перерасчета пенсий;

· график проведения технической учебы в каждом отделе;

· график приема индивидуальных сведений от страхователей о стаже и заработке застрахованных лиц, составляемый отделом персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами;

· график приема индивидуальных сведений по льготным профессиям, составляемый отделом оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Нормативными актами не предусмотрена обязательная форма плана, но обычно они составляются в виде таблицы со следующими графами: «Наименование мероприятия», «Срок исполнения», «Ис­полнители», «Отметка об исполнении».

Если рассматривать определение «организация» то можно найти, что одним из значений слова «организация» является «организованность, планомерное продуманное устройство». Другими словами, организация – это совокупность разнообразных мер, принимаемых руководством органов социального обеспечения. Такие меры способствуют развитию, упорядочению и совершенствованию работы этих органов. Главная цель планирования и организации работы органов, осуществляющих социальное обеспечение – упорядочение всей многогранной деятельности органов социального обеспечения.

Федеральным, региональным и местным органам социального страхования свойственны одинаковые принципы, формы, методы и приемы организации работы учреждений. Причем это касается как планирования работы в целом, так и работы с обращениями граждан, с общественными организациями и ведения справочно-кодификационной работы.

Рассмотрим все этапы работы органов, осуществляющих социальное обеспечение.

Планирование является основным методом осуществления организаторской функции и социальной политики государства. Включает в себя планирование следующие аспекты:

  • разработку плана и организацию осуществления планирования;
  • контроль выполнения разработанных ранее планов.

С помощью планирования решаются многие задачи, в том числе задачи повышения эффективности работы органов социального обеспечения.

Обычный посетитель видит планирование организационной работы органов Пенсионного фонда РФ и социального обеспечения в виде оформленных графиков работы и планов работы.

Все доступные для посетителей графики работы утверждаются руководителем органа социального обеспечения или администрацией города (района).

При оформлении графика работы необходимо указать рабочие дни и дни отдыха, перерывы в работе в течение рабочего дня, а также время начала и окончания рабочего дня специалистов.

Приемные дни указываются отдельно. Информация о приемных днях сопровождается указанием времени приема. В органах социального обеспечения используются разные системы (способы) приема:

  • участковая система приема граждан;
  • функциональная система приема граждан.

Как правило, в течение недели в органе социального обеспечения бывает 2-3 приемных дня. Все дни считаются приемными в случае, если орган применяет функциональную специализацию

Свой индивидуальный график приема имеет каждый специалист органа социального страхования и, следовательно, эта информация размещается на дверях кабинета, в котором ведется прием наряду с именем, отчеством и фамилией специалиста, ведущего прием, обязательно размещается должность специалиста.

Однако, в органах социального обеспечения есть особенность приема граждан, которая состоит в том, что приемные дни всех работников органа социального обеспечения должны совпадать. Необходимость этого диктуется тем, что посетитель после приема у специалиста мог в рамках приемного времени обратиться для решения своего вопроса к руководителю или заместителю руководителя органа социального обеспечения.

В некоторых органах социального обеспечения открывают специальные консультационные пункты, которые располагаются не только в пределах района расположения основного учреждения, но и на территории всего города. Все пункты приема также имеют график работы, в том числе график приема посетителей, который размещается в основном учреждении с указанием адреса пункта.

В случае наличия в структуре учреждения социального обеспечения отдельных структурных подразделений, то также вывешивается график их работы. А на территории отдельного структурного учреждения или пункта приема обязательно раскрывается информация о графике работы вышестоящего учреждения (головного). Примером структурного подразделения может быть учреждения медико-социальной экспертизы и другие контролирующие организации и комитеты.

Для организации планомерной работы учреждения социального обеспечения требуется разрабатывать перспективный, годовой план и дополнительно план текущей работы, который дополняет информацию годового плана работы.


Администрация района или руководитель социального образования утверждает годовой план основных мероприятий. Этот документ включает в себя достаточно много разделов:

1) обеспечение граждан пенсиями;

2) обеспечение граждан социальными пособиями;

3) социальное обслуживание пожилых и инвалидов;

4) обеспечение трудового устройства и профессионального обучения инвалидов;

5) материально-бытовое обслуживание пенсионеров;

6) повышение квалификации работников органа;

7) методическая работа;

8) научная организация труда;

9) работа с общественностью;

10) просветительская работа – пропаганда правовых знаний;

11) культурно-массовая работа.

Каждый раздел оформляется в виде отдельных самостоятельных годовых планов органа социального обеспечения.

На основе годового плана мероприятий составляются квартальные планы основных мероприятий, утверждаемые руководителем органа социального обеспечения.

Конкретизируются все планы в текущих рабочих планах сотрудников, в которых все мероприятия разбиваются по неделям и по рабочим дням.

Требования, которые предъявляются к текущим планам следующие:

  • реальность выполнения;
  • конкретность в формулировках;
  • наличие даты и времени исполнения/

Все плановые задания и графики, составленные в органах социального обеспечения, утверждаются руководителем.

— Форма плана на практике содержит следующие реквизиты:

  • гриф утверждения (когда и кем утвержден план работы;
  • точное наименование мероприятия;
  • срок исполнения или срок проведения мероприятия;
  • ФИО исполнителей и их должности;
  • подпись сотрудника, который составил план.

Раздел I

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

До 1991 г. в России практически не существовало самостоятель­ного бюджета пенсионной системы и средства на выплату пенсий выделялись из государственного бюджета.

Пенсионный фонд РФ (далее сокращенно — ПФР) был образо­ван постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в связи с принятием Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О госу­дарственных пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2002 г. утратил силу), которым предусматривалось, что финансирование выплаты пенсии осуществляется ПФР. Положение о нем утвержде­но постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.

Поскольку обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется при непосредственном участии ПФР, то . правовой основой его деятельности является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Правовое положение, задачи и функции Пенсионного фонда РФ

ПФР образован в целях государственного управления финанса­ми пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он являет­ся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осущест­вляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. Фонд выполняет отдельные банковские операции в порядке, уста­новленном действующим на территории Российской Федерации за­конодательством о банках и банковской деятельности.

Его денежные средства находятся в государственной собствен­ности Российской Федерации. Они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

· целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением;

· организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

· капитализацию средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

· контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

· организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в фонд;

· межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции фонда;

· участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

· проведение научно-исследовательской работы в области обязательного пенсионного страхования;

· разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Средства ПФР формируются за счет:

· средств федерального бюджета;

· сумм пеней и иных финансовых санкций;

· доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

· добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

• иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Средства ПФР направляются на:

· выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственны­ми и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

· оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

· финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

• другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда. Руководство ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и испол­нительный директор ПФР, а также управляющие отделений ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители обществен­ных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защи­той интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

В работе правления ПФР могут принимать участие с правом со­вещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республи­кам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Центрального банка РФ.

· несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда;

· определяет перспективные и текущие задачи фонда;

· утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

· назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей его отделений;

· утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах фонда;

· издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда;

• решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной ди­рекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять управлениям ПФР в районах и городах, реви­зионной комиссии необходимые документы и сведения, относя­щиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляю­щих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается зако­нодательством.

Работники системы ПФР приравниваются по условиям меди­цинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответ­ствующих органов исполнительной власти.

Работники ПФР в районах и городах подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмеще­ние причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установлен­ных для сотрудников Государственной налоговой службы РФ.

ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображени­ем Государственного герба РФ и своим наименованием.

Местонахождение ПФР — город Москва.

Отдел выплаты пенсий

Отдел выплаты пенсий является структурным подразделением Управления ПФР. В число его задач входит осуществление работы по выплате и доставке трудовых пенсий и пенсий по государствен­ному пенсионному обеспечению, социальных пособий на погребе­ние умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, а также других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР, и подготовка предложений по совершенствованию организации вы­платы и доставки пенсий.

Функциями отдела являются:

1) ведение базы данных пенсионеров, а также пенсионеров, не имеющих регистрации по месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации;

2) ведение справочно-кодификационной работы по законодательству в части выплаты пенсий;

3) формирование и подготовка выплатной документации;

4) подведение итогов выплаты пенсий;

5) формирование в автоматизированном режиме сведений для составления бухгалтерской и статистической отчетности по выплаченным суммам пенсий, социальных пособий на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти, и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР, а также заявок потребности в средствах на выплату пенсий;

6) работа с исполнительными документами. Проведение удержаний из пенсий и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР;

7) осуществление контроля за правильностью сведений, содержащихся в базе данных пенсионеров и выплатных документах;

8) корректировка базы данных по итогам выплаты на отчетный период;

9) проведение массовых перерасчетов пенсий;

10)осуществление контроля за своевременным и целевым использованием денежных средств, предназначенных для выплаты пенсий, посредством проверок отделений связи, Сбербанка РФ и других кредитных организаций;

11)взаимодействие по вопросам организации выплаты и доставки пенсий с организациями федеральной почтовой связи, кредитными и иными организациями;

12)взаимодействие с органами записи актов гражданского состояния, органами паспортно-визовой службы и пенсионными службами других ведомств в целях контроля за правильностью выплаты пенсий;

13)внесение предложений по эффективным формам организации выплаты и доставки пенсий;

14)подготовка материалов для рассмотрения на судебных заседаниях вопросов, связанных с организацией выплаты и доставки пенсий.

4. Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации

Взаимодействие органов Пенсионного фонда РФ с органами Министерства по налогам и сборам. Федерального казначейства, социальной защиты населения, записи актов гражданского состояния и другими органами

В целях повышения эффективности и качества учета формиро­вания финансовых ресурсов, предназначенных для назначения, вы­платы пенсий, ПФР взаимодействует с:

· органами Министерства РФ по налогам и сборам;

· органами федерального казначейства;

· органами социальной защиты населения;

· органами записи актов гражданского состояния и другими органами.

Министерством РФ по налогам и сборам (МНС России) и ПФР в целях реализации положений гл. 24 части второй Налогового ко­декса РФ и Закона об обязательном пенсионном страховании разра­ботан Порядок обмена информацией между налоговыми органами и органами ПФР.

Обмен информацией между налоговыми органами и органа­ми ПФР осуществляется на уровне субъектов РФ, а также районов, городов.

Территориальные инспекции МНС РФ в городах, районах пред­ставляют управлениям ПФР не реже одного раза в квартал сведения о фактах неправильного исчисления взносов в ПФР, выявленных по результатам выездных налоговых проверок по полноте и пра­вильности единого социального налога; обеспечивают представле­ние достоверных справок о доходах индивидуальных предпринима­телей; ежеквартально представляют сведения об организациях и предприятиях, находящихся в процедуре банкротства по заявлению инспекции МНС России, с указанием стадии и суммы задолженно­сти по страховым взносам и пени в ПФР.

Управления ПФР обеспечивают передачу налоговым органам информации:

· о плательщиках страховых взносов в ПФР, а также о застрахованных лицах и их доходах из индивидуальных лицевых счетов;

· сведений о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов;

· о фактах неправильного исчисления взносов в. ПФР (в том числе в составе единого социального налога), выявленных в результате проверок, проводимых индивидуальных сведений в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с Соглашением о взаимодействии органов феде­рального казначейства и органом ПФР, органы федерального казна­чейства ежедневно передают органам ПФР выписки из сводного реестра поступивших доходов. Выписка должна содержать: наиме­нование платежного документа, номер платежного документа, иден­тификационный номер, номер счета плательщика, сумму платежа и код бюджетной классификации.

Между отделением ПФР и органом социальной защиты населе­ния заключается соглашение об информационном обмене, в соот­ветствии с которым управления ПФР ежемесячно передают в управ­ления социальной защиты населения базы данных по назначению и выплате пенсиий за электронно-цифровой подписью. Управления социальной защиты населения должны использовать информацию из базы данных для социального обеспечения населения.

Управления социальной защиты населения ежемесячно переда­ют центрам социального обслуживания, которые являются юриди­ческими лицами, информацию о размере назначенной пенсии граж­дан, состоящих на социальном обслуживании, для расчета платы за оказание услуг. Кроме того, на них возложена обязанность выдавать справки пенсионерам о размере пенсии, заверенные печатью и под­писью начальника Управления ПФР, для назначения государственного пособия на детей и установления ежемесячной доплаты к пен­сии муниципальным служащим.

В соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния* (в ред. от 25 октября 2001 г.) ру­ководитель органа записи актов гражданского состояния сообщает органу ПФР сведения о государственной регистрации смерти. По­скольку назначение и выплата пенсии осуществляются по месту жи­тельства, то органы регистрации актов гражданского состояния со­общают последнее место жительства умершего.

2. Функциональные обязанности должностных лиц управлений Пенсионного фонда РФ в городах (районах)

Распределение обязанностей между работниками Управления ПФР зависит от того, внедрена ли в них функциональная специали­зация или применяется участковый метод работы. В отделах на каж­дого работника утверждается должностная инструкция.

Начальник отдела персонифицированного учета и взаимодейст­вия со страхователями и застрахованными лицами:

1) организует и осуществляет контроль за работой по:

· регистрации застрахованных лиц;

· сбору индивидуальных сведений и обеспечению их достоверности;

· назначению (перерасчету) пенсий на основании данных персонального учета;

2) совместно со специалистами осуществляет:

· разработку планов работы отдела;

· анализ деятельности отдела;

· составление сводно-аналитической, оперативной информации;

· подготовку еженедельной, квартальной, годовой отчетности;

· работу по соблюдению единой методологии и технологии работ персонифицированного учета;

3) при наличии в Управлении межрайонного пункта персонифицированного учета (МРП ПУ) осуществляет:

· анализ деятельности межрайонного пункта персонифицированного учета;

· контроль за обработкой индивидуальных сведений и ввода их в информационную систему;

Читайте также: