Почему при расчете пенсии не учитывается трудовой стаж

Рассчитывая размер пенсии по ответам, которые ПФР предоставляет гражданам по их заявлениям, я иногда просто ужасаюсь.

С одной стороны, обычно всё написано так красиво и грамотно с их точки зрения, просто супер. С другой стороны так хитро завуалировано неправильное применения закона, что берет оторопь. Правильно, на то они и держат штат юристов, чтобы прикрывать то тут, то там, несоблюдение закона в том виде, как он написан. Очень уж любят они трактовать законы по своему усмотрению!

Вопросов задают люди огромное количество, но сегодня хочу отдельно остановиться на таком утверждении работников Пенсионного фонда о том, что они не учитывают стаж после 2002 года.

Думаю, Вы понимаете, что это профанация пенсионного законодательства, которая на мой взгляд заключается в следующем:

КОМУ НУЖЕН СТАЖ 2002-2014 ГОДОВ?

В первую очередь, конечно, тем, кто вышел на пенсию именно в эти годы, то есть полностью подпадает под действие 173ФЗ.

Понятно, что стаж до 2002 года года необходим всем для расчета пенсионного капитала, заработанного гражданином в течение действия 340-1-ФЗ, потому что тогда такого понятия, как пенсионный капитал просто не существовало.

А зачем же учитывать стаж 2002-2014 года, если в течение этого периода для определения размера страховой части пенсии учитываются только уплаченные страховые взносы, сведения о которых поступают в базу данных ПФР и там уже учитываются на лицевых счетах?

Постараюсь объяснить "на пальцах". Во-первых, одним из условий возникновения права на трудовую пенсию по старости по 173 ФЗ является наличие на дату достижения общеустановленного пенсионного возраста не менее 5 лет страхового стажа. Причем для тех, кто выходил в этом общеустановленном тогда возрасте 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин именно на пенсию по старости, именуемую нынче социальной, требовалось наличие только этого стажа. И, согласитесь, совершенно неважно, в какой период этот стаж был приобретен, до 2002 года или после. Совершенно понятно, что наличие пяти лет неважно в какой период приобретенного стажа, даст право (но все-таки даст) на назначение пенсии пусть и в минимальном размере.

Если человек обращался за назначением страховой (заработанной потом и кровью) пенсии по достижении возраста, установленного законом, стаж как до 2002 года, так и после все-таки давал право на различные преференции. Например, до 2002 года его стаж составил более 20 лет, если это женщина, или более 25 лет, если это мужчина. Тогда его Стажевый коэффициент СК должен быть повышен на 1 % за каждый год свыше этого стажа. Хочу обратить Ваше внимание на то, что это касается в первую очередь на тех, кто не имеет никаких льгот, то есть выходит на пенсию в общеустановленном возрасте.

173ФЗ как бы отменил значимость трудового стажа, обозвав его страховым, так как на величину страховой части назначаемой пенсии влияет только сумма уплаченных страховых взносов, которые индексируются, так же , как и пенсии. Пока действовал 173ФЗ, расчеты ПФР не содержали расчета количества пенсионных баллов вплоть до 2014 года, рассчитывалась страховая часть пенсии, к которой добавлялась фиксированная выплата, гарантированная государством, в результате чего высчитывался размер страховой пенсии конкретного гражданина. Размер социальной пенсии, думаю Вы знаете, устанавливается государством.

И вроде бы, причем тут стаж, если в этот период имеют значение только взносы.

А стаж, причем общий страховой стаж, приобретенный гражданином на дату обращения за пенсионным обеспечением по 173ФЗ напрямую влияет на увеличение или уменьшение той самой фиксированной выплаты.

Приведу полностью три пункта 14 статьи, и расскажу, как же это должно работать.

17. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона , увеличивается на 6 процентов. (подчеркнуто для досрочников)

18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

19. В страховой стаж, указанный в пункте 17 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, предусмотренные подпунктами 1 (в части периода прохождения военной службы по призыву), 3 и 6 - 8 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В страховой стаж, указанный в пункте 18 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

На чем же нужно заострить внимание?

Эта норма была введена в 173 ФЗ федеральным законом от 2009 года № 213-ФЗ. Но применяться она начинает с 1 января 2015 года. Это установлено в ст. 37 ч.3 этого , 213-ФЗ,закона. С одной стороны с этой же даты - 1 января 2015 года - вступил в силу нынешний 400ФЗ, который отменил действие предыдущего пенсионного законодательства. Да, отменил, но только не в части применения норм расчета трудовых пенсий. А статья 14 - это как раз и есть та статья, которая имеет именно такое название "Размеры трудовых пенсий по старости". То есть во взаимодействии нового законодательства с предыдущим, нормы 173ФЗ, регулирующие исчисление пенсий действуют в части, не противоречащей 400ФЗ. Именно это и зафиксировано в 36 статье действующего законодательства, определяющий его вступление в силу, а именно:

ч. 3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

И, обратите внимание, исчисление не страховой части пенсии, а именно ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ. А трудовая пенсия по предыдущему закону как раз и состоит из страховой части и фиксированной выплаты, что зафиксировано в одной действующей на сегодняшний день статье 14 173го закона..

Получается, что на сегодняшний день из всех норм 173-ФЗ однозначно в соответствии с 400-ФЗ должны применяться и применяются, но в усеченном ПФР виде, нормы статей:

14. Размеры трудовых пенсий по старости

29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)

30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц

30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав

30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации

ВЫВОД - моё личное мнение:

Те, кто вышел на пенсию в период действия 173 ФЗ, имея большой страховой стаж (больше 25 лет для женщин, и больше 30 лет для мужчин) имеют полное право на применение с 1 января 2015 года нормы статьи 14, зафиксированной в п. 17 на увеличение фиксированной выплаты на 6% за каждый год сверх указанного ( 25 и 30 лет )общего страхового стажа.

Остаётся висеть в воздухе такой вопрос: а те, кто вышел на пенсию до введения в действие 173-ФЗ, имеют право на такое же увеличение фиксированной выплаты. А это мы попробуем разобрать, получив ответ из ПФ о том, как рассчитаны пенсии моих родителей. Думаю, это будет нескоро.

В следующей статье я расскажу о жизненной ситуации одной из моих подписчиц, которой ПФР ухитрился применить понижающий коэффициент при расчете пенсионного капитала аж два раза.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу.А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в этой и предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.

Краткое содержание:

С одной стороны, обычно всё написано так красиво и грамотно с их точки зрения, просто супер. С другой стороны так хитро завуалировано неправильное применения закона, что берет оторопь. Правильно, на то они и держат штат юристов, чтобы прикрывать то тут, то там, несоблюдение закона в том виде, как он написан. Очень уж любят они трактовать законы по своему усмотрению!

Вопросов задают люди огромное количество, но сегодня хочу отдельно остановиться на таком утверждении работников Пенсионного фонда о том, что они не учитывают стаж после 2002 года.

Думаю, Вы понимаете, что это профанация пенсионного законодательства, которая на мой взгляд заключается в следующем:

КОМУ НУЖЕН СТАЖ 2002-2014 ГОДОВ?

В первую очередь, конечно, тем, кто вышел на пенсию именно в эти годы, то есть полностью подпадает под действие 173 ФЗ.

Понятно, что стаж до 2002 года года необходим всем для расчета пенсионного капитала, заработанного гражданином в течение действия 340-1-ФЗ, потому что тогда такого понятия, как пенсионный капитал просто не существовало.

А зачем же учитывать стаж 2002-2014 года, если в течение этого периода для определения размера страховой части пенсии учитываются только уплаченные страховые взносы, сведения о которых поступают в базу данных ПФР и там уже учитываются на лицевых счетах?

Постараюсь объяснить "на пальцах". Во-первых, одним из условий возникновения права на трудовую пенсию по старости по 173 ФЗ является наличие на дату достижения общеустановленного пенсионного возраста не менее 5 лет страхового стажа. Причем для тех, кто выходил в этом общеустановленном тогда возрасте 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин именно на пенсию по старости, именуемую нынче социальной, требовалось наличие только этого стажа. И, согласитесь, совершенно неважно, в какой период этот стаж был приобретен, до 2002 года или после. Совершенно понятно, что наличие пяти лет неважно в какой период приобретенного стажа, даст право (но все-таки даст) на назначение пенсии пусть и в минимальном размере.

Если человек обращался за назначением страховой (заработанной потом и кровью) пенсии по достижении возраста, установленного законом, стаж как до 2002 года, так и после все-таки давал право на различные преференции. Например, до 2002 года его стаж составил более 20 лет, если это женщина, или более 25 лет, если это мужчина. Тогда его Стажевый коэффициент СК должен быть повышен на 1 % за каждый год свыше этого стажа. Хочу обратить Ваше внимание на то, что это касается в первую очередь на тех, кто не имеет никаких льгот, то есть выходит на пенсию в общеустановленном возрасте.

173 ФЗ как бы отменил значимость трудового стажа, обозвав его страховым, так как на величину страховой части назначаемой пенсии влияет только сумма уплаченных страховых взносов, которые индексируются, так же, как и пенсии. Пока действовал 173 ФЗ, расчеты ПФР не содержали расчета количества пенсионных баллов вплоть до 2014 года, рассчитывалась страховая часть пенсии, к которой добавлялась фиксированная выплата, гарантированная государством, в результате чего высчитывался размер страховой пенсии конкретного гражданина. Размер социальной пенсии, думаю Вы знаете, устанавливается государством.

И вроде бы, причем тут стаж, если в этот период имеют значение только взносы.

А стаж, причем общий страховой стаж, приобретенный гражданином на дату обращения за пенсионным обеспечением по 173 ФЗ напрямую влияет на увеличение или уменьшение той самой фиксированной выплаты.

Приведу полностью три пункта 14 статьи

17. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов. (подчеркнуто для досрочников)

18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

19. В страховой стаж, указанный в пункте 17 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, предусмотренные подпунктами 1 (в части периода прохождения военной службы по призыву), 3 и 6 - 8 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В страховой стаж, указанный в пункте 18 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

На чем же нужно заострить внимание?

Эта норма была введена в 173 ФЗ федеральным законом от 2009 года № 213-ФЗ. Но применяться она начинает с 1 января 2015 года. Это установлено в статья 37 часть 3 этого, 213-ФЗ,закона. С одной стороны с этой же даты - 1 января 2015 года - вступил в силу нынешний 400 ФЗ, который отменил действие предыдущего пенсионного законодательства. Да, отменил, но только не в части применения норм расчета трудовых пенсий. А статья 14 - это как раз и есть та статья, которая имеет именно такое название "Размеры трудовых пенсий по старости". То есть во взаимодействии нового законодательства с предыдущим, нормы 173 ФЗ, регулирующие исчисление пенсий действуют в части, не противоречащей 400 ФЗ. Именно это и зафиксировано в 36 статье действующего законодательства, определяющий его вступление в силу, а именно:

ч. 3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

И, обратите внимание, исчисление не страховой части пенсии, а именно ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ. А трудовая пенсия по предыдущему закону как раз и состоит из страховой части и фиксированной выплаты, что зафиксировано в одной действующей на сегодняшний день статье 14 173 го закона..

Получается, что на сегодняшний день из всех норм 173-ФЗ однозначно в соответствии с 400-ФЗ должны применяться и применяются, но в усеченном ПФР виде, нормы статей:

14. Размеры трудовых пенсий по старости

29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)

30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц

30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав

30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации

ВЫВОД - моё личное мнение:

Те, кто вышел на пенсию в период действия 173 ФЗ, имея большой страховой стаж (больше 25 лет для женщин, и больше 30 лет для мужчин) имеют полное право на применение с 1 января 2015 года нормы статьи 14, зафиксированной в п. 17 на увеличение фиксированной выплаты на 6% за каждый год сверх указанного (25 и 30 лет) общего страхового стажа.

Остаётся висеть в воздухе такой вопрос: а те, кто вышел на пенсию до введения в действие 173-ФЗ, имеют право на такое же увеличение фиксированной выплаты

Пенсионное законодательство менялось уже не раз, но споры о стаже по-прежнему не утихают. Увы, довольно часто после подсчета в ПФР трудовой стаж оказывается намного меньше, чем ожидалось. Разберем, какие периоды сейчас не засчитывают в стаж и почему.

1. В стаж для снижения пенсионного возраста на 2 года не засчитываются т. н. нестраховые периоды.

К ним относятся: отпуск по уходу за ребенком, служба в армии, период ухода за престарелым или инвалидом 1 группы и т. д.

Это периоды, когда человек не работал по уважительным, социально значимым причинам. Поэтому, по общему правилу закон позволяет засчитывать это время в страховой стаж для пенсии (ст. 12 Закона 400-ФЗ).

Но он не предусматривает включение этих периодов в длительный стаж, который сейчас позволяет снизить пенсионный возраст на 2 года (37 лет женщинам и 42 года мужчинам).

В такой стаж засчитываются только периоды работы и получения пособия по временной нетрудоспособности (п. 9 ст. 13 Закона 400-ФЗ).

2. Из стажа для расчета пенсии исключаются:

Во-первых, периоды не подтвержденные трудовой книжкой.

По правилам, до того, как человек получил «зеленый страховой полис» - СНИЛС - от ПФР, его стаж учитывается по документам — прежде всего, по трудовой книжке.

Однако ошибки, допущенные в свое время сотрудниками отдела кадров, могут «аукнуться» работнику спустя многие годы.

Например, ПФР может не засчитать в стаж периоды работы, если в трудовой книжке допущены ошибки в написании Ф.И.О. ее владельца, не читаются оттиски печати, нет сведений о переименовании предприятия и т. д.

Придется подтверждать стаж справками от работодателя, из архива или же в судебном порядке.

Во-вторых, периоды без уплаты страховых взносов.

Закон «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ с 2002 года ввел главное условие для зачета в стаж периодов работы — это уплата страховых взносов. Поэтому сейчас много проблем возникает из-за того, что работодатель по каким-то причинам не исполнял свои обязанности перед ПФР.

Но хотелось бы обратить ваше внимание на два момента:

1) Верховный суд РФ признал, что до 2002 года закон не требовал уплату страховых взносов для зачета работы в общий трудовой стаж (за исключением лишь предпринимателей и пр. самозанятых).

Поэтому исключение из стажа периодов работы в связи с отсутствием сведений о заработке и страховых взносах на лицевом счете признается незаконным (см. например, определение по делу № 83-КГ13-13).

2) После 2002 г. неуплата страховых взносов работодателем не может служить основанием для исключения из стажа периодов работы.

Такое решение вынес Конституционный суд РФ (постановление № 9-П от 10.07.2007 г.).

Но проблема все равно не решена до конца: если работодатель не сдал сведения в ПФР о начисленных работнику взносах, то в стаж эти периоды учтут, а вот в расчет пенсии — нет, т. к. учитывается сумма взносов, которая в данном случае неизвестна.

3. В стаже для льготной, досрочной пенсии не учитываются:

Во-первых, периоды работы, которым работодатель не присвоил специальный код «льготного стажа».

После выдачи СНИЛСа все сведения о стаже, в т.ч. о льготном, ПФР берет исключительно из лицевого счета работника.

Поэтому обязательно нужно контролировать, чтобы ваш работодатель своевременно проставлял код льготы, если вы претендуете на досрочную пенсию;

Во-вторых, периоды, начиная с 2013 года, за которые работодатель не платил дополнительные страховые взносы за вредные условия труда своих работников.

Сейчас начинают исключать льготный стаж по этому основанию (в ст. 30 Закона 400-ФЗ стоит такое условие);

В-третьих, периоды простоя предприятия. Они входят в страховой стаж, но не в льготный — это прямо предусмотрено Правилами № 516 (ПП РФ от 11.07.2002 г.).

В связи с этими ограничениями заработать льготный стаж сейчас становится все сложнее.


Некрасова Евгения Анатольевна


Трудовой стаж убрали из пенсии. Фото mmk-mission.ru

Люди, которые выходят на пенсию, сталкиваются с тем, что определенный период времени, в течение которого они официально трудились, не учитывается работниками ПФ, поэтому за счет этого значительно уменьшается размер выплаты.

Трудовой стаж не влияет на пенсию

С 2002 года все работодатели должны передавать в ПФ сведения о каждом своем работнике, его зарплате и иных параметрах. Это позволяет фонду формировать специальную базу данных, с помощью которой очень легко узнать стаж, места работы и заработок любого человека.

Что делать, если на карту поступили деньги с неизвестного счета? Подробнее тут.


Что учитывается при расчете пенсии? Смотрите видео:

Это приводит к тому, что некоторые периоды действительно не учитываются в процессе расчета пенсии. Это является причиной получения гражданами меньшей выплаты, чем они заслуживают.

Правила расчета стажа за прошлые периоды

Если гражданин работал в 90-е, то он должен самостоятельно подтверждать свой стаж. Для этого недостаточно только сведений из трудовой книжки, поэтому нужно обладать разными справками или другими документами, выступающими доказательствами официальной работы гражданина в какой-либо компании в определенный период времени.

Только при наличии таких подтверждающих документов стаж работы будет учтен в процессе расчета пенсии. Это же относится к среднему заработку человека в этот период времени.

Все периоды, которые должны входить в стаж, складываются, после чего полученное значение вставляется в специальную формулу. Каждый период представлен промежутком времени между датой приема на работу и моментом увольнения из какой-либо организации.

Иногда такие периоды увеличиваются, например, если гражданин трудится на сезонной работе, поэтому каждый сезон приравнивается к году труда. Дополнительно во время расчета пенсии учитывается зарплата гражданина.


Пенсионеры, обладающие советским стажем, могут рассчитывать на специальную общую надбавку. Она называется по-другому валоризацией. Рассчитывать на нее могут только люди, получающие страховую пенсию. За каждый год работы до 1991 года прибавляется 1% к пенсии.

Как считают стаж для пенсии в ПФ? Ответ в видео:

За работу в период с 1991 по 2002 гг. полагается прибавка в размере 10%. Начисляется данная доплата без необходимости составления какого-либо заявления непосредственным пенсионером.

Почему стаж не учитывается

Основной проблемой учета стажа за период до 2002 года выступает то, что у людей просто отсутствуют доказательства того, что они трудились в той или иной компании определенный период времени. Даже трудовая книжка может быть заполнена с существенными нарушениями или ошибками.

Поэтому работники ПФ принимают решение не учитывать данные периоды при расчете страховой пенсии. Если выясняется, что в трудовой книжке действительно имеются какие-либо ошибки или нарушения, то гражданину придется подтверждать свой стаж с помощью других документов.

В ином случае он столкнется с существенным снижением своей пенсии.

Поэтому можно передать в ПФ следующую документацию:

  • справка, полученная непосредственно с места прошлой работы;
  • выписки из архивов;
  • копия трудового договора, на основании которого гражданин трудился в определенной организации;
  • выписки из других документов;
  • свидетельские показания.

Возраст выхода на пенсию Фото verge.zp.ua

Иногда граждане сталкиваются с тем, что организации, в которых они работали в прошлом, уже закрыты. Поэтому получить справку с места работы не представляется возможным. Иногда сведения о работе теряются, поэтому отсутствуют даже в архиве.

Как выйти на пенсию на 2 года раньше положенного? Читайте здесь.


Заключение

Некоторые пенсионеры действительно сталкиваются с тем, что их трудовой стаж не учитывается при расчете пенсии. Это связано с тем, что они не могут подтвердить свою работу в той или иной организации в определенный период времени. Поэтому в интересах непосредственных граждан найти официальную документацию, подтверждающую их стаж.

В Пенсионном фонде России рассказали, что не будет входить в трудовой стаж по новому закону в 2021 году. Так, с 2019 года для назначения пенсии перестали учитываться некоторые периоды стажа, если непосредственно до или после них у гражданина не было периодов работы, за которые направлялись отчисления в Пенсионный фонд.

Более подробно, что теперь не входит в стаж работы для выхода на пенсию, какой стаж должен быть у мужчин и женщин по новому закону, как учитывается период службы в вооружённых силах РФ, по призыву или после подписания контракта, при расчёте общего трудового стажа, и производящихся на его основе выплат, и компенсаций, что может повлиять на исключение периода стажа или его зачисление для назначения пенсии, читайте в данной статье.

Какие периоды теперь не включают в пенсионный стаж: что не войдет в трудовой стаж в 2021 году?

С 2019 года полностью изменился подход к пенсионной системе. Граждане теперь будут позже выходить на пенсию, применены новые формулы относительно начисления выплат, и состав трудового стажа также изменен.

Что теперь не будет входить в трудовой стаж по новому закону

В 2021 году перестанут учитываться при подсчете пенсионного стажа периоды, обозначенные в ч. 1, ст. 12 ФЗ № 400, если до них или после не было трудовой деятельности, являющейся поводом для отчислений в ПФР. При этом период трудовой деятельности не важен, главное его наличие.

К таким периодам имеют отношение:

  • служба в армии или вневедомственным структурам;
  • уход за ребенком до 1,5 лет, но в общем подсчете не более 6 лет;
  • временная нетрудоспособность;
  • уход за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом, пожилым гражданином от 80 лет;
  • получение пособия по безработице;
  • период обустройства в процессе переезда в другой регион с целью осуществления трудовой деятельности.

Важно: период учебы на очной форме исключен, по причине отсутствия отчислений за гражданина в ПФР.

До 2025 года минимальный уровень трудового стажа будет повышаться на 1 год, пока не составит 15 лет, а пенсионных баллов — на 2.4, пока не составит 30.

Какой стаж должен быть у мужчин и женщин для выхода на пенсию по новому закону в 2021 году

Те, кому предстоит выйти на пенсию в 2021 году, а это женщины достигшие возраста в 56,5 лет и мужчины достигшие 61,5 года, должны для начисления им пенсии иметь трудовой стаж не менее 12 лет и должны набрать 21 пенсионный балл.

Если нет обстоятельств по которым выход на пенсию происходит раньше, например северного стажа или многодетности.

Что такое 1 пенсионный балл?

  • Его размер установлен ч. 7 ст. 10 ФЗ № 350 от 3-го октября 2018-го года.
  • 1 пенсионный балл Вы заработаете если в течении календарного года будете перечислять в пенсионный фонд взносы с зарплаты равной 1 МРОТ.

Если эти условия не выполнены, то можно рассчитывать только на социальную пенсию.

Исключение периода стажа в зависимости от категории

На исключение периода или его зачисление может влиять вариант стажа, который стал основанием для прекращения трудовой деятельности.

Стаж для назначения пенсии

При подсчете этого вида могут исключить:

  • прохождение службы в армии, если до нее или после отсутствовала работа;
  • период временной нетрудоспособности может засчитываться, только если в это время были выплаты из социального фонда;
  • если мамочка в периоды ухода за ребенком не была уволена, то есть имела место работы, это время не будет учтено, при этом для размера пенсии будет выгоднее период ухода;
  • периоды безработицы, общественных трудовых работ и переезда должны подтверждаться справкой из ГУСЗН;
  • периоды заключения под стражей или ухода за инвалидами и пожилыми гражданами должны подтверждаться справками из соответствующих учреждений или опекунов инвалида;
  • для жен военных, служащих на территории страны нужны справки не только из воинских частей, но и центров занятости, пребывание за границей как при муже военном, так и дипломате подтверждается справкой из организации его действия.

Важно: при отсутствии условий, обозначенных нормами, периоды учтены не будут.

Основные разновидности стажа:

Стаж для досрочной пенсии

Такой стаж возникает при наличии у гражданина труда во вредных и опасных условиях.

Чтобы они были зафиксированы должны иметься:

  • записи в трудовой книжке о назначении на должность, которая подпадает под подобную категорию;
  • у предприятия должны иметься разрешительные документы на ведение подобной деятельности;
  • также работодатель должен вносить дополнительные страховые взносы.

Важно: если все условия подтверждения специального стажа отсутствуют, пенсионер зачисляется к разряду обычных пенсионеров, а льготный стаж сгорает.

Стаж для сокращения на 2 года

Этот стаж предусмотрен для граждан, которые располагают продолжительностью работы от 37 лет для женщин и 42 лет для мужчин. При наличии требуемого количества отработанных лет можно выйти на пенсию на 2 года раньше, но только в возрасте 55 / 60 лет.

Снизить количество лет могут нетрудовые периоды, если отсутствовали отчисления в ПФР, как следствие отсутствия трудовой деятельности до и после таких периодов.

Для получения сельской надбавки

С 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности:

  • при наличии не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве,
  • проживании на селе
  • и отсутствии оплачиваемой работы.

Не всем хватает необходимых лет, поэтому они стали обращаться в ПФР с требованием добавить недостающие года нестраховыми периодами.

В некоторых случаях в трудовой стаж с начала 2019 года перестали включать службу в армии и уход за детьми:

Однако условие индексации именно работа в сельской местности на протяжении 30 лет. Поэтому такой период как служба в армии не учитывается.

Как соотносятся служба в армии и трудовой стаж?

Регулярные изменения пенсионного законодательства приводят в замешательство многих людей, особенно, перед выходом на заслуженный отдых. Часто вопросы затрагивают тему учёта периода службы в вооружённых силах РФ, по призыву или после подписания контракта, при расчёте общего трудового стажа, и производящихся на его основе выплат, и компенсаций.

Основные термины

Общий трудовой стаж – это количество лет, отработанных человеком за всю его жизнь, без учёта производимых выплат в ПФР.

Известно, года трудовой деятельности, в течении которых от гражданина или от его работодателя не производились перечисления на его счёт в ПФ, не берутся в расчёт при определении размера пенсии. В связи с этим не все записи в трудовой книге принимаются при расчёте пенсионного обеспечения.

После внедрения пенсионной реформы в 2002 г. официально признана новая формулировка «общий страховой стаж», который учитывает только те года, когда гражданином или его наймодателем перечислялись страховые выплаты в ПФ.

Именно на основе общего страхового стажа исчисляется величина пенсионных выплат и оплата по больничным листам, начисляются льготы.

Трудовой стаж – является составной частью страхового стажа. Термин «общий трудовой стаж» официально остался действующим, но, по привычке, общий страховой стаж нередко именуют как «общий трудовой».

Согласно ст. 12 № 400-ФЗ служба в рядах вооружённых сил РФ входит в общий стаж и имеет значение при определении его видов, которые, начиная с 2002г. используются в расчётах, связанных с пенсией:

  1. Трудовой. С 2002 г. указанный вид стажа не связан с пенсией напрямую.
  2. Страховой. На него напрямую ориентируются при определении пенсии.
  3. Льготный. Обеспечивает ранний выход на пенсию.

Основанием для начисления специального (льготного) стажа является служба в рядах армии в особо тяжёлых условиях, например:

  • служба в «горячих точках», число дней увеличивается в 3-и раза;
  • солдаты-подводники, десантники-парашютисты;
  • суровые климатические условия, опасные, сопровождающиеся риском для жизни, поисковые и спасательные, противопожарные работы.

Приведённые правила распространяются на службу в армии, проходимую в любое время, в том числе и до 2002 г.

Учёт военной службы в общем трудовом стаже

Общий страховой стаж складывается из 2-ух различных периодов, которые отличаются друг от друга размером и порядком отчислений в Пенсионный фонд.

Это периоды:

  • страховые;
  • не страховые.

Служба в вооружённых силах РФ, органах Федеральной службы безопасности, Министерстве внутренних дел, таможенной полиции относятся к не страховым случаям.

Годы службы включаются в общий стаж при одном условии: отчисления в ПФР производились до и после службы. Если призывник не имел запись трудовой книге до армии и после прохождения службы не устроился на работу в течение нескольких месяцев, то служба в стаже не учитываются.

Исключение распространяется только на военнослужащих, которым полагается льготный стаж за армейскую службу. Их служба в вооружённых силах учитываются вне зависимости от официального трудоустройства после увольнения в запас.

Какие документы нужны для учета службы в стаже?

Пакет документов

Если до призыва гражданин не был зарегистрирован как застрахованное лицо, то его служба в армии учитывается только при предъявлении следующих документов:

  • военный билет;
  • справка из комиссариата;
  • трудовая книга или справками с последнего места трудовой деятельности.

Утерянный военный билет может быть заменён выпиской из военного архива.

Расчёт стажа для призывников и контрактников

Служба по контракту предполагает получение заработанной платы, с размера которой производятся отчисления в ПФР.

В данном случае трудовой стаж определяется из расчёта: один день на военной службе соответствует рабочему дню в гражданских условиях.

Аналогичная формула используется для исчисления стажа для солдата-призывника. Дни выходных и увольнительных не учитываются.

Правительством РФ определены списки территорий и организаций, продолжительность армейской службы в которых засчитывается в стаж с повышающим коэффициентом 1,5 и 2.

Перерывы в службе, отмеченные в соответствующих документах, не влияют на её общую продолжительность.

Оплата пособия по болезни после службы в армии

Начиная с 2007 г служба в рядах вооружённых сил учитывается при оплате больничных листов согласно правилу: один день армейской службы сопоставляется с одним рабочим днём в гражданских условиях.

Заключение

ПФР назвал периоды стажа, что не будет входить в трудовой стаж по новому закону. С начала 2019 года произошли кардинальные перемены для будущих пенсионеров. Они коснулись и учета в стаже нестраховых периодов, которые могут быть зачтены при начислении пенсии, но только при наличии определенных моментов. Особенно это касается отчислений в ПФР до и после момента прекращения трудовой деятельности.

В конце сентября 2020 года Пенсионный Фонд России отчитался о подготовленных на 2021 год планах. Получателей пенсионного обеспечения ожидает достаточно количество изменений, большая часть которых касается самого важного: размера выплат.

Ежегодно множество пенсионеров задают один и тот же вопрос? Куда делся их стаж труда, заработанный после 2002 года, и почему он не учитывается при расчете выплат? Вопрос вполне логичный, ведь на первый взгляд дополнительные единицы в общем стаже должны напрямую влиять на размер получаемых выплат. Однако на практике это не так.

Одновременно с объявлением готовящихся изменений ПФР в очередной раз дал подробное разъяснение касаемо стажа трудовой деятельности, накопленного после 2002 года.

Почему стаж работы после 2002 года не учитывается при расчете пенсионного обеспечения?

Отсутствие периодов работы с 2002 года по настоящее время в расчете пенсионного обеспечения на самом деле объясняется очень просто. Причина этому заключается в том, что в конце 2001 года произошла пенсионная реформа, которая начала действовать с начала 2002 г.

Раньше размер пенсии рассчитывался исходя из количества отработанных лет. Все было просто. Размер основной части пенсионного обеспечения напрямую зависел от стажа. Однако в 2002 году правила расчета поменялись. Пенсионная реформа ввела так называемые страховые отчисления, а сами выплаты стали называться страховыми.

Периоды трудовой деятельности после 2002 года на самом деле учитываются в расчете пенсии. Однако не так, как это было раньше. Та часть пенсионных накоплений, которая была накоплена после реформы, учитывается в расчетах на в качестве отработанных лет, а в виде страховых отчислений.

Каждая организация и ИП с каждой заработной платы, премии и других выплат сотрудников, с которых необходимо совершать взносы, обязан перечислять в ПФР определенную сумму денег:

  • 22% от размера выплат при соблюдении предельного значения;
  • 10% от той части выплаты, которая выходит за рамки предельного значения.

Предел устанавливался на каждый год. Например, в 2020 году он составляет 1 млн. 292 тыс. руб. Пока доход гражданина не превысит эту отметку, за него будут отчисляться взносы в размере 22% от заработка, после превышения размер снизиться до 10%.

ВАЖНО: Взносы в Пенсионный Фонд, а также на личный счет гражданина в ФСС и на формирование накоплений на обязательную медицинскую страховку, оплачиваются работодателем из собственных средств. Отчисления не удерживаются с дохода гражданина. Расчет происходит следующим образом: если заработная плата гражданина за месяц составила 50 тыс. руб. до вычета подоходного налога, то его организация из собственных средств платит за него взнос в размере 11 тыс. руб. (22%).

Как считаются выплаты для граждан, ушедших на пенсию после 2002 г?

Страховая часть пенсионной выплаты рассчитывается по формуле:

Сумма накоплений / Число ожидаемых месяцев получения пенсии + Фиксированная базовая выплата

Стаж, накопленный до 2002 г., учитывается в сумме накоплений. Она рассчитывается по формуле:

СВП2002 + СВД2002 + В, где:

  • СВП2002 – сумма взносов, отправленных работодателями гражданина на его счет за годы работы после 2002 г.;
  • СВД2002 – трудовой стаж, заработанный до 2002 г., условно переведенный в страховые взносы;
  • В – валоризация, составляющая 10% от СВД2002, плюс 1% за каждый полный календарный год трудовой деятельности до начала 1991 г.

Стаж труда до 2002 года переводится в страховые взносы по формуле:

( Расчетная пенсия на 1 янв. 2002 г. – 450) * Расчетное количество месяцев периода получения пенсионных выплат

Расчетное количество месяцев для граждан, ушедших на пенсию в 2002 году, составляет 12 лет. Каждый следующий год прибавляет к этому значению 6 месяцев. Соответственно, в 2020 году показатель равняется 20 годам и 6 месяцам.

Читайте также: