Положение о пенсиях работникам науки 1949 года


В публикации рассмотрены особенности повышенного пенсионного обеспечения. Обращено внимание на его субъективный характер. Показаны примеры назначения отраслевых пенсий.

Одним из важнейших инструментов кадровой политики Советского Союза являлось пенсионное обеспечение. До второй половины 1950-х гг. в СССР не существовало единой системы пенсионного обеспечения для всех советских граждан. Пенсионные льготы предоставлялись определенным категориям советских рабочих и служащих в зависимости от первостепенных государственных задач: ликвидация неграмотности обусловила обеспечение учителей пенсиями за выслугу лет, индустриализация - появление пенсий по старости для текстильщиков, горнорабочих, металлургов, железнодорожников и т.д. В послевоенные годы потребовались квалифицированные кадры для восстановления разрушенного народного хозяйства, поэтому для работников ряда ведущих отраслей промышленности было установлено так называемое повышенное пенсионное обеспечение. Отраслевые повышенные пенсии назначались по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Интересные сведения о ситуации, сложившейся в системе повышенных пенсий в начале 1950-х гг., содержатся в докладных записках Министра социального обеспечения РСФСР Н.А. Муравьевой (1952 - 1961 гг.), предназначенных для вышестоящих государственных и партийных органов, которые в настоящее время хранятся в фондах Государственного архива Российской Федерации.

По данным руководителя российского Минсобеса на апрель 1953 г., для установления повышенного пенсионного обеспечения работникам приоритетных отраслей "начиная с 1947 года издано более 300 открытых постановлений и распоряжений Правительства и почти такое же количество закрытых" (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478- Ф. А-413. Оп. 4. Д. 426. Л. 4.). Среди важнейших отраслей промышленности: горная, угольная, нефтяная, золото-платиновая, алмазная, химическая и химико-фармацевтическая; морской и железнодорожный транспорт. Также повышенные пенсии предусматривались для ученых, работавших в ведомственных учебных и научных заведениях.

Здесь нужно сказать, что повышенными пенсии, предусмотренные для работников ведущих отраслей, являлись по отношению к обычным страховым пенсиям. В это время пенсии по старости на общих основаниях советские рабочие и служащие могли получать по достижении 60 лет мужчины и 55 лет женщины, если они выработали 25 и 20 лет трудового стажа соответственно. Размеры таких пенсий были весьма небольшими. При этом из-за множества ограничений формального характера обычные пенсии многим советским гражданам были недоступны. В научной среде повышенные пенсии по размерам и набору льготных показателей превосходили так называемые академические пенсии.

Отличительной чертой повышенных пенсий являлся отраслевой субъективизм:

• условия назначения и правила расчета пенсий для нужной отрасли устанавливались, как было сказано выше, отдельными распоряжениями и постановлениями Совета министров СССР, исходя из конкретных приоритетов. Возможно, имело место отраслевое лоббирование. Например, работникам горных институтов и горных факультетов (постановление Совмина СССР № 742 от 19.02.1949) пенсии назначались в возрасте 50 лет как мужчинам, так и женщинам, в размере от 50 до 65% от оклада (ставки); работникам высших медицинских и фармацевтических учебных заведений и НИИ (постановление Совмина СССР от 23.01.1951 № 200) - в возрасте 55 лет в размере 40% ставки; в вузах и НИИ железнодорожного транспорта (постановление Совмина СССР от 24.07.1949 № 3184) - в возрасте 50 лет женщинам и 55 лет мужчинам в размере от 50 до 65% оклада, а в вузах и НИИ морского флота, а также Министерства финансов - тоже с 50 - 55 лет, но исходя только из 50% ставки (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2678. Л. 3). Характеризуя удивительное разнообразие условий и норм повышенного пенсионного обеспечения, к вышеприведенным примерам можно добавить следующие факты: работникам предприятий судостроительной промышленности предел заработка, из которого исчислялась пенсия по инвалидности, был установлен в 600 руб., а для работников паровозостроительных предприятий - 500 руб.; работникам системы Министерства путей сообщения в стаж, дающий право на повышенную пенсию, могло быть засчитано время работы в судостроительной промышленности, а работникам судостроительной промышленности время работы в системе Министерства путей сообщения - нет (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 4. Д. 426. Л. 4).

Анализируя пенсионную статистику за 1952 г., Н.А. Муравьева направила в Президиум Верховного Совета СССР следующую информацию: всего пенсионеров в РСФСР - 8 570,6 тыс. человек. При этом ежемесячный размер в рублях у получателей обычных пенсий по социальному страхованию находился в пределах: по старости от 50 до 180 руб., по инвалидности - от 99 до 300 руб. Инвалидам недавно закончившейся Великой Отечественной войны пенсии выплачивались в границах от 56 до 500 руб., а семьям погибших воинов - от 32 до 300 руб. У получателей повышенных пенсий картина получалась несколько иная. Пенсии по инвалидности работники приоритетных отраслей получали в пределах от 235 до 780 руб. в месяц; по случаю потери кормильца - от 235 до 584 руб. в месяц. Обеспечение по старости министр характеризовала отдельно на конкретных примерах. Так, работник аппарата Министерства финансов, Министерства связи или Министерства электростанций, достигший 55-летнего возраста (при окладе 3 000 руб.), получал пенсию 1 500 руб. в месяц, продолжая работать. Такой же работник Министерства иностранных дел, юстиции, строительства, машиностроения и многих других министерств при возрасте 60 лет и при том же окладе получал пенсию только 150 руб. в месяц. Слесарь, работавший на электростанциях, при тарифной ставке в 980 руб. получал пенсию по старости в размере 588 руб. в месяц, а такой же квалификации слесарь заводов машиностроения - только 150 руб. (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 4. Д. 426. Л. 2 - 3). Сведения об общем количестве получателей повышенных пенсий содержатся в секретной записке за подписью А.Н. Косыгина, направленной в апреле 1955 г. в адрес Совета министров СССР: пенсия по старости обычно 150 руб. в месяц. Такие низкие нормы пенсий распространяются примерно на 70% всех пенсионеров из числа рабочих и служащих, утративших трудоспособность. Остальные 30% пенсионеров получают повышенные пенсии (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. Р-9553. Оп. 3. Д. 4. Л. 255).

Весьма показательная ситуация с повышенным обеспечением сложилась в академической среде. Весной 1955 г. руководитель российской пенсионной службы сообщала в отдел науки при ЦК КПСС, что профессор, заведующий кафедрой университета, имеющий оклад 6 000 руб., в возрасте 60 лет мог получить академическую пенсию по старости в размере 40% от ставки в 4 000 руб., т.е. 1 600 руб. в месяц, только оставив работу, а профессор, заведующий кафедрой Горного института с таким же окладом 6 000 руб., получал пенсию по старости с 50 лет в размере от 50 до 65% от полного оклада в 6 000 руб., и его пенсия составляла от 3 000 до 3 900 руб. Причем последний продолжал работать, сохраняя и свой оклад. Интересно, что наибольшее количество работающих получателей повышенных пенсий было среди медицинских и фармацевтических работников. При этом Нонна Александровна называла фамилии выдающихся советских академиков, которые, оставив работу, стали получать пенсии в размерах от 600 до 2 400 руб. (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2678. Л. 3 - 4), т.е. оказались в менее выгодных условиях, чем их коллеги, занятые в приоритетной отраслевой науке.

В том же 1955 г. Н.А. Муравьева привлекала внимание отдела науки ЦК КПСС к средствам, затраченным на выплату повышенных пенсий научным работникам всего четырех учебных заведений, а именно Московского горного института им. И.В. Сталина, Института горного дела АН СССР, Первого и Второго Московских медицинских институтов. Министра возмутил факт получения за один год всего лишь 132 работавшими в четырех перечисленных учреждениях г. Москвы пенсионерами льготных пенсий на сумму около 3 млн руб. (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2757. Л. 22 - 23). Разделив 3 млн на 132 пенсионера и на 12 месяцев выплаты в год, получим средний ежемесячный размер повышенной пенсии 1 894 руб. Интересно сравнить полученный результат с размерами обычных академических пенсий. На конец 1954 г. в РСФСР по Положению о пенсионном обеспечении работников науки (Положение о пенсионном обеспечении работников науки, утв. постановлением Совета министров СССР от 28.09.1949 № 4140) получали пенсии 4 993 человек, которым за указанный год было выплачено 30,9 млн руб. (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2678. Л. 2 - 3), т.е. средний размер их пенсий составил 515 руб.

Уже после отмены повышенного обеспечения известный советский ученый-правовед В.А. Ачаркан обращал внимание на еще одну его характерную черту: ". в одних отраслях высококвалифицированному специалисту и уборщице пенсии по старости назначались в одинаковых размерах, в других - соотношение между минимальными и "повышенными" пенсиями достигало 1: 50" (Ачаркан В.А. Обеспечение ветеранов труда в СССР. М.: Наука, 1965. С. 47). На современном этапе, упоминая пенсии данного вида при анализе советской системы социального обеспечения, ученые также отмечают ведомственный подход, "излишества в пенсионном обеспечении, особенно руководящих и инженерно-технических работников; элементы субъективизма при назначении".

Нужно ли говорить, что повышенное пенсионное обеспечение во многих профессиональных кругах вызывало глубокое недовольство. Понимание этого во многом благодаря аналитике министра российского социального обеспечения существовало в руководстве Коммунистической партии и советского правительства. В феврале 1956 г. с трибуны XX съезда КПСС в Отчетном докладе Центрального комитета партии Н.С. Хрущев заявил о необходимости улучшить дело пенсионного обеспечения. При этом он заметил: ". в пенсионном деле есть серьезные недостатки. в размерах пенсий существует недопустимый разнобой. Для ряда категорий пенсионеров установлен низкий размер пенсий, в то время как некоторые лица, в том числе работоспособные, еще не старые люди, получают высокие пенсии" (Хрущев Н.С. Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии // XX съезд КПСС: стенографический отчет. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. Т. 1. С. 77). Поэтому ЦК партии и Совету министров было поручено принять "меры по упорядочению вопросов пенсионного обеспечения с тем, чтобы размеры низших разрядов пенсий значительно увеличить, а размеры неоправданно высоких пенсий несколько снизить" (Хрущев Н.С. Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии - Там же).

В июле 1956 г. сессией Верховного Совета СССР был принят Закон «О государственных пенсиях», который унифицировал пенсионные права советских рабочих и служащих и, соответственно, отменил повышенное пенсионное обеспечение как таковое. Однако льготные пенсии в складывающейся системе всеобщего государственного пенсионного обеспечения были сохранены. Пенсии на льготных условиях и в льготных размерах назначались работникам, занятым в производствах с опасными для жизни условиями труда. Ко времени вступления в силу Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» были разработаны Списки производств, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, иначе говоря, "льготные" Списки. Конечно же, данные нормативные акты создавались в соответствии с приоритетами развивающейся промышленности, но не по отраслевому принципу или, иначе говоря, не по принципу ведомственной принадлежности, а в зависимости именно от условий труда. Например, пенсии работникам, занятым в металлургическом производстве, назначались независимо от того, кому было подчинено предприятие: Министерству черной металлургии или Министерству судостроительной промышленности.

При назначении льготных пенсий по Закону СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» ряд преференций был сохранен. Прежде всего, сохранялась возможность уйти на пенсию ранее установленного для обычных пенсий срока: на 10 лет для работников, занятых на подземных или во вредных условиях труда (Список № 1, утв. постановлением Совета министров СССР от 22.08.956 № 1173 (далее- Постановление № 1173)), и на пять - для занятых в тяжелых условиях труда (Список № 2, утв. Постановлением № 1173). Списки 1956 г. (с последующими дополнениями) просуществовали до распада СССР. Они делились на разделы в зависимости от видов производства. Присутствовала возможность получать пенсии в больших размерах, но льготные размеры от основных отличались незначительно. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца для рабочих и служащих, занятых во вредных условиях труда и на тяжелых работах, также были немного выше соответствующих пенсий, назначаемых на общих основаниях.

Памятуя о недовольстве граждан слишком большими размерами пенсий, предназначенными для весьма узкого круга получателей, советским пенсионным законодательством образца 1956 г. для рабочих и служащих был установлен единый пенсионный максимум, равный 1 200 (с 1961 г. - 120) руб. Для граждан, проработавших во вредных условиях труда (Список № 1, утв. Постановлением № 1173) более 15 лет, максимальные пенсии могли быть назначены в пределах от 1 400 (140) до 1 600 (160) руб. С января 1983 г. многие советские рабочие и служащие стали получать пенсию 132 руб.: максимум 120 руб. плюс 12 руб. надбавки за непрерывный стаж. Академические пенсии были на порядок выше: немногочисленные советские академики могли получать 2 400 (240) руб.; профессора и доктора наук - 1 600 (160) руб. Однако и эти пенсии не достигали прежних повышенных размеров. Вспомним получаемые некоторыми категориями специалистов в начале 1950-х гг. отраслевые пенсии равные 3 900 (390) руб.

Подводя общие итоги, нужно сказать, что практически забытые сегодня повышенные пенсии как особый вид пенсионного обеспечения просуществовали недолго, всего лишь с 1947 по 1956 гг., при этом название "повышенные пенсии" не отражало всей системы льгот и преимуществ, которые таковые пенсии предусматривали. Кроме увеличенных размеров среди основных характеристик пенсионного обеспечения данного вида можно назвать уменьшение пенсионного возраста и возможность продолжать работать на прежнем месте после его предоставления. Еще одной важнейшей чертой пенсий, предназначенных для работников приоритетных отраслей, было многообразие правовых условий и норм, регламентирующих их назначение и выплату.

По материалам («Социальное и пенсионное право», 2017)

О пенсионном обеспечении работников науки

Утвердил и ввел в действие с 1 января 1950 г. Положение о пенсионном обеспечении работников науки согласно приложению. [c.390]

Предложил Советам Министров союзных республик привести постановления и положения о пенсионном обеспечении работников науки в соответствие с Положением, утвержденным настоящим постановлением. [c.390]

Пенсии по инвалидности работникам науки могут быть назначены также либо по Закону от 14 июля 1956 г., либо по специальным нормам, уст. Положением о пенсионном обеспечении работников науки. В соответствии с Положением пенсии по инвалидности назначаются, если инвалидность наступила в период работы или не позднее двух лет после оставления работы з должностях, дающих право на П. р. н. Если причиной инвалидности является общее заболевание, то для назначения пенсии необходимо иметь не менее 10 лет работы в должностях, дающих право на этот вид пенсии. [c.225]


Работникам просвещения и здравоохранения, летно-подъемному составу гражданской авиации, нек-рым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий пенсии за выслугу лет назначаются и выплачиваются по спец. решениям Совета Министров СССР (напр., Пост. Совета Министров СССР от 17 дек. 1959 О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и с. х-ва). Работникам науки пенсии по старости и инвалидности, а их семьям по случаю потери кормильца назначаются и выплачиваются в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении работников науки (Пост. Совета Министров СССР от 28 сент. 1949). [c.169]

Действие Положения о пенсионном обеспечении работников науки распространяется на преподавателей, заведующих кабинетами социально-экономических наук, директоров и заместителей директоров по учебной части республиканских, краевых и областных двухгодичных партийных школ, на научных работников Высшей партийной школы при ЦК КПСС и Высшей партийной школы при ЦК КП Украины, на профессорско-преподавательский состав курсов иностранных языков Министерства иностранных дел СССР и на научных работников, имеющих ученые степени и звания и перешедших на работу в редакцию Большой медицинской энциклопедии из высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. [c.391]

В настоящее время пенсии, предусмотренные Положением о пенсионном обеспечении работников науки, назначаются Комиссиями по назначению пенсий при исполнительных комитетах районных (городских) Советов депутатов трудящихся (см., например, постановление Совета Министров РСФСР от 26 июля 1968г. №849). [c.393]

Пенсии по старости данной категории работников могут назначаться как по Закону от 14 июля 1956 г., так. и по особым условиям и кормам, уст. Положением о пенсионном обеспечении работников науки, утв. Советом Министров СССР. В соответствии с Положением право на пенсию имеют а) академики, члены-корреспонденты Академии наук СССР, Академии художеств, доктора и кандидаты наук, работающие в вузах и научно-исследовательских учреждениях б) лица, занимающие должности педагогического или научного персонала в вузах и научно-исследовательских учреждениях, а также их руководители и заместители руководителей по научной и учебной части в) профессорско-преподавательский состав институтов (факультетов) повышения квалификации и подготовки кадров г) работники министерств (ведомств), занятые научным и учебно-методическим руководством вузами или научно-исследовательскими учреждениями, если они имеют ученое звание или ученую степень и если этой работе предшествовала научно педагогическая или научно-исследовательская работа д) лица, работающие на выборных должностях в государственных органах и общественных организациях, если выборной работе предшествовала работа в должностях, дающих право на П. р. н. и т. д. [c.225]


Пенсии по случаю потери кормильца семьям работников науки могут быть назначены по их выбору либо как семьям рабочих и служащих по Закону от 14 июля 1956 г., либо по Положению о пенсионном обеспечении работников науки. Пенсия членам семьи работника науки назначается, если умерший получал пенсию по старости или инвалидности как работник науки либо умер, имея стаж научной работы не менее 10 лет. В последнем случае семья получит пенсию, если кормилец умер в период работы, даюший право на П. р. н., либо не позднее двух лет после оставления работы (см. также Порядок назначения пенсий). [c.225]

Работникам науки, которым должностные оклады устанавливаются в зависимости от стажа научно-педагогической работы, врем работы в органах партийно-государственного контроля (народного контроля) засчитывается IB научно-педагогический стаж при условии, если этой работе предшествовала научяо-педагогическая работа в научно-исследовательских учреждениях или высших учебных заведениях яри назначении работника государственной пенсии на льготных условиях время работы в органах партийно-государственного контроля (народного контроля) засчитывается в трудовой стаж, дающий право на эту пенсию, в том случае, если этой работе непосредственно предшествовала или за нею непосредственно следовала работа, дающая право на льготное пенсионное обеспечение (т. е. подземная работа, работа с вредными условиями труда и др.), и перерывы между работок в органах партийно-государственного контроля (народного контроля) и следующей за ней работой не превышают трех месяцев. [c.222]

Статья 19. Пенсионное обеспечение научных работников

1. Государство устанавливает для научных и научно-педагогических работников, которые имеют необходимый стаж научной работы, пенсии на уровне, обеспечивающем престижность научного труда и стимулирующем систематическое обновление научных кадров.

2. Положения данной статьи действуют до полного перехода на накопительную систему пенсионного обеспечения, временной период которого определяется началом трудовой деятельности физических лиц, достигших совершеннолетия и приступивших к научной (научно-педагогической) работе в год вступления в силу закона о пенсионном обеспечении государства, и завершается в год выхода этого научного работника на пенсию.

3. Пенсия научному и научно-педагогическому работнику назначается при достижении установленного действующим национальным законодательством пенсионного возраста:

мужчинам - при наличии стажа работы не менее 25 лет, в том числе стажа научной работы не менее 20 лет;

женщинам - при наличии стажа работы не менее 20 лет, в том числе научной работы не менее 15 лет.

4. Государственная пенсия научным работникам назначается в размере 75% от сумм заработной платы научного работника, которая определяется за два года перед обращением по назначению пенсии. При расчете пенсии учитываются персональные должностные надбавки и надбавки за ученую степень и звания.

Государственная пенсия научных работников подлежит индексации в связи с вводимыми в действие изменениями оплаты труда научных работников.

Пенсия ученым и научным работникам, получившим государственные премии, или почетные звания заслуженного деятеля науки и техники за заслуги в области развития науки, техники и технологий, может устанавливаться персонально на основе постановления правительства.

5. За каждый полный год работы сверх стажа научной (научно-педагогической) деятельности, определенного пунктом 2 настоящей статьи, пенсия увеличивается в соответствии с пенсионными накоплениями, отчисляемыми в государственный пенсионный фонд и негосударственный страховой фонд пенсионного накопления.

6. Пенсия научным и научно-педагогическим работникам в соответствии с действующим национальным законом о пенсионном обеспечении граждан назначается при условии соответствующего обращения о назначении пенсии в связи с достижением пенсионного возраста и освобождения от должности научного и научно-педагогического работника.

После назначения пенсии в порядке, установленном настоящим Законом и национальным законодательством, научные и научно-педагогические работники вправе работать по срочному трудовому договору в организациях любой формы собственности, а также заниматься предпринимательской деятельностью с сохранением пенсии, назначенной по старости.

Право на назначение пенсии в соответствии с настоящим Законом распространяется также и на лиц, которые на момент обращения по назначению пенсии работают на любых должностях в организациях всех форм собственности и имеют стаж научной работы, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи.

7. Действие настоящей статьи распространяется на научных и научно-педагогических работников научных и образовательных учреждений и организаций негосударственной формы собственности, которые в установленном порядке прошли государственную аккредитацию, а также высших учебных заведений, прошедших государственную аттестацию.

8. Пенсия научному и научно-педагогическому работнику выплачивается в полном размере независимо от его доходов, получаемых после выхода на пенсию.

9. Положения настоящей статьи распространяются также на пенсионеров из числа научных и научно-педагогических работников, которым пенсия назначена до вступления в силу настоящего Закона.

10. Порядок начисления государственной пенсии научным (научно-педагогическим) работникам определяется правительством.

Порядок начисления ученым и научным работникам пенсии из накопительного негосударственного фонда пенсионного страхования осуществляется на основании положения о негосударственном фонде пенсионного страхования.


>
Заключительные положения (ст. 20)
Содержание
Модельный закон "О статусе ученого и научного работника" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Немного дореволюционной истории

В царской России в том или ином виде пенсионное обеспечение существовало с незапамятных времен.
Пенсии были положены государственным служащим, военным, как офицерам, так и солдатам, отслужившим 25 лет и некоторым другим категориям населения.

Не вдаваясь в особые подробности, скажу только, что по данным пенсионного фонда России в 1914 году в Российской империи право на пенсию за выслугу лет имели:

· чиновники всех классов и канцеляристы;

· учителя школ и преподаватели вузов;

· инженеры и рабочие всех казенных (государственных) заводов;

· врачи и медперсонал всех казенных больниц;

· работники железной дороги.

Немаловажным является и тот факт, что не было такого понятия как пенсионный возраст.
Для получения пенсиона в размере полного должностного оклада нужно было иметь стаж 35 лет.
При стаже от 20 до 30 лет пенсия составляла 2/3 от заработка, от 10 до 20 лет 1/3.

Размер пенсии устанавливался 1 раз и никакому пересмотру и индексации не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию.
Однако нужно заметить, что право на пенсию имели только «благонадежные» члены общества.
Человек, привлеченный к ответственности за уголовное преступление, уличенный в антигосударственной (революционной) деятельности, уволенный за нарушения трудовой дисциплины лишался права на пенсию.
Также пенсии лишали тех, кто принимал монашеский постриг или уезжал на постоянное место жительства за границу.

Все выше перечисленное относится к государственному пенсионному обеспечению.
Ну а как обстояло дело с теми, кто работал на частных предприятиях?
Что бы ни писали в учебниках истории об ужасах проклятого царизма, но социальные программы в отношении рабочих частных заводов и фабрик, действовали, и детские сады, школы для детей рабочих с бесплатным обучением, заводские больницы существовали.
Пенсионные выплаты осуществлялись из негосударственных эмеритальных, пенсионных и страховых касс которых по всей России насчитывалось более 200.
По сути это были те самые негосударственные пенсионные фонды, в которые нас всех еще совсем недавно так активно призывали вкладывать деньги.

Единственный слой населения, который никак не был охвачен пенсионным обеспечением, были крестьяне.

Пенсионные реформы в СССР

Как известно строительство нового общества в Советской России, а затем и в СССР началось с полного разрушения всей существовавшей системы.
«Отречемся от старого мира…», «Весь мир насилья мы разрушим…» и так далее.

Декрет Совнаркома РСФСР от 26 апреля 1919 года гласил:

"Все старые пенсии, выдаваемые из Государственного казначейства, пенсионных, эмеритальных, вспомогательно-сберегательных и прочих касс на основании законоположений, изданных до Октябрьской рабоче-крестьянской революции, подлежат пересмотру".
Председатель Совнаркома Ульянов (Ленин), управделами Бонч-Бруевича, секретарь Фотиева.

Думается не нужно объяснять, что «пересмотр» означал не что иное, как ликвидацию всех этих организаций, а находящиеся на их счетах средства экспроприации, на нужды государства рабочих и крестьян.

Подтверждением всего вышесказанного может служить письмо тифлисских рабочих- железнодорожников написанное в 1927 году своему земляку И.В. Сталину которое хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории (бывший центральный партийный архив).

"Многоуважаемый Иосиф Виссарионович! В бытность Вашу в Тифлисе, во время посещения Тифлисских Вашего имени мастерских, мы, железнодорожные рабочие и служащие как мастерских, так и депо, подали Вам просьбу, в которой просили оказать содействие, дабы дать конец волнующему нас вопросу — о возврате наших мелких сбережений, которые мы, рабочие и служащие, тяжелым трудом заработанные откладывали на черный день путем сбережения через пенсионную кассу и страхования жизни при этой пенсионной кассе. По разъяснению Наркомфина СССР, деньги наши перечислены в доход казны в 1918 году".

Тем не менее в 1918 году был выпущен декрет Совнаркома о пенсиях и ряде льгот инвалидам Империалистической (первой мировой) войны и инвалидам Красной армии.
В 1923-м право на пенсию получили старые большевики, в 1928 году работники горнорудной и текстильной промышленности.

Только в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим. Колхозное крестьянство в пенсиях очевидно не нуждалось.

Тогда же был установлен и возраст выхода на пенсию 55 лет для женщин и 60 для мужчин.
Да это тот самый возраст, повышение которого сегодня вызвало бурю негодования.
Очень часто приходится слышать, что то типа «это все для того, что бы люди ни имели шансов дожить до пенсии». Скажу на это только одно.
В 30-е годы дожить до пенсии шансов было гораздо меньше.

В 1926-1927 годах средний возраст мужчин в СССР был 40,2 года, женщин – 45,6 года.
В начале 50-х годов, то есть в конце эпохи Сталина максимальная трудовая пенсия была 300 рублей и составляла 25% от среднемесячной зарплаты, размер которой на тот момент был 1200 до реформенных рублей.

Пенсионная реформа 1956 года

Система пенсионного обеспечения в СССР в окончательном виде была сформирована почти через 40 лет после Великой Октябрьской Социалистической революции. В 1956-ом году был принят закон «О государственных пенсиях», в результате чего средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза.

Тогда же впервые начали начислять пенсии колхозникам.
Правда, пенсией назвать это мягко говоря сложно.
После реформы 1961 года всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц.
В 1973 году размер государственной пенсии труженикам села был повышен до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей.
Правда следует сказать, что колхозы имели право выплачивать своим ветеранам надбавки из собственного бюджета. Пенсионный возраст и трудовой стаж, необходимый для получения такой надбавки, устанавливали на общем собрании.

Нужно так же сказать, что в СССР существовала система персональных пенсий, которые назначались за особые заслуги перед страной. Различались персональные пенсионеры, республиканского и союзного значения.

На протяжении всех 90-х годов пенсионную систему реформировали реформировали, да так и не выреформивали.
Более менее, все сложилось только к 2002 году, когда у власти уже был Путин. Ну а теперь вот опять происходит то, что происходит.

В заключении хочу сказать, что при написании статьи я старался придерживаться только фактов. Я не антисоветчик и не защитник нынешнего режима. Я стараюсь быть объективным. И еще одно. Я человек пред пенсионного возраста, проживший в СССР более 30 лет, так что пожалуйста не нужно меня обвинять в том, что я не знаю реалий той страны.

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

от 17 декабря 1959 г. N 1397

О ПЕНСИЯХ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ РАБОТНИКАМ ПРОСВЕЩЕНИЯ,

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В соответствии со статьей 58 Закона о государственных пенсиях Совет Министров Союза ССР постановляет:

1. Пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначать:

а) учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет;

б) врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках), и не менее 30 лет в городах.

2. Пенсии за выслугу лет учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения назначать в размере 40% ставки заработной платы или оклада.

3. Максимальный размер пенсий за выслугу лет установить 1200 рублей в месяц, минимальный размер пенсии для неработающих пенсионеров - 300 рублей в месяц.

4. Пенсии за выслугу лет учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения во всех случаях исчислять из ставки заработной платы или оклада по последней перед обращением за пенсией должности, дающей право на пенсию за выслугу лет.

При исчислении пенсий за выслугу лет, назначаемых согласно настоящему Постановлению, учитывать основную ставку заработной платы (оклад) или фактически получаемую часть ставки (оклада) без надбавок и дополнительных оплат.

Если работник по основной должности не получал полного должностного оклада (ставки) и работал по совместительству на работе, дающей право на пенсию за выслугу лет, то пенсию исчислять из общей суммы его заработка, но не более, чем из полной ставки по высшей из занимаемых должностей.

Учителям, работающим одновременно на нескольких работах с различными ставками и получающим несколько неполных ставок, пенсию исчислять из общей суммы их заработка за преподавательскую работу, но не свыше, чем из полной ставки по высшей из занимаемых должностей.

Директорам (заведующим) и заведующим учебной частью школ пенсию исчислять из ставки заработной платы по их административной должности или из ставки заработной платы за преподавательскую работу по их выбору.

5. Пенсионерам, получающим пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Постановлением и продолжающим работать, пенсию выплачивать в полном размере, если пенсия и заработок в общей сумме не превышают 2000 рублей в месяц.

Если пенсия и заработок, вместе взятые, превышают 2000 рублей в месяц, то соответственно снижается размер выплачиваемой пенсии с тем, чтобы общая сумма пенсии и заработка составляла 2000 рублей.

6. Установить, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.

7. Утвердить прилагаемое Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

8. При назначении, выплате и перерасчете пенсий за выслугу лет соответственно применять пункты 5, 11 - 14, 111, 113, 115, 117 - 120, 129, 140 - 143, 149 - 157, 159 - 168, 172 - 180 и 181 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.

9. Пенсии за выслугу лет агрономам, ветеринарным врачам, зоотехникам и другим работникам сельского хозяйства назначать и выплачивать по условиям и нормам, предусмотренным действующим законодательством о пенсиях за выслугу лет работникам сельского хозяйства, с применением пунктов 3 и 5 настоящего Постановления.

10. Пенсии по случаю потери кормильца, получавшего или имевшего право получать пенсию за выслугу лет, установленную для работников просвещения, здравоохранения и работников сельского хозяйства, назначать и выплачивать в порядке, установленном Законом о государственных пенсиях для пенсий по случаю потери кормильца.

Если пенсии по случаю потери кормильца, назначенные до 1 января 1960 года, выше пенсий по случаю потери кормильца, установленных Законом о государственных пенсиях, эти пенсии сохранить в ранее назначенных размерах, но не выше максимальных размеров, установленных Законом для пенсий по случаю потери кормильца.

11. Пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, назначенные до 1 января 1960 года, выплачивать со дня вступления в действие настоящего Постановления на следующих основаниях:

а) пенсионерам, имеющим по условиям и нормам настоящего Постановления право на более высокую пенсию, пенсии повышаются до размеров, установленных этим Постановлением;

б) остальным пенсионерам пенсии сохраняются в ранее назначенных размерах, но не выше максимальных и не ниже минимальных размеров пенсий за выслугу лет, установленных пунктом 3 настоящего Постановления;

в) работающим пенсионерам, получающим пенсии за выслугу лет, пенсии выплачиваются в соответствии с пунктом 5 настоящего Постановления.

12. Настоящее Постановление ввести в действие с 1 января 1960 года.

13. Обязать Юридическую комиссию при Совете Министров СССР представить в 2-месячный срок в Совет Министров СССР перечень решений Правительства СССР, а также постановлений, инструкций и разъяснений бывшего Народного Комиссариата Труда СССР и Союзного Совета социального страхования при Народном Комиссариате Труда СССР, утративших силу в связи с изданием настоящего Постановления.

Совета Министров Союза ССР

Совета Министров СССР

Совета Министров СССР

от 17 декабря 1959 г. N 1397

УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, РАБОТА

В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Наименование учреждений и организаций

I. УЧИТЕЛЯ И ДРУГИЕ РАБОТНИКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Учебные заведения и детские учреждения

1. Начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы, независимо от их наименования

Школы-интернаты и школьные интернаты всех наименований

Школы всех типов для глухонемых, слепых, нервных и других больных детей

Санаторные, санаторно-лесные и лесные школы, школы и учебные группы при детских санаториях

Школы рабочей и сельской молодежи, школы для переростков и взрослых

Средние общеобразовательные трудовые политехнические школы

Средние музыкальные и художественные школы, музыкальные школы-семилетки, школы музыкантских воспитанников

Суворовские, нахимовские и другие военные специальные средние школы и училища

Учителя, учителя-логопеды, логопеды, преподаватели, педагоги, сурдопедагоги, тифло-педагоги, педагоги-воспитатели, воспитатели-руководители (воспитатели), заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работе, по производственному обучению, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью

2. Детские дома, детские трудовые воспитательные колонии, детские приемные и детские приемные пункты, детские приемники-распределители, логопедические пункты и стационары, школы-клиники

Институты трудового воспитания детей

Директора (заведующие), их заместители по учебно-воспитательной работе (части), учителя, педагоги-воспитатели, воспитатели-руководители (воспитатели), сурдопедагоги

3. Техникумы и другие средние специальные учебные заведения (педагогические, медицинские, сельскохозяйственные и др.)

Учебные заведения системы трудовых резервов, школы и училища профессионально-технического образования других систем (кроме высших учебных заведений)

Школы фабрично-заводского ученичества

4. Детские сады и объединенные ясли-сады

Заведующие, руководители-воспитатели, воспитатели

3. Лечебные учреждения

Детские клиники, поликлиники, больницы, санатории и диспансеры, ясли и дома ребенка, детские отделения в больницах, санаториях, диспансерах и колониях

Учителя, педагоги-воспитатели, логопеды и сурдопедагоги

4. Органы народного образования

Районные, окружные и городские (в городах, где нет районных отделов народного образования) отделы народного образования

Заведующие, инструкторы и инспекторы, запасные учителя

II. ВРАЧИ И ДРУГИЕ МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ

1. Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения

Больничные учреждения всех типов и наименований, в том числе клиники и клинические части, госпитали, лепрозории, психиатрические колонии

Амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здрав-пункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, станции санитарной авиации, рентгеновские станции и пункты, медицинские лаборатории и другие)

Детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады

Дома-ребенка, дома и комнаты матери и ребенка

Комнаты для кормления детей на предприятиях

Женские, детские и женско-детские консультации

Молочные кухни и пищевые станции Пункты сбора грудного молока

Детские учреждения и учебные заведения, перечисленные в разделе I настоящего Перечня

Санитарно-эпидемиологические, противомалярийные, противотуляремийные, противобруцеллезные, противочумные, дезинфекционные, пастеровские, санитарно-контрольные, изоляционно-пропускные, гигиенические, противоэпидемические, прививочные, бактериологические и коревые станции, пункты, отряды и лаборатории, санпропускники и другие санитарно-профилактические учреждения

Санатории и курортные лечебницы всех наименований, санаторно-курортные эвакоприемники, эвакопункты и эвакобазы

Столовые лечебного питания, диетические столовые

Горноспасательные части на шахтах и других предприятиях

Врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности; дезинфекционные инструкторы

2. Аптечные учреждения

Аптеки, отделения аптек и аптечные пункты (в том числе при больницах, поликлиниках, санаториях и т.д.), галеновые и контрольно-аналитические лаборатории

Заведующие, управляющие и их заместители; фармацевты, занятые изготовлением лекарств; фармацевты, занятые контролем за изготовлением и отпуском лекарств

3. Учреждения социального обеспечения

Дома инвалидов и интернаты инвалидов, дома для престарелых, школы для инвалидов, дома для детей-инвалидов

Врачи, фельдшеры, медицинские сестры и лаборанты

Медицинские отделы протезных предприятий

Врачи, фельдшеры, медицинские сестры - все независимо от занимаемой должности

4. Органы здравоохранения, врачебного контроля и врачебной экспертизы

Районные, окружные и городские (в городах, где нет районных отделов здравоохранения) отделы и управления здравоохранения

Заведующие, инспекторы и инструкторы

Врачебно-трудовые экспертные комиссии, бюро судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы

Врачи, фельдшеры, помощники врача, акушерки, медицинские сестры и лаборанты - все независимо от наименования должности

1. Учителя и другие работники просвещения заочных средних школ, техникумов и других средних специальных учебных заведений, указанных в настоящем Перечне, относятся к числу лиц, имеющих право на получение пенсии за выслугу лет.

2. Работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

3. Работа по найму до установления советской власти по специальности в должностях, соответствующих должностям, указанным в настоящем Перечне, относится к работе, дающей право на получение пенсии за выслугу лет.

Совета Министров СССР

Совета Министров СССР

от 17 декабря 1959 г. N 1397

О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ

ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ РАБОТНИКАМ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1. Учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:

а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах;

б) работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях;

в) работа в качестве председателя или заместителя председателя колхоза, если они были направлены в колхозы в соответствии с решениями советских или партийных органов с работы в учреждениях, организациях и должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет;

г) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции;

д) методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро;

е) педагогическая работа на курсах, в школах и институтах повышения квалификации, переподготовки и усовершенствования; педагогическая и исследовательская работа в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах;

ж) время обучения на курсах повышения квалификации по специальности;

з) время пребывания на каторге, в тюрьме или крепости, в ссылке или высылке за революционную деятельность при буржуазных правительствах; время отстранения при этих правительствах от работы по специальности по политическим причинам;

и) работа по найму за границей по специальности в должностях, соответствующих должностям, дающим право на пенсию за выслугу лет учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения.

2. В стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются:

работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах;

работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в учреждениях, органах и организациях народного, профессионального и профессионально-технического образования, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем работников просвещения;

работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых;

время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

3. В стаж работы врачей и других работников здравоохранения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются:

работа по специальности в домах отдыха, пионерских лагерях и курортных пансионатах, в управлениях домами отдыха и санаториями, в учреждениях, отделах и инспекциях врачебно-трудовой, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы, в органах государственной и ведомственной санитарной инспекции и санитарного просвещения, в органах социального страхования и кооперативного страхования, системе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;

работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем медицинских работников.

4. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия.

5. Если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть в городах, то пенсию назначать при стаже работы не менее 30 лет. При этом месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1,2 месяца.

Судебная практика и законодательство — Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 (ред. от 03.08.1972, с изм. от 12.04.1984) "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения")

По мнению заявителя - педагога дополнительного образования, оспариваемая норма не соответствует статьям 18, 19 и 39 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ей правоприменителями, не допускает возможность включения в стаж работы педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей до 1 января 2001 года периода службы в армии. Н.Г. Пушин полагает, что отказ в зачете данного периода противоречит подпункту "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397), в соответствии с которым работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, допускающей исчисление стажа до 1 января 2001 года по нормам действовавшего в тот период законодательства.

Читайте также: