Права работающих военных пенсионеров инвалидов

Хотя обе пенсии (п/с и п/и) являются страховыми? Где логика закона? Для самых подкованных юристов поясняю. Инвалидность получена на гражданке, а не на воинской службе. Кто из ВАС может ответить, ссылаясь на какой - нибудь закон, где сказано, что военным пенсионерам, уволенным в запас, запрещено назначение пенсии по инвалидности, полученной на гражданке, а не во время прохождения воинской службы.



сразу получать две пенсии запрещено по закону. Есть выбор или по по старости, либо по инвалидности. Но не как сразу 2

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Статья 4. Право на выбор пенсии

1. Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.

Либо по инвалидности

Статья 12. Порядок установления инвалидности

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 23.05.2016) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Консультант Плюс: примечание.

О порядке применения данной статьи см. Разъяснение, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2006 N 880.

Статья 15. Размеры пенсий военнослужащих и членов их семей

1. Размеры пенсий за выслугу лет, по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсии по случаю потери кормильца членам их семей в случае гибели (смерти) военнослужащих (за исключением членов семей граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается в зависимости от причины инвалидности в следующем размере:

1) при наступлении инвалидности вследствие военной травмы:

инвалидам I группы - 300 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

инвалидам II группы - 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

инвалидам III группы - 175 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы;

2) при наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы:

инвалидам I группы - 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

инвалидам II группы - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

инвалидам III группы - 150 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

3. Инвалидам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, размер пенсии по инвалидности определяется исходя из размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, увеличенного на 1 208 рублей 90 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 05.04.2013 N 51-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере:

1) пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи;

2) пенсия по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 150 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Потерей кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи.

5. Размеры пенсий, предусмотренные пунктами 2 - 4 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


Сказано не положено, значит не положено.

Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не содержит право бывшего военнослужащего получать вдобавок страховую пенсию.

Ни по старости, ни по инвалидности.


Военным пенсионерам не запрещена пенсия по инвалидности. Другой вопрос, что и статья 5 Федерального закона "О страховых пенсиях", и ч.1 ст. 7 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в случае, если гражданин имеет право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Однако, поскольку Вы имеете право на получение пенсии по инвалидности, в соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона о военных пенсиях (так его условно назовем) и ч. 6 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Вы по при появлении условий для назначения страховой пенсии по старости получите право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, и страховой пенсии по старости.

Условия для назначения страховой пенсии по старости - достижение пенсионного возраста, в настоящее время - 60 лет.

Т.е. по достижению Вами 60 лет (если конечно, пенсионный возраст не повысят) Вы будете обладать правом получать и военную пенсию, и пенсию по старости.

При выборе пенсии по инвалидности или военной пенсии - конечно же выбирайте, которая для Вас выгоднее. Если окажется, что выгоднее пенсия по инвалидности - Ваш выбор. В этом случае, по достижению пенсионного возраста Вы также будете иметь право на получение 2 пенсий: по старости, и по инвалидности.


Пенсионным законодательством установлено единое правило, если человек одновременно имеет право на получение нескольких видов пенсий, ему назначается и выплачивается одна пенсия, та, что больше по размеру.

Перечень категорий граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, законом строго оговорен, в их числе инвалиды вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами.

Военная пенсия бывает нескольких видов:

в связи с потерей кормильца.

Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает возможность получения военным пенсионером пенсии по инвалидности только вследствие травмы полученной на военной службе.

Важным условием для получения пенсии рассматриваемого типа по линии Министерства обороны является именно получение увечья при прохождении воинской службы. При этом должны быть соответствующие документальные подтверждения.

На основании вышеизложенного ответ на ваш вопрос простой: Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 не предусмотрено назначение пенсии по инвалидности военным пенсионерам, уволенным в запас, вследствие получения увечья на гражданке.


В соответствии со ст. 3 ФЗ" О ДЕНЕЖНОМ ДОВОЛЬСТВИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИМ ОТДЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТ" (п. 13)

. 13. При установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда.

Вам положена добавка к военной пенсии за инвалидность.


---Здравствуйте, всё предельно просто и ясно. Поймёте и Вы. см.

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (с изменениями и дополнениями)

Статья 4. Страховые случаи

Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются:

гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии);

увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.

См. текст наименования в предыдущей редакции

---Статья 11. Порядок и условия выплаты страховых сумм

См. текст пункта в будущей редакции

1. Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.

Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, определяется Правительствам Российской Федерации.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Выплата страховых сумм производится независимо от сумм, причитающихся выгодоприобретателям по другим видам договоров страхования, за исключением случаев, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи.

2.1. Если жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат обязательному государственному страхованию также в соответствии с другими федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, страховые суммы выплачиваются выгодоприобретателям по их выбору только по одному основанию.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Выплата страховых сумм выгодоприобретателю (независимо от места его жительства, места прохождения им военной службы, службы, военных сборов) производится страховщиком на территории Российской Федерации в российских рублях способами, предусмотренными договором страхования.

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

Абзац второй утратил силу.

См. Порядок оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим органов государственной охраны и гражданам, призванным на военные сборы в органы государственной охраны, утвержденный приказом ФСО России от 20 августа 2012 г. N 416. Всего хорошего.


  • Главные аспекты темы
  • Законодательная база
  • Виды льгот инвалидам военной службы
  • Какие права имеют инвалиды-военные
  • Особенности размера при начислении пенсии (1, 2, 3 группам)
  • Как происходит повышение выплат
  • Какими привилегиями могут воспользоваться чернобыльцы
  • На что обратить внимание
  • Размер ЕДВ военным инвалидам

Процент людей с ограниченными возможностями во всём мире достаточно высок и в нашей стране таких граждан немало. В числе инвалидов есть и те, кто утратили здоровье во время прохождения воинской службы. Как бы там ни было, военнослужащие и ветераны боевых действий ввиду своего особого статуса получают материальную и иную помощь от государства, а какую именно, предлагаем узнать из статьи.

Главные аспекты темы

Граждане, несшие службу и ставшие в это время увечными, травмированными, входят в особую категорию лиц. Предусмотренный для них перечень преференций достаточно большой, если сравнивать с обычными людьми. При этом на сумму денежной компенсации и льготы влияет момент получения ограничений по здоровью.

К примеру, в случае получения ранения или травмы непосредственно во время участия в бою, пострадавшему гарантируется существенно большая сумма средств за заслуги перед страной. А если увечье произошло в мирный период, когда инвалид проходил службу, ему начислят компенсацию в меньшем объёме.

В любом случае учитывается сложность травмы. Кроме того принимается во внимание, мог ли инвалид избежать столь серьёзных последствий при имевших место обстоятельствах. Другими словами, при расчётах денежных средств военнослужащим учитывают разнообразные факторы.

Законодательная база

Вопрос о пенсионных выплатах военным с ОВЗ регулируется:

- ФЗ № 5 от 12.01.1995 г. «О ветеранах»;

- ФЗ № 62 от 31.05.2002 г. «О гражданстве РФ»;

- ФЗ № 223 от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих в РФ»;

- ФЗ № 195 от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения РФ»;

- ФЗ № 143 от 15.11.1997 г. «Об актах гражданского состояния граждан РФ»;

- ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ»;

Сведения, касающиеся денежной компенсации, увольнения военнослужащих, пенсии и других значимых моментов изложены в представленных выше законах федерального значения.

Виды льгот инвалидам военной службы

Лица, из-за ранения, травмирования или увечья признанные нетрудоспособными, также могут претендовать на определённые поощрения:

- соцпенсию по инвалидности;

- единовременное денежное пособие;

- бесплатное лечение в санаторно-курортном учреждении;

- страховую пенсию (выплачивается инвалидам военной травмы);

- льготы по оплате КУ и при передвижении в общественном транспорте;

- пенсионные начисления за выслугу лет, если период службы составил 20 лет.

Важно! Военнослужащим может быть доступно одновременно несколько пенсий, если речь идёт об инвалидах военной травмы. При этом не обязательно, чтобы выслуга достигала двух десятков лет. А на пенсию и компенсацию вправе рассчитывать служившие по контракту и военнослужащие срочной службы.

Какие права имеют инвалиды-военные

Гражданин, проходивший службу как срочник или контрактник, приобретший во время исполнения своих обязанностей травму, заболевание или ранение, наделяется следующими гос. привилегиями в виде:

- льгот, установленных законами;

- социальной и страховой пенсии;

- бесплатных поездок на общественном транспорте;

- субсидии на улучшение условий проживания вне очереди;

- путёвку за гос. счёт в санаторий и бесплатный проезд в обе стороны;

- единовременной материальной компенсации.

Данными преимуществами наделяются военнослужащие РФ, которые проходили службу и входе неё получили увечье, травму.

Особенности размера при начислении пенсии (1, 2, 3 группам)

Перед получением денежных средств инвалид-военнослужащий обязан полностью обследоваться, чтобы специалисты оценили состояние его здоровья, дали прогноз и установили группу. Только после экспертизы и законного присвоения статуса гражданин с ОВЗ имеет право запрашивать материальное обеспечение и льготы. В целом инвалидам разных группу суммы начисляют с некоторыми особенностями, в частности:

1) Военнослужащим с ограничениями по здоровью 1 категории положена максимальная сумма компенсации и, плюсом сразу несколько пенсий (от ПФР и Министерства Обороны).

2) Граждане с 2 группой тоже получают две пенсии, хотя размер здесь будет меньше, нежели при 1 группе;

3) Лица с 3 группой как частично дееспособные, несмотря на некоторые зафиксированные ограничения, могут продолжить службу в рядах Вооруженных Сил РФ, получить выслугу в 20 лет и затем уйти на пенсию, причём во время деятельности им будут начислять пенсионные выплаты по инвалидности.

Напомним, что группу назначают с учётом характера травм и не только. Что же касается единовременной компенсационной денежной выплаты, тут тоже играет роль группа и при 1 степени ограничений военный-инвалид получит максимально возможную для своего статуса сумму.

Как происходит повышение выплат

Не секрет, что в нашей стране инфляция является ежегодной. Именно она влияет на сумму положенных инвалидам-военнослужащим и обычным гражданам пенсии и иных начислений. Другими словами, каждый год происходит перерасчёт выплат в сторону увеличения на определённый процент в зависимости от уровня инфляции.

Если говорить конкретно о военных с ОВЗ, их социальная пенсия будет перерасчитана после обращения получателей в компетентные органы власти, то есть в соцзашиту по месту регистрации. Кстати, подать заявление могут не только сами инвалиды, но и их законные представители.

А для увеличения страховой пенсии требуется обратиться с соответствующим запросом в Министерство Вооруженных Сил РФ, точнее, в военкомат по месту прописки.

Какими привилегиями могут воспользоваться чернобыльцы

Военнослужащие, ранее задействованные в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС обеспечиваются такими преимуществами, как:

- выдача единовременной компенсации;

- зачисление в ВУЗ в РФ вне конкурса;

- проезд со скмдкой в городском транспорте;

- внеочередное улучшение жилищных условий;

- право на страховую и соцпенсию одновременно;

- льготные условия при оплате коммунальных услуг;

- ежегодного оздоровление в санаториях РФ за гос. счёт.

Указанные льготы положены как служащим, пострадавшим во время бедствия, так и военным, чьи проблемы со здоровьем менее серьёзны.

На что обратить внимание

Воинская служба, обернувшаяся для проходивших её травмой или ранением, позволяет в дальнейшем получить инвалидность с причитающимися преференциями, доплатами, компенсациями и услугами. Обладателям особого статуса нужно принять во внимание, что:

- военнослужащим можно обратиться за двумя пенсиями, причём социальную оформляют в соцзащите, а страховую — в военкомате по месту регистрации;

- единовременную денежную выплату запрашивают один раз, а её размер связан с видом травмы и периодом инвалидизации — существенная сумма предусмотрена военным, ставшим инвалидами входе военного конфликта;

- военнослужащие с рабочей 3 группой сохраняют за собой право на продолжение службы в рядах Вооруженных Сил РФ.

Размер ЕДВ военным инвалидам

Наименование кода категории ЕДВ до 01.02.2019, размер индексации 1,043 (Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 № 32 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году")
с учетом НСУ без учета НСУ
Инвалиды войны 5 403,22 4 281,80
Участники ВОВ,ставшие инвалидами 5 403,22 4 281,80
Военнослуж.и лица рядового и нач.состава,ставшие инвалидами при исполнении 5 403,22 4 281,80
Участники ВОВ 4 052,40 2 930,98
Ветераны боевых действий 2 972,82 1 851,40
Военнослужащие с 22.06.41 по 03.09.45 не вход.в состав действ.армии 1 622,00 500,58
Лица,награжденные знаком "Житель блокадного Ленинграда" 2 972,82 1 851,40
Члены семей погибших (умерших) ИВОВ и УВОВ и ветеранов БД 1 622,00 500,58
Члены семей погибших в ВОВ из групп самозащиты и противовозд.обороны 1 622,00 500,58
Члены семей погибших при исполнении служебных обязанностей 1 622,00 500,58
Члены семей военнослужащих, погибших в плену 1 622,00 500,58
Родители и жены погибших военнослуж., приравн. к участникам ВОВ 4 052,40 2 930,98

Такая категория, как военные-инвалиды, всячески поощряется и поддерживается государством. Льготы с привилегиями, реализуемые по отношению к ним, призваны максимально облегчить жизнь, сделать повседневность комфортной несмотря на возникшие трудности.

Льготы для военных пенсионеров-инвалидов выделяются государством. Эта категория граждан имеет особый статус. Льготные условия и порядок оплаты устанавливается и контролируется в соответствии с федеральным законом.


Привилегии для граждан со статусом военнослужащего пенсионера начисляются с учетом срока службы и полученных травм. Государственные привилегии для военного инвалида дополняют основные привилегии, положенные военным на пенсии.

Служба в Вооруженных Силах Российской Федерации сопряжена с определенными рисками для сохранности жизни, морального и физического здоровья военного. Государство берет на себя обязательства помогать и оберегать защитников Родины, пострадавших при несении службы. Эти гарантии распространяются также на служащих Министерства внутренних дел и Министерства чрезвычайных ситуаций.

Виды социальных привилегий

Федеральным законодательством закреплены основные гарантированные льготы для военных пенсионеров-инвалидов:


  1. По труду. При возможности увольнения за пенсионером оставляют место, на которое он был трудоустроен в первый раз. Законодательно предусматривается возможность трудоустройства военного пенсионера в ту структуру, где он трудился ранее, с предоставлением должности не ниже прежней. При реструктуризации и сокращениях рабочих мест у военных пенсионеров есть преимущество.
  2. В изъятии налоговых сборов. Привилегии граждан в налоговом секторе для военных пенсионеров становятся доступными в случае, когда стаж службы превышает 20 лет. Ветераны боевых операций и военные инвалиды освобождаются от транспортного налога в полном объеме. Граждане 1 и 2 групп инвалидности освобождаются от внесения налога с наследства.
  3. В сфере здравоохранения. Лечение военных инвалидов полностью проходит за счет государства. Пенсионерам реализуются оздоровительные путевки за 25% от полной стоимости, а членам семьи – за 50%. Дети военных инвалидов отдыхают бесплатно. Обеспечение инвалида протезами и прочими медицинскими устройствами и необходимым оборудованием происходит за счет государства.
  4. Жилищное обеспечение. Инвалиды имеют право подать заявку на предоставление жилья, если жилищные условия не соответствуют нормам.
  5. Социальные гарантии. Военные инвалиды находятся в привилегированном положении при распределении мест в детских садиках, санаторных и курортных путевок, материальных благ. Для них законодательно закреплено гарантированное трудоустройство, проезд без оплаты в муниципальном общественном транспорте, льготы при начислении оплат за предоставление услуг коммунальными службами.

Законодательные основы военной инвалидности

Военными пенсионерами по инвалидности могут считаться военнослужащие, травмированные в период несения службы, с травмой, повлекшей инвалидность, или заболеваниями, спровоцированными условиями выполнения служебных обязанностей в вооруженных силах. Все это изложено в ст. 21 Федерального закона.


В ст. 28 указано, что к категории военных инвалидов относятся случаи получения инвалидности не только во время службы, но и в течение трехмесячного срока после ее окончания. Также учитывается возможность проявления последствий ранений, травмы, состояния контузии и заболеваний, приведших к инвалидности и после окончания трехмесячного срока.

Основанием для получения льгот и привилегий, предусмотренных государством для поддержки военнослужащих инвалидов, служит Закон 1993 года №4468-1. Согласно закону, для рассмотрения ситуации по присвоению статуса военного инвалида и получению льгот требуется представить комиссии официальные бумаги:

  • личное заявление;
  • денежный аттестат военнослужащего;
  • ксерокопию паспорта с печатью о прописке;
  • личное дело с документальными свидетельствами увольнения, прохождения службы и заключением медицинской комиссии;
  • акт осмотра и постановки оценочного диагноза из МСЭК.

Льготы для инвалидов вследствие военной травмы, повлекшей нанесение вреда здоровью, описаны в Федеральном законе №306.

Для военных на контрактной службе и пенсионеров для возмещения ущерба, нанесенного состоянию здоровья военного, полагаются финансовые компенсации.

Кроме прочего, военному инвалиду при уходе из вооруженных сил по состоянию здоровья, согласно Закону №941, обязаны выплачивать денежное пособие на протяжении года в объеме оклада по занимаемой им должности.

Категории военной нетрудоспособности

Специфика получения инвалидности при несении воинской службы разделяет пострадавших на тех, кто приобрел инвалидность из-за перенесенной боевой травмы и по причине заболевания. Если военный утратил трудоспособность из-за ранения различной степени тяжести, а также контузии, увечья или заболевания, вызванного выполнением служебных обязанностей во время служения в вооруженных силах, он имеет больше привилегий и больший объем месячной материальной помощи.


Меньший объем компенсаций получают военнослужащие, которые получили травмы и болезни, не связанные со служением Родине, и ограничение трудоспособности которых было получено не при выполнении должностных обязательств. Так, льготы инвалидов 2 группы, военная травма которых получена в результате выполнения боевого задания, составят 250% доплат к расчету пенсии по выслуге лет, а для соответствующей категории лиц 2 группы, когда травма не связана с выполнением должностных обязанностей, – 200%.

Обязанности по установлению причин, вызвавших наступление инвалидности, и их связи с выполнением служебных обязательств военнослужащим возлагаются на военную врачебную комиссию. В случае несогласия военного с выводами комиссии результаты проверки могут обжаловаться в судебном порядке.

Кроме привилегий по военной инвалидности существует пакет гарантированных государством услуг. Инвалидам всех групп полагается бесплатное снабжение лекарственными средствами в рамках закрепленного перечня. При необходимости граждан этой категории безвозмездно снабжают медицинскими приспособлениями специализированного характера.

За инвалидом закреплено право выбора в аспекте получения помощи от государства. Он может сам решать, что ему удобнее получать – социальные услуги или их финансовую компенсацию.

Ежегодно социальные гарантии и льготы для военных инвалидов растут, обеспечивая более высокий уровень жизни. Обеспечение граждан, принесших в жертву государственной безопасности и стабильности свое здоровье, – основополагающий фактор престижа страны.

Позвоните по номеру:

  • 8 (495) 137-50-02 — Москва
  • 8 (812) 424-18-02 — Санкт-Петербург
  • 8 (800) 333-45-16 (доб.968) — общий

И наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Рассматриваются законодательные инициативы о правах и обязанностях граждан

При обнаружении ошибок просьба сообщать по адресу: maxymv1985@gmail.com

Пенсионные, налоговые, правовые новости и аналитика - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы быть в курсе

Правовые новости за сентябрь 2020

Законопроекты по инвалидам

Освобождение от взносов на кап.ремонт инвалидов и пожилых лиц – Законопроект № 1027892-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому от уплаты страховых взносов освобождаются инвалиды I и II групп, дети-инвалиды, граждане, имеющие детей-инвалидов, освобождаются от уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса. В Пояснительной записке указывается, что законопроект избавит граждан от необходимости уплачивать излишние денежные средства на счет регионального оператора капитального ремонта или владельцу специального счета в текущем месяце.

Электронный сертификат для получения мер социальной поддержки – Законопроект № 1025651-7

В Государственной Думе РФ рассматривается проект закона о приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата. Законопроект направлен на предоставление мер социальной поддержки на основании электронного сертификата. Право на получение электронного сертификата получат ветераны ВОВ, инвалиды, чернобыльцы и другие.

Государство оплатит инвалидам и ветеранам часть расходов на интернет – Законопроект № 1025833-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому для ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов всех категорий вводится новая мера социальной поддержки в виде оплаты 50 процентов стоимости услуг по обеспечению доступа к сети "Интернет". В Пояснительной записке указывается на то, что качество жизни современного человека неразрывно связано с возможностью доступа к сети «Интернет». Расходы, по оплате услуг такого доступа в настоящее время приобрели значимый характер для поддержания достойного уровня жизни.

Обзор налоговых новостей за сентябрь 2020

Законопроекты по военнослужащим

Новая категория военных пенсионеров – Законопроект № 1024091-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому положения Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» распространяется на военнослужащих, уволенных из федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, а также их семей. В Пояснительной записке к законопроекту указывается, что Законопроект разработан в целях повышения социальной защищенности лиц, проходивших с 31 декабря 2017 г. военную службу в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации.

Возмещение расходов военными в связи с утратой доверия – Законопроект № 1026326-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому дополняются основания, при которых военнослужащий обязан возместить расходы на свою подготовку. В частности при прекращении контракта в связи с утратой доверия, употребление наркотических веществ и т.д.

Пенсии военнослужащих в 2021 году – Законопроект № 1027752-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии в размере 73,68 процента. В Пояснительной записке указывается на то, что проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год» учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих на 3,7 процента, что повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, на 3,7 процента.

Поддержка вдов ветеранов боевых действий – Законопроект № 1022591-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, независимо от факта совместного проживания с совершеннолетними детьми. В Пояснительной записке к законопроекту указывается на то, что лишение вдов (вдовцов) защитников Отечества мер социальной поддержки, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при достижении ребенком (детьми) совершеннолетия, а также в иных указанных случаях вызывает среди них чувство обиды и социальной несправедливости.

Комментарий к налоговым спорам за август 2020

Законопроекты по пенсионерам

Компенсация за недоплату пенсий – Законопроект № 1018844-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому если устранение ошибки со стороны органа, осуществляющего пенсионное обеспечение повлекло увеличение размера пенсии, то пенсионеру дополнительно выплачиваются проценты на сумму недополученных денежных средств. Размер процентов, указанных в абзаце 1 настоящей части, при расчете за периоды до 1 января 2016 года определяется процентной ставкой рефинансирования Банка России, после 1 января 2016 года –ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, и не может быть уменьшен. В Пояснительной записке указывается, что действующее законодательство не содержит дополнительных гарантий, направленных на защиту прав пенсионеров в случае, когда в результате ошибки уполномоченного органа пенсионеру за определенный период не была начислена пенсия.

Защита пенсионных накоплений граждан – Законопроект № 1021999-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому ввести прямой запрет на привлечение посредников (в том числе агентов, поверенных) в целях заключения ими договоров об обязательном пенсионном страховании между застрахованным лицом и негосударственным пенсионным фондом от имени негосударственного пенсионного фонда. В Пояснительной записке указывается на то, что в результате действий посредников граждане вводятся в заблуждение и переводят свои накопление в новый негосударственный пенсионный фонд, что ведет к финансовым потерям.

Налоговые споры за 1 полугодие 2020

Законопроекты по МРОТ

Почасовой МРОТ – Законопроект № 1021580-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому при заключении срочного трудового договора на условиях неполного рабочего времени для исчисления оплаты труда работника применяется минимальный почасовой размер оплаты труда. Также предлагается с установить минимальный почасовой размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 150 рублей в час. В Пояснительной записке указывается, что использование МРОТ, установленного с 1 января 2020 года в сумме 12 130 рублей в месяц, для исчисления оплаты труда при привлечении работника на временную работу на условиях неполного рабочего времени не позволит обеспечить ему нормальную жизнь в течение месяца. В России часовая ставка исходя из МРОТ крайне низка и составляет в 2020 году от 89,85 руб. в мае до 65, 92 руб. в июле.

Новый порядок определения прожиточного минимума и МРОТ – Законопроект № 1027748-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому предлагается перейти к установлению величины прожиточного минимума на очередной год исходя из медианного среднедушевого дохода (далее - медианный доход) за предшествующий год. Медианный доход - это величина дохода, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины - ниже. При таком подходе прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения страны. Минимальный размер оплаты труда должен устанавливаться с учетом медианной заработной платы. Минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной год. В Пояснительной записке указывается, что подход к расчету величины прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине, является устаревшим.

Продление заморозки накопительной части пенсии – Законопроект № 1027751-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому до 2023 года приостанавливается направление части пенсионных взносов на накопительную пенсию. Как указывается в Пояснительной записке, такое решение значительно уменьшает объем трансферта на обязательное пенсионное страхование, передаваемого из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

Дайджест налоговых новостей за сентябрь 2020

Законопроекты о жилищных правах

Пособие на приобретение жилья жертвам репрессий – Законопроект № 1024052-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому реабилитированным лицам гарантируется однократное обеспечение за счёт средств федерального бюджета жилым помещением по прежнему месту жительства путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Законопроектом также предусмотрены особые сроки предоставления таких выплат — в срок не позднее одного года со дня подачи реабилитированными лицами соответствующего заявления в уполномоченный орган. В Пояснительной записке указывается на то, что принятие реабилитированных лиц на жилищный учёт в обычном порядке не является адекватным возмещением понесённого вследствие репрессий ущерба. Жертвы политических репрессий, как правило, люди преклонного возраста.

Ответственность исполнителя за неправильный расчет за коммунальные услуги – Законопроект № 1025645-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому устанавливается ответственность исполнителя коммунальной услуги также и перед собственником жилого дома за нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу. В Пояснительной записке указывается на то, что Предлагаемое регулирование позволит обеспечить защиту прав и законных интересов собственников, проживающих в частных домах (жилом доме или части жилого дома).

Погашение ипотечного кредита государством при строительстве дома – Законопроект № 1027201-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) за счет мер государственной поддержки в сумме не более 450 тысяч рублей возможно в случае, если гражданином заключен кредитный договор (договор займа), в том числе на строительство жилого помещения или объекта индивидуального жилищного строительства. В Пояснительной записке указывается, что расширение целей кредитного договора (договора займа) на случай строительства жилого помещения будут способствовать укреплению института семьи, многодетности, улучшению жилищных условий, а также послужит дополнительным импульсом индивидуального жилищного строительства России.

Законопроекты о преподавателях

Защита прав преподавателей ВУЗов – Законопроект № 1021402-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому трудовые договоры с педагогами, по общему правилу, заключаются на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных настоящим ТК РФ или иными федеральными законами, на срок, определенный сторонами трудового договора, но не менее трех лет. В Пояснительной записке к законопроекту указывается на то, что в последние годы в вузовской среде сложилась устойчивая практика заключения срочных трудовых договоров с педагогическими работниками на 1 год (по основному месту работы). Причем происходит это не по желанию работников, а по воле работодателей.

Запрет на привлечение школ и преподавателей при проведении выборов – Законопроект № 1022662-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому предлагает ввести запрет на включение в составы участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса сотрудников общеобразовательных учреждений. И запретить использование помещений школ для проведения голосования. В Пояснительной записке указывается, что Педагогические работники и иные сотрудники школы оказываются под административным давлением, которое нередко вынуждает их осуществлять незаконные действия по искажению итогов выборов. Принятые в последнее время изменения выборного законодательства в части голосования в течение трех дней уже сегодня приводят к проблеме - невозможности работы школ в штатном режиме. Что, безусловно, негативно сказывается на учебном процессе, приводит к снижению качества образования.

Законопроекты об ответственности

Ответственность за сбор пожертвований – Законопроект № 1022603-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому устанавливается ответственность за нарушение правил установки и использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований. Ответственность может достигать штрафа до 150 тыс. рублей.

Усиление ответственности за ложный вызов экстренных служб – Законопроект № 1025630-7

В Государственной Думе рассматривается законопроект, согласно которому повторное совершение правонарушения в виде ложного вызова пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей. В Пояснительной записке указывается, что ежегодно оперативные службы фиксируют значительное количество ложных вызовов: в среднем около 4 % от общего количества вызовов является ложными.

Иные законопроекты

Увеличение пособия по безработице – Законопроект 1021643-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому минимальный размер пособия по безработице составляет 12 130 рублей, а максимальный – 24 260 рублей.

Запрет на проведение трехдневного голосования – Законопроект № 1022658-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому предлагается признать утратившим силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 267-ФЗ, которым была введена возможность проведения трехдневного голосования, а также проведение голосования вне помещений для голосования. В Пояснительной записке указывается, что реализация Закона привела к снижению уровня открытости избирательного процесса ввиду невозможности контроля за ним в том числе со стороны наблюдателей, а также с использованием технических средств наблюдения, что не позволяет с достоверностью утверждать отсутствие нарушений избирательного законодательства в ходе реализации избирательного процесса в соответствии с предусмотренными указанным Федеральным законом положениями.

Должникам оставят домашних животных – Законопроект № 1025262-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на «домашних животных, определенных Федеральным законом от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и которые не используются в предпринимательской деятельности». В Пояснительной записке указывается на то, что негативные последствия изъятия животных у их владельцев наступают как для самих граждан (по статистике 83% граждан считают домашних животным членами своей семьи), так и для животных: органы власти и организации, осуществляющие изъятие животных, зачастую, не обладают требуемыми условиями для их содержания.

Уничтожение оружия – Законопроект № 1027473-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому Собственники оружия (за исключением государственных военизированных организаций и юридических лиц, производящих оружие и патроны к нему) вправе обратиться с заявлением в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, для уничтожения оружия и патронов к нему. Такое оружие на основании указанного заявления безвозмездно уничтожается войсками национальной гвардии Российской Федерации без возмещения собственнику стоимости оружия и патронов к нему.

Новый срок возобновления предпринимательской деятельности после банкротства – Законопроект № 1027487-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение трех лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры, кроме случаев прекращения производства по делу о банкротстве в связи с заключением мирового соглашения. Указанный срок подлежит снижению до двух лет в случае, если на момент признания гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, банкротом у такого гражданина отсутствовала неисполненная обязанность по уплате обязательных платежей. В Пояснительной записке указывается, что выбор трехлетнего срока обусловлен либерализацией действующего пятилетнего срока запрета, а также применением аналогии с трехлетним сроком запрета на внесение регистрационных действий в отношении учредителей (участников) хозяйственного общества, имевшего на момент исключения из ЕГРЮЛ неисполненную обязанность по оплате задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации.

Государственная монополия на производство и оборот этилового спирта – Законопроект № 1027819-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому с 1 января 2021 года вводится государственная монополия на производство и оборот этилового спирта. Деятельность по производству и обороту этилового спирта осуществляется только организациями, в уставном капитале которых доля (вклад) участия Российской Федерации составляет более пятидесяти процентов. В Пояснительной записке указывается на то, что данные меры, направлены, прежде всего, на сохранение жизни и здоровья граждан, являются инструментом недопущения суррогатного алкоголя на рынок и его повсеместного распространения.

Читайте также: