Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию на накопительную часть трудовой пенсии

Перманентная «пенсионная реформа», проводимая в Российской Федерации с самого начала века и регулярно меняющееся законодательство в этой сфере усложняют понимание гражданами не только размер своей будущей пенсии, но также порядок и способы ее формирования.

Чтобы грамотно распорядиться своими страховыми взносами и накопить достаточно средств на жизнь после прекращения трудовой деятельности и выхода на заслуженный отдых, необходимо знать, из каких частей состоит пенсия по старости, о чем мы и расскажем в этой статье ниже. Разберем в статье подробно, что такое накопительная и страховая часть пенсии, их особенности и в чем разница между ними.

Бесплатно по России

Из чего состоит пенсия в России в настоящее время

Совокупное обеспечение пожилых лиц, которые достигли установленного законом пенсионного возраста (или при наличии определенных обстоятельств приобрели это право досрочно), формируется из следующих составляющих:

  1. Фиксированная часть, которая устанавливается единой для всех пенсионеров страны и варьируется в большую сторону лишь при наличии определенной категории или статуса (престарелый возраст – 80 и более лет, инвалидность, наличие иждивенцев).
  2. Страховая пенсия. Ее размер определяется индивидуально и зависит от того, сколько в совокупности страховых отчислений произвел сам гражданин или его работодатель в рамках обязательного страхования. По действующему в 2019 году законодательству ее исчисляются по количеству так называемых пенсионных баллов (по закону – величина индивидуального пенсионного коэффициента).
  3. Накопительная часть, которая формируется лишь у граждан лишь 1967 года рождения (и позднее) и только в том случае, если до 2015 года они выбрали способ формирования накоплений, подразумевающий дробление взносов на страховую и пенсионную часть.

На отчисление страховых взносов на накопительную часть с 2014 года до пока 2021 года действует так называемый мораторий, т.е. государство их заморозило, а все 22% отчислений в ПФР с заработной платы идут на страховые пенсии (фактически – на выплату пособий действующим пенсионерам).

При этом уже накопленные ранее средства никуда не исчезли и продолжают принадлежать гражданам, которые смогут воспользоваться ими при достижении ранее установленного пенсионного возраста в 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно (при наличии минимально необходимого стажа и ИПК).

Как формируется накопительная часть

По действующему закону лицо имеет возможность само определить, в каком виде он получит свои накопления при наступлении соответствующего права:

  1. В виде единовременной выплаты. Такой вариант возможен лишь в тех случаях, когда процентное отношение накопительной части в общей пенсии по старости (вместе со страховой частью) составляет менее 5%.
  2. Срочная выплата, которая выплачивается из накопленных средств ежемесячно в течение того периода времени, который определило само застрахованное лицо, законодатель лишь установил минимальный порог – 120 месяцев.
  3. Накопительная пенсия, которая схожа с предыдущей выплатой, но предоставляется пожизненно, а ее размер зависит от скопленных сумм и установленного на законодательном уровне периодом дожития граждан соответствующего пола.

Ниже рассмотрим некоторые особенности данного вида обеспечения.

С какого времени введена

Первоначально на законодательном уровне возможность накопления гражданами собственных будущих пенсий была установлена еще в 2002 году. Тогда на эти цели перечисляли от 2 до 6 % (цифра менялась в разные годы) от дохода гражданина (заработной платы работника или доходов индивидуального предпринимателя). Нововведения касались всех мужчин не старше 1953 года рождения и женщин с 1957 года рождения и моложе.

Уже в 2005 году, когда стало очевидным, что уже немолодые российские граждане не смогут накопить сколько-нибудь весомой суммы на свою будущую пенсию, возрастная планка была снижена. С этого времени взносы на этот вид обеспечения перечислялись только за мужчин и женщин не старше 1967 года рождения.

В последние годы все активнее обсуждается новый этап «пенсионной реформы», которая, в числе прочего, может вовсе отменить накопительные пенсии в действующем виде и заменить их так называемым индивидуальным пенсионным планом. По состоянию на конец 2019 года, несмотря на «заморозку» отчислений на накопительную часть, этот вид обеспечения действует и предполагает возможность дальнейших накоплений после отмены моратория.

Условия назначения

Для получения такого вида обеспечения российскому гражданину необходимо соблюсти ряд условий:

  1. Выбор в качестве способа формирования дохода после выхода на заслуженный отдых накопительную пенсию наряду со страховой частью. До 2015 года гражданам в течение определенного периода времени было разрешено полностью отказаться от формирования накоплений и перейти полностью на страховые пенсии.
  2. Достижение возраста, предоставляющего право на данные выплаты. Ранее он полностью совпадал с возрастом выхода на пенсию по старости, но после повышения пенсионного возраста эти показатели разминулись. В качестве своеобразной льготы законодатель наделил граждан правом получать этот вид пособия по достижении 60 и 55 лет мужчинами и женщинами соответственно.
  3. Наличие минимально необходимого страхового стажа, который законом установлен на уровне 15 лет. Но данное требование в полном объеме вступит в силу лишь в 2024 году, до тех пор эта цифра будет повышаться на 1 в течение каждого календарного года (при выходе на пенсию в 2019 году необходимо иметь 10 лет стажа).
  4. Достижение установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента, который в 2025 году будет равен 30, а до это времени будет постепенно повышаться с 16,2 в 2019 году.

Соблюдение данных требований в совокупности предоставляет лицу право обратиться за назначением накопительной пенсии.

Куда отчислять: в НПФ или ПФР?

Невозможно дать однозначный ответ на этот вопрос, ибо любой и них судеб субъективен. Нельзя сказать, какой вариант приносит больше инвестиций, поскольку в разные периоды времени доходность различных фондов и управляющих организаций может быть разной. Невозможно и сказать, что какой-то из способов более надежный, поскольку все пенсионные накопления застрахованы государством (Агентство по страхования вкладов).

В связи с этим только сам гражданин в силах решить, какой вариант представляется наиболее приемлемым для него в какой НПФ направить средства, либо оставить их в ПФР. Но для этого необходимо изучить множество информации об истории конкретного фонда, его доходности и надежности, статистические данные и т.д.

Что представляет из себя страховая пенсия

Страховая пенсия есть денежное обеспечение пожилых граждан, которое, как предполагается, они заработали в течение своей трудовой деятельности. Она складывается из страховых отчислений из заработной платы работы, вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, дохода от предпринимательской деятельности.

Все уплаченные взносы по утвержденной правительством методике пересчитываются в так называемые баллы или коэффициент. От размера индивидуального пенсионного коэффициента и будет зависеть размер страховой пенсии. На каждый год законодательством устанавливается стоимость одного ИПК, которая увеличивается с учетом уровня роста потребительских цен (инфляции). В 2019 году его стоимость равна 87,24 руб.

Кроме того, в страховую пенсию входит фиксированная выплата, размер которой в 2019 году составляет 5334,19 руб., при наличии инвалидности или некоторых иных особых условий данная выплата установлена в большем размере.

Отличия страховой и накопительной пенсии

Различия двух указанных видов, главным образом, заключаются в том, что накопительная формируется добровольно (если гражданин сам выбрал такой способ), а отчисления на страховую часть идут в обязательном порядке.

Общий размер взносов от выбора способа не изменяется, он составляет 22% от заработной платы (или некоторых иных видов дохода) физического лица.

Кроме того, отличиями является различный возраст, по достижении которого гражданин может претендовать на пенсию, источники выплаты (если взносы направлялись в НПФ), возможность управления накоплениями и др. Взносы на накопительную часть фактически являются собственностью гражданина, а на страховую – практически эфемерны, т.е. имеются лишь в форме определенного количества баллов. В реальности все перечисленные страховые взносы направляются на выплаты содержания действующим пенсионерам.

Итак, страховая и накопительная часть – составные элементы действующего пенсионного обеспечения. При этом страховая формируется у всех граждан, а накопительная лишь лиц установленного возраста и при выборе ими соответствующего способа формирования будущего обеспечения.


Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме:

Статья 3. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

1. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии возникают на основании поданного лицом заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Застрахованное лицо, вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и осуществляющее их уплату, вправе прекращать либо возобновлять уплату указанных взносов, а также определять их размер.

3. Право на получение накопительной части трудовой пенсии, сформированной за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Дополнительные взносы на накопительную часть пенсии

Дополнительные взносы на накопительную часть пенсии В соответствии с принятым Федеральным законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» граждане

5.5. Учет страховых взносов по социальному страхованию и обеспечению

5.5. Учет страховых взносов по социальному страхованию и обеспечению Законодательством РФ предусмотрены отчисления в Фонд Социального Страхования РФ (ФСС РФ) в определенных процентах от начисленной оплаты труда работников предприятия. Для этого используется счет

2.5. Дополнительные страховые взносы работодателя на накопительную часть трудовой пенсии

2.5. Дополнительные страховые взносы работодателя на накопительную часть трудовой пенсии Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений

Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон в

Статья 4. Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

Статья 4. Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии 1. Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному

Статья 5. Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии

Статья 5. Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии 1. Размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии определяется застрахованным лицом самостоятельно.2. Застрахованное лицо, желающее

Статья 6. Порядок самостоятельной уплаты дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии

Статья 6. Порядок самостоятельной уплаты дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии 1. Уплата дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии осуществляется застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим

Статья 7. Порядок исчисления и удержания дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии работодателем

Статья 7. Порядок исчисления и удержания дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии работодателем 1. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии ежемесячно исчисляются работодателем отдельно в отношении каждого

Статья 9. Порядок перечисления дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя

Статья 9. Порядок перечисления дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя 1. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя перечисляются работодателем в бюджет

Статья 10. Инвестирование сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя

Статья 10. Инвестирование сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя 1. Поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов

Статья 3.1. Субъекты и участники отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (введена Федеральным законом от 10.01.2003 № 14-ФЗ)

Статья 3.1. Субъекты и участники отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (введена Федеральным законом от 10.01.2003 № 14-ФЗ) Субъектами отношений по негосударственному

Статья 7.1. Предоставление лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (введена Федеральным законом от 06.12.2007 № 334-ФЗ)

Статья 7.1. Предоставление лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (введена Федеральным законом от 06.12.2007 № 334-ФЗ) 1. Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее –

Глава 11 Пенсии по государственному пенсионному обеспечению

Глава 11 Пенсии по государственному пенсионному обеспечению 11.1. Общие положения11.2. Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»11.3. Лица, имеющие право на государственную пенсию11.4. Порядок

Расчет страховых взносов

Расчет страховых взносов Расчет сумм страховых взносов осуществляется с помощью документа Расчет страховых взносов. Для перехода в режим работы с этим документом нужно в главном меню программы выполнить команду Зарплата ? Расчет страховых взносов. Отметим, что по

27. Страховые правоотношения. Участники страховых отношений

27. Страховые правоотношения. Участники страховых отношений Страховые отношения представляют собой вид гражданско-правовых обязательств.В силу страхового обязательства одна сторона – страхователь – обязуется вносить в фонд другой стороны – страховщика –


Формула расчета накопительной части пенсии (НЧ):

НЧ = ПН / Т, где Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

«Обязательная» накопительная часть трудовой пенсии

Начиная с 2002 года, на специальную часть их индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде поступают страховые взносы на ее финансирование. На протяжении 2002-2004 гг. накопительная часть пенсии формировалась также у «среднего поколения» (мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р.), т.е. у них в специальной части счета есть накопления за указанные годы и, исходя которых и будет считаться размер накопительной части их трудовой пенсии.

Конкретные размеры взносов на «обязательную» накопительную часть пенсии закреплены в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Обязательные страховые взносы в ПФР на накопительную часть — по аналоги со взносами на страховую часть пенсии — являются частью единого социального налога, объект налогообложения (виды дохода) и налоговая база (сумма дохода, подлежащая налогообложению) по которому определены в Главе 24 части второй Налогового кодекса РФ.

1. За застрахованных лиц, работающих по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору, если их годовой доход не превышал 100 тыс. руб. с 01.01.2002 до 01.01.2005 г. и 280 тыс. рублей [1] после этой даты, на накопительную часть трудовой пенсии перечисляется:

  • за мужчин 1953–1966 г.р./ женщин 1957-1966 г.р. – 2 % с 01.01.2002 до 01.01.2005 г.; после 01.01.2005 г. накопительная часть пенсии у них не формируется (т.е. страховые взносы в полном объеме идут на финансирование страховой части пенсии) [2];
  • за лиц 1967 г.р. и моложе – 3 % с 01.01.2002 до 01.01.2004 г.; 4 % с 2004 по 2007 год включительно; 6 % начиная с 2008 года.

2. Пониженные ставки страховых взносов действуют в отношении страхователей, выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств (см. ст.ст. 22, 33 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ).

3. Еще одна группа плательщиков обязательных страховых взносов на накопительную часть пенсии в Пенсионный фонд – это самозанятые лица. Они сами уплачивают за себя пенсионные взносы (в виде фиксированных платежей).

Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством России [3].

Порядок, сроки исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2003 г. № 148.

Обязательным для уплаты является минимальный размер фиксированного платежа в размере 50 рублей в месяц на накопительную часть трудовой пенсии. Правила его уплаты определены Правительством России [4].

Примечание: Нормативные положения пенсионного законодательства не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет (Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 № 182-О).

4. И последняя категория – это лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. К ним относятся:

  • работающие за рубежом, если они добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществляют уплату за себя страховых взносов в ПФР (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации).
  • физические лица, за которых не осуществляется уплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, но за которых другим физическим лицом на добровольной основе осуществляется уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ;
  • начиная с 1 октября 2008 года, физические лица, постоянно или временно проживающие на территории России, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование и которые добровольно уплачивают за себя взносы в Пенсионный фонд РФ. Т.е. если какое-либо физическое лицо, выполняющее работы или оказывающее услуги на территории Российской Федерации, освобождено от налогообложения единым социальным налогом, то такое лицо вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и платить непосредственно за себя соответствующие страховые взносы.

Данные лица уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа по аналогии с самозанятыми гражданами.

Примечание: Так как в настоящее время у лиц 1966 г.р. и старше накопительная часть пенсии не формируется и, соответственно, право на накопительную часть трудовой пенсии эти лица не приобретают, то и самозанятые и добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию граждане 1966 г.р. и старше не должны уплачивать страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии (Определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 № 164-О и № 165-О, от 12.05.2005 № 183-О).

Перерасчет размера накопительной части трудовой пенсии по старости работающим пенсионерам

Данный перерасчет производится органом пенсионного обеспечения в автоматическом режиме без истребования от пенсионера заявления и каких-либо документов.

Перерасчет накопительной части пенсии (НЧ) производится по формуле:

НЧ = НЧп + ПНп / Т, где

НЧп — установленный размер накопительной части трудовой пенсии по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;

ПНп — сумма дополнительных пенсионных накоплений, поступивших в ПФР и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения накопительной части трудовой пенсии, либо со дня последнего перерасчета размера этой части трудовой пенсии, произведенного в соответствии с настоящим пунктом;

Т – показатель, аналогичный Т в формуле расчета НЧ, определяемый по состоянию на день, с которого производится указанный перерасчет.

«Дополнительная» накопительная часть трудовой пенсии по старости

Начиная с 1 января 2009 года, у граждан появилась возможность увеличить размер накопительной части своей трудовой пенсии по старости за счет участия в программе дополнительных пенсионных накоплений (ДПН), получившей в народе название «программа 1000 на 1000». Эта программа предусматривает, что на накопительную часть трудовой пенсии будут уплачиваться дополнительные страховые взносы, как самим застрахованным лицом, так и его работодателем (по желанию), а также поступать софинансирование от государства.

Соответствующее законодательство [5] было принято и в истолковании его отдельных положений уже сейчас имеются трудности, на которые мы остановим внимание ниже.

Участвовать в программе ДПН смогут граждане, независимо от их возраста и наличия у них до этого права на формирование накопительной части трудовой пенсии. При этом, исходя из самой формулировки «дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии», можно сделать вывод, что желающий стать участником ДПН гражданин, должен относиться хотя бы к одной из перечисленных в Законе об обязательном пенсионном страховании категории застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования лиц.

Чтобы вступить в систему ДПН гражданин может, начиная с 1 октября 2008 года, подать соответствующее заявление [6] либо своему работодателю (в этом случае последний будет ежемесячно удерживать из зарплаты работника и перечислять на накопительную часть его трудовой пенсии дополнительные страховые взносы) либо непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства (в этом случае уплата дополнительного взноса на накопительную часть пенсии осуществляется застрахованным лицом самостоятельно).

В заявлении гражданин указывает размер дополнительных страховых взносов. Если перечисления осуществляются через работодателя, то их размер можно указать как в твердом размере, так и в процентах от заработка.

Взносы на ДПН будут инвестироваться так же, как это происходит сейчас с накоплениями работников, участвующих в накопительном элементе обязательного пенсионного страхования (государственной управляющей компанией, частной управляющей компанией или негосударственным пенсионным фондом — по выбору самого работника). Лица, в пользу которых ранее не уплачивались взносы на накопительную часть пенсии и которые впервые вступают в систему, а также те, кто ранее не реализовал свое право на выбор варианта инвестирования своих пенсионных накоплений, вправе определиться с выбором при подаче заявления о добровольном вступлении в систему ДПН.

Заявительным путем можно будет прекращать, возобновлять уплату и изменять размер добровольных пенсионных взносов.

Работодатель — если перечисление взносов на ДПН осуществляется через него — обязан информировать работника о внесенных в систему ДПН платежах одновременно с представлением расчетного листка.

Застрахованным лицам, которые станут участниками системы ДПН в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года, государство будет на протяжении 10 лет дополнительно перечислять средства из бюджета на их пенсионный счет в размере, эквивалентном взносу работника. Государственное софинансирование начинается с года, следующего за годом уплаты работником дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Однако, для того, чтобы получить в текущем календарном году государственную поддержку, сам работник должен уплатить в предыдущем календарном году не менее 2 000 рублей дополнительных страховых взносов, а размер взноса от государства составит в любом случае не более 12 000 рублей в год.

Примечание: В случае, если работник ежемесячно перечисляет по программе ДПН менее 166,67 руб. (т.е. менее 2000 рублей в год), софинансирования от государства он не получит. Прибавка к пенсии, на которую он сможет рассчитывать, будет существенно меньше суммы ежемесячно вносимых им на ДПН взносов и составит незначительный процент от величины его трудовой пенсии.

Примечание: Если работник ежемесячно перечисляет от 166,67 до 1000 рублей, государство на каждый вложенный им в систему ДПН рубль добавит столько же.

Примечание: При ежемесячной сумме взноса работника от 1000 рублей и более государство добавит на его пенсионный счет не более 12000 рублей в год.

Если работник, достигнув общеустановленного пенсионного возраста (60 лет — мужчины, 55 лет — женщины), отложит оформление пенсии (т.е. не обратиться за установлением ни одной из частей трудовой пенсии), то государство обязуется на каждый рубль его взноса добавлять четыре рубля, но не более 48 000 рублей в год. Размер пенсии в этом случае будет определяться путем деления суммы накоплений на сокращенный (на срок отказа от получения пенсии) «период дожития» Т.

Работодатель при желании также может участвовать в системе ДПС путем софинансирования дополнительных пенсионных взносов своих работников. Указанное решение оформляется приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

При этом сумма взносов на софинансирование накоплений – и от государства и от работодателя — не облагается налогом на доходы физических лиц, а сам работник имеет право получить социальный налоговый вычет в сумме уплаченных им дополнительных страховых взносов.

. В то же время остался не урегулированным вопрос о реализации права застрахованного лица на получение накопительной пенсии в полном объеме в тех случаях, когда работодатель недобросовестно исполнял свои обязанности (например, несмотря на наличие заявления от работника, не перечислил или перечислил не в полном объеме за него взносы на ДПН).


Пример 1. Гражданин подал заявление о вступлении в систему ДПН 01.01.2010 г.

Начало перечисления взносов на ДПН – январь 2010 г.

Ежемесячно перечисляет — 1000 рублей

Период участия в программе ДПН – 15 лет (с 2010 по 2024 г. включительно)

Сумма накопленных в системе ДПН взносов – 300 000 руб. ( (1000 * 12 мес. + 12000)* 10 лет + 1000* 12 мес.* 5 лет)

Так как сумма перечисляемых работником ежегодно взносов на ДПН более 2000 рублей (1000*12=12000 рублей), государство в течение 10 лет софинансирует программу ДПН, добавляя ежегодно к перечисленным работником взносам по 12 000 рублей (т.е. добавляет рубль на каждый рубль, вложенный работником).

Величина прибавки к трудовой пенсии за счет участия в программе ДПН в этом случае составит 1315,8 рублей* (300 000 руб./228 мес.[7]).

Пример 2. Гражданин подал заявление о вступлении в систему ДПН 01.12.2008

Начало перечисления взносов на ДПН – январь 2009 г.

Ежемесячно перечисляет — 1500 рублей

Период участия в программе ДПН – 12 лет (2009-2020 гг. включительно)

1 января 2016 года работник достиг пенсионного возраста, но «отложил» выход на пенсию на 5 лет, продолжая перечислять взносы на ДПН.

Сумма накопленных в системе ДПН взносов – 480 000 руб. ( 1500 * 12 мес.*1 год + (1500*12 мес. + 12000)* 6 лет + (1500* 12 мес. + 48000)* 4 года + 1500 * 12 мес. * 1 год)

Так как сумма перечисляемых работником ежегодно взносов на ДПН более 2000 рублей (1500*12=18000 рублей), государство, начиная с года, следующего за годом начала перечисления работником взносов в систему ДПН, софинансирует программу ДПН, добавляя ежегодно к перечисленным работником взносам сумму, эквивалентную взносам работника – но не более 12 000 рублей в год (т.е. не более 1000 рублей в месяц).

С года, когда работник, достигнув пенсионного возраста, отказался от получения трудовой пенсии, размер взноса от государства на софинансирование ДПН равен увеличенной в четыре раза сумме взносов самого работника, но не более 48 000 рублей в год.

Максимальный срок государственного софинансирования программы, установленный законом, — 10 лет.

При определении страховой части трудовой пенсии в более позднем возрасте «период дожития» сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения пенсионного возраста. При этом установлен минимально возможный «период дожития» — порядок применения данного правила см. в разделе «Размер страховой части при назначении трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте».

Прибавка к трудовой пенсии составит 2 857 рублей (468 000 руб./168 мес.).


* Результаты расчетов приведены примерно и в ценах предыдущего года года и при условии, что доходность от инвестирования средств ДПН будет не ниже уровня фактической инфляции.


[1] Данная сумма является предельной величиной, при превышении которой начинает действовать регресс – т.е. чем выше зарплата работника, тем меньший тариф страховых взносов платит работодатель.

[2] Тем не менее, данная возрастная группа граждан может пользоваться своим правом на распоряжение (инвестирование) пенсионными накоплениями, сформировавшимися у них за 2002-2004 гг.[3] Стоимость страхового года, на основе которой определяется размер фиксированного платежа, на 2008 год утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 246 (3864 рублей).

[4] Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2005 г. № 582.

[5] Федеральные законы от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и от 30.04.2008 № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

[6] Постановление Правления ПФР от 28 .07.2008 г. № 225п «Об утверждении формы заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, Инструкции по его заполнению, а также формата представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в электронном виде (формат данных)».

[7] Так как величина «периода дожития» Т, применяемого для расчета накопительной части трудовой пенсии по старости пока еще законодательно не установлена, в наших примерах принимаем ее равной показателю Т, который используется в формуле расчета страховой части трудовой пенсии.

Формула расчета накопительной части пенсии (НЧ):

НЧ = ПН / Т , где

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. До 2016 года размер Т для расчета накопительной части пенсии аналогичен применяемому для расчета страховой части пенсии (конкретные размеры Т по годам - см. в подразделе «Страховая составляющая страховой части пенсии (ССП)» в разделе «Размер страховой части трудовой пенсии по старости » ). С 1 января 2016 года предполагается, что размер Т для накопительной части трудовой пенсии по старости будет ежегодно определяться на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателя этой части трудовой пенсии ;

При назначении НЧ в более позднем (по сравнению с общеустановленным пенсионным возрастом) возрасте, ожидаемый период выплаты (Т), сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не ранее чем со дня приобретения права на назначение НЧ. Но в любом случае Т не может составлять менее 14 лет (168 месяцев) – порядок подсчета Т в данном случае см . в подразделе «Страховая составляющая страховой части пенсии (ССП)» в разделе «Размер страховой части трудовой пенсии по старости » .

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его лицевого счета (в системе индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования) по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Пенсионные накопления – это совокупность средств, сформированных за счет поступивших, начиная с 01.01.2002 г., страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий ( из них складывается «обязательная» накопительная часть пенсии ), дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений ( из них складывается дополнительная часть накопительной части пенсии ), средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», чистого финансового результата от временного размещения [1] страховых взносов Пенсионным фондом РФ, а также дохода от их инвестирования.

Пенсионные накопления отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде. Если пенсионные накопления переданы негосударственному пенсионному фонду (см. раздел «Инвестирование пенсионных накоплений») информация о них фиксируется на пенсионном счете, который открывает соответствующий негосударственный пенсионный фонд [2] .

Как предусмотрено нормой ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 360-ФЗ « О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений » в случае, если сумма средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета/ на пенсионном счете застрахованного лица на день назначения накопительной части пенсии, меньше общей суммы подлежащих учету за весь период формирования пенсионных накоплений страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по старости, средств дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, то «недостающие» суммы подлежат возмещению. Порядок такого возмещения должен содержаться в отдельном федеральном законе. Однако, до тех пор пока данный закон не принят, трудно сказать, будет ли данный порядок распространяться, например, на случаи обесценивания пенсионных накоплений в результате их неудачного инвестирования.

Таким образом, к сожалению, приходится констатировать, что пока законодательство не предусматривает никаких гарантий сохранения даже номинальной суммы перечисленных на накопительную часть пенсии средств.

Единый реестр застрахованных лиц, осуществляющих формирование своих пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, ведет Пенсионный фонд РФ. В Едином реестре содержатся, в том числе, и сведения о каждом застрахованном лице, передавшем свои пенсионные накопления негосударственному пенсионному фонду.

Альтернативы получения пенсионных накоплений

Единовременная выплата средств пенсионных накоплений

Согласно ст.4 Федерального закона от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и вступившим в силу 1 января 2010 года Постановлениям Правительства РФ от 21.12.2009 (в ред. от 30 мая 2012 года) № 1047 и № 1048 средства пенсионных накоплений можно получить единовременной выплатой (т.е. не в виде накопительной части пенсии НЧ ежемесячно, а всю сумму ПН целиком одновременно). Однако, сделать это может ограниченный круг лиц.

Первая категория - это лица, подходящие сразу под все перечисленные условия:

1) достигшие общеустановленного пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет);

2) являющиеся получателями трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца либо пенсии по государственному пенсионному обеспечению (пенсии по государственному пенсионному обеспечению регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, к ним относятся: пенсии федеральным государственным гражданским служащим, пенсии военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, жителям блокадного Ленинграда, пенсии пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам, работникам летно-испытательного состава и социальные пенсии);

3) у них должно отсутствовать право на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа (5 лет).

Вторая категория потенциальных получателей единовременной выплаты – это лица, у которых соблюдены следующие условия (одновременно):

1) у них возникло право на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) – т.е. они достигли соответствующего возраста и у них соблюдены необходимые «стажевые» условия для назначения либо обычной, либо досрочной пенсии.

2) размер их накопительной части трудовой пенсии по старости в случае ее назначения составил бы 5 % и менее по отношению к размеру всей трудовой пенсии по старости, рассчитанному на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости.

ü Возможность получения пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты у указанной выше второй категории получателей появилась только начиная с 1 июля 2012 года (даты вступления в силу Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»). Рассчитана эта законодательная новелла, прежде всего, на лиц т.н. «среднего поколения» (мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р.), у которых накопительная часть за счет обязательных пенсионных взносов формировалась только в период 2002-2004 гг. Т.е. пенсионные накопления у этих лиц, будь они выплачены виде обычной накопительной части трудовой пенсии, т.е. ежемесячно, оказались бы мизерно малы.

ü Если пенсионные накопления формировались - по выбору застрахованного лица - в Пенсионном фонде РФ (через государственную или частную управляющую компанию), то единовременную выплату осуществляет Пенсионный фонд, если – в негосударственном пенсионном фонде, то - негосударственный пенсионный фонд (о вариантах формирования накопительной части пенсии – см. раздел «Инвестирование пенсионных накоплений»).

Если после вынесения решения об осуществлении единовременной выплаты на пенсионном счете застрахованного лица будут еще отражены средства пенсионных накоплений («обязательны» и «дополнительные» страховые взносы, уплаченные за квартал, в котором застрахованное лицо обратилось за единовременной выплатой или предшествующее этому кварталу время; чистый финансовый результат от их временного размещения; направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии средства материнского капитала, поступившие в течение квартала, в котором застрахованное лицо обратилось за единовременной выплатой или предшествующее этому кварталу время; доход от инвестирования средств пенсионных накоплений), то производится доплата к единовременной выплате с учетом указанных, не учтенных при назначении единовременной выплаты, пенсионных накоплений. Решение о доплате к единовременной выплате выносится ПФР не позднее 1 июля/ негосударственным пенсионным фондом не позднее 1 сентября года, следующего за годом, в котором состоялось обращение за единовременной выплатой.

Срочная пенсионная выплата

Срочная пенсионная выплата – это еще одна альтернатива получению накопительной части пенсии в общем порядке.

На нее могут претендовать те, у кого накопительная часть пенсии формировалась не только из обязательных взносов, но и за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование пенсионных накоплений, средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Срочной она называется, поскольку выплачивается в отличие от обыкновенной накопительной части пенсии не пожизненно, а в течении определенного – указанного самим пенсионером – срока Т, который, впрочем, не может быть менее 10 лет. И за счет этого ее размер выше, чем если бы пенсионер получал ее в составе накопительной части своей пенсии в общем порядке. Но состоит она не из всех средств, поступивших на формирование накопительной части пенсии застрахованного лица, а только из дополнительных страховых взносов , взносов работодателя, взносов на софинансирование пенсионных накоплений , средств (части средств) материнского (семейного) капитала, дохода от инвестирования перечисленных средств.

. Обратите внимание, что поскольку срочная пенсионная выплата формируется только из т.н. «дополнительных» пенсионных поступлений на накопительную часть, пенсионер, которому она назначена, имеет право и на получение «обычной» накопительной части пенсии. Но в этом случае НЧП будет состоять только из средств обязательных взносов на накопительную часть.

Т.е. СП - это альтернатива получению части (сформированной из дополнительных пенсионных взносов) НЧП.

Итак формула расчета размера срочной пенсионной выплаты (СП):

СП = ПН доп . / Т,

где ПН доп. - сумма средств пенсионных накоплений, сформированных за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица по состоянию на день, с которого ему назначается срочная пенсионная выплата;

Т - количество месяцев периода выплаты срочной пенсионной выплаты, указанное в заявлении застрахованного лица о назначении срочной пенсионной выплаты, которое не может быть менее 120 месяцев (10 лет).

Срочная пенсионная выплата осуществляется застрахованным лицам при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной). Ее установление и выплата производятся в том же порядке, что и трудовые пенсии по старости.

Если пенсионные накопления формировались - по выбору застрахованного лица - в Пенсионном фонде РФ (через государственную или частную управляющую компанию), то срочную пенсионную выплату осуществляет Пенсионный фонд, если – в негосударственном пенсионном фонде, то - негосударственный пенсионный фонд (о вариантах формирования накопительной части пенсии – см. раздел «Инвестирование пенсионных накоплений» ).

«Обязательная» накопительная часть трудовой пенсии

Накопительная часть трудовой пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования (назовем ее «обязательная» накопительная часть трудовой пенсии) формируется не у всех, а только у застрахованных лиц, относящихся к так называемому «молодому поколению» (1967 г.р. и моложе). Начиная с 2002 года на специальную часть их индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде поступают страховые взносы на ее финансирование. На протяжении 2002-2004 гг. накопительная часть пенсии формировалась также у «среднего поколения» (мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р.), т.е. у них в специальной части счета есть накопления за указанные годы, исходя которых и будет считаться размер накопительной части их трудовой пенсии.

Объект (виды дохода) и база обложения (сумма дохода, подлежащая обложению) обязательными страховыми взносами на накопительную часть идентична объекту и базе обложения страховыми взносами на страховую часть пенсии (см. подраздел «Определение пенсионных прав, приобретенных после 1 января 2002 года (ПК2)» раздела «Размер страховой части трудовой пенсии по старости»).

Конкретные размеры пенсионных взносов на «обязательную» накопительную часть , из которых формируются пенсионные накопления граждан, закреплены в Главе V и VI Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

1. Взносы за наёмных работников (работающих по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по «авторскому» договору).

Таблица 4. Взносы на ПН за наёмных работников.

Читайте также: