Правовой статус пенсионного фонда рф дипломная работа

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Диплом Правовой статус Пенсионного Фонда РФ Тип работы: Диплом. Предмет: Право. Добавлен: 26.11.2018. Год: 2018. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: 56. *

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1 История возникновения и развития Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………………………………………………….
1.1 Создание Пенсионного фонда Российской Федерации……………………
1.2 Сущность, задачи, цели и функции Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………………………………………………….
1.3 Структура, система Пенсионного фонда Российской Федерации………..
Глава 2 Организационно-правовая форма и место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе государственных органов…………………
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации как орган государственной власти…………………………………………………………………………….
2.2 Пенсионный фонд Российской Федерации как юридическое лицо………
2.3 Проблемы и перспективы правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………
Приложение………………………………………………………………………

Пенсионный Фонд Российской Федерации это один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.
Его основной задачей является реализация единой стратегии управления пенсионной системой Российской Федерации. Он представлен во всех республиканских, краевых, а также областных центрах, городах и большинстве районов. Цель пенсионной реформы - создание финансово устойчивой пенсионной системы, обеспечивающей надежную социальную защиту пенсионеров и создающей условия для экономического роста и устойчивого человеческого развития. Первоначально планы пенсионных реформ сводились к совершенствованию действующих распределительных систем, а затем появились планы перехода к накопительным принципам в обязательном пенсионном страховании при формировании трехуровневых пенсионных систем.
Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику не только экономического, но и социального развития.
Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией Российской Федерации, где говорится: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты», а также: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».
В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России, играет огромную роль в социальной и общественно-политической жизни всего государства, а также в финансово-бюджетной системе России, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.
К правовому обеспечению системы пенсионных выплат, в первую очередь, относится трудовое законодательство, а также нормативные акты смежных областей, к примеру, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и так далее - все это определяет актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотреть правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации.
Выполнение выпускной квалификационной работы предполагает решение следующих задач:
- изучить историю создания Пенсионного фонда Российской Федерации;
- рассмотреть сущность, структуру, а также задачи, цели и функции Пенсионного фонда Российской Федерации;
- изучить организационно-правовую форму и место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе государственных органов;
- рассмотреть проблемы и перспективы правового регулирования Пенсионного фонда Российской Федерации.
Объектом выпускной квалификационной работы является правовой статус Пенсионного фонда РФ.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормативно-методическое и правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда РФ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложений. В первой главе рассматривается история возникновения и развития Пенсионного фонда Российской Федерации, вторая глава посвящена изучению правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.
Методологическую и теоретическую основу при написании выпускной квалификационной работы послужили Федеральные законы, труды отечественных и зарубежных авторов: Синицын С.А., Гутников О.В., Мадатов А.А., Ногина О.А., Соколов Р. А, Зырянова Т.В., Агапцов С.А., Дегтярев Г.П., Сойфер Т.В., Чиркин В. Е. и другие, а также периодические издания, различные Интернет-ресурсы по теме и личные наблюдения автора.
?
.
Список использованной литературы

1 Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»// >2 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»// >3 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»// >4 Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах обязательного социального страхования»// >5 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ(ред. от 1.01.2017) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»// >6 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// >7 Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// >8 Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»// >9 Постановление Верховного совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1 «Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)»// >10 Барщевский, М.Ю. Все о пенсиях и льготах / М.Ю. Барщевский. - М.: АСТ, Астрель, АСТ Москва, ВКТ, 2016;
11 Волкова, Т. Г. Современные проблемы проведения пенсионной реформы в РФ // Вестник Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова. – 2015;
12 Грянченко, Т. В. Основные проблемы пенсионной системы РФ и ориентиры ее совершенствования // Труд и социальные отношения. – 2016;
13 Гутников О.В. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации // Адвокат. 2018;
14 Ерохина, Т. В. Полномочия Пенсионного фонда России: правовой аспект // Социальное и пенсионное право. – 2015;
15 Сивакова И.В., Соколов И.Н. Взыскание страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: необходимость совершенствования правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2013;
16 Сойфер Т.В. Фонды // Юридические лица в гражданском праве (коммерческие и некоммерческие организации) / Отв. ред. В.Н. Литовкин, О.В. Гутников. М., 2011;
17 Соколов Р.А. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти//Законодательство. 2014;
18 Соловьев А.К. Резервы повышения эффективности пенсионной системы // Финансы- 2013- №.3;
19 Соловьев А.К. К вопросу о повышении пенсионного возраста // Финансы- 2015.-№6;
20 Федоров, Л. В. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]: Учебник / Л. В. Федоров. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017;
21 >22 >23 >24 constitution.ru;
25 >26 >

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.
В этой связи целью работы является рассмотрение деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . 3
1.ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАНОВЛЕНИЕ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………..5
1.1. Правовой статус и структура Пенсионного фонда ……. ……………….5
1.2. Деятельность Пенсионного фонда РФ в современной экономике. 11
2. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………………………………………………….…………. 16
2.1. Основные задачи и функции Пенсионного фонда РФ ……….…………..16
2.2.Формирование бюджетных средств Пенсионного фонда РФ…………….24
2.3.Использование средств бюджета Пенсионного фонда РФ……………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . 34

Прикрепленные файлы: 1 файл

Пенсионный фонд РФ- функции, правовой статус и порядок формирования.doc

1.ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАНОВЛЕНИЕ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………..5

1.1. Правовой статус и структура Пенсионного фонда ……. ……………….5

1.2. Деятельность Пенсионного фонда РФ в современной экономике. . 11

2. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………………………………………… ……….…………. 16

2.1. Основные задачи и функции Пенсионного фонда РФ ……….…………..16

2.2.Формирование бюджетных средств Пенсионного фонда РФ…………….24

2.3.Использование средств бюджета Пенсионного фонда РФ……………. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . 34

Бюджетный Кодекс Российской Федерации включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Актуальность. Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.

Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как, начиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами, и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

В этой связи целью работы является рассмотрение деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

-изучить становление, структура и задачи деятельности пенсионного фонда Российской Федерации

-рассмотреть основные задачи и функции Пенсионного фонда Российской Федерации

Объектом исследования работы является Пенсионный фонд Российской Федерации, на предмет разработки путей развития и совершенствования его деятельности.

В качестве теоретической базы работы были использованы работы ведущих специалистов в области пенсионного обеспечения, а также широкий ряд нормативных актов Российского пенсионного законодательства.

Кроме того, были внимательно изучены и переработаны публикации современной экономической периодической печати, монографии, учебные пособия.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации: становление, структура и задачи деятельности

1.1 Правовой статус и структура Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система уникальна и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения.

Пенсионный фонд обеспечивает выполнение следующих основных функций в пенсионной системе: сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке; финансирование выплаты пенсий.

Отмеченное разделение функций между различными органами создает определенные трудности в работе пенсионной системы. Однако основной их причиной является финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств , необходимых для выплаты пенсий, уже давно снизившийся до критической черты ( средний размер пенсий близок к прожиточному минимуму пенсионера, а минимальный - составляет лишь четверть минимума ), не обеспечивается поступлением страховых платежей.

Назначение пенсий по закону «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в т.ч. социальных, по чернобыльской программе, а также лицам, проходившим военную службу по призыву, и их семьям при утрате кормильца осуществляется органами социальной защиты населения субъектов РФ, финансирует на эти цели Пенсионным фондом России.

С началом радикальных рыночных реформ экономическое и социальное содержание пенсионной системы коренным образом изменилось, хотя для самих получателей пенсий и плательщиков страховых взносов это оставалось и во многом все еще остается незамеченным. За 70 дореформенных лет пенсионеры свыклись с мыслью, что пенсионное обеспечение исключительная прерогатива государственной системы управления. Плательщики же, как правило, отождествляют страховые взносы в ПФРФ с другими федеральными налоговыми поборами.

Да и для государственного бюджета обязательные взносы в пенсионную систему также представляется обременительным.

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. с изменениями от 5 мая 1997 г.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ПФРФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

ПФРФ подотчетен Верховному Совету Российской Федерации, информация о результатах его деятельности ежегодно представляет на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

ПФРФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФРФ не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.1

ПФРФ обеспечивает: целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения; организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; капитализацию средств ПФРФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФРФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России); межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФРФ; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФРФ страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию; проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФРФ. ПФРФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.2

Средства ПФРФ формируются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых ПФРФ Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФРФ и других поступлений.

Средства ПФРФ направляются на: выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФРФ и его органов; другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФРФ.

В состав правления ПФРФ входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФРФ, а также управляющие двенадцатью отделений ПФРФ.

В состав правления ПФРФ могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Правление ПФРФ: несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФРФ; определяет перспективные и текущие задачи ПФРФ; утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФРФ и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты; назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФРФ и руководителей его отделений; утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФРФ; издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФРФ; решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФРФ.

Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим. В то же время, Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации согласно статье 34 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.3

ПФРФ - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда. Общее количество территориальных органов ПФРФ - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

В состав правления ПФРФ входят: председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФРФ, а также управляющие двенадцатью отделений ПФРФ. Правление ПФРФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Верховным Советом Российской Федерации. В состав правления ПФРФ могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФРФ и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФРФ.Исходя из вышесказанного, завершим данный раздел главы рисунком 1 в виде структуры Пенсионного Фонда Российской Федерации:

Рисунок 1. Структура Пенсионного фонда Российской Федерации

Далее представляется целесообразным рассмотреть деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации в современной экономике с последующим обоснованием проблем и перспектив его деятельности.

Пример готовой дипломной работы по предмету: Право и юриспруденция

Содержание

1. История возникновения и развитие пенсионного фонда в РФ (1920г) 5

1.1 Создание и становление Пенсионного Фонда РФ 5

1.2 Нормативно – правовые основы регулирования деятельности Пенсионного Фонда РФ 12

2.Основы правового статуса РФ в системе внебюджетных фондов РФ 22

2.1 Пенсионный фонд РФ в системе внебюджетных фондов РФ 22

2.1 Структура пенсионного фонда РФ 29

Список использованных источников и литературы 36

Выдержка из текста

Актуальность темы работы. Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет множество различных функций, большинство из которых являются публично-правовыми. По этой причине его правовой статус носит многоотраслевой характер и регулируется нормами, относящимися к различным отраслям законодательства. Вопрос о правовом положении ПФР неоднократно являлся предметом законопроектной деятельности и научных дискуссий. Несмотря на это, проблема определения статуса Пенсионного фонда России на сегодняшний день остается нормативно неурегулированной, а потому — актуальной.

Пенсионный фонд является особым государственным автономным образованием, созданным для государственного управления финансами социального страхования, имеющим свой бюджет с особыми источниками доходов (страховые взносы) и направлениями расходов (выплата пенсий и пособий), свои нормотворческие и контрольные полномочия, а также множество иных функций различного характера, направленных на обеспечение стабильной работы всей государственной системы социального страхования и пенсионного обеспечения.

Целью настоящей работы является анализ правового статуса пенсионного фонда Российской Федерации, его место в системе внебюджетных фондов РФ.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать создание и становление Пенсионного Фонда РФ;

2. Рассмотреть нормативно – правовые основы регулирования деятельности Пенсионного Фонда РФ;

3. Проанализировать место Пенсионного фонда РФ в системе внебюджетных фондов РФ;

4. Рассмотреть структуру Пенсионного фонда РФ.

Объектом изучения являются общественные отношения, которые возникают при осуществлении деятельности Пенсионным фондом РФ.

Предметом изучения являются нормы права, которые содержатся в нормативных актах и определяют основы правового статуса пенсионного фонда в РФ.

Методологическую основу работы составляют такие методы как диалектический метод познания, формально-юридический метод, обобщение, анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.

Степень научной разработанности. Тема работы достаточно хорошо представлена в ряде научных изданий такими авторами как..

Структура работы построена с учетом поставленных задач и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Список использованной литературы

Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрании законодательства РФ. 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017)// Собрание законодательства РФ.05.12.1994. № 32, ст. 3301.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017)// Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. ст. 3823.

4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, № 51, ст. 4832.

5. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»//Собрание законодательства РФ. 01.04.1996. № 14. ст. 1401.

6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 17.12.2001, № 51, ст. 4831.

7. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 (ред. от 05.07.2017) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 25.06.2012, № 26, ст. 3528.

8. Постановление Верховного Суда РФ от

2. декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. №

9. Асадов А.М. Косвенные (опосредованные) правовые отношения: вопросы методологии и значение в финансовой деятельности государства: моногр. М., 2013. С. 78.

10. Гутников О.В. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации // Адвокат. 2014. № 11. С. 17 — 27.

11. Ерохина Т.В. Полномочия Пенсионного фонда России: правовой аспект // Социальное и пенсионное право. 2015. № 4. С. 15 — 20.

12. Ерохина Т.В. Современные проблемы законодательного определения правового статуса Пенсионного фонда России // Социальное и пенсионное право. 2015. № 3. С. 17 — 23.

13. Зубанова О.Я. К вопросу о финансово-правовом статусе Пенсионного фонда Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 4. С. 261 — 266.

14. Сивакова И.В., Соколов И.Н. Взыскание страховых взносов в Пенсионный фонд РФ: необходимость совершенствования правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2013. № 4. С. 33.

15. Синицын С.А. Имущественная основа деятельности и правовой статус внебюджетных фондов (на примере Пенсионного фонда Российской Федерации) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 2. С. 33 — 38.

16. Соколов Р.А. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти // Законодательство. 2014. № 3. С. 10.

17. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. С. 174.

Материалы юридической практики

18. Постановление Конституционного Суда РФ от

2. июня 2001 г. № 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СЗ РФ. 2001. №

Актуальность исследования функционирования Пенсионного фонда в пенсионной системе Российской Федерации обуславливается проводимой пенсионной реформой, которая иначе расставляется акценты в формах социальной защиты и выборе их механизмов с тем, чтобы сделать их более адекватными современных условиях социально-экономической жизни страны и каждого отдельно взятого человека, новым соотношениям интересов наемного работника и работодателя, роли государства в данных правоотношениях. Пенсионное обеспечение, о котором сейчас не говорит лишь, пожалуй, ленивый, и к которому приковано самое пристальное внимание не только граждан пенсионного возраста, но и иных субъектов государственного страхования, является одной из основных составляющих системы социальной защиты населения. Столь повышенный интерес к «пенсионной» теме объясняется рядом причин, среди которых общедемографическое старение населения, что смещает соотношение участвующих в создании национального дохода страны в сторону уменьшения по сравнению с пенсионерами. Для настоящего времени характерна такая направленность в исследовании деятельности Пенсионного фонда как анализа целей и моделей пенсионного обеспечения, методов индексаций пенсий, выявления их недостатков, анализ возможностей использования накоплений пенсионных фондов для инвестиций, способствующих экономическому росту и повышению эффективности деятельности пенсионных фондов в целом. Сказанное свидетельствует в пользу актуальности рассматриваемых в настоящей курсовой работе вопросов. Целью настоящей работы является исследование правового статуса, целей и особенностей функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации в современных условиях развития нашего общества. Для достижения данной цели автором были поставлены и решались в его процессе следующие задачи: ? Рассмотреть особенности деятельности Пенсионного фонда РФ на различных этапах с момента его создания и до настоящего времени; ? Проанализировать понятие и охарактеризовать деятельность Пенсионного фонда России; ? Рассмотреть структуру и задачи Пенсионного фонда, установить их зависимость и взаимообусловленность; ? Рассмотреть основные направления деятельности Пенсионного фонда РФ; ? Проанализировать бюджет Пенсионного фонда РФ, установив его доходные источники и основные расходные статьи; ? Дать характеристику негосударственным пенсионным фондам как альтернативным институтам пенсионной системы. Структура работы соответствует поставленной цели и определенным задачам исследования. Работа состоит из настоящего введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, в которых последовательно решаются поставленные задачи, заключения, содержащего выводы относительно всего исследования, и библиографического списка.

В рамках дальнейшего совершенствования пенсионной системы Российской Федерации и деятельности Пенсионного фонда РФ в ближайшее будущее предлагается проведение следующих мероприятий: - совершенствование и уточнение правового статуса ПФР; - совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования; - совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов; - формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандартизацию актуарной деятельности; - комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ; - установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем. ПФР является государственным бюджетным учреждением, особенности правового положения которого устанавливаются законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. Это государственное учреждение с особым статусом, единственный пенсионный фонд, принадлежащий государству, и являющийся страховщиком по обязательному пенсионному страхованию россиян. Средства обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации являются федеральной собственностью, что определяет возможность распоряжения ими только на федеральном уровне в соответствии со ст. 71 Конституции РФ. Исходя из сказанного управление этими средствами вправе осуществлять только федеральный орган, имеющий централизованную, вертикально интегрированную структуру и подотчетность нижестоящих органов вышестоящим. Государство выступает субсидиарным ответчиком по долгам Пенсионного фонда. В части финансовой деятельности Пенсионный фонд представляет собой специализированный финансовый орган, который осуществляет аккумуляцию и перераспределение в первую очередь бюджетных средств. Его статус можно рассматривать по аналогии со статусом финансового органа, исполняющего бюджет. При этом финансовому органу (а значит, и органу управления государственным внебюджетным фондом) в оперативное управление бюджетные денежные средства не передаются, указанный орган выступает лишь как главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ), действуя от имени публично-правового образования. В отношении негосударственных пенсионных фондов, которые будут в свете нового законодательства действовать в форме акционерных обществ, предусмотрено сохранить все установленные законодательством требования к деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Законодательство и правоприменительная практика в сфере регулирования деятельности НПФ находится в стадии обновления и апробации.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарпан Александра Александровна

В статье рассматриваются особенности правового положения Пенсионного фонда РФ . Делается вывод о необходимости принятия федерального закона, который бы регулировал проблемы правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шарпан Александра Александровна

Текст научной работы на тему «Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации»

Features of the legal status of Russian Federation's Pension Fund Sharpan A. (Russian Federation) Особенности правового статуса пенсионного фонда Российской Федерации Шарпан А. А. (Российская Федерация)

Шарпан Александра Александровна / Sharpan Aleksandra - студент магистратуры, кафедра финансов, денежного обращения и кредита, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье рассматриваются особенности правового положения Пенсионного фонда РФ. Делается вывод о необходимости принятия федерального закона, который бы регулировал проблемы правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Abstract: the article considers the features of the legal status of the Pension Fund. The article concludes the necessity of adoption of federal law which will regulate the issues of the legal status of the Pension Fund of the Russian Federation.

Ключевые слова: Пенсионный фонд РФ, правовой статус, пенсионная система РФ. Keywords: Pension Fund of the Russian Federation, legal status, pension system.

Пенсионное обеспечение традиционно является одной из наиболее социально-значимых функций государства и вместе с тем его обязанностью перед гражданами. На сегодняшний день основным государственным институтом, деятельность которого направлена на финансовое обеспечение пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации регламентируется следующими нормативно-правовыми актами, в числе которых:

• Конституция Российской Федерации [ 1];

• Бюджетный кодекс Российской Федерации [2];

• Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) [3];

• подзаконные нормативные акты.

Пенсионный Фонд Российской Федерации обладает особым правовым статусом, что обусловлено спецификой его структурной и функционально организации - в частности, его автономностью и наличием своего собственного источника доходов (страховых взносов). Так, например, А. А. Мадатов отмечает, что Пенсионный фонд Российской Федерации является «юридическим лицом публичного права» с особым статусом, предназначенным для осуществления строго определенных целей, а не просто «некоммерческой организацией» [4]. При этом в главе 4 ГК РФ отсутствуют указания относительно особо статуса подобного рода государственных учреждений. И хотя в части 8 ст. 123.22 ГК РФ указывается, что отдельным законом могут определяться особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов, данное положение к специфике организации Пенсионного фонда Российской Федерации, мы полагаем, отнести нельзя.

Во-первых, государственные учреждения, образующие Пенсионный фонд Российской Федерации, не являются ни казенными, ни бюджетными, ни автономными, а потому не могу быть отнесены к ныне известным разновидностям государственных учреждений [5].

Во-вторых, Пенсионный фонд Российской Федерации обладает собственными источниками бюджетирования, что, соответственно, делает его бюджетный статус обособленным в отличие от иных государственных учреждений.

Таким образом, организационно-правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации представляется сложноустроенным еще и в силу своего рода «колизионности» организационно-правовой формы: с одной стороны, данная организация является самостоятельным финансово-кредитным учреждением (п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) [3]), но, в то же время, в соответствии со ст. 5 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», представлена как «государственное учреждение» [6].

Следует также обратить внимание и на судебную практику с участием Пенсионного фонда Российской Федерации. Остается актуальной проблема привлечения Пенсионного фонда Российской Федерации к ответственности как субъекта нарушений бюджетного законодательства. Мы считаем, что устранение данного пробела носит стратегический характер и необходимо на современном этапе, поскольку «эффективный контроль и надзор являются важнейшими составляющими процесса укрепления доверия общества и государства, средством достижения благосостояния человека и стабильности публичной власти» [8].

Таким образом, на сегодняшний день отсутствует федеральный закон, который бы урегулировал проблемы правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации, основываясь на реальных аспектах реализации пенсионной системы, в связи с чем мы считаем важным принятие такого закона, в котором бы были четко обозначены все функции и задачи, которые на данном этапе им осуществляются.

1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 15 февраля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. ст. 3823.

3. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 5. Ст. 180.

4. Мадатов А. А. Пенсионный фонд Российской Федерации как субъект пенсионных правоотношений: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. 28 с.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 31 января 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301.

6. Федеральный закон от 15 января 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 14 декабря 2015 г.) //Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. ст. 4832.

7. Зубанова О. Я. К вопросу о финансово-правовом статусе Пенсионного Фонда Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 4 (42). С. 261-266.

8. Мирошник С. В. О соотношении контроля и надзора в деятельности федеральных органов исполнительной власти // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 4. С. 94.

Читайте также: