Проблемы при назначении трудовых пенсий

Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых Российской в пенсиях Федерации» предусмотрены случаи, когда трудовая работникам пенсия по старости назначается в районе определенного, возраста данным Законом для трудовых Списки.

пенсий соответствующих работ, производств, профессий, показателей и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, которых в занятость дает право на пенсию по старости на условиях льготных, утверждаются постановлением Правительства от 18.07.2002 г. № редакции (в 537 Постановления от 24.04.2004 г.) «О списках производств, профессий, работ, должностей, с учетом которых досрочно трудовая назначается пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального трудовых «О закона пенсиях в Российской Федерации».

Законодательно данный закреплен перечень, установлен список должностей и однако, работ на практике работнику, обратившемуся в Пенсионный заявлением с фонд о назначении досрочной трудовой пенсии, правило как, отказывают в таковом. Причины тому разнообразные самые.

Наиболее частые из них:

- ненадлежащее трудовой оформление книжки — 36%

- в предоставленных работодателями сведениях персонифицированного (индивидуального) учета за указанные периоды отсутствуют особые на указания условия труда — 52%;

- отсутствие штатного числе — 2%;

- в расписания страхователей имеющих рабочие места, право дающие на досрочное назначение трудовых пенсий по работодатель, старости не значится — 2%;

- отсутствие правовых актов, основания закрепляющих для досрочного назначения пенсии — 5%;

- иных отсутствие документов, подтверждающих факт работы в период спорный — 3 %.

Приведем несколько примеров из судебной Решением.

практики Новгородского районного суда Новгородской апреля от 25 области 2013 г. удовлетворено исковое заявление Ж. к ГУ — Пенсионного Управление фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской межрайонное (области) о понуждении зачесть периоды работы в дающий, стаж право на досрочное назначение трудовой старости по пенсии в связи с педагогической деятельностью, и назначить трудовую досрочно пенсию по старости. В судебном заседании что, установлено Ж. обратилась в ГУ УПФРФ за назначением досрочной пенсии трудовой по старости, однако решением комиссии по вопросов рассмотрению реализации пенсионных прав граждан ГУ было ей УПФР отказано по подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в отсутствием с связи необходимого специального стажа, поскольку в зачтены не него периоды отпусков по уходу за ребенком и повышения курсов квалификации. При удовлетворении исковых суд требований исходил из того, что список учреждений и должностей, работа в которых засчитывается в стаж дающей, работы право на досрочное назначение трудовой старости по пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в муниципальных и государственных учреждениях для детей, и Правила периодов исчисления работы, дающей право на досрочное трудовой назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим деятельность педагогическую в государственных и муниципальных учреждениях для соответствии, в детей с которым время работы в должности воспитателя и учителя в школах и детских садах всех засчитывается наименований в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочное пенсии по старости утверждены Постановлением Российской Правительства Федерации от 29 октября 2002 г. № 781

В Правил п. 5 силу, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № стаж, в 516 работы, дающей право на досрочное трудовой назначение пенсии по старости, засчитываются периоды основного ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. КЗоТ 167 РСФСР (действующего на период спорных период) правоотношений нахождения женщин в отпуске по уходу за включался ребенком в специальный трудовой стаж, дающий пенсию на право на льготных условиях.

Постановлением ЦК КПСС и СССР Совмина от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной семьям помощи, имеющим детей» были установлены оплачиваемый частично отпуск по уходу за ребенком до достижения им одного возраста года и дополнительный отпуск без заработной сохранения платы до достижения им возраста полутора соответствии.

В лет с п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22 1989 августа г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков имеющим, женщинам малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. продолжительность повсеместно дополнительного отпуска без сохранения платы заработной по уходу за ребенком была увеличена до возраста им достижения трех лет. Указанный дополнительный подлежал отпуск зачету в общий и непрерывный стаж, а стаж в также работы по специальности.

Впоследствии право имеющих, женщин малолетних детей, оформить отпуск по ребенком за уходу до достижения им возраста трех лет предусмотрено было Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О изменений внесении и дополнений в некоторые законодательные акты вопросам по СССР, касающимся женщин, семьи и детства», были которым внесены изменения в Основы законодательства ССР Союза и союзных республик о труде, утвержденные СССР Законом от 15 июля 1970 г.; ст. 71 Основ была новой в изложена редакции и предусматривала предоставление женщине оплачиваемого частично отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора возраста лет и дополнительного отпуска без заработной сохранения платы по уходу за ребенком до достижения им трех возраста лет.

С принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. № внесении-1 «О 3543 изменений и дополнений в Кодекс законов о РСФСР труде (вступил в силу 6.10.1992 г.) период женщины нахождения в отпуске по уходу за ребенком перестал стаж в включаться работы по специальности в случае назначения льготных на пенсии условиях. Данным Законом ст. 167 была РФ КЗоТ изложена в новой редакции.

Таким исходя, образом из смысла приведенных выше законодательных период, актов нахождения женщины в отпуске по уходу за достижения до ребенком им возраста трех лет подлежал общий в зачету и непрерывный стаж, а также в специальный работы стаж по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до изменений внесения в данную норму закона, то есть до 6.10.Учитывая г.

1992, что отпуск по уходу за ребенком в достижения (до целом ребенком возраста полутора лет и до возраста им достижения трех лет) начался в период вышеуказанных действия нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 предполагающих РФ, Конституции правовую определенность и связанную с ней законодательной предсказуемость политики в сфере пенсионного обеспечения, для необходимых того, чтобы участники соответствующих могли правоотношений в разумных пределах предвидеть последствия поведения своего и быть уверенными в том, что ими приобретенное на основе действующего законодательства право уважаться будет властями и будет реализовано, то спорный подлежал период включению в стаж, дающий право на пенсию досрочную.

Н., обратился в ГУ УПФР с заявлением и со всеми документами необходимыми о досрочном назначении трудовой пенсии по тем по старости основаниям, что стаж его тяжелыми с работы условиями труда составил более достиг, он лет возраста 55 лет и имеет право на назначение досрочное трудовой пенсии. Решением Комиссии по вопросов рассмотрению реализации пенсионных прав граждан досрочном в отказано назначении трудовой пенсии по старости отсутствия ввиду необходимого специального стажа и недостаточной страхового продолжительности стажа, при этом Управлением в трудовой специальный стаж не были включены периоды работы его, поскольку в предоставленных работодателями сведениях персонифицированного (индивидуального) учета за указанные периоды отсутствуют особые на указания условия труда, а также не включены в стаж страховой периоды его работы в связи с нарушениями допущенными правил оформления трудовой книжки (печать нечитаемая, отсутствие даты приказа об увольнении). удовлетворении При исковых требований Окуловский районный Новгородской суд области исходил из того, что подп согласно. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 (в Постановления редакции от 24.04.2004 г.) «О списках производств, работ, должностей, профессий, с учетом которых досрочно назначается пенсия трудовая по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О пенсиях трудовых в Российской Федерации», при досрочном трудовой назначении пенсии по старости, работниками, занятым на тяжелыми с работах условиями труда, — Список № 2 производств, профессий, работ, должностей и показателей с вредными и тяжелыми труда условиями, утвержденный Постановлением Кабинета Министров января от 26 СССР 1991 г. № 10. При этом время января до 1 выполнявшихся 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 цехов, производств, профессий и должностей, работа в которых право дает на государственную пенсию на льготных условиях и в размерах льготных, утвержденных Постановлением Совета Министров августа от 22 СССР 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), стаж в засчитывается работы, дающей право на досрочное трудовой назначение пенсии по старости, наравне с работами, Списком предусмотренными, указанным в абз. 1 настоящего подпункта.

раздела из Исходя XXXII «Общие профессии» Списка № 2 от 22.08.право г. 1956 на назначение пенсии на льготных условиях газосварщики имеют и их подручные, электросварщики и их подручные.

Согласно XXXIII разделу «Общие профессии» (позиция 23200000-Списка) 19756 № 2 от 26.01.1991 г. право на досрочное назначение пенсии трудовой по старости имеют газоэлектросварщики, занятые на ручной и резке сварке, на полуавтоматических машинах, а также на машинах автоматических с применением флюсов, содержащих вредные ниже не вещества 3-го класса опасности; позицией 23200000-указанного 11620 раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена газосварщики «профессия», позицией 23200000-19906 указанного XXXIII раздела Списка № 2 предусмотрена профессия «электросварщики сварки ручной».

Таким образом, Список № 2 от 22.08.1956 г. не деление предусматривал сварщиков по типу работ: на электросварщиков (ручной) газосварщиков сварки и на электросварщиков (газосварщиков) на автоматических и машинах полуавтоматических. Такое деление было установлено Списке в только № 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров 1991 от 26.01.СССР г. № 10.

Квалификационные характеристики работ электрогазосварщика, разделе в приведенные «Сварочные работы» Выпуска 2 ЕТКС, выполнение предусматривают работ электросварщика и газосварщика, то есть газоэлектросварщик (электрогазосварщик) совмещает работу по двум профессиям.

следует Как из информационного письма Министерства труда и развития социального РФ № 3073-17, Пенсионного фонда РФ № 06-27/7017 от 02.08.электрогазосварщик г., «2000» и «газоэлектросварщик» — это разные наименования профессии одной.

Вместе с тем из представленной истцом справки архивной видно, что в документах архивного Государственного фонда унитарного предприятия имеются сведения о стаже трудовом Н., согласно которым истец был работу на принят учеником такелажника на участок, затем заводе на электросварщиком, далее учеником такелажника на заводе и приказом уволен от года.

При вынесении решения также суд руководствовался п. 4 Правил исчисления периодов дающей, работы право на досрочное назначение трудовой старости по пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № согласно, 516 которым в стаж работы, дающей досрочное на право назначение трудовой пенсии по старости, периоды засчитываются работы, выполняемой в течение полного дня рабочего, если иное не предусмотрено настоящими или Правилами иными нормативными правовыми актами, условии при уплаты за эти периоды страховых Пенсионный в взносов фонд РФ, а также п. 5 Разъяснения № 5 от 22.05.1996 г. труда Министерства РФ «О порядке применения списков производств, профессий, работ, должностей и показателей, дающих право в статьями со соответствии 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в устанавливающего», РСФСР, что право на пенсию по старости в особыми с связи условиями труда и на пенсию за выслугу утвержденного, лет постановлением Министерства труда Российской 1996 от 22.05.Федерации г. № 29, имеют работники, постоянно занятые работ выполнением, предусмотренных Списками, в течение полного дня рабочего. Кроме того, в судебном заседании допрошены были несколько свидетелей.

Таким образом, вынужден работник доказывать свое право на досрочное трудовой назначение пенсии по старости по причинам ненадлежащего работодателем исполнения своих обязанностей, а также отсутствия нормативной упорядоченной базы по данному вопросу. Процесс таким по доказывания делам является весьма трудоемким по возможностям и времени в силу возраста, ликвидации учреждений, в они которых когда-то осуществляли трудовую деятельность, запроса необходимости архивных данных, привлечения свидетелей.

трудовой Личный опыт позволяет выделить основные моменты проблемные таких дел:

  • всегда требуют затрат временных;
  • обжалуются УПФР во всех случаях. этом При без получения решения с отметкой о законную в вступлении силу с приложенной копией апелляционного никто определения исполнять решение суда не станет;
  • энергозатратны всегда. Поскольку обязанность по доказыванию всегда данных в возлагается делах на истцов, то они вынуждены «доказательства» добывать, обращаясь в архивы, к прежним работодателям, носить лично запросы суда в необходимые инстанции, добиваться лично явки свидетелей в суд.

Рассмотренная показала практика, что решения по данным вопросам что, однотипны и позволило выделить мотивы, по которым вынужденно лицо обращаться в суд. Однако это, по причинам неизвестным, не является для законодателя основанием приведения для нормативно-правовой базы в соответствие. что, Учитывая в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона доказать должна те обстоятельства, на которые она ссылается основания на как своих требований и возражений, если предусмотрено не иное федеральным законом, обязанность по доказыванию закону по принадлежащих прав всегда лежит в таких истце на спорах. И принимая во внимание, что законом месячный предусмотрен срок для вступления решения законную в суда силу, а также тот факт, эти что категории дел обжалуются УПФР во случаях всех, добиться своего права претенденту на пенсию досрочную весьма сложно.

Российская пенсионная система постоянно меняется. Появляются новые правила получения материальных пособий по возрасту. Пенсионный фонд России (ПФР) нередко оказывает пожилым людям в выплатах. Важно изучить причины такой ситуации, чтобы понять, как из нее выйти.

Почему ПФР отказывает в пенсии по возрасту


Реформа 2015 г. увеличила возраст ухода на заслуженный отдых мужчинам до 65, женщинам до 60 лет. Ужесточены требования к порядку назначения выплат. Если у гражданина не хватает пенсионных балов, стажа или не соблюдены другие условия, возможно, что пособие по возрасту ему платить не будут.

Если ПФР отказал в страховой пенсии, проблему нужно решать обращением к его сотрудникам. При отсутствии положительного ответа право на получение можно восстановить через суд. Для обжалования решения и возобновления выплат требуется написать исковое заявление.

Недостаточный стаж


Самая частая причина законного отказа – нехватка у пожилого человека официально отработанного срока. Пенсионные выплаты с 2020 г. будут начислять при минимальном стаже 11 лет. С каждым годом эта цифра будет расти, к 2025 достигнет верхней границы – 15.

Минимальный страховой стаж включает время:

  • отпуска по уходу за ребенком;
  • работы по трудовому договору;
  • предпринимательской деятельности;
  • присмотра за нетрудоспособным гражданином (иждивенцем старше 80 лет или инвалидом);
  • получения пособия по безработице;
  • прохождения службы в армии РФ (по контракту или обязательной);
  • иное, оговоренное Федеральным законом №400-ФЗ от 28.12.13.

Стаж подтверждают отметки в трудовой книжке, официальные справки, гражданско-правовые соглашения. Гражданин получит отказ, если на момент подачи заявления время трудовой деятельности не соответствует минимуму.

  • Можно ли курить при ангине
  • Какие осложнения от коронавируса могут быть помимо пневмонии
  • Вы не можете назвать себя водителем, если не знаете эти 9 секретов

Нехватка пенсионных баллов


Реформа 2015 г. ввела индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). На этот показатель влияет объем страховых взносов, которые гражданин отчислял в ПФР за время трудовой деятельности. Чем больше зарплата, тем быстрее растет коэффициент. Чтобы получить пенсионные деньги, в 2020 ИПК должен быть не менее 18,6 балла.

Коэффициенты начисляются и за другие периоды страхового стажа. Например, каждый год присмотра за нетрудоспособным пенсионером старше 80 добавляет 1,8 балла. ИПК рассчитывают сотрудники ПФР на основании отчетности, предоставленной налоговой службой. Если коэффициент ниже необходимого значения, гражданину страховые пенсионные выплаты не положены.

Отсутствие данных о трудовом стаже

Отказ в назначении пенсии по старости можно получить, если отдельные периоды работы не вошли в общий стаж. При этом отсутствуют корректные данные о трудовой деятельности гражданина.

Причины такой ситуации:

  • Предоставление организацией ошибочной отчетности по сотруднику.
  • Неверные отметки в трудовой книжке о поступлении на работу, увольнении.
  • Отсутствие страховых отчислений за период официального трудоустройства.
  • Нет архивной информации по ликвидированному предприятию.
  • Неправильное оформление трудовой книжки, отсутствуют печати, подписи.

С 2002 г. информация об официальном трудоустройстве граждан передается в базу ПФР, подтверждение стажа за это время на бумажных носителях не требуется. Периоды до 2002 можно доказать справками с места работы, архивными документами. Иногда наличие стажа нужно подтвердить с помощью показаний свидетелей или через суд.

Иные причины


Другие основания отказа от пенсионного обеспечения:

  1. К заявлению не приложены все необходимые документы. Недостающие бумаги следует представить не позднее трех месяцев. Если этого не сделать, пенсия будет начислена со дня получения полного пакета документов.
  2. Сотрудники ПФР неправильно посчитали трудовой стаж, неверно применили пенсионные правила. Чтобы восстановить сведения, необходимо письменное обращение к руководству ПФР.
  3. Гражданин предоставил ложную информацию для начисления выплат.

  • Маски для сухих волос
  • Особенности увольнения предпенсионеров
  • 5 лучших центров реабилитации наркозависимых

Отказ в назначении досрочной пенсии

Нередко проблемы возникают при подсчете особого стажа. Из-за этого гражданам отказывают начислять досрочную пенсию. Право на такое пособие дают педагогический, медицинский, стаж, работа в северных районах и приравненной к ним местности. Полный список содержит глава 6 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.13.

Частые причины отказов в назначении пенсии:

  1. Специальность, указанная в трудовой книжке, отсутствует в списке профессий для получения досрочной выплаты. Например, «младший воспитатель» может быть записан как «нянечка».
  2. Льготный стаж не включает время повышения квалификации, что уменьшает период работы для формирования досрочной пенсии.
  3. Недостаточное количество лет, отработанных на вредном производстве, если стаж составляет менее 7,5 для женщин и 10 для мужчин.

Негативное решение ПФР по другим видам пенсий

Страховые выплаты по достижении возраста получают более 80% россиян. Остальным выплачивают пенсии военную, социальную или государственную по выслуге. Эти пособия назначают определенным категориям граждан при выполнении необходимых условий. При их отсутствии начисления проводить не будут.

Социальная пенсия


Выплату социальной пенсии для граждан, не имеющих права на получение страховых начислений, регулирует закон №166-ФЗ от 15.12.01. Ее назначают, если гражданин недобрал пенсионных баллов или стажа для страховых выплат. Поводом для их получения, кроме достижения возраста, могут быть инвалидность, потеря кормильца. В выплате социальной пенсии откажут гражданам, которые не представили необходимого пакета документов.

Государственная по выслуге лет

Категории лиц, которым положено пожизненное пенсионное обеспечение:

  • Летчики-испытатели, у которых 2/3 времени посвящены работе по специальности. Они должны иметь спецстаж – 25 лет мужчины, 20 – женщины.
  • Госслужащие, если у них есть выработка 15 лет гражданского стажа.
  • Космонавты, имеющие продолжительность работы для мужчины 25 лет, 10 из них в составе летно-испытательных групп. Для женщин выслуга составляет 20, специальный стаж – 7,5.

Эти категории граждан могут получать одновременно государственные пенсионные выплаты и часть страховых. При несоблюдении условий в назначении пособия по выслуге лет будет отказано.

Военная

Такой вид пенсии положен работникам силовых структур (ФСИН, Минобороны, МВД и ФСБ). Выплаты осуществляют по линии этих ведомств. Маленький стаж работы военнослужащего может стать причиной отказа в назначении пенсионных выплат.

Основание для получения:

  • срок выслуги – 20 лет;
  • 12,5 лет службы, если есть общий стаж не менее 25;
  • инвалидность, полученная во время работы.

Видео

В сегодняшней статья я хочу поговорить о наболевшем вопросе – пенсии по старости и ее назначении, рассказать о типичных ошибках Пенсионного Фонда РФ, которые они допускают при назначении пенсии, и способах их устранения.

Данная статья основана на личном опыте разбора пенсионных споров, как в до судебном порядке, так и в ходе судебного делопроизводства.

Основным законом, регулирующим назначение пенсии, на сегодняшний день, является Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ. Он регулирует порядок выхода на пенсию, размеры фиксированных выплат и их повышение, сроки выплаты пенсии, основания для отказа в назначении пенсии.

Однако тем, кто выходят на пенсию в 2019 году, основной стаж работы рассчитывается с учетом положений ранее действовавшего закона - Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

Данным законом установлено 2 варианта расчета пенсии:

-пункт 3 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ, при котором учитываются все периоды трудовой деятельности и иной полезной деятельности (кроме учебы) до 01.01.2002 г. При данном исчислении стаж учитывается календарно и перерасчету с повышенном размере не подлежит. Так же при данном расчете, размере пенсии не ограничивается размером средней заработной платы по стране.

-пункт 4 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ, при котором учитываются вообще все периоды трудовой деятельности и иной полезной деятельности, с учетом возможности расчета стажа, в повышенном варианте (пример: работа в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним – в полуторном размере; периодов службы в армии – в двойном размере). При этом расчетный размер пенсии не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек (для обычных условий труда), и 648 рублей 62 копеек (для тяжелых, вредных условий труда). Соответственно максимальный размер исчисленной пенсии ограничивается.

Два данных порядка расчета взаимоисключающие, иными словами нельзя применять первый вариант, но исчислять стаж по второму варианту.

Знаю, многим такой порядок кажется несправедливым, однако это положения действующего законодательства, и переиграть их не получится.

У большинства граждан пенсия исчисляется по 1 варианту (п.3. ст. 30), но встречаются люди, у которых пенсия исчислена по 2 варианту (п.4. ст. 30). Чаще всего так бывает у тех, у кого не хватает трудового стажа, что бы дотянуть до 25 лет (0,55 стажевого коэффициента).

В обоих порядках расчета, действуют одни и те же показатели, имеющие прямое значение на размер исчисленной пенсии:

СК - стажевый коэффициент. Для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, он составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

Иными словами, чем больше вы отработали до 01.01.2002 г., тем больше будет стажевый коэффициент и как следствие размер пенсии.

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Необходимо отметить что, свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается, только документами (справки 2 НДФЛ, расчетные листы, платежные ведомости).

Иными словами, чем больше был средний заработок в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 г., или за 60 календарных месяцев подряд до 01.01.2002 г. тем больше будет размер исчисленной пенсии.

О порядке расчета пенсии можно рассказывать очень долго, и всегда есть риск запутаться самому:), так как положения закона написаны так, что бы их ни понимали даже те, кто эти пенсии считает.

Теперь о главном – об ошибках, которые допускает Пенсионный Фонд РФ, при назначении пенсии.

Сам ПФР РФ данные ошибки за ошибки не считает и действует, по своему мнению, в строгом соответствии с действующим законодательством, при этом прямо игнорируя судебную практику.

Ошибка № 1

Пенсионный Фонд отказывается зачитывать в страховой стаж, исчисленный до 01.01.2002 г. какие либо периоды работы из-за: ошибок, помарок, разного почерка, разных чернил, не читаемых записей, отсутствия печатей, ссылок на приказы в трудовой книжке.

Главный (а часто и единственный аргумент ПФР РФ), это нарушения, при ведении трудовых книжек, в соответствии с Инструкций о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, либо Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225.

Иными словами все ошибки, помарки и неточности которые кадровики (ну или кто там заполнял трудовые книжки) допустили в ваших трудовых книжках, ПРФ РФ возлагает на Вас, как на ее владельца.

Ломается это достаточно легко - согласно статье 39 Конституции РФ, гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Работник не должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей работодателем по ведению делопроизводства, а также не вправе быть ограниченным в реализации своего законного права на пенсионное обеспечение.

Возникновение конституционного права на социальное обеспечение по возрасту не может быть постановлено в зависимость от прекращения деятельности юридического лица, неисполнения или ненадлежащего исполнения иными лицами своих обязательств, вытекающих из служебных полномочий (неверное заполнение первичных кадровых документов, несвоевременная передача документов в архив либо утрата указанных документов и т.д.), и не может являться препятствием для реализации прав на получение пенсии (ст.2 Конституции РФ).

Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 (в редакции Постановления от 06.02.2004 N 51), предусмотрено, что в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку; исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены (п.п. 27, 29).

Таким образом, обязанность по заполнению трудовой книжки полностью лежит также на работодателе.

С первой ошибкой разобрались, аргументы для спора с Пенсионным Фондом РФ у вас по данному основанию есть.

Ошибка № 2

Пенсионный Фонд РФ отказывается учитывать периоды работы и размер заработка из-за: отсутствия сведений на Индивидуальном лицевом счету о трудовой деятельности или доходе.

Иными словами – если ваш работодатель не передавал информацию в Пенсионный Фонд РФ, то виноваты в этом Вы. (по мнению ПФР РФ.)

Ломается данный довод тоже достаточно просто - согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица является обязанностью работодателя.

Соответственно за ошибки работодателя нельзя наказывать работника и ограничивать его в пенсионных правах.

Ошибка № 3

Пенсионный Фонд РФ отказывается учитывать условия работы (профессии указанные в Списках № 1 и № 2), так как: нет сведений на Индивидуальном лицевом счету об условиях работы (вредности, продолжительности работы и т.д.).

Здесь доказать правоту ПФР РФ достаточно сложно и делать это приходиться практически всегда в судебном порядке.

К сожалению, каждый случай индивидуален, но в суде могут помочь любые документы подтверждающие факт вашей работы в тяжелых/вредных условиях труда (журналы учета смен, расчетные листы в указанными кодами доплаты за вредность, свидетели работавшие с вами в тоже время в том же месте, у которых вредные условия подтверждены, ответы на запросы из Архивов, куда передавались документы вашего работодателя).

Иными словами, чем больше доказательств вы соберете, тем легче суду будет принять решение в удовлетворении ваших требований.

Ошибка № 4

Пенсионный Фонд РФ не учитывает повышающие коэффициенты при исчислении пенсии из-за отсутствия подтвержденного стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним.

Максимальный размер соотношения заработной платы пенсионера к средней заработной плате по стране учитывается с коэффициентом не более 1,2.

Однако из этого правила есть исключение. В силу п. 3 статьи 30 ФЗ № 173, для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В подобных случая ПФР РФ просто отказывается засчитывать стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Основания все те же: отсутствие документального подтверждения работы в районах Крайнего Севера.

Здесь я могу дать те же рекомендации, что при вредных/тяжелых условиях труда: необходимо собирать любые документы, подтверждающие, что вы работали в районах Крайнего Севера, получали заработную плату с районным коэффициентом (справки о зарплате), ответы на запросы из Архивов, в которых указано что, вы работали на Севере.

Часто в судах людям не удается доказать свое право на исчисление пенсии с повышенным коэффициентом именно из-за отсутствия документов.

Резюме

Подводя итог данной статьи, хочу отметить следующее:

1) Пенсионный Фонд РФ достаточно часто допускает ошибки при назначении пенсии. Они могут быть, как у тех, кто только начал ее получать, так и у тех, кто получает ее несколько лет.

2) Не стоит ходить в Отдел Пенсионного Фонда РФ и кричать что они все жулики и воры, действия это не возымеет, а нервы и время вы потратите.

3) Если вы считаете что Пенсионный Фонд РФ, допустил ошибку при расчете вашего размера пенсии, то всегда следует обратиться к ним за разъяснением в письменном виде, указав следующие вопросы:

-какие периоды работы были учтены при назначении пенсии?;

-какие периоды работы не были учтены при назначении, пенсии и на каком основании?;

-какой размер среднего заработка был учтен при расчете пенсии и почему?

-каким образом производится расчет пенсии? (п 3. ст. 30 или п.4 ст. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ).

4) Получив ответ на данные вопросы можно сделать вывод, допустил ли Пенсионный Фонд РФ ошибки при расчете вашей пенсии или нет;

5) Если вы считаете, что Пенсионный Фонд допустил ошибки, необходимо подавать письменную претензию по обнаруженным вами ошибкам, а если ее не удовлетворят, то обращаться в суд.

Пенсионные споры часто сложны для понимания и разбора даже квалифицированным судьями, не то что простым гражданам, но шанс разобраться в правильности начисления вашей пенсии есть всегда.

Надеюсь, данная статья немного помогла вам разобраться в том, какие типичные ошибки может допускать Пенсионный Фонд при исчислении пенсии и как с этим бороться.

Конечно, это далеко не полный перечень ошибок, которые может допустить ПФР РФ, но это самые распространенные. Описать все ошибки не реально просто из-за индивидуальности каждого случая. Если вы не понимаете того что ответил вам Пенсионный Фонд РФ на ваш запрос, всегда можно обратиться к специалисту и за адекватную сумму попросить проверить правильность начисления пенсии.

Все ошибки автора относятся в его авторскому стилю, а копирование статьи возможно только с письменного разрешения автора.

Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены случаи, когда работникам трудовая пенсия по старости назначается в районе возраста, определенного данным Законом для трудовых пенсий.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утверждаются постановлением Правительства от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления от 24.04.2004 г.) «О списках производств, работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Законодательно закреплен данный перечень, установлен список должностей и работ, однако на практике работнику, обратившемуся в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как правило, отказывают в таковом. Причины тому самые разнообразные.

Наиболее частые из них:

- ненадлежащее оформление трудовой книжки — 36%

- в предоставленных работодателями сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствуют указания на особые условия труда — 52%;

- отсутствие штатного расписания — 2%;

- в числе страхователей, имеющих рабочие места, дающие право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости, работодатель не значится — 2%;

- отсутствие правовых актов, закрепляющих основания для досрочного назначения пенсии — 5%;

- отсутствие иных документов, подтверждающих факт работы в спорный период — 3 %.

Приведем несколько примеров из судебной практики.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 25 апреля 2013 г. удовлетворено исковое заявление Ж. к ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) о понуждении зачесть периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и назначить досрочно трудовую пенсию по старости. В судебном заседании установлено, что Ж. обратилась в ГУ УПФРФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР ей было отказано по подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием необходимого специального стажа, поскольку в него не зачтены периоды отпусков по уходу за ребенком и курсов повышения квалификации. При удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с которым время работы в должности учителя и воспитателя в школах и детских садах всех наименований засчитывается в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781

В силу п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (действующего на период спорных правоотношений) период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР (вступил в силу 6.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6.10.1992 г.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался в период действия вышеуказанных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то спорный период подлежал включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Н., обратился в ГУ УПФР с заявлением и со всеми необходимыми документами о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что стаж его работы с тяжелыми условиями труда составил более лет, он достиг возраста 55 лет и имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа и недостаточной продолжительности страхового стажа, при этом Управлением в специальный трудовой стаж не были включены периоды его работы, поскольку в предоставленных работодателями сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствуют указания на особые условия труда, а также не включены в страховой стаж периоды его работы в связи с допущенными нарушениями правил оформления трудовой книжки (нечитаемая печать, отсутствие даты приказа об увольнении). При удовлетворении исковых требований Окуловский районный суд Новгородской области исходил из того, что согласно подп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления от 24.04.2004 г.) «О списках производств, работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, работниками, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, — Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абз. 1 настоящего подпункта.

Исходя из раздела XXXII «Общие профессии» Списка № 2 от 22.08.1956 г. право на назначение пенсии на льготных условиях имеют газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные.

Согласно разделу XXXIII «Общие профессии» (позиция 23200000-19756) Списка № 2 от 26.01.1991 г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют газоэлектросварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3-го класса опасности; позицией 23200000-11620 указанного раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «газосварщики», позицией 23200000-19906 указанного раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «электросварщики ручной сварки».

Таким образом, Список № 2 от 22.08.1956 г. не предусматривал деление сварщиков по типу работ: на электросварщиков (газосварщиков) ручной сварки и на электросварщиков (газосварщиков) на автоматических и полуавтоматических машинах. Такое деление было установлено только в Списке № 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

Квалификационные характеристики работ электрогазосварщика, приведенные в разделе «Сварочные работы» Выпуска 2 ЕТКС, предусматривают выполнение работ электросварщика и газосварщика, то есть электрогазосварщик (газоэлектросварщик) совмещает работу по двум профессиям.

Как следует из информационного письма Министерства труда и социального развития РФ № 3073-17, Пенсионного фонда РФ № 06-27/7017 от 02.08.2000 г., «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» — это разные наименования одной профессии.

Вместе с тем из представленной истцом архивной справки видно, что в документах архивного фонда Государственного унитарного предприятия имеются сведения о трудовом стаже Н., согласно которым истец был принят на работу учеником такелажника на участок, затем электросварщиком на заводе, далее учеником такелажника на заводе и уволен приказом от года.

При вынесении решения суд также руководствовался п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, согласно которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также п. 5 Разъяснения № 5 от 22.05.1996 г. Министерства труда РФ «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», устанавливающего, что право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29, имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Кроме того, в судебном заседании были допрошены несколько свидетелей.

Таким образом, работник вынужден доказывать свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по причинам ненадлежащего исполнения работодателем своих обязанностей, а также отсутствия упорядоченной нормативной базы по данному вопросу. Процесс доказывания по таким делам является весьма трудоемким по времени и возможностям в силу возраста, ликвидации учреждений, в которых они когда-то осуществляли трудовую деятельность, необходимости запроса архивных данных, привлечения свидетелей.

Личный трудовой опыт позволяет выделить основные проблемные моменты таких дел:

  • всегда требуют временных затрат;
  • обжалуются УПФР во всех случаях. При этом без получения решения с отметкой о вступлении в законную силу с приложенной копией апелляционного определения никто исполнять решение суда не станет;
  • всегда энергозатратны. Поскольку обязанность по доказыванию всегда возлагается в данных делах на истцов, то они вынуждены «добывать» доказательства, обращаясь в архивы, к прежним работодателям, лично носить запросы суда в необходимые инстанции, лично добиваться явки свидетелей в суд.
Рассмотренная практика показала, что решения по данным вопросам однотипны, что и позволило выделить мотивы, по которым лицо вынуждено обращаться в суд. Однако это, по неизвестным причинам, не является для законодателя основанием для приведения нормативно-правовой базы в соответствие. Учитывая, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, обязанность по доказыванию принадлежащих по закону прав всегда лежит в таких спорах на истце. И принимая во внимание, что законом предусмотрен месячный срок для вступления решения суда в законную силу, а также тот факт, что эти категории дел обжалуются УПФР во всех случаях, добиться своего права претенденту на досрочную пенсию весьма сложно.

Читайте также: