Профессиональные стандарты работников пенсионного фонда

Требуется ли введение профстандарта в негосударственной организации? Необходимо ли внедрять профстандарт по отношению ко всем должностям организации или осуществлять это выборочно? Должен ли работодатель автоматически увольнять работников, имеющих несоответствие с требованиями профстандарта? Рассмотрим ответы на эти и другие вопросы, связанные с внедрением профстандартов в организации.

Историческая справка

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности , в том числе выполнения определенной трудовой функции (статья 195.1 Трудового кодекса РФ).

С 2013 года на основании Федерального закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» и Постановления Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» в Российской Федерации осуществляется разработка профессиональных стандартов видов профессиональной деятельности. Причем наименования должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС), Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС), тождественно наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах (далее – профстандарты). В чем смысл параллельного существования указанных документов? Какой документ первичен: ЕТКС и ЕКС или профессиональный стандарт?

Ответ на вопрос о применении ЕТКС и ЕКС или профессионального стандарта в случае, если профессии (должности) вышеуказанные документы содержат различные требования к квалификации, дан в письме Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» . Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Что касается первого вопроса, то Минтруда России в том же письме заявлено о планируемой замене ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, но такая замена будет происходить в течение достаточно длительного периода.

Для государственных организаций фактически этот период заканчивается 1 января 2020 года.

С 1 января 2020 года требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции в государственных организациях должны соответствовать утвержденным профессиональным стандартам.

Вышеназванным постановлением перечислены следующие государственные организации:

  • государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;
  • государственные учреждения;
  • муниципальные учреждения;
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальными унитарные предприятия;
  • государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.

Обязательные случаи введения профстандартов в негосударственных организациях

Что касается иных организаций, то соблюдение требований профстандартов в этих организациях осуществляется в случаях, установленных статьями 57 и 195.1 Трудового кодекса РФ. Ниже представлены положения вышеуказанных статей Трудового кодекса РФ и справочная информация по их реализации согласно Рекомендациям по применению профессиональных стандартов, разработанные ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России (далее – Рекомендации).

Наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (статья 57 Трудового кодекса РФ).

Если работнику установлены льготы, компенсации или существуют ограничения на выполнение работ по должностям, профессиям, то ущемление прав работника в этом случае недопустимо. В случае несоответствия наименований должностей, профессий, указанных в профессиональных стандартах, наименованиям профессий и должностей, содержащихся в Списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, для сохранения права работников на льготное пенсионное обеспечение рекомендуется использовать квалификационные справочники.

Если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профстандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (статья 195.1 Трудового кодекса РФ).

К иным нормативным правовым актам относятся: указы Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; приказы Минтранса России, Минобрнауки России, Минтруда России (за исключением приказов об утверждении профессиональных стандартов), других федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, и носят нормативный правовой характер.

Мы рассмотрели обязательные случаи введения профстандартов. Однако у работодателя и кадровой службы возникают трудности с внедрением профстандартов на практике. Для решения возникающих вопросов и правильного применения действующего законодательства в этой сфере Рекомендациями предложен следующий алгоритм действий.

Алгоритм внедрения профессиональных стандартов

Кратко характеризуя вышеперечисленные этапы необходимо остановиться на следующем. На первом этапе следует ответить на вопрос: имеются ли действующие законы и нормативные правовые акты, определяющие требования к квалификации, относящиеся к области профессиональной деятельности организации? Например, для негосударственного образовательного учреждения установлены профессиональные стандарты в образовательной сфере.

Переходим к конкретным должностям, профессиям, специальностям в организации. В первую очередь, необходимо определить должности, для которых установлены компенсации и льготы либо наличие ограничений (статья 57 Трудового кодекса РФ). Далее на основании закона или нормативного правового акта, определяющего требования к квалификации по должности, необходимо изучить реестр профессиональных стандартов на предмет наличия профстандарта, применяемого для конкретной должности в организации. Реестр профессиональных стандартов размещен на сайте Минтруда России . Например, с 6 апреля 2019 года начал действовать новый профессиональный стандарт «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103 н).

По итогам первого и второго этапа можно составить список профстандартов, применяемых в организации. Далее, исходя из положений установленных профстандартов, необходимо определить следующие соответствия:

  • наименования должностей штатного расписания – наименованиям должностей, содержащимся в профессиональных стандартах;
  • уровень образования работников и их опыт практической работы – требованиям, определенным в профессиональных стандартах.

Определив все несоответствия в наименовании должностей, в требованиях к образованию и т.д. необходимо провести работу по приведению локальных нормативных актов организации, включая штатное расписание, в соответствие с профсандартами, применяемыми в организации.

Отсутствие разработанного профессионального стандарта по должности, профессии, специальности в реестре профессиональных стандартов не дает основание работодателю исключать ее из штатного расписания организации или заменять на должность, по которой профессиональный стандарт уже разработан ( письмо Минтруда России от 12.12.2018 № 14-3/ООГ-9895 ).

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом, в том числе профессиональных стандартов (статьи 143-144 Трудового кодекса РФ). При этом необходимо учитывать следующее.

Применение профессиональных стандартов не предусматривает пересмотра системы оплаты труда . Работодатель при установлении системы оплаты труда в организации опирается на установленную в организации градацию (ранжирование) всех должностей и профессий работников в зависимости, например, от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников, их ценности для организации. При этом работодателем может быть использована градация Уровней квалификации (от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов») или градация, отраженная в конкретном профессиональном стандарте , на основе ее соотнесения с градацией (ранжированием), установленной в организации (Рекомендации).

Локальные нормативные акты организации актуализированы. Необходимо привести в соответствие с измененными локальными актами должностные инструкции и трудовые договоры работников (в порядке, установленном трудовым законодательством). На что обратить внимание?

Следует отметить, что профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, а не на должность или профессию. При использовании профессионального стандарта необходимо учитывать, что он описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности , а лишь приводит возможные наименования должностей работников, выполняющих ту или иную обобщенную трудовую функцию ( письмо Минтруда России от 06.06.2017 № 14-2/10/В-4361 ).

Последствия для работника при введении профстандарта

Работа по документальному внедрению профстандартов завершена. Каковы дальнейшие действия? Должен ли работодатель автоматически увольнять работников, имеющих несоответствие по стажу и образованию? Частично ответы на эти вопросы содержатся в нижеприлагаемой выдержке из Постановления Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 № 41-П «По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки И.В. Серегиной».

Следовательно, как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности , в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу .

В своем решении Конституционный Суд РФ ссылался на позицию Минтруда РФ, обозначенную в письме Минтруда России от 22.04.2016 N 14-3/В-381 . В данном письме определены условия, по которым может быть дана положительная оценка работника аттестационной комиссии.

Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности , по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Письмом Минтруда России от 06.06.2017 № 14-2/10/В-4361 «По вопросам внедрения профессиональных стандартов и приведения наименования должностей в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также определены возможные случаи нарушений при внедрении профстандартов.

Внедрение профессионального стандарта также не может быть основанием для изменения условий заключенного трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со ст. 74 Трудового кодекса РФ. Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ст. 74 Трудового кодекса РФ.

Устранение несоответствия в части образования работника возможно путем подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников (статья 196 Трудового кодекса РФ). Причем решение о направлении на учебу принимается работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В некоторых случаях (часть 4 статьи 196 Трудового кодекса) работодатель обязан направлять на обучение своих сотрудников (например, лиц, осуществляющих педагогическую деятельность).

Промежуточным звеном перед направлением работников на учебу может быть независимая оценка квалификации работников — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профстандарта и квалификационного справочника.

Работник также может предъявить работодателю полученный результат прохождения оценки квалификации, в соответствии с ним работник может планировать дальнейшую профессиональную карьеру, а работодатель организовывать обучение работников , включение работников в кадровый резерв и др. (информация Минтруда России от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»).

Последствия для работодателя при отсутствии профстандарта

За нарушения трудового законодательства в части обязательности применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Эти требования определены статей 57 и 195.1 Трудового кодекса РФ были рассмотрены выше в нашей статье.

Все статьи, связанные применением трудового законодательства и ведением кадрового делопроизводства можно прочитать здесь.


Специалист пенсионного фонда – специалист, ведущий документооборот, прием граждан в организации в соответствии с действующим законодательством.

Получите профессию специалист пенсионного фонда дистанционно*

Стоимость обучения за семестр

Получите профессию специалист пенсионного фонда дистанционно*
  • Описание профессии
  • Требования
  • Востребованность
  • Карьера
  • Зарплата
  • Где работать
  • Где пройти обучение

Описание

Специалисты с высоким уровнем образования и готовностью работать нужны во всех сферах деятельности. Пенсионные фонды не стали исключением. Если говорить об основных должностных обязанностях специалиста пенсионного фонда, то нужно обратиться к профессиональному стандарту «Специалист по организации назначения и выплаты пенсий». Их можно представить в виде перечня:

  • Осуществлять консультативный прием граждан;
  • Оценка предоставленного пакета документов и иных сведений для назначения всех видов пенсий и социальных выплат;
  • Прием документов, которые были предоставлены для осуществления пенсионного обеспечения и выплаты социальных пособий;
  • Проверка предоставленных документов для принятия решения о законности назначения пенсий и иных социальных пособий;
  • Истребование недостающих документов;
  • Работа с базами данных ;
  • Заблаговременная работа с гражданами, уходящими на пенсию;
  • Начисление и выплата пенсий и иных социальных пособий.

Плюсы профессии

С учетом должностных обязанностей можно говорить о таких преимуществах в системе пенсионного обеспечения граждан:

  • Социальный пакет;
  • Стабильная заработная плата;
  • Стабильность;
  • Возможность карьерного роста;
  • Возможность общения с людьми;
  • Возможность реализации индивидуального подхода к гражданам.

Требования

Что нужно для того, чтобы работать по профессии специалист пенсионного фонда?

Профессиональное образование

Чтобы работать в качестве специалиста пенсионного фонда нужно иметь образование не ниже среднего профессионального. Если обратиться к сайту Пенсионного фонда Российской Федерации, то ПФР определяет, что некоторые работы в этом направлении могут выполнять выпускники, получившие среднее специальное образование в колледже по юридическому направлению даже без опыта работы. При этом к таким работникам выдвигаются требования знания пенсионного законодательства, владения навыками делопроизводства (в том числе электронного). Специалист, работающий в этом направлении, должен обладать навыками делового общения, ведения документооборота (в том числе электронного), понимать этические принципы работы с гражданами, разбираться в организационных вопросах назначения и выплаты пенсий.

Получите среднее профессиональное образование дистанционно*

Личные качества

Помимо профессионального образования, специалисту пенсионного фонда необходимо обладать определенным набором личных качеств, чтобы эффективно работать в пенсионной системе :

  • Вежливость;
  • Грамотная речь;
  • Ответственность;
  • Умение взвешенно принимать решения;
  • Умение работать с большим объемом информации;
  • Быстро реагировать на возможные изменения в законодательстве.

Востребованность профессии

Об уровне востребованности профессии специалиста пенсионного фонда можно судить по числу размещаемых вакансий. Популярность профессии сохранится и в будущем – работу специалиста пенсионного практически невозможно автоматизировать из-за индивидуального подхода к получателю пенсии.

Карьера

При получении высшего образования можно претендовать на работу в руководящей должности.

Зарплата


В среднем специалисты зарабатывают от 30 000 рублей.

Если говорить подробнее о зарплате любого специалиста пенсионного фонда, то она по рассчитывается по формуле «оклад + надбавки». Надбавки формируются из учета:

  • за выслугу лет; за квалификацию;
  • за особые условия;
  • за сложность, напряженность;
  • компенсации на питание и проезд;
  • месячной премии.

Место работы

Основным местом работы, конечно, можно назвать пенсионные фонды. Если говорить о самом крупном государственном пенсионном фонде – ПФР, то он имеет 2,5 тысячи подразделений, где работают более 100 тысяч специалистов. Можем сделать вывод о высоком шансе трудоустройства в регионе. Следует помнить, что трудовая деятельность специалиста возможна не только в государственных учреждениях, но и в негосударственных пенсионных фондах – некоммерческих организациях социального обеспечения. В Российского Федерации такие фонды осуществляют несколько видов деятельности, в том числе деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения.



На сегодняшний день работники социальной службы востребованы на рынке труда. Соцработники требуются в пенсионные фонды, бюджетные и благотворительные учреждения, дома престарелых.

Какие функции выполняет социальный работник? В чем специфика деятельности? Какие существуют требования к образованию и опыту работы социальных работников? Давайте разберемся.

В своей деятельности социальные работники руководствуются основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными.

К основным законодательным документам относят Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов:

  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в котором прописаны основные принципы социального обслуживания, даны определения понятиям «трудная жизненная ситуация», «социальные услуги».

  • Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Регулирует право соцработника, занятого в государственном или муниципальном учреждении социального обслуживания, на повышение квалификации за счёт работодателя, на получение спецодежды и необходимого для работы инвентаря, на обслуживание в торговых центрах/ банках / вне очереди в рабочее время, бесплатный проезд и другие льготы.

Профессиональный стандарт социального работника

Специальным документом, регулирующим деятельность соцработников, является профессиональный стандарт «Социальный работник» (утв. Мин. Труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н).

В профессиональном стандарте сформулированы общие сведения о трудовой деятельности социального работника и выделены его трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и навыков.

Особое внимание стоит обратить на требования к образованию и опыту работы:

- среднее профессиональное образование - программы подготовки рабочих и служащих (профессиональное обучение)

- среднее общее образование и стажировка на рабочем месте;

Особые условия допуска к работе: отсутствие судимости и обязательное прохождение медицинских осмотров.

Введение профстандарта соцработника было необходимой мерой для решения ряда основных проблем в этой отрасли:

  • отсутствие профильного образования у работников

До принятия профстандарта социальным работником мог работать практически кто угодно (с любым уровнем образования и опытом работы в этой сфере), что негативно сказывалось на качестве социальных услуг.

  • разобщенные требования к образованию и опыту работы при трудоустройстве

Эти требования руководители социальных служб определяли самостоятельно, что приводило к недопонимаю и конфликтам между работодателями и сотрудниками.

  • сложности у работодателей в проведении аттестации сотрудников

Для понимания, что из себя представляет работа в социальной службе и какие существуют требования к профессии, следует изучить этот профстандарт.

Функции и обязанности социального работника

Согласно действующему профстандарту «Социальный работник» (утв. Мин. труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н), обязанности соцработников состоят в оказании следующих услуг:

Социально-бытовые и социально-медицинские услуги

Основные обязанности по уходу за пожилыми людьми заключаются в покупке и доставке продуктов питания и лекарств, приготовлении еды. При необходимости – кормление и купание, помощь в уборке дома, стирка, оплата жилья и коммунальных услуг. Также специфика деятельности подразумевает организацию досуга: чтение слабовидящим газет или книг, сопровождение на прогулке.

Соцработник должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Он постоянно наблюдает за состоянием здоровья подопечного. В его обязанности также входит участие в реабилитационных мероприятиях для пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья (например, работа по программе реабилитации инвалидов). Еще одна функция - содействие подопечным в получении помощи в медицинских учреждениях: записать на приём, сопровождать в поликлинику, напоминать про график приёма лекарств.


Специфика деятельности социального работника

Соцработник оказывает помощь и поддержку людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию: одинокие пожилые люди, сироты и беспризорные дети, малообеспеченные семьи, инвалиды, те, кто лишился крова или в силу болезни неспособны о себе позаботиться.

Наиболее важные качества, которыми должен обладать такой специалист: доброта, чуткость, милосердие, альтруизм, общительность.
Соцработник, подобно доктору или медсестре, должен уметь сохранять спокойствие и невозмутимость в любой сложившиеся ситуации, как мудрый наставник быть терпимым к человеческим слабостям, и самое важное, чувствовать в себе желание помогать людям.

Если вы обладаете такими качествами, то можете смело приступать к освоению этой благородной профессии.


Аттестация социальных работников

Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.

Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи. Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии.

Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.

Как подготовиться к аттестации соцработнику? Для этого достаточно регулярно проходить программы повышения квалификации по социальной работе и первой медицинской помощи .

Какое обучение необходимо для работы

Пройти обучение на соцработника в России можно на базе 9 или 11 классов в учреждениях среднего профессионального или дополнительного профессионального образования.

Например, в АБиУС действует программа профессионального обучения «Соцработник». Программа содержит только профильные дисциплины, поэтому освоить новую профессию можно приблизительно за 2 месяца. Получив свидетельство о должности служащего, вы будете соответствовать требованиям профстандарта, сможете устроиться на работу и заниматься любимым делом. Эта программа будет подходящим решением и для тех, кто окончил училище или колледж по другой специальности.

Если вам требуется консультация по выбору подходящей программы обучения, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам. Они подберут программу с учетом уровня образования, конкретной жизненной ситуации и финансов.

Федеральный закон № 122-ФЗ, который дал старт внедрению профессиональных стандартов, вступил в силу 1 июля 2016 года. Прошло уже два месяца, но говорить о том, что профстандарты вошли в нашу жизнь, пока рано. И все же процесс начался — самое время разобраться в основных понятиях и тонкостях происходящих изменений.

Что такое профессиональный стандарт?

Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании"» вводит понятие «профессиональный стандарт» и определяет его как характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

В определении профессионального стандарта используется такое понятие, как «квалификация работника». Под квалификацией работника трудовое законодательство подразумевает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов» выделяет девять уровней квалификации. Градация основана на нескольких характеристиках: полномочия и ответственность, характер умений, уровень знаний и основные пути достижения соответствующего уровня квалификации. 1-й уровень — минимальный набор требований к навыкам и умениям, отсутствие требований к образованию. Это, как правило, физический труд. 2-й уровень — деятельность под руководством, самостоятельное выполнение элементарных заданий по инструкции, применение специальных знаний.

С каждым следующим уровнем требования повышаются. Так, в обязательном к внедрению с 1 июля 2016 года профессиональном стандарте «Бухгалтер»* предусмотрены 5-й и 6-й уровни квалификации. Для 5-го уровня, например, увеличена доля самостоятельной деятельности в принятии решений, больше ответственности, повышенные требования к самоконтролю и самооценке. Обязательны профессиональные знания и определенный уровень образования.

Руководители, претендующие на высший, 9-й уровень квалификации, должны иметь ученую степень (аспирантура, ординатура, адъюнктура). От них требуются не только профессиональные знания, но и методологическая и исследовательская компетенции. В круг обязанностей такого специалиста входит: определение стратегии, управление крупными системами, принятие на себя ответственности за результаты на международном и (или) национальном уровне.

В каждом конкретном профстандарте понятия знаний, умений, навыков, опыта конкретизированы, уточнены сообразно отраслевой, профессиональной специфике. Сегодня реестр утвержденных профстандартов содержит более 830 пунктов.

Ознакомиться с перечнем можно на сайте Минтруда РФ profstandart.rosmintrud.ru и на портале Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России. Ресурсы содержат Национальный реестр профессиональных стандартов, необходимые нормативные документы, актуальные на сегодня Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), Единый квалификационный справочник должностей руководителей (ЕКСД), план-график открытия центров оценки квалификации и другие полезные материалы.

На какие нормативные документы могут опираться специалисты по кадрам и руководители предприятий?

Работа по созданию системы профстандартов была начата еще в 2012 году. Основополагающим можно считать Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики». В этом документе президентом были сформулированы задачи:

  1. Утвердить до 1 декабря 2012 года план разработки профессиональных стандартов.
  2. Разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
  3. В целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

3.1. подготовить и до 1 августа 2014 года внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;

3.2. создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 года базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

За эти годы было принято немало нормативно-правовых актов, однако практическую пользу специалисту по кадрам, бухгалтеру и руководителю предприятия могут принести следующие:

  • Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вводит в ТК РФ несколько новых статей, в том числе ст. 195.3, которая регулирует порядок применения профессиональных стандартов.
  • Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании"»;
  • Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов»;
  • Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями. »;
  • Письмо Минтруда РФ от 30.12.2015 № 14-0/В-1190;
  • Письмо от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 «Информация Минтруда и соцзащиты РФ по вопросам применения профессиональных стандартов».

Для чего нужны профстандарты?

Одна из центральных задач, которую должна решить система профстандартов, — постепенное их применение всеми без исключения хозяйствующими субъектами.

Внедрение профстандартов упорядочит назначения на ту или иную должность: соискатель, претендующий на должность, например, начальника отдела, должен будет отвечать вполне определенным требованиям к знаниям, умениям, навыкам и опыту. Эта система должна помочь решить проблему непрофессионализма, которая сегодня стоит достаточно остро в самых разных сферах деятельности.

Как профстандарты соотносятся с существующими квалификационными справочниками?

Внедрение профстандартов с 1 июля 2016 года пока не отменяет Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Справочники содержат наиболее полный на сегодня перечень профессий и должностей, а также их тарифно-квалификационные характеристики. Постепенно ЕКС и ЕТКС будут полностью заменены профстандартами, как более актуальными и современными.

Переход к профстандартам займет некоторое время. Конечная цель всех изменений — заменить ныне существующие ЕКС и ЕТКС. Но пока квалификационные справочники и реестр профессиональных стандартов существуют параллельно, работодатели могут сами выбирать, на что опираться в своей работе.

Обязательно ли применять профстандарты?

Применять их с 1 июля 2016 года в большинстве случаев не должны ни коммерческие структуры, ни государственные (муниципальные) учреждения. Однако в двух случаях Трудовой кодекс РФ обязывает организации внедрять профессиональные стандарты.

В ч. 2 ст. 57 ТК РФ речь идет о том, что наименования должностей, профессий, специальностей должны соответствовать наименованиям в квалификационном справочнике или профстандарте, если выполнение работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением гарантий или льгот, например с досрочным назначением пенсии.

Ст. 195.3 ТК РФ устанавливает, что требования к квалификации обязательны для применения, если это прописано в самом ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативно-правовых актах. Это касается целого ряда профессий, например:

  • педагогов (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • кадастровых инженеров (ст. 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ);
  • медиков и фармацевтических работников (приказы Минздрава от 10.02.2016 № 83н и от 08.10.2015 № 707н);
  • летчиков (раздел II Приказа Минтранса России от 12.09.2008 № 147);
  • адвокатов (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ);
  • аудиторов (ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
  • главных бухгалтеров отдельных организаций и учреждений (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) и пр.

Эти требования распространяются на все организации вне зависимости от формы собственности или статуса работодателя.

Можно ли уволить сотрудника за то, что он не соответствует требованиям профстандартов?

По этому вопросу Минтруд РФ дает разъяснение в своем письме от 30.12.2015 № 14-0/В-1190. Согласно документу, уволить сотрудника за то, что он не соответствует параметрам профстандарта, нельзя. ТК РФ не предусматривает такого основания для расторжения трудового договора с работником.

На основании несоответствия профстандарту работодатель может отказать соискателю, но только в том случае, если требования профстандартов официально приняты в организации и прописаны в должностных инструкциях.

И, конечно, руководитель предприятия, принимая решение о внедрении профстандартов, должен понимать, что именно на его плечи ложится обязанность по повышению квалификации работников.

Каков порядок действий при внедрении профстандартов в организации?

Если организация приняла решение применить систему профессиональных стандартов, руководитель своим приказом должен назначить ответственного сотрудника или даже создать рабочую группу. Образцы таких приказов уже появились во многих справочных системах.

Рабочая группа анализирует профессии, специальности, должности, к которым в первую очередь следует применять требования профстандартов. По результатам этого исследования рабочая группа составляет план-график применения новой системы к разным категориям сотрудников.

На первом этапе следует проверить соответствие уровня квалификации специалистов предприятия требованиям стандартов, спланировать обучение. Необходимо также соотнести, насколько совпадают названия должностей, существующих в организации, и утвержденных реестром профстандартов. При необходимости переименовать.

Следующий шаг — определить, надо ли внести изменения в должностные инструкции и трудовые договоры. Для каждого из этапов следует определить период выполнения. Это и будет план-график внедрения профстандартов в организации.

Однако следует помнить, что пройти обучение и подтвердить квалификацию на соответствие профстандарту работники в настоящее время не смогут. Центры оценки квалификации (ЦОКи), где будет проходить предварительное обучение и сдача экзаменов на получение свидетельства о профессиональной квалификации, пока не оценивают работников, поскольку находятся на этапе разработки программ обучения, их апробации и своей юридической регистрации.

* Примечание

Применение профессионального стандарта «Бухгалтер» обязательно только в отношении главных бухгалтеров следующих организаций:

  • публичные акционерные общества (кроме кредитных организаций);
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов;
  • управления государственных внебюджетных фондов.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Есть ситуация, когда слепо следовать обязательному профстандарту – во вред работнику. В этой главе я расскажу, как эксперты советуют поступать кадровикам, если названия профессий в ПС не соответствуют льготным Спискам.


Названия «вредных» профессий в первую очередь должны соответствовать профессиональным стандартам, а потом уже ЕТКС.

Глава 9. Надо ли менять название «вредных» профессий?

Где мы берем названия должностей и профессий

Одно из важных условий ТД — это трудовая функция работника, т.е. работа по определенной должности или профессии, закрепленной в штатном расписании. Получается, что название должности или профессии мы переносим в договор из штатного расписания. А где смотрим названия должностей, когда составляем штатку? Если с работой по какой-то должности или профессии связаны льготы, компенсации или ограничения, то названия мы перепишем из квалификационных справочников. Так требовал Трудовой кодекс РФ и ПФР до введения профстандартов.

Теперь ситуация изменилась. В статью 57 ТК РФ добавили всего 5 слов, и фраза о трудовой функции стала звучать так:

Если … с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках,…, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Поскольку профстандарты являются документами, принятыми позднее, чем ЕТКС, то они имеют приоритет в применении. Это значит, что названия должностей в рассматриваемой ситуации в первую очередь должны соответствовать стандартам, а потом уже ЕТКС. Кроме того, Минтруд признаёт, что со временем квалификационные справочники будут отменены, регулирование квалификации будет происходить только с помощью профстандартов.

В чем проблема?

Да в том, что до сих пор работники ПФ пользуются Списками №1 и №2 при назначении льготных пенсий «за вредность». Названия должностей в этих Списках полностью соответствуют названиям в единых квалификационных справочниках, но при составлении профстандартов не все разработчики учли это соответствие. И по многим позициям названия должностей и профессий в ПС не совпадают со Списками! И если сейчас послушно переименовать все «вредные» должности и профессии в соответствие с ПС, то многие работники могут лишиться льготной пенсии!

Цитирую В.И. Андрееву:
«Вот есть маляр с использованием красок 3 класса вредности. Это из списка №2. А есть профстандарт, и там сказано уже не «маляр», а «специалист по окраске автомобилей». Даже слово «маляр» отсутствует в названии этой профессии. И уже столкнулись кадровики с тем, что пенсионный фонд им сказал: «Мы не будем оформлять льготную пенсию, если не написано «маляр». Вот настоящая проблема».

Менять названия или не менять?

Как же поступать в этой ситуации: «наплевать» на профстандарт и оставить название, соответствующее Списку, или озаботиться переименованием и усложнить жизнь своему работнику?

В.Н. Митрофанова, директор «Института профессионального кадровика» категорически отвергает первый вариант. И настаивает, что буква закона главнее всего, поэтому обязательно нужно должности переименовать, а потом помогать работнику судиться с Пенсионным Фондом.

В.И. Андреева не так категорична. Она понимает, что суды, конечно, встанут на защиту работника, но стоит ли провоцировать судебный спор. Чем рискует работодатель, если не переименует должность? Штрафом от госинспекции труда. Так, может лучше сначала сделать запрос в ГИТ и узнать их позицию по этому вопросу, а потом уже принимать решения?

К сожалению, пока нет ни официального разъяснения чиновников Роструда по данной проблеме, ни комментариев из управления ПФР. Хотя Пенсионный Фонд вряд ли отступит от своих Списков.

Я думаю, что торопиться с переименованием не нужно. Запрос, конечно, дело хорошее, но проблему с конфликтом законодательных норм он не решит. И если уж признал Минтруд, что профстандарты требуют доработки (а мы говорили об этом в главе №2), то следует ожидать изменений самих профстандартов. Я пообщалась недавно с инспекторами ГИТ в своем регионе. Они также не в курсе всех этих нестыковок. При проверках выявляется столько других, более серьезных нарушений, что не до профстандартов пока.

А нужно ли переименовать «инженера по охране труда» в «специалиста по охране труда»?

Нужно обязательно. Уже давно в ЕКС нет «инженера по ОТ», а есть «Специалист по ОТ». Почему же нельзя оставить всё как есть, ведь эта должность не связана ни с льготами, ни с компенсациями. Почему же стандарт обязателен? Да, не связана с льготами, зато связана с ограничениями.

«Ограничения – это когда мы не можем действовать прямо по Конституции, в которой в 37 статье написано: «Труд свободен». Каждый может выбирать себе работу». В.Андреева

  • по полу (запрещен труд женщин под землей и на тяжелых работах);
  • по возрасту (руководитель научной организации не может работать на этой должности после 70 лет);
  • по здоровью (на работы, связанные с вредными факторами, можно принять человека только после медосмотра, при отсутствии противопоказаний);
  • по образованию (нельзя работать педагогом без педагогического образования, а врачом – без высшего медицинского).

Так вот, для специалиста по охране труда как раз установлено ограничение по образованию в части первой статьи 217 ТК РФ. То есть, специалистом по ОТ может быть только работник, который прошел специальную подготовку (получил образование). А где нам смотреть, какая подготовка является «соответствующей»? В профстандарте или ЕКС. И название должности тоже берем из этих документов. А там у нас «специалист по ОТ». Цитата В.И.Андреевой:

«Вот здесь нет льгот и компенсаций за вредность. Нет. Это работа не вредная. Но здесь есть ограничения по образованию. И 57 Статья говорит: «При наличии ограничений надо тоже соответствовать профстандарту». Поэтому мы вынуждены заниматься переименованием».

В следующей части статьи мы будем учиться внедрять профстандарты. Очень подробно, с примерами, мы опишем каждый этап работы с ПС.

Читайте также: