Прогнозирование и разработка моделей социальных проблем пенсионеров

Дисциплина: Социальная работа


" Особенности правового положения военнослужащих, проходящих военную службу за рубежом. Мероприятия по их социальной защите". ( Курсовая работа, 30 стр. )

"ДІТИ ВУЛИЦІ": ПРОБЛЕМИ І ШЛЯХИ ЇХ УСУНЕННЯ (Украина) ( Контрольная работа, 27 стр. )

"ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ" (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "ХОРОШЕВО-МНЕВНИКИ" СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ) ( Дипломная работа, 96 стр. )

"Пенсии за выслугу лет военнослужащим, условия назначения" ( Реферат, 17 стр. )

"Психологическая поддержка работника в организации ООО "Центр перинатальной медицины".". ( Дипломная работа, 77 стр. )

"Ресоциализация инвалидов III группы, перенесших сердечно-сосудистые заболевания" ( Дипломная работа, 96 стр. )

"Совершенствование системы социальной защитой населения (на примере отдела по социальной политике Администрации г.Мытищи)" ( Дипломная работа, 151 стр. )

"Социальная политика в области социальной защиты населения" ( Курсовая работа, 32 стр. )

"Социальные критерии отнесения детей к группе риска". ( Контрольная работа, 16 стр. )

"Тенденции формирования инвестиций в человеческий капитал современной России" ( Курсовая работа, 40 стр. )

"Технологии социальной работы с женщинами" ( Курсовая работа, 41 стр. )

"Участие управляющей компании в пенсионной реформе" ( Курсовая работа, 47 стр. )

. Развитие социального воспитания в начале 20 века в таких странах как 57474 ( Контрольная работа, 11 стр. )

. Исследование уровня сформированности социальной ответственности у подростков ек2311 ( Курсовая работа, 60 стр. )

. Предложения по совершенствованию организации управления социальной защиты населения г. Троицка ( Дипломная работа, 111 стр. )

. Спроектировать трудовой процесс выполнения сборочной операции, указав все движения, которые должен будет выполнить рабочий. Рекомендуемый Вами трудовой процесс отразить в форме 6352ув ( Контрольная работа, 5 стр. )

. Сущность и принципы социальной защиты малообеспеченных слоев в РФ 3542424 ( Курсовая работа, 41 стр. )

1. Активна політика зайнятості: зміст, складові, джерела фінансування, регіони поширення. . 30. Опишіть можливі шляхи реформування системи заробітної плати в Україні (30 питаннь) (Украина) ( Курсовая работа, 55 стр. )

1. Анализ и систематизация данных исследований в специализированной литературе ( Дипломная работа, 101 стр. )

1. ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 5 е45вав ( Курсовая работа, 32 стр. )

1.1. Семья как малая социальная группа 4к21231 ( Контрольная работа, 14 стр. )

1.2. Основные методы работы с пожилыми 1224242 ( Курсовая работа, 33 стр. )

2. Отметьте психологические и психо-физиологические факторы, оказывающие влияние на успешность художественно-публицистической программы………………………………………………………………………..6 ( Реферат, 18 стр. )

2. Молодёжный рынок труда 9143ёё ( Контрольная работа, 25 стр. )

2. ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА ПРИ АНАЛИЗЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ( Контрольная работа, 9 стр. )

Работ в текущем разделе: [ 1449 ] Дисциплина: Социальная работа
На уровень вверх

Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 32 | Формат: doc | Год: 2012 | Купить

Данная работа была успешно защищена, продается в таком виде, как есть. Изменения, а также индивидуальное исполнение возможны за дополнительную плату. Если качество купленной готовой работы с сайта не соответствует заявленному, мы ВЕРНЕМ ВАМ ДЕНЬГИ или ОБМЕНЯЕМ на другую готовую работу. Данная гарантия действует в течение 48 часов после покупки работы.

Вы можете получить её по электронной почте (отправляется сразу после подтверждения оплаты в течение 3-х часов, в нерабочее время возможно увеличение интервала). Для получения нажмите кнопку «купить» выше.

1. Социальные проблемы пенсионеров 5

2. Прогнозирование основных показателей социальной жизни пенсионеров 7

3. Целевая и накопительная модели пенсионного обеспечения в России 12

4. Моделирование процесса решения социальных проблем пенсионеров на примере города Хабаровска 16

Список литературы 30

Приложение 1 32

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляется тенденции неблагополучия.

Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер, прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения в особенности гражданам пожилого и старшего возраста.

Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и личного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории "маломобильного" населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.

Поэтому прогнозирование и разработка моделей социальной защищенности пенсионеров сегодня в России является весьма актуальной.

Целью данной работы выступает прогнозирование и разработка моделей социальных проблем пенсионеров в России.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. рассмотреть основные социальные проблемы пенсионеров

2. рассмотреть прогнозирование основных социальных показателей пенсионеров

3. рассмотреть модели пенсионного обеспечения

4. рассмотреть моделирование социального процесса решения социальных проблем пенсионеров на примере города Хабаровска

1. Конституция Российской Федерации. - М.: ДиС, 1993.

2. Федеральный закон РФ от 10.12.95г. N195 "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

3. Федеральный закон РФ от 17.05.95г. N122 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

4. Федеральный закон РФ от 24.11.95г. N181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 12.01.95г. N5 "О ветеранах".

6.Комплексная программа мер социальной защиты жителей Хабаровска на 2006г.-Хабаровск-2005г.

7.Гуманизм на практике - опыт работы ЦСО "Раменки" - МГСУ, ЦСО "Раменки"-М, 2002

8. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - М., 2002

9. Жуков В.И. Реформы в России. - М.: Союз, 2002

10. История социальной работы в России/ Энциклопедия социального образования. т.VI/ Под ред.Жукова В.И.. - М,2002

11. Настольная книга специалиста - Социальная работа с пожилыми. - М., 2003

12. Павленок П.Д. Введение в профессию "Социальная работа". - М.: Инфра-М, 2002

13. Панов А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы\\ Научно-теоретический сборник. - 2004. - N 3 . - С. 34 - 45

14.Российская энциклопедия социальной работы. - М., 2003

15.Социальное обеспечение. - 2004. - N1. - С. 14 - 20

16. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М., 2002

17. Теория и методика социальной работы . - М.: Союз, 2003

18. Теория и практика социальной работы \Под ред. Холостовой Е.И.. - М., 2003.

19. Уход за престарелыми на дому. Пособие для патронажных работников. - М., 2002

20. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М., 2002

21. Официальный сервер Правительства Хабаровского края

Иванова И.А., Тезина Л.Е.

Экономико-статистический анализ и прогнозирование уровня социального обеспечения пенсионеров в РФ

Экономико-статистический анализ и прогнозирование уровня социального обеспечения пенсионеров в РФ

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей. Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России относятся все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан [1].

По данным Пенсионного Фонда РФ на 1 января 2012 года численность пенсионеров в Российской Федерации составила 42,4 млн. человек или 29,7% от общей численности населения страны. Другими словами, почти каждый третий, проживающий в Российской Федерации, – пенсионер.

По официальным статистическим данным за период с 2006 г. по 2011 г. наблюдался рост численности пенсионеров. В среднем ежегодно численность пенсионеров за наблюдаемый период росла на 0,9% или на 367,4 тыс. человек. Изменения в демографической ситуации поставили перед системой социального обеспечения проблемы изыскания дополнительных средств для выплат увеличивающейся категории пенсионеров и создания им достойных условий жизни. При сокращении численности населения страны в 2012 году по сравнению с 2006 годом на 180,0 тыс. человек (на 0,13%), численность пенсионеров возросла на 4,8% за аналогичный период[1].

Считается, что распределительная система наиболее эффективна, когда на одного пенсионера приходиться не менее трех занятых в экономике. В анализируемом периоде на 1 пенсионера приходилось в среднем 1,74 занятых в экономике, что свидетельствует о финансовой неустойчивости распределительной системы. Удельный вес пенсионеров в общей численности населения за рассматриваемый период увеличился с 26,8% до 28,1%. Коэффициент пенсионной нагрузки вырос с 326,2‰ в 2006 г. до 372,6‰ в 2012 г., что свидетельствует об увеличении демографической нагрузки на население в трудоспособном возрасте, вызванном как сокращением численности населения в трудоспособном возрасте, так и ростом числа лиц старше трудоспособного возраста [2].

Проведенная в 2002 году пенсионная реформа отменила ограничения на занятость пенсионеров и тем самым способствовала увеличению численности работающих пенсионеров. Данные о численности работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров в РФ представлены на рисунке 1.


Рисунок 1 – Численность работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров в РФ, тыс. человек

Воспринимая работу зачастую как вынужденную меру и подчеркивая связанные с нею перегрузки, многие пенсионеры как бы косвенно ощущают и ее плюсы — повышение чувства собственной значимости, нужности семье и рабочему коллективу и т.д. Большая, чем у населения в целом, неудовлетворенность жизнью связана в том числе и с сокращением межличностного общения, потерей возможностей самореализации и утратой чувства вовлеченности в общественные процессы.

Пенсия – главный вид социального обеспечения нетрудоспособных граждан. Её основное предназначение состоит в стремлении обеспечить достойный уровень жизненных благ человеку, который в силу каких-либо естественных, не зависящих от него причин не может работать. Данный показатель является основной характеристикой уровня жизни пенсионеров. Динамика среднего размера назначенных месячных пенсий по видам пенсионного обеспечения за анализируемый период представлена на рисунке 2.


Рисунок 2 – Средний размер назначенных месячных пенсий по видам пенсионного обеспечения

Максимальная величина среднего размера пенсий соответствует такой категории пенсионеров как федеральные государственные гражданские служащие (в 2011 г. 11495,3 руб.). Рост данного показателя в 2011 г. по сравнению с началом анализируемого периода составил 261,9%, причем за последний год данный вид социального обеспечения вырос на 4,8%.

Максимальное увеличение среднего размера пенсий в 2006 – 2011 гг. характерно для пенсий, выплачиваемых по случаю потери кормильца: в 2011 г. данный показатель вырос по сравнению с 2006 г. в 3,6 раз, а по сравнению с предыдущим годом на 10,7%.

В 2011 г. по сравнению с 2006 г. средний размер пенсий по старости увеличился в 3,2 раза, а по сравнению с 2010 г. – на 710,3 руб. (8,7%). Рост пенсии по инвалидности в 2011 г. по сравнению с началом рассматриваемого периода составил 279,5%, а по сравнению с предыдущим годом – 107,8%. В 2011 г. наблюдалось увеличение среднего размера пенсий пострадавшим в результате различных катастроф в 3,1 раза по сравнению с 2006 г. и на 9,6% по сравнению с предыдущим годом. В анализируемом периоде отмечен также рост социальных пенсий: в 2011 г. её размер увеличился на 189,5% по сравнению с 2006 г. и на 10,1% по сравнению с 2010 г.

Однако не все виды пенсионного обеспечения в анализируемом периоде соответствуют среднему размеру пенсий. Так, средний размер пенсий для всех категорий пенсионеров превышают только пенсии по старости и пенсии служащих на 7,3% и 39% соответственно. Минимальная величина размера пенсий в 2011 г. характерна для пенсионеров, получающих социальные пенсии (всего 62,9% от среднего размера пенсий). Величина пенсий пострадавшим в результате различных катастроф чуть меньше среднего размера пенсий (90,8% от среднего размера пенсий). Размер пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца значительно ниже среднего размера пенсий (67% и 64,5% от среднего размера пенсий соответственно).

В реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен) средний размер месячных пенсий вырос по сравнению с предыдущим годом на 1,2 процентных пункта (рисунок 3).


Рисунок 3 – Средний и реальный размер назначенных месячных пенсий

За рассматриваемый период реальный размер месячных пенсий достиг своего максимального значения в 2010 г. (134,8%). В 2011 г. его рост минимальный – 101,2%.

Современное состояние уровня пенсионного обеспечения не гарантирует гражданам достойного уровня жизни. Проблема поддержки пенсионеров остается одной из основных в социальной политике, так как уровень жизни этой категории отражается на уровне жизни населения.

По данным официальной статистики величина прожиточного минимума пенсионера за период с 2006 г. по 2011 г. ежегодно росла на 13,0%. Наибольший рост данного показателя отмечен в 2008 г. (118,8% по сравнению с предыдущим годом), а наименьший – в 2010 г. (110,3% по сравнению с предыдущим годом). Средний размер назначенных пенсий в 2006 г. уступал величине прожиточного минимума на 0,2%. В последующие годы средний размер назначенных месячных пенсий превышал величину прожиточного минимума (в 2011 г. на 63%). Однако если сравнивать размер пенсии со средним размером начисленной заработной платы, то можно сделать неутешительные выводы: средний размер пенсии значительно уступает среднему размеру заработной платы, хотя соотношение среднего размера пенсий и среднего размера заработной платы за рассматриваемый период выросло с 25,6% до 35,1%[2].

Социальное обеспечение пенсионеров подразумевает также социальную защиту отдельных категорий граждан. Одним из показателей, её характеризующих является размер ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). В 2011 г. по сравнению с предыдущим годом объем ЕДВ сократился на 0,5% или на 80208 руб. и составил 16613349 руб. Самая большая доля выплат в 2011 г. приходится на инвалидов – 72% от всего объема ЕДВ, 9,3% от общего объема ЕДВ приходится на долю лиц, подвергшихся воздействию радиации, 7,5% – на долю ветеранов боевых действий[3].

Одним из важнейших факторов, определяющих уровень жизни пенсионеров, является состояние здоровья и медицинское обслуживание. Одним из основных направлений социального обслуживания является оказание помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам. В Российской Федерации созданы центры социального обслуживания населения, специализированные отделения социальной помощи на дому.

По данным Росстата в 2011 г. по сравнению с 2006 г. число учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов сократилось на 5,9%, а по сравнению с предыдущим годом – на 58 ед. Численность проживающих в данных учреждениях в 2011 г. по сравнению с началом анализируемого периода выросла на 2,6% и составила 245 тыс. человек. В 2011 г. в учреждениях такого вида в наличии 26 тыс. мест, причем используются из них только 88,5%, то есть число свободных мест составило 3 тыс. ед. Кроме того, в учреждения подобного типа наблюдается очередь, равная 18,1 тыс. человек взрослого населения и 0,5 тыс. человек детей. Однако очередь в учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов заметно сократилась. В 2011 г. по сравнению с 2006 г. сокращение данного показателя для взрослых составило 22,0%, для детей очередь сократилась на 28,9%[4].

Отдельным категориям граждан в части реализации мер социальной поддержки предоставляется санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям. Соотношение числа граждан, подавших заявление на предоставление санаторно-курортного лечение и числа граждан, получивших его представлена на рисунке 4.


Рисунок 4 – Численность лиц, получивших путевки в санаторно-курортные учреждения

Как видно из рисунка 4, за период с 2009 г. по 2011 г. меры социальной поддержки пенсионеров по предоставлению санаторно-курортного лечения реализованы только наполовину. Но если в 2009 г. путевки получили 62,0% от общего числа лиц, подавших заявление на предоставление санаторно-курортного лечения, то в последующие годы реализовало своё право на предоставление данной услуги 44,8% и 48,0% пенсионеров соответственно, хотя число нуждающихся в санаторно-курортном лечении за анализируемый период выросло на 3,8% или на 29397 человек.

К социальному обеспечению пенсионеров относится также предоставление им различных субсидий и льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В 2011 г. пользуются мерами социальной поддержки 92,4% от общей численности пенсионеров. В 2006 – 2011 гг. численность граждан, пользующихся мерой социальной поддержки сократилась на 5,7%. Однако объем средств, затраченных на предоставление данного вида социального обеспечения вырос на 133,3%., но среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя слишком мал по сравнению с ростом цен на оплату жилья и коммунальных услуг, хотя он и вырос на 147,5% по сравнению с началом анализируемого периода[5].

В связи с многоплановостью и сложностью изучаемых объектов и процессов, их представляющих, данные о них носят многомерный и разнотипный характер. В этих условиях на первый план выходят проблемы классификации многомерных наблюдений. В качестве объекта исследования рассмотрим уровень социального обеспечения пенсионеров в регионах РФ. В процессе кластеризации участвуют следующие признаки:

1) Средний размер назначенных пенсий, руб. (X1);

2) Среднемесячный размер начисленных субсидий на семью (на оплату коммунальных услуг), руб. (X2);

3) Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб. (X3);

4) Число полученных единовременных пособий, выплаченных женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) (X4);

5) Число, выплаченных единовременных пособий при рождении ребенка (X5);

6) Численность лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, человек (X6);

7) Численность пенсионеров, получающих социальные доплаты, человек (X7).

Перейдём к кластеризации 80 регионов РФ. Наиболее трудным и наименее формализованным в процессе кластеризации является определение понятия однородности объектов. Допустим, в нашем случае данное понятие задается введением правила вычисления расстояний между любой парой исследуемых объектов. Обратимся к обычному евклидову расстоянию. Естественное (с геометрической точки зрения) евклидово пространство будет бессмысленным (с точки зрения содержательной интерпретации), так как признаки измерены в разных единицах, кроме того, оказывает влияние размерность единиц наблюдения, поэтому пронормируем каждый признак.

В разбиении на кластеры будут участвовать все признаки. Осуществим реализацию иерархического кластерного анализа, построим дендрограммы разбиения совокупности регионов на кластеры различными методами. Используя методы ближнего соседа, дальнего соседа, средней связи и метод Уорда можно разбить совокупность на кластеры, но желаемая четкость в разбиении отсутствует.

Окончательную кластеризацию проведем методом k-средних (рисунок 5). Подобное разбиение оказалось оптимальным, так как практически отсутствуют совпадения средних нормированных значений признаков по кластерам.


Рисунок 5 – Средние нормированные значения по кластерам

На основе полученных результатов составим таблицу средних значений переменных для всех участвующих наблюдений.

Таблица 1 – Средние значения переменных для кластеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить программу социологического исследования по данной проблеме и получить данные о том, какое социальное положение у пожилых людей, как они себя чувствуют в современном обществе.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности отношения к лицам пожилого возраста в современном российском обществе;
2. Охарактеризовать жизненные изменения в пожилом возрасте;
3. Изучить проблемы пожилых людей в современном обществе;
4. Провести анкетирование и проанализировать полученные данные.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические подходы к проблеме изучения социальных проблем пожилых людей…………………………………………………………… 7
1.1 Особенности отношения к лицам пожилого возраста в современном российском обществе……………………………………………. …. 7
1.2 Жизненные изменения в пожилом возраста……………………….. 11
1.3 Проблемы пожилых людей в современном обществе……………..18
2. Программа социологического исследования ……………………………….. 25
2.1 Интерпретация и операциональное определение основных
понятий………………………………………………………………… 25
2.2. Анкета …………………………………………………………………. 28
2.3. Методика исследований …………………………………………….. 29
3. Анализ результатов социологического исследования………………………. 31
Заключение……………………………………………………………………. 38
Литература……………………………………………………………………. 40
Приложение 1…………………………………………………………………. 42
Приложение 2………………………………………………………………….. 43
Приложение 3………………………………………………………………….. 47

Файлы: 1 файл

Социальные проблемы.doc

Кафедра Социальные технологии

Работа допущена к защите

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

Тема: Программа социологического исследования социальных проблем пожилых и престарелых граждан .

по дисциплине Методика исследований в социальной работе

Разработал ________________________

(Ф.И.О.) (подпись) (дата)

  1. Теоретические подходы к проблеме изучения социальных проблем пожилых людей…………………………………………………………… 7
    1. Особенности отношения к лицам пожилого возраста в современном российском обществе……………………………………………. …. 7

1.2 Жизненные изменения в пожилом возраста……………………….. 11

1.3 Проблемы пожилых людей в современном обществе……………..18

2. Программа социологического исследования ……………………………….. 25

2.1 Интерпретация и операциональное определение основных

2.3. Методика исследований …………………………………………….. 29

3. Анализ результатов социологического исследования………………………. 31

В настоящее время в мировой социологической науке отмечается растущий интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом и старческом возрасте, что связано с возросшей продолжительностью жизни. Старение населения – одна из основных проблем, тревожащих в настоящее время все без исключения страны мира.

В современных условиях старость становится едва ли не самым длительным периодом жизни человека и больше не укладывается в привычное понятие «заката жизни». Но недостаточность, как феноменологического материала, так и методологических подходов, обуславливает не разработанность вопросов геронтологии.

Проблемы общественного и социального положения пожилых людей, проблемы их роли и места в семье, медико-социальной реабилитации, социального обслуживания и обеспечения, социального попечительства над пожилыми людьми имеют исключительно важную теоретическую и еще в большей мере практическую значимость.

Актуальность исследования социальных проблем пожилых людей обусловлена следующими обстоятельствами:

- во-первых, обострением социально- экономической ситуации в стране, ухудшением материального положения малоимущих граждан;

- во-вторых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей;

- в-третьих, необходимость выявления пожилых людей, опознавание их проблем и предприятие наиболее эффективных способов по их устранению.

Вопросы одиночества престарелых людей приобретают особую актуальность. Одиночество становится массовым явлением. Одиноко живущие престарелые люди представляют особую группу риска, особенно те из них, кто не имеет детей. Многие из этого контингента утрачивают способность к самостоятельному обслуживанию и нуждаются в посторонней помощи.

Социальная работа вобрала в себя методы и приемы, используемые социологами, психологами, педагогами и другими специалистами, соприкасающимися с судьбами людей, их социальным положением, экономическим благосостоянием, морально-психологическим статусом.

Период старости наступает при пересечении человеком условной границы в 60 - 65 лет, но процент людей этого возраста, не считающих себя стариками, в мире с каждым годом нарастает в связи с общим прогрессом медицины, социальным прогрессом и повышением качества жизни.

Пожилые люди стали отдельной демографической, социальной и медико-биологической категорией, требующей специального подхода к решению своих проблем. Исследованию различных аспектов этой проблемы посвящены работы И.И. Мечникова, С.В. Яковлева, М.В. Глезера, Ф.И. Комарова, А.Л. Гребнева, Н.В. Корнилова и др.

Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследований.

Объект исследования: пожилые люди, нуждающиеся в социальной помощи.

Цель исследования: определить программу социологического исследования по данной проблеме и получить данные о том, какое социальное положение у пожилых людей, как они себя чувствуют в современном обществе.

Социальное положение пожилых людей в обществе на данный момент оставляет желать лучшего, а проводимая в стране социальная политика все еще малоэффективна. Большинство услуг, предоставляемых пенсионерам на льготных и бесплатных началах, либо очень плохого качества или их просто невозможно получить. Люди пожилого возраста постоянно испытывают нужду в тех или иных видах помощи и услугах, а их проблемами никто особо не занимается.

  1. Рассмотреть особенности отношения к лицам пожилого возраста в современном российском обществе;
  2. Охарактеризовать жизненные изменения в пожилом возрасте;
  3. Изучить проблемы пожилых людей в современном обществе;
  4. Провести анкетирование и проанализировать полученные данные.

- теоретический анализ литературы по теме исследования;

- анализ полученных результатов.

База исследования: В анкетировании согласились принять участие 25 пожилых людей, обратившихся за социальной помощью.

  1. Теоретические подходы к проблеме изучения социальных проблем пожилых людей

1.1 Отношение к лицам пожилого возраста в современном российском обществе

В научной литературе, касающейся проблем пожилого населения, можно выделить три основные позиции, которые определяют направление исследований и предлагаемые авторами меры социальной политики. Наиболее распространённой является точка зрения, что пожилые – это прежде всего обездоленные люди, нуждающиеся в адекватном социальном обеспечении. Другое мнение, разделяемое и самими пожилыми людьми, что эта группа населения представляет значительный человеческий потенциал, который может и должен быть вовлечён в социально активную жизнь. Третья позиция в явном виде проявляется редко, но отчётливо прослеживается при обсуждении социальной политики: пожилые – это социальный балласт общества, тормозящий реформы.

Согласно данным различных социологических исследований, проводимых в последнее время, население России будет продолжать стареть, причём нарастающими темпами. По прогнозам многих отечественных демографов и экономистов, первые симптомы ухудшения экономической ситуации в результате изменений в демографической структуре населения могут сказаться уже через 6-8 лет, когда число иждивенцев, приходящихся на одного работающего, возрастёт в 1,5 раза по сравнению с нынешним уровнем. Положение будет усугубляться и в последующие годы – уже к 2020 г. соотношение работающих и пенсионеров, по разным оценкам, составит один к одному. Однако такая ситуация сложилась в большей степени в связи с тем, что к началу XXI века в нашей стране в силу произошедших политических и экономических потрясений резко снизилась рождаемость. Ведь доля лиц трудоспособного возраста в общем составе населения в значительной степени компенсируется снижением доли детей.

Так, с 1959 г. по 2011 г. (по данным Минздравсоцразвития) доля лиц пенсионного возраста поднялась с 11,8 % до 20,8 %, а доля лиц трудоспособного возраста осталась практически прежней, соответственно– 58,4% и 58,5%. Одна из возможных стратегий, способных в определённой степени смягчить социально-экономические последствия старения населения, - это вовлечение пожилых людей в сферу занятости. Однако в ходе исследования рынка труда и профессиональной карьеры в поздний период жизни выяснилось, что даже самые удачные предприниматели считают 50-летний возраст рубежом карьеры.

Сложность решения задачи привлечения пожилых людей в сферу занятости усугубляется отсутствием соответствующего опыта в историческом прошлом. Кроме того, медикализация старения, доминирование медицинской модели старости в публичном дискурсе обусловили легитимацию раннего выхода на пенсию и сведение всех жизненных планов и интересов к домашней неоплачиваемой работе. Многие из «вытолкнутых» на пенсию не потеряли мотивацию к работе, хотели бы продолжить трудовую деятельность, однако на практике сталкиваются с серьёзными трудностями, связанными с низкими социальными квалификациями. Нередко их ожидания и надежды на возможное продолжение трудовой деятельности оборачиваются разочарованиями и неприятностями.

Эмпирические данные показывают: внутри рынка рабочей силы более пожилые имеют меньшую власть и заработок, чем молодые; существуют объективные барьеры для карьерных продвижений в позднем возрасте. Имеют место явные и латентные практики эйджизма (дискриминации по возрасту) при приёме на работу и увольнении; в профессиональном пространстве возрастные группы имеют различный престиж и ценность для работодателей.

За десятилетие реформ развитие рыночных отношений затронуло практически все сферы российского общества. Социальная сфера не стала исключением. В большей степени рыночные отношения нашли свое распространение в культуре, искусстве и спорте, в меньшей степени – в здравоохранении, образовании, сфере обеспечения занятости. На пороге рыночных преобразований стоит система социального обслуживания населения.

В течение последних лет в России, в целом, наблюдается рост потребности в социальном обслуживании, который обусловлен увеличением численности лиц пожилого возраста и инвалидов, ростом социального неблагополучия.

Вместе с тем возможности развития системы социального обслуживания и удовлетворение возрастающих потребностей в социальных услугах в настоящее время во многом определяются сложившимися экономическими и организационно-правовыми условиями.

В числе экономических условий следует отметить хронический недостаток бюджетных средств. Поскольку бюджеты формируются без учета минимальной бюджетной обеспеченности, средства на финансирование социального обслуживания в дотационных регионах, как правило, предусматриваются не в полном объеме.

Занятые в общественных организациях – это, как правило, квалифицированные кадры: студенты и преподаватели, совмещающие деятельность в общественных организациях с основной деятельностью, пенсионеры, работники предприятий, формально числящиеся на них либо вынужденно работающие в режиме неполной занятости. Общественные организации активно вовлекают в волонтерскую деятельность подростков, обеспечивая их занятость в свободное от учебы время.

Таким образом, общественные организации в процессе своей социально значимой деятельности одновременно решают проблемы создания рабочих мест, развития гибких форм занятости.

Отдельной задачей является кадровое обеспечение государственной и негосударственной систем социального обслуживания. Стандартизация социального обслуживания и привлечение негосударственных поставщиков услуг, в том числе общественных организаций, к реализации государственного и муниципального заказа неизбежно потребуют подготовки необходимых специалистов – психологов, специалистов по социальной работе и т.п. В свою очередь, это - дополнительный импульс в развитии рынка образовательных услуг.

Решение этих задач требует скоординированной деятельности органов социальной защиты, образования, занятости как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях с участием ученых и представителей некоммерческого сектора. Организацию данной работы следует строить на основе накопленного опыта, имеющихся ресурсов и прогноза предполагаемых последствий.

Читайте также: