Психология работа с пенсионерами и инвалидами

4 минуты Ирина Смирнова 3353


  • Психические состояния людей с ограниченными возможностями
  • Личностные проблемы детей-инвалидов
  • Проблемы среди людей зрелого возраста
  • Видео по теме

По данным 2016 года, на территории России зарегистрировано 12,6 млн граждан, которые входят в I, II или III группу инвалидности. Более 500 млн людей по всеми миру имеют физические, умственных и сенсорные ограничения, которые не дают им в полном мере пользоваться своими правами и возможностями, а также существовать в обществе. В социуме нередко наблюдаются социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями, что влечет за собой развитие психологических особенностей инвалидов, их иное восприятие действительности и другие реакции на внешние раздражители.

Психические состояния людей с ограниченными возможностями

Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера. Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:

  • агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;
  • апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);
  • негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;
  • своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;
  • возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).

Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности. Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.

Личностные проблемы детей-инвалидов

Типичной проблемой детей-инвалидов является навешивание своеобразных «ярлыков» (т. е. стигматизация) на них, что влечет за собой выделение их из социума из-за наличия дефекта, отличного от культурного стандарта тела или ума. Такие дети сталкиваются со страхом здоровых детей, который часто возникает от неправильного воспитания. Поэтому наблюдается вытеснение детей-инвалидов, или маргинализация, из общества.

Как результат стигматизации и маргинализации у детей с ограниченными возможностями формируется «чувство неполноценности», что влечёт за собой комплекс личностных и невротических расстройств. Усугубляет дезадаптацию ребенка-инвалида гиперопека со стороны родителей, которые ведут к формированию у таких детей «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».

«Выученная беспомощность» характеризуется тем, что ребенок, сталкиваясь с регулярным контролем со стороны родителей, перестает предпринимать попытки самостоятельно влиять на ситуацию, даже если посторонняя помощь не требуется и он может справиться сам. Дети-инвалиды с чувством низкой самоэффективности зачастую преувеличивают трудности, с которыми они сталкиваются, автоматически показывают, что не в состоянии с ними справиться.


Проблемы среди людей зрелого возраста

Наиболее тяжело инвалидность переживают люди молодого возраста, которые внезапно обрели дефект, отличающих их от остальных. Они сталкиваются с трудностями восприятия себя в новой «роли» в семье, с негативными реакциями общества, которых ранее они не испытывали. Таким людям необходимо проходить длительный процесс адаптации к новой жизни.

Характеристика адаптации к приобретённой инвалидности включает в себя следующие этапы:

  • Шок, который проявляется эмоциональным и физическим ступором. Может продолжаться несколько дней.
  • Отрицание имеющейся проблемы. Данный этап может длиться от пары недель до нескольких месяцев, что значительно тормозит процесс реабилитации больного.
  • Депрессия, плавно переходящая в агрессию, направленную чаще всего на близких для больного людей. Встречается аутоагрессия. В состоянии депрессии больной замкнут, не желает поддерживать общение, раздражителен.
  • Восприятие. Человек начинает адекватно оценивать свое состояние, пытается решить вопросы, связанные с образованием, семьей, работой.

Это лишь сокращённый вариант эмоций, испытываемых человеком, который получил инвалидность. Каждый воспринимает и оценивает приобретённый дефект по-разному, длительность любого из этапов строго индивидуальна. Психология инвалидности подразумевает понимание того, что происходит внутри человека с ограниченными возможностями, чтобы помочь ему достичь лучшей адаптации, принять свое состояние и добиться улучшения качества жизни.

Пока человек молод, ему легче выходить из затруднительных положений и справляться со стрессами. Но с возрастом мы становимся более уязвимыми, ранимыми, а порой и вовсе беззащитными. Иногда даже простая забота близких людей превращается в настоящее утешение. Обращение за квалифицированной психологической помощью для пожилого человека в таком случае представляется рациональным решением для самого пенсионера и родных, желающих ему только добра.

Когда пожилым людям требуется психологическая помощь?


Финансовые проблемы. Большинство пенсионеров являются нетрудоспособными и за редким исключением могут обеспечить себя материально. Помощи родственников и государственной поддержки не всегда оказывается достаточно. Многие пожилые люди потеряли свои накопления из-за финансовых кризисов, «пирамид» и прочих мошеннических схем. Ухудшение качества жизни лишает человека уверенности в завтрашнем дне. В такой ситуации просто необходим психолог для пенсионеров – он поможет справиться с внутренними переживаниями, тревогой, страхами.

Одиночество. После выхода на пенсию у человека резко сужается круг общения. И хорошо, если рядом есть супруг, с которым они шли по жизни рука об руку. Но после утраты любимого человека, как правило, пожилые люди избирают одиночество и зачастую полностью теряют интерес к окружающей действительности. Они закрываются от всех и замыкаются в себе. Своевременная психологическая помощь пожилым поможет избежать появления таких негативных следствий социального и бытового одиночества, как эмоциональные и психические расстройства, депрессивные состояния.

Проблемы со здоровьем. Некоторые хронические заболевания отнимают у человека способность самому себя обслуживать. Ощущая свою беспомощность, пожилые люди становятся эгоцентричными, раздражительными, обидчивыми. Зачастую это вызывает определенные трудности в общении с близкими. А состояние пенсионера может вылиться в старческую депрессию с желанием уйти из дома или суицидальными мыслями. В таком случае психологическая помощь людям пожилого возраста и беседы специалиста с его родственниками помогут лучше понять друг друга и заново обрести взаимопонимание.

Беспросветная серость жизни. В любом возрасте у человека есть не только физиологические и социальные потребности, но и культурно-нравственные. И если в молодости для нас не является проблемой проводить время так, как нравится, то пенсионер редко может организовать себе интересный досуг. При этом остается неудовлетворенной потребность в хобби и развлечениях, которые делают жизнь яркой и пробуждают к ней интерес. Одна из задач, которую помогает решить психолог пожилым людям, – адаптироваться к своей новой роли в обществе, учиться принимать те изменения, которые сопутствуют естественному и неизбежному процессу, процессу старения, чтобы чувствовать себя более самостоятельным и уметь наполнить дни своей жизни самой жизнью.

Особенности поведения пенсионеров

К старости у человека изменяется восприятие действительности, снижается психологическая и психическая устойчивость, затрудняется двигательная активность, ухудшается память и концентрация внимания. Причем у всех людей эти процессы протекают по-разному. Пожилые оценивают свои жизненные перспективы иначе. Все это находит отражение в их поведении. Их мысли все чаще обращаются к прошлому, где, скорее всего, было немало достижений и ярких событий. Пенсионер психологически готовится к физическому концу.

На внутреннее состояние человека преклонного возраста и его настрой сильно влияет отношение к нему со стороны общества.

Негативный тип. Пенсионер считает, что он никому не нужен. А его взгляды на жизнь безнадежно устарели. Закономерный итог – своеобразный болезненный протест пожилого человека, который проявляется в развитии характерологических пороков (например, сварливости, скупости, обидчивости), пассивности, отчуждения, потерянности, в отказе от общения с членами семьи. В таких ситуациях рациональным является обращение к психологу пожилого человека и его родственников, которым также необходимо научиться смотреть по-другому на старость их близкого.

Позитивный тип. К пожилому окружающие относятся с уважением, как к человеку мудрому, имеющему солидный жизненный опыт. О нем заботятся, учитывают его мнение, советуются по важным вопросам. При этом могут наблюдаться поистине удивительные результаты. На фоне естественных биологических признаков старения наблюдается духовная эволюция, развивается интеллектуальный и творческий потенциал. Пенсионер, получая необходимое ему внимание и отношение, доволен собой и окружающим миром, чувствует себя счастливым.


Оказываемая психологическая помощь пожилому человеку на протяжении многолетней практики позволила специалистам выделить несколько индивидуальных типов старения, каждому из которых присущи определенные линии поведения.

  • Регрессия. Пенсионер возвращается к прошлому поведению – по-детски требует помощи в бытовых ситуациях даже в том случае, если состояние здоровья вполне позволяет ему обслужить себя самостоятельно.
  • Бегство. Человек пытается убежать от старости и проблем, избавить окружающих от себя, уходит из дома, меняет место жительства.
  • Изоляция. Пожилой избирает пассивную роль, не участвует в жизни семьи, общества.
  • Привлечь внимание. Для этого человек готов использовать все доступные способы.
  • Активность. Пенсионер старается быть в курсе событий общественной жизни, не обращая внимания на недомогание и состояние здоровья. Чтобы заполнить «пустоту» и оказаться нужным, начинает осваивать новые горизонты – устраивается на работу, занимается хобби, уходит в политические движения.

В зависимости от целого ряда субъективных факторов и прилагаемых обстоятельств поведение любого из этих типов может протекать как в спокойной форме, так и в виде настоящего бунта. Поэтому адекватная психологическая помощь пожилым потребует знания о социальном положении, материальных условиях, духовных ценностях и психических особенностях человека преклонного возраста. Для этого требуется общение с родными для понимания всей индивидуальной картины жизни пожилого человека.

Методы психологической помощи пожилым людям

Психологическое просвещение. Подразумевает изучение специализированной литературы, в которой описываются трудности, с которыми сталкиваются пожилые люди, особенности их поведения. Такой метод доступен, однако он не позволяет индивидуально подойти к каждому человеку.

Профессиональное консультирование. Психолог для пожилых помогает пенсионеру расширить представления о его возрасте, образе жизни, раскрывает перед ним возможные перспективы, которые позволят смотреть на старость не под таким негативным углом зрения. В данном случае обеспечивается индивидуальный подход, что дает возможность помочь человеку избавиться именно от его конкретных психологических проблем и страхов. Общими конструктивными взаимосвязанными рекомендациями выступают:

  • общаться с людьми,
  • настраивать себя на позитив,
  • рассказывать близким о своих проблемах,
  • любить себя,
  • проявлять заботу об окружающих.

Работа в группах. Программа работы зависит от потребностей ее членов. Это могут быть коммуникативные тренинги, развитие креативности, занятия по адаптации к новым условиям жизни, расширению кругозора, совместный досуг (экскурсии, пикники, театрализованные постановки, организация праздничных мероприятий). Формирование групп, с которыми работает психолог для пожилых, происходит по различным принципам:


  • производственный. При поддержке штатного или приглашенного специалиста предприятия и организации готовят сотрудников определенной возрастной группы к пенсионному периоду. Участники хорошо знают друг друга, и это делает атмосферу комфортной, а занятия – более продуктивными;
  • территориальный. Набор в группу производится по месту жительства (например, по району города). Неоспоримое преимущество такой работы в том, что после окончания курса участники, уже успевшие узнать друг друга, смогут продолжить общение и проводить совместный досуг.

Группы поддержки в процессе горевания. Группа создается для оказания психологической поддержки для пожилых людей, потерявших своих близких. Помощь направлена на процесс переживания горя, трансформацию чувства вины и утраты, поиск новых смыслов.

Психологическая помощь лежачим пожилым людям

Психологическая помощь пожилым и инвалидам во многом определяется состоянием человека. И психика лежачего пациента имеет свои отличительные особенности. Длительная болезнь заставляет его воспринимать мир в негативном ключе. Порой такие люди забывают, что такое положительные эмоции, смех, улыбка, ведь физическая ограниченность и болезненные ощущения изо дня в день доставляют только страдание. Чувство беспомощности, бесполезности угнетает.

Все это провоцирует состояние постоянного стресса и может вылиться в отчаяние и депрессию. При этом включается система биохимического регулирования организма, что выражается психосоматикой – еще большим ухудшением здоровья, появлением новых «болячек». Поэтому очень важно не оказаться в такие моменты в одиночестве. Психологическая помощь инвалидам и лицам пожилого возраста, полностью или частично утратившим двигательную активность, заключается в том, чтобы:

  • помочь пациенту концентрироваться на успехах в лечении и маленьких победах над своим состоянием;
  • ставить перед человеком текущие задачи, шажки, которые он сможет преодолеть в ближайшее время (научиться поворачиваться, садиться в постели и пр.);
  • узнавать о его страхах и совместно работать по их трансформации (любой страх, портящий настроение и жизнь, можно превратить в конструктивное чувство);
  • искоренить в себе гипертрофированную жалость к лежачему человеку (он ее очень чувствует, и это отнимает не только силы, но и надежду), заменив здоровым сочувствием.

Сложности, которые возникают при оказании психологической помощи пожилым

Нежелание менять свои убеждения. Пройдя долгий жизненный путь, пенсионер «обрастает» своими жесткими правилами и бескомпромиссными идеями, которые не желает пересматривать. Его идеалы – это его опора, которая позволяет сохранить внутреннее спокойствие даже в самых сложных ситуациях.

Бездействие. Человек не проявляет интереса к тому, чтобы решать свои проблемы, менять существующее положение дел. Возможно, с молодости он предпочитал закрывать глаза на сложности или за него все решали другие (родители, супруг). Либо пенсионер уже достиг той стадии отчаяния, когда совсем опустились руки.

Нежелание смотреть правде в глаза. Любому человеку сложно признать, что он бессилен, слаб. И пенсионеры не исключение. Они предпочитают жить прошлым, где им все легко удавалось, где жизнь била ключом. Им кажется, что и сейчас все также, а иначе быть не может, поэтому обесценивают помощь психолога.

Профессиональная психологическая помощь в пансионате «Третий Возраст»

Комплекс клубных резиденций «Третий Возраст» уделяет приоритетное внимание психологической работе со своими резидентами. У нас работают квалифицированные специалисты именно гериатрического направления, которые знают, как обеспечить эффективный подход к пенсионерам. В наших пансионатах психолог для пожилых людей составляет как групповые, так и индивидуальные программы занятий, которые помогают пациентам достичь важных целей – научиться принимать себя, обрести чувство собственной значимости, находить маленькие радости в каждом прожитом дне и делиться ими с окружающими людьми.

Граждане с ограниченными возможностями, а так же лица пожилого возраста – часть любого общества, в том числе российского. Эти категории нуждаются в помощи, защите со стороны органов государственной власти, коммуникации. Это связано с тем, что социальный статус таких людей меняется, они не могут трудиться, быть активными членами общества. Каждый должен знать характерные особенности общения с лицами пожилого возраста и инвалидами, всячески поддерживая их и помогая им в адаптации.


  1. Особенности общения с пожилыми людьми
  2. Особенности контакта с инвалидами
  3. Как возрастные изменения влияют на общение с пожилыми людьми
  4. Агрессия
  5. Тревожность
  6. Обидчивость
  7. Забывчивость
  8. Манипулирование
  9. Старческое слабоумие
  10. Скупость
  11. Советы и рекомендации по общению с пожилыми людьми

Особенности общения с пожилыми людьми

Старение организма сопровождается ухудшением самочувствия, ограничением возможностей для реализации своих потребностей, понижением самооценки, депрессивным состоянием. В этот период пенсионеры начинают чувствовать ненужность, ведь дети наверняка уже взрослые, строят свои семьи, друзей становится все меньше. Четче прослеживаются изменения головного мозга, люди пожилого возраста забывают информацию, им сложно формулировать свои мысли, они идут «не в ногу со временем». Обратите внимание на следующие особенности:

  1. Размеренность и планомерность жизни. Жизнь людей обеих категорий не отличается насыщенными красками, они не столь эмоциональны, как основная масса общества. Например, рассматриваемые социальные группы долго готовятся к походу в ЖКХ, магазин, больницу. Появление новых обстоятельств может разрушить построенную цепочку действий.
  2. Ощущение времени и ценностей. Люди пожилого возраста смотрят на время, они его ценят, мыслят более узко, то есть не видят далекого будущего. Пенсионеры живут только двумя категориями – прошлое, как правило, более радужное, и настоящее. Инвалиды же начинают по-другому относиться к ценностям общества, то есть они вкладывают больше смысла в повседневные вещи, на которые другие люди могут просто не обратить внимание. Эти особенности нужно учитывать в этике общения с инвалидами, чтобы не ранить их чувства и переживания.
  3. Они предаются воспоминаниям, хотят вернуться в прошлое. В особенности это касается пожилых, которые вспоминают свою молодость, любят рассказывать о ней. Такие разговоры поднимают настроение, улучшают общее состояние, поэтому необходимо их поддерживать.

Обратите внимание, что перечисленные особенности общения с людьми пожилого возраста распространяются и на инвалидов, однако для последних есть и отдельные рекомендации.

Особенности контакта с инвалидами

Общие правила этикета при общении с инвалидами складываются из особенностей их эмоционального, психологического состояния:

  1. Самооценка и внутреннее состояние человека отличаются нестабильностью и взвинченностью. В связи с этим необходимо обращаться исключительно к личности, а не к сопровождающему, педагогу или иному сотруднику.
  2. При встрече нужно пожимать руку, использовать все жесты и мимику, которые используются с полноценными людьми. Тем самым Вы подчеркнете, что инвалид – нормальный член общества.
  3. Если гражданин получил инвалидность по слуху или зрению, нужно либо озвучивать, либо показывать всех, кто пришел. В процессе беседы необходимо объяснять, к кому Вы обращаетесь.
  4. Если человек находится на коляске, необходимо располагаться так, что Вы смогли поддерживать зрительный контакт.
  5. Предлагайте свою помощь, но не начинайте действовать без согласия того, кому Вы хотите помочь. Необходимо так же уточнить, что и как нужно сделать, чтобы не навредить.
  6. Всегда слушайте человека, будьте внимательными и чуткими, не притворяйтесь, если Вам в действительности не интересно. Если что-то непонятно, то нужно переспросить, уточнить информацию.

Используя эти правила этикета при общении с инвалидами, Вы сможете не только поднять настроение человеку, помочь, поддержать, но и покажете ему, что он полноправный член общества. Будьте внимательны, это ценит каждый.


Обратите внимание, что инвалидность тоже бывает разной, и необходимо учитывать особенности ситуации. Например, правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении, дополняются. Лучше всего проконсультироваться по данному вопросу с психологом, который учтет эмоциональный фон человека.

Как возрастные изменения влияют на общение с пожилыми людьми

С возрастом ухудшается не только физическое состояние человека, но и психологический портрет личности. Изменения в разной степени затрагивают каждого пенсионера, на кого-то они влияют больше, на кого-то меньше. Достаточно часто жизнь окрашивается в темные оттенки, характеризуется негативом, расстройствами, унынием.

Обратите внимание, что у граждан с ограниченными возможностями примерно такое же состояние. Поэтому некоторые из приведенных ниже факторов характерны и для них, например агрессия, тревожность, манипулирование, скупость. Важно знать характеристику каждого показателя, ведь все они в совокупности характеризуют особенности общения с людьми пожилого возраста и инвалидами.

Агрессия

Конечно, под агрессией не понимается дикое состояние пожилых и неполноценных людей, которые кидаются на окружающих. Однако некоторая повышенная нервозность, импульсивность и злость проявляются несознательно. Это обуславливается несколькими факторами:

  1. Гормональные изменения – у лиц с инвалидностью и пенсионеров понижается содержание гормона счастья, вместе с этим повышается кортизол. Это значит, что люди страдают перепадами настроения – хорошее сменяется унынием, агрессивными выпадами, слезами.
  2. Внешние социальные факторы – люди зачастую относятся холодно, недружелюбно, проявляют безразличие. Рассматриваемые социальные группы часто нуждаются в нашей помощи, однако часто мы делаем вид, что не видим этого, не проявляя участия.

Принимая во внимание этот фактор, необходимо относиться с заботой, участием к жизни людей. Подождите, пока агрессивный настрой спадет, и ему на смену придет дружелюбное расположение духа, ни в коем случае не пытайтесь переубедить, спорить и указывать на немощность. Проявите толерантное отношение к инвалидам и пожилым, будьте терпимее и добрее, ведь любовь нужна каждому.

Тревожность

Проявляется особенно в том случае, когда у взрослых людей начинают умирать друзья и знакомые, у инвалидов многие приятели не могут встать с коляски, избавиться от недугов. Страхи и тревоги перед смертью, заболеваниями становятся не такими уж далекими, абстрактными, а реальными. Человек в период своего недуга особенно остро ощущает ненужность, оторванность от общества, отчужденность и отдаленность, в связи с чем часто возникает депрессия и стресс.

В данном случае общение необходимо строить так, чтобы повысить значимость не только в глазах самого собеседника, но и в глазах других. Отвлечения от негативных мыслей, повышения настроения, налаживания эмоционального фона можно добиться построенным досугом, отдыхом и разнообразными развлечениями. Именно на этом строится этика социальной работы с инвалидами и пенсионерами.


Обидчивость

Люди пожилого возраста и ограниченные в возможностях подвержены этому еще сильнее, чем каждый из нас. Недаром говорят, что старики и инвалиды еще более ранимые, чем дети, их обидеть может каждый. Даже если Вы в процессе общения не хотели задеть их тонкую душевную организацию, часто бывает, что это происходит несознательно. Мы не можем понимать, какие именно слова обидят и приведут к негативной эмоции, поэтому рекомендуем анализировать все свои фразы, обороты, избегать двусмысленных формулировок. Старайтесь обращаться доброжелательно, проявите заботу, взвешивайте все, что говорите.

На практике имеют место мнимые обиды, то есть надуманные ситуации, в которых собеседники преувеличивают и окрашивают беседу в негативные краски. В таком случае не нужно выяснять, чем обусловлены расстройства, тем более не стоит просить прощения, просто промолчите и займите позицию нейтралитета. Собеседник наверняка скоро об этом забудет, а Вы только испортите себе настроение и потратите силы зря. Помните, что именно эта особенность общения с людьми пожилого возраста и инвалидами оказывает серьезное влияние на эмоциональный фон человека. Она помогает ему адаптироваться, наладить позитивное мышление и избавиться от отрицательных мыслей.

Забывчивость

На практике она касается пожилых людей, в отношении инвалидов не действует, ведь ее причиной выступают необратимые изменения головного мозга. Если забывчивость проявляется не так сильно и не касается основной информации и данных о личности, то беспокоиться не стоит, это нормальное явление. Если же Вас это начинает беспокоить, явление приобретает серьезные масштабы, обратитесь к врачу, в противном случае могут возникать риски для жизни и здоровья человека.

Как определить, что забывание информации становится опасным – если пенсионер забывает, кушал он или нет, как его зовут, где он живет, закрыл ли он дверь квартиры перед уходом, и иную бытовую информацию – это опасно, обязательно обратитесь к специалистам.

Манипулирование

Особенность взаимодействия с инвалидами и пенсионерами проявляется в манипуляции, это очевидная ситуация. Это связано с тем, что люди страдают определенными недугами, проблемами со здоровьем, поэтому они начинают делать на этом большой акцент и давить на окружающих. В трудностях с физическим состоянием проявляются негативные стороны личности, которые усиливаются в переломный момент.

Конечно, нужно обращать внимание на просьбы и слова, но нельзя переводить общение в потакание слабостям, прихотям ослабленных социальных групп. Лучше всего обратиться за консультацией к специалисту, который проанализирует ситуацию и поможет выстроить структуру общения.

Старческое слабоумие

Медицинское название данного фактора – деменция, которой страдают исключительно пенсионеры, к инвалидам это не относится. Никто не застрахован от этого явления, но знать нужно, что заболевание может быть опасно для здоровья человека.

В запущенных стадиях патология сопровождается бессонницей, депрессией, нарушением правил личной гигиены, постановки речи. Если Вы заметили такие симптомы, то нужно срочно обратиться к медицинскому работнику. Вылечить болезнь не представляется возможным, однако перевести ее в стадию ремиссии и задержать реально.

Скупость

Выход на пенсию, приобретение инвалидности сильно «ударяют» по финансовым возможностям человека, он не может трудиться и, соответственно, получать заработную плату. От этого развивается скупость, жадность, гражданин начинает ценить деньги, которые находятся в его распоряжении.

В процессе общения можно иногда преподносить символичные подарки, помогать продуктами, лекарствами, приспособлениями. Кроме того, постарайтесь объяснить человеку, что необходимости откладывать «на черный день» нет, Вы сможете сами обеспечить достойную старость и дальнейшую жизнь в случае необходимости. Опора и поддержка – вот что важно и нужно в сложившейся ситуации.


Советы и рекомендации по общению с пожилыми людьми

Проанализировав все факторы, которые характеризуют жизнь и состояние человека, предлагаем ознакомиться с рекомендациями по общению:

  1. Формируйте атмосферу уюта – важна чистота, спокойствие, помещение должно быть просторным, светлым. Если нет возможности постоянно убираться, наймите помощницу.
  2. Не раздражайтесь по пустякам, проявите терпеливость. Переживаний и стрессов у пенсионеров много, поэтому наполните их жизнь позитивными эмоциями.
  3. Любовь – то, что нужно каждому, чтобы понимать, что мы нужны, ценны и не одиноки. Пенсионеры особенно нуждаются в этом.
  4. Думайте то, что говорите – уважительность и корректность помогут смягчить обидчивость и злопамятность.
  5. Спросите совета – люди ценят, когда Вы принимаете во внимание их мнение, спрашиваете совета и совместно решаете возникшие проблемы.
  6. Поменяйте приоритеты – теперь благосостояние и жизнь престарелых родителей, близких в большей степени зависит от Вас. Постарайтесь вложить свои силы, эмоции, энергию и сможете избежать конфликтов.

Вы должны понимать, что лица пожилого возраста и неполноценные люди нуждаются в защите, помощи и опеке не только со стороны общества, но и со стороны близких людей. Важно проявить толерантность к инвалидам и пенсионерам – залог нормального общения, уважения и благоприятной атмосферы для их жизни. Будьте добры, дружелюбны, участливы, ведь только любовь сможет излечить даже серьезные потрясения и раны.

Когда-то в 2008г я впервые пришла психологом в Комплексный центр «Забота». На тот момент практического опыта в психологии я не имела совершенно, но у меня был огромный интерес и азарт к освоению новых территорий. К 2012г я уже ощущала силы и потребность внести новизну в свою работу. Мною были написаны и реализованы две программы по работе с персоналом: лекционно-практический курс «Техники и технологии общения с лицами пожилого возраста и инвалидами» и тренинг «Мы – команда», направленный на повышение адаптационного потенциала коллективов нашего центра. Сейчас я чувствую, что могу принести реальную пользу.

[/url]Основная нагрузка обусловлена оказанием психологической помощи клиентам центра, пожилым людям и инвалидам, а также консультированием персонала центра (в том числе по вопросам взаимодействия с клиентами): социальных работников, медицинских сестер, администрации.

Немало времени отдается и методической части:

психологи участвуют в реализации новых инновационных проектов центра (в настоящее время действуют проекты «Альтернатива» и «Деменция»), на базе этих проектов пишутся психологические программы, осваиваются новые категории клиентов (проект «Альтернатива» - работа ведется с лицами, впервые получившими инвалидность);

психологи разрабатывают программы для работы с персоналом и клиентами, по таким направлениям как оптимизация взаимодействия с клиентами, сплочение коллективов центра, профилактика профессионального выгорания;

изучают литературу по психологии, посещают курсы повышения квалификации;

обмениваются опытом на методическом объединении, проводимом ежемесячно на базе центра.

В настоящее время налажено успешное взаимодействие со сторонними организациями, являющимися партнерами нашего центра:

Психоневрологическим диспансером, на базе которого проходит Школа психического здоровья, призванная информировать работников центра о путях взаимодействия с клиентами, имеющими психические нарушения. Кроме того, специалисты ПНД сотрудничают с психологической службой нашего центра, содействуют в сопровождении клиентов с впервые выявленными психическими заболеваниями.

Психоневрологическим интернатом для пожилых и инвалидов (сотрудничество с клиническим психологом).

Психологи центра эффективно замещают друг друга на период отпусков и «непредвиденного отдыха», получая тем самым бесценный опыт взаимодействия с новой категорией клиентов: молодыми инвалидами, лицами, впервые получившими инвалидность и больными психическими заболеваниями.

Отдельно хочется остановиться на описании психологической работы с клиентами центра. Направление геронтопсихологии слабо разработано на уровне г. Череповца, и многое приходится осваивать и внедрять впервые. Но этим наша работа и отличается. Это и привносит в нее с одной стороны, некую сложность, а с другой, позволяет чувствовать себя первооткрывателем.

С клиентами мы проводим психологическую диагностику (чаще когнитивных процессов, эмоциональной сферы), осуществляем индивидуальные консультации, а также проводим занятия по релаксации с музыкальным сопровождением. Последнее направление показало себя очень востребованным. Клиенты, в процессе работы с психологом, становятся менее тревожными, более осознанно смотрят на происходящие в их жизни изменения, отреагируют негативные переживания.

Порой возникают ситуации, когда самой бывает сложно сдержать слезы:

Осознание того, что кроме тебя и социальных работников, пожилому человеку положиться просто не на кого, никто не хочет или не может выслушать, просто подержать за руку, подбодрить, улыбнуться или вместе вновь пережить радостные и печальные моменты прошлого.

Понимание, как важен каждый твой приход в дом клиента. Их тихая радость оттого, что занятие состоится, что их дом не пуст.

Грусть, что не всем пожилым людям и инвалидам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, можешь оказать помощь. Что есть неохваченная категория лиц, которые тихо и незаметно угасают в одиночестве.

Описывая в документации случаи взаимодействия с клиентами, порой задаешься вопросом, а что дает мне моя работа?

Во-первых, удовлетворение, потому что нет более благодарного клиента, чем наш клиент. Улыбка на лице пожилого человека, впервые появившаяся спустя 3 месяца занятий, и благодарность за возможность окунуться в приятные воспоминания, которых, как казалось в начале, вовсе нет.

Во-вторых, опыт: оттачивание навыков консультирования с такой сложной и порой неподдающейся на психологическое воздействие категорией клиентов.

И, в-третьих, саморазвитие. Мудрость – это новообразование именно пожилого возраста. Это то, чему нам молодым психологам надо учиться у наших клиентов, в том числе во время работы с ними.

Мы порой растрачиваем нашу энергию по мелочам, не оставляя места для вещей, действительно важных в нашей жизни: здоровье, любовь, миг общения с близкими, чашечка кофе с друзьями.

Моя работа и мои клиенты помогают мне ценить главное и откладывать в сторону второстепенное, тем самым, расставляя приоритеты в жизни. Спасибо им за это.

В настоящее время в России существует сеть домов - интернатов, в которые принимаются пожилые (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, которые не имеют трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. Работа с данными группами требует от персонала домов - интернатов, в особенности, от социальных работников хорошей психологической подготовки.

Как уже отмечалось, важнейшим условием эффективности применения психотехнологий в практической социальной работе с теми или иными группами населения, нуждающимися в социально - психологической помощи, является, достаточно глубокое понимание и учет их социально - психологических и личностных особенностей. Поэтому, приступая к работе с

пожилыми социальный работник должен учитывать, что в старческом возрасте появляется много «болячек», которые вызваны во многом объективно самой по себе психологической перестройкой личности. В этом периоде у человека снижается жизненный тонус, возникает (или усиливается) пессимистический настрой в связи с осознанием неизбежного конца.83 Существенное значение при этом играют особенности темперамента, характера, экстра - интровертированность психики человека и т.п. Так, у лиц, склонных к самоанализу, к самокопанию и т.д. психическая перестройка происходит сложнее, острее, болезненней. «Уход в себя» нередко становится «уходом в болезнь». На фоне психофизиологических, органических и функциональных изменений (нарушения памяти, внимания, психомоторной деятельности, ориентировки и т.д.), в целом ухудшением адаптационных процессов у пожилых людей происходят негативные изменения психологического, духовного склада личности.

Исследование пожилых, поступающих в дома - интернаты свидетельствуют о развитии у них дезадаптационных процессов. Сам по себе переход из домашних условий в «казенный дом», воспринимающийся и переживающийся как последний этап перед уходом из жизни, смена старого привычного домашнего окружения новым (персоналом, часто нежелательными соседями и т.п.) может привести к психическим расстройствам. Согласно исследованиям, дезадаптационные реакции обнаружены у 43,5 % лиц, помещенных в дома - интернаты и выражаются в разных формах клиники: невротические состояния (36.5%), депрессивные реакции (слезливость, повышенная тревожность и пр.), психопатоподобные реакции (гневливость, склонность к конфликтам, недовольство персоналом, обида на родных и пр.). Формы дезадаптационных реакций во многом зависят от особенностей темперамента и характера. Так, изучение данной группы пожилых показало, что большая часть дезадаптационных процессов обнаружена у эмоционально - лабильных лиц (66.9%).

Отмеченные психологические особенности поведения пожилых требуют определенных соответствующих направлений и форм социально - психологической работы с ними. Важным направлением в этой работе является благополучное прохождение пожилыми социально - психологической адаптации в доме - интернате, включающей три основных этапа: 1) пребывание пожилых, поступивших в дом - интернат, в приемно - карантинном отделении; 2) расселение их для проживания в доме - интернате; 3) 6-месячное пребывание в этом учреждении, после чего пожилые должны решить вопрос, оставаться в нем или нет. Задача социального работника на первом этапе - снизить состояние неуверенности, тревожности у пожилых, оказавшихся в «казенном доме». Для этого необходимо дать клиентам достаточно полную информацию о жизни в доме - интернате (через стенды, альбомы с фотографиями и т.п., отражающими образ жизни, формы досуга и пр.), выяснить во время индивидуальных бесед причины поступления в интернат, ознакомить людей с условиями их будущей жизни, распорядком, функциями и т.д.

В целом социальный работник вместе с другими работниками интерната должен создать благоприятный социально - психологический микроклимат, обеспечить по мере возможности трудовую занятость пациентов, содержательный досуг, сформировать микросоциальные группы по интересам, активно развивать навыки общения и т.д. Весь комплекс данных форм работы с пожилыми, выражающий терапию средой ведет к их более успешной социально - психологической адаптации и реабилитации.

Отметим некоторые особенности социально - психологической работы с инвалидами, находящимися в домах - интернатах. Согласно «Декларации о правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1971г. инвалидом признается лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу наличия врожденных или приобретенных недостатков и нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности инвалидов выражается в полной или частичной утрате ими способности осуществлять самообслуживание, передвижение,

ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Начиная работу с инвалидами, социальный работник должен узнать о причине инвалидности. Согласно исследованиям в стационаре доминируют инвалиды с детства (64.8%). Основную группу составляют (83.3%) инвалиды с последствиями поражения центральной нервной системы (остаточные явления детского церебрального паралича, полиемиелита, энцифалита, травм спинного мозга и т.п.) Часть из инвалидов нуждается в постоянном уходе (81%), часть передвигается с помощью костылей или кресел - колясок (50.4%), другие передвигаются самостоятельно. Согласно тем же исследованиям, 10.9% инвалидов не могут обслуживать себя, 33.4% обслуживают себя частично.

Разрабатывая план мероприятий, в ходе анкетирования, интервью, бесед, социальный работник выявляет интересы молодых инвалидов, их запросы, пожелания. После проведения тех или иных мероприятий следует изучить их влияние на эмоциональную сферу, в целом на поведение инвалидов, выявить общность в интересах, увлечениях, стремлениях. С целью развития коммуникативных способностей, усиления сплоченности важно выявить в группе лидеров с положительной ориентацией, через которых можно влиять на других членов группы. Поскольку уровень и темпы социально - психологической адаптации молодых инвалидов часто зависит от «привязанности» к своей болезни (отсюда подавленность «уход в болезнь» и т.п.), поэтому социальный работник должен выступать как психотерапевт - использовать методы отвлечения от пессимистических грустных мыслей и чувств и переключения умонастроения в позитивное русло.

Понимание (в необходимых пределах) и учет психофизиологических особенностей, изменений личностного плана особенно важны в процессе работы с психическими больными и инвалидами, находящимися в психоневрологических интернатах. В зависимости от степени изменений психики, умственной отсталости, нарушений эмоциональной сферы и пр. (олигофрения в разных формах, шизофрения и т.п.) социально - психологическая реабилитация этой категории инвалидов требует применения специфических форм и методов социальной работы. При психических заболеваниях в отличие от других значительно нарушаются социальные связи и отношения —заболевает не какой-то орган, а в целом личность. Поэтому реабилитация психически больных выступает, прежде всего, как их ресоциализация. Коррекция личностных реакций происходит в зависимости от успеха «основного» комплекса мер по восстановлению (реституции) или компенсации нарушенных функций. С этим связана специфика основных этапов социально - психологической реабилитации психически больных. В психиатрической литературе выделяется 3 основных этапа реабилитации:

Восстановительный - т.е. восстановительная терапия как средство достижения реадаптации и реабилитации. Основная задача на этом этапе - предотвращение формирования психических нарушений, в частности, явления госпитализма, т.е. нивелировки индивидуальных особенностей личности в итоге нахождения пациента в общих однообразных условиях стационара, отрыва от внешних социальных связей и т.п. Медикоментозные средства лечения здесь должны сочетаться с психосоциальными методами (терапия средой, занятость позитивными формами деятельности, психотерапия, лечебная физкультура и т.д.).

Реадаптационный - т.е. терапия больных, имеющая целью приспособление их в той или иной степени к условиям внешней среды. Основными здесь являются психосоциальные методы воздействия, стимулирующие социальную активность больных. Важнейшее значение имеет трудовая терапия, обучение или переобучение новой профессии, а также специальная педагогическая (воспитательная) психотерапевтическая работа, проводимая с больными и их родственниками (обучение «умению жить», «умению работать», «умению общаться с людьми»).

Важную роль играет общение больных со здоровыми, лечение занятостью, культтерапия, лечебная физкультура. Биологическое лечение ограничивается здесь приемом поддерживающих доз психотропных препаратов.

3) Реабилитационный (т.е. реабилитация в собственном смысле) - восстановление больного в правах, его индивидуальной и общественной ценности, прежних социальных связей, помощь в трудоустройстве и быту. Реабилитация на этом этапе проходит во внебольничных условиях (надомный труд, работа в лечебно - производственных мастерских, специальных цехах или на обычном предприятии).

Наряду со стационарными формами важное значение в социально - психологической работе с пожилыми и инвалидами имеет надомное обслуживание. Основными его организационными формами являются отделения социальной помощи на дому, отделения специализированной социальной помощи на дому, служба срочной социальной помощи, отделения дневного пребывания и др. В процессе психосоциальной работы социальный работник использует здесь многообразные формы деятельности: выявляет и помогает в организации нуждающихся пожилых и инвалидов в прикреплении к центрам социального обслуживания, способствует реализации льгот инвалидам, выявляет структуру семьи (полная, неполная, наличие одиноких и т.д.), оказывает помощь в восстановлении связей инвалидов с трудовыми коллективами, в ряде случаев помогает гасить внутрисемейные конфликты (с учетом всей деликатности этой сферы быта), оказывает помощь в организации медицинского обслуживания (вызов участкового врача, узких специалистов), помогает пожилым и инвалидам в социально - бытовых вопросах (в использовании услуг прачечной, химчистки и т.д., в уборке квартиры, доставке продуктов и медикаментов и т.д.).

В целом вся эта многообразная деятельность социальных работников имеет целью оказать данным группам населения социально - организационную помощь, морально - психологическую поддержку и тем самым улучшить их социально - психологическую адаптацию.

Читайте также: