Пути решения проблем социальной пенсии нетрудоспособных граждан

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Совина Наталия Константиновна

В данной статье дается оценка качества и эффективности пенсионного обеспечения в Российской Федерации в настоящее время. В системе пенсионного обеспечения определены проблемы , которые являются и причиной социальной напряженности в обществе, и проведен их аналитический обзор. Среди них самой главной оказалась та, что непосредственно связана с государственным социальным внебюджетным фондом « Пенсионный фонд Российской Федерации ». А именно: дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Исходя из этого, и предложены наилучшие варианты пути совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Среди проанализированных решений уже определенных проблем оказалась реформа повышения пенсионного возраста, которая уже реализуется в настоящее время. Другие пути совершенствования пенсионного обеспечения также проанализированы и обобщены.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Совина Наталия Константиновна

Problems and ways to improve pension support in THE Russian Federation

This article assesses the quality and effectiveness of pension coverage in the Russian Federation at present. The pension system identifies problems that are the cause of social tension in the society, and their analytical review has been carried out. Among them, the most important was the one directly connected with the state social extra-budgetary fund “ Pension Fund of the Russian Federation ”. Namely: the budget deficit of the Pension Fund of Russia. Based on this, the best options for improving the provision of pensions in the Russian Federation were proposed. Among the analyzed solutions to already identified problems was the reform of raising the retirement age, which is already being implemented now. Other ways to improve pensions are also analyzed and summarized.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации»

Проблемы и пути совершенствования пенсионного обеспечения в Российской

Problems and ways to improve pension support in THE Russian Federation

Совина Наталия Константиновна

Студент 2 курса Факультет гуманитарных наук Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Российская Федерация, Нижний Новгород e-mail: sovinank@std. mininuniver.ru

Sovina Nataliya Konstantinovna

Student 2 term Faculty Humanities Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University Russian Federation, Nizhny Novgorod e-mail: sovinank@std. mininuniver.ru

В данной статье дается оценка качества и эффективности пенсионного обеспечения в Российской Федерации в настоящее время. В системе пенсионного обеспечения определены проблемы, которые являются и причиной социальной напряженности в обществе, и проведен их аналитический обзор. Среди них самой главной оказалась та, что непосредственно связана с государственным социальным внебюджетным фондом «Пенсионный фонд Российской Федерации». А именно: дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Исходя из этого, и предложены наилучшие варианты пути совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Среди проанализированных решений уже определенных проблем оказалась реформа повышения пенсионного возраста, которая уже реализуется в настоящее время. Другие пути совершенствования пенсионного обеспечения также проанализированы и обобщены.

This article assesses the quality and effectiveness of pension coverage in the Russian Federation at present. The pension system identifies problems that are the cause of social tension in the society, and their analytical review has been carried out. Among them, the most important was the one directly connected with the state social extra-budgetary fund "Pension Fund of the Russian Federation". Namely: the budget deficit of the Pension Fund of Russia. Based on this, the best options for improving the provision of pensions in the Russian Federation were proposed. Among the analyzed solutions to already identified problems was the reform of raising the retirement age, which is already being implemented now. Other ways to improve pensions are also analyzed and summarized.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, проблема, пути совершенствования, Пенсионный фонд Российской Федерации.

Key words: pension provision, problem, ways to improve, Pension Fund of the Russian Federation.

В Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике главным институтом защиты человека теперь является пенсионное обеспечение. Ввиду этого наблюдается социальная напряженность в обществе. Причина такого явления: существенные проблемы в системе пенсионного обеспечения, которая остается неизменной на протяжении нескольких лет, для чего и необходимо разработать пути его совершенствования. В этом и состоит актуальность данной работы.

Цель состоит в том, чтобы предложить наилучшее решение проблем пенсионного обеспечения, для чего в статье проведен аналитический обзор основных проблем, а также обобщены наиболее эффективные пути совершенствования пенсионного обеспечения.

В качестве аналитической базы исследования использованы статистические материалы Росстата, а также научные работы и Федеральные Законы на данную тему.

Но, прежде чем перейти к анализу пенсионного обеспечения Российской Федерации, стоит обратиться к опыту других государств. За последние два десятилетия в большинстве развитых стран произошло повышение пенсионного возраста, в некоторых из них такое явление имело место дважды.

Так, во всех странах - республиках бывшего СССР (кроме Узбекистана и России) после 1990 г. Пенсионный возраст или уже был повышен, или его повышение происходит в настоящее время. В Армении пенсионный возраст как для мужчин, так и для женщин составляет сейчас 63 года. В Таджикистане и Киргизии в 63 года на пенсию выходят мужчины и в 58 лет - женщины, в Азербайджане - в 63 года и 60 лет соответственно. В Казахстане пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет, а для женщин - 58 лет, но к 2027 году он будет повышен как для мужчин, так и для женщин до 63 лет. В Белоруссии с 2017 года общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет [2, с. 86].

К тому же основной фактор, решающий повышение пенсионного возраста - «проблема одновременного решения двух противоречивых задач: обеспечения приемлемого уровня пенсий и нагрузки пенсионной системы на экономику» [2, с. 86]. То есть, с одной стороны, пенсионная реформа увеличивает число работоспособного населения, а соответственно, и налоговые отчисления с их доходов, которые, между прочим, являются фундаментом пенсионного обеспечения. А с другой стороны, снижается количество пенсионеров, а значит, и нагрузка на экономику государства.

При этом, как бы положительно не звучали данные выводы, не стоит забывать о том, что повышение пенсионного возраста не проходит без негативной реакции со стороны населения. Часто под влиянием граждан государства правительство было вынуждено проводить повышение пенсионного возраста следующими способами:

1. Осуществление реформы в более щадящем режиме. К примеру, «во Франции власти были вынуждены ввести другие условия выхода на пенсию многодетных и родителей детей-инвалидов» [2 с. 89].

2. Проведение реформы более медленными темпами. В Германии пенсионный возраст повышался по одному месяцу в год, в США - по два месяца в год, в Канаде - по три месяца в год [2 с. 88].

3. Откладывание реформы. В Казахстане правительство приняло решение отложить реформу на четыре года [2 с. 89].

Получается, что при принятии реформы не берут во внимание такой фактор, как продолжительность жизни. Однако это не так. В связи с развитием процессов демократизации общества и увеличением в общей численности населения доли пожилых все же продолжительность жизни влияет на пенсионное обеспечение. Только не реальная, а ожидаемая. По данным Всемирной организации здравоохранения, ожидаемая продолжительность жизни в странах ЕС гораздо выше, чем в Российской Федерации. Можно предположить, что именно это и стало причиной столь позднего повышения пенсионного возраста в нашей стране, так как данный законопроект несколько раз оказывался на рассмотрении, однако постоянно откладывался. Какие же проблемы стали причиной реформации пенсионного обеспечения конкретно в Российской Федерации?

Самой главной проблемой, из которой вытекают и все второстепенные, является дефицит бюджета Пенсионного Фонда России (далее - ПФР).

ПФР - государственный социальный внебюджетный фонд, основная цель которого «управление финансами пенсионного обеспечения» [3, с. 299]. Согласно статье 17 Федерального Закона (далее - ФЗ) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», бюджет ПФР формируется, по большинству, за счет средств федерального бюджета, а также страховых и добровольных взносов, средств пенсионных

накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата [7]. Исходя из данных ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», ясно, что бюджет ПФР принят с дефицитом в 59,4 млрд рублей [8].

Причиной этого является следующая проблема пенсионного обеспечения - ухудшение демографической ситуации: на 2019 год соотношение трудоспособного населения к нетрудоспособному составляет около 2:1. Для сравнения, в 2009 году ситуация была немного лучше - 3:1. Дело в том, что уже несколько лет наблюдается естественная убыль среди населения РФ, например, в 2018 году она составила около 244 тыс. человек [6]. Большая часть - трудоспособная от 20 до 40 лет. А число пенсионеров, выходящих на пенсию, на протяжении нескольких лет стабильно колеблется вокруг цифры 500 тыс. в год. Подтверждением этого является и статистика соотношения пенсионных взносов и выплат. За 2017 год от страхователей в бюджет ПФР перечислены средства в размере 4481,9 млрд рублей в то время, как фонд выплатил пенсии населению размером в 7167,2 млрд рублей [6]. Расходы фонда по данному критерию на 2685,3 млрд рублей больше, чем размер поступлений от страхователей.

Из этого вытекает следующая проблема - функционирование масштабного сектора теневой и неформальной экономики. На 2018 год размер теневой экономики составлял 20% от валового внутреннего продукта (далее - ВВП) [6]. Это значит, что 1/5 часть организаций, являющихся официально не зарегистрированными, не производит налоговых отчислений, в т.ч. и в ПФР, что приводит не только к проблемам пенсионного обеспечения, но и к ухудшению экономического развития Российской Федерации.

Еще одной причиной дефицита ПФР и проблемой пенсионного обеспечения является высокая инфляция и низкая доходность от инвестирования пенсионных накоплений. Данная проблема состоит в том, что ликвидации дефицита в бюджете ПФР можно достичь только путем сохранения и, при возможности, увеличения пенсионных накоплений, чтобы уменьшить размер государственных дотаций. А это возможно только при уровне доходности пенсионных накоплений как минимум на 5-6% выше уровня инфляции [5, с. 53].

Немаловажной проблемой является и финансовая безграмотность населения. Не все знают, что с 2014 года действует законопроект о моратории на перевод накопительной части пенсии (6%) в Негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ). Главной задачей НПФ является обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности общества, а также формирование долгосрочного инвестиционного ресурса [1, с.46]. Стоит сказать, что и те, кто знает о данном нововведении, не спешат перечислять средства в НПФ. Причиной этому является недоверие негосударственным организациям. По статистике лишь 26% доверяют НПФ [1, с. 46]. Этому есть объяснение: некоторые НПФ до проведения реформ по ужесточению требований со стороны законодательства Российской Федерации и Центрального банка создавались как офшорные и выводили пенсионные накопления за границу. Именно поэтому население Российской Федерации считает, что государственный фонд надежнее.

Последней в данной статье, но не по важности является проблема тенденции увеличения функций, выполняемых ПФР. Помимо основных направлений его деятельности существуют и те, что напрямую не связаны с главной целью Пенсионного фонда РФ. Среди них: назначение и осуществление социальных выплат и доплат отдельным категориям граждан; ведение регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи; выдача сертификатов и выплат материнского капитала; администрирование средство, поступающих по обязательному медицинскому страхованию и т.д. [4, с. 262]. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что увеличение нагрузки на ПФР отрицательно влияют на эффективность выполнения главной функции - финансирование пенсионного обеспечения граждан. Потому для наиболее качественного исполнения

всех функций ПФР необходимо обеспечить предоставление дополнительных человеческих и материальных ресурсов.

Для решения данных проблем возможны несколько путей совершенствования.

1. Увеличение поступлений в ПФР [9, с. 121].

Такое решение сможет покрыть дефицит бюджета ПФР. Однако нет гарантий, что подобное усовершенствование не окажет неблагоприятное влияние на соотношение численность плательщиков пенсионных взносов и пенсионеров из-за уменьшения численности занятых в народном хозяйстве.

2. Реформирование системы пенсионного обеспечения:

Касательно активного внедрения НПФ в обиход населения необходимы следующие этапы реформирования:

a. Разработка схем обязательных пенсионных взносов работающего населения, которые будут накапливаться в НПФ;

b. Внесение добровольных пенсионных сбережений населения в НПФ.

К сожалению, реализация этих двух этапов зависит от финансовой стабильности экономики, т.к. не все граждане Российской Федерации имеют достаточно средств, чтобы отчислять часть из них в НПФ, а также от уровня финансовой грамотности населения.

Что касается решения проблемы теневого сектора, государству необходимо проводить активную политику в сфере занятости по созданию свободных мест, а также поощрения малого бизнеса.

3. Реформа повышения пенсионного возраста.

Как было сказано ранее, в Российской Федерации в последние несколько лет наблюдается ухудшение демографической ситуации, что является причиной самой главной проблемы пенсионного обеспечения -дефицита бюджета ПФР. Именно поэтому была поддержана реформа повышения пенсионного возраста. Теперь пенсионный возраст для женщин - 60 лет, а для мужчин - 65, что на 5 лет больше прежнего. Данная реформа сейчас находится в стадии реализации. Уже с 2019 года началось постепенное повышение пенсионного возраста. Рассмотрим положительные и отрицательные стороны данного усовершенствования.

Против такой реформы высказалось достаточно большое число человек: более 200 тыс. человек в период с 14 июля по 7 ноября 2018 года по всей стране выходили на протесты, митинги, демонстрации. Однако тенденция повышения пенсионного возраста наблюдается во многих странах. Разве что стоит учесть: в этих странах иные стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни также гораздо выше [4, с. 261]. Потому, по мнению экономистов, данная реформа имеет место быть лишь с существенным пакетом экономических и даже политических реформ.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что в системе пенсионного обеспечения РФ достаточное количество проблем. Однако все они имеют свое решение: от увеличения поступлений до повышения пенсионного возраста, которое активно внедряется в нашу жизнь уже сейчас. Государство должно проводить активную политику в сфере занятости, поощрении малого бизнеса, разрабатывать действенные механизмы делегирования полномочий региональных, государственных структур гражданского общества, повышать открытость и прозрачность информационного обеспечения. И тогда не только пенсионное обеспечение будет на высшем уровне, но и уровень жизни населения Российской Федерации.

Список используемой литературы:

1. Галимова И.В. Пенсионное обеспечение населения России / И.В. Галимова // Инновационная наука. -2016. - №5. - С. 45-46.

2. Горлин Ю.М., Гришина Е.Е., Ляшок В.Ю., Федоров В.В. Повышение пенсионного возраста: опыт зарубежных стран и оценка эффектов для России / Ю.М. Горлин, Е.Е. Гришина, В.Ю. Ляшок, В.В. Федоров // Финансовый журнал / Financial Journal. - 2017. - №6. С. 85-97.

3. Матвеев Д. А. Проблемы Пенсионного фонда России / Д.А. Матвеев // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 299-301.

4. Прохоренко Ю.И., Русских А.В. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Том 7. - №1. - С.259-263.

5. Разумовская Т.В., Евтушенко Е.А. Основные проблемы государственного пенсионного обеспечения в РФ / Т.В. Разумовская, Е.А. Евтушенко // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2016. - №1. С.52-59.

6. Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб. / М.: Росстат, 2019. - 549 с.

7. Федеральный закон от 11 декабря 2018 года №462-ФЗ «О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2018. -№51. - ст. 7859.

8. Федеральный закон от 28 ноября 2018 года №432-Ф3 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // СЗ РФ. - 2018. - №49. - ст. 7504.

9. Чирг Д.Н., Чермит З.А. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации, проблемы и пути его совершенствования / Д.Н. Чирг, З.А. Чермит // Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса. - 2016. - С. 120-122.

Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам

План курсовой работы

1. Понятие социальной пенсии и порядок назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам.

  • 1.1. Понятие социальной пенсии, виды и размеры и порядок назначения.
  • 1.2. Категории нетрудоспособных граждан.

2. Размеры социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в Иркутской области за период 2019-2020 год.

  • 2.1. Размеры социальной пенсии в 2020 году в Иркутской области.

Список использованной литературы.

Введение

Хотела бы начать курсовую работу с того, что «73% населения мира не имеют никакого или очень ограниченного доступа к социальной защите, что приводит к увековечиванию крайней нищеты и лишений в жизни большинства жителей планеты. Вследствие этого актуальность моей темы заключается в том, что система социального обеспечения на данный момент как одна из категории поддержки граждан функционирует неэффективно, так как законодательство в этой области на наш взгляд лишь затрагивает поверхностные аспекты данного вопроса, в связи с экономической и политической нестабильностью.

Моя тема посвящена социальной пенсии нетрудоспособным гражданам, что является одним из критериев социальной защиты и помощи тем, кто беден и уязвим, таким категориям людей как: дети, женщины, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, безработные и другие лица. Одним из важных направлений социальной модернизации является развитие механизмов социализации неблагополучных групп населения, в том числе, в первую очередь, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На данный момент я могу с уверенностью сказать, что социальная поддержка как одна из категории защиты граждан в РФ, функционирует неполноценно, а иногда и вообще не функционирует, в связи с этим я выбрала данную тему для, того чтобы разобраться на каком этапе появился конфликт интересов социальной поддержки граждан.

Так согласно статье 7 КРФ, одной из основы конституционного строя РФ, является социальная поддержка граждан, так в статье указано следующее:

  • 1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  • 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Вследствие этого данная тема актуальна для рассмотрения в качестве научной работы, в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. В настоящее время, прежде всего, необходимо найти решение относительно роли государства в новой социальной политике, его функций и взаимодействия с государственными институтами. современной действительности, в условиях социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособии, компенсации), бесплатные или частично платные услуги.

Цель курсовой работы – исследовать тему социальной пенсии нетрудоспособных граждан как одну из категории социальной поддержки и защиты граждан в РФ. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • 1. Провести исследование понятия социальной пенсии, а также порядок назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам.
  • 2. Рассмотреть размеры социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в Иркутской области за период 2019-2020 год, а также произведено исследование индексации социальной пенсии по РФ.

Курсовая работа на тему: "Социальная пенсия нетрудоспособных граждан" состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

В первой главе курсовой работы произведено исследование понятие социальной пенсии и порядок назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам.

Во второй главе курсовой работы рассмотрены размеры социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в Иркутской области за период 2019-2020 год.

В заключении отражены основные выводы по курсовой работе.

Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации.

Кто имеет право на назначение социальной пенсии

Социальная пенсия по инвалидности устанавливается:

  • Инвалидам 1, 2 и 3 группы, в том числе инвалидам с детства;
  • Детям-инвалидам.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается:

  • Детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери;
  • Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны, устанавливается:

Детям, государственная регистрация рождения которых произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов;

Найденным (подкинутым) детям или детям, оставленным матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в указанной медицинской организации, государственная регистрация рождения которых произведена в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по 31 декабря 2014 года включительно».

Социальная пенсия по старости устанавливается:

  • Гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии;
  • Гражданам Российской Федерации, достигшим 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим указанного возраста

Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии не влияет, за исключением социальной пенсии, назначенной гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам Российской Федерации, достигшим 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины).

Куда обратиться

Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее. Заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда России по своему выбору либо в многофункциональный центр (далее – МФЦ), в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением, либо по почте.

Заявление может быть подано лично гражданином, которому назначается пенсия, его представителем, либо через работодателя. Также гражданин может направить заявление в форме электронного документа через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР или через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В случае подачи заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя:

  • лично (представителем, через работодателя) днем обращения за пенсией является день приема территориальным органом ПФР заявления;
  • по почте - днем обращения за пенсией считается дата, которая указана на почтовом штемпеле по месту отправления заявления;
  • через МФЦ – днем обращения за пенсией считается дата приема заявления МФЦ;
  • через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и представлении в территориальный орган ПФР всех необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в срок, не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией считается дата подачи заявления в форме электронного документа.

Какие документы представить

К заявлению о назначении социальной пенсии представляются:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации, вид на жительство иностранного гражданина (лица без гражданства);
  • другие документы, необходимые для подтверждения дополнительных обстоятельств;
  • свидетельство о рождении ребенка, в котором отсутствуют сведения об обоих родителях, или документ органа записи актов гражданского состояния, содержащий такие сведения;

при направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.

Документы об установлении социальной пенсии по инвалидности

Сведения об инвалидности, содержащиеся в федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», или выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, поступившая в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального учреждения медико-социальной экспертизы.

Условия назначения

Условия назначения социальной пенсии:

  • постоянное проживание на территории Российской Федерации;
  • принадлежность к категории «нетрудоспособные граждане».

Сроки назначения

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. За исключением:

  • случаев, когда установлена социальная пенсия по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, которые ранее получали социальную пенсию по инвалидности, предусмотренную для детей-инвалидов и выплата которой была прекращена в связи с достижением 18 лет;
  • случаев, когда установлена социальная пенсия по старости гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), которые ранее получали страховую пенсию по инвалидности и выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

Социальная пенсия по старости устанавливается бессрочно. Социальная пенсия по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе бессрочно.
Социальная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.

Размеры социальной пенсии

Размеры социальной пенсии нетрудоспособных граждан

Категория получателей пенсии

Размер пенсии

5606,15 рублей в месяц

13454,64 рублей в месяц

Дети в возрасте до 18 лет и старше, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие обоих родителей и дети умершей одинокой матери

11212,36 рублей в месяц

4765,27 рублей в месяц

Размер социальной пенсии по старости граждан, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшихся получателями трудовой пенсии по инвалидности, не может быть менее размера трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным гражданам по состоянию на день, с которого им была прекращена выплата указанной трудовой пенсии по инвалидности в связи с достижением данного возраста.

Размеры социальных пенсий гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями

Размеры социальной пенсии гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации на весь период проживания в данной местности. При выезде граждан из этих районов на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Выплата

Пенсия выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.

Способы доставки пенсии:

1. через Почту России – вы можете получать пенсию на дом или самостоятельно в почтовом отделении по месту жительства. В этом случае каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки, при этом пенсия может быть выплачена позднее установленной даты в пределах доставочного периода. Дату окончания выплатного периода лучше узнать заранее, так как в каждом почтовом отделении она своя. Если пенсия не получена в течение шести месяцев, то ее выплата приостанавливается, и необходимо будет написать заявление в свой Пенсионный фонд, чтобы возобновить выплату;

2. через банк – вы можете получать пенсию в кассе отделения банка или оформить банковскую карту и снимать денежные средства через банкомат. Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится в день поступления средств от территориального органа Пенсионного фонда России. Снять свои деньги с банковского счета можно в любой день после их зачисления. Зачисление на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения;

3. через организацию, занимающуюся доставкой пенсии – вы можете получать пенсию на дому или самостоятельно в этой организации. Полный перечень таких организаций в вашем регионе (в том числе осуществляющих доставку пенсии на дом) есть в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда России. Порядок выплаты пенсии через иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий, такой же, как через отделение почтовой связи.

Для выбора способа доставки или его изменения, вам необходимо уведомить об этом ПФР, любым удобным для вас способом:

  • письменно, подав заявление непосредственно в территориальный орган ПФР либо многофункциональный центр (бланк заявления о доставке пенсии);
  • в электронном виде, подав соответствующее заявление через «Личный кабинет» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и сайте ПФР.

Доставка пенсий несовершеннолетним пенсионерам

Доставка пенсии производится по желанию пенсионера:

  • через кредитную организацию путем зачисления сумм пенсии на счет;
  • через организации почтовой связи (иные организации, занимающиеся доставкой пенсий) путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.

Особенностью доставки пенсии несовершеннолетним пенсионерам является то, что право на пенсию имеет сам несовершеннолетний гражданин, при этом доставку данной пенсии возможно производить как на его имя, так и на имя его законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя).

Таким образом, если получателем пенсии является ребенок в возрасте до 18 лет доставка пенсии может производиться его родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю), – на счет указанного лица в кредитной организации или через организацию почтовой связи (доставочный документ будет оформлен на имя правомочного лица).

При этом суммы пенсий, причитающиеся несовершеннолетнему гражданину, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый его опекуном или попечителем, и могут расходоваться без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

На родителей также распространяется указанный порядок доставки пенсий в силу соответствующих положений Семейного кодекса Российской Федерации.

Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе самостоятельно получать установленную ему пенсию через организацию почтовой связи (иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий) или на свой счет в кредитной организации.


Государство дает гарантии предоставления средств к существованию всем своим гражданам, кто постоянно проживает на территории России.

При этом не важно, работал ли человек хотя бы один день в своей жизни: если он не может трудиться, чтобы обеспечить себя, ему даётся социальная пенсия, которая назначается государством.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Какие существуют социальные пенсии нетрудоспособным гражданам?

Социальная пенсия – это те выплаты, которые государство предоставляет нетрудоспобным гражданам, когда они не успели заслужить страховую пенсию (маленький стаж либо слишком мало пенсионных баллов).

Для таких выплат необходимо соблюдение только 2-х условий: постоянное проживание на территории РФ и установленная в определяемом законодательством порядке нетрудоспособность.

Это пенсионные выплаты, которые назначаются по следующим причинам:

  1. по потере кормильца – получают дети до совершеннолетия либо студенты до 23 лет, у которых нет родителей;
  2. по инвалидности – назначаются инвалидам вне зависимости от группы;
  3. по старости – выплачиваются женщинам старше 60 лет и мужчинам старше 65 (если они принадлежат к малым народностям Крайнего Севера, то старше 50 и 55 лет соответственно).

Это правило применяют, когда страховая пенсия оказывается выше предоставляемой государством.

Пенсионеры считаются нетрудоспособными и могут претендовать на социальную пенсию. Однако возраст, с которого она положена, выше обычного пенсионного.

Если страховые выплаты по старости представительницам прекрасного пола назначаются с 55 лет, то социальные – с 60. Для мужчин это 60 и 65 лет соответственно.

Какова сумма выплат?

Сумма социальной пенсии устанавливается законом.

Она имеет фиксированный размер, который зависит от ряда причин.

Кроме всего прочего, она определяется тем, в каком именно году выплачивается данное пособие.

Его сумму государство регулярно увеличивает, на 2017-й год размер размер социальной пенсии составляет для:

  • инвалидов 3 гр. – 4279 рублей 14 копеек;
  • стариков, инвалидов 2 гр., детей и студентов-очников, потерявших только из родителей – 5034 рубля 25 копеек;
  • инвалидов 1 группы, инвалидов с детства 2 группы, детей и студентов-очников без матери и отца – 10 068 рублей 53 копейки;
  • инвалидов с детства (1 гр.) и несовершеннолетних инвалидов – 12 082 рубля 6 копеек.
к оглавлению ↑

У кого имеется право на дополнительную поддержку по гособеспечению?

Кроме социальной, имеется пенсия по государственному обеспечению.

  1. по потере кормильца – родственникам скончавшихся военнослужащих, космонавтов и граждан-жертв радиационных и технокатастроф, если они нетрудоспособны (включая временную).
  2. По старости:

  • ликвидаторам Чернобыльской катастрофы;
  • переселенцам из зоны отчуждения или отселения;
  • вынесшим лучевую болезнь;
  • живущим в зоне отселения;
  • а также пострадавшим от других технокатастроф.
  • По инвалидности:

    • солдатам и офицерам, потерявшим полностью трудоспособность и ставшими инвалидами в армии;
    • инвалидам-блокадникам;
    • участникам ВОВ;
    • летчикам-космонавтам.
  • к оглавлению ↑

    Размеры

    Сумма госпенсии исчисляется в процентах к соответствующей социальной:

      по старости:

    • 200% для живущих в поясе радиоактивного загрязнения;
    • 250% для инвалидов ЧАЭС и ликвидаторов.
  • По потере кормильца:

    • 200% детям погибших от военной травмы;
    • 150% детям умерших от полученной в армии болезни;
    • 250% сиротам, которые лишились матери и отца в результате аварии в Чернобыле или других технокатастроф;
    • 125% – другим нетрудоспособным ближайшим родственникам умершего из-за ЧАЭС или технокатастрофы.
  • По инвалидности:

    • 300% – 1 гр. (причина – военная травма);
    • 250% – 2 гр. (травма на военной службе); 1 гр. (болезнь, полученная на военной службе, участвовавшие в Великой Отечественной); инвалиды, пострадавшие от радиационных и технокатастроф;
    • 200% 2 гр. (болезнь, заработанная в армии, участие в ВОВ), 1 гр. со значком жителя блокадного Ленинграда;
    • 175% – 3 гр. (травма на военной службе);
    • 150% – 3 гр. из-за полученной в армии болезни либо участникам ВОВ, инвалидам-блокадникам 2 группы.
  • Как оформить?

    Соцпенсию можно оформить когда угодно после того, как возникло право на нее. Нужно подать заявление в отделение ПФР там, где вы живете, либо по месту прописки.

    Второй вариант – оформить в МФЦ при посещении.
    Однако личное присутствие вовсе необязательно, можно отослать его почтой или в цифровом виде в «Личный кабинет гражданина» на pfrf.ru.

    Если пенсия предоставляется несовершеннолетнему, заявление подают законные представители. При этом нужно предъявить:

    1. само заявление;
    2. документ гражданина (паспорт);
    3. свидетельство о разводе/браке (если менялась фамилия либо вдова/вдовец претендуют на пенсию по потере кормильца);
    4. свидетельства о рождении детей;
    5. справки из жилищных органов и наличии иждивенцев;
    6. свидетельство о смерти усопшего кормильца;
    7. свидетельство о рождении либо усыновлении, подтверждающее родственную связь с умершим кормильцем;
    8. выписка из акта медико-социальной экспертизы об инвалидности.

    Обязательными являются только заявление и паспорт, остальные документы относятся к подтверждающим дополнительные обстоятельства и подаются при необходимости.

    Там необходимо на первой странице вписать свои персональные данные (ФИО, пол, номера документов и так далее), а на третьей поставить галочку напротив «назначить социальную пенсию по старости» (по инвалидности, по случаю потери кормильца – в зависимости от основания).

    Галочки также нужно проставить в п.4, где уточняются дополнительные обстоятельства, а в пункте 6 описать прилагаемые документы.

    Если некой бумаги не хватает, об этом сообщат работники Фонда и дадут время на её предоставление.

    Таким образом, получателем социальной пенсии может стать любой нетрудоспособный гражданин России. Её размеры, как правило, меньше страховой, но она даст необходимые средства к существованию.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

    Читайте также: