Работа по договору и пенсия в беларуси

Определяем периоды, засчитываемые в стаж работы

Работник, занимающийся подготовкой документов для назначения пенсии, должен определить все периоды, которые входят в стаж работы сотрудника. Такими периодами являются :

— периоды работы (по трудовым и гражданско-правовым договорам), предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в ФСЗН;

— периоды, указанные в ч. 2 ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении: получение образования на дневном отделении, военная и альтернативная служба, отпуск по уходу за ребенком до трех лет, уход за инвалидом, получение пособия по безработице и пр.

Внимание!
Периоды, указанные в ч. 2 ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении, учитываются при подсчете стажа, только если они не совпадают с периодами работы и иной деятельности, когда уплачивались взносы в ФСЗН .

Отметим, что периоды работы (иной деятельности) должны быть подтверждены документально (трудовыми книжками, справками и пр.).

Готовое решение
Подробнее о документах, подтверждающих стаж работы (иной деятельности),
см. готовое решение «Какие документы нужны для назначения пенсии по возрасту».

На практике возможна ситуация, когда в документах указана неполная информация о периоде работы (иной деятельности). В таком случае необходимо руководствоваться следующими правилами :

— если в документе указан только год (без точных дат), то за дату принимается 1 июля соответствующего года;

— если в документе не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца;

— если в документе об образовании не указаны конкретные даты, то днем начала и окончания обучения считаются 1 сентября и 1 июля соответственно.

Фиксируем даты начала и окончания каждого периода, включаемого в стаж

Затем необходимо выписать даты начала и окончания каждого периода, включаемого в стаж. Для дальнейшего расчета дату следует указывать в формате ГГГГ.ММ.ДД,
где ГГГГ — это год, ММ — месяц, ДД — день. Информацию можно оформить в виде таблицы.

Пример

Период, включаемый в стаж Начало периода Окончание периода
Обучение в дневной форме 1977.09.01 1982.06.29
Работа по трудовому договору 1982.07.01 1993.09.06
Работа по гражданско-правовому договору 1998.03.20 1998.09.16
Работа по трудовому договору 2000.04.03 2018.12.13

На заметку
Некоторые периоды работы имеют особенности при подсчете трудового стажа. Например, периоды работы на водном транспорте, в колхозе. Их лучше учитывать отдельно .

Подсчитываем полный трудовой стаж работника

Для подсчета необходимо выполнить следующие действия.

1. Суммируем даты начала и окончания периода.

Сначала необходимо сложить все даты начала периодов, отдельно — даты окончания периодов. При этом года складываем с годами, месяцы — с месяцами, а дни — с днями.

Пример

Даты начала периодов Даты окончания периодов
1977.09.01
+
1982.07.01
+
1998.03.20
+
2000.04.03
=
7957.23.25
1982.06.29
+
1993.09.06
+
1998.09.16
+
2018.12.13
=
7991.36.64

2. Отнимаем дату окончания от даты начала.

Затем по такому же принципу от полученной суммы окончания периодов отнимаем сумму начала периодов. То есть от лет отнимаем годы, от месяцев — месяцы,
от дней — дни.

Пример

Полученное значение (34.13.39) означает, что сотрудник имеет трудовой стаж продолжительностью 34 года, 13 месяцев и 39 дней.

3. Преобразуем полученное значение.

Полученные данные необходимо преобразовать с учетом следующих правил :

— каждые 30 дней перевести в полный месяц;

— каждые 12 месяцев перевести в полный год.

Пример

Работник имеет трудовой стаж продолжительностью 34 года, 13 месяцев и 39 дней. Преобразуем его следующим образом:

34 года 13 месяцев 39 дней
— 30 дней
+1 месяц
=
34 года 14 месяцев 9 дней
12 месяцев
+ 1 год
=
35 лет 2 месяца 9 дней

Трудовой стаж работника — 35 лет 2 месяца 9 дней.

4. Прибавляем дни увольнения.

Напомним, что день увольнения является последним рабочим днем сотрудника. В связи с этим к полученной продолжительности трудового стажа необходимо добавить по одному дню за каждый случай увольнения работника .

Пример
В рассматриваемой нами ситуации работник работал по трудовому договору дважды (остальные периоды — это обучение и работа по гражданско-правовому договору). Соответственно, у работника было два дня увольнения. Данное число необходимо прибавить к трудовому стажу.
35 лет 2 месяца 9 дней + 2 дня = 35 лет 2 месяца 11 дней.
Полный трудовой стаж работника — 35 лет 2 месяца 11 дней.

Внимание!
Исчисляя стаж работы после 01.06.1998, необходимо учитывать следующее. Если среднемесячный заработок (доход) работника, из которого уплачены взносы в ФСЗН, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже МЗП, в стаж работы засчитывается период, определяемый с применением поправочного коэффициента.
Поправочный коэффициент = среднемесячный заработок (доход) / МЗП.
Поправочный коэффициент представляет собой величину с тремя знаками после запятой (например, 0,869) .


В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Кто из иностранцев имеет право на российскую пенсию

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.
  • Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

    Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

    • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
    • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
    • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

    С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

    На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

    С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

    Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

    Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

    С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

    Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

      за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  • пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.
  • Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

    Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

    Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

    Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

    Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

    Таким образом, Договор между Россией и Белоруссией позволяет получать гражданам этих государств получать пенсию от двух стран сразу, если они успели поработать и в России, и в Белоруссии. Это позволяет не «терять» заработок на конвертации валют, что случается с гражданами других постсоветских стран.

    Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

    Как учитывается заработок в другой валюте

    Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

    Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

    Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

    • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
    • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

    По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.

    Примерно каждый четвертый пенсионер в Беларуси продолжает работать. При этом работающие пенсионеры могут получать и пенсию, и зарплату одновременно, а могут временно отказаться от пенсии в обмен на прибавку в будущем. FINANCE.TUT.BY разбирался в том, сколько и как получают работающие пенсионеры.


    Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

    Пенсии на общих основаниях: за пять лет работы без пенсии ее можно увеличить в 1,8 раза

    В этом году на пенсию на общих основаниях мужчины выходят в 61,5 года, женщины — в 56,5 лет. Если пенсионер решает продолжить работать, у него есть две опции. Первая — это получать одновременно и пенсию, и зарплату.

    — Пенсии, назначенные на общих основаниях, в период работы выплачиваются с ограничением индивидуального коэффициента заработка 1,3, — говорят в Минтруда. — Важно учитывать, что работая с получением пенсии, после оставления работы нельзя будет пересчитать стаж.

    Иными словами, если ваш пенсионный коэффициент составляет 1,5, то, пока вы работаете, пенсию будут начислять по коэффициенту 1,3.

    Вторая опция — это отказаться от получения пенсии в период работы и в дальнейшем получать больше.

    — В этом случае пенсия увеличивается за счет дополнительного стажа и за счет так называемой премии. Так, отказавшись от ее получения в период работы, за первый год такой работы пенсия увеличится на 6% заработка, из которого исчисляется пенсия, за второй — на 8%, за третий — на 10% и т. д. Отработав 5 лет без получения пенсии, можно увеличить ее размер 1,5−1,8 раза, — объясняют в Минтруда.

    Вредные условия: пенсию по возрасту будут платить, даже если продолжить работать на том же месте

    За работу с особыми условиями труда на пенсию по возрасту можно выйти на 5−10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Если такой пенсионер продолжит работать после назначения пенсии, то платить пенсию ему все равно будут. Причем неважно, где именно он работает — во вредных условиях или нет.

    — Единственное ограничение — это индивидуальный коэффициент заработка. Если он выше чем 1,3, значит, пенсия будет ограничена этим коэффициентом, — комментируют в Минтруда. — При этом нужно отметить, что с 1 января 2009 года в республике действует система профессионального пенсионного страхования. Накопление пенсионных прав в этой системе осуществляется за счет специальных взносов работодателей. Порядок пенсионирования в этой системе отличается. Важно помнить, что работник, выработавший более половины требуемого льготного стажа после 1 января 2009 года, уже не сможет получать досрочную пенсию в период «вредной» работы. Исключение установлено только для лиц, у которых больше половины льготного стажа на работах по спискам № 1 и № 2 было выработано до 1 января 2009 г.

    Педагоги и медики: либо ранняя пенсия, либо работа на прежнем месте

    Пенсия за выслугу лет также назначается тем, кто занимался отдельными видами профессиональной деятельности: отдельным категориям медицинских и педагогических работников, артистам, спортсменам, работникам авиации.

    — Пенсия за выслугу лет будет выплачиваться им при условии, что они не работают в должностях, дающих право на эту пенсию, — рассказывают в Минтруда.

    Иными словами, если фельдшеру выездной бригады станции скорой помощи была назначена пенсия за выслугу лет, но он хочет продолжать работать в этой же должности, то выплачивать пенсию за выслугу лет ему не будут. Или же он может перейти на другую, не вредную работу и получать и зарплату, и пенсию.

    — В этом случае также будет действовать ограничение в выплате пенсии с учетом индивидуального коэффициента заработка 1,3. То есть если индивидуальный коэффициент заработка пенсионера составляет, например, 1,8, то в период работы он будет получать пенсию по коэффициенту 1,3, — добавляют в Минтруда.

    Силовики: если работать по другой специальности, ограничивающих коэффициентов для пенсии не будет

    Силовикам (к ним относятся в том числе военнослужащие-контрактники, спасатели, милиция) пенсия назначается не по линии Минтруда, а по линии соответствующего ведомства — Минобороны, МЧС, МВД. Продолжать «работать по специальности» военный может еще пять лет (если у него есть ученая степень, то этот срок может быть продлен еще на пять лет), но в этом случае получать одновременно пенсию и зарплату будет нельзя. Плюс для этого нужно будет пройти медкомиссию, которая определит степень годности к военной службе по медицинским показаниям.

    Зато после выхода на пенсию силовики могут без ограничений устраиваться на другую работу. Пенсию им при этом будут платить в полном размере, ограничивающих коэффициентов нет. Правда, временно отказаться от получения пенсии и за это потом получить дополнительный повышающий коэффициент силовики тоже не могут.

    Госслужащие: на пенсию можно выйти на пять лет раньше, но получать половину пенсии

    Госслужащим могут назначить пенсию за выслугу лет на пять лет раньше общеустановленного. Главное условие — проработать на госслужбе не менее 20 лет (в том числе не менее двух лет на государственных должностях после 1 марта 1994 года). Выплата пенсии будет зависеть от того, продолжит ли этот человек работать.

    — Такая пенсия не выплачивается в период занятия предпринимательской деятельностью или работы по трудовому договору, причем неважно где — на госслужбе или в другой организации. Если госслужащий не работает и не занимается предпринимательской деятельностью, но еще не достиг общеустановленного пенсионного возраста (в нынешнем году это 56,5 года для женщин и 61,5 года для мужчин), то он будет получать 50% пенсии, — рассказали в Минтруда.

    Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.



    Но не так уж много у нас высокооплачиваемых пенсионеров - думаю, все хорошо будет.











    почему не всплыло это раньше?

    Возможно, в 2017 он работал у кого-то ЕЩЕ и по нему этот другой наниматель дал в СОБЕС сведения о трудоустройстве пенсионера (пенсию поэтому ему урезали и без вашего участия).

    А сейчас, если вы остались его единственным работодателем, то вся ответственность за излишне выплаченную в 2018 году пенсию ложится на вашу организацию. И ваш директор может "повесить" эту сумму на ВАС ЛИЧНО (это же ваш косяк).



    Не откладывайте разговор с работником!











    мне директор говорит, что если доход у пенсионера в месяц не больше 1000 руб, пенсию не пересчитывают, думаю это касается пенсионера ИП (есть у нас и такой товарищ), а не наемного работника.



    Размер заработной платы (дохода) работающего пенсионера на уменьшение пенсии никак не влияет - важен сам факт трудоустройства пенсионера.

    В Законе о пенсионном обеспечении:

    Статья 83. Порядок выплаты пенсий

    Пенсии выплачиваются органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, без учета получаемого пенсионером заработка (дохода). При этом часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (статьи 56 и 70 настоящего Закона), в период работы (службы) либо период, в течение которого пенсионер являлся индивидуальным предпринимателем (за исключением работы непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях), не выплачивается.













    ВОЗМОЖНО, что период выполнения работ, оказания услуг по гражданско-правовому договору к ПЕРИОДУ РАБОТЫ (СЛУЖБЫ) и не относится?

    Обратите на это внимание директора, когда он поедет выяснять.

    Вопрос: Необходимо ли извещать орган, выплачивающий пенсию, о заключении с пенсионером гражданско-правового договора, предметом которого является оказание услуг?

    Ответ: Статьей 93 Закона о пенсионном обеспечении обязанность по извещению органа, выплачивающего пенсию, при приеме на работу пенсионера возложена на работодателя.

    В соответствии со ст.1 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (далее - Закон о страховых взносах) работодатели - юридические лица (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории РБ), их представительства, филиалы и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее - гражданско-правовой договор), физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, а также юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

    Необходимо учитывать, что взыскиваемая органом социальной защиты сумма пенсии будет проиндексирована в соответствии с Законом РБ от 21.12.1990 № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» и в итоге значительно превысит сумму задолженности.


    Как выплачивается пенсия работающим пенсионерам? Всегда ли можно на нее рассчитывать?

    В период работы либо занятия предпринимательской деятельностью не выплачиваются доплаты к пенсиям пенсионерам, достигшим 75 (80) лет, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь, и ежемесячные доплаты, установленные отдельным категориям неработающих получателей в соответствии с решением Минского городского Совета депутатов «Об установлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», а также ежемесячные доплаты к пенсиям лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим ученую степень доктора наук и ученое звание профессора.

    Ч. 1 ст. 83 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» установлено, что пенсии выплачиваются без учета получаемого пенсионером заработка (дохода). Но при этом часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 % средней заработной платы в республике (что соответствует индивидуальному коэффициенту заработка 1,30000), в период работы либо период, в течение которого пенсионер являлся индивидуальным предпринимателем (за исключением занятости непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях), не выплачивается. Выплата в полном размере будет производиться со дня, следующего за днем увольнения пенсионера или исключения его из единого регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Если же пенсия исчислена с учетом индивидуального коэффициента заработка менее или равного 1,30000, то она выплачивается в период работы (в том числе при занятости на работе на условиях неполного рабочего времени, по гражданско-правовому договору) или в период, когда пенсионер является индивидуальным предпринимателем, в полном размере.

    Не выплачиваются в период работы пенсии по возрасту, назначенные досрочно в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» до достижения общеустановленного пенсионного возраста или приобретения права на пенсию по другим основаниям.

    В период работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью приостанавливается выплата пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

    Также не выплачиваются пенсии за выслугу лет в период работы, дающей право на эту пенсию, отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава, отдельным категориям медицинских и педагогических работников, артистам, спортсменам.


    Кто уведомляет органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, о приеме пенсионера на работу и его увольнении?

    При приеме на работу пенсионера (в том числе при заключении гражданско-правовых договоров) работодатель обязан в пятидневный срок известить об этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в бесспорном порядке с работодателей.

    Пенсионер также обязан извещать орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. При этом следует обратить внимание, что на работодателя возложена обязанность об извещении только о приеме на работу пенсионера, а документы об увольнении гражданин самостоятельно предоставляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Впрочем, организация тоже вправе направить эти сведения в адрес управления социальной защиты.

    Какие выплаты положены по достижении 75 и 80 лет?

    Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 года № 35 доплаты к пенсиям установлены постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите, достигшим 75 и 80 лет.

    К неработающим получателям пенсий в данном случае относятся лица, получающие пенсии, но при этом не являющиеся индивидуальными предпринимателями и не осуществляющие трудовую деятельность на основании трудовых, гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, либо на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

    Доплаты устанавливаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем достижения 75 или 80 лет. Лицам, достигшим 75 лет, устанавливается доплата в размере 75 % минимального размера пенсии по возрасту. Тем, кому исполнилось 80 лет, — 100 % минимального размера пенсии по возрасту.

    Например, Иванов Н. П., родившийся 5 июля 1945 года, достиг 75 лет 5 июля 2020-го. С 1 августа 2020-го ему будет выплачиваться доплата в размере 75 % минимального размера пенсии по возрасту, составляющей на этот момент 64,03 рубля — это будет 48,02 рубля.


    Многие пенсионеры ошибочно считают, что по достижении 80 лет к доплате в размере 75 % добавляется доплата в размере 100 % минимального размера пенсии по возрасту. Это не так, доплаты не суммируются, просто по достижении 80 лет размер выплаты увеличивается с 75 до 100 % минимального размера пенсии по возрасту.

    Например, Петров Н. П., родившийся 5 июля 1940 года, достиг 80 лет 5 июля 2020-го. С 1 августа 2020-го ему будет выплачиваться доплата в размере не 48,02 рубля, а 64,03 рубля, то есть 100 % минимального размера пенсии по возрасту. Таким образом, она будет увеличена на 17,75 рубля.

    Стоит учитывать, что в период работы или предпринимательской деятельности данные доплаты к пенсии не выплачиваются. Тем не менее пенсионерам, достигшим 80 лет (независимо от того, работают они или нет) на основании норм Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» устанавливается надбавка на уход в размере 50 % минимальной пенсии по возрасту (на сегодня это 32,02 рубля), которая выплачивается с первого числа месяца, следующего за месяцем достижения пенсионером 80 лет.

    Инвалидам I группы к пенсии устанавливается надбавка на уход в размере 100 % минимального размера пенсии по возрасту, в связи с чем по достижении ими 80 лет к пенсии не будет установлена надбавка на уход в размере 50 % минимальной пенсии по возрасту как лицу, достигшему 80 лет. Это связано с тем, что при наличии права на надбавку на уход по различным основаниям она начисляется по одному (наиболее выгодному) основанию.

    К слову, права на надбавку получателям пенсий, достигшим 75 и 80 лет, не имеют лица, находящиеся в местах лишения свободы либо на государственном обеспечении и проживающие в государственных стационарных организациях социального обслуживания.

    В настоящее время граждане пенсионного возраста все чаще пытаются найти работу: на одну пенсию прожить непросто. На что обратить внимание при их трудоустройстве и увольнении? Какой трудовой договор заключать с пенсионерами? Предусмотрены ли трудовым законодательством дополнительные гарантии для этих работников? На эти и другие вопросы вы получите ответы, прочитав данную статью.

    Заключение трудового договора

    Заключение трудового договора (контракта) с работником, достигшим пенсионного возраста, не имеет каких-либо особенностей. Основополагающим фактором является то, какую работу может предложить наниматель такому сотруднику.

    Вид трудового договора зависит от характера предстоящей работы: постоянная или срочная, временная, сезонная. Следовательно, при приеме на работу стороны с учетом характера предстоящей работы могут заключить один из видов трудового договора, предусмотренных ст. 17 Трудового кодекса РБ (далее – ТК).

    Ограничений на заключение контракта с лицами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, законодательство также не содержит.

    Заключенный с пенсионером трудовой договор (контракт) может содержать условие об установлении предварительного испытания, если о таком условии его стороны (наниматель и работник) достигли соглашения при приеме на работу (ст. 28 ТК).

    Справочно: в соответствии с п. 2 ст. 305 ТК инвалидам и пенсионерам (независимо от вида назначенной пенсии) предоставлено преимущественное право на заключение трудового договора о выполнении работы на дому.
    Работник, являющийся пенсионером по возрасту, также вправе заключить трудовой договор (контракт) на условиях совместительства с учетом особенностей, установленных гл. 32 ТК в отношении лиц, работающих по совместительству.

    При приеме на работу, т.е. при заключении трудового договора (контракта), наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить документы, перечисленные в ст. 26 ТК.

    Требования относительно формы, содержания и условий трудового договора определены ст. 18 и 19 ТК.

    Так, содержание и условия трудового договора определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных ст. 19 ТК.

    В случае заключения с работником контракта он должен содержать обязательные условия, предусмотренные Декретом Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет), другими нормативными правовыми актами с учетом трудовой функции работника.
    Уведомление органов по труду, занятости и социальной защите

    После заключения трудового договора (контракта) с работником, получающим пенсию, на нанимателе лежит обязанность уведомить органы по труду, занятости и социальной защиты о приеме на работу лица, получающего пенсию.

    Обязанность извещения районных (городских) управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите об изменении условий, влияющих на выплату пенсий, пособий и компенсаций, установлена ст. 93 Закона РБ «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон о пенсионном обеспечении).

    При приеме на работу пенсионера работодатель обязан известить об этом в 5-дневный срок орган, выплачивающий пенсию. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей – юридических лиц и в судебном порядке с работодателей – физических лиц (ст. 93 Закона о пенсионном обеспечении).

    Справочно: пенсионер также обязан извещать орган, выплачивающий ему пенсию, об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

    Работающим пенсионерам выплата пенсии осуществляется с ограничением в порядке, предусмотренном частью первой ст. 83 Закона о пенсионном обеспечении.

    Взыскание сумм пенсий, излишне выплаченных в связи с представлением работодателем документов, содержащих недостоверные сведения, либо в связи с невыполнением работодателем требования об извещении в 5-дневный срок органа, выплачивающего пенсию, о приеме на работу пенсионера, обращается на денежные средства работодателей, находящиеся на счетах в банках, на основании распоряжения органов, выплачивающих пенсии, о взыскании в бесспорном порядке излишне выплаченных сумм пенсий (п. 1 постановления Минтруда и социзащиты РБ от 30.10.2001 № 14 «О порядке взыскания излишне выплаченных сумм пенсий»).

    В случае несвоевременного сообщения или несообщения о приеме на работу пенсионера суммы пенсии, излишне выплаченные пенсионеру, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей –юридических лиц и в судебном порядке с работодателей – физических лиц.
    Взыскателями переплат сумм пенсий выступают органы по труду, занятости и социальной защите, выплачивающие пенсии.

    ЭТО ВАЖНО! Обязанность работодателя известить орган, выплачивающий пенсию, возникает лишь при приеме на работу пенсионера. В случае оформления работнику пенсии по возрасту в период трудовых отношений уведомление органов по труду, занятости и социальной защите не требуется.

    Трудовые отношения с пенсионерами

    В период работы лица, являющегося пенсионером, на него распространяются общие нормы законодательства о труде.

    Так, права и обязанности работника-пенсионера, режим труда и отдыха, условия оплаты труда, право на трудовые и социальные отпуска, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством о труде, и другие вопросы, связанные с осуществлением работником-пенсионером своей трудовой функции, не имеют особенностей.
    Законодательством не установлены специальные требования к условиям труда работников пенсионного возраста. Но наниматель, принимая такого работника на работу, должен учитывать, что условия труда, в частности режим рабочего времени и времени отдыха, должны соответствовать трудоспособности конкретного пожилого человека.

    Справочно: проблемам обеспечения трудовых прав и социальной защиты пожилых людей посвящена Рекомендация Международной организации труда от 23.06.1980 № 162 «О пожилых трудящихся». В ней даны общие советы работодателям по улучшению условий труда работников-пенсионеров и производственной сферы.

    Повышенные гарантии работающим пенсионерам по сравнению с обычными работниками могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами, трудовым договором (контрактом).

    В отношении права на трудовые и социальные отпуска отметим следующее. Пенсионер, будучи работником, имеет право на трудовые и социальные отпуска при наличии оснований, предусмотренных ТК (ст. 149 ТК).

    Дополнительный поощрительный отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью до 5 календарных дней включительно устанавливается работникам, работающим по контракту, как одно из обязательных условий заключения контракта нанимателя с работником (подп. 2.5 п. 2 Декрета).

    Кроме трудового отпуска работник, являющийся пенсионером по возрасту, имеет право на социальные отпуска, предусмотренные ТК.

    В частности, работнику-пенсионеру могут быть предоставлены отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет при условии выхода матери ребенка на работу (службу), кратковременные отпуска без сохранения заработной платы, отпуск без сохранения или частичным сохранением заработной платы, предоставляемый по инициативе нанимателя, отпуск в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

    ЭТО ВАЖНО! На работников, являющихся пенсионерами, распространяются все положения, вытекающие из ТК, в т.ч. по вопросам отпусков, режима труда и отдыха, гарантий и компенсаций, работы в выходные дни, государственных гарантий по оплате труда и т.д.

    Особенности увольнения работников-пенсионеров

    При увольнении работника, достигшего пенсионного возраста, нанимателям необходимо руководствоваться основаниями прекращения трудового договора (контракта), предусмотренными ТК.

    Вместе с тем законодатель предусмотрел особенность при расторжении трудового договора, заключенного на неопределенный срок, и срочного трудового договора, в т.ч. контракта, с лицами, достигшими пенсионного возраста.

    В частности, срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора и по другим уважительным причинам (ст. 41 ТК).

    В силу предписаний части первой ст. 41 ТК работник вправе требовать досрочного расторжения срочного трудового договора только при наличии у него уважительных причин. Следует заметить, что в статье приведены лишь некоторые обстоятельства, которые закон называет уважительными и наличие которых дает работнику право требовать досрочного расторжения трудового договора.

    Справочно: разновидностью срочного трудового договора является контракт.

    Согласно разъяснению, содержащемуся в части второй п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников», судам надлежит иметь в виду, что досрочное расторжение контракта возможно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы по контракту, нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора или условий контракта и по другим уважительным причинам (ст. 41 ТК).

    При оценке уважительности причин расторжения контракта по требованию работника суд должен учитывать, что указанные истцом причины препятствовали ему выполнять работу по заключенному контракту. К таким причинам можно относить, например, состояние здоровья, выход на пенсию, изменение места жительства, необходимость ухода за больными членами семьи. Доказательства уважительности причин досрочного расторжения контракта представляет истец.

    Нельзя не отметить, что на практике применение ст. 41 ТК вызывает определенные затруднения ввиду того, что в норме статьи приведены только 3 бесспорные причины прекращения срочного трудового договора по требованию работника: болезнь, инвалидность, нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора или трудового договора. Уважительность иных причин, которые препятствуют продолжению работы по трудовому договору, вправе оценивать исключительно наниматель.

    Неоднозначность толкования понятия «выход на пенсию», неурегулированность порядка реализации работником своего права на расторжение контракта досрочно в связи с выходом на пенсию и, зачастую, злоупотребление работниками этим правом, безусловно, вызывают у обеих сторон контракта трудовые споры особенно в тех случаях, когда наниматель принимает на работу на условиях заключенного контракта работника, являющегося пенсионером, т.е. достигшего пенсионного возраста.

    Вызывает обеспокоенность у нанимателей применение ст. 41 ТК и в тех случаях, когда работник, с которым заключен контракт, в период трудовых отношений достигает пенсионного возраста и продолжает работать, не требуя расторжения контракта в связи с выходом на пенсию. В дальнейшем, желая уволиться, такой работник обращается к нанимателю с требованием о досрочном расторжении контракта в связи с выходом на пенсию.

    Поэтому некоторые наниматели не соглашаются с требованием работника об увольнении, мотивируя отказ тем, что выход на пенсию работником мог быть реализован в момент достижения работником пенсионного возраста.

    Для рассмотрения таких ситуаций и выработки единого подхода к порядку реализации работником права на увольнение досрочно в связи с выходом на пенсию целесообразным будет обращение к нормам Закона о пенсионном обеспечении.

    В соответствии с частью третьей ст. 35 Закона о пенсионном обеспечении нетрудоспособными членами семьи считаются лица, достигшие пенсионного возраста (мужчины –60 лет, женщины – 55 лет).

    Кроме того, существует ряд нормативных правовых актов, в которых лица, достигшие пенсионного возраста, рассматриваются как нетрудоспособные граждане, нетрудоспособные члены семьи (например, в п. 6 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента РБ от 29.11.2005 № 565, п. 2 Положения о порядке и условиях предоставления социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 08.06.2001 № 858).

    В связи с этим отметим, что назначение гражданину пенсии по возрасту свидетельствует о нетрудоспособности этого лица вне зависимости от состояния здоровья и иных причин.

    Таким образом, можно полагать, что работник, достигший пенсионного возраста, независимо от срока, прошедшего с момента достижения им пенсионного возраста, состояния здоровья вправе обратиться к нанимателю с письменным заявлением о досрочном прекращении контракта в связи с выходом на пенсию. Однократность реализации такого права не вытекает из норм законодательства о труде.

    Вместе с тем такая позиция может быть оспорена, так как вопросы уважительности причин, на которые ссылается работник, требуя досрочного расторжения контракта, в каждом конкретном случае рассмотрения трудового спора являются предметом судебной оценки.

    Рассмотрим выход на пенсию в качестве уважительной причины досрочного прекращения трудовых отношений, основанных на иных видах трудовых договоров.

    При наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы (состояние здоровья, пенсионный возраст, радиоактивное загрязнение территории и др.), а также в случаях нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора наниматель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника (часть четвертая ст. 40 ТК).

    Из приведенной нормы следует, что законодатель также отнес пенсионный возраст к обстоятельствам, исключающим или значительно затрудняющим продолжение работы.

    Норма ст. 41 ТК предусматривает возможность прекращения срочных трудовых договоров и по другим (помимо названных в статье) уважительным причинам, препятствующим выполнению работы по трудовому договору.
    В связи с этим полагаем возможным, применив аналогию закона, а также в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства о труде распространить единый подход в вопросе досрочного прекращения трудовых отношений по инициативе (требованию) работника, достигшего пенсионного возраста, независимо от вида заключенного с ним трудового договора.

    При прекращении трудового договора (контракта) в связи с выходом на пенсию запись об увольнении вносится в трудовую книжку работника с указанием этой причины (часть шестая ст. 50 ТК).

    Выходное пособие при увольнении

    Работники, являющиеся пенсионерами, имеют право на выходное пособие, которое выплачивается в случаях, предусмотренных ТК и иными актами законодательства, коллективным договором, соглашением.

    Ситуация

    Имеют ли право пенсионеры, работающие там по контракту, на выходное пособие в размере не менее 3-кратного среднемесячного заработка, выплачиваемого на основании части четвертой ст. 48 ТК?


    Начнем с того, что увольнение работников по п. 1 ст. 42 ТК является прекращением трудового договора по инициативе нанимателя, поэтому ТК установлены правила, которые наниматель обязан соблюдать.

    При прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя выплачивается выходное пособие в размере не менее 3-кратного среднемесячного заработка (часть четвертая ст. 48 ТК).

    Выходное пособие не выплачивается совместителям (часть шестая ст. 48 ТК).

    Как следует из приведенной нормы, законодателем установлено ограничение в части выплаты выходного пособия только в отношении одной категории работников – работающих по совместительству.

    Следовательно, работникам-пенсионерам независимо от вида получаемой ими пенсии и оснований ее назначения при увольнении в связи с ликвидацией организации согласно п. 1 ст. 42 ТК должно быть выплачено выходное пособие в размере не менее 3-кратного среднемесячного заработка в соответствии с частью четвертой ст. 48 ТК.

    При расторжении трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка, за исключением работников, которым актами законодательства установлена выплата минимальной компенсации за расторжение срочного трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора (часть третья ст. 48 ТК).

    Справочно: при увольнении работника в случае досрочного расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя наниматель выплачивает работнику минимальную компенсацию в размере 3 среднемесячных заработных плат за ухудшение его правового положения в соответствии частью первой п. 2 постановления Совета Министров РБ от 02.08.1999 № 1180.

    Действие указанной нормы не распространяется на работников, достигших пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины –55 лет) и имеющих право на полную пенсию, а также работников, не достигших указанного возраста, но получающих пенсии (кроме трудовых пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальных пенсий).

    С учетом изложенного работникам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим право на полную пенсию, при расторжении контракта в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного, трудового договора на основании ст. 41 ТК наниматель обязан выплатить выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка.

    Размер пособия может быть увеличен в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением (часть седьмая ст. 48 ТК).

    С 25 июля 2014 г. Законом РБ от 08.01.2014 «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» установлено, что наниматели также вправе увеличивать размер выходного пособия самостоятельно.

    Читайте также: